Сравнение научных концепций Ж. Пиаже и Л.С. Выготского
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОИЧЕСКИЙ ГОУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

 

 

Реферат по возрастной психологии:

Сравнение научных концепций Ж. Пиаже и Л.С. Выготского

Выполнила:

Студентка 301 группы Корт А.А.

Преподаватель:

Гавриченко О.В.

Дата сдачи: 21 июня 2010

 

Москва 2010



Содержание

 

Введение

1. Основные научные достижения Ж. Пиаже

2. Основные научные достижения Л.С. Выготского

3. Сходство и различия концепций Ж. Пиаже и Л.С. Выготского

Заключение

Список литературы



Введение

Начало и середина XX века ознаменованы бурным развитием психологической науки, бесценный вклад в которую внесли два выдающихся ученых – Жан Пиаже (1896 – 1980) и Лев Семёнович Выготский (1896 -1934). Они родились в одном и том же году и практически одновременно начали свою научную деятельность, однако лично никогда не общались.

Л.С. Выготский прожил очень короткую жизнь, но успел создать богатейшее научное наследие. Среди его открытий теория развития высших психических функций, концепция культурно-исторического развития, понятие зоны ближайшего развития, критических и литических периодов в развитии, он также выделил этапы развития мышления и внес огромный вклад в изучение развития мышления и речи. Он опубликовал ряд научных работ, среди которых:

 Психология искусства (idem) (1922)

 Сознание как проблема психологии поведения (1924/5)

 Исторический смысл психологического кризиса (1927)

 Проблема культурного развития ребенка (1928)

 Конкретная психология человека (1929)

 Орудие и знак в развитии ребенка (1930) (в соавторстве с А. Р. Лурия)

 Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок (1930) (в соавторстве с А. Р. Лурия)

 История развития высших психических функций (1931)

 Лекции по психологии (1. Восприятие; 2. Память; 3. Мышление; 4. Эмоции; 5. Воображение; 6. Проблема воли) (1932)

 Проблема развития и распада высших психических функций (1934)

 Мышление и речь (idem) (1934)

Он умер от туберкулеза 11 июня 1934 г. В Москве.

Жан Пиаже, напротив, прожил жизнь очень долгую и так же деятельную и насыщенную. Он выл учеником Анри Бергсона, позднее работал в сотрудничестве с Эдуардом Клапаредом. Является автором 52-х книг и 458 научных статей. Пиаже – виднейший представитель Женевской школы генетической психологии. Пиаже принадлежат выдающиеся открытия в изучении детского мышления, в частности логического, речи и развития интеллекта. Он выделил этапы интеллектуального развития детей, основные черты детского мышления, такие как: эгоцентризм (неспособность встать на чужую точку зрения), нечувствительность к противоречиям, двойственность, подразумевающую одновременную разумность и неразумность детского мышления и ряд других его особенностей.

Л.С. Выготский был хорошо знаком с трудами Ж. Пиаже и опубликовал целый ряд критических замечаний к ним, однако Пиаже смог ознакомиться с ними лишь после смерти Выготского. Пиаже с большим уважением относился к Выготскому и, по его собственному признанию, весьма сожалел о том, что не смог вступить в диалог с ним, своевременно ознакомиться с его критикой и представить доводы в пользу своей концепции. Пиаже был согласен не со всеми критическими замечаниями Выготского, и для него было тем более огорчительно, что в ту пору своих исследований, когда он уже мог представить контраргументы, физической возможности предложить их своему научному оппоненту уже не представилось, так как комментарии Выготского попали к Пиаже лишь через 25 лет после их опубликования, когда автора уже не было в живых.[1]



Подготовка и организация конкретных операций (2—11 лет)

Заключение

Как думает ребенок? Как он говорит? Каковы характерные черты его суждения и умозаключения. Уже около столетия ученые работают над разрешением этих вопросов, являющихся важнейшими не только для исследователей детской психологии, но и для развития психологии в целом. Наиболее значимый вклад в изучение этой области внесли два выдающихся ученых - Жан ПИАЖЕ (1896 - 1980) и Лев Семенович ВЫГОТСКИЙ (1896-1934).

Взгляды Л.С. Выготского на психическое развитие ребенка сложились в результате анализа современной ему ситуации в мировой психологии и критического преодоления соответствующих теорий, в первую очередь теории Ж. Пиаже как наиболее к тому времени разработанной и широко признанной. В последующие годы положения Л.С. Выготского тщательно прорабатывались и развивались его последователями, а критика "пиажистского" направления велась не только на теоретическом, но и на экспериментальном уровне. Тем не менее сегодня, несмотря на то, что школа Выготского длительное время занимала в отечественной психологии ведущее положение, в общественном и научном сознании парадоксально обнаруживается ситуация духовного двоевластия, при котором две противоречащие друг другу концепции (Пиаже и Выготского) пользуются приблизительно равным авторитетом и зачастую мирно уживаются в сознании педагогов и психологов. Тем не менее, дискуссия Пиаже и Выготского вошла в историю мировой психологии.



