Акцизное налогообложение в РФ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

СЫКТЫВКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ФИНАНСОВ

 

 

Акцизное налогообложение в РФ

 

Исполнитель: Петров К.В. (454 гр.)
Руководитель: Бадокина Е.А.

 

 

Сыктывкар 1999

Содержание

 

Введение............................................................................................................................................................ 3

Глава 1.  Основные положения законодательства об акцизах................. 4

1.1. Объекты обложения акцизами..................................................................................................... 4

1.2. Плательщики акцизов...................................................................................................................... 5

1.3. Объект обложения подакцизных товаров является:......................................................... 6

1.4. Ставки акцизов................................................................................................................................... 7

1.5. Порядок исчисления и уплаты акцизов................................................................................... 8

Глава 2.  Роль акцизов в федеральном бюджете.................................................... 13

Глава 3.  Планирование поступления акцизов....................................................... 14

Глава 4.  Характер акцизного налогообложения, реальные плательщики акцизов 16

Глава 5.  Экономическая сущность акцизного налогообложения.... 21

Заключение.................................................................................................................................................. 25

Литература.................................................................................................................................................... 26

Приложение №1.......................................................................................................................................... 28

Приложение №2.......................................................................................................................................... 30

Приложение №3.......................................................................................................................................... 33

Приложение №4.......................................................................................................................................... 34

 

Введение

Одной из наиболее важных статей в налоговых доходах Российской Федерации выступают акцизы. Фискальное значение данной группы налогов для бюджетов всех уровней трудно переоценить. С другой стороны, специфика этих налогов заключается в том, что акцизы как ни один другой вид налогов приспособлены для государственного регулирования производства и потребления широкого круга товаров.

Акцизы по-прежнему остаются причинами дебатов в парламенте, широко обсуждаются в прессе, но, к сожалению, в отечественных научных журналах и публикациях этот животрепещущий вопрос обходится стороной. Как это ни печально, но на данный момент не существует ни одного серьезного труда, подводящего теоретические основы для научного и обоснованного налогообложения в этой области. Очевидно, что такое положение дел приводит к хаотическому, сумбурному и противоречивому законодательству. Возможно, что это объясняется тем, что акцизы являются относительно новым явлением в российской экономике. Если мы заглянем в советский энциклопедический словарь, то найдем там, что акциз – «вид косвенного налога, преимущественно на предметы массового потребления, а также услуги. Включается в цену товаров или тарифы на услуги. Важный источник государственного бюджета капиталистических стран. В СССР и других социалистических странах отсутствует».

В экономической литературе развитых капиталистических стран вопросы акцизного налогообложения занимают значительное место, что дает основания полагать, что вопрос этот сложен, притом, что исследования в этой области востребованы обществом в высокой степени.

Именно поэтому при написании курсовой работы я опирался большей частью на нормативную базу и иностранные теоретические труды.

Целью данной работы является анализ сложившейся ситуации в области акцизного налогообложения в Российской Федерации. Наиболее логичной структурой данного анализа, по моему мнению, была бы структура, изложенная в содержании.

В первой главе я затронул законодательную базу, на которой основывается акцизы. В данной главе я попытался произвести обзор наиболее важных нормативных документов.

Во второй главе были приведены некоторые цифры, отражающие значение акцизов для бюджетной системы в целом. К сожалению, практически невозможно найти подробных статистических сборников, на основании которых можно было бы производить тот или иной статистический анализ.

В третьей главе были затронуты аспекты планирования поступлений акцизов в бюджеты. Приведенные методики относятся скорее к благим пожеланиям, нежели чем к утвержденным нормативным документам.

Четвертая глава затронула один из наиболее существенных вопросов, связанных с акцизным обложением: «Кто в действительности платит акцизы, и на кого в большей степени и как влияет введение акцзов?»

В пятой главе я пытался разобраться какие все же функции выполняют акцизы и какие ставки акцизов для выполнения этих функций должны быть.

