ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БАНКОВ С ОРГАНАМИ ФИНАНСОВОГО НАДЗОРА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ВВЕДЕНИЕ

Настоящая диссертация посвящена исследованию основ и принципов организации взаимодействия банков (в том числе, Банка России и коммерческих банков) с органами финансового надзора. Рассматриваются научно-практические аспекты данного взаимодействия под призмой необходимости четкой координации действий финансово-надзорных органов между собой в соответствии с их полномочиями. Именно взаимодействие органов финансового надзора и Банка России, являющегося надзорным органом для кредитных организаций, представляется одним из приоритетных направлений всей системы финансового надзора на этапе стабилизации российской банковской системы и в условиях ее глубокой интеграции в мировое сообщество.

Основными целями дельнейшего развития банковского сектора [26] признаны, помимо прочего, предотвращение использования кредитных организаций в недобросовестной коммерческой практике. Поэтому актуальность этого вопроса не оставляет сомнений и требует более внимательного подхода при формировании государственной политики в отношении банковского сектора.

Поскольку в современной литературе, посвященной вопросам финансов, определение «органов финансового надзора» зачастую размыто и не отражает четкого понимания их функций взаимодействия с банками и предназначения, в данном исследовании в понятие таковых включены государственные органы власти связанные с финансовой деятельностью и принимающие непосредственное участие в формировании государственной финансовой политики Российской Федерации. 

Представляется очевидным, что раскрытие данной темы по всем направлениям взаимодействия банков с финансово-надзорными органами не могло бы быть полностью отражено в одной диссертации из-за большого объема, выходящего за допустимые рамки данной работы, поэтому тема исследования посвящена более узкой специфики такого взаимодействия.

А именно, в настоящем исследовании речь пойдет о взаимодействии банков с органами финансового надзора с целью предупреждения, выявления и пресечения деятельности отдельных экономических субъектов, вовлекающих банковскую систему в криминальную деятельность и использующих ее в целях отмывания преступных доходов. В частности, будут рассмотрены аспекты эффективной организации работы Банка России и кредитных организаций в данном направлении, в том числе по формированию оптимальной системы внутрибанковского контроля и использованию информационно-технологических разработок.

Актуальность написания работы по данной теме возникла вследствие последних законодательных инициатив в Российской Федерации, напрямую затрагивающих деятельность кредитных организаций в области противодействия легализации преступных доходов.

В отношении банковского сектора государство в краткосрочной перспективе должно обеспечить развитие законодательных норм и правоприменительной практики, препятствующих использованию банковского сектора для проведения противоправных операций и сомнительных сделок, включая отмывание доходов, полученных преступным [там же].

Эпоха постмодернизма и становление информационного общества в России предъявляет банковской системе повышенные требования для недопущения ее использования в качестве проводника финансовых средств преступного мира. В российском законодательстве понятием легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, является придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученных в результате совершения преступления [6], что соответствует терминологии, применяемой в международной практике.

Сегодня уже можно говорить о глобальных последствиях отмывания преступных доходов для мировой экономики. По данным МВФ совокупный объем отмывания денег составляет 2-5% мирового валового продукта. Всего в незаконном обороте находится, по разным оценкам экспертов, от 590 млрд. до 1,5 трлн. долларов США[2]. Отмывание денег может происходить в любой стране мира, но чаще всего в качестве места проведения подобных операций выбираются страны, в которых меры по борьбе с отмыванием денег либо не принимаются вообще, либо сведены к минимуму.

Таким образом, деловое бизнес-сообщество в России ощущает возрастающую необходимость организации системы правового взаимодействия банков с органами финансового надзора и потребности усиления надзора за деятельностью банковского сектора в части вопроса борьбы против отмывания денег. Речь также будет идти о банковском надзоре, как об особом и неотъемлемом элементе в системе противодействия отмывания преступных доходов, являющегося «проводником» мероприятий по борьбе с «грязными» деньгами.

Несмотря на то, что в современной экономической литературе практически не уделяется внимания взаимодействию финансово-надзорных органов с банками по вопросу борьбы с отмыванием денег, ввиду ее научной новизны, автором использовались материалы ведущих научных деятелей, являющихся теоретическим фундаментом для проведения углубленного исследования в данной области. Теоретической основой работы в данной области являются монографии и труды авторов О.Н. Антиповой «Система банковского надзора и инспектирования за рубежом» 1999 и «Стандарты банковского надзора в России» 1995, А.Г. Братко «Центральный банк в банковской системе России» 1999, В.М. Родионовой, Ю.Я. Вавилова, Л.И. Гончаренко – авторы учебника для высших финансово-экономических учебных заведений «Финансы» 1998, Я.А. Гейвандова «Центральный банк Российской Федерации» 1997, Л.А. Дробозиной «Общая теория финансов» 1997, Е.Ю. Ерпылевой «Международное банковское право» 1998, С.С. Дзасарова «Деятельность банков» 1998, С.В.Большакова, З.А.Калова «Принципы управления финансами (Финансы кредит, менеджмент)» 1999, Х.Х. Кернера, Э.Даха «Отмывание денег» 1996.

А.Ю. Симановского «Надзорные и контрольные функции Банка России: краткий экскурс» 2001, В.В. Ткаченко «Инспектирование Банком России кредитных организаций» 2001, П. Рушайло «Банки грязи не боятся» 2002, Е.Е. Гавриленков «Международный опыт деятельности агентств по борьбе с финансовыми преступлениями (финансовая разведка и финансовая полиция)» 2000,

В качестве правовой основы для данного исследования были использованы некоторые законодательные акты Российской Федерации, а также нормативные акты Банка России. В частности, Федеральный закон от 7.08.2001 г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем», Федеральный закон от 7.08.2001 г. №128-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем», Федеральный закон от 02.12.1990 г. №394-1 «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Федеральный закон от 02.12.1990 г. №395-1 «О банках и банковской деятельности», Федеральный закон от 25.02.99 г. №40-ФЗ «О банкротстве кредитных организаций»,  Положение Банка России от 28.11.2001г. №160-П «О порядке осуществления Банком России контроля за исполнением кредитными организациями Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем», Заявление Правительства Российской Федерации и Банка России «О стратегии развития банковского сектора Российской Федерации», Заявление Правительства Российской Федерации и Банка России «Об основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2002 год», Положение Банка России от 28.11.2001г. №161-П «О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем», Указание Банка России от 15.02.2001 г. №24-Т «О Вольфсбергских принципах», Указание Банка России от 28.11.2001г. №137-Т «О рекомендациях по разработке кредитными организациями правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем», а также иные законодательные и подзаконные акты Российской Федерации.

