РЕЛИГИОВЕДЧЕСКИЕ ТЕОРИИ
1. ФИЛОСОФСКАЯ. Она пытается изучать религию в различных течениях философии:
- Объективно-идеалистическая (Гегель, Шеппинг). Они считали, что религия – ступень в развитии абсолютной идеи мирового Духа.
- Субъективно-идеалистическая (Фихте, Берки, Юм). Религия – главная сущность человеческого «Я», без которой «Я» не существует.
- Антропонно-материалистическая (Фейербах). Религия – продукт и форма отчуждения человеком своей сущности. Поэтому на место любви к Богу нужно ставить любовь к человеку.
- Диалектико-материалистическая теория. (Маркс, Энгельс). Религия – духовная надстройка, своеобразно отражающая экономический базис общества. Религия – является приходящей и носит исторический характер. Маркс называл религию – сердцем бессердечного мира, душой будущих порядков, опиумом для народа. Ленин – «Р» - род духовной сивухи.
2. СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ (Гюсконт, Кант, Вебер, Дюркгейм). Они считали «Р» - тип мотивации социального поведения людей.
3. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ (У. Джеймс, Фрейд, Юнг)Источник религии – инстинктивное бессознательное впечатление человека, находящееся глубоко в психике.
4. ЭТИОЛОГИЧЕСКАЯ (Тайлор, Фоейзер, Малиновский, Браун)
5. Мифолого-лингвистическая (Гримм, Мюллер, Соссюр)
Религия располагает методами исследования:
1. Кузанский (причинный)
2. Метод историзма в развитии истории.
3. Типологический.
4. Феноменологический, смысл религиозных действий.
5. Структурно-физич. анализ – структура религии и особенности ее функционирования.
Принципы изложения религиозных знаний.
1. Объективность рассмотрений религиозных явлений.
2. Рассмотрение религии в свете развития духовной культуры.
3. Решение мировоззренческих вопросов в аспекте бытия человека, цели и смесле жизни, смерти и бессмертии.
4. Топерантность – терпимость и уважение к иным взглядам и убеждениямю
Корни религии.
1. Естественно природные. Они связаны с бессилием человека перед стихиями природы. Но чем больше покорение природы, тем более ощутимость становилась зависимость от нее.
2. Социальные
- ограниченность общественных отношений текущими интересами и потребностями людей.
- неспособность людей в полной мере сознательно управлять развитием общества.
- невозможность предвидеть последствия своих действий.
- бессилие человека перед стихией сознательных процессов – эпидемиями, голод, войны, революции, и т.д.
3. Гносеологические
Структура религии – это взаимосвязь элементов.
Центральный элемент:
- религиозное сознание в единстве религиозной идеологии (богословии) на теоретическом уровне и религиозная психология на обыденном уровне.
- ядро религиозного сознания – ВЕРА
- возникающие религиозные отношения между верующими.
· Религиозная деятельность
· Религиозные объединения
· Религиозные учреждения – ЦЕРКОВЬ
Роль религии в обществе выполняется через функции:
1. Мировоззренческая
2. Компенсаторная (обещание лучшей жизни после смерти)
3. Коммуникативная
4. Регулятивная
5. Воспитательная
6. Интеграционно-дезинтегрирующая (сплочение и разделение)
7. (Узаконивание порядков и вывод их из действия) Легитинирующая – разлегитимирующая
8. Культур – трансирующая (передача историко-культур. ценностей поколениям).
Классификация религий:
По социальному охвату и масштабам распространения:
- родоплеменные
- народностно-национальные
- мировые
Родоплеменные религии – складывались в условиях первобытного общества, формировались на условиях жизни конкретного рода или племени.
К историческим первым религиозным верованиям относят:
АНИМИЗМ (душа) – вера в существование души и духов, которые населяют животных, растений, явления природы, они обладают сверхъестественными возможностями. Верование существует на территории данного племени.
ФЕТИШИЗМ (освящение, обожествление). Эта вера в сверхъестественные возможности неодушевленных предметов.
ТОТЕМИЗМ (тотем – «его род»)Вера в кровнородственную связь с животными, которое является родоначальником и защитником данного рода, обладающими сверхъестественными возможностями.
