На базе экономического сотрудничества развивались и политические отношения между двумя государствами. В эти годы советская дипломатия выдвинула позитивную программу заключения договоров о ненападении и нейтралитете со своими соседями, ближними и дальними. Договоры содержали статьи о нейтралитете, ненападении и неучастии договорившихся сторон во враждебных коалициях. Германии подобная практика была знакома по Локарно, где она уже заключила подобные договоры с европейскими странами. Такой договор для Советской России был чрезвычайно важен, как противовес Локарнским соглашениям.
Ещё в 1924 году советское правительство выдвинуло перед германским правительством идею заключения нового договора между странами. Первоначально советское предложение не предусматривало обязательства нейтралитета, ограничиваясь лишь обязательством ненападения и неучастия во враждебных друг другу коалициях. После подписания Германией Локарнских соглашений обязательство неучастие в блоках, направленных против СССР, было уже недостаточным, и советское правительство дополнило свой проект обязательством нейтралитета[66].
В беседе, состоявшейся между советским народным комиссаром иностранных дел и рейхсканцлером Германии Лютером, в начале ноября 1925 года, последний возражал против пункта о нейтралитете, ссылаясь лишь на то, что этот пункт противоречит уставу Лиги Наций. Переговоры о советско-германском договоре велись в течение нескольких месяцев. Представители Германии пытались вести двойную игру, затягивая переговоры и уклоняясь от принятия советских предложений, в частности, долго не соглашаясь гарантировать нейтралитет Германии.
Советское правительство проявило необходимую настойчивость. Германия была заинтересована в сближении с СССР. Штреземан понимал, что участие Германии в антисоветских комбинациях может привести её к катастрофе. Он видел, что сближение с Советским Союзом укрепляет внешнеполитические позиции Германии. Поэтому, Штреземан, лавируя с западными державами, в то же время не отказывался от улучшения отношений с СССР. Многие другие политические деятели и промышленники страны понимали, что в их интересах иметь нормальные отношения с СССР. Дирксен, занявший после смерти Брокдорфа-Ранцау пост германского посла в СССР, писал о «внутренней необходимости вести со стороны Германии, политику дружественную России»[67]. Всё это побудило снять немецкое правительство часть своих возражений.
Германская сторона предлагала подписать соглашение не в виде договора, а в виде протокола, проект которого, был к тому же очень расплывчатым и ни к чему не обязывающим документом. Этого было явно недостаточно для СССР. Германская сторона, продолжая строить отношения в своих интересах, стремилась ограничить статью о нейтралитете оговоркой, предусматривавший нейтралитет лишь в случае, если другая договаривающаяся сторона, будет вовлечена в конфликт, «без провокации с её стороны», такая оговорка ослабляла силу договора и в известной степени ставила под сомнение миролюбивый характер советской внешней политики.
После переговоров, длившихся около года, 24 апреля 1926 года между СССР и Германией был подписан в Берлине «договор о согласовании всех вопросов политического и экономического характера, касающихся обеих стран». Основанный на принципах Рапалльского соглашения, Берлинский договор исходил из обязательства СССР и Германии, действовать в своих взаимоотношениях в духе мира и дружественного сотрудничества. Статья 1 устанавливая, что основой германо-советских отношений остаётся Рапалльский договор, фиксировала принцип согласования, касающихся совместно обеих стран вопросов политического и экономического характера. Согласно статье 2, в случае нападения третьей державы или группы третьих держав на одну из договаривающихся сторон, вопреки мирному поведению последней, другая договаривающаяся сторона должна соблюдать нейтралитет в продолжение всего конфликта. Помимо обязательства нейтралитета, в этом случае (ст. 3) должно было вступить в силу обязательство в экономическом или в финансовом бойкоте, направленном против одной из договаривающихся сторон. Договор был заключен сроком на пять лет, считая с момента обмена ратификационными грамотами[68].
