Государственная поддержка семьи в Российской Федерации
Выполнил: Студент группы ПР-33 Запольский А.Э.
Проверил: Козырев Г.И.
Москва, 2003 г.
Содержание
1.) Введение.
1.1 Положение семьи в российском обществе.
1.2 Государственная политика в отношении семьи и брака.
2.) Основная часть.
2.1 Федеральное законодательство по семье
2.2 Федеральные целевые программы в поддержку семьи, материнства, отцовства и детства
2.3 Московское законодательство по семье
2.4 Органы власти ПМ, занимающиеся проблемами семьи
3.) Заключение. Авторское резюме.
3.1 Оценка эффективности и перспективности государственной семейной политики
Введение.
1.1 Положение семьи в современном российском обществе
Состояние института семьи в современном российском обществе определяется двумя составляющими: наследием прошлого и сегодняшней семейной политикой государства.
Говоря о наследии прошлом «коммунистической» эпохи прежде всего нужно рассказать о том, что же происходило с институтом семьи в период раннего коммунизма, потому что цели и установки в отношении семьи именно этого периода определили развитие семьи на весь оставшийся период господства коммунистической идеологии. «…естественный процесс трансформации семьи, процесс перехвата её социальных функций другими институтами… был насильственно ускорен и стимулирован всей мощью тоталитарного государства (индустриализация народного хозяйства и коллективизация). С этим же была связана и гипертрофированная роль государства, выразившаяся не только в ускорении и «подталкивании» процессов семейных изменений, но и в том, что семейные функции «перехватывались» именно государством или его органами, а не какими-то социальными институтами.» [Антонов, Медков «Социология семьи» 242-43].
Если в дореволюционной России институт семьи был священен, семейное воспитание практически полностью выполняло социализирующую функцию и подготавливало человека к жизни в обществе, стимулировало воспроизводство населения, воспитывала патриотические чувства и преданность власти и родине, тщательно хранило семейные ценности и священность родственных отношений, то в советской России большинство этих функций пыталось взять на себя государство и его искусственно созданные институты. Пионерская, комсомольская, профсоюзные и партийные организации, забирали ребёнка из семьи с 10 лет. Только в семье ребёнок находился лишь до этого возраста, но и это не обеспечивало полноценную семейную социализацию, так как функция «родительства» сводилась к минимуму общественными обязанностями родителей: ударный труд, общественная работа, трудовые и общественные подвиги, участие в бесконечных собраниях отделяли детей от родителей, предоставляли детей опять же системе дошкольного государственного образования. Таким образом, ребёнок социализировался только в семье и получал максимальное внимание примерно до 3х лет, а этого совсем не достаточно для первичной (семейной) социализации.
В результате такой политики и отношения к семье разрушались святость родственных отношений в семье, снижался авторитет родителей, выхолащивалась функция родительства у отцов и матерей, усугублялись противоречия между представителями разных поколений, происходила медленная, но верная «манкуртизация» общества. Такое явление как «Павлик Морозов» и всеобщее детское предательство родителей стало возможным именно благодаря такой государственной семейной политике.
Вот такое наследие досталось России «демократической» от России «советской». Что же изменилось со времени падения коммунистического режима? Прежде всего полностью рухнула система общественно-государственного воспитания молодёжи: исчезла пионерская, комсомольская и пр. детские организации, социализация в школах сошла на нет. Но появилось ли что-нибудь взамен государственного воспитания, кому передалась социализирующая роль? Этот вопрос является главным на сегодняшний день. Произошло ли возвращение детей в семью, возвратила ли семья себе обратно свои воспитательные и социализирующие функции? Нет, и с какой стати, если родителями стало то поколение людей, которое давно лишилось представления о том, как нужно воспитывать ребёнка, а государство ничем кроме «добрых» слов не помогло людям нести правильно свои родительские обязанности, наоборот, государство лишь усугубило плачевное положение семьи после разрушения системы общественно-государственного воспитания: «…речь прежде всего идёт о том, что реформаторы практически не учитывают интересы семьи в процессе этих (экономических – авт.) преобразований. Эти интересы, скорее игнорируются… Практически любые принимаемые в ходе преобразований решения исходят из имплицитно принятой предпосылки – объект этих решений видится в отдельном («изолированном») индивиде, лишённым признаков пола и принадлежности к какой-либо первичной социальной общности, семье прежде всего. Следовательно, спонтанный процесс семейных изменений, процесс девальвации семейных ценностей продолжается, притом в ускоренном темпе.» [Антонов, Медков «Социология семьи», 243].
