Практически ни у кого не вызывает сомнения, что существующая налоговая система - это тормоз для дальнейших финансово-экономических преобразований. НЭП в свое время легализовал скрытые капиталы. Существенную роль при этом сыграла разумная налоговая политика: налог составлял 25% дохода частника. Это позволило ему развернуться, причем прежде всего в сферах, работающих на потребителя. Когда же власть решила вытеснить частника, налоги стали повышаться: сначала до 30%, а затем, с переходом к индустриализации и массовой коллективизации, до 90% и более.
Оппоненты налоговой реформы часто приводят такой пример: уменьшим налоги - завалим бюджет. К сожалению, они не замечают, что именно из-за высоких налогов бюджет пустой. К тому же, кроме налогов, есть и другие источники пополнения казны.
Следует вспомнить, как много надежд возлагалось еще недавно на приватизацию. Безвозмездная приватизация заведомо не могла обеспечить должный приток средств для инвестирования, финансовой стабилизации и решения социальных проблем. Но сегодня возможен переход к денежной форме приватизации с привлечением инвестиций. Где же их взять? Из легализованных теневых источников.
Так, например, в п.2 Указа Президента от 20 февраля 1996 года “О передаче субъектам РФ находящихся в федеральной собственности акций Акционерных Обществ, образованных в процессе приватизации” в качестве покупателей акций справедливо указываются в первую очередь граждане. Но если бы к этому добавить, что их средства могут быть инвестированы без представления доходных деклараций и с налогом не выше 25%, скажем, в акции сельского хозяйства, строительства и стройматериалов, пищевой, легкой промышленности, то это безусловно, дало бы импульс притоку солидных средств в эти отрасли.
Нельзя не видеть, что вопрос о декларациях - исходный вопрос практического осуществления легализации. Минфином был представлен в правительство законопроект “О государственном контроле за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам”. По замыслу создателей это должен быть эффективный рычаг контроля властей над соответствием расходов граждан получаемым доходам, в первую очередь при покупке транспорта и недвижимости.
В принципе, документ правильный, соответствует мировым стандартам. Есть в нем определенная логика. Однако практика его применения без учреждающих изменений правохозяйственных условий, без программы репартации капиталов, ушедших за рубеж, может быть такова, что данный закон расширит масштабы “теневой” экономики.
Аналогичный вывод напрашивается и по законопроектам по легализации доходов, полученных преступным путем.
Как представляется, проблема легализации теневого капитала должна базироваиться на следующих принципах:
- благоприятные для бизнеса изменения правохозяйственных условий (налоговая политика, приватизация, внеэкономическая деятельность), причем изменения, носящие упреждающий характер к необходимому усилению карательных мер;
- четкое разграничение капиталов криминальных элементов и теневиков-хозяйственников и учет данного разделения в законодательных актах по борьбе с организованной преступностью и коррупцией, о легализации преступных доходов, в Уголовном Кодексе.
- формирование нового отношения к отечественным предпринимателям, в том числе к “новым русским”, проживающим за рубежом, отношения на основе эффективной программы репартации капиталов и превращения их в инвестиционный ресурс России;
- укрепление доверия к власти, предполагающего в качестве одной из мер демонстрацию эффективной защиты населения от финансовых мошенничеств, защиты сбережений, капиталов и самого института частной собственности;
- Установление общественного контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов в границах правового поля. Механизм такого контроля должен быть основан на данных о правонарушениях в сфере экономики, что облегчает выбор партнера в деловых отношениях.
Отмывание “грязных” денег и легализация теневых капиталов - это отнюдь не одинаковые процессы, хотя криминалисты зачастую их отождествляют, понимая под криминальным доходом любую экономическую выгоду, полученную в результате нарушений. “Грязный” бизнес захлестнул российскую экономику. Свыше трех тысяч организованных преступных группировок специализируются на “отмывании” доходов, половина из них организовала для этого собственные легальные хозяйственные структуры. В этих целях путем насилия и шантажа установлен контроль над десятками тысяч субъектов рынка. Современные теневики получают доходы не только от преступной деятельности, но и в результате совершения хозяйственных, финансовых, таможенных нарушений.
Уголовная ответственность за легализацию незаконных доходов находится над нами уже с 1 января 1997 года, времени вступления в силу нового Уголовного Кодекса Российской Федерации. Но его статья 174 не в полной мере отражает многообразие и опасность такого рода операций. Кроме того, одних уголовно-правовых мер явно не достаточно. Необходимы, как показывает международный опыт, согласованные меры административного и финансового контроля за денежными и имущественными операциями юридических и физических лиц и соответствующее законодательство.
Мировым экономическим сообществом признано, что одной из самых больших угроз безопасности бизнеса становится использование банковской системы для совершения крупномасштабных финансовых преступлений, сокрытия и “отмывания” денег, добытых преступным путем. Криминальные круги эффективно используют в своих интересах традиционную закрытость банковской информации от внешнего контроля, стремление финансовых институтов любой ценой привлечь клиентов. Абсолютизация банковской тайны, долгие годы служившая на благо банковского дела, оборачивается сегодня своей изнанкой, противоположностью.