В ходе переговоров о заключении Берлинского договора было обусловлено, что, действуя в духе договора, Германия будет выступать в Лиге Наций против возможных антисоветских устремлений отдельных держав. Таким образом, Берлинский договор уменьшил возможность вовлечения Германии в антисоветские действия западных держав. Данный договор, как и договор в Рапалло, создавал возможность для развития дружественных отношений в дальнейшем. После заключения Берлинского договора, советско-германские отношения развивались по линии расширения экономических связей. Однако, антисоветски настроенные промышленные круги Германии, даже расширение германо-советских экономических связей, пытались использовать в своих корыстных целях. Так, Имперским союзом германской промышленности был создан «Комитет германской экономики по русским делам» («Russlandausschuss der deutschen Wirtschaft»), имевший своей целью оживление торговли с СССР, только под углом зрения удовлетворения экспансионистских устремлений германских монополий. Лозунг «Восток должен стать вотчиной германской экономики» стал лейтмотивом всей деятельности комитета. Наиболее рьяные представители германского капитала и банков примкнули в 1928 году к «Лондонскому международному комитету по защите интересов владельцев русских займов», требовавшему уплаты Советским Союзом старых царских долгов.
В 1928 году в ходе переговоров был подписан протокол, закреплявший и развивавший положения договора от 25 ноября 1925 года. Протокол регулировал вопросы собственности, таможенные вопросы, вопросы выезда и въезда граждан и др.
Следовательно, германо-советские отношения, осложняемые частными интересами германских монополистов, а так же антисоветскими происками западных держав, в силу того, сто Германия всё ещё чувствовала внешнеполитическую неуверенность, развивались в прежнем дружественном русле. Конечно же, за так называемой дружбой, стояли конкретные, личные, взаимовыгодные цели двух держав.
После Локарно внешнеполитическая деятельность Германии, как и прежде, сводилась к стремлению договориться с западными державами о дальнейшей ревизии Версальского договора под лозунгом восстановления «суверенитета» и «равноправия» Германии. В сентябре 1926 года во время очередной сессии Ассамблеи Лиги Наций в Женеве, германская дипломатия ещё настойчивее требовала ревизии Версаля и других, связанных с ним, обязательств Германии, некоторые из её требований уже были удовлетворены. Так, в середине 1926 года, Германия была освобождена от контроля над воздушными вооружениями, а 12 декабря 1926 года союзники удовлетворили требования Германии об отмене контроля военной комиссии.
Таким образом, острая необходимость в советских военных базах, уходила на второй план, но неполная снятие военных ограничений с Германии всё ещё оставляли целесообразность сотрудничества с СССР. Кроме того, и на протяжении конца 20-х годов, советский фактор продолжал оставаться в роле довлеющей силы на страны Антанты, в целях смягчить требования Версаля.
1927 год был отмечен ухудшением экономического положения капиталистических стран. Кризисные явления, после временного улучшения, связанного с планом Дауэса, выражались всё сильнее. Поэтому Германия, стремясь, разрешить экономические противоречия активнее, стала использовать Советский рынок. Изменения внутриполитического положения – ведущее положение заняли реакционные партии германского монополистического капитала, сказалось и на стратегии внешней политики. В декларации правительства Маркса в рейхстаге от второго февраля 1927 года говорилось, что первоочередная внешнеполитическая задача заключается в том, чтобы «восстановить свободное осуществление суверенитета над территорией Германии». Речь шла о досрочном очищении Рейнской области от оккупационных войск. Эту задачу, как и другие, в том числе в колониальном вопросе, германская дипломатия надеялась разрешить путем соглашения с победителями. Для этого она подчеркивала свое «миролюбие» и отказ всякой «мысли о реванше».
Германские требования были рассчитаны на положительное отношение к ним западных держав, которые стремились к продолжению своей политики, нацеленной на ослабление всяческих контактов Германии и СССР. Однако Германия была готова поступиться сотрудничеством с СССР в случае успеха дипломатии со странами запада. В соответствии с этим германская дипломатия строила свою тактику во время сессии Совета Лиги Наций в марте и июне 1927 года. Имея с Советским Союзом договор о нейтралитете 1926 года, Германия не рисковала идти на резко выраженный антисоветский сговор с западными державами, хотя и участвовала в переговорах с Англией и Францией по вопросу, в частности, о проходе иностранных войск через германскую территорию. Последнее фактически подтвердил сам Штреземан в своём выступлении в рейхстаге в конце марта 1927 года. Распри между германскими дипломатами и их западными партнёрами по оккупационному, колониально-территориальному вопросу и другим важным для Германии пунктам сорвали создание антисоветского блока с участием Германии. Германия всё более резко выступала против своих партнёров. 18 сентября 1927 года с откровенно реваншистским заявлением выступил в Танненберге сам президент Германии Гинденбург.