Дальше я хотел бы привести в качестве профессиональной оценки сегодняшнего положения семьи в нашей стране статью с сайта Российской Организации «Планирование семьи»:
РАЗДЕЛЫ КОНЦЕПЦИИ
1. Введение.
2. Основные направления охраны репродуктивного здоровья населения.
3. Государственная политика в области охраны репродуктивного здоровья населения.
4. Система профилактических мер по охране репродуктивного здоровья.
5. Совершенствование организации медицинской помощи по охране репродуктивного здоровья.
6. Научные исследования в области охраны репродуктивного здоровья.
7. Система подготовки и усовершенствования кадров в области охраны репродуктивного здоровья.
8. Информационная и просветительская работа с общественностью и населением.
9. Механизмы и этапы реализации Концепции.
Основная часть.
2.1 Федеральное законодательство по семье
Федеральное законодательство, регулирующее семейные отношения и имеющее целью государственную поддержку семьи состоит из «Семейного кодекса РФ», «Кодекса о регистрации актов гражданского состояния РФ», Федеральные законы, Постановления Правительства РФ, Указы президента РФ, главы и части других нормативных актов, регулирующие общие для всех граждан сферы жизнедеятельности, но затрагивающие интересы семьи. Начнём с «Семейного кодекса»
Семейный кодекс. Семейный кодекс закрепляет исключительную важность института семьи для государства и общества, поэтому семейные отношения регулируются специальным кодексом РФ. В качестве агентов семейный политики устанавливаются: семья - супруг (и) и их дети, материнство, отцовство и детство. Основополагающие принципы семейной политики государства, извлечение из семейного кодекса: «Глава 1, стат- 1
1.)Основные начала семейного законодательства
Семья, материнство, отцовство и детство Российской Федерации находятся под защитой государства. Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьёй всех её членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечение беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты своих прав…
4.) Запрещаются любые формы ограничения прав граждан при вступлении в брак и в семейных отношениях по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности».
Как видим, на бумаге государство тщательно блюдёт интересы семьи, бережёт институт семьи и защищает интересы всех её членов. Но всё же в контексте темы моего реферата СК РФ - более регулирующий нормативный акт, нежели документ, целью которого является поддержка семьи. В этом контексте более интересны для нас некоторые федеральные законы РФ, изданные в контексте проведения семейной политики. Общее направление и целевая направленность этих законов - Федеральные страховые и социальные пособия семьям с детьми
Федеральный закон от 24.11.96 №130 «О внесении изменений и дополнений в кодекс законов о труде РФ» – Извлечение
Формулировка положения | Размер выплаты | Место получения | Номер ФЗ |
Пособие по беременности и родам | Исчисляется из расчёта среднего заработка на 70 или 84 календарных дня при осложнении родов до родов соотв. и на 70/86/110 дней после родов в нормальном/осложнённом/многоплодном случае родов | Место работы/учёбы матери | №130 |
Единовременное пособие женщинам, вставшим на учёт в женскую консультацию на ранних сроках беременности (до 12 недель) | 100% от МОТ на день предоставления отпуска по беременности | Место работы/учёбы матери | №130 |
Федеральный закон от 19.05.95 №81. «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей» с последующими изменениями и дополнениями. Извлечение
Формулировка положения | Размер выплаты | Место получения | Номер ФЗ |
Ежемесячное пособие на ребёнка до 16 лет | 70 руб. | Орг. Соц. защиты | №81 |
Пособие при усыновлении ребёнка (детей) в возрасте до 3-х месяцев | Выплачивается в теч. 70 календарных. дней или 110 в случае усыновления 2х и более детей - размер - ? | Орг. Соц. защиты | №81 |
Ежемесячное пособие по уходу за ребёнком | Выплачивается 200 руб. в теч. 1,5 лет | Место работы/учёбы матери | №81 |
Ежемесячное пособие на детей, чьи родители уклоняются от уплаты алиментов или проходят военную службу по призыву | На 50% больше, чем в обычных семьях | Орг. Соц. защиты | №81 |
Федеральный закон от 30.12.96 №162 Снят с контроля
Формулировка положения | Размер выплаты | Место получения | Номер ФЗ |
Ежемесячное пособие на детей одиноких матерей | на 100% больше, чем в обычных семьях | Орг. соц. защиты | №162 |
Ежемесячное пособие одиноким матерям | 140 руб. | Орг. соц. защиты | №162 |
Указ президента РФ №1110 «Об изменении размера компенсационных выплат и пособий определённым категориям граждан РФ»
Формулировка положения | Размер выплаты | Место получения | Номер ФЗ |
Единовременное пособие при рождении (усыновлении - в возрасте до 3-х мес.) ребёнка | 1 500р. | Место работы/учёбы одного из родителей | №184 |
