Глава 6. Русское национальное самосознание                                                                                                                                            
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Говоря о межнациональных отношениях в нашем государстве, мы не можем не остановиться на  теме национального самосознания.                           Понятие "национальное самосознание" состоит из двух слов. Одно из них, самосознание, означает способность "Я" сознавать самого себя как индивидуальность и как члена определенной общности. А иначе говоря, это способность индивида идентифицировать себя с самим собой и с определенной общностью.                                                                                                                                                                                  Степень развитости самосознания может быть различной и зависит от глубины идентификации личности с самим собой и общностью.                                                                                       Чтобы верно построить концепцию национального самосознания, необходимо прежде определиться с понятием нация. Можно выделить два основных значения понятия нации. Во-первых, нация отождествляется с этнической общностью. Во-вторых, нация трактуется как гражданская общность. Мы же будем называть их соответственно этническим и национальным самосознанием. Так как речь идёт о самосознании русских, то остановимся на его этническом и национальном аспектах.                                                                                               Нужно ли в русском человеке акцентировать его этническое происхождение и способствовать актуализации его этнического самосознания? Да, безусловно, нужно и это связано с тем, что русские больше всех других народов бывшего СССР потеряли свои этнические качества, именно у русских оказалось размытым этническое самосознание. Русский был более советским человеком, чем представители других этносов. В результате этого он плохо различал другие этнические группы и общности как в нашей стране, так и за рубежом. Этническое самосознание русским необходимо не для того, чтобы блюсти чистоту крови, но для того, чтобы знать себя и других. Однако, чтобы быть русским, мало иметь этническое самосознание. Русское национальное самосознание не тождественно этническому самосознанию.                                                                                                         Национальное самосознание, основанное на сознании личностью своей принадлежности к определенной гражданской общности, имеет достаточно сложную структуру.                                                                                                                     Во-первых, оно немыслимо без чувства ответственности перед государством и предполагает сознание человеком своих гражданских прав и обязанностей. Если гражданин России, независимо от места проживания и этнического происхождения, изъявляет готовность защищать ее интересы и действительно их защищает, то он, несомненно, имеет в себе очень важный компонент русского национального самосознания.                                                                                               Во-вторых, важным фактором национального самосознания для граждан любой страны является их родной язык.( так для русских граждан это, конечно же, наш русский язык) По-русски говорят и мыслят не одни этнические русские. Этнически не русские в той мере русские, в какой освоили русский язык. Так что можно быть одновременно осетином (принадлежать осетинскому этносу) и русским или, по крайней мере, русскоязычным. Но для того, чтобы быть не просто русскоязычным (каковыми, кстати, и, к сожалению, являются многие этнически русские люди), необходимо приобщиться в максимальной полноте к русской культуре, которая составляет третий важный компонент национального самосознания. Принадлежность же к русской культуре означает не эрудицию в области литературы, музыки, философии и т.д., даже не любовь к ней, а приятие и практическое утверждение ее основополагающих ценностей.                                                                                                              Для русской культуры характерно свое специфическое понимание и переживание таких общечеловеческих ценностей как добро и зло, свобода, справедливость, смысл жизни, любовь и другие. Важно отметить, что эти ценности по-разному преломляются в конкретных формах культуры: философии, морали, праве, искусстве, фольклоре, мифологии и даже науке.                                                                                 Чтобы их усвоить в процессе социализации, обучения и воспитания, необходимы специфические приемы и методики, свойственные для каждой из названных форм культуры. Одно дело поучить знания по математике, другое - усвоить нравственные нормы и ценности, третье - овладеть правовой культурой, четвертое - приобрести художественный вкус и т.д. Самый лучший способ овладения русской культурой и параллельно с ним - формирования национального самосознания - это участие в процессе культурного творчества в продолжении национальной традиции.                                                                          Так же надо отметить еще один из последних, но не маловажных компонентов национального самосознания русских, усвоение и принятие которого свидетельствует о полноте и предельной глубине национального самосознания. Это - религия. Для русских - это православие. Не случайно до революции считалось, что быть русским - это, значит, быть православным. Конечно, многие граждане России не могут принять православие как свою религию, ибо исторически связаны с другими религиозными направлениями: исламом, буддизмом, иудаизмом и т.д., но уважать православие, знать его историю, основы вероучения, роль в жизни семьи, общества и государства должны все: верующие и неверующие, этнические русские и представители других народов.                                                                                                   Религиозный компонент национального самосознание необычайно важен, ибо только с позиции высшей Божественной истины каждый народ может осознать свою правоту, свои грехи и свое высшее предназначение на земле. Русское национальное самосознание нельзя себе представить без покаянного принятия своей судьбы. Смирение и покаяние - высшие религиозные переживания, которые являются предпосылкой для искупления грехов, для нравственного совершенствования, для развития во всех областях человеческой деятельности. Это касается и отдельного человека и нации в целом.                                                                                                                                     Таким образом мы можем выделить такие особенности русского национального самосознания как толерантность, умение уживаться рядом с другими народами, уважать их культуру и историю. Именно эти качества на протяжении всей нашей истории помогали и продолжают помогать русским людям мирно сосуществовать с другими этносами, не вступая в противостояние, умножать культурное наследие своего народа и рядом с ним живущих народов.

