В преодолении кризиса в современных условиях значительную роль играет антикризисная политика.
В экономической литературе существуют разные подходы к этому вопросу.
Борьба с разными перепадами экономической конъюнктуры – это самая трудная из проблем, которые приходится сегодня решать правительствам. К концу ХХ века, многие страны научились сглаживать пики колебаний экономической конъюнктуры и предотвращать экономические кризисы.
Для решения этой задачи используются много разнообразных экономических инструментов в зависимости от двух основных подходов к проведению антикризисной политики в современных условиях.
Неокейнсианский и неоконсервативный подходы
Однако несмотря на значительный разброс взглядов и различную расстановку акцентов при выработке антициклической политики, в целом можно сказать, что все концепции регулирования циклов тяготеют к одному из двух направлений регулирования: неокейнсианскому или неоконсервативному.
Первое ориентируется на регулирование спроса, второе на регулирование совокупного предложения.
Таблица 3.1.1.
Основные различия.
Признаки | Неокейнсианство | Неоконсерватизм |
Ориентация цели | На спрос Регулирование хозяйства в целом. | На предложение. Создание стимулов деятельности отдельных фирм |
Приоритеты регулирования | Налогово – бюджетная политика Кредитно – денежная политика | Кредитно – денежная политика Налогово – бюджетная политика |
Оценка роли государства | Поощрение | Ограничение |
В зависимости от исходных установок и ориентировок сторонники того или иного направления по – разному решают вопросы сглаживания циклических колебаний, .по – разному оперируют инструментами, находящимися в распоряжении государства, которые можно использовать для этих целей.
Например, сторонники кейнсианских рецептов больше внимания уделяют бюджетной политике и налоговой политике.. Сторонники неоконсервативных рецептов уделяют больше внимания проблеме денег и кредита. Поэтому в последние годы неоконсервативная политика опирается на монетаристские теории, которые во главу угла ставят вопросы объема денежной массы и его регулирования. По – разному решается проблема участия государства в происходящих процессах – в политике регулирования экономики в целом и в области сглаживания циклических колебаний.
Несмотря на такие, казалось бы, существенные различия, есть общее понимание этими концепциями того факта, во – первых, государство, в состоянии сглаживать циклические колебания, и, во – вторых государство должно это осуществлять в условиях достижения и поддержания экономической стабильности. Существует и общее понимание того, какова должна быть в целом линия поведения государства, направленная на преодоление циклических колебаний. В фазе спада все мероприятия государства должны быть направлены на стимулирование деловой активности. В области налоговой политики это означает снижение ставок, предоставление налоговых льгот на новые инвестиции, проведение политики ускоренной амортизации. При этом сторонники кейнсианских взглядов больше уповают на рост государственных расходов, которые рассматриваются как стимулятор накопления. Налоговые мероприятия больше дополняют бюджетные, и в комплексе они ведут к стимулированию совокупного общего спроса, а в конечном счете и производства.
Графическая иллюстрация воздействия государства на совокупный спрос представлена на схеме (см. рис. 3.1.1.)
Рост спроса на величину D1 D2 вызывает рост национального дохода с ON1 до ON2 от уровня. Стрелкой на оси ординат показан сдвиг вверх линии совокупного спроса, стрела на оси абсцисс показывает увеличение национального дохода.
Кредитно – денежная политика в этот период преследует те же цели, что и налогово – бюджетная политика, и предполагает проведение кредитной экспансии. Её цель – оживление экономической жизни в стране при помощи дополнительных кредитов. В это время проводится политика денежных «дешевых денег».На практике это означает, что снижаются процентные ставки за выданные ссуды, увеличиваются кредитные ресурсы банков, что ведет к увеличению капиталовложений, усилению деловой активности, снижению безработицы. Однако это может иметь и отрицательные последствия, так как в длительной перспективе ведет к усилению инфляционных тенденций.
Государство в целях предотвращения перегрева экономики и связанных с этим болезненных явлений в хозяйственных системах проводит политику сдерживания, включающую противоположные мероприятия в области налогово – бюджетной и кредитно – денежной политики.
Налогово – бюджетная политика такого периода характеризуется повышением ставок налогов, сокращением государственных расходов, ограничениями в области проведения амортизационной политики.
Фискальные мероприятия приводят к снижению покупательной способности, а значит, и спроса, что ведет в конечном счете к некоторому спаду экономической активности (см. Рис. 3.1.2.).
Снижение спроса на величину D1 D2 вызывает рост национального дохода с ON1 до ON2.
В кредитно – денежной политике начинают преобладать элементы кредитной рестрикции, то есть проводится политика «дорогих денег», что означает прямо противоположные меры: повышение процентных ставок по ссудам, сокращение кредитных ресурсов банков. Но в этом случае необходимо весьма осторожно обращаться с элементами кредитно – денежной политики, ибо в долгосрочном плане кредитная рестрикция может через сокращение инвестиций и, соответственно, производства привести к росту безработицы.
В общем и целом, говоря о политике, которую должно проводить государство в целях сглаживания циклических колебаний, можно охарактеризовать как политику противодействия: мероприятия, направленные на смягчение циклических колебаний, должны идти в направлении, противоположном существующим на данный момент колебаниям экономической конъюнктуры.
Все рекомендации по отношению цикла применялись и должны применяться на практике. Эффективность их может быть реально оценена только по истечении определенного периода времени.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 237.