Следующий нормативный акт, защищающий интересы семьи и её членов это Кодекс Законов о Труде Российской Федерации в редакции от 25 сентября 1992 г. Извлечение:
«Кодекс законов о труде РФ
На 1998-2000 годы
Основные разработчики - Министерство здравоохранения Программы Российской Федерации Министерство труда и социального развития Российской Федерации Российская академия медицинских наук Цель и задачи - создание необходимых условий для Программы, важнейшие улучшения состояния здоровья целевые показатели женщин-матерей, снижения материнской заболеваемости и смертности, повышения качества здоровья новорожденных совершенствование нормативно-правовой базы охраны материнства и детства улучшение системы подготовки медицинских кадров, работающих в области охраны материнства совершенствование организации и качества акушерско-гинекологической помощи женщинам проведение специальных научных исследований в области акушерства и гинекологии разработка и внедрение системы мер поддержки грудного вскармливания разработка и внедрение системы мер информационного обеспечения населения по вопросам безопасного материнства, ответственного родительства, здорового образа жизни укрепление материально-технической базы родовспомогательных учреждений Сроки реализации - 1998 - 2000 годы Программы Исполнители основных - Министерство здравоохранения мероприятий Программы Российской Федерации Министерство труда и социального развития Российской Федерации Российская академия медицинских наук Объемы и источники - 50,8197 млн. рублей из средств финансирования федерального бюджета, в том числе Программы на 1998 год - 16,9399 млн. рублей с учетом деноминации с 1 января 1998 г. Ожидаемые конечные - совершенствование организации и результаты реализации качества акушерско-гинекологической Программы помощи женщинам укрепление материально-технической базы родовспомогательных учреждений снижение материнской смертности Контроль за исполнением - Министерство здравоохранения Программы Российской Федерации совместно с Министерством экономики Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ Демографическая ситуация в Российской Федерации характеризуется падением рождаемости, уровень которой за 5 лет снизился с 13,4 на 1000 населения в 1990 году до 9,3 - в 1995 году. Среднее число рождений детей на 1000 женщин в возрасте 15-49 лет в 1990 году составило 55,3, в 1995 году - 35,3, то есть за 1990-1995 годы число рождений снизилось на 36,1 процента. Ухудшение показателей воспроизводства населения России происходит на фоне снижения здоровья беременных женщин. За последние 10 лет более чем в 6 раз выросла анемия беременных, почти в 4 раза - заболевания мочеполовой системы, в 2 раза - болезни системы кровообращения, в 1,8 раза - гестозы. Важнейшим фактором, влияющим на здоровье женщин, являются условия труда. По данным Государственного комитета Российской Федерации по статистике, в неблагоприятных условиях работают 3,6 млн. женщин, причем 285 тыс. из них трудятся в особо тяжелых условиях. Значительно увеличилось число родов с различными осложнениями, которые являются следствием общего состояния здоровья женщин. Частота нормальных родов снизилась с 55,8 процента общего числа родов в 1985 году до 36 процентов - в 1995 году. В ряде регионов процент нормальных родов снизился до 20-24 процентов. Прогноз на ближайшие годы не вызывает сомнений в том, что в стране ожидается дальнейшее ухудшение показателей здоровья беременных женщин. Он основан на данных о здоровье девушек-подростков. За 10 лет количество заболеваний, выявленных во время профилактических осмотров, возросло почти в 3 раза. Процент абсолютно здоровых школьников согласно научным данным последних лет не превышает 20-25 процентов, а по данным Ивановского научно-исследовательского института материнства и детства, Санкт-Петербургской педиатрической академии, Научного центра охраны здоровья детей и подростков Российской академии медицинских наук, к концу окончания школы у большинства девушек (75 процентов) диагностируются хронические заболевания, число абсолютно здоровых снижается до 6,3 процента. В последние годы в Российской Федерации отмечается тенденция к снижению грудного вскармливания детей до 1 года жизни. Доля детей, находящихся на грудном вскармливании до 6 месяцев, составляет 32 процента. Медленно внедряются в практику деятельности лечебно-профилактических учреждений современные перинатальные технологии, ориентированные на семью: раннее прикладывание к груди (сразу или в течение 1 часа после рождения), совместное пребывание матери и ребенка, свободное вскармливание (по требованию ребенка), отказ от подпаивания новорожденных детей. Одним из основных показателей, характеризующих качество медицинской помощи женщинам и состояние их здоровья, является материнская смертность. Этот показатель в Российской Федерации в последние годы не имеет тенденции к снижению. Он почти в 2,5 раза превышает среднеевропейский уровень. В структуре материнской смертности ведущими причинами являются аборты, кровотечения и токсикозы. При этом, по данным экспертов, две трети случаев смерти предотвратимы. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ Целью федеральной целевой программы "Безопасное материнство" на 1998-2000 годы (далее именуется - Программа) является создание необходимых условий для улучшения состояния здоровья женщин-матерей, снижения материнской заболеваемости и смертности, профилактики инвалидности, повышения качества здоровья новорожденных. Программа предусматривает решение следующих задач: совершенствование нормативно-правовой базы охраны материнства и детства; улучшение системы подготовки и повышения квалификации медицинских кадров, работающих в области охраны материнства, порядка оценки их знаний и допуска к работе; совершенствование организации и качества акушерско-гинекологической помощи женщинам. Внедрение системы мер, направленных на поддержку грудного вскармливания; проведение специальных научных исследований в области акушерства и перинатологии; разработка и внедрение системы мер информационного обеспечения населения по вопросам безопасного материнства, грудного вскармливания, рождения и воспитания здорового ребенка, здорового образа жизни; укрепление материально-технической базы родовспомогательных учреждений. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Совершенствование подготовки и повышения квалификации медицинских кадров Планируется осуществить переход на новую систему обучения врачей акушеров-гинекологов с углубленной клинической подготовкой в последипломном периоде; создать серию учебных видеофильмов по подготовке беременных к родам, по вопросам поощрения и поддержки грудного вскармливания, технике основных акушерских и гинекологических операций для врачей; организовать подготовку акушерок с высшим образованием на базе Санкт-Петербургской государственной медицинской академии, Курского государственного медицинского университета, Московской государственной медицинской академии имени И.М.Сеченова, Оренбургской государственной медицинской академии. Совершенствование организации и качества акушерско- гинекологической помощи Планируется усовершенствовать систему диспансерного наблюдения беременных, организации акушерско-гинекологической помощи женщинам за счет внедрения современных перинатальных технологий, гинекологической помощи детям и подросткам. Будет продолжено оснащение родовспомогательных учреждений современной медицинской аппаратурой (ультразвуковая аппаратура, фетальные мониторы), лекарственными средствами; создание перинатальных центров на базе существующих родовспомогательных учреждений. Основные направления научных исследований в области акушерства и гинекологии Предполагается разработать современные методы ведения беременных с тяжелой акушерской и экстрагенитальной патологией, методы диагностики, профилактики и лечения внутриутробного инфицирования плода и новорожденного. Разработать технологию реабилитации женщин, перенесших осложненную беременность, роды и аборты; усовершенствовать систему наблюдения женщин группы риска. Разработать и внедрить современные перинатальные технологии, систему мер поощрения и поддержки практики грудного вскармливания, организации социально-гигиенического мониторинга и его распространения. Обеспечение информированности населения по вопросам безопасного материнства и здоровья женщин Планируется разработка образовательных программ для населения по проблеме здоровья женщин и безопасного материнства на основе ведущих факторов, влияющих на уровень материнской заболеваемости и смертности; создание теле- и радиопрограмм для населения по проблемам формирования здоровья семьи, подготовки к рождению ребенка, безопасных родов, грудного вскармливания (раннее прикладывание к груди, режим свободного вскармливания, обучение женщин технике правильного грудного вскармливания в женских консультациях, родильных домах и детских поликлиниках); подготовка информационно-образовательных материалов (буклеты, памятки, брошюры, видеофильмы, справочные материалы по вопросам льгот и социальных гарантий, проведение регулярных теле- и радиопередач на наиболее популярных каналах телевидения и радиостанциях). Ожидаемые конечные результаты реализации Программы Реализация Программы позволит: усовершенствовать нормативно-правовую базу охраны материнства и детства; внедрить эффективную систему подготовки и усовершенствования кадров, работающих в учреждениях родовспоможения; обеспечить современный уровень медицинской технологии, особенно для беременных высокого риска, внедрить стандарты помощи при основных видах патологии, определяющих материнские и репродуктивные потери;снизить уровень материнской заболеваемости и смертности.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ПЛАНИРОВАНИЕ СЕМЬИ"На 1998 - 2000 годы
