Познавательная, которая состоит в вооружении субъектов знани- | |
ями, необходимыми для политической деятельности, | |
обеспечении исторической преемственности, накоплении | |
и передаче опыта от поколения к поколению. | |
Регулирующая, обеспечивает посредством идеалов, правовых и | |
политических норм определенные взаимоотношения | |
между социальными общностями, гражданами и госу- | |
дарством. | |
Воспитательная, способствует интеллектуальному развитию лич- | |
ности, усвоению ею политических норм, ценностей, фор- | |
мированию интереса к политической жизни, выработке | |
определенных установок на общественно-политическую | |
деятельность. | |
Информационная, направлена на удовлетворение потребностей | |
личности в политических сведениях, освещающих проис- | |
ходящие в мире события, явления, процессы. | |
Прогностическая, заключается в том , что знание ценностных ори- | |
ентаций позволяет предвидеть возможные варианты раз- | |
вития событий. | |
Таблица № 60
|
| |||||||
Политические субъекты: | Неполитические субъекты: | |||||||
- государство; | - семья; | |||||||
- политические партии и | - система образования; | |||||||
политические движения; | - церковь; | |||||||
- средства массовой ин- | - деловые круги, мир | |||||||
информации. | бизнеса; | |||||||
| - научная и культурная | |||||||
| элита общества. | |||||||
|
| |||||||
|
| |||||||
|
| |||||||
|
| |||||||
|
|
| ||||||
Политическая |
| Субъекты и |
| |||||
символика |
| факторы |
| |||||
(гимн, герб, флаг), |
| формирования |
| Я з ы к | ||||
государственные |
| политической |
| |||||
ритуалы |
| культуры |
| |||||
|
|
| ||||||
|
|
| ||||||
|
|
| ||||||
|
|
| ||||||
|
|
| ||||||
Политический |
| Географический | ||||||
р е ж и м |
| ф а к т о р | ||||||
с т р а н ы |
|
| ||||||
|
|
| ||||||
|
|
| ||||||
|
|
| ||||||
|
| |||||||
| Характер внешних |
| ||||||
| отношений страны |
| ||||||
|
|
| ||||||
|
|
| ||||||
Таблица № 61
ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ | ||
КУЛЬТУРЫ УКРАИНСКОГО ОБЩЕСТВА | ||
Невысокий уровень политической грамотности | ||
населения, низкий статус личных притязаний на | ||
участие в политической жизни. | ||
Дифференциация политических | ||
идеалов, взглядов, настроений. | ||
Предрасположенность к конформизму, легковерности | ||
и подвижности политических взглядов. | ||
Правовой нигилизм. | ||
Слабая развитость гражданских позиций. | ||
Таблица № 65
Специфика политической модернизации | ||
в Украине . | ||
Имеет вторичный, догоняющий характер. | ||
Происходит переход от одной социально-политической | ||
системы к другой. | ||
Осуществляется в условиях строительства независимого | ||
государства. | ||
Протекает в сложных условиях, страна находится в со- | ||
стоянии кризиса, охватившем все сферы жизни общества. | ||
Таблица № 66
| |||
ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ ПРОЦЕССА | |||
ПОЛИТИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ | |||
В УКРАИНЕ . | |||
Отсутствие научно-обоснованной концепции | |||
политической модернизации. | |||
| |||
| |||
Декларативный характер независимости Украины, | |||
отсутствие необходимой экономической и | |||
социальной базы политической модернизации. | |||
| |||
| |||
Снобизм, аморальность и отрыв господствующей | |||
элиты от интересов народа, её неспособность | |||
осуществлять политическую модернизацию | |||
последовательно. | |||
| |||
| |||
Неэффективность функционирования | |||
государственной власти, усиление её кризиса . | |||
| |||
| |||
| |||
Незрелость и неавторитетность политических партий, | |||
их лидеров в Украине и неспособность стать | |||
субъектами политической модернизации . | |||
| |||
| |||
Несоответствие замысла политической модернизации | |||
уровню гражданской зрелости и политической | |||
культуры общества . | |||
Тема 13. ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ.