Для более обширного и глубокого изучения данной темы в качестве практического пособия автором использовались материалы международных институтов, охотно делящихся своим богатым опытом, насчитывающим более 10 лет успешной работы в данной области, монографический и статистический материал (не представляющий государственную, банковскую или иную тайну Российской Федерации) с места работы автора – Комитета Российской Федерации по финансовому мониторингу.


 


Антимонопольное направление

Из совместного Заявления Правительства Российской Федерации и Банка России «О стратегии развития банковского сектора Российской Федерации» следует, что в целях формирования конкурентной среды в банковском секторе, пресечение злоупотреблений банками доминирующим положением является задачей антимонопольного регулирования на федеральном и региональном уровнях.

Министерство по антимонопольной политики Российской Федерации рассматривает иски и через Банк России осуществляет финансовый надзор за приобретением крупных долей того или иного банка. В частности, Банк России осуществляет контроль за приобретением в результате одной или нескольких сделок одним юридическим лицом, либо группой юридических и/или физических лиц,  связанных между собой соглашением, либо группой юридических лиц, являющихся дочерними или зависимыми по отношению друг к другу, более 5% долей (акций) кредитной организации. Для осуществления подобной операции указанные лица должны уведомить Банк России, а при приобретении более 20% акций заинтересованному лицу необходимо получить предварительное согласие Банка России. Уникальным примером, сложившимся исключительно в условиях российской специфики, является Сбербанк России, который по данным Бюллетеня банковской статистики[10] осуществляет хранение более 65% всех вкладов граждан, что не может не вызывать озабоченности со стороны антимонопольных ведомств. Однако, учитывая всю сложность положения банковской системы, в настоящее время (несмотря на настоятельные рекомендации со стороны международных финансовых институтов, таких как МВФ, Всемирный банк) в отношении Сбербанка России не предполагается мер по изменению сложившейся ситуации.

Венская Конвенция

В целях расширения взаимодействия и сотрудничества между отдельными странами для эффективного решения проблем незаконного оборота наркотических средств Россия присоединилась к Венской Конвенции ООН 1988 г. «О борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ» [1] в 1990 г.

Страсбургская Конвенция

 В целях формирования основы для совершенствования российского законодательства в части противодействия легализации преступных доходов ратифицирована «Конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности» (Страсбургская) [2]  28 мая 2001 г. №62-ФЗ.

Целью принятия данных Конвенций явилось содействие сотрудничества между сторонами с тем, чтобы они могли более эффективно решать вопросы, относящиеся к сфере действия Конвенций, имеющие международный характер. Однако Конвенции не носят законодательного характера в отношении юрисдикций той или иной страны, а лишь призывают принять соответствующие законы на их территориях. Конвенции больше относятся к сфере уголовно-процессуального характера, чем к финансовой, поэтому подробно не рассматривается, однако, в общем, являются неотъемлемым элементом борьбы с отмыванием денег.

Открытие счетов и банковских расчетных книжек

Виды документов, которые необходимо представлять для идентификации физических лиц, открывающих счета, обычно установлены в циркулярах или указаниях (например, Германия или Португалия). Во Франции документы, необходимые для идентификации физических или юридических лиц, перечислены в положениях Закона. В Канаде документы, необходимые для идентификации, указаны в Положении о Криминальных доходах (отмывании денег). Указания могут также содержать детали для установления идентификации клиентов.

Каждая страна самостоятельно устанавливает перечень документов, необходимых для идентификации клиентов. В большинстве стран требуется представить официальный документ, содержащий фотографию и подпись. Чаще всего это удостоверение личности, паспорт, водительские права, карта социального страхования и специальные удостоверения иностранцев или беженцев. Могут быть представлены и такие документы, как свидетельство о браке, муниципальная карта личности, военное удостоверение, карточка полицейского или удостоверение, выданное банком. В Скандинавских странах часто запрашивается персональный идентификационный номер, а при открытии депозитного счета в США должны быть представлены идентификационный номер налогоплательщика или номер социального страхования.

В Норвегии кроме перечня документов, имеющих необходимый уровень защищенности, существует перечень документов, которые его не имеют. Последний перечень включает свидетельство о рождении, кредитные карты, проездные билеты на автобус и поезд, членские карточки объединений или школьные сертификаты. В Дании принимаются только те документы, которые трудно подделать. Однако решение о необходимости перепроверить подлинность документов принимается каждым продавцом финансовой услуги самостоятельно. Фактически система требует, чтобы продавцы услуг изучали в обязательном порядке по крайней мере два документа, а чаще три и более.

Несмотря на то, что клиенты обязаны представлять подлинные документы, должен быть проведен ряд формальных проверок их подлинности, например, сличение подписи, выявление возможных различий в фотографии, физическое существование предполагаемого клиента. В целом финансовые институты должны убедиться, что представленные документы не содержат никаких признаков подделки. Существует несколько способов проверки адресов, например, отправление и получение почты, проведение дополнительных проверок по спискам для голосования, телефонному справочнику или счетам. В Японии служащий финансового института, работающий с клиентами, посещает клиентов, чтобы подтвердить их адреса. Финансовые институты должны быть особенно внимательными в случае, когда клиент указывает адрес третьего лица или почтового ящика.

В ряде стран проводятся дополнительные проверки. В Бельгии институты, подпадающие под действие законодательства, должны иметь информацию о своих клиентах (профессия, состав семьи, изменение адреса, и т.д.). В Сингапуре и Великобритании, по возможности, с предполагаемым клиентом проводят личное собеседование. Во Франции банк, открывающий счет клиенту, проявляющему подозрительную поспешность, может поинтересоваться его задолженностями. Кроме того, Ассоциация французских банков не рекомендует принимать неопределенные характеристики профессиональной деятельности. В США для открытия счетов на крупные суммы или при проведении крупных операций требуется, чтобы клиент обеспечил идентификацию и указал номера счетов в предыдущем банке и, если таковые имеются, необходимо подтвердить их правильность. В Испании банковские институты должны быть особенно осторожны в таких случаях, как осуществление операций через посредника, открытие счетов неизвестным или необычным клиентам, поступление средств на счет из-за рубежа для перевода их в другие места по финансовым, торговым и инвестиционным операциям. В некоторых странах наряду с уточнением телефонных номеров существует перекрестная проверка информации с использованием других материалов и источников, основанная на тесном взаимодействии с государственными органами, обладающими определенными данными по клиенту в соответствии с их компетенцией.