В условиях заметного обострения отношений с ведущими западными державами в ноябре 1927 года Германское правительство выступило инициатором торговых переговоров между Германией и СССР, имея ввиду не только ослабить действие первых симптомов экономического кризиса, но оказать тем самым давления на западные державы. Двойная игра германской дипломатии стала ясной в скоре же после начала переговоров. Представители Германии затягивали переговоры и не содействовали их успеху. В марте 1928 года они были прерваны германской стороной[69].
В апреле 1928 года Германия вновь решила вступить в сговор с западными державами, добиваясь реализации требований на перевооружение. Речь шла об объединении государств под видом «соглашения» об отказе от войны. Германская дипломатия преследовала цель добиться права Германии «на самозащиту» в рамках новой замкнутой группировки. Фактически это означало выдвижение Германией требования на перевооружения. 27 августа 1928 года германские представители подписали совместно с представителями других западных держав «общий договор об отказе от войны», или так называемый, пакт Келлога-Бриана[70]. Таким образом, нужно отметить, что участие Германии в подобного рода сговоре отнюдь не сближало её с СССР, а напротив, делало взаимоотношения двух стран напряженными и противоречивыми. В свою очередь, Германия, в какой-то момент была готова пожертвовать Советской Россией ради расположения западных государств и поднятия собственного престижа на международной арене мировых лидеров. Однако, факты истории говорят о том, что СССР вновь удалось обойти враждебные планы империалистических держав. Данный шаг доказывается присоединением Советского Союза к пакту, что срывало антисоветские маневры, в том числе и германских политических группировок, заинтересованных в переориентации с востока на запад в сфере дипломатических отношений.
Но не только внешнеполитические факторы заставляли немецкую дипломатию повернуться к западу: внутриполитическое положение Германии, изменившееся летом 1928 года, также способствовало корректировке внешнеполитических интересов. 29 июня 1928 года в Германии произошла смена правительственного кабинета. По-прежнему министром иностранных дел оставался Штреземан, но 3 июля 1928 года, новый рейхсканцлер Мюллер, выступил в рейхстаге с правительственным заявлением о внешней политике. Он заявил, что новое правительство ставит перед собой задачу «обеспечить Германии равноправное положение среди других народов и стремиться в искреннем сотрудничестве с другими правительствами к политической и экономической консолидации Европы[71]». В качестве первой задачи германской внешней политики Мюллер назвал освобождение ещё оккупированных областей на Рейне и Саарской области. после этого глава германского правительства потребовал фактически ревизии Версальского договора о разоружении Германии, демагогически ссылаясь на принципы равноправии Германии, как члена Лиги наций, а также нового пересмотра репарационной проблемы.
Следовательно, с этого момента, как видно из слов нового рейхсканцлера Германии, произошел конкретный поворот к западному ориентиру внешней политики Германии. Мюллер, говоря о возможном союзе с европейскими странами, естественным образом не включал в него Советский Союз, который ни в силу географического, ни в силу политического фактора не мог поместиться в новой европейской теоретической концепции. Данное предположение доказуемо появившейся в 1929-30 годах теории французских империалистов о «Пан-Европе». Эта доктрина получила огромную популярность и в кругах крупно немецкого монополистического капитала. Для Германии участие во французской «Пан-Европе» могло дать значительные выгоды, кроме того, данная идея стала актуальной ещё и потому, что в конце 20-х годов на политической арене Германии с новой популярностью и силой появились нацистские организации. Сходство теоретических идей французских империалистов и немецких нацистов состояло в антисоветской направленности: Советский Союз рассматривался в обоих случаях как стратегически важная цель, завоевание которой сулило крупные выгоды экономике всех европейских стран. Немецкий народ, терпевший страшные лишения и унижения Версаля, был поглощен идеей реванша, пропагандируемой нацистскими организациями, как возможным выходом из кризиса.
В августе 1928 года Германия преступила к созданию запрещенного Версалем военно-морского флота. Было принято решение о постройке броненосца «А»[72]. Кроме этого значительные уступки были сделаны Германии в ходе Женевской сессии Совета Лиги Наций в сентябре 1928 года. Именно здесь были заложены основы нового пересмотра репарационных выплат, получившие в дальнейшем названия «Плана Юнга».
Новой проблемой не только для Германии, но и для всего мира стал очередной экономический кризис, очаги которого в немецкой экономике стали возгораться уже в 1928 году. Это ещё один из немаловажных факторов отдаления Германии от СССР и налаживания более тесных контактов с капиталистическими державами, которые осуществляли колоссальные финансовые вливания в немецкую экономику.
