Алгоритм — точное предписание исполнителю (человеку или автомату) выполнить последовательность действий, направленных на достижение поставленной цели.
Алгоритм всегда составляется для конкретного исполнителя, т. е. для человека или автомата, который может его исполнить.
Совокупность всех команд, которые исполнитель может выполнить, и всех состояний объектов, которые он в состоянии распознать, называется системой команд исполнителя.
От обычных инструкций алгоритм отличается несколькими важными свойствами, допускающими его автоматическое исполнение.
• Дискретность. Алгоритм состоит из отдельных команд, которые выполняются последовательно, начало и конец их выполнения строго фиксированы.
• Понятность. Команды алгоритма должны быть полностью понятны исполнителю.
• Точность. После выполнения каждой команды точно известно, завершено ли выполнение алгоритма или нужно перейти к следующей команде.
• Результативность. Алгоритм завершается либо достижением цели, либо обнаружением невозможности решения задачи.
• Массовость. Алгоритм единым образом применяется к любой корректной формулировке задачи, для решения которой он разработан.
Каждый алгоритм разрабатывается в строго определенных заранее условиях, включающих строгую формулировку задачи и систему команд исполнителя.
Для того чтобы алгоритм мог выполняться автоматом, его надо записать в той форме, в которой автомат его сможет «читать». Для ЭВМ такой формой является двоичный код.
Однако человеку записывать алгоритм в машинном коде крайне неудобно, так как на запись даже простого алгоритма уходит много времени, и появляется масса трудно обнаруживаемых ошибок. Поэтому для составления и подготовки программ используются другие формы записи алгоритма, в частности блок-схемы и языки программирования.
Блок-схема — последовательность, составленная из отдельных соединенных между собой в порядке выполнения блоков. С помощью блок-схем описывают структуру программы. Вид блоков определяется их назначением в программе. Форма блока определяет вид действий, а записи внутри — подробности (параметры).
Конкретные виды блоков будут упоминаться вместе с соответствующими частями программ.
Язык программирования — формализованный язык, предназначенный для описания алгоритмов решения задач на ЭВМ.
Языки программирования бывают: низкого, среднего и высокого уровня.
Язык программирования низкого уровня — язык программирования, структура команд которого определяется системой команд процессора и архитектурой ЭВМ. Часто эти языки называют языками ассемблера.
Писать программы на языках ассемблера немногим проще, чем в двоичном коде, поскольку по сути эти языки являются просто буквенными записями машинных команд.
На основе языков ассемблера были созданы языки среднего уровня или языки макро-ассемблера. В них система команд расширена более сложными конструкциями. Специальные программы-переводчики сами переводят эти конструкции в двоичный код.
Языки высокого уровня
Языки высокого уровня — языки программирования, средства которых допускают описание алгоритма в наглядном виде, т. е. не на основе команд процессора, а на основе слов естественного языка.
Программа на таком языке переводится на машинный с помощью программы-транслятора, которая переводит конструкции языка программирования на язык команд процессора. Языки высокого уровня не зависят от конкретного компьютера, а зависят от программы-транслятора.
При разработке новых процессоров для них вначале первым делом разрабатывают программы-ассемблеры, а потом переводят на язык ас-
Программа на языке Basic представляет собой последовательность команд-операторов. Программа начинает выполнение с первого от начала оператора и заканчивает работу либо на последнем операторе, либо на операторах остановки: END или STOP.
Имена переменных в языке Basic могут включать в себя от 1 до 40 символов и должны начинаться с буквы. Имена переменным рекомендуется давать так, чтобы из имени был понятен смысл переменной.
Тип переменной в языке Basic определяется с помощью последнего символа имени (суффикса). Используются следующие типы переменных:
• ! — дробное число с одинарной точностью;
• # — дробное число с двойной точностью;
• % — целое число;
• & — длинное целое число;
• $ — строка.
Имя | Тип |
Norma | Число с плавающей точкой, одинарная точность |
Bint% | Целое число |
S$ | Строка |
А# | Число с плавающей точкой, двойная точность |
Правила записи выражений в языках программирования очень похожи на математические. Но при написании программы необходимо записывать выражения одной строкой — линеаризовать запись.
В зависимости от типа вычисляемого в выражении итогового результата, говорят о типе выражения.
Числовые выражения — выражения, результатом вычисления которых является число.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 180.