ПРОГРАММЫ УПРАВЛЕНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬЮ ТРУДА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

I . ТЕОРИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

ВВЕДЕНИЕ.

Современная экономическая ситуация побуждает к пересмотру усто­явшихся ранее, методов оценки хозяйственной деятельности, проверке их на соответствие новым реальностям. Адекватность аналитического ап­парата задачам, стоящим перед экономическими субъектами, позволяет последним оперативно реагировать на быстро меняющуюся среду и ус­пешно руководить трудовыми, техническими, финансовыми и другими процессами производственной деятельности. Поэтому особое внимание в данном разделе уделено проблеме применения системы производст­венного (управленческого) учета к проблемам производительности и эффективности труда.

Одна из проблем учета затрат для исчисления производительности труда связана с различными источниками их формирования. Напомним, что было время, когда труд служил главным ресурсом практически во всех областях деятельности и затраты труда рассматривались, как при­ближенная оценка совокупных затрат. Однако, в связи с развитием науч­но-технического прогресса, доля человеческого труда составляет все мень­шую и меньшую часть совокупных издержек. Сейчас значительную роль играют и другие виды источников затрат: физические и финансовые ак­тивы, материалы, энергия, информация.

Действительно, рост производительности труда на предприятии мо­жет быть в значительной мере обусловлен замещением человеческого труда работой автоматических станков. Если учитывать только затраты живого труда, то будет отмечен существенный рост показателя произво­дительности, но при этом будет проигнорирован тот факт, что этот вы­игрыш в большей степени компенсируется затратами, связанными с. авто­матизацией. Выход состоит в объединении различных видов затрат или использовании целостной системы частных факторных показателей, в знаменателе которых присутствует лишь один вид затрат.

       2. ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА.

Определим понятие производительности в узкой технической кон­цепции и в широкой общественной концепции.

Под производительностью в узкой технической концепции понимается отношение выводимой продукции к вводимым ресурсам.

ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ = ВЫХОД / ВВОД

где: Выход — товары, услуги, сервис, количество, качество, стоимость, поставка, добавленная стоимость; Ввод — труд, капитал, материалы, обо­рудование, энергия, земля, технология, информация.

Этот показатель выражает степень эффективности использования ре­сурсов.

Под производительностью в широкой общественной концепции понимается, прежде всего, то, что производительность — это умственная склон­ность человека к постоянному поиску возможности усовершенствова­ния того, что существует. Она основана на уверенности в том, что чело­век может работать сегодня лучше, чем вчера, а завтра еще лучше. Она требует постоянно совершенствовать экономическую деятельность с уче­том меняющихся условий общества.

Следует выделить две группы факторов повышения производитель­ности:                                              1) находящиеся под управлением делового субъекта (менеджмент - стратегические решения, организационные вопросы, трудовые от­ношения, руководящие и контролирующие кадры средних звеньев, технология, средства производства, исследования и разработки, качество продукции, условия труда, информация);

2) не находящиеся под управлением делового субъекта (политичес­кие мероприятия правительства, инфраструктура, рыночный ме­ханизм, законы, конкуренция, обеспечение природными ресурса­ми, трудовые ресурсы, культура и социальные ценности). Повышение производительности в любой организационной системе может происходить различными путями под воздействием вышеназван­ных факторов. Она может повышаться, если наблюдается одна из пяти ситуаций:

1. продукция растет, а затраты снижаются,

2. продукция растет быстрее, чем затраты,

3. продукция остается без изменений, в то время как затраты снижаются,

4. продукция растет при неизменных затратах,

5. продукция снижается более медленными темпами, чем затраты.

В условиях формирования рыночных отношений следует различать отношение к процессам изменения производительности с обществен­ной точки зрения и с точки зрения частного владельца — фирмы, пред­приятия (рис. 1).

Необходимо отметить, что производительность является важнейшим показателем экономического роста, т.е. показателем, обеспечивающим рост реального продукта и дохода.

Экономический рост — одна из основных целей в экономике госу­дарств с рыночной структурой хозяйствования. Увеличение обществен­ного продукта на душу населения означает повышение уровня жизни. Рост реального продукта приводит к возрастанию материальных благ, предоставляемых государством своим работникам. Динамически разви­вающаяся экономика, в отличие от статической, позволяет обществу уве­личивать реальный валовой национальный продукт (ВНП) или чистый национальный продукт (ЧНП).