Объекты обложения акцизами

 

В соответствии с федеральным законом 06.12.91 №1993-1 «Об акцизах» в РФ акцизами облагаются следующие товары:

1. спирт этиловый из всех видов сырья;

2. спиртосодержащая продукция (за исключением денатурированной);

3. алкогольная продукция;

4. пиво;

5. табачные изделия;

6. ювелирные изделия;

7. нефть, включая стабилизированный газоконденсат;

8. бензин автомобильный;

9. легковые автомобили

10. отдельные виды минерального сырья, в соответствие с перечнем, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 03.07.97 №808 «О видах минерального сырья, подлежащего обложению акцизами»

При этом не подлежат обложению акцизами:

· коньячный спирт, спирт - сырец и виноматериалы, производимые по государственным стандартам и техническим условиям, утвержденным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на предприятиях, прошедших государственную регистрацию согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 23 июля 1996 г. N 874 "О введении государственной регистрации этилового спирта из пищевого сырья, алкогольной, алкогольсодержащей пищевой продукции и другой спиртосодержащей продукции";

· денатурированная спиртосодержащей продукция (денатурированный спиртосодержащая продукция, которая содержит денатурирующие добавки, не исключающие возможность использования ее для производства алкогольной и пищевой продукции, и изготовленная не в соответствии с установленной федеральным органом исполнительной власти нормативной документацией, облагается акцизами в общеустановленном порядке);

· спиртосодержащие лекарственные, лечебно - профилактические, диагностические средства, зарегистрированные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр лекарственных средств, изделий медицинского назначения, а также средства, изготавливаемые аптечными учреждениями по индивидуальным рецептам, включая гомеопатические препараты;

· спиртосодержащие препараты ветеринарного назначения, прошедшие государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе;

· парфюмерно - косметическая продукция, прошедшая государственную регистрацию;

· спиртосодержащие отходы, образующиеся при производстве спирта этилового из пищевого сырья, водок, ликероводочных изделий и подлежащие дальнейшей переработке, прошедшие государственную регистрацию (спиртосодержащие отходы, не подлежащие дальнейшей переработке, облагаются акцизами в общеустановленном порядке);

· ювелирные изделия (за исключением обручальных колец), являющиеся предметами культа и религиозного назначения, предназначенные для использования в храмах, при священнодействии и (или) богослужении;

· подакцизные товары, являющиеся продуктами переработки подакцизных видов минерального сырья, предусмотренные соглашениями о разделе продукции, если такие товары являются в соответствии с условиями указанных соглашений собственностью инвесторов.

Налогоплательщики, производящие как облагаемые, так и не облагаемые акцизами товары, должны обеспечивать раздельный учет затрат по производству и реализации, а также объемов реализации (в натуральном выражении) облагаемых и не облагаемых акцизами товаров.

Плательщики акцизов

 

Плательщиками акцизов являются:

1. по подакцизным товарам, производимым на территории Российской Федерации - производящие и реализующие их предприятия, учреждения и организации, являющиеся в соответствии с законодательством Российской Федерации юридическими лицами, их филиалы и другие обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий) счет, иностранные юридические лица, международные организации, филиалы и другие обособленные подразделения иностранных юридических лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации, иностранные организации, не имеющие статуса юридического лица, и простые товарищества, а также индивидуальные предприниматели;

2. по подакцизным товарам, производимым за пределами территории Российской Федерации из давальческого сырья, принадлежащего организациям, подлежащим регистрации в качестве налогоплательщиков в Российской Федерации, - организации - собственники давальческого сырья;

3. организации, осуществляющие первичную реализацию конфискованных и (или) бесхозяйных подакцизных товаров и подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства;

4. организации, осуществляющие первичную реализацию подакцизных товаров, ввезенных на территорию Российской Федерации без таможенного оформления (при наличии соглашений о едином таможенном пространстве с другими государствами), или использующие эти товары при производстве неподакцизных товаров.

1.3. Объект обложения подакцизных товаров является:

 

  Для подакцизных товаров, на которые установлены адвалорные ставки акцизов. По подакцизным товарам, на которые установлены твердые (специфические) ставки акцизов.
По товарам, производимым на территории РФ:    
Для организаций, производящих и реализующих подакцизные товары (за исключением подакцизных товаров из давальческого сырья, а также для организаций, использующих произведенные подакцизные товары для производства товаров, не облагаемых акцизами). Стоимость подакцизных товаров, определяемая исходя из отпускных цен без учета акциза.

