Методы изучения истории книги
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Реферат на тему

“История книги”

Выполнил студент 1 курса

Краснова А.Ю.

Группа УА-10-2

Проверил преподаватель:

Ситникова В.А.

 

Иркутск - 2010



Содержание

 

Введение

1 Методы изучения истории книги

2 Исторические предпосылки и развитие книги

3 Начало книгопечатания

3.1 Начало книгопечатания в Китае

3.2 Начало книгопечатания в Египте

3.3 Начало книгопечатания в Риме и Греции

3.4 Начало книгопечатания в Русском государстве

3.5 Начало книгопечатания в Европе

4 Краткая история русского перевода Библии

5 Появление библиотеки

6 Книга в России

6.1 Книга в России в XVII веке

6.2 Книга в России в первой половине XVIII века

6.3 Книга в России в первой половине XIX века

6.4 Книга в России в начале XX века

6.5 Книга в СССР в 1920 – е годы

6.6 Книга в СССР в 1930 – е годы и в период ВОВ

6.7 Книга в первой половине 1990 – х годов

Вывод

Заключение

Список литературы

 



Введение

 

На протяжении многих веков книга развивалась одновременно с развитием общества, воплощая в себе его основные достижения и отвечая требованиям той или иной исторической эпохи.

В одном из самых знаменитых словарей русского языка слову «книга» придается три значения. Первое – «сшитые в один переплет листы бумаги или пергаменты» (то есть формальный образ книги как материального предмета), второе – «писание, все, что в книге содержится» (то есть, выражаясь современным языком, смысловая сторона понятия). И, на конец третье – «раздел, отдел в обширном письменном сочинении». Греческое «библио», латинское «либер», семитическое «сефер», арабское «китаб», подобно славяно-балтийскому «книга», трактуется одинаково: 1) предмет, 2) произведение, 3) часть сочинения.

Но библиограф и книговед П. Н. Берков тем не менее пришел к выводу, что «нельзя дать общее и вместе с тем исчерпывающее определение книги». Он указал лишь, что книгу «нужно рассматривать не как материальный предмет, а как политическое орудие».

В русской письменности слово «книги» встречается впервые в Остромировом Евангелии (1056/1057), самом раннем из датированных рукописных памятников. Употребление слова «книга» в единственном числе появилось у нас значительно позже, в 1263 г., у одного из монастырских писцов.

Весь основной смысл слова книга, так или иначе связан с ученостью, с информацией и распространением сведений себе подобных, то есть, расположением знаний и образов.

Книга важна, прежде всего, тем, что это исторически сложившаяся форма закрепления и передачи во времени и пространстве многообразной информации в виде текстового и (или) иллюстрированного материала. Книга – сложный объект, представляющий материально-конструктивную и художественную цельность. Конструкция современной книги – результат многовекового развития. Основное содержание в ней несет книжный блок, составленный из отдельных, чаще всего скрепленных между собой тетрадей. Предохраняющими защитными элементами книги служат переплет, обложка, суперобложка и футляр, который может объединить несколько книг, составляющих серию.

Под влиянием книги у каждого индивида возникают различные идеи, образы, мысли, которые в процессе бытования формируют совокупное знание, дающее толчок новому витку в развитии общественного познания. Книга есть выражение и результат исторического развития такого важнейшего свойства человечества, как коммуникативность – информация, связь.

Народ всегда стремился к знаниям и их передаче, по этому книги постоянно развивалась и совершенствовалась. От обычных дощечек с попытками письма и наскальных рисунков книга дошла до печатного вида, но не сразу. Перед этим она претерпевала множество изменений.

 



Начало книгопечатания

 

Возрождение, великие открытия, научно – техническая революция, капиталистическое промышленное развитие – эти всемирно – исторические процессы требовали разнообразнейших знаний и сведений, распространявшихся убыстряющимися темпами, все полнее и нагляднее.

Решающую роль здесь сыграло появление книгопечатания. Кроме создания материальной базы для закрепления и быстрого распространения наук, новой информации, возникающих ремесел и производств, книгопечатание способствовало развитию грамотности в целом, становлению и совершенствованию национальных и международных литератур, а это в свою очередь – всей системы образования и воспитания человека. От более поздних времен до нас доходят сведения, что в разных регионах и в разных формах существовал способ книгопечатания.