Увеличение реального продукта и дохода может осуществляться дву­мя основными способами: а) путем вовлечения в производство большо­го объема ресурсов, к примеру, затрат труда, и б) путем более произво­дительного их использования. Таким образом, мы приходим к понятию «трудозатраты». Так, реальный ВНП определяется как трудозатраты (в человеко-часах), умноженные на производительность труда.

ВНП = число отработанных человеко-часов х производительность труда.

Отсюда производительность труда — общий объем продукции, де­ленный на количество затраченного на его производство труда, или ре­альная часовая выработка на одного занятого.

Пример. На фирме занято 30 человек, каждый из которых отрабаты­вает 2 тыс. часов в год (50 недель по 40 рабочих часов в неделю), так что общее число отработанных человеко-часов составляет 60 тыс. Если сред­няя выработка в расчете на человеко-час составляет 2,5 тыс. руб., то общий выпуск продукции, или реальный ВНП, составит 150 млн. руб. (60 тыс. х 2,5 тыс. руб.).

Величина трудозатрат зависит от численности занятых и от продол­жительности средней рабочей недели. В свою очередь численность заня­тых зависит от численности населения в трудоспособном возрасте и уров­ня вовлеченности рабочей силы в производство, то есть от доли трудо­способного населения, которое реально занято производством, а средняя рабочая неделя определяется законодательными нормами и коллектив­ными договорами.

На производительность труда непосредственное воздействие оказы­вают такие факторы, как технический прогресс, фондовооруженность, количество рабочей силы и эффективность распределения различных ресурсов, их сочетание и управление ими. Производительность труда увеличивается по мере улучшения здоровья, профессиональной подго­товки, образования и повышения заинтересованности работников в ре­зультатах деятельности, по мере роста обеспеченности машинами и обо­рудованием, а также природными ресурсами, при лучшей организации производства и управления, при перемещении рабочей силы из менее эффективных отраслей в более эффективные.

Рассмотрим более подробно влияние некоторых перечисленных фак­торов на рост производительности труда, который в конечном итоге обес­печивает рост реального продукта и дохода.

По оценкам российских и зарубежных специалистов две трети при­роста производительности труда обеспечиваются за счет технического прогресса. Технический прогресс включает в себя не только совер­шенно новые методы производства, но и также и новые формы управ­ления и организации производства. То есть под техническим прогрес­сом подразумевается открытие новых знаний, позволяющих по-ново­му комбинировать данные ресурсы с целью увеличения конечного выпуска продукции.

На практике технический прогресс и инвестиции тесно взаимосвяза­ны: технический прогресс влечет за собой инвестиции в новые машины и оборудование. Например, для того, чтобы успешно применять техно­логии по использованию атомной энергии, необходимо строить атом­ные электростанции.

Производительность труда работника повышается, если он будет ис­пользовать больше основного капитала. Но в развитии экономики воз­можна и такая ситуация, когда за определенный период времени увели­чивается совокупный объем капитала, а численность рабочей силы воз­растает быстрее, при этом производительность труда будет падать, так как сокращается фондовооруженность труда каждого работника. Вполне возможно замедление темпов роста производительности труда в связи с недостатком капиталовложений в развитие инфраструктуры (шоссейные дороги, мосты, общественный транспорт, система водоочистки и водо­снабжения, аэропорты и т.д.).

Особое место среди факторов роста производительности труда зани­мают образование и профессиональная подготовка. Инвестиции в чело­веческий капитал — важное средство повышения производительности труда. Важнейшим показателем качества рабочей силы является уровень образования. В предыдущих главах уже рассмотрена эта зависимость.

Влияние квалификации на повышение производительности труда и в результате этого на увеличение ВНП схематически изображено на рис. 2.

Как показано на рис.2, взаимосвязь между повышением уровня квалификации и производительностью труда довольно сложна. Но тем не менее часть роста производительности труда зависит от уровня квалификации. Этому относительному приросту производительности в свою очередь соответствует определенная часть общего прироста ВНП.

