Законодательство Испании по вопросу об иностранных инвестициях
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

После вступления Испании в ЕС ее законодательство по вопросу об иностранных инвестициях претерпело значительные изменения, суть которых состоит в либерализации внешнеэкономической деятельности и международной кооперации. Договором о присоединении Испании к ЕС был предусмотрен переходный период, в течение которого испанское законодательство об иностранных инвестициях и валютном контроле должно было быть приведено в соответствие с действующими в ЕС актами, регулирующими движение капиталов.

В связи с принятым ЕС решением от 24 июня 1988 г. о либерализации движения капиталов Испания в 1988-1990 гг. приняла ряд законодательных документов по либерализации притока иностранных ресурсов из стран ЕС, а Королевским декретом от 20 декабря 1991 г. были практически устранены все ограничения в этой области, как в отношении стран ЕС, так и в отношении третьих стран. В этом декрете указывается, что поступления, и платежи с заграницей осуществляются свободно, не затрагивая при этом акты об иностранных инвестициях, подлежащих предварительному административному контролю. В дальнейшем законом № 18/1992 от 1 июля 1992 года была предусмотрена специальная процедура регулирования иностранных инвестиций в области национальной обороны, радио и телевидения, воздушного транспорта и игр. Закон не распространяется на резидентов стран-членов ЕС за исключением иностранных инвестиций, связанных с производством оружия и торговлей им, а также национальной обороной.

Королевским декретом № 671/1992 г. от 2 июля 1992 года установлен свободный режим для иностранных инвестиций, за исключением тех, которые подпадают под специальное регулирование и предварительный административный контроль.

Согласно статье 2 этого декрета осуществлять иностранные капиталовложения в Испании могут:

· физические лица - нерезиденты Испании независимо от того, являются они испанскими или иностранными гражданами, постоянно проживающими за границей;

· Юридические лица, имеющие постоянное местопребывание за границей;

· Испанские общества с иностранным капиталом более 50%, а также испанские общества с иностранным капиталом менее 50%, если контрольный пакет акций принадлежит иностранцам.

Инвестиции, осуществленные нерезидентами, не будут считаться иностранными, если инвестор становится резидентом Испании. Если испанский инвестор перестает быть резидентом Испании, осуществленные им инвестиции переходят в категорию иностранных капиталовложений.

Распространенным способом внедрения иностранного капитала в экономику Испании является так называемые прямые инвестиции, осуществляемые путем участия в управлении или контроле над деятельностью испанских компаний, создания филиалов испанских фирм, представления испанским компаниям долгосрочных кредитов или займов для использования их в инвестиционной деятельности. Принято считать, что эффективным влиянием на управление и контроль над деятельностью фирмы может быть тогда, когда прямое или косвенное участие инвестора составляет 10 или более процентов капитала общества.

К иностранным инвестициям относятся подписка и приобретение нерезидентами акций испанских фирм, подписка и приобретение ценных бумаг, выпускаемых государственными организациями или частными лицами - резидентами Испании, участие в испанских инвестиционных фондах, созданных в соответствии с действующими нормативными актами и зарегистрированными в Национальной комиссии рынка ценных бумаг.

Законодательством допускается также иностранные инвестиции в недвижимое имущество путем приобретения его в собственность физическими или юридическими лицами - нерезидентами Испании.

Законодательством предусматривается осуществление административными органами контроля за прямыми иностранными инвестициями, когда иностранное участие превышает 50% капитала испанской фирмы, при условии, что объем инвестиций превышает 500 млн. песет, осуществляемые в соответствующую компанию в срок 6 месяцев, начиная с даты оформления инвестиционной операции.

Предварительному контролю со стороны Генеральной дирекции внешних операций Министерства экономики и финансов Испании подлежат иностранные инвестиции, осуществленные путем приобретения нерезидентами акций испанских компаний, а также долей уставного капитала не акционерных компаний (например, товариществ с ограниченной ответственностью). Однако под указанный контроль не подпадают иностранные инвестиции, осуществляемые путем приобретения ценных бумаг в песетах, выпускаемых государственными или частными юридическими и физическими лицами - резидентами Испании.

Под предварительный административный контроль подпадают также инвестиции, осуществляемые с целью приобретения недвижимого имущества стоимостью свыше 500 млн. песет, кроме того инвестиции, осуществляемые в форме субсидий в сумме, превышающей 500 млн. песет и субсидии, предоставляемые инвесторами - резидентами или инвесторами, пользующимися льготным режимом налогообложения.