 

Появление библиотеки

 

Библиотека (греч. bibliothēkē, от biblíon — книга и thēkē — хранилище), культурно-просветительное и научно-вспомогательное учреждение, организующее общественное пользование произведениями печати. Библиотеки систематически занимаются сбором, хранением, пропагандой и выдачей читателям произведений печати, а также информационно-библиографической работой.

Появление первых библиотек как учреждений, собирающих и хранящих документы письменности, обусловлено определенными изменениями в жизни человечества и появлением потребности в письменной фиксации и передачи речевой информации. С развитием книг и их объемов, развивались и сами библиотеки.

Библиотеки впервые появились на древнем Востоке. Обычно, первой библиотекой называют собрание глиняных табличек, приблизительно 2500 год до н. э., найденное в храме вавилонского города Ниппур. В одной из гробниц близ египетских Фив был обнаружен ящик с папирусами времени II переходного периода (XVIII — XVII вв. до н. э.). В эпоху Нового царства Рамзесом II было собрано около 20 000 папирусов. Самая известная древневосточная библиотека — собрание клинописных табличек из дворца ассирийского царя VII века до н. э. Основная часть табличек содержит юридическую информацию. В древней Греции первая публичная библиотека была основана в Гераклее тираном Клеархом (IV век до н. э.).
 Крупнейшим центром античной книжности стала Александрийская библиотека. Она была создана в III веке до н. э. Птолемеем I и была центром образования всего эллинистического мира. Александрийская библиотека являлась частью комплекса музеев. В комплекс входили жилые комнаты, столовые помещения, помещения для чтения, ботанический и зоологический сады, обсерватория и библиотека. Позднее к нему были добавлены медицинские и астрономические инструменты, чучела животных, статуи и бюсты, которые были использованы для обучения. В музей входило 200 000 папирусов в Храме (почти все библиотеки античности были при храмах) и 700 000 документов в Школе. Музей и большая часть Александрийской библиотеки были уничтожены приблизительно в 270 году нашей эры.
 В Средние века очагами книжности были монастырские библиотеки, при которых действовали скриптории. Там переписывалось не только Священное писание и сочинения Отцов Церкви, но и произведения античных авторов. В эпоху Ренессанса деятели Возрождения, буквально, охотились за сохранявшимися в монастырях греческими и латинскими текстами.
 Появление книгопечатания внесло огромные изменения в облик и деятельность библиотек, все более теперь отличавшихся от архивов. Библиотечные фонды начинают стремительно разрастаться. С распространением грамотности в Новое время растёт также число посетителей библиотек.






Книга в России

Книга в России в XVII веке

Традиции, заложенные первопечатниками и успешно развивавшиеся их последователями, прервались бурными политическими и военными событиями, происходившими в Русском государстве в начале XVII века. Московские типографы вынуждены были перенести свою деятельность в Нижний Новгород.

С момента возвращения типографии в Москву начинается новый этап в деятельности Печатного двора.

Московский печатный двор размещался в здании, построенном в 1620 г. Во второй половине XVII века Печатный двор становится мануфактурой с четким разделением труда.

Всей деятельностью печатного двора распоряжался патриарх – без его дозволения книги не выпускались из печати.

Особое место в деятельности типографии занимала переплетная мастерская. Сюда поступали отпечатанные листы, которые частично переплетались, хранились в тетрадях. В основном книги переплетались в доски, обтянутые кожей, украшались наугольниками и застежками.

Важным подразделением Печатного двора была Правильная палата – своего рода редакторский и корректорский отдел, созданный для того, чтобы «впредь святые книги изложились праведно».

Со времени основания Печатного двора исправление книг велось по древним рукописям, имевшимся в монастырских библиотеках.

Производительность типографии за четыре года была не велика – всего семь книг.

Распространением книг занималась Книгохранительная палата – своего рода книжный склад, где собирались отпечатанные книги. Отсюда же рассылались книги по торговым рядам. Книги продавались на московских рынках – Арбатском, Никитском, Покровском и т.д. Уже в 30 – е годы встречаются частные торговцы.

 

Вывод

 

Книга сопровождала человека с самого начала его развития. Хотя книга тогда еще не выглядела так, какой мы привыкли ее видеть, имея вид наскальных рисунков, чёрточек и знаков, она уже начала историю своего развития.

Исторические закономерности развития книги с точки зрения ее производства, обращения и бытования, основные этапы эволюции ее форм, содержания, особенности формирования тематики и типов, факторы культурно – исторического воздействия книги являются важными аспектами истории книги.

Несмотря на дуализм, заложенный в природе книги, она является единым целостным организмом, имеющим своеобразную, характерную для каждой эпохи эстетику, воплощенную в художественно – графических формах.