Статистические исследования влияния уровня квалификации на по­вышение производительности труда и тем самым на увеличение ВНП впервые начал производить в России еще в 20-х гг. академик С.Г. Струмилин. В последующих исследованиях отдельными экономистами было рассчитано, что за счет повышения профессионально- квалификацион­ного уровня рабочих обеспечивается в среднем около 30% прироста ВНП, свыше 20% прироста производительности труда.

Профессионально- квалификационная структура и уровень квалифи­кации работников в огромной мере зависят от уровня общего образова­ния. Высокая общеобразовательная подготовка создает прочную основу для роста не только производственной квалификации, но и производст­венной и общественной активности работников.

В перспективе с созданием цивилизованных рыночных отношений влияние квалификации на повышение производительности труда и ВНП будет в ускоренном темпе увеличиваться. Для более наглядного представления о влиянии квалификации на повышение производительности труда и ВНП воспользуемся графическим изображением этого процесса (рис. 3).

На рис. 3 (б) изображена ситуация, когда для упрощения при­нято условие, что уровень производительности труда остается неиз­менным, одновременно темп роста населения (прямая АВ), а также темп роста трудовых ресурсов (прямая CD) систематически уменьша­ются. Очевидно, что при неизменной производительности труда и осу­ществлении полной занятости прямая CD изображает также темп роста   ВНП, который уменьшается с той же интенсивностью, что и темп роста             трудовых ресурсов.

Рис. 3 (а) изображает ситуацию, при которой изменено исходное поло-           жение о неизменности уровня производительности труда, в то же время мы            исходим из условия, что динамика роста произво­дительности труда зависит   лишь от повышения уровня квалификации. Прямая GE является линией, изображающей темп роста производительности труда, который зависит исключительно от повышения уровня квалификации. Разумеется, в полном смысле слова это не эмпирическая кривая, поскольку она отражает только тенден­цию фактического экономического процесса. Направление этой линии показывает, что отрицательное влияние снижения темпа роста трудо­вых ресурсов на темп роста ВНП частично нейтрализуется путем уве­личивающегося темпа роста производительности труда. В результате пря­мая, воспроизводящая относительный прирост ВНП, перемещается вверх из положения CD в положение FE, а поле, заключенное между точками F, С, D и Е, изображает влияние повышения квалификации и прирост ВНП в течение всего периода.

Среди факторов роста производительности труда особое место зани­мают условия труда. Это — совокупность факторов производственной сре­ды, влияющих на работоспособность, здоровье человека, развитие его как личности, на результаты его труда. Условия труда оказывают огромное влияние на отношение человека к труду, морально-психологический кли­мат коллектива и его стабильность. Со временем условия труда претер­певают принципиальные изменения, что связано с сокращением доли тяжелого ручного и физического труда и работ, выполняемых в не­благоприятных условиях. По мере освобождения рабочего от непо­средственного воздействия на предмет труда обеспечивается большая безопасность работы, но появляющиеся новые производства, техно­логические процессы, виды энергии, вещества, материалы, увеличи­вающиеся мощности и скорости рабочих машин и оборудования мо­гут оказать неблагоприятное влияние на человека. Глубокое изучение влияния новых технологий, химических, биологических и иных ве­ществ и видов энергии на организм человека и обеспечение его пол­ной безопасности становится одной из важнейших задач науки и прак­тики. Новые, более высокие требования предъявляются и к работни­кам, занятым на этих производствах. От них требуются повышенное внимание, оперативное мышление, быстрота и точность реакции. Дру­гими словами, вместо физического, возрастает нервно-эмоциональ­ное напряжение. Наряду с этим при неполной механизации и авто­матизации производства еще сохраняется много операций и работ малосодержательных и монотонных, отрицательно влияющих на ра­ботоспособность человека.

Приоритетным направлением в работе по дальнейшему улучшению условий труда должно стать создание безопасных технологических про­цессов, машин и оборудования, эффективных форм организации тру­да и производства, исключающих вредные воздействия на организм человека. Главными должны стать профилактические меры техноло­гического характера, поскольку они влияют на причины неблагопри­ятных условий труда.

