Измерение степени одиночества.
Воспользуемся методикой Д. Рассела.
Укажите, как часто вы испытываете состояние, описанное в каждом нижеследующем пункте. Обведите кружком балл для каждого пункта:
№ п/п | Состояние | Никогда | Редко | Иногда | Часто |
1. | Я чувствую, что нахожусь в ладу с окружающими меня людьми. | 1 | 2 | 3 | 4 |
2. | Я испытываю недостаток в дружеском общении. | 1 | 2 | 3 | 4 |
3. | Нет никого, к кому бы я мог обратиться. | 1 | 2 | 3 | 4 |
4. | Я не чувствую себя одиноким. | 1 | 2 | 3 | 4 |
5. | Я ощущаю себя частью группы друзей. | 1 | 2 | 3 | 4 |
6. | У меня много общего с окружающими людьми. | 1 | 2 | 3 | 4 |
7. | Я замкнут в себе. | 1 | 2 | 3 | 4 |
8. | Никто из окружающих не разделяет моих интересов и мыслей. | 1 | 2 | 3 | 4 |
9. | Я – человек, легко приближающийся к людям. | 1 | 2 | 3 | 4 |
10. | Есть люди, к которым я испытываю глубокие чувства. | 1 | 2 | 3 | 4 |
11. | Я чувствую себя покинутым. | 1 | 2 | 3 | 4 |
12. | Мои социальные связи неглубоки. | 1 | 2 | 3 | 4 |
13. | Никто не знает меня по-настоящему. | 1 | 2 | 3 | 4 |
14. | Я чувствую себя изолированным от других людей. | 1 | 2 | 3 | 4 |
15. | Я могу найти друзей, как только | 1 | 2 | 3 | 4 |
16. | Есть люди, которые по-настоящему понимают меня. | 1 | 2 | 3 | 4 |
17. | Я несчастен от того, что так отдален от людей. | 1 | 2 | 3 | 4 |
18. | Люди вокруг меня, но не со мной. | 1 | 2 | 3 | 4 |
19. | Есть люди, с которыми я могу поговорить. | 1 | 2 | 3 | 4 |
20. | Есть люди, к которым я могу обратиться. | 1 | 2 | 3 | 4 |
Подсчитайте сумму баллов на вопросы 2, 3, 7, 8, 11, 12, 13, 14, 17, 18. В ответах на вопросы 1, 4, 5, 6, 9, 10, 15, 16, 19, 20 произведите перестановку в обратном порядке (1-4, 2-3, 3-2, 4-1).
Те, кто набрал меньше 22 баллов, могут считать себя людьми с очень низкой степенью одиночества. От 22 до 32 – низкая степень. От 32 до 52 – средняя степень одиночества. От 52 до 62 – высокая степень одиночества, а те, кто набрал более 62 баллов, считаются людьми с очень высокой степенью одиночества.
Как жить в одиночестве?
Эмоциональные состояния одинокого человека – отчаяние (паника, ранимость, беспомощность, изолированность, жалость к себе), скука (нетерпение, желание все изменить, скованность, раздражительность), самоуничижение (ощущение собственной непривлекательности, глупости, никчемности, застенчивость). Одинокий человек как бы гласит: «Я беспомощен и несчастен, полюбите меня, приласкайте меня». На фоне сильного желания такого общения возникает явление «психического моратория» (термин Э. Эриксона):
- возврат к детскому уровню поведения и желание как можно дольше отсрочить приобретение взрослого статуса;
- смутное, но устойчивое состояние тревоги;
- чувство изоляции и опустошенности;
- постоянное пребывание в состоянии чего-то такого, что что-то случится, эмоционально воздействовать и жизнь резко изменится;
- страх перед интимным общением и неспособность эмоционально воздействовать на лиц другого пола;
- враждебность и презрение ко всем признанным общественным ролям, вплоть до мужских и женских ролей;
- презрение ко всему национальному и нереальная переоценка всего иностранного (хорошо там, где нас нет).
Чаще всего реакцию на одиночество можно определить как «печальную пассивность» (К. Рубинстайн и Ф. Шейвер). Что это за реакция? Поплакать, поспать, ничего не делать, поесть, посмотреть телевизор, напиться или «отключиться», лежать на диване и размышлять, фантазировать. Конечно, такие способы лишь усугубляют одиночество.
Лучше «активное уединение». Начать что-нибудь писать, заняться любимым делом, сходить в кино или театр, почитать, музицировать, заняться физическими упражнениями, послушать музыку и потанцевать, сесть учить уроки или начать делать какую-то работу, пойти в магазин и растратить сэкономленные деньги.
Надо не бежать от одиночества, а поразмышлять, что можно сделать, чтобы преодолеть свое одиночество. Напомнить себе, что у вас в действительности есть хорошие отношения с другими людьми. Подумать о том, что у вас есть хорошие качества (задушевность, глубина чувств, отзывчивость и т. д.). Сказать себе, что одиночество не вечно и что дела пойдут лучше. Подумать о занятиях, в которых вы всегда преуспевали в жизни (спорт, учеба, домашнее хозяйство, искусство и т.д.). Сказать себе, что большинство людей бывают одинокими и в тот или иной момент времени. Отвлечься от чувства одиночества, серьезно задумавшись о чем-то другом. Подумать о возможной пользе испытанного вами одиночества (сказать себе, что вы научились быть уверенным в себе, поняли свои новые цели отношений с обществом, друзьями, любимыми – с теми, с кем произошел разрыв отношений).
Еще лучше, если вы попытаетесь изменить свою жизнь. Попытайтесь быть более дружелюбным с другими людьми (скажем, приложите усилия к тому, чтобы заговорить с родителями, одноклассниками). Сделайте что-нибудь полезное для кого-то (помогите однокласснику выполнить домашнее задание, добровольно возьмитесь выполнять общественное поручение и т.д.). Попытайтесь найти новые способы встречаться с людьми (вступите в клуб, секцию, пойдите на диспут, на дискуссию, на вечер и т. д.). Предпримите что-нибудь, что сделает вас более привлекательным для других (перемените прическу, купите или сшейте новую одежду, перейдите на диету, займитесь физкультурой). Сделайте что-нибудь для улучшения своих социальных навыков (научитесь танцевать, научитесь быть более уверенным в себе, овладейте психорегуляцией, выполните все упражнения в книге и т. д.).
Используя эти способы, вы преодолеете одну из самых опасных качеств «психологического моратория» – поиск негативной идентичности («хочу стать ничем», тенденция к самоубийству).
Дата: 2019-05-28, просмотров: 227.