Основные разработчики - Министерство здравоохранения Программы Российской Федерации Российская академия медицинских наук Цель и задачи Программы, - охрана репродуктивного здоровья важнейшие целевые показатели населения, создание условий для рождения желанных и здоровых детей, снижение числа абортов и материнской смертности от них развитие и укрепление службы планирования семьи совершенствование информационной системы для населения по вопросам охраны репродуктивного здоровья, сексуального поведения, использования современных средств контрацепции внедрение технологии безопасного аборта обеспечение населения средствами контрацепции Сроки реализации Программы - 1998-2000 годы Исполнители основных - Министерство здравоохранения мероприятий Программы Российской Федерации Министерство образования Российской Федерации Государственный комитет Российской Федерации по делам молодежи Российская академия медицинских наук Российская ассоциация "Планирование семьи" Объемы и источники - затраты из федерального бюджета на финансирования Программы 1998-2000 годах составят 39 млн. рублей, в том числе на 1998 год - 13 млн. рублей с учетом деноминации с 1 января 1998 г. Ожидаемые конечные - обеспечение потребности населения в результаты услугах по планированию семьи реализации Программы снижение числа абортов снижение материнской смертности после абортов Контроль за исполнением - Министерство здравоохранения Программы Российской Федерации совместно с Министерством экономики Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ В Российской Федерации остается высоким уровень абортов, осложнений и материнской смертности после них. В последние годы отмечается тенденция к ухудшению состояния здоровья школьников и молодежи, особенно девочек и девушек. За последние 10 лет частота заболеваний у девушек возросла почти в 3 раза. Современный период характеризуется большой распространенностью рискованных форм сексуального поведения, особенно среди молодежи. Подтверждением этого является рост среди подростков и молодежи заболеваний, передаваемых половым путем. Заболеваемость сифилисом у подростков 15-17 лет в 1995 году увеличилась в 31 раз по сравнению с 1991 годом. Специальными исследованиями установлено, что к 17-18 годам более 30 процентов городских и почти половина сельских подростков имели опыт половых сношений. Анонимное анкетирование мальчиков - подростков показало, что сексуальный опыт имеют 48-50 процентов опрошенных. Наибольшее число подростков начало половую жизнь в возрасте 14-15 лет (46-48 процентов). Большинство опрошенных подростков не имели постоянного сексуального партнера. Исследования показали также, что большинство подростков осведомлены о контрацепции, но только половина из живущих половой жизнью используют контрацептивные методы. Изменение безответственного, легкого отношения населения к абортам требует систематических комплексных длительных усилий, так как аборты оказывают неблагоприятное влияние на состояние здоровья и репродуктивную функцию женщин. В структуре материнской смертности аборты составляют 23,2 процента, а среди причин перинатальных потерь они занимают ведущее место (65 процентов). ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ Целью федеральной целевой программы "Планирование семьи" на 1998-2000 годы (далее именуется - Программа) является охрана репродуктивного здоровья, рождение только желанных и здоровых детей, снижение абортов и материнской смертности от них. Программа предусматривает решение следующих задач: развитие и укрепление службы планирования семьи; обеспечение управления и развитие нормативной базы этой службы совершенствование информационной системы, обеспечивающей население современными знаниями в вопросах охраны репродуктивного здоровья, сексуального и репродуктивного поведения, использования современных средств контрацепции внедрение современной системы подготовки детей, подростков и молодежи к семейной жизни, нравственного воспитания, консультирование по вопросам профилактики заболеваний, передаваемых половым путем, формирование сексуальной культуры в обществе в единой системе санитарно-гигиенического воспитания населения; создание эффективной системы подготовки специалистов в области планирования семьи, разработка и внедрение стандартов обучения; обеспечение потребности населения в различных средствах и методах контрацепции, совершенствование медицинских технологий планирования семьи и безопасного аборта. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Организация службы планирования семьи предусматривает мероприятия по оснащению центров планирования семьи и репродукции необходимым оборудованием и аппаратурой. Подготовка и повышение квалификации кадров Предусматривается создание эффективной системы подготовки кадров, разработка методических пособий и материалов. Апробация и внедрение современной системы полового образования и воспитания подростков в общеобразовательных школах. Обеспечение информированности населения в области планирования семьи и сексуальной культуры Предлагается проведение регулярных теле- и радиопрограмм по проблеме планирования семьи, организация рубрик в популярных телепередачах, подготовка и распространение видеофильмов, видеоклипов для различных групп населения, издание и распространение полиграфической продукции по планированию семьи (буклеты, брошюры, плакаты, листки). Закупка средств для безопасного аборта Предусматривается закупка средств для безопасного аборта. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит: укрепить службу планирования семьи в Российской Федерации; внедрить эффективную систему подготовки и усовершенствования специалистов, проводящих работу по планированию семьи; внедрить современную систему подготовки подростков и молодежи по вопросам полового воспитания и образования, планирования семьи, сексуального и репродуктивного поведения, использования надежных и безопасных средств предупреждения нежелательной беременности; снизить число абортов и материнскую смертность после абортовво всех регионах России. [Официальный сайт организации «Планирование семьи»]
2.3 Московское законодательство по семье
Ниже приведены дотации и виды материальной помощи, предусмотренных Постановлением Правительства Москвы (далее в табл. ППМ) № 31 и №38. Все они были утверждены с целью поддержки семьи и защиты интересов всех её членов. Как видно из таблицы Московское Правительство выделяет гораздо больше средств в поддержку семьи, нежели средства, предусмотренные федеральными законами РФ.
Особое внимание уделяется неполным семьям и многодетным семьям, в то время как молодые семьи находятся в арьергарде нормативных актов. В этих нормативных актах прописана только одна строка выделяющая какие-либо льготы молодым и студенческим семьям – какие-то жалкие 50 рублей на питание, в то время как на «золотой» или бриллиантовый юбилей супружеской пары выделяется в 60 (!!!) раз больше.
Формулировка положения | Размер выплаты | Место получения | Номер ППМ |
Единовременное пособие при рождении ребёнка | 500р. | Органы соц. защиты | №38 |
Обеспечение новорождённых комплектами белья | 124 руб. | Роддом | ППМ №31 |
Доплаты к пособиям на детей одиноким матерям, на детей разыскиваемых родителей, родителей служащих по призыву в ВС | 65 руб. | Органы соц. защиты | ППМ №31 |
Доплаты к пособиям на детей, в случае если оба родителя нетрудоспособны | 65 руб. | Органы соц. защиты | ППМ №31 |
Бесплатное питание для учащихся 1-4 классов, детей из многодетных и соц. незащищённых семей | 8/20 руб. | Школа | ППМ №31 |
Компенсации на питание учащимся 5-11 классов | 2,50 руб. | Школа | ППМ №31 |
Компенсация на школьную форму учащимся из многодетных семей | 700 руб. | Школа | ППМ №31 |
Ежемесячная дотация на питание для детей до трёх лет (одиноким матерям, многодетным, студенческим семьям, семьям с детьми-инвалидами) | 50 руб. | Органы соц. защиты | ППМ №31 |
Ежемесячная доплата на пособие для детей из многодетных семей с 3-мя и более детьми до 16 лет и старше 16 лет, если они учащиеся общеобразовательных школ | 65 руб. | Органы соц. защиты | ППМ №31 |
Ежемесячные именные стипендии Мэрии | 120 руб. | ВУЗ | ППМ №31 |
Дотации остронуждающимся студентам ВУЗов | 50 руб. | ВУЗ (Профком) | ППМ №31 |
Единовременная помощь супружеским парам достигшим "золотого" и "бриллиантового" юбилея | 3000 руб. | Органы соц. защиты | ППМ №31 |
Единовременное пособие в случае рождения мёртвого ребёнка по истечении 196 месяцев беременности | 834 руб. | Органы соц. защиты | ППМ №31 |
Материальная помощь лицам, производивших погребение лиц, указанных выше | 800 руб. | Органы соц. защиты | ППМ №31 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Концепция охраны репродуктивного здоровья России на период 2000-2004 г.г. и план мероприятий по ее реализации
11 апреля 2000 года состоялось совместное заседание Коллегии Министерства здравоохранения РФ, Министерства труда и социального развития РФ и Министерства образования РФ. На Коллегии был рассмотрен проект "Концепции охраны репродуктивного здоровья населения России на 2000-2004 гг. и план мероприятий по ее реализации". Документ был одобрен Коллегией и подписан Министром здравоохранения РФ Ю. Л. Шевченко, Министром труда и социального развития РФ С. В. Калашниковым и Министром образования РФ В. М. Филипповым. Учитывая важность документа, определяющего политику в области охраны репродуктивного здоровья на ближайшие годы, редколлегия приняла решение опубликовать его в данном номере журнала.