Объем реализованных подакцизных товаров в натуральном выражении

Для организаций, производящих подакцизные товары из давальческого сырья; для организаций, осуществляющих первичную реализацию конфискованных и (или) бесхозяйных подакцизных товаров и подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства, а также товаров, которые ввезены на территорию Российской Федерации без таможенного оформления. Стоимость этих товаров, определяемая исходя из применяемых в данной организации максимальных отпускных цен без учета акциза на аналогичные товары собственного производства на момент передачи подакцизных товаров, а при их отсутствии - исходя из рыночных цен без учета акциза, сложившихся в данном регионе на аналогичные товары в предыдущем отчетном периоде
По товарам, которые производятся за пределами РФ из давальческого сырья, принадлежащего организациям, подлежащим регистрации в качестве налогоплательщиков в РФ. Стоимость реализуемых подакцизных товаров, определяемая исходя из отпускных цен без учета акциза.
По товарам, ввозимым на таможенную территорию РФ. Таможенная стоимость, увеличенная на сумму таможенной пошлины и таможенных сборов. Объем ввозимых на территорию Российской Федерации подакцизных товаров в натуральном выражении.
При натуральной оплате труда подакцизными товарами собственного производства, при обмене с участием этих подакцизных товаров, при их передаче безвозмездно или по ценам ниже рыночных Стоимость подакцизных товаров, определяемая исходя из максимальных отпускных цен без учета акциза на аналогичные товары собственного производства на момент передачи готовых товаров, а при их отсутствии – исходя из рыночных цен без учета акциза, сложившихся в данном регионе на аналогичные товары в предыдущем отчетном периоде. Объем переданных подакцизных товаров в натуральном выражении.

 

Освобождаются от взимания акциза подакцизные в Российской Федерации товары (за исключением легковых автомобилей), ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации согласно проектной документации для выполнения работ по соглашениям о разделе продукции лицами, которые являются инвесторами или операторами указанных соглашений, либо другими юридическими лицами, участвующими в выполнении работ по указанным соглашениям на основе договоров (контрактов) с инвесторами, а также добываемые при выполнении соглашений о разделе продукции подакцизные виды минерального сырья и продукты его переработки, предусмотренные указанными соглашениями, если такие товары являются в соответствии с условиями указанных соглашений собственностью инвесторов.

 

Ставки акцизов

 

Большая часть акцизных ставок перечислена в ФЗ «Об акцизах» и пересматривается путем внесения изменений в данный закон. Эти ставки приведены в Приложении №1.

Ставки акцизов и порядок их определения по подакцизным видам минерального сырья (за исключением нефти, включая газовый конденсат) утверждаются Правительством Российской Федерации дифференцированно для отдельных месторождений в зависимости от их горно-геологических и экономико-географических условий. Виды минерального сырья, на которые распространяется акциз несколько неясно определены в постановлении Правительства от 03.07.97 №808 «О видах минерального сырья, подлежащих обложению акцизами». По этому постановлению получается, что единственным облагаемым минеральным сырьем является природный газ.

Ставка акциза на природный газ установлена постановлением Правительства РФ от 22 января 1999 г. N81 «О ставках акциза на природный газ». Ее размер составляет 15% от оптовой цены промышленности (без налога на добавленную стоимость) для организаций, реализующих газ на территории РФ, а также при поставках в Белоруссию, и 30% при импортных поставках.

Индексация оптовых цен промышленности на природный газ (кроме отпуска для населения и жилищно - строительных кооперативов), а также надбавок к ним, установленных для газосбытовых организаций (перепродавцов), осуществляется ежемесячно в установленном порядке исходя из среднего за предыдущий месяц индекса цен на промышленную продукцию по данным Государственного комитета Российской Федерации по статистике.

