1. Личность руководителя должна изучаться во взаимосвязи и взаимообусловленности со структурно – функциональной организацией его деятельности. Методологическое положение С.Л. Рубинштейна: «Психические свойства личности в ее поведении, действиях и поступках, которые он совершает, одновременно и проявляются и формируются» - находит свое воплощение в двух тесно связанных моментах. С одной стороны, профессионально важные качества личности руководителя могут и должны быть выявлены исходя из тех требований, которые к ней предъявляются содержанием управленческой деятельности. С другой стороны, свойства и качества личности руководителя оказывают существенное влияние на многие характеристики его деятельности, например на показатели эффективности, и качества работы руководителя и руководимого коллектива, на стиль деятельности руководителя и т.д.
Важно подчеркнуть динамический характер взаимного влияния деятельности и личности руководителя. Вопрос о проявлении и формировании качеств личности руководителя, а его деятельности должен рассматриваться в непосредственной связи с тем, что и сама деятельность руководителя тоже существенно изменяется в результате приобретения им новых качеств, изменения существующих, а также утраты некоторых из них. Необходимость глубокого изучения такой смены причинно-следственных связей личности и деятельность впервые была сформулирована С.Л. Рубинштейном: «В действительности личность и ее психические свойства одновременно и предпосылка и результат ее деятельности».
Динамика изменения характеристик деятельности наиболее интенсивно проявляется на первых этапах работы молодых начинающих руководителей, когда структура их личности так же претерпевает существенные изменения, т.е. фактически происходит формирование, как личности руководителя, так и его управленческой деятельности.
2. Модель эффективной личности руководителя не может быть построена на основе такого направления исследований, которое получило условное название «теория черт», согласно которой личность руководителя представляет собой совокупность обязательных черт (или качеств), которыми необходимо обладать, что бы эффективно руководить. Конкретные исследования показали, что для эффективного руководства необходимо иметь огромное число таких качеств.
На ряд причин, объясняющих такое положение, справедливо указывает Й. Кхол. Реально обладать всеми качествами из выделенных на сегодняшний день их совокупностей руководители не могут, а по-видимому и не должны. Накопленные в психологии управления данные опровергают представления о том, что чем большему числу требуемых качеств удовлетворяет руководитель, тем успешнее работает руководимый им коллектив. Психологические исследования так же показали, что одинаковый уровень развития отдельно взятых качеств может встречаться как в группах эффективных, так и не эффективных руководителей.
Однако всякое качество или свойство личности руководителя специфически связаны с целым рядом других свойств, которые образуют комплексы свойств (симптомокомплексы) или подструктуры личности. Эффективность руководства во многом зависит от того, как организованы качества личности в подструктуры. Поэтому в настоящее время основное внимание исследователей направленно на поиск интегральных образований личности руководителя.
Наиболее обоснованным, по мнению авторов, является структурный подход, в соответствии с которым личность руководителя рассматривается как совокупность функционально взаимосвязанных подструктур в целостной структуре личности.
3. Следующим важным положением в изучении личности руководителя является положение об общей и специальной ее структуре.
В структуре личности, применительно к управленческой деятельности, выделено 3 основных уровня: психофизиологический, психологический, социальный.
Выделенные уровни, по мнению авторов, могут быть дополнены так же социально-психологическим уровнем, который по своему содержанию является промежуточным между психологическим и социальным. Включает в себя, прежде всего установки личности, ее отношения, ценностные ориентации, коммуникативные свойства и т.д.
В деятельности руководителя одновременно задействованы компоненты всех уровней структуры, поэтому к каждому из них предъявляются специфические требования, выдвигаемые, конкретным содержанием выполняемой управленческой деятельности. Описанная схема может быть обозначена как общая структура личности руководителя. На основе общей структуры выделяется специальная структура личности руководителя, включающая ограниченное число подструктур таких свойств, которые исключительно важны для управленческой деятельности. Конкретная деятельность предъявляет, естественно, разные требования к свойствам личности руководителя. При этом преобладающее развитие получают те его качества, которые наиболее значимы в профессиональном отношении.
Существует точка зрения, согласно которой, у руководителя «наиболее значимыми, ведущими характеристиками личности следует считать, те, что проявляются в общении… »
В данном случае, по мнению авторов, дается несколько упрощенное представление, о руководстве, в котором общение является скорее одним из средств, хотя и очень важным, решения организационных задач руководителей. Об этом свидетельствуют широко используемые опосредованные методы воздействия руководителей на исполнителей, которые даже не предполагают непосредственного общения. Главным в деятельности управляющего аппарата являются задачи по организации производства, людей и системы управления, для успешного решения которых далеко не достаточно уметь правильно общаться.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 171.