Естественный характер гражданских прав
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Естественный характер гражданских прав

 

Вопрос о естественном характере гражданских прав заслуживает особого рассмотрения.

Теория естественных прав человека, возникшая еще в древнем мире, утвердившаяся в ХVII—ХVIII вв. и возрожденная в XX в. имеет безусловно прогрессивное значение. Современная наука нашла более глубокое обоснование этой теории.

Человек как биологический вид обладает определенными генетическими способностями поведения, специфическими реакциями на акты насилия, причем эти человеческие свойства существуют в разных цивилизациях и не могут быть объяснены только культурно-историческими факторами и связями, ибо таких связей не существует. Самый кроткий из людей реагирует нападением, увидев, что избивают ребенка или насилуют женщину. Очевидно, существуют генетические предпосылки прав человека, которые коренятся в природном стремлении человеческого рода к выживанию. Но существенно и то, что эти предпосылки могут стать неотъемлемыми свойствами личности лишь при определенных исторических обстоятельствах. Так, на ранних этапах первобытного общества у разных племен существовал обычай умерщвления стариков, поскольку суровые условия жизни не предоставляли возможности их прокормить. Право на жизнь окончательно сформировалось лишь в середине XX в. Человечество не сразу пришло к идее Декларации прав человека и гражданина 1789 г. о равных и неотъемлемых правах. Великая хартия вольностей (1213 г.) или Жалованная грамота дворянству Екатерины II (1785 г.) предоставила права (а точнее, привилегии) только одной социальной группе: “свободным людям” или дворянам.

Таким образом, естественный характер гражданских прав человека становится очевидным и может быть реализован, только в том случае, когда сформировались объективные политические, социально-экономические и культурные условия.

 

Гражданские права человека

 

Особое значение для реализации гражданских прав человека принадлежит правовым гарантиям, в особенности тем, которые закреплены в международно-правовых документах и конституциях, в частности и в Конституции РБ.

Если рассматривать блага индивидуальной свободы как критерий классификации гражданских (личных конституционных) прав, то можно выделить следующие группы прав:

 

1) право на жизнь и право на честь и достоинство личности, которые обеспечивают такие абсолютные блага, как неприкосновенность жизни и наивысшую ценность человеческой личности;

2) право на свободу и личную неприкосновенность, запрет рабства и работорговли, свободу передвижения по стране и выбора местожительства, право покидать и возвращаться в свою страну. Эта группа гражданских прав обеспечивает блага личной свободы, возможность располагать самим собой;

3) право на личную неприкосновенность, право на свободу от пыток, жестокого и бесчеловечного обращения и наказание; свобода от произвольных арестов и задержаний. Эта группа прав гарантирует личную безопасность;

4) право на охрану частной жизни, свобода мысли, совести, религии, право неприкосновенности жилища, тайны переписки, телефонных переговоров и другой корреспонденции, право на охрану брака и семьи. Данные права обеспечивают блага личной (частной) и семейной жизни, гарантируют невмешательство в сферу личной жизни и духовной свободы;

5) право на признание правосубъектности; равенство перед законом и судом; право на равную защиту закона; равноправие женщин и мужчин; свобода от дискриминации людей по мотивам расы, национальности, пола, религиозных и политических убеждений; право на гражданство; права иностранцев и лиц без гражданства. Указанная группа прав обеспечивает возможности признания человека субъектом права и гарантии равноправия.

Существует еще и шестая группа гражданских прав. Их своеобразие состоит в том, что они выступают в качестве условий и средств эффективной правовой защиты гражданских и иных прав человека. В сущности, это права-гарантии, обеспечивающие реальность многих прав человека. Однако мы относим их к числу гражданских прав, поскольку некоторые из них гарантируют личную безопасность человека. К числу указанных прав относятся: право на справедливое и беспристрастное судебное разбирательство; презумпция невиновности; права обвиняемого, осужденного; права жертвы преступления и злоупотребления властью; запрет осуждения за совершение действия, которое по закону не было преступным в момент его совершения; запрет наложения наказания более тяжкого чем то, которое могло было быть наложено в момент совершения преступления.