Следовательно, к концу 20-х годов германо-советские отношения перестали соответствовать руслу взаимовыгодных контактов, но в один момент длительное сотрудничество между государствами прекратиться не могло. Поскольку Германия всё ещё находилась в зависимости от Версальских условий, иностранного финансового капитала, то такой уравновешивающий фактор международных отношений Германии, как СССР был необходимым структурным элементом в её дипломатии. Однако, из содержания соответствующих документов видно, что за последнее время заинтересованность Германии в СССР, как в стратегически необходимо партнере отпало. Уменьшилась потребность и в советских военных базах. Характерной чертой конца 20-х годов явилось стремление Германии использовать все послабления союзников для создания собственной военной промышленности. В отношении авиации это в основном осуществлялось в связи с теми уступками, на которые Франция пошла в вопросах германского авиационного строительства (развитие гражданской авиации)[73]. В отношении флота (также подводного) наблюдается сотрудничество Германского морского ведомства с Англией. Характерно, что основная часть морских кругов Германии в отношении СССР солидарна с политикой Англии, не одобряя восточной ориентации рейхсвера[74]. Этого достаточно, чтобы выявить тенденцию уменьшения заинтересованности Германии в СССР как в вопросе и военно-политическом сотрудничестве, так и в вопросе сотрудничества советского военного ведомства с РВМ[75].
Важное место в процессе переориентации германской дипломатии заняли интересы крупной буржуазии германии, которая все больше склонялась к отказу от парламентских методов правления и передаче власти фашистам. Идеи фашизма не только меняли форму внутренней государственной организации Германии (как это покажет дальнейший ход истории), но и резко отрицали какое-либо равноправное сотрудничество с другими государствами.
Таким образом, к концу 20-х годов в германо-советских отношениях происходит надлом. Во многом смена целей германской дипломатии объяснялась внутренним экономическим состоянием, а также новыми внешними условиями, которые были предоставлены Германии странами Антанты. Дипломатические связи всё больше и больше подчинялись требованиям немецких монополистов. Поскольку к концу 20-х годов в Германии уже начало ощущаться приближение экономического кризиса, естественно, что интересы германского капитала были целиком и полностью обращены к Западу. Данное обстоятельство было не случайным, так как именно это направление немецкой дипломатии способствовало пересмотру и удовлетворению репарационного вопроса, а также немаловажной финансовой поддержке немецкой промышленности со стороны США, Англии, Франции и других европейских государств. Следовательно, СССР не попадал в круг приоритетных партнеров. Тем более, что за последние годы стала очевидной готовность Германии использовать антисоветские факторы для достижение уступок Запада, во многом решающим судьбу немецкого государства.
Однако германо-советские отношения не прекратились, поскольку всё ещё слабая Германия чувствовала, что именно этот союз делает её дипломатию потенциально сильной и способной к действию.
Забегая вперёд, нужно отметить, что десятилетнее сотрудничество, главным образом военное, было возможно ещё и потому, что Веймарская республика и Советское государство нашли общие точки сближения, оказавшись в очень схожих обстоятельствах. Но как только Германия стала гитлеровской, а Советский Союз обрел подобные черты тоталитаризма, союзники не так давно способствующие взаимному процессу накопления военно-политической мощи, стремительно превращались в соперников. Теперь чувствуя способность состязаться на международной арене без излишней опеки, оба государства стали поглощаться личными консолидирующими силами. Иначе говоря, милитаризация и новые партийно-властные структуры стали проводником агрессии, хотя и Германия и СССР на весь мир перед мировым сообществом выступали и соглашались с планами разоружения.
