Говоря о межнациональных отношениях в нашем государстве, мы не можем не остановиться на теме национального самосознания. Понятие "национальное самосознание" состоит из двух слов. Одно из них, самосознание, означает способность "Я" сознавать самого себя как индивидуальность и как члена определенной общности. А иначе говоря, это способность индивида идентифицировать себя с самим собой и с определенной общностью. Степень развитости самосознания может быть различной и зависит от глубины идентификации личности с самим собой и общностью. Чтобы верно построить концепцию национального самосознания, необходимо прежде определиться с понятием нация. Можно выделить два основных значения понятия нации. Во-первых, нация отождествляется с этнической общностью. Во-вторых, нация трактуется как гражданская общность. Мы же будем называть их соответственно этническим и национальным самосознанием. Так как речь идёт о самосознании русских, то остановимся на его этническом и национальном аспектах. Нужно ли в русском человеке акцентировать его этническое происхождение и способствовать актуализации его этнического самосознания? Да, безусловно, нужно и это связано с тем, что русские больше всех других народов бывшего СССР потеряли свои этнические качества, именно у русских оказалось размытым этническое самосознание. Русский был более советским человеком, чем представители других этносов. В результате этого он плохо различал другие этнические группы и общности как в нашей стране, так и за рубежом. Этническое самосознание русским необходимо не для того, чтобы блюсти чистоту крови, но для того, чтобы знать себя и других. Однако, чтобы быть русским, мало иметь этническое самосознание. Русское национальное самосознание не тождественно этническому самосознанию. Национальное самосознание, основанное на сознании личностью своей принадлежности к определенной гражданской общности, имеет достаточно сложную структуру. Во-первых, оно немыслимо без чувства ответственности перед государством и предполагает сознание человеком своих гражданских прав и обязанностей. Если гражданин России, независимо от места проживания и этнического происхождения, изъявляет готовность защищать ее интересы и действительно их защищает, то он, несомненно, имеет в себе очень важный компонент русского национального самосознания. Во-вторых, важным фактором национального самосознания для граждан любой страны является их родной язык.( так для русских граждан это, конечно же, наш русский язык) По-русски говорят и мыслят не одни этнические русские. Этнически не русские в той мере русские, в какой освоили русский язык. Так что можно быть одновременно осетином (принадлежать осетинскому этносу) и русским или, по крайней мере, русскоязычным. Но для того, чтобы быть не просто русскоязычным (каковыми, кстати, и, к сожалению, являются многие этнически русские люди), необходимо приобщиться в максимальной полноте к русской культуре, которая составляет третий важный компонент национального самосознания. Принадлежность же к русской культуре означает не эрудицию в области литературы, музыки, философии и т.д., даже не любовь к ней, а приятие и практическое утверждение ее основополагающих ценностей. Для русской культуры характерно свое специфическое понимание и переживание таких общечеловеческих ценностей как добро и зло, свобода, справедливость, смысл жизни, любовь и другие. Важно отметить, что эти ценности по-разному преломляются в конкретных формах культуры: философии, морали, праве, искусстве, фольклоре, мифологии и даже науке. Чтобы их усвоить в процессе социализации, обучения и воспитания, необходимы специфические приемы и методики, свойственные для каждой из названных форм культуры. Одно дело поучить знания по математике, другое - усвоить нравственные нормы и ценности, третье - овладеть правовой культурой, четвертое - приобрести художественный вкус и т.д. Самый лучший способ овладения русской культурой и параллельно с ним - формирования национального самосознания - это участие в процессе культурного творчества в продолжении национальной традиции. Так же надо отметить еще один из последних, но не маловажных компонентов национального самосознания русских, усвоение и принятие которого свидетельствует о полноте и предельной глубине национального самосознания. Это - религия. Для русских - это православие. Не случайно до революции считалось, что быть русским - это, значит, быть православным. Конечно, многие граждане России не могут принять православие как свою религию, ибо исторически связаны с другими религиозными направлениями: исламом, буддизмом, иудаизмом и т.д., но уважать православие, знать его историю, основы вероучения, роль в жизни семьи, общества и государства должны все: верующие и неверующие, этнические русские и представители других народов. Религиозный компонент национального самосознание необычайно важен, ибо только с позиции высшей Божественной истины каждый народ может осознать свою правоту, свои грехи и свое высшее предназначение на земле. Русское национальное самосознание нельзя себе представить без покаянного принятия своей судьбы. Смирение и покаяние - высшие религиозные переживания, которые являются предпосылкой для искупления грехов, для нравственного совершенствования, для развития во всех областях человеческой деятельности. Это касается и отдельного человека и нации в целом. Таким образом мы можем выделить такие особенности русского национального самосознания как толерантность, умение уживаться рядом с другими народами, уважать их культуру и историю. Именно эти качества на протяжении всей нашей истории помогали и продолжают помогать русским людям мирно сосуществовать с другими этносами, не вступая в противостояние, умножать культурное наследие своего народа и рядом с ним живущих народов.