Прочие операции, подпадающие под требования идентификации

Кроме случаев открытия счетов и расчетных книжек, идентификация обычно необходима тогда, когда клиент проводит разовую крупную операцию или есть подозрения, что операция связана с отмыванием денег, а также если с клиентом устанавливаются постоянные деловые отношения; при совершении ряда операций/транзакций, включающих аренду сейфов в депозитарии, депозитарное обслуживание ценных бумаг, драгоценных металлов и других активов, оплату акций, банковских сертификатов и других подобных инструментов наличными, приобретение кредитной карты, проведение крупной валютной операции и телеграфных переводов.

В мировой банковской системе большинство финансовых операций рассматриваются как банковский бизнес и, таким образом, подпадают под требования по идентификации клиентов. В то время как в некоторых странах (Германия, Греция, Сингапур, Швеция) существует перечень финансовых операций, по которым проведение идентификации обязательно, в ряде стран (Норвегия, Испания, Великобритания) имеются общие требования для всех видов финансовой деятельности. Во Франции идентификация необходима при открытии всех видов счетов (для обычных клиентов), для всех операций с необычными клиентами при операциях с определенными видами ценностей и арендой сейфов. В Италии обязательна идентификация лиц, осуществляющих операции, включающие платежи или переводы ценностей на сумму, превышающую 20 миллионов лир (около 10 тыс. долларов США). В Новой Зеландии термин «финансовая активность» широко трактуется и включает в себя любой счет или сделку, выполненную финансовым институтом, через который могут быть проведены две или более финансовые операции. Широкое толкование имеет термин «транзакция», обозначающий любые депозиты, изъятие, обмен или перевод средств, т.е. очень широкий круг финансовых операций. Наконец, следует отметить, что в Австралии под требования законодательства об идентификации клиентов попадают все зарубежные переводы на сумму свыше 10 000 австралийских долларов (около 5 000 долларов США).

Основные случаи

Процедура идентификации для физических лиц - нерезидентов такая же, как и для резидентов. Кроме этого, подтверждение личности клиента может быть получено от других нерезидентов - служащих иностранных банковских институтов, от банковских институтов-корреспондентов, консульств или посольств.

Дети обычно должны быть представлены родственниками, известными банку. В противном случае необходимы документальные подтверждения личности ребёнка и/или его юридического представителя (свидетельство о рождении, паспорт одного из родителей или другой документ или справка из образовательного учреждения). Во многих странах счета, открытые на имя ребенка, могут кредитоваться или дебетоваться только его представителем.

Почти во всех странах установление личности в обычных случаях необходимо при проведении разовых транзакций, когда сумма превышает определенный фиксированный порог. Это правило применяется также в том случае, когда транзакция проводится одной или несколькими взаимосвязанными операциями. Если общая сумма операций была неопределенна, банковский институт должен проверять клиента после того, как будет достигнуто пороговое значение. Кроме этого, идентификация проводится в случае подозрительной транзакции.

Может потребоваться идентификация клиентов, осуществляющих разовую операцию с золотом или драгоценными металлами (Люксембург). При этом некоторые финансовые институты не обслуживают разовых клиентов. В Испании закон не устанавливает различий между постоянными и разовыми клиентами и, таким образом, к обеим категориям применяются одинаковые правила. В США любой банк может отказаться проводить операцию, если у него есть для этого основания.

Исключения

Практически во всех странах соответствующие законы, указания и инструкции содержат положения, которые исключают требования идентификации личности. Некоторые из этих положений могут определять категории лиц, имеющих право подписи по счету без соответствующих идентифицирующих документов. Например, это недавно прибывшие в страну получатели социального пособия и лица, имеющие право подписи по счетам общественных компаний и организаций. В некоторых странах не обязательно проводить идентификацию государственных организаций, компаний, находящихся в государственной или общественной собственности. В другие категории, подпадающие под это исключение, могут быть включены лица, известные финансовому институту, или лица, которые были его клиентами в момент, когда требования идентификации вступили в силу. Если регулирующими органами не был составлен список исключений, предусматривается, что банки могут сами устанавливать эти исключения в рамках своей политики, основываясь на общем знании своих клиентов. Однако ни банки, ни финансовые институты не уполномочены делать исключения из требований идентификации по операциям своих клиентов. Следует отметить, что в некоторых странах (Дания, Испания, Великобритания) эти исключения не применяются в тех случаях, когда известно или есть подозрения, что происходит отмывание денег. На практике большинство исключений применяется в следующих случаях:

· при проведении операций с другими финансовыми институтами, которые являются объектом аналогичных требований идентификации;

· полисы страхования жизни с годовой премией или разовой премией в сумме, равной или меньшей установленного порога.

в) Требования к идентификации юридических лиц

Общие правила

Юридические лица, как правило, имеют право открывать счета от своего имени. Однако в некоторых странах в это понятие попадают компании, трасты, фонды, ассоциации и т.д. В большинстве случаев требуется соответствующая информация об образовании юридического лица (регистрационные или аналогичные документы, устав, и т.д.). Такая информация также часто включает регистрационный номер, юридическую форму, название и почтовый адрес компании, имена членов совета директоров, а также управляющих. В большинстве стран-членов ФАТФ запрашиваются оригинальные экземпляры или заверенные выписки из официальных регистров.

Для юридических лиц, зарегистрированных за рубежом, большинством стран-членов ФАТФ установлено требование о предъявлении аналогичных документов, если таковые существуют на практике. Однако учитывая то, что не выработано единого для всех стран стандарта контроля, особое внимание следует уделять легитимности документов. Интересно отметить, что в Финляндии юридические лица-нерезиденты обязаны предъявить рекомендательное письмо.

Общим принципом является обязательная идентификация физических лиц, стоящих за юридическим лицом (управляющие, директора). Например, в Канаде проводится идентификация трех лиц, уполномоченных распоряжаться счетом. Более того, для открытия счета и для получения полномочий на право подписи по счету, обычно необходима резолюция совета директоров.

Прочие мероприятия

В дополнение к вышеупомянутым требованиям, в связи с тем, что при идентификации клиентов, которые не являются физическими лицами, возникают специфические проблемы, некоторые страны требуют от соответствующих институтов проведения дополнительных проверок юридических лиц. Например, в Бельгии, Финляндии, Франции и США банковские институты обязаны запрашивать информацию о деятельности, размере бизнеса и финансовом положении клиента. В Греции дополнительные проверки проводятся только в отношении счетов, по которым возможны овердрафты. В Исландии, если юридическое лицо просит кредит у местного банковского института, дополнительные проверки проводятся только в отношении компании и ее юридической регистрации. В Гонконге и Сингапуре перепроверяют информацию о юридических лицах в реестре компаний или реестре компаний и бизнеса. В Великобритании финансовым институтам при установлении отношений с клиентом рекомендуется выяснять ожидаемые размеры и характер операций, которые будут проводится по счету.