Заключение
Подведя итоги десятилетнего сотрудничества между Германией и Советской Россией, нужно отметить, что внешнеполитическое сотрудничество двух государств в первый период между двумя войнами было основано на взаимных интересах. Преодолевая тяжелые условия и последствия Версальского мира, германская дипломатия нашла в Советской России именно ту точку опоры, которая помогла ей противостоять давлению Запада и корректировать в наиболее выгодном направлении условия Версаля. Советский фактор помог Германии при её бессилии восстановить свой международный авторитет и позиции в мировом сообществе. Рапалльский мирный договор стал первым равноправным соглашением, что являлось крупным дипломатическим успехом и Германии и СССР. Данный договор стал отправной точкой равноправного и взаимовыгодного сотрудничества, фактором наибольшей угрозы и давления на страны Антанты. Наиболее тесные контакты Германии и СССР были налажены в сфере взаимовыгодного военного сотрудничества, которое, несмотря на свою нелегальность, было плодотворным. Оба государства в обход мирового сообщества смогли добиться увеличения своей обороноспособности. Справедливо будет отметить, что внешнеполитическая деятельность германского правительства, однако, не была ориентирована исключительно на Восток. Решая свои личные интересы, крупный монополистический капитал, будучи главным законодателем внешнеполитических связей, в зависимости от новых условий, избирательно подходил к определению дипломатического ориентира и выбору иностранного партнерства. Поэтому в тех случаях, когда Германии было выгоднее и необходимо сотрудничество со странами Антанты, в германо-советских отношениях наблюдался спад в сфере делового общения. В этом, на наш взгляд, нет ничего предосудительного, поскольку дипломатия государства должна строиться на основании конкретных интересов, соответствующих наибольшему успеху, в случае их реализации. Но соблюдение международных норм в дипломатии не должно уходить на второй план, поскольку именно этот показатель является главным критерием благонадёжности государства, как союзника и партнера.
Второй этап десятилетнего периода отмечался тем, что ориентация Германии на Восток стала уменьшаться, в силу того, что некогда отталкиваемое всеми немецкое государство было принято в Лигу наций, куда СССР до 1934 года дорога была закрыта. Это обстоятельство сделало Германию более самостоятельной и независимой в отношениях не только с СССР, но и другими государствами. Однако германо-советские отношения не были прекращены, даже несмотря на то, что в числе советского руководства были лица ярко обличающие Германию в сговоре с Западом и антисоветской направленности предпринятого жеста германской дипломатии. В силу политической и экономической необходимости сотрудничество было продолжено. Начиная с 1925 года и по конец 30-х годов, наиболее ёмко была заполнена ниша военно-экономического сотрудничества.
Обострение экономической ситуации, начавшееся в 1928 году, и те успехи германской дипломатии, которые повлекли за собой значительные уступки и в репарационном плане, и в частичном снятие военных ограничений в отношении Германии, сделали немецкую внешнюю политику ещё свободней и независимей. Стало очевидно, что СССР уже не был той единственной незаменимой базой военно-промышленного развития как в начале 20-х годов.
Отсутствие финансовых средств у советского партнёра, в которых так нуждалась германская промышленность, особенно в условиях начинающегося экономического кризиса, делало его еще более неинтересным.
Таким образом, прозападная ориентация, в силу здравого смысла, планомерно одерживала победу за победой в сфере определения германской внешней политики. Однако для немецкой промышленности хорошая сырьевая база советского государства всё еще оставалась интересна.
Другими глазами, вернее с более радикальным взглядом, на СССР посмотрит Гитлер, до начала правления которого оставалось совсем немного, но идеи и решения нацистов уже были близки и актуальны для германских монополистов.
Близорукость советской дипломатии стала роковой ошибкой в дальнейшем развитии германо-советских отношений.
Источники и литература.
Источники
1. Версальский мирный договор. - М., 1955.
2. Внешняя политика Советского Союза и международные отношения. Сб. докум., - М.: М. отн., 1971.
3. Дьяков Ю.Л., Бушуева Т.С. Фашистский меч ковался в СССР: Красная Армия и рейхсвер. 1922-1933 гг. Неизвестные документы. - М.: Советская Россия. 1992.
4. Локарнская конференция 1925 г. Документы. - М., 1959.
5. Ленин В.И., VIII Всероссийский съезд Советов 22-29 декабря 1920 г., -Пол. собр. соч., т. 31, стр. 444-445.
6. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А.. Хрестоматия по истории России с древнейших времён до наших дней. -М.: Проспект, 2000.
7. План Юнга и Гаагская конференция 1929-1930 гг. Документы и материалы. - М.-Л., 1951.
8. Советско-германские отношения от переговоров в Брест-Литовске до подписания Рапалльского договора. Сборник документов, т. 2, 1919-1922 гг., - М., 1971.
9. Черчилль У. Вторая Мировая война. В 3-х кн. Кн. 3. т. 5-6. сокр. пер. с англ.., под ред. А.С. Орлова – М.: Воениздат, 1991.
Литература
1. Ахмадзян А.А. Советско-германские экономические отношения 1922-1932 гг. - Ж. Новая и новейшая история № 4, 1988.