История книги охватывает период с древнейших времен до наших дней и раскрывает ключевые вопросы развития книги как составляющей части культурного наследия общества.

Так же в развитии науки, культуры, образования книга имеет действительно большое значение. Достаточно, например, вспомнить замечательные слова М. Горького: «Две силы наиболее успешно содействуют воспитанию культурного человека: искусство и наука. Обе эти силы соединены в книге».

Значение книги очевидно само по себе, без теоретического осмысления и анализа глубинных связей, существующих между книгой и человечеством.

 



Заключение

 

Выбирая тему реферата, я выбрала именно эту тему «История книги», так как просто невозможно переоценить значение роли книги в нашей жизни и в нашем развитии.

Книга сопровождает человечество на каждом шаге его развития, от примитивных рисунков до книги в цифровом формате. Всеми нашими знаниями, воспоминаниям о событиях прошлых веков, мы обязаны книге. Все научные труды, картинки и фотографии, истории и просто фантастика – все это дошло до нас благодаря книге.

Даже рассматривая книгу на конкретном примере, видим, что без нее человек просто не сможет развиваться. Например, книга сопровождает человека в течение всей жизни: первые книги — альбомы сказок, раскраски, первые детские стихотворения. Мы полюбили их, а через них начали обращаться к другим книгам. Книги — наши верные советчики, они учат нас мыслить, открывают нам неизвестно. А потому роль книги в жизни человека очень большая: своей грамотности, образованности мы обязаны книге. Она учит нас быть честными, работящими, любить свой край, уважать людей. Книга переносит нас в другие страны, эпохи. Сидя за школьной партой, мы постоянно сталкиваемся с научной литературой. Книги по физике, химии, биологии становятся нашими справочниками. Художественная книга заставляет нас совершать удивительные путешествия в свой мир. Мы переживаем вместе с героями, радуемся их счастью, страдаем вместе с ними и ждём благополучного конца. Именно книга хранит в себе всё то, что накопило человечество за все века своего существования в различных областях.

Представим на минуту, что человечество не изобрело книги. Не получается? Правильно! Потому, что такое просто невозможно представить – так тесно книги связанны с нами. Мы не замечаем глобальной роли книг из – за их доступности, принимая их как данное. Но на самом деле все что мы имеем – все это благодаря знаниям и открытиям наших предков, которые донесла до нас книга!

 



Список литературы

1. Сидоров, А.А. Книга и культура. – М.: Наука, 1979. – 287 с.

2. Моргенштерн, И.Г. Информационный и книжный мир. Библиография. – СПб.: Профессия, 2007. – 440 с.

3. Говоров, А.А., Куприянова, Т. Г. История книги. – М.: Светотон, 2001. – 400 с.

4. Володин, Б.Ф. Всемирная История библиотек. – СПб.: Профессия, 2004. – 432 с.

5. Баренбаум, И.Е. Книга: энциклопедия. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1998.- 800с.

6. Либрович, С.Ф. История книг в России. – СПб - М.: Товарищества М.О.Вольф, 1914. – 227 с.

7. Крывелев, И.А. Книга о библии. – М.: Издательство социально – экономической литературы, 1958. - … с.

Реферат на тему

“История книги”

Выполнил студент 1 курса

Краснова А.Ю.

Группа УА-10-2

Проверил преподаватель:

Ситникова В.А.

 

Иркутск - 2010



Содержание

 

Введение

1 Методы изучения истории книги

2 Исторические предпосылки и развитие книги

3 Начало книгопечатания

3.1 Начало книгопечатания в Китае

3.2 Начало книгопечатания в Египте

3.3 Начало книгопечатания в Риме и Греции

3.4 Начало книгопечатания в Русском государстве

3.5 Начало книгопечатания в Европе

4 Краткая история русского перевода Библии

5 Появление библиотеки

6 Книга в России

6.1 Книга в России в XVII веке

6.2 Книга в России в первой половине XVIII века

6.3 Книга в России в первой половине XIX века

6.4 Книга в России в начале XX века

6.5 Книга в СССР в 1920 – е годы

6.6 Книга в СССР в 1930 – е годы и в период ВОВ

6.7 Книга в первой половине 1990 – х годов

Вывод

Заключение

Список литературы

 



Введение

 

На протяжении многих веков книга развивалась одновременно с развитием общества, воплощая в себе его основные достижения и отвечая требованиям той или иной исторической эпохи.