Переход к рыночным отношениям требует все больших средств на создание безопасной техники и на этой основе сокращения затрат на компенсацию неблагоприятных условий труда. Очевидно необхо­дима единая научно-методическая основа установления льгот и ком­пенсаций и объективная оценка реального воздействия условий тру­да на работоспособность и здоровье человека. Однако главным при решении этих задач должен быть не столько экономический эффект, сколько социальный.

Наряду с улучшением условий труда огромное значение для по­вышения его эффективности имеет улучшение бытовых условий ра­ботников. Установить непосредственную зависимость улучшения бы­товых условий и результатов производства довольно трудно, поскольку ее проявления весьма разнообразны: здесь и сокращение потерь ра­бочего времени, вызванных простудными заболеваниями, и улучше­ние морально-психологического климата в трудовых коллективах, и укрепление дисциплины, и повышение стабильности. Повышение со­держательности труда, создание здорового морально-психологичес­кого климата в трудовом коллективе, рост квалификационного уров­ня и профессионального мастерства работников имеют огромное зна­чение для роста производства.

3. ПОКАЗАТЕЛИ И МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА.

Производительность труда, как было сказано выше, представляет со­бой отношение между количеством продукции, произведенной данной организационной системой, и количеством затрат, использованных в той же организационной системе для выпуска этой продукции. Чтобы изме­рить производительность, требуется дать количественное выражение про­дукции и затратам и сопоставить их.

На первый взгляд, это выглядит достаточно просто, и по отноше­нию к некоторым организационным системам это действительно так. Большинство же организаций выпускает многообразные виды продук­ции. В некоторых случаях продукция — это товары, которые легко вы­разить количественно; в других случаях продукция — это услуги, и найти для них количественное выражение очень трудно. Во многих организа­циях затраты в высшей степени разнообразны даже в пределах одного вида ресурсов.

На процесс измерения производительности труда оказывают влия­ние такие факторы, как изменение ассортимента, продолжительность производственного цикла, отнесение конкретной продукции к конкрет­ным затратам, метод агрегирования данных, вероятность отсутствия дан­ных и выбор меры производительности. Другими словами, приступая к проектированию и разработке систем измерения и оценки производи­тельности труда, следует с самого начала учитывать ряд обстоятельств. Например, для измерения необходимы информация (данные о продук­ции и затратах) и возможности ее сопоставления, при этом данные о затратах должны отражать все ресурсы, израсходованные при выпуске данной продукции. Диапазон системы измерения, или период, кото­рый подлежит анализу, определяет количество собираемой информа­ции. Периодом может быть год, квартал, месяц и т.д. На рис.4 наглядно представлена взаимосвязь между «единицей анализа» и диа­пазоном измерения».

В практике наиболее разработанными и широко используемыми яв­ляются три метода измерения производительности: нормативный метод, многофакторная модель измерения производительности и многокритериаль­ный метод.

Нормативный метод — это организационный метод измерения про­изводительности, ориентированный на развитие системы измерения и основанный на активном участии персонала.

Нормативный метод стал широко использоваться с созданием и раз­витием компьютерно- информационных служб. Он базируется на методе номинальных групп (МНГ) и дельфийском методе (МД). Этот метод при­годен для более мелких единиц анализа, например для рабочих групп или отделов. Поэтому его применение можно считать децентрализован­ным подходом к измерению производительности. Вместе с тем норма­тивный метод можно использовать и для более крупных единиц анализа (завод, служба или фирма), при этом применяют: 1) выборочное представительство, 2) дельфийский метод, 3) объединение различных систем измерения. Нормативный метод используется не только при разработке систем измерения производительности труда, но и в стратегическом пла­нировании, перспективном решении проблем и т.д.

Многофакторная модель измерения производительности в меньшей сте­пени рассчитана на участие работников; она базируется преимущест­венно на отчетных данных, а не на информации со стороны работни­ков. Процедура работ направлена «сверху вниз», а не «снизу вверх», более последовательно опирается на определение производительности и использует только коэффициенты и индексы для измерения произ­водительности.

Модель можно использовать с целью: 1) получить общий, интегри­рованный измеритель производительности для фирмы; 2) обеспечить аналитическую ревизию динамики показателей продуктивности; 4) под­готовить финансовые отчеты; 5) оценить и измерить влияние сдвигов в производительности на прибыльность; 6) оценить эффективность от­дельных мероприятий (например, таких, как кружки качества, внедре­ние систем контроля качества, стимулирования или технологических нововведений); 7) измерить первоначальное распределение выгод от изменения производительности в фирме; 8) оказать помощь при опре­делении целей в области производительности и при стратегическом пла­нировании, в частности использования мощностей, организации сбы­та, регулирования издержек и штатов, управления качеством, ценооб­разования и т.д.