МАГИЯ (колдовство) Вера в способность возможность сверхъестественным образом действовать через духов и богов на людей, животных, социальные и природные явления в тех или иных интересах.
По мере разложения родоплеменной организации и складывание этнических общностей родоплеменные религии вытесняли.
Народно-национальными и мировыми.
Однако родоплеменные религии существуют у народов Австралии и Океании, Африки, Азии, у индейцев северной и южной Америки.
Свойства н-н.
1. Детальная ритуализация повседневного поведения людей.
2. Специфический обряд, который затрудняет общение с иноверцами.
3. Строгая система предписаний и запретов
К этим религиям относятся: Индуизм, Джайнизм, Даосизм, Конфуцианство, Синтоизм, Иудаизм, Сикхизм, Парсизм.
По мере становления государств и попыток складывания мировых империй формируются мировые религии. Особенности становления мировых религий – буддизм, христианство, ислам.
1. Возникло в эпохе великих исторических переворотов.
2. Большая роль в их развитии, кот. смогли понять и адекватно выразить потребности масс в новой религии.
3. В мировой религии отражен образ жизни многих народов, которые находились на разных уровнях экономического развития и живущих в разных регионах.
4. В мировой религии проповедуется идея равенства людей, не существует обрядность прежних религий.
По особенностям объекта и веры, различают:
- политиистические и монотеистические типы религии.
От сюда – полидемонизм
Полидемонизм возникает в условиях позднеродового строя, когда безличные духи наделялись своими функциями, видами, дятельностью.
Постепенно формируется иерархия духов, выделяется главный дух – покровитель. В последствии появляется дух племени.
Сейчас политеотич. Религиями являются: буддизм, индуизм, синтоизм, парсизм.
По мере разделения труда и социальной дифференциации возникают религиозные формы политеизма переходные к монотеизму.
Переходные формы:
1. Супремотеизм – почитание многих богов при приоритете одного главного.
2. Генотеизм – признания существования множества богов, но почитание одного.
3. Монотеизм – представление о существовании одного единственного бога. Это христианство, ислам, сикхизм и иудаизм.
ИНДУИЗМ – в южной Азии, в Индии (~ 80% населения, в Непале). Сторонников ~ 800 млн. человек.
ИНДУИЗМ сформировался из древнеиндийской религии, брахманизм и стал религией в начале н.э.
ДЖАЙНИЗМ:
Сложился в 6 веке до н.э. на территории индийского штата Бихар.
Основатель – ВАРДХАМАНА, выходец из касты воинов за заслуги он получил титул – Джина - победитель МАХАВИРА – герой.
По титулу Джима пошло название – Джайны.
Сейчас Джайнов ~ 5 5 млн. человек.
Вероучения:
1. Используется индуистская концепция кармы и нирваны.
2. Непризнание существование бога-творца, так как мир изначален.
3. Душа – вечная инстанция, она выше материальной оболочки тела.
- совершенствование души через аскетизм ведет к нирване.
- освобождение души от материи и кармы (которая материальна) является главной целью – МОКША
- Условиями достижения МОКШИ является 3 драгоценности.
· Вера в истинность джайдонистского учения
· Знание его сути
· Ведение праведной жизни в соответствии с 5-ю обетами:
1. не вредить живому
2. не красть
3. не стяжать
4. не прямодействовать
5. быть искренним и благочестивым
4. Признание всеобщей одушевленности природы, что является запретом на охоту, рыболовство, земледелие скотоводство, с другой стороны поощрение ремесла, торговли и растовщительства.
5. Особенности религиозного культа и действий:
- отрицание святости ВЕД, т.к. джайнизм противостоит индуизму.
- отвергание богов как главных объектов почитания
- отрицание кровавых жертвоприношений
- отвергание сословий и каст
- призывы щадить лучшую жизнь
- побуждение к отшельничеству
- допущение к монашеству женщин
предписание совершать ритуалы обнаженным
СИКХИЗМ:
Возник на рубеже 15-16 вв. на северо-западе Индии в районе 5 великих притоков ИНДА в месте ПАНДЖАБ (сейчас это инд. штат). Имеет черты индуистской и исламской культур. Основатель ГУРУ НАНАК, ученики – СИККИ (пер.-ученик). Сикхизм признает единого бога, имя которого – ХАРИ – он не видим, вечен, всемогущ и т.д.