В одном из самых знаменитых словарей русского языка слову «книга» придается три значения. Первое – «сшитые в один переплет листы бумаги или пергаменты» (то есть формальный образ книги как материального предмета), второе – «писание, все, что в книге содержится» (то есть, выражаясь современным языком, смысловая сторона понятия). И, на конец третье – «раздел, отдел в обширном письменном сочинении». Греческое «библио», латинское «либер», семитическое «сефер», арабское «китаб», подобно славяно-балтийскому «книга», трактуется одинаково: 1) предмет, 2) произведение, 3) часть сочинения.

Но библиограф и книговед П. Н. Берков тем не менее пришел к выводу, что «нельзя дать общее и вместе с тем исчерпывающее определение книги». Он указал лишь, что книгу «нужно рассматривать не как материальный предмет, а как политическое орудие».

В русской письменности слово «книги» встречается впервые в Остромировом Евангелии (1056/1057), самом раннем из датированных рукописных памятников. Употребление слова «книга» в единственном числе появилось у нас значительно позже, в 1263 г., у одного из монастырских писцов.

Весь основной смысл слова книга, так или иначе связан с ученостью, с информацией и распространением сведений себе подобных, то есть, расположением знаний и образов.

Книга важна, прежде всего, тем, что это исторически сложившаяся форма закрепления и передачи во времени и пространстве многообразной информации в виде текстового и (или) иллюстрированного материала. Книга – сложный объект, представляющий материально-конструктивную и художественную цельность. Конструкция современной книги – результат многовекового развития. Основное содержание в ней несет книжный блок, составленный из отдельных, чаще всего скрепленных между собой тетрадей. Предохраняющими защитными элементами книги служат переплет, обложка, суперобложка и футляр, который может объединить несколько книг, составляющих серию.

Под влиянием книги у каждого индивида возникают различные идеи, образы, мысли, которые в процессе бытования формируют совокупное знание, дающее толчок новому витку в развитии общественного познания. Книга есть выражение и результат исторического развития такого важнейшего свойства человечества, как коммуникативность – информация, связь.

Народ всегда стремился к знаниям и их передаче, по этому книги постоянно развивалась и совершенствовалась. От обычных дощечек с попытками письма и наскальных рисунков книга дошла до печатного вида, но не сразу. Перед этим она претерпевала множество изменений.

 



Методы изучения истории книги

 

Метод в науке есть подчиненная исследовательской цели совокупность, последовательность действий и суждений. Методы отражают общее мировоззрение исследователя, степень познания им реальной действительности, наконец – особенности, частности предмета изучения. Число методов неограниченно, как неограниченно число теорий, гипотез, школ и учений.

Сложилась иерархия методов, в основе которой – всеобщий метод изучения, затем методы фундаментальных наук и, наконец, конкретные и индивидуальные методы специальных дисциплин.

В истории книги выбор и соподчинение методов определяются факторами, которые заложены в названии этой дисциплины: книга как предмет исследования.

Всеобщий метод познания в современной науке есть диалектика – философское единство противоположностей, непрерывность развития, отрицающего всякий застой или движение вспять.

Сравнительно - исторический метод, традиционный для мировой и отечественной науки, широко применяется не только в истории, но и в социологии, политологии, экономической теории, филологии и других фундаментальных науках. Он ставит свершившийся факт в основу всех рассуждений и выводов. Изучая факты, ищет их соответствия с явлениями предшествующими или параллельными, производит группировку по наиболее общим признакам.

Из других общеисторических методов важен эвристический метод – как система по разысканию и оценке исторических фактов. Совокупность фактов достигается путем сплошного поиска в источниках и последующей их классификации, группировки, отделения главного от второстепенного, доказательного источника, где содержится информация, прямо пропорциональна его достоверности.

Метод статистических группировок, используемый в экономической науке, эффективен и для истории книги. В исследование вводятся как экономические данные, так и социологические и книговедческие. Метод статистических группировок имеет своим предметом статистические показатели, которые рассматриваются как исторический факт.

Метод моделирования, один из наиболее эффективных в сфере естественных и технических наук, употребляется и в истории книги. Метод моделирования, например, для того, чтобы доказать что так называемые «анонимные», или «безвыходные» издания могли быть напечатаны только в столице, только в государственной типографии.

Историко – книговедческий анализ как метод имеет задачей исследование конкретных изданий. Изучаются исторические условия возникновения книги как произведения, как издания, как товара.

 



Дата: 2019-05-28, просмотров: 423.