Сделаем отступление от модели спроса и предложения и спросим, насколько полно согласуется эта модель с соответствующими фактами реальной жизни. Ключевой характеристикой этой модели является то, что и объем предложения, и объем спроса реагируют на цены. Имеются ли реальные показатели того, что покупатели и продавцы действительно реагируют на цены? Конечно же, да. Определенное тому свидетельство - последствия обычных изменений в условиях спроса и предложения. Например, плохая погода в целом способствует увеличению цен на продукты питания, как и предсказывает данная модель. Другого рода доказательства следуют из эконометрического анализа временных рядов и пространственных выборок, относящихся к конкретным рынкам. А подчас подтверждение того, что цены имеют важное значение, может быть получено и без использования эконометрических методов - на основе данных о состоянии рынка, как в двух последующих примерах.
Реакция потребителей на цены: видеомагнитофон
Видеомагнитофон - сравнительно новый продукт. Как это обычно происходит с такого рода изделиями, его цена была первоначально очень высокой, а затем начала снижаться по мере того, как производители овладели технологией и наладили массовое производство. Потребители реагировали на снижающуюся цену увеличение объема спроса. В таблице 3 показано, как увеличился объем спроса по мере снижения цены.
Таблица 3. Реакция потребителей на цены: видеомагнитофон.
1979 | 1980 | 1981 | 1982 | 1983 | 1984 | |
Средняя реальная цена | 1291 | 1097 | 908 | 712 | 597 | 482 |
Объем производства, тыс. шт. в год. | 478 | 804 | 1330 | 2030 | 4020 | 7142 |
Реакция производителей на цены: нефть и уголь
В конце 1973 года Организация стран - экспортеров нефти (ОПЕК) резко подняла мировые цены на нефть. Таблица 4 показывает, что в результате этого цена нефти в Соединенных Штатах увеличилась примерно на 60%. В ответ на это произошел сдвиг фирм и домашних хозяйств от потребления нефти к потреблению угля как источника энергии. Итак, объем спроса на уголь при всех ценах вырос, кривая спроса на уголь сдвинулась вправо, и так же увеличилась цена угля. Возросшая цена угля обусловила увеличение его производства, как это показано в таблице 4.
Таблица 4. Цены на нефть, уголь и производство угля (индексы роста, 1972=100)
1973 |
1974
1975
1976
1977
106
156
163
159
108
156
163
142
99
101
109
114
Из таблицы 4 видно, что увеличение производства угля в ответ на увеличение его цены шло медленно. Это неудивительно, так как для открытия новых угольных шахт требуется некоторое время. Вследствие этой замедленной реакции краткосрочный эффект от увеличения цены на уголь превосходит долгосрочный. Это пример (отчетливо просматривающийся во второй строке таблице 4) ситуации, называемой скачком цены. Цена вначале делает резкий скачок вверх относительно ее конечного уровня. В краткосрочном периоде, при относительно малом увеличении объема предложения угля, сдвиг кривой спроса приводит к резкому взлету цены. Затем по мере дальнейшего увеличения объема предложения вследствие открытия новых шахт цена угля снижается.
Что, как и для кого .
Допуская свободный рынок, общество в сущности решает вопрос об объеме производства конкретного товара путем нахождения такой цены, при которой объем спроса равен объему предложения.
Если имеет место правосторонний сдвиг кривой спроса, то рынок обычно убеждает в том, что товара производится меньше, чем надо. Но для того, чтобы обеспечить заинтересованность производителей в реализации больших объемов данного товара, его цена должна расти. Если имеет место правосторонний сдвиг кривой предложения, например в результате изобретения новой, более эффективной технологии производства, то объем производства увеличится, а цена упадет. Цена снижается, с тем чтобы побудить покупателей к приобретению больших количеств товара.
Объемы производства большинства из тысяч производимых в экономике США товаров и услуг определяются на рынках в результате взаимодействия их кривых спроса и предложения. Объемы спроса и предложения на различных рынках связаны между собой. Цена одного товара влияет не только на объем спроса на этот товар, но также и на объемы спроса на другие товары. Точно так же изменение стоимости такого повсеместно используемого производственного ресурса, как нефть, отзовется на многих рынках.
Как мы увидели, на свободных рынках вопрос о том, что производится, решается при помощи спроса и предложения. Свободный рынок также определяет и то, как производятся товары.
Наконец, свободный рынок определяет то, для кого производятся товары. Товары и услуги производятся для всех тех, кто хочет и может платить равновесную цену, с тем чтобы удовлетворить свой спрос. Их платежеспособность определяется в свою очередь рыночной ценой, по которой они могут продать свой труд, и той стоимостью, которую назначает рынок их накопленному или унаследованному имуществу.
Отметим еще раз, что не существует реально функционирующих чисто рыночных экономик. Отчасти это объясняется тем, что ответы свободного рынка на основополагающие вопросы экономики выглядят подчас непривлекательно. Свободный рынок не обеспечивает автоматически всех и каждого ни достаточным для утоления голода количеством пищи, ни подходящим кровом, одеждой или медицинским обслуживанием. Он обеспечивает едой, медицинской помощью и всеми другими благами всех тех, кто желает и способен платить. Общество, действуя через политический процесс, может захотеть изменить или полностью отвергнуть решения свободного рынка. Это одна из причин того, почему вмешательство государства в стихию свободного рынка посредством регулирования, налогообложения и перераспределения доходов является столь распространенным во всем мире.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 170.