2. Ахмадзян А. А. Военное сотрудничество СССР и Германии 1920-1933 гг. По новым документам. - Ж. Новая и новейшая история, 1990, № 5 .
3. Биск И. Я. История повседневной жизни населения в Веймарской республике. - Иваново, 1990.
4. Бишанов В. Танковый погром 1941 года. - М: АСТ, 2004.
5. Бофф Дж. История Советского Союза: В 2 т. - М., 1990.
6. Верт Н. История Советского государства. 1900-1991. - М., 1994.
7. Внешняя политика СССР т. 2; - М: 1964.
8. Внешняя политика Советского Союза. 3-е изд. - М.: Политиздат; 1985.
9. Вопросы стратегии и оперативного искусства в советских военных трудах (1917-1940 гг.) - М: Воениздат, 1965.
10. Вопросы тактики в советских военных трудах (1917-1940 гг.) - М: Воениздат, 1970.
11. Воронов Н.Н. На службе военной. - М.: Воениздат, 1963.
12. Гинцберг Л.И. В борьбе против наступления фашизма. – «Европа в новое и новейшее время.» - М., 1966.
13. Зарницкий С., Сергеев А., ЖЗЛ. Чичерин., - М., 1966.
14. Европа в международных отношениях. 1917-1939. – М., 1979.
15. Европа между миром и войной. 1918-1939. – М., 1992.
16. Европейские государства и США в международных отношениях первой половины XX века. – Л., 1983.
17. Индукаева Н.С. От войны к миру: политика США в германском вопросе в 1918-1921 гг. – Томск, 1977.
18. Иноземцев Н. Внешняя политика США в эпоху империализма. М., Госполитиздат, 1960.
19. История дипломатии. т. 3. - М., 1965.
20. Кобляков И.К. От Бреста до Рапалло. – Госполитиздат, 1954.
21. Кульбакин В.Д. Милитаризация Германии в 1928-1930 гг. - М.,1962.
22. Кульбакин В.Д. Очерки новейшей истории Германии. – М., 1962.
23. Кучинский Ю. История условий труда в Германии (1800-1945) пер. с нем. - М., 1949.
24. Мотылев В.Е. Экономическая история зарубежных стран. - М., 1961.
25. Норден А. Между Берлином и Москвой. К истории германо-советских отношений (1917-1921). - М., Из-во ИМО, 1961.
26. Орнатский И.А. Экономическая дипломатия 2-е изд., перераб. и доп. – М., - М. отн., 1985.
27. Пик В. Великая Октябрьская Социалистическая Революция и германское рабочее движение. - Госполитиздат, 1957.
28. Постников В.В. США и дауэсизация Германии. - М., 1957.
29. Розанов Г.Л. Очерки новейшей истории Германии. - М., 1957.
30. Руге Г. Германия в 1917-1933 гг. - М.: Наука, 1985
31. Руге Г. Как Гитлер пришел к власти. - М.: Наука, 1985
32. Семенов В.А. Краткий очерк развития советского оперативного искусства. - М.: Воениздат, 1960.
33. Соколов Б.В. Красная Армия в межвоенный период (1921-1941). - М., Наука, 1990.
34. Строков А.А. История военного искусства. - М., Воениздат 1966.
35. Ушаков В.Б. Внешняя политика Германии в период Веймарской республики. - М., 1958.
36. Файнгар И.М. Очерки развития германского монополистического капитала. - М., 1958.
37. Файнгар И.М. Проблемы германской промышленности. – М.-Л.., 1969.
38. Шейнис З. Максим Максимович Литвинов: революционер, дипломат, человек. - М.: 1989.
39. Шикман А.П. Детали отечественной истории. Биографический словарь-справочник. - М.: АСТ-ЛТД, 1997.
40. Шмелев Н.П. Социализм и международные экономические отношения - М.: М. отн. 1979.
41. Штерн Л. Германское рабочее движение в новейшее время. – М., 1962.
42. Экономическая история зарубежных стран. под ред. Голубовича В.И. - Минск; 1989.
43. Экономическая история капиталистических стран. под ред. Кривка П.В., Дзюбко И.С., Чунтулова В.Т. - М., 1966.
44. Н.Н. Яковлев. Новейшая история США. - М., 1961.
[1] Европейские государства и США в международных отношениях первой половины XX века. – Л; 1983.