Информацию о ежемесячной индексации доводит до поставщиков и потребителей Российское акционерное общество "Газпром" в течение пяти дней после сообщения об индексе цен.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.01.97 N 30 "Об установлении дифференцированных ставок акциза на нефть, добываемую на территории российской федерации", принятым во исполнение ФЗ «Об акцизах» были утверждены дифференцированные ставки акцизов на нефть, включая стабилизированный газовый конденсат. Эти ставки утверждаются Правительством Российской Федерации для отдельных месторождений в соответствии со средневзвешенной ставкой акциза, в зависимости от горно-геологических и экономико-географических условий. На сегодняшний день данные ставки определены в постановление Правительства РФ от 8 апреля 1997 г. №408 «О дифференцированных ставках акциза на нефть, включая стабилизированный газовый конденсат, добываемую на территории российской федерации». В Приложении №2 приведены данные ставки.

При экспорте по решениям Правительства Российской Федерации нефти и газового конденсата организациями, закупающими нефть и газовый конденсат у нефтедобывающих предприятий по внутренним ценам российского рынка, взимание акциза таможенными органами производится по установленной для соответствующего нефтедобывающего предприятия ставке акциза, увеличенной на 30000 рублей.

 

Глава 3. Планирование поступления акцизов

 

Планирование поступления тех или иных налогов в бюджет входит в процесс планирования бюджета как одна из главных его составляющих. Цель бюджетного планирования – на основе сложившихся тенденций, конкретных социально-экономических условий и перспективных оценок разработать и обосновать оптимальные пути развития бюджета и на этой основе дать предложения по его укреплению. Своевременный учет результатов такого прогнозирования является важным условием для принятия наиболее эффективных мер в финансовой политике государства, региона.

Финансово-бюджетное прогнозирование является сравнительно молодой отраслью науки. Ее развитие связано с необходимостью составления сводных финансовых балансов на перспективу. Существенный вклад в разработку методов перспективных финансовых расчетов внесли А.М. Волохов, В.А. Галанов, Л.П. Евстегнеева, В.С. Павлов, Г.Б. Поляк, Г.Я. Шахова.

Прогнозирование налоговых поступлений связано с разработкой перспективных комплексных планов экономического и социального развития территорий. При разработке прогноза поступлений налогов могут быть использованы 3 основных метода:

1. Метод экстраполяции, т.е. составление перспективы исходя из практики предшествующих периодов. Однако этот метод пригоден для прогнозирования поступлений таких акцизов, которые имеют более или менее стабильный характер. Таким образом удобно подсчитывать акцизы на газ, нефть, бензин, сигареты и алкогольную продукцию. При расчете берутся данные по оборотам подакцизных товаров в натуральном выражении в предыдущем периоде, корректируются на предполагаемый экономический рост и на основании этих данных рассчитываются предполагаемые поступления, исходя из планируемых цен и изменений в налоговом законодательстве.

2. Метод экспертных оценок, т.е. прогноз, строящийся на базе оценок, сделанных и обоснованных компетентными специалистами в отдельных отраслях науки и народного хозяйства, также не лишен недостатков, поскольку имеет элемент субъективизма. Тем не менее, важность данного метода может быть подтверждена следующим примером. Августовский финансовый кризис привел к резкому повышению курса американского доллара по отношению к рублю и, следовательно, привел к росту цен на легковые автомобили иностранного производства, что в свою очередь привело к росту продаж отечественных производителей и значительно изменило структуру поступлений акциза на легковые автомобили. Естественно, что поступления от данного акциза значительно изменились. Такие изменения невозможно прогнозировать методом экстраполяции.

3. Применение 2-х первых методов одновременно, при этом используются как объективные тенденции развития, так и мнение экспертов.

Одним из способов экстраполяции могут быть линии регрессии, надежность которых повышается при построении многошаговых корреляционных моделей, ставящих прогнозируемые бюджетные показатели в зависимость от нескольких переменных. Поэтому работу над прогнозом следует начать с выявления и изучения факторов (переменных величин), влияющих на поступление акцизов. К таким факторам следует относить развитие производительных сил страны, демографические изменения, внешнеэкономическая ситуация и т.д.