В дальнейшем для перечисления и разъяснения гражданских прав человека будут приведены статьи из Конституции Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями принятыми на референдуме 24 ноября 1996 года).

Второй раздел Конституции Республики Беларусь “личность, общество, государство” начинается со статьи 21 и это не случайно, так как забота о гражданах – это высшая цель государства. Система прав и свобод должна обеспечивать законные интересы людей и предотвращать возможное ущемление их прав и свобод в результате злоупотреблений ими со стороны отдельных лиц.

 

Статья 21. Обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства.

Каждый имеет право на достойный уровень жизни, включая достаточное питание, одежду, жилье и постоянное улучшение необходимых для этого условий.

Государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства.

Право на жизнь

 

Статья 24.  Каждый имеет право на жизнь.

Государство защищает жизнь человека от любых противоправных посягательств.

Смертная казнь до ее отмены может применяться в соответствии с законом как исключительная мера наказания за особо тяжкие преступления и только согласно приговору суда.

 

Право на жизнь – это неотъемлемое право каждого. Государство защищает жизнь человека от любых противоправных посягательств.

Жизнь человека должна рассматриваться как самый ценный капитал в обществе. Юриди­чески это означает, что человек может быть лишен жизни только по приговору суда с обязательным участием присяжных заседателей. Одна­ко во многих государствах (в том числе почти во всех, что входят в Совет Европы) смертная казнь запрещена. Есть, однако, экстраординарные случаи лишения жизни, например применение оружия часовым на посту при охране военного объекта; иногда разрешена эвтаназия — лишение жизни детей - уродов, являющихся нежизнеспособными, родившихся без необходимых для жизни органов, а также лиц, неизлечимо больных.

В Республике Беларусь, так же как и в ряде стран существует смертная казнь и она применяется как исключительная мера наказания за особо тяжкие преступления. Каждое лицо, приговорённое к смертной казни, может ходатайствовать о помиловании. При помиловании осуждённого к смертной казни она заменяется пожизненным заключением.

 

Право на свободу совести

Свобода совести является общепризнанным понятием, которое включает следующие характерные черты:

- равенство всех религий;

- обеспечение фактического равноправия и равенство верующих и неверующих;

- исповедание любой религии по своему выбору и распространение её идей;

- не исповедание никакой религии;

- изменение религиозной принадлежности;

- отправление религиозных культов;

- ведение атеистической пропаганды.

 

Статья 31.  Каждый имеет право самостоятельно определять свое отношение к религии, единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выражать и распространять убеждения, связанные с отношением к религии, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов, обрядов, не запрещенных законом.

Конституции всех стран, в том числе и тех, где существует государст­венная церковь, провозглашают свободу совести. Этот термин имеет исторические корни: на протяже­нии веков мировоззренческие вопросы были тесно связаны с религией, с религиозными представлениями о мире, о нравственности. Теперь это право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой (отно­ситься к религии нейтрально), вести пропаганду религиозных и иных взглядов. Никто не обязан заявлять о своих религиозных или антирелигиозных убеждениях.

Государство обеспечивает реализацию личной свободы совести не только гражданам Республики Беларусь, но и иностранным гражданам и лицам без гражданства.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Образование в области прав человека имеет основополагающее значение. В этой связи крайне важно, чтобы граждан просвещали относительно прав человека и основных свобод, а также обязательств, предусматривающих уважение прав и свобод, закреплённых в национальном законодательстве и международных документах.

Без освоения гражданам своих прав (не только гражданских), в современном мире невозможно оценить всю систему социальных, экономических, международных отношений

В настоящее время в нашем государстве гражданские права человека соблюдаются не всегда. Чаще всего они нарушаются сотрудниками правоохранительных органов. На мой взгляд, эти нарушения связаны не только с недочётами в правовом законодательстве и незнанием или нежеланием сотрудников правоохранительных органов следовать законам, но и с незнанием самими гражданами своих конституционных прав и мер по их защите.