Иностранные инвестиции и их ликвидация подлежат регистрации в Инвестиционном регистре Министерства экономики и финансов Испании.

Иностранные инвестиции, осуществляемые в соответствии с положениями декрета 671/1992, пользуются правом перевода за границу доходов. Поступления и платежи, связанные с иностранными инвестициями и их ликвидацией, производятся через соответствующие финансовые учреждения, учтенные в Официальном регистре банков "Банко де Эспанья" или Национальной комиссии рынка ценных бумаг. Допускается свободная отсрочка платежей и досрочное осуществление платежей по иностранным инвестициям даже в случае, когда последние подлежат предварительному административному контролю.

Для иностранных инвестиций, подпадающих под предварительный административный контроль, установлен следующий порядок оформления документов.

Нотариально заверенные документы либо заверенные консульской службой Посольства Испании предоставляются в Генеральную дирекцию внешних операций Министерства экономики и финансов Испании, которая изучает и проверяет правильность их оформления. В течение 30 дней она должна уведомить подателя документов о принятом решении. Если по истечении 30 дней ответ не поступил, то считается, что вопрос решен положительно. Срок в 30 дней может быть продлен, если Генеральная дирекция внешних сделок запросит дополнительные сведения или потребует устранить какие-либо неточности.

О рассмотрении инвестиционного проекта Генеральная дирекция внешних операций в срок 60 дней информирует Инвестиционную хунту.

Если решение вопроса относится к компетенции министра экономики и финансов или самого правительства Испании, то срок его рассмотрения продлевается до 90 дней.

Об осуществленных инвестициях инвестор должен уведомить службу инвестиционного регистра, заверив предварительно пакет документов в нотариальной конторе.

Невыполнение этих требований не затрагивает права инвестора на перевод за границу доходов от инвестиционной деятельности, однако рассматривается как нарушение установленных правил, влекущее за собой уплату штрафных санкций в размере 50-100% обмена реализованной, но не заявленной операции.

Инвестиционный проект должен быть реализован в установленный срок, но не позднее 6 месяцев от даты извещения о проведенной проверке документов или о выдаче разрешения на осуществление инвестиций.

Система поддержки инвестиций, осуществляемых испанскими фирмами за границей

Поддержка испанских инвесторов, осуществляющих инвестиции за рубежом, остается одним из приоритетных направлений Правительства, предусматривающего развитие национального экспорта и дальнейшую интернационализацию испанского предпринимательства.

Существующая структура стимулирования испанского экспорта, включая инвестиции, состоит из целого ряда организаций, которые имеют возможность финансирования экспортных программ или отдельных экспортных операций, реализуемых испанскими предпринимателями.

К ним относятся:

-Институт государственного кредита (ICO), осуществляющий свою деятельность под непосредственным контролем Министерства экономики и финансов и проводящий надзор за деятельностью государственных кредитных учреждений;

-Национальный институт внешней торговли (ICEX), подготавливающий программы и организующий мероприятия, содействующие расширению экспорта, включая проведение выставок и ярмарок за границей;

-Компания по финансированию развития (COFIDES), представляющая на договорной основе помощь испанским инвесторам в осуществлении инвестиций в развивающихся странах, в том числе с использованием финансовых кредитных ресурсов международных организаций.

-Государственная компания по страхованию экспортных кредитов (CESCE), осуществляющая операции по страхованию экспортных кредитов не только под государственные гарантии, но и за счет собственных средств.

В отношении финансовой помощи, которая существует для поддержки испанских инвестиций за границей, следует выделить несколько специальных кредитных линий, реализуемых вышеперечисленными организациями.

Вначале Институт государственного кредита и Институт внешней торговли создали специальную кредитную линию, способствующую интернационализации деятельности испанских предприятий. Основной задачей этой линии государственного кредитования является финансирование производственных капиталовложений испанских фирм за рубежом. Этой кредитной линией могут воспользоваться предприятия, находящиеся в Испании, осуществляющие свою деятельность на национальной территории, а также предприятия, находящиеся за рубежом, основная доля капитала которых принадлежит испанским фирмам, и отвечающие следующим требованиям:

· число занятых не должно превышать 250 человек и объем производства - не свыше 40 млн. евро или чей общий ежегодный баланс не превышает 27 млн. евро;

· доля участия крупных фирм в капитале не должна быть выше 25%.

Финансироваться по этой линии могут до 70 % общего объема инвестиций, однако, максимальный размер кредита не должен превышать 4,5 млн. евро.