Например, наиболее простой моделью применяемой при регрессионном анализе может послужить следующего уравнения линейного вида:

y=a0+a1x,

где y – объем акцизных поступлений;

x – произведенный национальный доход;

a0, a1 – коэффициенты регрессии, определяющие ее конкретный вид на основе исходных данных.

При планировании объемов поступления следует использовать глубокий экономический и статистический анализ сложившихся тенденций, позволяющий в среднем с определенной вероятностью нивелировать влияние множества факторов, выявить наиболее общее в совокупности тенденций.

Краткосрочное планирование поступлений акцизов можно осуществлять на основе отчетности предприятий производящих и реализующих подакцизную продукцию.

 

Ставки акцизов в РФ

Виды подакцизных товаров   В процентах или в рублях и копейках за единицу измерения
Спирт этиловый из всех видов сырья                    Спирт этиловый, отпускаемый организациям для производства лекарственных средств и изде- лий медицинского и ветеринар- ного назначения и (или) для проведения лечебного процесса в пределах утвержденных квот потребления спирта для этих организаций              Алкогольная продукция, за иск- лючением вин, слабоалкогольных напитков с объемной долей эти- лового спирта до 9 процентов включительно, а также вино- градных, плодовых и медовых напитков и ликероводочных из- делий с объемной долей этило- вого спирта до 25 процентов включительно; спиртосодержащая продукция                Ликероводочные изделия, вино- градные, плодовые и медовые напитки с объемной долей эти- лового спирта до 25 процентов включительно, за исключением шипучих и газированных   Вермуты и вина, за исключением натуральных, игристых, шам- панских, шипучих и газирован- ных                      Вина шампанские и вина нату- ральные игристые, шипучие и газированные             Вина, винные и другие напитки шипучие и газированные (за исключением вин натуральных игристых, шипучих и газирован- ных), разлитые в стеклянную тару емкостью 0,5 литра и бо- лее                      Вина натуральные, слабоалко- гольные напитки с объемной до- лей этилового спирта до 9 про- центов включительно (за исклю- чением газированных и шипучих напитков, разлитых в стеклян- ную тару емкостью 0,5 литра и более) 12 руб. за 1 литр безводного (стопроцентного) этилового спирта 8 руб. за 1 литр безводного (стопроцентного) этилового спирта 60 руб. за 1 литр безводного (стопроцентного) этилового спир- та, содержащегося в подакцизных товарах                     48 руб. За 1 литр безводного (стопроцентного) этилового спир- та, содержащегося в подакцизных товарах                     27 руб. За 1 литр безводного (стопроцентного) этилового спир- та, содержащегося в подакцизных товарах                     7 руб. За 1 литр            10 руб. За 1 литр           3 руб. За 1 литр           

 

Виды подакцизных товаров   В процентах или в рублях и копейках за единицу измерения
Пиво                     Табачные изделия:        табак трубочный, за исключени- ем табака трубочного по ГОСТу табак трубочный по ГОСТу табак курительный, за исключе- нием табака, используемого в качестве сырья для производ- ства табачной продукции  сигары, за исключением сигар по ГОСТу                 сигары по ГОСТу          сигариллы, сигареты с фильтром длиной свыше 85 мм       сигареты с фильтром, за исклю- чением сигарет длиной свыше 85 мм и сигарет 1, 2, 3 и 4-го классов по ГОСТу    сигареты с фильтром 1, 2 и 3-го классов по ГОСТу    сигареты с фильтром 4-го клас- са по ГОСТу              сигареты без фильтра     папиросы 1-го класса     Ювелирные изделия        Нефть, включая стабилизирован- ный газовый конденсат    Бензин автомобильный с октано- вым числом до "80" включитель- но                       Бензин автомобильный с иными октановыми числами       Автомобили легковые с рабочим объемом двигателя более  2500 куб. см                  72 коп. За 1 литр           168 руб. за 1 кг            16 руб. За 1 кг             72 руб. За 1 кг             3 руб. 60 коп. за 1 штуку   1 руб. 20 коп. за 1 штуку   30 руб. За 1000 штук        20 руб. 50 коп. за 1000 штук 14 руб. 50 коп. за 1000 штук 9 руб. 50 коп. за 1000 штук 7 руб. За 1000 штук         4 руб. 80 коп. за 1000 штук 15 процентов                55 руб. За 1 тонну <*>      350 руб. за 1 тонну         450 руб. за 1 тонну         10 процентов                    

Приложение №2

СЫКТЫВКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ФИНАНСОВ

 

 

Акцизное налогообложение в РФ

 

Исполнитель: Петров К.В. (454 гр.)
Руководитель: Бадокина Е.А.