В некоторых странах-членах ФАТФ каждый соответствующий финансовый институт самостоятельно решает вопросы о проведении дополнительных проверок. Почти во всех странах-членах ФАТФ отсутствуют специфические меры против открытия счета в филиалах тех районов, в которых юридические лица не имеют зарегистрированного офиса и не проводят деловых операций. В таких случаях следует информировать соответствующие органы о подозрительной операции (например, в Австралии, Бельгии, Дании, Германии, Италии, США) или провести тщательную проверку.

Операциям юридических лиц, использующих в качестве адреса почтовые ящики, следует уделять особое внимание или при необходимости сообщать властям о проведении подозрительной операции. В некоторых странах компаниям запрещено использовать в качестве адреса почтовые ящики (Франция, Греция).

г) Выполнение требований законодательства

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Изучение теории вопроса, законодательных и нормативных актов, регулирующих банковскую деятельность и финансовый надзор, обобщение международного опыта осуществления банковского надзора и контроля за деятельностью кредитных организаций в зарубежных странах, анализ российской системы взаимодействия органов финансового надзора с кредитными организациями позволяют сделать следующие выводы и обосновать предложения по дальнейшему развитию эффективного взаимодействия банков с органами финансового надзора в отношении предотвращения отмывания денег через банковскую систему России.

1.  Во-первых,[O1] необходимо отметить, что к настоящему времени в научной литературе не проведено глубокого анализа исследования системы эффективного взаимодействия финансово-надзорных органов с банками, кроме того, юридически не закреплено понятие «финансовый надзор», не приводиться четкого разделения понятий «надзора» от «контроля», а соответственно и «органов финансового надзора» от органов «нефинансового надзора». Также не проведено глубокого анализа сущности органов финансового надзора в аспекте взаимодействия с банками. Вместе с тем, такой анализ является необходимым элементом для исследования работы всей системы финансового надзора и определения в ней места банковскому сектору. Автор полагает первоочередным принятие мер по осуществлению скорейшего узаконения терминологии, основанной на понятийном аппарате, приведенном в данной работе. Решением этой проблемы могло бы явиться разработка и внедрение Концепции об основах финансового надзора в Российской Федерации, в которой бы были определены не только органы финансового надзора, но и их функции и полномочия.

2. Во[O2] -вторых, полномочия Банка России по лицензированию и осуществлению банковского надзора одновременно является неправильным. Вопреки позиции самого Банка России по данному вопросу, автору представляется очевидным необходимость выполнения этих функций различными независимыми друг от друга институтами. Дело в том, что Банк России, выдающий лицензии на осуществление банковской деятельности при проведении последующего банковского надзора, как бы не заинтересован обнаружить в конкретном банке серьезное нарушение (например, уголовное прошлое одного из крупных совладельцев банка) поскольку в этом случае вина за недостаточную проверку при выдаче лицензии ложится на Банк России. Следовательно, функция банковского надзора должна быть отдалена от Банка России, осуществляющего лицензирование банковской деятельности, и передана независимому государственному или негосударственному институту.

3. Следующим [O3] аспектом проведенного исследования, которому необходимо уделить особое внимание, является отсутствие законодательной базы в отношении международного обмена информацией. Безусловно, существуют международные договоренности в виде соглашений и конвенций по вопросу взаимодействия в области противодействия отмыванию денег. В частности, существует перечень соглашений с рядом стран (Грузия, Белоруссия, Болгария, Хорватия, Казахстан, Узбекистан, Италия, Нигерия)[30] «О сотрудничестве и взаимной помощи в области борьбы с незаконными финансовыми операциями, а также финансовыми операциями, связанными с легализацией (отмыванием) доходов, полученных незаконными путем». Однако в данных соглашениях совершенно не освещен порядок обмена информацией. Кроме того, Соглашения устарели и нуждаются в более новой редакции с учетом принятия «антиотмывочного» Закона [6] и создания КФМ России. По словам главы Департамента пруденциального надзора Банка России А.Ю. Симановского в настоящее время в России действующие правовые нормы не способствуют обмену информацией с зарубежными органами надзора, так как, например, передача конфиденциальной информации зарубежному органу банковского надзора не имеет надлежащего правового обеспечения, а конфиденциальность информации, поступающей от зарубежного органа банковского надзора, отечественными законами не защищена[31].

4. Следующий [O4] вывод характеризует систему превентивных мер по недопущению криминального капитала в кредитные организации на стадии лицензирования и регистрации банков. Представляется очевидным, что в настоящее время нормативная правовая база Российской Федерации по этому вопросу не соответствует современным требованиям законодательства по борьбе с отмыванием преступных денег.

Законом «О банках и банковской деятельности» [10] предусмотрено, что отказом в выдаче лицензии банку могут служить сведения в отношении руководителя банка, главного бухгалтера и его заместителей:

· о наличии судимости за совершение экономических преступлений;

· о совершении в течение одного года административного нарушения в области торговли и финансов.

В первую очередь, стоит обратить внимание на данную формулировку «могут служить», из чего вытекает, что перечисленные критерии не подразумевает автоматический отказ в выдаче лицензии. И наличие, например, судимости за совершение экономических преступлений «может и не служить» поводом для такого отказа.

Во-вторых, законодательством о банковской деятельности не установлена обязанность кредитных организаций предоставлять отчетность финансово-надзорные органы по источникам средств для участия в уставных капиталах кредитных организаций, на предмет отмывания денег.

Законом О Банке России [8] лишь установлено, что при приобретении более 5% акций кредитной организации об этом необходимо уведомить Банк России, а в случае приобретения более 20% необходимо получить предварительное согласие Банка России. Однако данное положение даже не раскрывает сущности представления в Банк России этих данных. Не ясно будет ли являться основанием для отказа Банком России в приобретении физическому лицу, например, 30% акций конкретной кредитной организации, если это физическое лицо было привлечено к уголовной ответственности за отмывание денег или если доказано, что источником этих средств являются криминальные доходы.

Очевидно, что данные законодательные акты (относительно недопущения преступников в банковскую среду) не могут рассматриваться достаточными и в полной мере предусматривающими невозможность проникновения преступных денежных средств в банковскую систему России. Иными словами, законодательство по этому вопросу является в высшей степени несовершенным.