Список литературы

1. Выготский Л.С. Лекции по психологии. – С.–П. 1997.

2. Марцинковская Т.Д. История психологии М. 2002.

3. Марцинковская Т.Д Психология развития М. 2008.

4. Обухова Л.Ф. Возрастная психология М. 2004.

5. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. – М., Л., 1932.

6. Психология мышления. Хрестоматия по психологии. / Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б. М.2009 http://www.psychology-online.net


[1] Марцинковская Т.Д. История психологии М. 2002.

[2] Марцинковская Т.Д. История психологии М. 2002.

[3] Обухова Л.Ф. Возрастная психология М. 2004.

[4] Марцинковская Т.Д Психология развития М. 2008.

[5] Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. – М., Л., 1932.

[6] Марцинковская Т.Д. История психологии М. 2002.

[7] Марцинковская Т.Д. Психология развития М.2008

[8]Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. – М., Л., 1932.

[9] Выготский Л.С. Лекции по психологии. – С.–П. 1997.

[10] Марцинковская Т.Д. Психология развития М.2008

[11] Психология мышления. Хрестоматия по психологии. / Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б. М.2009 http://www.psychology-online.net

[12] Обухова Л.Ф. Возрастная психология М. 2004.


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОИЧЕСКИЙ ГОУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

 

 

Реферат по возрастной психологии:

Сравнение научных концепций Ж. Пиаже и Л.С. Выготского

Выполнила:

Студентка 301 группы Корт А.А.

Преподаватель:

Гавриченко О.В.

Дата сдачи: 21 июня 2010

 

Москва 2010



Содержание

 

Введение

1. Основные научные достижения Ж. Пиаже

2. Основные научные достижения Л.С. Выготского

3. Сходство и различия концепций Ж. Пиаже и Л.С. Выготского

Заключение

Список литературы



Введение

Начало и середина XX века ознаменованы бурным развитием психологической науки, бесценный вклад в которую внесли два выдающихся ученых – Жан Пиаже (1896 – 1980) и Лев Семёнович Выготский (1896 -1934). Они родились в одном и том же году и практически одновременно начали свою научную деятельность, однако лично никогда не общались.

Л.С. Выготский прожил очень короткую жизнь, но успел создать богатейшее научное наследие. Среди его открытий теория развития высших психических функций, концепция культурно-исторического развития, понятие зоны ближайшего развития, критических и литических периодов в развитии, он также выделил этапы развития мышления и внес огромный вклад в изучение развития мышления и речи. Он опубликовал ряд научных работ, среди которых:

 Психология искусства (idem) (1922)

 Сознание как проблема психологии поведения (1924/5)

 Исторический смысл психологического кризиса (1927)

 Проблема культурного развития ребенка (1928)

 Конкретная психология человека (1929)

 Орудие и знак в развитии ребенка (1930) (в соавторстве с А. Р. Лурия)

 Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок (1930) (в соавторстве с А. Р. Лурия)

 История развития высших психических функций (1931)

 Лекции по психологии (1. Восприятие; 2. Память; 3. Мышление; 4. Эмоции; 5. Воображение; 6. Проблема воли) (1932)

 Проблема развития и распада высших психических функций (1934)

 Мышление и речь (idem) (1934)

Он умер от туберкулеза 11 июня 1934 г. В Москве.

Жан Пиаже, напротив, прожил жизнь очень долгую и так же деятельную и насыщенную. Он выл учеником Анри Бергсона, позднее работал в сотрудничестве с Эдуардом Клапаредом. Является автором 52-х книг и 458 научных статей. Пиаже – виднейший представитель Женевской школы генетической психологии. Пиаже принадлежат выдающиеся открытия в изучении детского мышления, в частности логического, речи и развития интеллекта. Он выделил этапы интеллектуального развития детей, основные черты детского мышления, такие как: эгоцентризм (неспособность встать на чужую точку зрения), нечувствительность к противоречиям, двойственность, подразумевающую одновременную разумность и неразумность детского мышления и ряд других его особенностей.

Л.С. Выготский был хорошо знаком с трудами Ж. Пиаже и опубликовал целый ряд критических замечаний к ним, однако Пиаже смог ознакомиться с ними лишь после смерти Выготского. Пиаже с большим уважением относился к Выготскому и, по его собственному признанию, весьма сожалел о том, что не смог вступить в диалог с ним, своевременно ознакомиться с его критикой и представить доводы в пользу своей концепции. Пиаже был согласен не со всеми критическими замечаниями Выготского, и для него было тем более огорчительно, что в ту пору своих исследований, когда он уже мог представить контраргументы, физической возможности предложить их своему научному оппоненту уже не представилось, так как комментарии Выготского попали к Пиаже лишь через 25 лет после их опубликования, когда автора уже не было в живых.[1]



Дата: 2019-05-28, просмотров: 159.