Заключение
Конфликт - это всегда противостояние двух ( или более ) сторон, не приносящее с собой ничего кроме дискомфорта. Данное явление обычно не проходит в стороне, а с каждым последующим разом приобретает характер массовости. Именно по такому же принципу действует и межнациональный конфликт. Из всех видов конфликтов он по истине является одним из самых масштабных. Так как по истечении времени людей, принимающих в нём участие, лишь только увеличивается, недовольство возрастает, а объём ущерба и потерь становится только внушительней.
Проделав большую работу над рефератом, я лишний раз убедилась и пришла к выводу, что :
1)межнациональный конфликт – это явление нежелательное и крайне
разрушительное в жизни общества, которое является своего рода
тормозом в решении проблем общественной жизни людей различных
национальностей.
2) В основе межнационального конфликта лежат как объективные, так и
субъективные противоречия.
3)Погасить разразившийся конфликт крайне трудно, он может длиться
месяцы, годы; затухать, затем разгораться с новой силой.
4)Негативные последствия межнациональных конфликтов не исчерпываются
прямыми потерями. Так как возникают массовые перемещения
мигрантов, что существенно изменяет количественный состав населения.
Также к последствиям конфликтов относятся и безработица среди
молодежи, малоземелье, люмпенизация значительной части населения .
5)Избежать межнациональный конфликт крайне трудно, так как в составе
каждой нации всегда есть группы, заинтересованные в утверждении
своей нации и при этом грубо нарушающие принципы справедливости,
равенства прав, суверенитета других. Правда в одних странах такие
группы нередко определяют основное направление межнациональных
отношений; в других – всегда получают решительный отпор. Сейчас мыслители, прогрессивные политики ведут напряжённый поиск путей выхода из многочисленных современных этнических кризисов. Передовой частью мирового сообщества осознана и признана ценность гуманистического подхода к этническим проблемам. Суть его состоит, в добровольном поиске согласия, в отказе от национального насилия во всех его видах и формах, а во-вторых, в последовательном развитии демократии. Правовых начал в жизни общества. Обеспечение прав и свобод личности, независимо от национальной принадлежности, есть условие свободы любого народа.
Список использованной литературы
1. Бабаков В.Г. Межнациональные противоречия и конфликты в России» //
Социально- политический журнал. 1994, №8, стр. 16-30
2. Здравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты в России//
Общественные науки и современность. 1996, №2, стр. 153- 164 3.Комоцкая В.Д. Фактор политической культуры в межэтнических
конфликтах на территории бывшего СССР. М., 1998
4.Морозова Л.А. Национальные аспекты развития российской
государственности// Государство и право. 1995, №12, стр. 11-18
5.Шарафулин М.М. Межнациональные конфликты: причины, типология,
пути решения// Проблемы образования, науки и культуры. М., 2006,
Политика и международные отношения. Выпуск 20.
6. Шутов А.Д. Коренные этносы Балтии и русские: общие интересы//
М.,Социс. 1996, №9 стр. 113-116
Приложение 1. Умершие во время межнациональных конфликтов за 1980 – 1996 годы
Число погибших точно не установлено, но дана приблизительная оценка умерших в конфликтах за 1980- 1996 годы (тыс. чел.)
1988- 1989 | 1990 | 1991 | 1992 | 1993 | 1994 | 1995 | 1996 | Всего | |
Карабах- ский | 0,1 | 0,4 | 0,5 | 7,0 | 14,0 | 2,0 | 24,0 | ||
Ферган- ский | 0,1 | 0,1 | |||||||
Ошский | 0,3 | 0,3 | |||||||
Юго-Осе- тинский | 0,6 | 0,5 | 1,1 | ||||||
Приднест-ровский | 0,8 | 0,8 | |||||||
Таджик- ский | 20,0 | 1,5 | 0,9 | 0,6 | 0,4 | 23,5 | |||
Абхаз- ский | 3,8 | 8,0 | 0,2 | 12,0 | |||||
Осетино-ингушский | 0,8 | 0,2 | 1,0 | ||||||
Чеченский | 4,0 | 25,5 | 6,2 | 35,7 | |||||
Всего | 0,2 | 0,8 | 1,1 | 32,9 | 23,7 | 7,1 | 26,1 | 6,6 | 100,5 |
[1] Дружба народов. М., 1989, № 11; 1991, № 4; Паин Э. Чечня и другие конфликты в России // Междунар. жизнь. 1998, № 3, стр. 91–92.
[2] Паин Э. Чечня и другие конфликты в России. С. 91–92.
[3] Государственные акты Карачаевской республики. Карачаевск, 1990; Обращение к жителям Карачаево-Черкесска // День республики. 1992, 11 марта; Аверин И. Казаки — этнос или сословие? // Независимая газета. М., 1992, № 93.
[4] Cм. Приложение №1
[5] Национальная доктрина России (проблемы и приоритеты). – М., 1994 – С. 52.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 156.