5. Рассматривая [O5] вопрос организации эффективного внутреннего банковского контроля, необходимо обратить внимание на то, что в нормативных документах Банка России [35] не введена бальная или иная шкала рисков в соответствии с различными признаками «подозрительности» операций. В соответствии с установленным порядком, оценка рисков по различным видам операций производится каждым банком самостоятельно, при этом критерии подходов в оценке рисков в различных банках существенно отличаются. Оценивая вариативные подходы можно сделать вывод, что шкала бальной оценки рисков с указанием количества балов по каждому признаку операций (с созданием «резерва на предстоящие потери» в соответствии с нормативными актами Банка России), явилась бы методическим пособием, способствующим созданию эффективной системы борьбы с отмыванием денег. Например, система бальной оценки данных рисков могла бы быть устроена таким образом, что при присвоении «высокого» риска операции, сведения по ней требовали бы обязательной проверки источника используемых средств, личности лица, осуществившего данную операцию и т.д., и принятия решения службой внутреннего контроля о передачи сведений о ней в КФМ России. В соответствии с Письмом Банка России [35], внешнеэкономические операции, в том числе, туристская деятельность является высокорисковой операцией. Однако понятие «осуществление внешнеэкономических операций», само по себе, является чрезмерно широким и расплывчатым. При введении бальной системы будет возможным разграничить внешнеэкономические операции на более и менее рисковые. Кроме оценки рисков проводимых операций, введение бальной системы позволит создать эффективный внутренний контроль, противодействующий отмыванию денег.

6. В [O6] соответствии с Законом [6] перечень государств, территорий, в которых не предусмотрено раскрытие или представление информации при проведении финансовых операций должен быть утвержден Правительством Российской Федерации. Однако во избежание межстрановых конфликтов в цивилизованных странах мира такие перечни официально представляют лишь признанные международные организации. Ко времени окончания работы, 18 мая т.г. в Правительством Российской Федерации были внесены поправки к Закону №115-ФЗ, в соответствии с которыми, Правительством Российской Федерации утверждается порядок составления списка таких государств, а не сам перечень.

7. Аналогично [O7] предыдущему выводу, в период начала работы над данной диссертацией, существовали некоторые спорные или неясные вопросы, в отношении которых к настоящему времени предприняты попытки их разрешения посредством внесения поправок в действующее законодательство.

Вопрос о мерах воздействия к банку при невыполнении им рекомендаций Банка России может быть разрешен. А именно, за невыполнение законодательства кредитными организациями в своих нормативных документах Банк России ссылается на Статью 75 Закона о Центральном банке Российской Федерации [8], устанавливающего санкции, предусматривающие наказание банков штрафом от 0,1% минимального уставного капитала (5 млн. евро) вплоть до отзыва лицензии. При этом открытым оставался вопрос, какие конкретные меры воздействия к банкам будут применяться за несоблюдение «антиотмывочного» Закона, в том числе за непредставление сведений о «подозрительных операциях». Дополнения в Кодекс об административных правонарушениях [4] (внесенные в Правительство Российской Федерации одним пакетом с поправками к «антиотмывочному» Закону) предусматривают наложение штрафа на должностных лиц от 100 до 200 МРОТ[32] и на юридических лиц – от 500 до 5000 МРОТ за несоблюдение ими требований законодательства в части фиксирования, хранения и представления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также организации внутреннего контроля.

8. Дополнения [O8] к Закону по борьбе с отмыванием денег [6] также ставят точку в некогда спорном вопросе в отношении внутреннего контроля в кредитных организациях. Дело в том, что после принятия Рекомендаций [35] по организации внутреннего контроля в КФМ России и Банк России приходило большое количество писем от кредитных организаций, в которых задавался один и тот же вопрос: «Должны ли мы соблюдать данные Рекомендации?» В качестве ответа на этот вопрос необходимо сказать следующее. Кредитные организации обязаны соблюдать правила внутреннего контроля в соответствии с требованиями, предусмотренными Законом об отмывании денег, остальные правила, указанные в данных Рекомендациях, носят добровольный характер. Тем не менее, в целях усиления внутреннего контроля в банках, новыми поправками предусмотрено обязательное их введение в кредитных организациях в полном объеме, как указано в Рекомендациях Банка России.

9. Еще [O9] несколько слов по поводу несовершенства нормативной правовой базы в отношении взаимодействия Банка России и государственных органов власти. Законом о Банке России не прописывается механизм данного взаимодействия. В частности, законодательство не предусматривает привлечение специалистов КФМ России при проведении проверок кредитных организаций на наличие эффективного внутреннего контроля в части противодействия отмыванию денег. Однако представляется очевидным, что участие специалистов КФМ России в таких проверках позволило бы обеим сторонам (КФМ России и Банку России) более эффективно выявлять недостатки и принимать меры к их устранению, а также проводить анализ действующего механизма в целях его совершенствования.

10. Следующий [O10] вывод касается вопроса документарного надзора как метода проверки кредитных организаций на наличие адекватной системы внутреннего контроля. Представляется очевидной необходимость разработать и внедрить определенные документарные формы отчетности по организации внутреннего контроля в кредитных организациях. По мнению Директора Департамента инспектирования кредитных организаций Банка России В.В. Ткаченко,[33] «Системный подход к организации проверок позволит снизить их количество. В этом случае текущий контроль за деятельностью кредитной организации будет ориентирован в большей степени на документарный надзор, и лишь в экстремальных ситуациях в работе кредитной организации будут осуществляться внеплановые выходы инспекции на место». Иными словами, при правильной организации документарного надзора, в большинстве случаев необходимость проведения проверок существенно снижается.

Таким образом, предложение автора заключается в следующем. Необходимо ввести формы отчетности для кредитных организаций по организации и соблюдению правил внутреннего контроля, а также по качеству и количеству направленных в КФМ России сведений. Например, служба внутреннего контроля банка могла бы предоставлять ежемесячный отчет о ее работе в Банк России, а копия отчета – направляться в КФМ России.

11. Следующий [O11] вопрос касается перечня охватываемых операций, входящих в понятие отмывания преступных доходов. В антиотмывочном Законе [6] Статья 193 Уголовного кодекса [3] и другие были исключены из компетенции КФМ России, заметим, однако, что невозврат валютной выручки является незаконным и поэтому должен классифицироваться как «отмывание доходов, полученных преступным путем». В отношении уклонения юридических или физических лиц от уплаты таможенных платежей (Статья 194), автор полагает, что в целях недопущения дублирования функций органов финансового надзора, это правонарушение должно оставаться в компетенции ГТК России и не подпадать в понятие «отмывания доходов, полученных преступным путем». Статьи 198 и 199 также не должны относиться к компетенции КФМ России, поскольку органом финансового надзора в отношении данных правонарушений является ФСНП России и МНС России.