На данный момент при нарушении прав и свобод граждан в большинстве своём это остаётся безнаказанным, так как многие люди либо боятся обратиться в правозащитные органы (особенно в том случае, если гражданские права были нарушены государственными служащими или должностными лицами), либо просто не знают куда следует обращаться. Да и на мой взгляд в нашей стране ещё низкий уровень правовой культуры. Но это не только вина государства, так как известно, что любая демократия есть не что иное, как постоянная борьба граждан за свои права, за партнёрскую, ответственную, честную и эффективную государственную власть. Поэтому многое ещё зависит и от гражданской активности людей, их творческой и жизненной энергии, уровня культуры и образования, нравственности и правового мышления. В нашей стране у людей не развито чувство гражданского и личного достоинства, а так же нехватка умения отстаивать его цивилизованным образом.

Для исправления существующей ситуации необходима сильная государственная воля в применении как правовых, так и политических, административных и экономических методов воздействия. Если говорить о правовых формах, то прежде всего надо использовать наше законодательство, позволяющее привлекать к ответственности должностных лиц, нарушающих конституционные права. Уместно напомнить, что в статье 21 Конституции РБ сказано: “ Обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства.

 

ПЛАН:

 

ВВЕДЕНИЕ

 

1. Естественный характер гражданских прав

2. Важность гражданских прав человека

3. Гражданские права человека

- право на жизнь

- право на имя. Право на честь и достоинство

- право на свободу и личную неприкосновенность. Достоинство личности

- право на свободу совести

- право определять и указывать свою национальную принадлежность

- право на создание семьи и охрану семьи

- право на неприкосновенность жилища

- право на защиту от незаконного вмешательства в личную жизнь. Тайна корреспонденции, телефонных и иных сообщений

- право на свободное передвижение и выбор места жительства

- право на равенство перед законом

- право на презумпцию невиновности

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Литература

 

Литература

 

1. В. П. Пугачёв, А. И. Соловьёв. Введение в политологию: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М., 1995

2. Права человека: Учебное пособие для высших учебных заведений. – Мн., 2001

3. Права человека. Учебное пособие под редакцией А. Д. Гусева, Я. С. Яскевич. – Мн., 2002

 

Естественный характер гражданских прав

 

Вопрос о естественном характере гражданских прав заслуживает особого рассмотрения.

Теория естественных прав человека, возникшая еще в древнем мире, утвердившаяся в ХVII—ХVIII вв. и возрожденная в XX в. имеет безусловно прогрессивное значение. Современная наука нашла более глубокое обоснование этой теории.

Человек как биологический вид обладает определенными генетическими способностями поведения, специфическими реакциями на акты насилия, причем эти человеческие свойства существуют в разных цивилизациях и не могут быть объяснены только культурно-историческими факторами и связями, ибо таких связей не существует. Самый кроткий из людей реагирует нападением, увидев, что избивают ребенка или насилуют женщину. Очевидно, существуют генетические предпосылки прав человека, которые коренятся в природном стремлении человеческого рода к выживанию. Но существенно и то, что эти предпосылки могут стать неотъемлемыми свойствами личности лишь при определенных исторических обстоятельствах. Так, на ранних этапах первобытного общества у разных племен существовал обычай умерщвления стариков, поскольку суровые условия жизни не предоставляли возможности их прокормить. Право на жизнь окончательно сформировалось лишь в середине XX в. Человечество не сразу пришло к идее Декларации прав человека и гражданина 1789 г. о равных и неотъемлемых правах. Великая хартия вольностей (1213 г.) или Жалованная грамота дворянству Екатерины II (1785 г.) предоставила права (а точнее, привилегии) только одной социальной группе: “свободным людям” или дворянам.

Таким образом, естественный характер гражданских прав человека становится очевидным и может быть реализован, только в том случае, когда сформировались объективные политические, социально-экономические и культурные условия.

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 157.