Рассмотренные ранее философские течения развивались на основе ведийской традиции. Все остальные – включая джайнизм, буддизм, локаяту, о которых речь пойдет далее - развивались самостоятельно. Как правило территориально эти учения ассоциируются с северо-восточными районами Индии, соответствующими современным провинциям Западная Бенгалия и Бихар.
ЛОКАЯТА.
Материалистическое учение локаята отрицает существование внечувственных субстанций и загробной жизни, другими словами, иных миров, кроме феноменального. Вера в подобные явления считается плодом фантазии. Коль скоро логическое осмысление непроявленных объектов невозможно, а умозаключение не является достоверным источником знания, безусловное доказательство существования духовных категорий несостоятельно.
Умозаключение становится весомым доказательством лишь тогда, когда подтверждается хотя бы возможностью чувственного восприятия обЪекта. Однако, как указывал Вернер, истинность (или ложность) исходной посылки материализма (то что не видимо - не существует) сама по себе недоказуема, а является своего рода метафизическим постулатом. Иначе говоря, все зависит от интерпретации эмпирических данных.
Школа локаята рассматривает сознание как результат взаимодействия элементов, составляющих человека, подобно тому как , пьянящее свойство алкогольного напитка является результатом ферментации первоначальных компонентов.
Существовало несколько направлений локаяты, одно их которых рассматривало Эго как совокупность материальных компонентов, поглощаемых во время еды (созвучно высказыванию «вы становитесь таким, какова ваша пища»), другое акцентировало внимание на чувственном восприятии, третье отождествляло сознание с жизненными силами. Еще одно направление этой школы признает существование в человеке разумного начала, хотя последнее считается таким же смертным, как и физическое тело.
Этические нормы учения основаны на конечности земного существования: человек должен получить максимум удовольствия от жизни, а величайшим наслаждением является обладание прекрасной женщиной. Жертвенность и изучение «Вед» считаются бессмысленным времяпровождением глупцов и импотентов. С дугой стороны последователи локаяты учат тому, что личное удовольствие не должно причинять страданий другим людям. В этом смысле жертвоприношения животных и агрессивные действия считаются неприемлимыми.
БУДДИЗМ.
В 6 в.до н.э. каждый житель Северной Индии мог быть знаком с одной из трех философских теорий:
● ортодоксальным индуизмом, основанный на ведийских знаниях и строгом соблюдении ритуалов и предписаний;
● аскетической практикой и медитацией , которую проповедовали независимые духовные учителя (отшельники – шраманы),;
● материалистической и гедонистической философией школы локаята.
Эта эпоха характеризовалась развитием торговли, оттоком населения в города и, как результат, ослаблением внутриклановых связей и племенных традиций. Эти причины вынуждали людей искать новые духовные ценности.
Основателем данного учения считается Гаутама Будда (Сидхардха Шакьямуни) (563-483гг. до н.э.), родившийся в княжеской семье в Северной Индии. Названный в последствии Буддой (буквально пробужденный, просветленный). Прошел сложный жизненный путь (наследник престола, аскет, отшельник, мудрец) после чего «прозрел» (527 г. До н.э.)и передал свои духовные достижения людям.
Главная идея буддизма – «средний путь» жизни между двумя крайними: «путем удовольствия» (развлечений, праздности, лени, физического и морального разложения) и «путем аскетизма» (умерщвления плоти, лишений, страданий, физического и морального изнеможения). Средний путь – путь знания, мудрости, разумного ограничения, созерцания, просветления, самосовершенствования, конечной целью которого является Нирвана – высшая благодать.
Ключевые концепции буддизма
Пратитья Самутпада. Представляет фундаментальную концепцию буддийской философии и может быть переведен трояко.
●зависимое начало;
●обусловленное воспроизводство;
●взаимосвязь.
Общий смысл концепции можно передать следующими словами: «Сущностным является то, что возникает; то что погибает, перестает быть таковым». Т.е. при определенных условиях объект проявляется, а с изменением этих условий – исчезает. Предусматривает три признака проявления вселенной.
- Анигга. Все в мире подвержено постоянному процессу перемен.
- Анатта. Все сущее не только изменчиво, но и попросту не существует само по себе.
- Дукха. Термином дукха обозначают все неприглядные стороны жизни, даже удовольствие, ибо известно, что все рано или поздно кончается.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 268.