12. В [O12] настоящее время технические возможности КФМ России позволяют эффективно раскрывать схемы отмывки преступного капитала, однако целесообразно начать работу по согласованию основных технических возможностей КФМ России и Банка России по созданию единой базы данных, например, по структуре владельцев кредитных организаций, а также по некоторым операциям, связанным с отмыванием денег. А если будет принята поправка, классифицирующая правонарушение «невозврат экспортной выручки» в понятие «отмывание доходов, полученных преступным путем», то доступ КФМ России к базе данных Банка России в режиме «он-лайн» будет способствовать более эффективному выявлению этих правонарушений.

13. Следующий вывод затрагивает вопрос о порядке предоставления информации из кредитных организаций в КФМ России. В соответствии с Законом об отмывании денег [6] данный порядок устанавливается Банком России. После принятия этого Закона 7 августа 2001 г., тремя месяцами позже Банк России выпустил нормативный документ, прописывающий этот порядок. Этим документом явилось Положение «О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» [28]. Положение предусматривает все необходимые аспекты и конкретизирует механизм направления сведений от кредитных организаций до Главного центра информатизации (ГЦИ) Банка России. Однако ввиду отсутствия на тот период уполномоченного органа и его законодательно установленных функциональных обязанностей (которые были утверждены Положением Правительства Российской Федерации [15]), порядок доставки этих сведений от ГЦИ до КФМ России не был установлен и в настоящее время закреплен межведомственным Соглашением [36]. Таким образом, к настоящему времени назрела объективная необходимость активизировать работу по разработке внедрению механизма доставки информации от кредитных организаций до КФМ России напрямую без посредничества Банка России.



Список литературы

1. О.Н. Антипова Система банковского надзора и инспектирования за рубежом. М.: ЦПП ЦБ РФ, 1999.

2. О.Н. Антипова Стандарты банковского надзора в России. М.: ЦПП ЦБ РФ, 1995.

3. С.В.Большаков, З.А.Калов Принципы управления финансами (Финансы кредит, менеджмент). Нальчик: Эль-Фа, 1999.

4. А.Г. Братко Центральный банк в банковской системе России М.: Спарк. 2001.

5. С.А. Голубев Роль Центрального банка Российской Федерации в регулировании банковской системы страны. М.:Юридический Дом «Юстицинформ».2000.

6. С.С. Дзасаров Деятельность банков.М.1998.

7. Л.А. Дробозина Общая теория финансов. М.: «Банки и биржи». Изд.Юнити. 1995.

8. Е.Ю. Ерпылева Международное банковское право.М.1998.

9. В.К. Сенчагова Экономическая безопасность. М.:Финстатинформ. 1998.

10. Я.А.Гейвандов ЦБ РФ: юридический статус, организация, функции, полномочия. – М.:Изд. Московского независимого института международного права. 1997.

11. В.М. Родионова, Ю.Я. Вавилов, Л.И. Гончаренко – авторы учебника для высших финансово-экономических учебных заведений Финансы. М.1998.

12. Ерпылева Н.Ю. Международное банковское право: Учеб. Пособие. М.:Форум-Инфра-М. 1998.

13. Х.Х. Кернер, Э.Дах Отмывание денег. М.:Международные отношения. 1996.

14. С.А. Андрюшин, А.З. Дадашев Научные основы организации системы общегосударственного финансового контроля//Финансы. №4.2002.

15. Е.Е. Гавриленков Международный опыт деятельности агентств по борьбе с финансовыми преступлениями (финансовая разведка и финансовая полиция) Фонд «Бюро экономического анализа». 20.12.2000.

16. В.А.Гамза, И.Б. Ткачук Банк как субъект борьбы с легализацией (отмыванием) преступных доходов//Банковское дело.№5.2002.

17. С.Кузнецов Не в ущерб качеству//Президентский контроль.№5.2000.

18.  В.Г.Пансков О некоторых вопросах государственного финансового контроля в стране// Финансы.№5.2002.

19. С.Пома_РБК.15.04.2002,Москва15:47.http://www.rbc.ru/rbcfreenews.shtml?/20020415154735/shtml.

20. П. Рушайло Банки грязи не боятся//Коммерсантъ. 18.02.2002.

21. М. Сенаторов //М.: Открытые системы. 22.08.2001. Выпуск №162 (233).

22.  С.В. Сорвин О банковском надзоре за деятельностью и развитием кредитных организаций//Деньги и кредит.№4.2001.

23. М.И.Сухов Банковский надзор: общеэкономические аспекты//Деньги и кредит.№8.2000.

24. М.В. Степанова Правовое регулирование банковской деятельности: международно-правовой аспект//Банковское право.№4.2001.

25. А.Ю. Симановский Текущий банковский надзор. Международные тенденции развития и некоторые вопросы совершенствования российской практики//Деньги и кредит.№2.2002.

26. А.Ю. Симановский Надзорные и контрольные функции Банка России: краткий экскурс// Деньги и кредит.№5.2001.

27. А.Ю. Симановский Базельские принципы эффективного банковского надзора и их реализация в России// Деньги и кредит. 2001. №3.

28. А.Суэтин Макроэкономические последствия отмывания денег// Вопросы экономики.№10.2001.

29. В.В. Ткаченко Инспектирование Банком России кредитных организаций// Деньги и кредит. №8. 2001.

30. В.Шевлоков Финансовый контроль как функция финансового управления //Финансы.№1.2001.

31. Е.В.Чупрова Особенности ответственности за отмывание незаконных доходов по законодательству некоторых стран//Международное и зарубежное банковское право.№3.2000.

32. Бюллетень банковской статистики. М.: ЦПП ЦБ РФ.№2.2002.

33. Информационный сборник по проблемам противодействия легализации доходов, полученных преступным путем. М.: ЦПП ЦБ РФ. 2001. №7.

34. Базельский комитет по банковскому надзору. М.: ЦПП ЦБ РФ. 1997.

Приложения

1. Парижская декларация против отмывания денег.

2. 40 Рекомендаций ФАТФ.


[1] Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2002 год».

[2] А.Суэтин Макроэкономические последствия отмывания денег// Вопросы экономики. 2001. №10.

[3] А.П. Домбровский «Банковский надзор как фактор стабильности банковской системы». Государственный Санкт-Петербургский университет экономики и финансов. С.П. 2000.

[4] Я.А.Гейвандов ЦБ РФ: юридический статус, организация, функции, полномочия. – М.:Изд. Московского независимого института международного права. 1997.

[5] А.Ю. Симановский Надзорные и контрольные функции Банка России: краткий экскурс// Деньги и кредит. 2001. №5.

[6] Ю.А. Симановский Надзор и контрольные функции Банка России: краткий экскурс//Деньги и кредит. 2001. №5.