Мировые религии ВОСТОКА.
Буддизм – самая древняя из мировых религий. Возникла в 6 веке до н.э. в Индии. Корни религии в браманизме.. Основатель – принц Гаутамма, из рода Шакья. Основные положения буддийского вероучения.
Истины:
1. существуют страдания, которая наполняет наша жизнь
2. самудая – Дукха имеет причину: страдания, вызываются алчностью людей, их стемлению к наслаждению
3. Ниродха – дукху, можно прекратить, т.е. люди смогут преодолеть эгоистические желания, если погасят и отрекуться от них
4. Мага – есть путь прекращения дукхи.
Правильные поведения достигают через 10 рецептов :
1. Избегать лживых речей
2. Не принимай алкоголь и наркотики
3. Не ешь в запретное время – после полудня
4. Не танцуй и не пой
5. Не живи в роскоши
6. Не пользуйся косметикой и украшениями
7. Не принимай золота и серебра (в значении денег)
8. Не владей и не обладай ничем
9. Не убивай, не вреди людям и животным
10. Не вступай в брак и не прелюбодействуй
Истина + Рецепты = арья – сатья
Правильное знание предполагает внутреннее самоуглубление и созерцание истины, т.е. медитацию
Стадии медитации:
1. Чистый и невозмутимый ум, сосредоточен на осмыслении истин
2. Усиленное невозмутимое размышление
3. Достижение совершенной невозмутимости и освобождение от ощущения ……..
4. Полное состояние совершенной невозмутимости, безразличия, невосприимчивости, при котором достигается прекращение страданий, т.е. нирвана.
Как и в индуизме основными понятиями Буддизма являются: Дхарма, Сансара, Карма, Нирвана.
Джарма – нематериальная частица.
При различных комбинациях и потоков дхарм соединяет бытие человека, животное, растение, камни.
Распад этих комбинаций – смерть, но дхармы не исчезают, а образуют новую комбинацию – т.е. происходит перерождение – САНСАРА.
САНСАРА – бесконечная цепь перерождения всего живого и неживого на Земле. Смерть в данной жизни – начало следующей жизни.
В сансаре имеется 6 видов существ, в которые происходит реникарнация:
1. Боги – каждый достигает нирваны, может переродиться в Будду (Будд - много)
2. Асуры – низвергнутые демоны, которые противостоит Богам
3. Люди
4. Животные
5. Преты – духи умерших
6. Обитатели Нараки, туда попадают за преступления, но по достижении вины происходит возврат в сансару.
Человек, который решил выйти из круга сансары и достичь состояния Будды, называется Ботхисатва.
Как и Будды, Ботхисатхвы являются объектом поклонения и обожествления.
КАРМА – воздаяние в последующей жизни в зависимости от поведения в нынешней жизни.
Эти поступки и представляют вид нового поведения.
Карма имеет роковой характер, т.е. чем не может избежать последствии своих поступков, но способен своей добродетельной жизнью разорвать сансара и достичь нирвану.
НИРВАНА – состояние умиротворенности, благостности слияние с Буддой. Здесь угасают дхармы, нет перерождения и возвращения в мирскую суету. По достижении нирваны – спасение.
В многобожном Буддизме не Бога – творца, мир существует сам по себе, развиваясь в вечном круговороте сансары.
Буддизм не однороден, он имеет 3 направления:
1. ХИНАЯНА (узкий путь спасения). Спастись могут не многие и только через монашество. Идеалом праведника является АРХАТ – чел., свободный от всего мирского. Хинаяна преобладает в буддизме и распространяется в Тайланде, Бирме, Лаосе, Цейлоне, где ее приверженцы составляют 70-90% от числа верующих.
