ГЛАВА 3. ОЦЕНКА РОССИЙСКОЙ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Знание налогового законодательства перестает быть уделом узкого круга специалистов и становится обязательным для каждого гражданина России.

Налоги не всегда исходят из тех источников, которые подлежат налогообложению согласно государственному законодательству, т.е. субъект налога и носитель налога могут не совпадать. Налогоплательщик может стремиться к тому, чтобы переложить налог либо “вперед” - на покупателей своих товаров, повышая цену товаров в соответствии с размером налога, либо - “назад” - на людей, у которых он сам покупает товары, уплачивая им меньше, чем если бы налога не существовало. Некоторые налоги могут быть переложены на различные части национальной экономики. Так или иначе это сказывается в первую очередь на субъектах финансовой системы государства. Поэтому необходимо точно определить сферу переложения основных видов налогов и выявить конечные пункты, куда налоги перемещаются.

Как показывает весь мировой опыт, пока существуют налоги, существует и стремление налогоплательщиков снизить размер уплачиваемых ими сумм.

Конечно, сегодня у налоговой службы еще не хватает возможностей проверить всех налогоплательщиков.

Не всегда обеспечивается и высокое качество работы налоговых инспекторов, вследствие чего при проверках иногда не удается выявить все нарушения налогового законодательства.

Но действующее законодательство обязывает налогоплательщиков хранить все бухгалтерские и налоговые документы за последние пять лет, не считая текущего года. И уже сегодня имеется немало фактов обнаружения нарушений налогового законодательства, допущенных еще в 1991 году.

Есть еще одна сторона этой проблемы. Не всегда налогоплательщик сознательно нарушает налоговое законодательство.

В ряде случаев это объясняется низкой квалификацией экономических кадров предприятий и фирм, недостаточным знанием ими налогового законодательства, а также несовершенством  отдельных нормативных актов, допускающих двойственное толкование некоторых положений.

Поэтому Госналогслужба России постоянно работает над совершенствованием налогового законодательства, стремясь сделать его более простым и понятным для налогоплательщика.

В этих же целях в прошлом году был принят Указ Президента России о налоговой амнистии.

Смысл данного Указа заключался в том, чтобы дать налогоплательщикам, вольно и невольно нарушившим налоговое законодательство, возможность исправить свои ошибки.

Большие надежды возлагаются и на организацию совместной работы налоговых органов и органов налоговой полиции по контролю за выполнением обязательств перед бюджетом юридическими и физическими лицами. Это близкие, но вполне самостоятельные органы.

Налоговая полиция призвана наряду с решением других задач заниматься особо крупными, разветвленными связями налогоплательщиков, делающих попытки утаивать огромные суммы налогов.

Налоговая же служба занимается контролем за своевременностью и полнотой перечисления всех видов налогов в бюджет каждым налогоплательщиком, вне зависимости от размеров этих налогов и организационно-правовой формы деятельности налогоплательщика.

Стратегическая цель налогового законодательства – укрепить централизованные финансы страны и на этой основе придать финансовой стабилизации необратимый характер.

Достижение этой цели обеспечивается двумя направлениями дальнейшего развития налоговой системы.

ПУТЬ - финансовая поддержка важнейших отраслей народного хозяйства, обеспечение их устойчивой работы в целях развития экономики страны в целом. Дополнительные финансовые средства для этого будут обеспечены за счет перераспределения ресурсов между отраслями народного хозяйства.

В 1996 году предусмотрен целый ряд усовершенствований и корректировок всех основных видов налогов, расширены права регионов и самоуправлений в области налогов, введено множество новых льгот. Вместе с тем не все из представленных нововведений можно считать в достаточной степени обоснованными: многие из них могут иметь последствия неоднозначные, а некоторые - просто однозначно нежелательные.

Повышение ставок налога на прибыль, имущества, введение специального и транспортного налогов при увеличении налоговых льгот не дали и не могли дать ожидаемого результата. В свете неизбежного роста числа как переобремененных, так и привилегированных плательщиков. Если оценивать существующее налоговое бремя как предельное (для исправных плательщиков), то его дальнейший рост ставит предприятия на грань выживаемости, что, в свою очередь, выливается в реальное сокращение налоговой основы либо в яростное уклонение от налогов. В любом случае фискальный итог является минимальным при огромных моральных издержках.