Заключение

 

Конфликт - это всегда противостояние двух ( или более ) сторон, не приносящее с собой ничего кроме дискомфорта. Данное явление обычно не проходит в стороне, а с каждым последующим разом приобретает характер массовости. Именно по такому же принципу действует и межнациональный конфликт. Из всех видов конфликтов он по истине является одним из самых масштабных. Так как по  истечении времени людей, принимающих в нём участие, лишь только увеличивается, недовольство возрастает, а объём ущерба и потерь становится только внушительней.        

Проделав большую работу над рефератом, я лишний раз убедилась и пришла к выводу, что :

1)межнациональный конфликт – это явление нежелательное и крайне   

разрушительное в жизни общества, которое является своего рода 

тормозом в решении проблем общественной жизни людей различных 

национальностей.

2) В основе межнационального конфликта лежат как объективные, так и     

субъективные противоречия.

3)Погасить разразившийся конфликт крайне трудно, он может длиться

месяцы, годы; затухать, затем разгораться с новой силой.

4)Негативные последствия межнациональных конфликтов не исчерпываются

прямыми потерями. Так как возникают массовые перемещения 

мигрантов, что существенно изменяет количественный состав населения.

Также к последствиям конфликтов относятся и безработица среди

молодежи, малоземелье, люмпенизация значительной части населения .

5)Избежать межнациональный конфликт крайне трудно, так как в составе 

каждой нации всегда есть группы, заинтересованные в утверждении 

 своей нации и при этом грубо нарушающие принципы справедливости,

равенства прав, суверенитета других. Правда в одних странах такие  

группы нередко определяют основное направление межнациональных 

отношений; в других – всегда получают решительный отпор.                   Сейчас мыслители, прогрессивные политики ведут напряжённый поиск путей выхода из многочисленных современных этнических кризисов. Передовой частью мирового сообщества осознана и  признана ценность гуманистического подхода к этническим проблемам. Суть его состоит, в добровольном поиске согласия, в отказе от национального насилия во всех его видах и формах, а во-вторых, в последовательном развитии демократии. Правовых начал в жизни общества. Обеспечение прав и свобод личности, независимо от национальной принадлежности, есть условие свободы любого народа.

 

Список использованной литературы

 

1. Бабаков В.Г. Межнациональные противоречия и конфликты в России» //     

Социально- политический журнал. 1994, №8, стр. 16-30

2. Здравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты в России//

Общественные науки и современность. 1996, №2, стр. 153- 164                    3.Комоцкая В.Д. Фактор политической культуры в межэтнических 

конфликтах на территории бывшего СССР. М., 1998

4.Морозова Л.А. Национальные аспекты развития российской 

государственности// Государство и право. 1995, №12, стр. 11-18

5.Шарафулин М.М. Межнациональные конфликты: причины, типология,

пути решения// Проблемы образования, науки и культуры. М., 2006,    

Политика и международные отношения. Выпуск 20.

6. Шутов А.Д. Коренные этносы Балтии и русские: общие интересы//

М.,Социс. 1996, №9 стр. 113-116

Приложение 1. Умершие во время межнациональных конфликтов за 1980 – 1996 годы

 

Число погибших точно не установлено, но дана приблизительная оценка умерших в конфликтах за 1980- 1996 годы (тыс. чел.)

 

 

  1988- 1989 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 Всего
Карабах- ский 0,1 0,4 0,5 7,0 14,0 2,0     24,0
Ферган- ский 0,1               0,1
Ошский   0,3             0,3
Юго-Осе- тинский     0,6 0,5         1,1
Приднест-ровский       0,8         0,8
Таджик- ский       20,0 1,5 0,9 0,6 0,4 23,5
Абхаз- ский       3,8 8,0 0,2     12,0
Осетино-ингушский       0,8 0,2       1,0
Чеченский           4,0 25,5 6,2 35,7
Всего 0,2 0,8 1,1 32,9 23,7 7,1 26,1 6,6 100,5

 


[1] Дружба народов. М., 1989, № 11; 1991, № 4; Паин Э. Чечня и другие конфликты в России // Междунар. жизнь. 1998, № 3, стр. 91–92.

[2] Паин Э. Чечня и другие конфликты в России. С. 91–92.

[3] Государственные акты Карачаевской республики. Карачаевск, 1990; Обращение к жителям Карачаево-Черкесска // День республики. 1992, 11 марта; Аверин И. Казаки — этнос или сословие? // Независимая газета. М., 1992, № 93.

 

[4] Cм. Приложение №1

[5] Национальная доктрина России (проблемы и приоритеты). – М., 1994 – С. 52.


Дата: 2019-05-28, просмотров: 137.