2. МАХАЯНА (большой путь спасения). Спастись многие могут – монахи и меряне, соблюдение монашеских ограничений не обязательно. Значимую роль играют молитвы, обряды. Это течение распространяется во Вьетнаме, Корее, Китае (национальный вариант называется: Чань-Буддизм), в Японии (Дзен-Буддизм).
3. ЛАМАИЗМ (от тебетского – лама – высший, авторитет в вероучении) – это синтез махаянь + ваджираяны (древние направление буддизма) + Доббудийского комппека верований народов при Гиламайского региона. Он сложился в 7-15 веке н.э. основное внимание уделяют обрядам, как способу прорыва из сансары. Центр жизни – ДАЦАН - …….. монастырь.
Направления Ламаизма:
1. Красношапочные (менее строгое)
2. Желтошапочные (более строгие – по-тибетски ГЕЛУКПА, глава гелукпы имеет титул - ДАПАЙЛАМЫ)
В России Буддизм распространен в форме монгольского варианта. На территории Калмыкии с 15-го века, Бурятии и Тувы с 18 века, ныне ~ 700 млн. человек.. Главная книга – ТИЛИТАКА (3 корзины)
ИСЛАМ. Самая молодая из мировых религий и 2-ая по численности. Численность – более 1 млрд. человек. Ислам возник в начале 7-го века н.э. в Западной Аравии.Основатель – МУХАМЕД. В 610 – началось учение., в 622 – бегство из Мекки в Медину, спасаясь от гонений. ОТ этого года началось мусульманское летоисчисление.
Мехамед был их племени КУРЕЙГИ, а дочь выдал замуж за АЛИ, из племени – АМИЯРДОВ.
КАРАН (чтение вслух, наизусть), он состоит из 114 глав, в порядке убывания длинны.
Главы называются – СУРА, самая длинная вторая, она называется КОРОВА, затем – СКОТ, затем – ЖЕНЩИНЫ, 114-ая – ЛЮДИ. Самая короткая первая – она вводная.
Второй источник вероучения СУННА, священное придание о жизни и деяниях пророка.
Основные понятия:
ИСЛАМ
В широком смысле – весь мир, где действуют законы Карана. Он называется – Дар-аль – Ислам ему противостоит.
Дар-аль – харб – мир, где законы Карана не действуют.
Задача превращения Дар-аль-харб в Дар-аль-ислам с помощью священной войны – джехада.
В узком смысле – ислам принадлежит к мусульманской религиозной общине – УММЕ. Именно так человек называет себя верующим – МУСЛИМ. На западе и в Боснич верующие называются Муслимане.
ИМАН
В переводе – ВЕРА. Это догматика ислама.
Основным догматом является вера в одного единственного и единого бога - АЛЛАХА.
АЛЛАХ (божество) – он творец всего, всемогущ, не имеет ни детей, ни образа.
Очень важным является признание пророческой миссии Мухаммеда и др. 28 главных до него пророков.
3. ДИН (божественное установление). Это предписание Ислама, как жить и вести себя.
- ежедневная обязательная 5-ти кратная молитва в установленное время.
- ритуальное омовение
- выплата налогов в пользу нуждающихся – ЗАКАТ
- ежегодный пост – УРАЗА, в месяц РАМАДАН
- хадж (паломничество) в Мекку.
Обычаи и запреты Ислама.
1. Обязательное обрезание мальчиков
2. Запрет на вино
3. Запрет на изображение бога, людей и животных.
В исламе существуют 3 направления:
1. Сунииты - ~ 80 % мусульман. Они были в Ираке.
Они признают Каран и Сунну в полном объединении. Считают, инам-халиф должен быть из племени, как пророк Мухаммеда.
2. Шиизм ( приверженность). Их ~ 10% от всех мусульман. Шииты в Сунне признают лишь те разделы, которые основаны на авторитете Али (т.к. он является зятем). Они считают, что иман-халиф должен быть из Алидов – потомков Али. Шниты приобладают в Иране.
3. Хариджизм (возмутившиеся) ~ около 5 %. Они признают равенство всех мусульман в общине – умше, и считают, что имамом может быть избранный любой член общины.
Основные догмы Христианства.
1. Бог – творец всего сущего
2. Три единства Бога: Бог – отец, Бог – сын, Бог – святой Дух.