Контроль за величиной общего налогового бремени - первейшая функция государства, и отказ от нее противоречит задаче формирования единого российского рынка. Необходимо любой ценой обеспечить государственный контроль за налоговой политикой регионов. С 1994 года их права в области налогов безграничны, поэтому нельзя не ждать при современной общей налоговой культуре тяжелых местных налоговых реформ.

 



ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Налоговая система является одним из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т. д. несомненно играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день - главная проблема реформы налогообложения.

Жизнь показала несостоятельность сделанного упора на чисто фискальную функцию налоговой системы: обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая тем самым налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую массу.

Анализ реформаторских преобразований в области налогов в основном показывает, что выдвигаемые предложения касаются в лучшем случае отдельных элементов налоговой системы (прежде всего размеров ставок, предоставляемых льгот и привилегий; объектов обложения; усиления или замены одних налогов на другие). Однако в сегодняшнее время необходима принципиально иная налоговая система, соответствующей нынешней фазе переходного к рыночным отношениям периода. И это не случайно, ибо оптимальную налоговую систему можно развернуть только на серьезной теоретической основе.

На сегодняшний день существует огромный, причем теоретически обобщенный и осмысленный, опыт взимания и использования налогов в странах Запада. Но ориентация на их практику весьма затруднена, поскольку было бы совершенно неразумно не уделять первостепенное внимание специфике экономических, социальных и политических условий сегодняшней России, ищущей лучшие пути реформирования своего народного хозяйства.

Подчеркну, что пока не будет выработано авторитетной целостной концепции реформирования налогообложения и его правовой формы, результаты любых изысканий в этой сфере останутся не более чем точкой зрения отдельных коллективов и специалистов. В настоящее время на роль нового, профессионально составленного, с учётом предыдущих ошибок и неудач, налогового законодательства претендует Налоговый кодекс, разработанный Правительством РФ, однако, как уже говорилось он тоже не лишён недостатков а его вторая часть до сих пор находится на рассмотрении.

Проблем в сфере налогообложения накопилось слишком много, чтобы их можно было решить в том порядке, в котором они решались, отдельными указами и поправками. Лишь незначительная их часть будет так или иначе решена в недалеком будущем. Но большая их часть вновь будет отложена до лучших времен, по-видимому, до принятия второй части Налогового кодекса. А до этого времени наша налоговая система будет ,практически, не способна выполнять те функции, которые на неё возложены, что, в свою очередь, будет препятствовать экономическому развитию страны.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Сокуренко «Налоги и налоговые отчисления в РФ», М., 1999г.

2. Русакова И.Г. «Налоги и налогообложение», М.,1998г.

3. Налоговый кодекс РФ. Часть 1.Закон Российской Федерации “ Об основах налоговой системы в Российской Федерации “.

4. Закон РФ «О налоге на добавленную стоимость»

5. Закон РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций»

6. Закон РФ «О подоходном налоге с физических лиц»

7. Инструкция Госналогслужбы РФ от 17.07.95г. № 36 (ред. от 09.11.95г.) “О порядке исчисления и уплаты акцизов”.

8. Инструкция № 33 о порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций от 10.08.95г.

9. Налоги и отчетность в нормативных документах. М.: ИНТЭК ЛТД; НОЛИДЖ-1997. (Справочник бухгалтера 97г.)

10. Современная экономика. 1995г. Мамедов О.Ю.

11. Налоги. Учебное пособие. 1995г. Черник Д.Г.

 


[1] Русакова И.Г. «Налоги и налогообложение», М.,1998г.

[2] Сокуренко «Налоги и налоговые отчисления в РФ», М., 1999г.

 

[3] Закон РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций»

 

[4] Закон РФ «О подоходном налоге с физических лиц»

 

[5] Закон РФ «О налоге на добавленную стоимость»

 


Дата: 2019-05-28, просмотров: 164.