ГЛАВА 2. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОВЕДЕНИЯ В ИНТЕРНЕТЕ. ВИРТУАЛЬНЫЙ МИР ОБЩЕНИЯ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

§ 1. Результаты исследования поведения в Интернете.

Общая информация.
Опрос был начат 7 сентября 1999 года и завершен 7 октября 1999 года. Исследование анонсировалось в списках рассылки "Новости психологической сети Российского Интернета", "Psl-l" (список рассылки для профессиональных психологов). Кроме этого, на исследование была дана ссылка с сайта http://icqfoto.ru. После того, как с icqfoto.ru была снята ссылка, и поток испытуемых из списков рассылки практически прекратился, опрос был анонсирован в конференциях сети Фидонет (таких, как computerlife.ru.virtual.life.ru, internetnews.ru), тематика которых соответствовала тематике проводимого опроса. Общее число участников опроса составило 562 человека (424 человека по результатам анонса в Интернете с icqfoto.ru и через списки рассылки и 138 человек по результатам анонса в Фидо).
Основные результаты первого этапа обработки данных.
На первом этапе результаты, полученные в ходе опроса, обрабатывались по всем респондентам в целом. Выявлялся социально-демографический состав опрошенных, восприятие Интернета по сравнению с реальным социальным окружением; связь социально-демографических параметров и различных показателей общения в Интернете.

Социально-демографический состав респондентов.

Пол.
Около 25 % опрошенных - женщины, и около 75 % -мужчины (выборка несколько смещена результатами анонса в Фидо). По результатам анонса в Интернете женщин среди опрошенных - 27,8 %, а мужчин - 72,2 % (см диаграмму 3), что соответствует результатам, полученным относительно социально-демографического состав пользователей Интернета Gallup Media. Среди ответивших из Фидо мужчин больше, и с этим связан сдвиг выборки по полу.

Возраст.
Половозрастной состав опрошенных нами пользователей оказался близким к результатам, полученным Gallup Media в опросе, проведенном весной прошлого года. Средний возраст пользователей- 24, 6 года, самым молодым участникам опроса было 13 лет, самым пожилым - 60. Результаты несколько сдвинуты по сравнению с результатами Gallup Media - в нашем исследовании приняло участие несколько больше молодых (до 20 лет) и несколько меньше пожилых (старше 45 лет) респондентов. Этот сдвиг выборки может быть связан с тем, что большая часть опрошенных пришла с сайта icqfoto.ru - сайта знакомств с относительно молодой аудиторией.

Время, проводимое в Интернете в неделю.
Среднее время, которое наши респонденты проводят в Интернете в неделю - 28, 9 часов, минимальное время в неделю - 1 час, а максимальное - 100 часов

Стаж использования Интернета.
Средний стаж использования Интернета - чуть больше 2-х лет (25,2 месяца), при этом участники распределились от 0 до 120 месяцев.

Сравнение того, как наши респонденты воспринимают Сеть и реальное социальное окружение, дало следующие результаты:
А.  В реальном общении участники с большей уверенностью могут получить эмоциональную поддержку (оказание помощи в трудные минуты - спасение от грусти и одиночества), чем в Интернете.
Б.  В реальном общении участники с большей уверенностью могут пообщаться или просто провести время.
В.  Интернет воспринимается как среда, в которой можно вести себя, в меньшей степени считаясь с мнением окружающих, чем в реальном общении.
Итак, большинство опрошенных считает Интернет средой, более свободной, нежели реальная жизнь, и при этом в меньшей степени, чем реальная жизнь, предоставляющей эмоциональную поддержку и общение. Очевидно определенное "смещение акцентов" от диалога между людьми (общения и поддержки) в реальном общении к монологу, свободному от чужих мнений и оценок самовыражению в Интернете. Сеть - место, где можно показать себя, не думая о последствиях, но при этом она скорее безразлична по отношению к человеку. Реальность по сравнению с Сетью в большей степени заставляет считаться с окружающими, но при этом она более дружелюбна, человечна. Хотя лично я с этим не согласна, мне кажется, что и Реальность и Сеть одинаково безразличны к человеку.
Несколько забегая вперед, следует уточнить, что восприятие Сети как источника эмоциональной поддержки зависит от опыта пользования сетью: чем больше у человека "стаж Интернета", тем в большей степени он воспринимает сеть как источник эмоциональной поддержки, помощи в трудную минуту. По мере увеличения времени, проведенного в сети, люди обзаводятся хорошими знакомыми и близкими друзьями, осваивая Сеть так же, как они осваивают традиционную Реальность.
Взаимосвязь различных показателей поведения в Интернете с различного рода объективными переменными - социально-демографическим статусом и количественными показателями взаимодействия в Сети. Было установлено, что:

А.  Женщины по сравнению с мужчинами:
- имеют меньший стаж использования Интернета
- имеют большую потребность в раскрепощенности (отвечают "да" на вопрос "я не люблю контролировать себя и заботиться о том, что обо мне подумают").
- Воспринимают Интернет как среду, в большей степени предоставляющую раскрепощенность и свободу (чаще отвечают "да" на вопрос "в Интернете я могу вести себя как хочу, не заботясь о том, что обо мне подумают ").
Очевидно, женщины в Интернете более эмансипированы (или же желающая быть таковой), и более конкурентна, по сравнению со среднестатистической.