[2] Версальский мирный договор. М; 1955
[3] Г.Л. Розанов. Очерки новейшей истории Германии. М., 1957, стр. 23
[4] Г. Руге. Германия в 1917-1933 гг. М.: Наука, 1985, стр. 79
[5] Мотылев В.Е. Экономическая история зарубежных стран. М., 1961, стр.148.
[6] Г.Л. Розанов. Очерки новейшей истории Германии. М., 1957, стр. 28
[7] В.Д. Кульбакин. Очерки новейшей истории Германии. М., 1962, стр. 192-193
[8] А.А. Ахмадзян. Советско-германские экономические отношения 1922-1932 гг. Ж. Новая и новейшая история 1988, №4, стр. 18
[9] Г.Л. Розанов. Очерки новейшей истории Германии. M; 1957, стр. 87.
[10] Г.Л. Розанов. Очерки новейшей истории Германии. M; 1957, стр. 93.
[11] Штерн Л. Германское рабочее движение в новейшее время. М., 1962, стр. 56-77.
[12] В.И. Ленин. Пол. собр. соч.; т. 41 стр. 218
[13] У. Черчилль. Вторая Мировая война. Сокр. пер. с англ. / под ред. А.С. Орлова – М; Воениздат, 1991.
[14] Версальский мирный договор. М.,1955.
[15] И.Я. Биск История повседневной жизни населения Веймарской республики. Иваново, 1990
[16] Версальский мирный договор. М; 1955
[17] Версальский мирный договор М; 1955
[18] Руге Г. Германия в 1917-1933 гг. М.: Наука, 1985, стр. 84
[19] Файнгар И.М. Очерки развития германского монополистического капитала. М; 1958, стр. 211
[20] Европейские государства и США в международных отношениях первой половины XX века. – Л; 1983.
[21] Д. Ллойд-Джордж. Правда о мирных договорах, т.1. М., 1967, стр. 319
[22] Европейские государства и США в международных отношениях первой половины XX века. Л., 1983, стр. 82.
[23] Цит. по кн.: Н.Н. Яковлев. Новейшая история США. М;1961, стр. 68.
[24] Ахмадзян А.А. Военное сотрудничество СССР и Германии в 1920-1933 годах. По новым документам. Ж. Новая и новейшая история № 5 1990 г.
[25] И.К. Кобляков. От Бреста до Ропалло., Госполитиздат 1954. стр. 96
[26] Г.Л. Розанов, Очерки новейшей истории Германии (19118-1933), Издательство ИМО, 1957, стр. 80.
[27] В. Пик, Великая Октябрьская Социалистическая Революция и германское рабочее движение. Госполитиздат, 1957, стр.27
[28] В.И. Ленин, VIII Всероссийский съезд Советов 22-29 декабря 1920 г., Соч., т. 31. стр. 444-445.
[29] «Советско-германские отношения от переговоров в Брест-Литовске до подписания Ропалльского договора». Сборник документов, т. 2, 1919-1922 год. М; 1971, стр. 46-48
[30] Советско-германские отношения от переговоров в Брест-Литовске до подписания Рапалльского договора. Сборник документов. т. 2. 1919-1922 гг; М., 1971.
[31] В.Б. Ушаков. Внешняя политика Германии в период Веймарской республики. М; 1958. стр. 68
[32] И.Т. Кобляков, От Бреста до Рапалло, Госполитиздат, 1954, стр. 213-214
[33] Ахмадзян А.А. Военное сотрудничество СССР и Германии 1920-1933 гг. По новым документам. Ж. Новая и новейшая история 1990, №5, стр. 11
[34] Дьяков Ю.Л., Бушуева Т.С. Фашистский меч ковался в СССР: Красная Армия и рейхсвер. Тайное сотрудничество. 1922-1933. М; Советская Россия, 1922, стр. 98-101
[35] Семенов В.А. Краткий очерк развития советского оперативного искусства. М.: Воениздат, 1960
[36] Дьяков Ю.Л., Бушуева Т.С. Фашистский меч ковался в СССР: Красная Армия и рейхсвер. Тайное сотрудничество. 1922-1933. М; Советская Россия, 1922, стр. 115.
[37] Файнгар И.М. Проблемы германской промышленности. М.-Л., 1964, стр. 96
[38] В.Б. Ушаков. Внешняя политика Германии в период Веймарской республики. М; 1958. стр.81
[39] Г.Л. Розанов. Очерки новейшей истории Германии. М; 1957, стр. 146
[40] Внешняя политика СССР, т. 2, М; 1964
[41] там же
[42] Орнатский И.А. Экономическая дипломатия. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: М. отн., 1985, стр. 184
[43] Европейские государства и США в международных отношениях первой половины XX века. – Л., 1983, стр. 171.