РАЗДЕЛЫ КОНЦЕПЦИИ
1. Введение.
2. Основные направления охраны репродуктивного здоровья населения.
3. Государственная политика в области охраны репродуктивного здоровья населения.
4. Система профилактических мер по охране репродуктивного здоровья.
5. Совершенствование организации медицинской помощи по охране репродуктивного здоровья.
6. Научные исследования в области охраны репродуктивного здоровья.
7. Система подготовки и усовершенствования кадров в области охраны репродуктивного здоровья.
8. Информационная и просветительская работа с общественностью и населением.
9. Механизмы и этапы реализации Концепции.
I. Введение
Репродуктивное здоровье, по определению ВОЗ, - состояние полного физического, умственного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или недугов во всех сферах, касающихся репродуктивной системы, ее функций и процессов.
В существующих социально-экономических условиях состояние репродуктивного здоровья населения страны остается одной из наиболее острых медико-социальных проблем, являясь фактором национальной безопасности.
Продолжают сохраняться имеющие место в последние годы негативные тенденции в показателях, характеризующих репродуктивное здоровье. Низкий уровень рождаемости и высокий показатель общей смертности населения способствуют снижению уровня воспроизводства населения, ухудшению качества здоровья детей.
В сложившихся условиях назрела необходимость разработки межведомственной стратегии по охране репродуктивного здоровья населения.
I этап (2000 - 2001 годы)
1. Пересмотр существующих и разработка новых законодательных актов с учетом сложившихся социально-экономических условий, регламентирующих государственное признание репродуктивных прав граждан и обеспечивающих охрану репродуктивного здоровья.
2. Принятие мер по обеспечению стабильной работы учреждений по охране репродуктивного здоровья, профилактике его нарушений.
3. Совершенствование деятельности амбулаторно-поликлинических учреждений, пересмотр нормативных актов, положений о видах деятельности и реализации стандартов объемов медицинской помощи.
4. Формирование научных направлений в области охраны репродуктивного здоровья в целях реализации положений Концепции.
5. Разработка федеральных и региональных целевых программ по реализации основных положений Концепции охраны репродуктивного здоровья населения с
научно обоснованных позиций.
6. Проведение информационных и образовательных
кампаний среди специалистов и населения.
Перечисленные направления Концепции являются наиболее существенными. Их реализация способна значительно улучшить состояние репродуктивного здоровья, повысить репродуктивный потенциал населения, активно содействовать сохранению здоровья нации.
II этап (2002 - 2004 годы)
1. Внедрение эффективной системы охраны репродуктивного здоровья на основе усовершенствованных и вновь разработанных законодательных и нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность министерств, ведомств и учреждений.
2. Реализация государственных целевых программ по приоритетным направлениям охраны репродуктивного здоровья.
3. Совершенствование подготовки и повышение квалификации кадров, работающих в системе охраны репродуктивного здоровья.
4. Внедрение в деятельность учреждений и организаций научно обоснованных технологий по ведущим проблемам охраны репродуктивного здоровья.
5. Формирование единой системы мониторинга репродуктивного здоровья, создание телекоммуникационных связей между специалистами и учреждениями государственных и общественных структур.
Утверждаю Министр здравоохранения РФ Ю. Л. Шевченко
Утверждаю Министр труда и социального развития РФ С. В. Калашников
Утверждаю Министр образования РФ В. М. Филлипов
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Государственная поддержка семьи в Российской Федерации
Выполнил: Студент группы ПР-33 Запольский А.Э.
Проверил: Козырев Г.И.
Москва, 2003 г.
Содержание
1.) Введение.
1.1 Положение семьи в российском обществе.
1.2 Государственная политика в отношении семьи и брака.
2.) Основная часть.