Б.  Чем старше респондент, тем более вероятно, что:
- у него меньше ников (псевдонимов);
- он общается в меньшем количестве сетевых сообществ;
- он Интернет-зависимый;
- он проявляет активность при общении в Сети;
- он не воспринимает сеть как источник эмоциональной поддержки;
- он воспринимает реальное социальное окружение как позволяющее вести себя, не заботясь о мнении окружающих.
Большее количество "ников" (псевдонимов) и сетевых сообществ у более младших респондентов может быть как отражением современной возрастной нормы общения в Интернете среди 16-25 летних, так и отражением свойственного подростковому и юношескому возрасту во все времена стремлению пробовать себя в разных ролях и разных группах.
Про "старшее поколение" (понятие "старшее" здесь условно, это люди 30-40 лет) - можно сказать, что в данном случае Интернет-зависимость, скорее всего свойственна людям, которые не сумели вписаться в социальное окружение, и приобрести достаточное число социальных контактов. Отказ от Сети как от средства эмоциональной поддержки в случае Интернет-зависимости, скорее всего, связано с тем, что человек имеет стереотип примерно такого плана "Я не сумел получить эмоциональную поддержку в реальной жизни, следовательно, я не сумею получить ее и по Сети."
В более старшем возрасте общение в Интернете, в отличие от "нового поколения" - это скорее исключение из правил, некоторая маргинальность среди своей возрастной группы. То есть, если в более молодом возрасте общение в Интернете - это норма, то в более старшем возрасте скорее исключение из правил, отклонение от среднестатистических стандартов поведения 35-45 летних. То, что наши респонденты более старшего возраста - исключение из своей возрастной группы, подтверждается и тем, что респонденты более старшего возраста в большей степени склонны пренебрегать мнением о них реального социального окружения; и тем, что им в большей степени свойственна Интернет-зависимость.
В. Чем больше у респондента стаж использования Интернета, тем более вероятно, что:
- это мужчина
- он проводит там больше времени в неделю
- он познакомился по сети с большим количеством людей
- он чаще проверяет почту
- он воспринимает Интернет как источник эмоциональной поддержки.
Связь стажа и принадлежности к мужскому полу объясняется достаточно просто: чем больше у человека стаж пользования Интернетом, тем более вероятно, что он подключился к Интернету в числе первых - а значит, скорее всего, это выпускник технического вуза, профессионально связанный с компьютерами - а среди таких людей большинство мужчин.
За долгое время пребывания в сети такой человек успевает обрасти кругом сетевых знакомств, и начинает относиться к сети как к средству эмоциональной поддержки. Будучи профессионально связанным с компьютерами, он продолжает проводить в сети достаточно много времени в неделю, попутно часто проверяя почту.
Г. Чем больше времени человек проводит в Интернете, тем более вероятно, что:
- у него больше ников, он познакомился по сети с большим количеством людей и чаще проверяет почту
- он воспринимает Интернет как источник общения, когда скучно и не с кем поговорить
- он воспринимает Интернет как источник эмоциональной поддержки в трудные минуты.
(при этом не будучи Интернет-зависимым - Интернет-зависимость отрицательно связана с количеством времени, проводимого в сети.)
Относительно взаимосвязи времени, проводимого в Сети в неделю, общего стажа, количества ников и количества сетевых сообществ достаточно было сказано выше. Что же касается связи времени, проводимого в сети, и восприятия Сети как источника общения и эмоциональной поддержки, то, возможно, связь здесь следующая: чем больше времени человек проводит в Интернете, тем большее часть его социальных контактов приходится на сетевых знакомых.
Д. Чем больше у человека ников, тем более вероятно, что:
- он проводит в Сети больше времени, познакомился по Интернету с большим количеством человек и общается в большем количестве сетевых сообществ;
- он не Интернет-зависимый;
- ему относительно мало лет ;
- он воспринимает реальное социальное окружение как источник меньшей эмоциональной поддержки, по сравнению с теми людьми, у которых мало ников или нет их вообще.
Отрицательную связь числа ников (псевдонимов) и Интернет-зависимости можно объяснить через творческий потенциал личности - очевидно, что, чем выше творческий потенциал, чем более выражена склонность "умножать сущности без необходимости", тем больше у человека ников. С другой стороны, чем более выражен творческий потенциал, тем меньше вероятность оказаться Интернет-зависимым. Здесь можно провести аналогию с алкоголизмом. Есть люди, которые находят удовольствие в новом опыте, ценители-гурманы. Они собирают потрясающие воображение коллекции вин, и не пьют их, а дегустируют. А есть асоциальные личности, для которых важно процентное содержание в напитке алкоголя, для которых само опьянение является целью.