Таблица № 67
Политический конфликт - столкновение, противоборство раз- | |
личных социально-политических сил, субъектов политики в | |
их стремлении реализовать свои интересы и цели, связанные | |
прежде всего с борьбой за обретение власти, ее перераспре- | |
деление, изменение своего политического статуса, с полити- | |
ческими перспективами развития общества. | |
С Т Р У К Т У Р А | |
Конфликтная ситуация, т. е. база конфликта, | |
его скрытое состояние. | |
Участники конфликта, которые не всегда могут быть | |
противниками, но всегда иметь различные цели и интересы. | |
Сила оппонентов в конфликте. | |
Средства и способы, используемые конфликтующими сто- | |
ронами для создания конфликтной ситуации и ее разрешения. | |
Объект конфликта - это право кого-либо на что-либо, | |
желания, интересы группы. | |
Характер конфликта. | |
Пространственно - временные параметры. | |
Последствия и результаты. | |
Таблица № 68
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ.. | |
- объективного выражения неудовлетворенности; | |
- разрядки напряженности; | |
- достижения внутригрупповой сплоченности; | |
- коммуникативно - информационная; | |
- стимуляция социальных изменеий. | |
ФУНКЦИИ КОНФЛИКТОВ . | |
НЕГАТИВНЫЕ ФУНКЦИИ | |
- создает угрозу интеграции общества, ликвидации | |
данной политической системы; | |
- может отрицательно влиять на авторитет и | |
функционирование власти; | |
- материально- разрушительная и жизненно-опасная; | |
- духовно - деградирующая. | |
Таблица № 69
Разрешение конфликта, т.е. ликвидация конфликтной | |
ситуации и достижение консенсуса между участниками | |
конфликта. | |
Э т о в о з м о ж н о: | |
- с помощью переговоров (общения); | |
- с помощью сотрудничества; | |
- путем угрозы или насилия. | |
СТАДИИ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТА. | |
Подготовительная - анализ участниками конфликта | |
существующей конфликтной ситуации. | |
Переговоры - непосредственный контакт | |
участников конфликта или их доверенных лиц. | |
Успех переговоров зависит от: | |
а) степени проработки вопросов на предварительной | |
стадии; | |
б) умения посредника создать из участников конфликта | |
коллектив, способный к решению задач, к совместной | |
работе. | |
Вывод участников переговоров из конфликтной | |
ситуации и определение объективных критериев | |
контроля за реализацией принятых решений | |
Таблица № 70
Конкуренция, т. е. | Уклонение, т. е. | |
Соперничество с отста- | попытка уйти из поля | |
иванием собственных | конфликта. | |
позиций. | ||
Формы | ||
урегулирования | ||
конфликта . | ||
Приспособление - | Сотрудничество, т.е. | |
действие, направленное | поиск совместного реше- | |
на самостоятельную | ния обеими сторонами, | |
выработку решения од- | удовлетворяющего обе | |
ной из сторон, но | стороны. | |
удовлетворяющее обе | ||
стороны. |
Компромисс - поиск | ||
решения, основанного | ||
на взаимных уступках. | ||
Таблица № 71
МЕТОДЫ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ. | |
Взаимный отказ от применения силы и объявление взаим- | |
ного моратория на действия, обостряющие конфликт. | |
Стремление к выработке у участников кооперативных | |
ориентаций, отношений делового партнерства и доверия. | |
Установление честного, открытого процесса взаимных | |
коммуникаций (переговоры, контроль и т. д.) | |
Выработка альтернативных подходов. | |
Обязательное соблюдение норм, правил, законов | |
международного права. | |
Учет психологических аспектов конфликта (теории | |
восприятия, теории личности, учет возможных эффектов | |
на те или иные действия, влияние стресса, атмосферы | |
конфликта, уровень нетерпимости, самооценки и т.д.). | |
Подключение арбитров, беспристрастность которых не | |
вызывает сомнения у обеих сторон. | |
Тема 14. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕОЛГИИ.