Из перечня поддерживаемых инвестиционных проектов исключаются жилищный, финансовый, страховой, оборонный и налоговый секторы.

Сроки возврата кредитов могут колебаться от 5 до 10 лет с процентными ставками от 1,5 до 8 % годовых.

По этой линии было предоставлено кредитов на общую сумму 61,8 млрд. песет (около 420 млн. долл.) 380 испанским фирмам.

Между ICO и ICEX было подписано новое Соглашение, в соответствии с которым на 1999 год был создан инвестиционный фонд в размере 125 млн. долл. США.

Основными пользователями явились испанские фирмы, действующие в Бразилии (16,0 %), Мексике (12,7 %), Аргентине (11,6%). На Восточную Европу пришлось только 4 %, в том числе на Россию - 1,3 % (в 1998 г. - 0%).

В соответствии с Законом № 66 было создано еще два Фонда поддержки испанских инвестиций за границей: Фонд иностранных инвестиций, и Фонд для осуществления иностранных операций за границей малыми и средними предприятиями.

Фонд иностранных инвестиций имеет целью содействовать интернационализации и внешнеторговой деятельности испанских фирм, создаваемых за границей. Размер фонда - 10 млрд. песет (около 62 млн. долл.). Лимит финансирования со стороны фонда определяется Исполнительным Комитетом Фонда в зависимости от таких критериев как содержание инвестиционного проекта, сектор производственной деятельности, важность участия испанской фирмы с точки зрения закрепления ее позиций на рынке страны пребывания и т.д.

Председателем Исполкома Фонда назначается Госсекретарь по торговле, туризму, малым и средним предприятиям Министерства экономики и финансов. Первым Заместителем является руководитель Департамента торговой политики и инвестиций Минэкономики и вторым - Председатель Правления Фонда, Председатель Компании финансирования развития (COFIDES S.A.). Функции управления Фондом исполняет "COFIDES", действующий от своего имени. "COFIDES" принимает на рассмотрение инвестиционные предложения от испанских фирм, подписывает соглашения, удостоверяющие участие Фонда в инвестиционном проекте и проводит все финансовые операции, связанные с исполнением этих соглашений.

Второй Фонд - для инвестиционных операций за границей создан для поддержки испанских малых и средних предприятий, осуществляющих инвестиции за рубежом. Отличие данного Фонда от предыдущего заключается в том, что он используется для реализации небольших краткосрочных инвестиционных операций. Его размер составляет всего 3 млн. долл.. Схема управления этим Фондом аналогична Фонду иностранных инвестиций, где главную управленческую роль играет также "COFIDES".

Все эти Фонды могут быть использованы как вне, так и в рамках специальных программ, разработанных Правительством и входящих составной частью в т.н. План экспорта.

Ведущую роль здесь занимает Программа ICO по финансированию крупномасштабных проектов за границей, осуществляемых при участии испанских фирм на долгосрочной основе. Ее финансирование в объеме свыше 500 млн. долл. обеспечивается через посредничество крупнейших испанских банков ("BEX", "Santander", "Banco Central Hispano", "Sabadel") и др.

Существует также План поддержки инвестиций, разработанный Институтом внешней торговли и предусматривающий возможность оказания как организационной, так и финансовой помощи испанским инвесторам за границей в начальной, предпроектной стадии реализации инвестиционного проекта.

Несмотря на то, что все вышеперечисленные кредитные организации и Фонды имеют статус самостоятельных, действующих от своего собственного имени и на свой собственный риск, практически ни один крупный инвестиционный проект за рубежом с участием испанских фирм не финансируется без одобрения со стороны государственной компании по страхованию экспортных кредитов "CESCE". Можно сказать, что именно она во многом определяет испанскую инвестиционную политику за рубежом. Именно "CESCE" после августовских 1998 года событий в России рекомендовала испанским фирмам временно отложить свои поставки в нашу страну и осуществлять их только в том случае, если со стороны "CESCE" будет иметься письменное подтверждение, как условие финансового обеспечения.

Необходимо при этом отметить, что все крупные испанские фирмы, осуществляющие инвестиционную деятельность в России, пользуются услугами "CESCE". Среди них такие как "Кампофрио", "Кельме", "Чупа-Чупс", "Драгадос", "Гальина Бланка" и другие.

Изменение позиции "CESCE" в отношении России может в значительной степени активизировать испанские инвестиции в нашу страну, поскольку среди испанских инвесторов существует достаточно много желающих развивать эту форму экономического сотрудничества.[11]



Российско-испанские связи.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 183.