В пользу этого объяснения свидетельствует и отрицательная связь между количеством ников и восприятием реального окружения как источника эмоциональной поддержки. Те, у кого много ников, для кого важен процесс игры с собственной личностью, скорее всего, выбирают такое окружение не по критерию эмоциональной поддержки, а по каким-то иным критериям. То есть, возможно, чем интереснее человеку "просто игра", тем менее важно для него, чтобы его утешали, спасали от одиночества и оказывали помощь в трудные минуты. Поэтому люди, общающиеся в сети под множеством имен, выбирают такое реальное окружение, которое не является для них источником эмоциональной поддержки - и оценивают его соответственно, как не дающее эмоциональной поддержки.
Е. Чем в большем количестве сетевых сообществ (чатов, форумов, конференций и т.п.) общается человек, тем более вероятно, что:
- у него больше ников, больше знакомых по Сети и он чаще проверяет почту;
- это мужчина;
- он в меньшей степени воспринимает реальное окружение как источник общения самого по себе и в большей степени воспринимает Интернет как источник такого общения.
Чем в большем количестве сетевых сообществ общается человек, тем выше вероятность, что он будет воспринимать Интернет как место, где можно просто пообщаться в любое время, и тем менее вероятно, что он воспринимает так же реальную жизнь. То есть, у активного пользователя Интернет, принадлежащего ко множеству различных сетевых групп, "центр трёпа" постепенно смещается из реальной жизни в сеть. Что вполне естественно.
Ж. Чем с большим количеством людей человек познакомился через Интернет, тем более вероятно, что:
- у него больший стаж использования Интернета, он проводит там больше времени в неделю, у него больше ников, он общается в большем количестве сетевых сообществ и чаще проверяет почту;
- Он скорее стремится вести себя с учетом мнения окружающих;
- Он воспринимает Интернет как источник общения и эмоциональной поддержки, не будучи при этом Интернет-зависимым.
 Относительно связи количества сетевых знакомых и стремления ориентироваться на мнение окружающих можно сказать следующее: чем больше у человека сетевых знакомых, тем больше вероятность опредмечивания в реальной жизни контактов, полученных по сети. Соответственно, велика вероятность проецирования модели поведения в реальной жизни на поведение в сети. Иными словами - если человеку не все равно, что о нем подумают в реальной жизни, в связи с его поведением, то при потенциальном стремлении находить новых знакомых в Интернете, человек будет себя вести в сети так же, как и в реальной жизни. То есть, грань между виртуальным и реальным общением стирается, ограничения, накладываемые на самовыражение в реальной жизни, переносятся в Интернет.
З. Чем чаще человек проверяет почту, тем более вероятно, что:
- у него большой стаж использования Интернета, он проводит в Сети больше времени и общается в большем количестве сетевых сообществ;
- он воспринимает Интернет как источник общения и эмоциональной поддержки.
Последнее может быть связано с использованием Сети как средства приобретения социальных связей, как деловых, так и общечеловеческих, людьми, проводящими много времени в Интернете. В данном случае - электронная почта - это индикатор. Очевидно, что чем больше у человека знакомых - тем больше корреспонденции он получает, и тем больше вероятность, что социальные связи в Интернете продублированы в реальной жизни.
Далее, мы выясняли, какие факторы лежат в основе формирования Интернет-зависимости.
Обычно считается, что Интернет-зависимые - это люди, страдающие от одиночества в реальной жизни, те, кто стремится получить недостающие им эмоциональную поддержку и общение в Интернете. Чтобы проверить это предположение, в опросник были введены вопросы, отражающие то, насколько испытуемый может получить в Интернете и в реальном общении эмоциональную поддержку, возможность пообщаться тогда, когда ему скучно, и раскрепощенность, а также вопросы, отражающие потребность в поддержке, общении и раскрепощенности.
Выяснилось, что Интернет-зависимость отрицательно коррелирует с тем, насколько человек оценивает Интернет как такую среду, что гарантирует общение и получение поддержки. Более того, Интернет-зависимость положительно коррелирует с тем, насколько высоко человек оценивает свое реальное окружение как источник поддержки и общения: Интернет-зависимые считают, что они могут получить поддержку и общение в реальной жизни, и при этом не могут получить их в Сети.

То есть, Интернет-зависимые воспринимают реальное окружение как предоставляющее поддержку и общение, а Интернет - как среду, не предоставляющую поддержку и общение. Таким образом, вопреки устоявшемуся мнению, Интернет-зависимые не решают в сети свои проблемы в общении и не пытаются спастись от одиночества.

 

































































Дата: 2019-05-28, просмотров: 198.