[44] В.В. Постников. США и дауэсизация Германии. М; 1957, стр. 129
[45] Г.Л. Розанов. Очерки новейшей истории Германии в период Веймарской республики. М; 1957, 153
[46] В.В. Постников. США и дауэсизация Германии. М;1957, стр. 134
[47] Мальцан А. – в то время министр иностранных дел Германии; Брокдорф-Ранцау У. – посол Германии в СССР в 1922-1928 гг.
[48] В.В. Постников. США и дауэсизация Германии. М;1957, стр. 136
[49] «Внешняя политика СССР», т. II, М; 1964, стр. 382
[50] там же, док. № 218 И, стр. 383-384
[51] Орнатский И.А. Экономическая дипломатия 2-е изд., перераб. и доп. – М.: М. отн., 1985, стр. 198
[52] Ушаков В.В. Внешняя политика Германии в период Веймарской республики М., 1958, стр. 98
[53] Статья 16 Устава Лиги Наций говорила о санкциях против государства-агрессора. Члены Лиги были обязаны порвать с таким государством отношения и выставить по решению совета Лиги определенное количество войск против агрессора.
[54] «Локарнская конференция 1925 года (Записи заседаний сделанные фон Дирксиным)», Исторический архив 1956 г., № 5, стр. 133
[55] Хрестоматия по новейшей истории т. 1. М., 1960, Рейнский гарантийный пакт.
[56] Розанов Г.Л. Очерки новейшей истории Германии. М., 1957, стр. 137
[57] Шмелев Н.П. Социализм и международные экономические отношения. М.: М. отн., 1979, стр. 114
[58] Соколов В.В. Красная Армия в межвоенный период (1921-1941). М.: Наука, 1990, стр. 92
[59] Ахмадзян А.А. Военное сотрудничество СССР и Германии в 1920-1933 гг. По новым документам. Ж. Новая и новейшая история 1990 г., №5, стр. 19
[60] Дьяков Т.Л., Бушуева Т.С. Фашистский меч ковался в СССР: Красная Армия и Рейхсвер 1922-1933 гг. Неизвестные документы. М.: Советская Россия, 1992 г., стр. 148-151
[61] Дьяков Т.Л., Бушуева Т.С. Фашистский меч ковался в СССР: Красная Армия и Рейхсвер 1922-1933 гг. Неизвестные документы. М.: Советская Россия, 1992 г., стр. 154
[62] Ахмадзян А.А. Военное сотрудничество СССР и Германии в 1920-1933 гг. По новым документам. Ж. Новая и новейшая история 1990 г., № 5, стр. 16
[63] В. Бешанов. Танковый погром 1941 года (Куда исчезли 28 тысяч советских таков?). М.: АСТ, 2004, стр. 31-35
[64] Дьяков Т.Л., Бушуева Т.С. Фашистский меч ковался в СССР: Красная Армия и Рейхсвер 1922-1933 гг. Неизвестные документы. М.: Советская Россия, 1992 г., стр. 75-76
[65] там же стр. 81
[66] Внешняя политика Советского Союза. 3-е изд. М.: Политиздат., 1985, стр. 263-265
[67] «Локарнская конференция 1925 год» стр. 24
[68] «Внешняя политика СССР». т. III, М; 1945, док. № 33 стр. 54-57.
[69] «Внешняя политика СССР», т. III, М; 1945, док. № 37, стр. 225.
[70] В.Б. Ушаков. Внешняя политика Германии в период Веймарской республики. М., 1958, стр. 106
[71] Розанов Г..Л. Очерки новейшей истории Германии. М., 1975, стр. 132
[72] В.Д. Кульбакин, Милитаризация Германии в 1928-1930 гг.; М., 1962
[73] Ахмадзян А.А. Военное сотрудничество СССР и Германии в 1920-1933 гг. По новым документам. Журнал «Новая и новейшая история» № 5, 1990 г.
[74] Дъяков Ю.Л., Бушуева Т.С. Фашистский меч ковался в СССР: Красная армия и рейхсвер. Тайное сотрудничество 1922-1933 гг. Неизвестные документы. – М.: Советская Россия. 1992 стр. 162
[75] Министерство рейхсвера.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 323.