Цивилизованные банковские сообщества понимают необходимость налаживания контактов с контролирующими органами в интересах как собственной безопасности, так и безопасности всей экономической системы. Если отечественные банки и другие кредитные институты не оценят серьезность ситуации - вседозволенность при отсутствии надлежащего контроля, они могут оказаться отсеченными и изолированными от мирового финансового сообщества (как это произошло, например, с некоторыми странами Персидского залива).
В большинстве развитых стран приняты и совершенствуются системы мер по предупреждению и пресечению использования финансово-кредитных институтов в преступных целях. Новый законопроект “О предупреждении легализации (“отмывании”) доходов, полученных незаконным путем” учитывает опыт стран с развитой банковской системой и российскую специфику. В законопроекте закладывается подробная схема противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, определены правомочия госорганов. Он позволяет поставить под контроль легальными, правовыми средствами широкий спектр доходов, ускользающих от налогов и пополнить бюджет.
Когда особо крупные средства ставятся под контроль государства и общества, организованная преступность лишается свой мощной экономической основы.
Заключение
Итак, какую же политику и действия проводить государству? Следует учесть, что основа теневого оборота и роста преступности – неучтенные доходы экономических агентов и неисполнение ими же своих обязательств. Поэтому необходимо сделать налично-денежный оборот и неуплату налогов экономически невыгодными и юридически наказуемыми. Примерная программа действий следующая:
· Следует всячески стимулировать безналичный денежный оборот. Например, гражданам, получившим доходы на банковский счет и не обезналичивающим их, можно учитывать половину уплаченного ими НДС. Таким образом, НДС, акцизы и подоходные налоги при этом будут “отсасывать” деньги из теневого оборота;
· Необходимо запретить бесконтрольное представление и привлечение кредитов, отчуждение собственности и принятия на себя обязательств неплатежеспособными предприятиями и гражданами;
· Важно децентрализовать, укрепить судебную и правоохранительные органы, закрепив за соответствующими институтами часть налоговых доходов;
· Необходимо превратить защиту прав акционеров, инвесторов и кредиторов в государственный приоритет.
Реализация предполагаемых мер приведет к снижению объема кредитных и фондовых операций при обеспечении их эффективности и надежности. Многократно возрастут масштабы безналичных расчетов – это для финансовой элиты. Государство получит прирост бюджетных доходов и расходов. Менеджеры обретут перспективу упрочения своего положения легальным образом вместо вынужденной тактики разворовывания остатков имущества предприятия. Подавление налично-денежного и безналичного платежно-расчетного оборота приведет к увеличению потребности в безналичной рублевой массе и облегчит решение проблем дедоллоризации экономики и стабилизации рубля.
Нет нужды доказывать, что криминальное общество не в силах обеспечить внедрение инноваций и экономический рост; хуже того, разрушая систему снабжения населения социальными благами (прежде всего образования, здравоохранения, социального обеспечения), оно обрекает себя на деградацию. В то же время такая система может быть относительно устойчива только при задействовании внешних источников со всеми вытекающими негативными последствиями.
Программа интеграции теневого капитала с легальным — лишь одна, но обязательная составляющая нового курса в экономической политике, суть которого — во всемерном поощрении отечественного товаропроизводителя.
В настоящее время легализация теневых капиталов, направляемых в легальную экономику — едва ли не единственный (в смысле реальной возможности мобилизации) источник крупномасштабного инвестирования в народное хозяйство. Правительство загнало предпринимателя “в тень“, и теперь обязано предоставить последнему возможность из нее выйти. Карательные меры к теневикам-предпринимателям приведут к безвозвратной потере для страны огромных капиталов, в создание которых тем или иным путем вложен труд практически каждого россиянина. Заставить эти средства работать для общего дела — задача, достойная истинных реформаторов.