[7] Примечание: Специальная финансовая комиссия по проблемам отмывания капиталов (ФАТФ) была создана в июле 1989 г. по инициативе глав государств и правительств стран «Большой Семерки» для координации международных усилий по противодействию легализации незаконно полученных доходов в банковской системе и финансовых учреждениях, а также с целью рассмотрения дополнительных превентивных мер в этой области. В настоящее время членами ФАТФ являются 29 стран, а также две международные организации – Европейская комиссия и Совет по сотрудничеству стран Персидского залива.

[8] А.Суэтин Макроэкономические последствия отмывания денег// Вопросы экономики. 2001. №10.

[9] О взаимосвязи органов денежной политики и банковского надзора// Вопросы экономики. 2001. №10.

[10] Бюллетень банковской статистики. 2002. №2.

[11] Примечание: Базельский комитет по банковскому надзору представляет собой Комитет национальных органов банковского надзора. Создан в 1975 г. В состав Комитета входят уполномоченные руководители (senior representatives) органов банковского надзора и центральных банков Бельгии, Великобритании, Германии, Италии, Канады, Люксембурга, Нидерландов, США, Швейцарии и Швеции. Постоянно функционирующий Секретариат Комитета расположен в Базеле (Швейцария), в Банке международных расчетов.

[12] Примечание: Оригинальный язык Принципов – английский, что обусловило существование определенных проблем перевода. Первое слово в названии Принципов (Core) на русский язык может быть переведено как основные, основополагающие, базовые, ключевые, существенные и т.д. Автор, тем не менее, предпочитает именовать Принципы Базельскими.

[13] А.Ю. Симановский  Базельские принципы эффективного банковского надзора и их реализация в России// Деньги и кредит. 2001. №3.

[14] Базельский комитет по банковскому надзору. М.: ЦПП ЦБ РФ. 1997.

[15] А.Ю. Симановский Базельские принципы эффективного банковского надзора и их реализация в России// Деньги и кредит. 2001. №3.

[16] О.Н. Антипова Стандарты банковского надзора в России.

[17] Примечание: ниже приводятся задачи и функции указанных правоохранительных органов, в которые КФМ России направляет данную информацию по характеру ее принадлежности

Генпрокуратура России правомочна возбуждать и расследовать уголовные дела в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством; в пределах своей компетенции сотрудничает с соответствующими органами других государств и международными организациями, заключает с ними соглашения по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью, а также осуществляет координацию деятельности правоохранительных органов России по борьбе с преступностью.

МВД России организует и осуществляет оперативно-розыскную и экспертно-криминалистическую деятельность, производство дознания и предварительного следствия по уголовным делам, отнесенным к компетенции органов внутренних дел; обеспечивает реализацию мер по предупреждению, выявлению и пресечению преступлений, проведению проверок и ревизий финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций; ведет розыск лиц, совершивших преступления, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда, а также розыск похищенного имущества; осуществляет меры по борьбе с организованной преступностью, коррупцией, незаконным оборотом оружия и наркотических средств, участвует в осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом, контрабандой. (см. след. стр.)

ФСНП России является правоохранительным органом и составной частью сил обеспечения экономической безопасности страны, решает задачи по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений и правонарушений.

ФСБ России организует и осуществляет во взаимодействии с другими органами власти борьбу с организованной преступностью, коррупцией, контрабандой, незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых и отравляющих веществ, наркотических средств и психотропных веществ.

[18] Инспектирование Банком России кредитных организаций //Деньги и кредит. 2001. №8.

[19] П. Рушайло «Банки грязи не боятся» Коммерсантъ от 18.02.2002г. , Изд. «Коммерсантъ-Дейли», Москва.

[20] В.В. Ткаченко Инспектирование Банком России кредитных организаций//Деньги и кредит.№8.2001.

[21] Примечание: минимальный размер оплаты труда с 1 мая 2002 г. составляет 450 рублей.

[22] Информационный сборник по проблемам противодействия легализации доходов, полученных преступным путем. М.: ЦПП ЦБ РФ. 2001. №7.

[23] Примечание: В соответствии с Законом №115-ФЗ КФМ России начал работу с 1 февраля 2002 г.

[24] РБК. 15.04.2002, Москва 15:47. http://www.rbc.ru/rbcfreenews.shtml?/20020415154735/shtml.

[25] Е.Е. Гавриленков Международный опыт деятельности агентств по борьбе с финансовыми преступлениями (финансовая разведка и финансовая полиция). Фонд «Бюро экономического анализа». 20.12.2000.

[26] Примечание: Тraitement du Renseignement et Action contre les Circuits Financiers Clandestins

[27] Примечание: В соответствии с Законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» обязательный контроль – это совокупность принимаемых уполномоченным органом [КФМ России] мер по контролю за операциями с денежными средствами или иным имуществом, осуществляемому на основании информации, представляемой ему организациями, осуществляющими такие операции.

[28] Газета Деловое утро. 22.08.2001 г. Выпуск №162 (233)

[29] Примечание: 18 мая т.г. в Правительство Российской Федерации внесены поправки к Закону №115-ФЗ, отменяющие данное положение.

[30] Постановление Правительства России от 06.04.1999 г. «О подписании соглашения между Правительством Российской Федерации и исполнительной властью Грузии о сотрудничестве и взаимной помощи в области борьбы с незаконными финансовыми операциями, а также финансовыми операциями, связанные с легализацией (отмыванием) доходов, полученных незаконными путем».

Примечание: В списке используемой литературы приводится перечень соглашений с другими перечисленными странами по этому вопросу [18,19,19,20,21,22,23,24].

[31] А.Ю. Симановский Базельские принципы эффективного банковского надзора и их реализация в России// Деньги и кредит. 2001. №3.

[32] Примечание: минимальный размер оплаты труда с 1 мая 2002 г. составляет 450 рублей.

[33] В.В. Ткаченко Инспектирование Банком России кредитных организаций// Деньги и кредит №8, 2001. М.: Финансы и статистика.

[O1] Стр. 10

[O2] Стр. 16

[O3] Стр. 32

[O4] Стр. 35

[O5] Стр. 45

[O6] Стр. 43

[O7] Стр. 51

[O8] Стр. 51

[O9] Стр. 52

[O10] Стр. 52

[O11] Стр. 53

[O12] Стр. 74


ВВЕДЕНИЕ

Настоящая диссертация посвящена исследованию основ и принципов организации взаимодействия банков (в том числе, Банка России и коммерческих банков) с органами финансового надзора. Рассматриваются научно-практические аспекты данного взаимодействия под призмой необходимости четкой координации действий финансово-надзорных органов между собой в соответствии с их полномочиями. Именно взаимодействие органов финансового надзора и Банка России, являющегося надзорным органом для кредитных организаций, представляется одним из приоритетных направлений всей системы финансового надзора на этапе стабилизации российской банковской системы и в условиях ее глубокой интеграции в мировое сообщество.