3. Богвоплощение – Христос является Богом-человеком
4. Грехопадение
5. Искупительное распятие Христа и его воскрешение. Дни искупления греха человеческого Господь послал своего Сына. Воскрешение Христа символизирует надежду на спасение и воспоение с богом после смерти и очищение от грехов.
6. Вера в загробное существование души и в потусторонний мир (ад, рай). Рай – сад, Ад – место, лишенное света.
7. Страшный Суд – ему предшествует второе пришествие Христа.
Решение о судьбе Души принимается при оценке соотношения грехов и содеянных добрых дел. Эта оценка длится 40 дней после кончины. На 9-ый день Душа прощается и покидает тело.
Соблюдению и укреплению этих догматов способствуют христианские таинства – обряды:
1. Крещение
2. Мирропомазание
3. Причастие (евхаристии-греч.)
4. Покаяние
5. Брак (венчание)
6. Елеосвящение (елей-масло). Она осуществляется над больным или умирающим.
7. Рукополомение (священство) – относится только к священнослужителям и считается возведением в духовный сан.
РЕЛИГИОВЕДЧЕСКИЕ ТЕОРИИ
1. ФИЛОСОФСКАЯ. Она пытается изучать религию в различных течениях философии:
- Объективно-идеалистическая (Гегель, Шеппинг). Они считали, что религия – ступень в развитии абсолютной идеи мирового Духа.
- Субъективно-идеалистическая (Фихте, Берки, Юм). Религия – главная сущность человеческого «Я», без которой «Я» не существует.
- Антропонно-материалистическая (Фейербах). Религия – продукт и форма отчуждения человеком своей сущности. Поэтому на место любви к Богу нужно ставить любовь к человеку.
- Диалектико-материалистическая теория. (Маркс, Энгельс). Религия – духовная надстройка, своеобразно отражающая экономический базис общества. Религия – является приходящей и носит исторический характер. Маркс называл религию – сердцем бессердечного мира, душой будущих порядков, опиумом для народа. Ленин – «Р» - род духовной сивухи.
2. СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ (Гюсконт, Кант, Вебер, Дюркгейм). Они считали «Р» - тип мотивации социального поведения людей.
3. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ (У. Джеймс, Фрейд, Юнг)Источник религии – инстинктивное бессознательное впечатление человека, находящееся глубоко в психике.
4. ЭТИОЛОГИЧЕСКАЯ (Тайлор, Фоейзер, Малиновский, Браун)
5. Мифолого-лингвистическая (Гримм, Мюллер, Соссюр)
Религия располагает методами исследования:
1. Кузанский (причинный)
2. Метод историзма в развитии истории.
3. Типологический.
4. Феноменологический, смысл религиозных действий.
5. Структурно-физич. анализ – структура религии и особенности ее функционирования.
Принципы изложения религиозных знаний.
1. Объективность рассмотрений религиозных явлений.
2. Рассмотрение религии в свете развития духовной культуры.
3. Решение мировоззренческих вопросов в аспекте бытия человека, цели и смесле жизни, смерти и бессмертии.
4. Топерантность – терпимость и уважение к иным взглядам и убеждениямю
Корни религии.
1. Естественно природные. Они связаны с бессилием человека перед стихиями природы. Но чем больше покорение природы, тем более ощутимость становилась зависимость от нее.
2. Социальные
- ограниченность общественных отношений текущими интересами и потребностями людей.
- неспособность людей в полной мере сознательно управлять развитием общества.
- невозможность предвидеть последствия своих действий.
- бессилие человека перед стихией сознательных процессов – эпидемиями, голод, войны, революции, и т.д.
3. Гносеологические
Структура религии – это взаимосвязь элементов.
Центральный элемент:
- религиозное сознание в единстве религиозной идеологии (богословии) на теоретическом уровне и религиозная психология на обыденном уровне.
- ядро религиозного сознания – ВЕРА
- возникающие религиозные отношения между верующими.