2.1 Федеральное законодательство по семье
2.2 Федеральные целевые программы в поддержку семьи, материнства, отцовства и детства
2.3 Московское законодательство по семье
2.4 Органы власти ПМ, занимающиеся проблемами семьи
3.) Заключение. Авторское резюме.
3.1 Оценка эффективности и перспективности государственной семейной политики
Введение.
1.1 Положение семьи в современном российском обществе
Состояние института семьи в современном российском обществе определяется двумя составляющими: наследием прошлого и сегодняшней семейной политикой государства.
Говоря о наследии прошлом «коммунистической» эпохи прежде всего нужно рассказать о том, что же происходило с институтом семьи в период раннего коммунизма, потому что цели и установки в отношении семьи именно этого периода определили развитие семьи на весь оставшийся период господства коммунистической идеологии. «…естественный процесс трансформации семьи, процесс перехвата её социальных функций другими институтами… был насильственно ускорен и стимулирован всей мощью тоталитарного государства (индустриализация народного хозяйства и коллективизация). С этим же была связана и гипертрофированная роль государства, выразившаяся не только в ускорении и «подталкивании» процессов семейных изменений, но и в том, что семейные функции «перехватывались» именно государством или его органами, а не какими-то социальными институтами.» [Антонов, Медков «Социология семьи» 242-43].
Если в дореволюционной России институт семьи был священен, семейное воспитание практически полностью выполняло социализирующую функцию и подготавливало человека к жизни в обществе, стимулировало воспроизводство населения, воспитывала патриотические чувства и преданность власти и родине, тщательно хранило семейные ценности и священность родственных отношений, то в советской России большинство этих функций пыталось взять на себя государство и его искусственно созданные институты. Пионерская, комсомольская, профсоюзные и партийные организации, забирали ребёнка из семьи с 10 лет. Только в семье ребёнок находился лишь до этого возраста, но и это не обеспечивало полноценную семейную социализацию, так как функция «родительства» сводилась к минимуму общественными обязанностями родителей: ударный труд, общественная работа, трудовые и общественные подвиги, участие в бесконечных собраниях отделяли детей от родителей, предоставляли детей опять же системе дошкольного государственного образования. Таким образом, ребёнок социализировался только в семье и получал максимальное внимание примерно до 3х лет, а этого совсем не достаточно для первичной (семейной) социализации.
В результате такой политики и отношения к семье разрушались святость родственных отношений в семье, снижался авторитет родителей, выхолащивалась функция родительства у отцов и матерей, усугублялись противоречия между представителями разных поколений, происходила медленная, но верная «манкуртизация» общества. Такое явление как «Павлик Морозов» и всеобщее детское предательство родителей стало возможным именно благодаря такой государственной семейной политике.
Вот такое наследие досталось России «демократической» от России «советской». Что же изменилось со времени падения коммунистического режима? Прежде всего полностью рухнула система общественно-государственного воспитания молодёжи: исчезла пионерская, комсомольская и пр. детские организации, социализация в школах сошла на нет. Но появилось ли что-нибудь взамен государственного воспитания, кому передалась социализирующая роль? Этот вопрос является главным на сегодняшний день. Произошло ли возвращение детей в семью, возвратила ли семья себе обратно свои воспитательные и социализирующие функции? Нет, и с какой стати, если родителями стало то поколение людей, которое давно лишилось представления о том, как нужно воспитывать ребёнка, а государство ничем кроме «добрых» слов не помогло людям нести правильно свои родительские обязанности, наоборот, государство лишь усугубило плачевное положение семьи после разрушения системы общественно-государственного воспитания: «…речь прежде всего идёт о том, что реформаторы практически не учитывают интересы семьи в процессе этих (экономических – авт.) преобразований. Эти интересы, скорее игнорируются… Практически любые принимаемые в ходе преобразований решения исходят из имплицитно принятой предпосылки – объект этих решений видится в отдельном («изолированном») индивиде, лишённым признаков пола и принадлежности к какой-либо первичной социальной общности, семье прежде всего. Следовательно, спонтанный процесс семейных изменений, процесс девальвации семейных ценностей продолжается, притом в ускоренном темпе.» [Антонов, Медков «Социология семьи», 243].
Дальше я хотел бы привести в качестве профессиональной оценки сегодняшнего положения семьи в нашей стране статью с сайта Российской Организации «Планирование семьи»:
Дата: 2019-05-28, просмотров: 226.