Таблица № 72
Политическая идеология - форма политического сознания, |
определенная доктрина, содержащая теоретическое осмысление |
политического бытия с точки зрения интересов, целей и иде- |
алов определенных социальных групп и слоев, национальных |
образований. |
Легитимация власти определенных | ||
политических сил и режимов. | ||
Мобилизующая и интеграционная. | ||
ФУНКЦИИ | ||
ПОЛИТИ- | К р и т и ч е с к а я. | |
ЧЕСКОЙ | ||
К о г н и т и в н а я. | ||
ИДЕОЛОГИИ | ||
Н о р м а т и в н а я. | ||
К о м п е н с а т о р н а я. | ||
Таблица № 73
Л и б е р а л и з м - идейно - политическое движение, | |
объединяющее сторонников буржуазно - парламентского | |
строя, выступающих против любых форм контроля за его | |
экономической и духовной деятельностью со стороны | |
светской и церковной власти. | |
Ведущие идеологи классического либерализма: | |
Д. Локк ( 1632 - 1704 гг. ), А. Смитт ( 1723 -1790 гг. ), | |
Ш. Л. Монтескье (1689-1755 гг.), И. Кант (1724-1804 гг.), | |
А. де Токвиль (1805-1859 гг.), Г. Джефферсон (1743-1826 гг.) | |
О С Н О В Н Ы Е К О М П О Н Е Н Т Ы : | |
Абсолютная ценность человеческой личности и изначаль- | |
ное (от рождения) равенство всех людей. | |
Признание определенных неотчуждаемых прав человека | |
( право на жизнь, свободу, собственность ). | |
Теория и практика правового государства. | |
Главные условия процветания государства: | |
- господство частной собственности; | |
- невмешательство государства в экономику; | |
- простор для личной инициативы. | |
Идея гражданского общества, как общества экономического | |
основанного на частной собственности и рынке, и | |
независимого от государства и политических институтов | |
Концепция социального прогресса | |
Идея “естественного неравенства людей”. | |
Неравенство - естественный биологический, социальный и | |
исторический факт, обусловленный неравенством способностей, талантов, трудолюбия. |
Таблица № 74
НЕОЛИБЕРАЛИЗМ - СОВРЕМЕННАЯ | |
ФОРМА ЛИБЕРАЛИЗМА. | |
Целью общества провозглашается прогресс человечества | |
на основе конституционного закона и порядка. | |
Признание допустимости и необходимости | |
вмешательства государства в экономическую сферу. | |
Расширение деятельности государства в | |
социальной сфере.. | |
Особое внимание уделяется правам и свободам | |
человека, а в государственном устройстве - принципу | |
разделения властей. | |
Поддерживается многообразие интересов и плюрализм | |
мнений, реализуемых через многопартийность. В то же | |
время равенство и участие рассматриваются не как | |
императив, а только как возможность, реализуемая при | |
наличии благоприятных условий, в целом же приоритет | |
отдается компетентости. | |
Таблица № 75
К о н с е р в а т и з м - политическая идеология, выступаю- | |
щая за сохранение традиций и устоев государственного и | |
общественного устройства. | |
Основоположники: Э. Берк (1729-1797 гг.), Ж. де Меестр | |
(1754- 1821 гг.), Л. де Бональд (1754-1840 гг.) | |
П Р И Н Ц И П Ы и У С Т А Н О В К И : | |
Преклонение перед традициями и историческим прошлым. | |
Сдержанное отношение к социальным изменениям, позитив- | |
ное отношение только к тем изменениям, которые согла- | |
суются с существующим порядком и развиваются подконт- | |
рольно, а не стихийно. | |
Критическое отношение к потенциальным возможностям | |
совершенствования человека и общества с помощью поли- | |
тических средств и методов: только религиозная вера может | |
сделать человека лучше, политические законы лишь не | |
позволяют ему поступать плохо. | |
Государство и правящая элита должны не только управлять | |
обществом, но и воплощать мудрость нации. | |