Список использованной литературы
1 | . | Закон РФ “О противодействии легализации доходов, полученных незаконным путем“. |
2 | . | “Теневая экономика” /Бунич А.П., Гуров А.И. и др. М.: Экономика, 1991г. – с.131-157 |
3 | . | “Теневaя экономикa России” -М.: Сегодня, sup1 66, 1996 со ссылкой нa Kaufman E Kaliberda |
4 | . | “теневой”“ сектор обеспечивает рост российской экономики//Новая газета 7-13 апреля, 1997 г. |
5 | . | А. Матвеев. “Эконоимка и жизнь“ Январь 1999 № 01 с. 17-29 |
6 | . | Афанасьев Ю. – За ушко да на солнышко?//Российская газета 3 авг., 1996г |
7 | . | Багданов И. Я.“Экономическая безопасность России: теория и практика” / Москва 2001. – с.47-55 |
8 | . | Булатов А. – Вывоз капитала из России: вопросы регулирования// Вопросы экономики №3, 1998 г. – с.23-28 |
9 | . | Век ХХ и мир, 1994. Электронная публикация - Русский Журнал, 1997 |
10 | . | Величенков А., Куликов В. “Теневые пирамиды реформируемой экономики” / РЭЖ , №№ 8-9, 1996. – с.13-16 |
11 | . | Вопросы статистики. - 1999. - № 12. - с. 21-27 |
12 | . | Вопросы экономики. - 1998. - № 10. - с. 59-81 |
13 | . | Вопросы экономики. - 1998. - № 3. - с. 40 |
14 | . | Гукасьян Г. М. “Экономическая теория: проблемы новой экономики” / Москва 2002. – с. 79-92 |
15 | . | Делягин М. Г. “Идеология возрождения. Как мы уйдем из нищеты и маразма” / Москва 2000. – с.48-65 |
16 | . | Исправников В., Куликов В. – Как “высветлить“ реформируемую экономику// РЭЖ №5-6, 1997 г. – с.32-36 |
17 | . | Исправников В.О. “теневой” капитал: конфисковать или амнистировать?” / “Экономика и жизнь” , № 24, 1996. – с.23-25 |
18 | . | Каценелинбойген А. Советская политика и экономика. Книга третья. Глава “Цветные рынки и советская экономика“. Boston, Chalidze Publications, 1988. – с.117-125 |
19 | . | Кузнецова Т. – Некоторые аспекты исследования неформальной экономики в России//Вопросы экономики №9, 1998г. – с.33-38 |
20 | . | Л. Фиглин, “Теневая” занятость, , М.: Экономика –2002 – с.67-73 |
21 | . | Меньшиков С. “Советскaя экономикa: кaтaстрофa или кaтaрсис?” -М.: Интер-Версо, 1990 – с.52-54 |
22 | . | Мухин А.А.“Российская организованная преступность и власть. История взаимоотношений” / Москва 2003. – с.126-131 |
23 | . | Наука и жизнь. - 1998. - № 4. - с. 91-93 |
24 | . | Независимая газета. - 1999. - 23 марта. - с. 15 |
25 | . | Оболонский А. В. “Бюрократия для XXI века? Модели государственной службы: Россия, США, Англия, Австралия” / Москва 2002. – с.45 |
26 | . | Ореховский П. “Статистические показатели и теневая экономика“ / РЭЖ , № 4, 1996 – с.23 |
27 | . | Пансков В. “Налоги и налоговая политика - 96” / РЭЖ , |
28 | . | Пономарев П. “теневой” лик банковской тайны“ / “Экономика и жизнь“ , № 39, 1996. |
29 | . | Россия//Вопросы экономики №3 Макаров Д. – Экономические и правовые аспекты “теневой” экономики в, 1998 г. – с.13 |
30 | . | Россия и современный мир /Вопросы экономики /Пороховский А. |
31 | . | Сергей Телешун: “Теневая политика - явление не всегда отрицательное“ (“Ведомости“, 8.08.97) |
32 | . | Смординская Н. – Бегство капиталов как объект международного исследования //Вопросы экономики №9, 1997 г. – с.32 |
33 | . | Суетин Д. – Экономика России: из тени в свет перелетая//Экономика и жизнь №13, 1997г. |
34 | . | Теневые параметры “теневой” экономики (по материалам конференции)//РЭЖ №8,9, 1996 г. – с.19 |
35 | . | Тимофеев Л.М. “Теневая Россия: экономико-социальное исследование” / Москва 2000 г. – с.85-89 |
36 | . | Хинштейн А.Е. “Какого цвета страх” / Москва 2002. – с.17-18 |
37 | . | Щербакова Л. – Сереем “всем миром“//Эко №6, 1997 г. – с.57-72 |
38 | . | Эко. - 2000. - № 2. - с. 153 |
39 | . | Экономика и Время. - 2000. - № 26 (313). - статья 39 |
40 | . | Экономика и время” /Журнал, №3 - 11, 2002 г. – с.38-46 |
41 | . | Экономические и правовые аспекты “теневой” экономики в России /Вопросы экономики /Макаров Д. – с.19-27 |
42 | . | Эксперт. - 2000. - № 12. - с. 21 |
43 | . | Яковлев А., Воронцова О. – Методические подходы к оценке величины неучтенного наличного оборота//Вопросы экономики №9, 1997 г.- с.37 |
44 | . | Яшин А. “Противостояние” / “Экономика и жизнь”, № 41, 1996. – с.15 |
45 | . | http://cmi.ru/2000/12/13/976723894.html |
46 | . | http://www.compromat.ru/main/mafiaspb/mafiaspb.htm |
47 | . | http://www.flb.ru/dj29090003.html |
48 | . | Обзор статей сайта http://www.mvd-expo.ru |
Дата: 2019-05-28, просмотров: 266.