Основными целями дельнейшего развития банковского сектора [26] признаны, помимо прочего, предотвращение использования кредитных организаций в недобросовестной коммерческой практике. Поэтому актуальность этого вопроса не оставляет сомнений и требует более внимательного подхода при формировании государственной политики в отношении банковского сектора.

Поскольку в современной литературе, посвященной вопросам финансов, определение «органов финансового надзора» зачастую размыто и не отражает четкого понимания их функций взаимодействия с банками и предназначения, в данном исследовании в понятие таковых включены государственные органы власти связанные с финансовой деятельностью и принимающие непосредственное участие в формировании государственной финансовой политики Российской Федерации. 

Представляется очевидным, что раскрытие данной темы по всем направлениям взаимодействия банков с финансово-надзорными органами не могло бы быть полностью отражено в одной диссертации из-за большого объема, выходящего за допустимые рамки данной работы, поэтому тема исследования посвящена более узкой специфики такого взаимодействия.

А именно, в настоящем исследовании речь пойдет о взаимодействии банков с органами финансового надзора с целью предупреждения, выявления и пресечения деятельности отдельных экономических субъектов, вовлекающих банковскую систему в криминальную деятельность и использующих ее в целях отмывания преступных доходов. В частности, будут рассмотрены аспекты эффективной организации работы Банка России и кредитных организаций в данном направлении, в том числе по формированию оптимальной системы внутрибанковского контроля и использованию информационно-технологических разработок.

Актуальность написания работы по данной теме возникла вследствие последних законодательных инициатив в Российской Федерации, напрямую затрагивающих деятельность кредитных организаций в области противодействия легализации преступных доходов.

В отношении банковского сектора государство в краткосрочной перспективе должно обеспечить развитие законодательных норм и правоприменительной практики, препятствующих использованию банковского сектора для проведения противоправных операций и сомнительных сделок, включая отмывание доходов, полученных преступным [там же].

Эпоха постмодернизма и становление информационного общества в России предъявляет банковской системе повышенные требования для недопущения ее использования в качестве проводника финансовых средств преступного мира. В российском законодательстве понятием легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, является придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученных в результате совершения преступления [6], что соответствует терминологии, применяемой в международной практике.

Сегодня уже можно говорить о глобальных последствиях отмывания преступных доходов для мировой экономики. По данным МВФ совокупный объем отмывания денег составляет 2-5% мирового валового продукта. Всего в незаконном обороте находится, по разным оценкам экспертов, от 590 млрд. до 1,5 трлн. долларов США[2]. Отмывание денег может происходить в любой стране мира, но чаще всего в качестве места проведения подобных операций выбираются страны, в которых меры по борьбе с отмыванием денег либо не принимаются вообще, либо сведены к минимуму.

Таким образом, деловое бизнес-сообщество в России ощущает возрастающую необходимость организации системы правового взаимодействия банков с органами финансового надзора и потребности усиления надзора за деятельностью банковского сектора в части вопроса борьбы против отмывания денег. Речь также будет идти о банковском надзоре, как об особом и неотъемлемом элементе в системе противодействия отмывания преступных доходов, являющегося «проводником» мероприятий по борьбе с «грязными» деньгами.

Несмотря на то, что в современной экономической литературе практически не уделяется внимания взаимодействию финансово-надзорных органов с банками по вопросу борьбы с отмыванием денег, ввиду ее научной новизны, автором использовались материалы ведущих научных деятелей, являющихся теоретическим фундаментом для проведения углубленного исследования в данной области. Теоретической основой работы в данной области являются монографии и труды авторов О.Н. Антиповой «Система банковского надзора и инспектирования за рубежом» 1999 и «Стандарты банковского надзора в России» 1995, А.Г. Братко «Центральный банк в банковской системе России» 1999, В.М. Родионовой, Ю.Я. Вавилова, Л.И. Гончаренко – авторы учебника для высших финансово-экономических учебных заведений «Финансы» 1998, Я.А. Гейвандова «Центральный банк Российской Федерации» 1997, Л.А. Дробозиной «Общая теория финансов» 1997, Е.Ю. Ерпылевой «Международное банковское право» 1998, С.С. Дзасарова «Деятельность банков» 1998, С.В.Большакова, З.А.Калова «Принципы управления финансами (Финансы кредит, менеджмент)» 1999, Х.Х. Кернера, Э.Даха «Отмывание денег» 1996.

А.Ю. Симановского «Надзорные и контрольные функции Банка России: краткий экскурс» 2001, В.В. Ткаченко «Инспектирование Банком России кредитных организаций» 2001, П. Рушайло «Банки грязи не боятся» 2002, Е.Е. Гавриленков «Международный опыт деятельности агентств по борьбе с финансовыми преступлениями (финансовая разведка и финансовая полиция)» 2000,

В качестве правовой основы для данного исследования были использованы некоторые законодательные акты Российской Федерации, а также нормативные акты Банка России. В частности, Федеральный закон от 7.08.2001 г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем», Федеральный закон от 7.08.2001 г. №128-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем», Федеральный закон от 02.12.1990 г. №394-1 «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Федеральный закон от 02.12.1990 г. №395-1 «О банках и банковской деятельности», Федеральный закон от 25.02.99 г. №40-ФЗ «О банкротстве кредитных организаций»,  Положение Банка России от 28.11.2001г. №160-П «О порядке осуществления Банком России контроля за исполнением кредитными организациями Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем», Заявление Правительства Российской Федерации и Банка России «О стратегии развития банковского сектора Российской Федерации», Заявление Правительства Российской Федерации и Банка России «Об основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2002 год», Положение Банка России от 28.11.2001г. №161-П «О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем», Указание Банка России от 15.02.2001 г. №24-Т «О Вольфсбергских принципах», Указание Банка России от 28.11.2001г. №137-Т «О рекомендациях по разработке кредитными организациями правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем», а также иные законодательные и подзаконные акты Российской Федерации.

Для более обширного и глубокого изучения данной темы в качестве практического пособия автором использовались материалы международных институтов, охотно делящихся своим богатым опытом, насчитывающим более 10 лет успешной работы в данной области, монографический и статистический материал (не представляющий государственную, банковскую или иную тайну Российской Федерации) с места работы автора – Комитета Российской Федерации по финансовому мониторингу.


 


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БАНКОВ С ОРГАНАМИ ФИНАНСОВОГО НАДЗОРА

Дата: 2019-05-28, просмотров: 200.