Оправдание решительных мер в защиту консервативных | |
ценностей. | |
Таблица № 76
Н е о к о н с е р в а т и з м - это политическое течение, в | |
основе которого лежат идеи консерватизма, приспособление к | |
новым условиям общественного развития. | |
Видные идеологи неоконсерватизма : Дж. Белл (США), Р. Ге- | |
лен, Э. Юнгер (ФРГ), Р. Арон, А. де Бенуа (Франция) и др. | |
В мировоззренческом плане: | |
- приоритетность принципа свободы над принципом равенства. | |
Равенство возможно только как равенство возможностей, но не | |
как равенство условий и результатов; | |
- защищая идею свободы и прав человека, акцентирует внима- | |
ние и на обязанностях человека перед самим собой и перед обществом. | |
В экономической области: | |
- ограничение вмешательства государства в рыночную экономику ; | |
- содействие частной инициативе с помощью предоставления | |
налоговых льгот, стимулирования частных инвестиций и | |
предложения на рынке. | |
В политической сфере: | |
- функционирование политических институтов представитель- | |
ной демократии; | |
- демократия должна быть вертикальной, элитарной; | |
- политическая деятельность - профессия, доступная каждому, | |
но лишь при наличии у него соответствующих способностей, | |
призвания и специального образования; | |
Суть социальной политики - создание условий, позволяю- | |
щих рабочим делать сбережения, приобретать собственность, обретать финансовую самостоятельность и независимость от | |
государственного “социального попечительства”. | |
Таблица № 77
С о ц и а л - д е м о к р а т и ч е с к а я и д е о л о г и я - | |
доктрина постепенного реформирования буржуазного | |
общества путем утверждения демократии во всех сферах | |
жизни - политической, экономической, социальной и | |
международной. | |
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИИ | |
(Стокгольмская Декларация Социнтерна, 1989) | |
Свобода. Каждый человек имеет право быть свободным | |
от политического принуждения, действовать в силу | |
своих личных целей и индивидуальных возможностей. | |
Равенство. Оно предполагает равную ценность всех | |
людей и служит условием свободного развития личности | |
и социального прогресса. | |
Солидарность. Она носит всеобъемлющий и глобальный | |
характер. Это выражение общности человечества и чув- | |
ства сострадания к жертвам несправедливости, моральная | |
и материальная поддержка. | |
Таблица № 78
ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ . | |
О с н о в н ы е п о л о ж е н и я . | |
Политическая демократия : | |
- наличие свободных выборов; | |
- предоставление гражданам действительного выбора | |
между различными политическими альтернативами; | |
- возможность смены правительства мирными средствами; | |
- гарантия прав личности и меньшинства; | |
- существование независимой судебной системы, основан- | |
ной на верховенстве закона. | |
Экономическая демократия | |
- “плюралистическая экономика, основанная на началах | |
самоуправления, предполагающая элементы планирования | |
и сохранение рынка, как регулятора производства”; | |
- государство регулирует рынок в интересах людей; | |
- развитие “соучастия” представителей трудящихся в уп- | |
равлении капиталистическими фирмами, а также развитие | |
“самоуправления”. | |
Социальная демократия | |
Борьба за социальную демократию - это борьба за более | |
высокое качество жизни, которое характеризует степень | |
социальной свободы человека, условия и содержание его | |
труда, доступность системы образования и духовных цен- | |
ностей, состояние окружающей среды. | |
Международная демократия | |
Мир и сотрудничество государств. |
Дата: 2019-05-28, просмотров: 175.