 

 

Сыктывкар 1999

Содержание

 

Введение............................................................................................................................................................ 3

Глава 1.  Основные положения законодательства об акцизах................. 4

1.1. Объекты обложения акцизами..................................................................................................... 4

1.2. Плательщики акцизов...................................................................................................................... 5

1.3. Объект обложения подакцизных товаров является:......................................................... 6

1.4. Ставки акцизов................................................................................................................................... 7

1.5. Порядок исчисления и уплаты акцизов................................................................................... 8

Глава 2.  Роль акцизов в федеральном бюджете.................................................... 13

Глава 3.  Планирование поступления акцизов....................................................... 14

Глава 4.  Характер акцизного налогообложения, реальные плательщики акцизов 16

Глава 5.  Экономическая сущность акцизного налогообложения.... 21

Заключение.................................................................................................................................................. 25

Литература.................................................................................................................................................... 26

Приложение №1.......................................................................................................................................... 28

Приложение №2.......................................................................................................................................... 30

Приложение №3.......................................................................................................................................... 33

Приложение №4.......................................................................................................................................... 34

 

Введение

Одной из наиболее важных статей в налоговых доходах Российской Федерации выступают акцизы. Фискальное значение данной группы налогов для бюджетов всех уровней трудно переоценить. С другой стороны, специфика этих налогов заключается в том, что акцизы как ни один другой вид налогов приспособлены для государственного регулирования производства и потребления широкого круга товаров.

Акцизы по-прежнему остаются причинами дебатов в парламенте, широко обсуждаются в прессе, но, к сожалению, в отечественных научных журналах и публикациях этот животрепещущий вопрос обходится стороной. Как это ни печально, но на данный момент не существует ни одного серьезного труда, подводящего теоретические основы для научного и обоснованного налогообложения в этой области. Очевидно, что такое положение дел приводит к хаотическому, сумбурному и противоречивому законодательству. Возможно, что это объясняется тем, что акцизы являются относительно новым явлением в российской экономике. Если мы заглянем в советский энциклопедический словарь, то найдем там, что акциз – «вид косвенного налога, преимущественно на предметы массового потребления, а также услуги. Включается в цену товаров или тарифы на услуги. Важный источник государственного бюджета капиталистических стран. В СССР и других социалистических странах отсутствует».

В экономической литературе развитых капиталистических стран вопросы акцизного налогообложения занимают значительное место, что дает основания полагать, что вопрос этот сложен, притом, что исследования в этой области востребованы обществом в высокой степени.

Именно поэтому при написании курсовой работы я опирался большей частью на нормативную базу и иностранные теоретические труды.

Целью данной работы является анализ сложившейся ситуации в области акцизного налогообложения в Российской Федерации. Наиболее логичной структурой данного анализа, по моему мнению, была бы структура, изложенная в содержании.

В первой главе я затронул законодательную базу, на которой основывается акцизы. В данной главе я попытался произвести обзор наиболее важных нормативных документов.

Во второй главе были приведены некоторые цифры, отражающие значение акцизов для бюджетной системы в целом. К сожалению, практически невозможно найти подробных статистических сборников, на основании которых можно было бы производить тот или иной статистический анализ.

В третьей главе были затронуты аспекты планирования поступлений акцизов в бюджеты. Приведенные методики относятся скорее к благим пожеланиям, нежели чем к утвержденным нормативным документам.

Четвертая глава затронула один из наиболее существенных вопросов, связанных с акцизным обложением: «Кто в действительности платит акцизы, и на кого в большей степени и как влияет введение акцзов?»

В пятой главе я пытался разобраться какие все же функции выполняют акцизы и какие ставки акцизов для выполнения этих функций должны быть.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 170.