· Религиозная деятельность
· Религиозные объединения
· Религиозные учреждения – ЦЕРКОВЬ
Роль религии в обществе выполняется через функции:
1. Мировоззренческая
2. Компенсаторная (обещание лучшей жизни после смерти)
3. Коммуникативная
4. Регулятивная
5. Воспитательная
6. Интеграционно-дезинтегрирующая (сплочение и разделение)
7. (Узаконивание порядков и вывод их из действия) Легитинирующая – разлегитимирующая
8. Культур – трансирующая (передача историко-культур. ценностей поколениям).
Классификация религий:
По социальному охвату и масштабам распространения:
- родоплеменные
- народностно-национальные
- мировые
Родоплеменные религии – складывались в условиях первобытного общества, формировались на условиях жизни конкретного рода или племени.
К историческим первым религиозным верованиям относят:
АНИМИЗМ (душа) – вера в существование души и духов, которые населяют животных, растений, явления природы, они обладают сверхъестественными возможностями. Верование существует на территории данного племени.
ФЕТИШИЗМ (освящение, обожествление). Эта вера в сверхъестественные возможности неодушевленных предметов.
ТОТЕМИЗМ (тотем – «его род»)Вера в кровнородственную связь с животными, которое является родоначальником и защитником данного рода, обладающими сверхъестественными возможностями.
МАГИЯ (колдовство) Вера в способность возможность сверхъестественным образом действовать через духов и богов на людей, животных, социальные и природные явления в тех или иных интересах.
По мере разложения родоплеменной организации и складывание этнических общностей родоплеменные религии вытесняли.
Народно-национальными и мировыми.
Однако родоплеменные религии существуют у народов Австралии и Океании, Африки, Азии, у индейцев северной и южной Америки.
Свойства н-н.
1. Детальная ритуализация повседневного поведения людей.
2. Специфический обряд, который затрудняет общение с иноверцами.
3. Строгая система предписаний и запретов
К этим религиям относятся: Индуизм, Джайнизм, Даосизм, Конфуцианство, Синтоизм, Иудаизм, Сикхизм, Парсизм.
По мере становления государств и попыток складывания мировых империй формируются мировые религии. Особенности становления мировых религий – буддизм, христианство, ислам.
1. Возникло в эпохе великих исторических переворотов.
2. Большая роль в их развитии, кот. смогли понять и адекватно выразить потребности масс в новой религии.
3. В мировой религии отражен образ жизни многих народов, которые находились на разных уровнях экономического развития и живущих в разных регионах.
4. В мировой религии проповедуется идея равенства людей, не существует обрядность прежних религий.
По особенностям объекта и веры, различают:
- политиистические и монотеистические типы религии.
От сюда – полидемонизм
Полидемонизм возникает в условиях позднеродового строя, когда безличные духи наделялись своими функциями, видами, дятельностью.
Постепенно формируется иерархия духов, выделяется главный дух – покровитель. В последствии появляется дух племени.
Сейчас политеотич. Религиями являются: буддизм, индуизм, синтоизм, парсизм.
По мере разделения труда и социальной дифференциации возникают религиозные формы политеизма переходные к монотеизму.
Переходные формы:
1. Супремотеизм – почитание многих богов при приоритете одного главного.
2. Генотеизм – признания существования множества богов, но почитание одного.
3. Монотеизм – представление о существовании одного единственного бога. Это христианство, ислам, сикхизм и иудаизм.
ИНДУИЗМ – в южной Азии, в Индии (~ 80% населения, в Непале). Сторонников ~ 800 млн. человек.
ИНДУИЗМ сформировался из древнеиндийской религии, брахманизм и стал религией в начале н.э.
ИНДУИЗМ унаследовал многие стороны брахманизма.
1. Священные тексты ВЕДЫ.
2. Учение о роли брахмана как посредника в общении с богом.
3. Признание социального неравенства людей в форме каст.
4. Основные понятия:
- дхарма – долг (совокупность религии и общественные обязательства)
- сансара – учение о перенесении душ
- карма – общественный закон, который состоит из 8 ступеней (нравственный закон воздаяния, который предполагает наказание (неотвратимое) за содеенное в данной жизни)
- нирвана – состояние прозрения, внутреннего равновесия и благостности.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 304.