Многокритериальный метод измерения производительности труда (его именуют также матрицей целей) позволяет измерить и оценить резуль­тативность и производительность, и что самое главное — обеспечить получение агрегированного индекса этих показателей. Данный метод тесно связан с предыдущими двумя методами и базируется на их мето­дических расчетах. Опираясь на полученный с помощью нормативного метода перечень измерителей результативности, процедура использо­вания многокритериального метода включает следующие стадии работ:

1) определение и ранжирование критериев, по которым следует оцени­вать производительность; 2) оценку относительной значимости крите­риев результативности; 3) объединение графиков результативности (шкал, кривых) с весами критериев.

Многокритериальный метод позволяет разработать наглядную и эф­фективную систему измерения и оценки производительности и резуль­тативности. Она является эффективным инструментом увязки плана по­вышения и измерения производительности.

Далее рассмотрим практическую строну использования производи­тельности труда в качестве контрольного показателя при расчете про­изводительности добавленной стоимости (рис.5—6). Заметим, что эффекты бывают взаимно противоречащими: 1) инвестиции в обору­дование в целях повышения вооруженности труда могут снижать произ­водительность и оборачиваемость капитала; 2) повышение цен может привести к падению объема выручки.

Всякий рост производительности труда в конечном счете означает экономию труда, сбережение рабочего времени, т.е. экономия труда про­является в росте производительности.

Экономию численности работников следует рассчитывать по следую­щей формуле:

L= Yn / Po - Ln

где: L — сэкономленная численность; Уn — объем продукции в n-году;

Po — производительность труда в 0 году; Ln — численность занятых в n-году.

Измерение эффективности производства с позиций живого труда предполагает использование показателя производительности труда. Вмес­те с тем более адекватный реальной действительности подход требует рассмотрения динамики валового национального продукта с позиций и живого, и овеществленного труда. Многофакторный подход к динами­ке ВНП предполагает использование макроэкономических производ­ственных функций.

Показатели производительности труда могут быть средними, прирост­ными и предельными. Если Yt = f[Lt), где Yt — физический объем ВНП, а Lt — физический объем затрат труда,         Yt /   Lt – приростная производительность труда, dYt / dLt – предельная производительность труда. Каждый из показателей имеет свой экономический смысл и характеризует накопленный уровень эффективности. Очевидно, что интегрирование предельных величин и суммирование приростных позволяет получить средние величины.

Предельные показатели эффективности соответствуют непрерывним факторным моделям, а при дискретных формах данных моделей предельные показатели становятся приростными.

Средняя производительность труда, как средний частный показатель эффективности соответствует однофакторному подходу, когда Yt = f ( Lt ) . Взаимосвязь между Yt и Lt можно выразить : Yt = A * Lt , где А – эффективность человеческого фактора и A = Y/L является неизменной для каждого момента t.

Геометрически А – это угловой коэффициент прямой Yt= A * Lt , проходящей через начало координат с неизменным угловым коэффициентом Q Yt / Q Lt = A , т.е. предельная эффективность стабильна и равна средней.

Но А не остается постоянной величиной ( Yt = At * Lt или  Yt = At * Lt b , где b – степень однородности факторной модели). Увеличение Lt в n  раз дает увеличение Yt в nb раз. В случае, если b =1, функция является однородной первой степени. При b = 1 и предельной эффективности

d Yt / d Lt = b ( Yt / Lt) возможны два случая.

1. b> 1 , dYt / d Lt > Yt / Lt. Эффективность человеческого фактора возрастает.

2. ®®® b<1, d Yt / d Lt < Yt / Lt. Средняя эффективность Y/L – снижается. Если же в данном случае А – const , то d Y / d L = b( A / L 1-b) ® 0 при  Lt ® ¥ .

Эффективность человеческого фактора и его прироста выражает­ся параметром b (при рассмотрении функции Yt = Аt х Ltb). В дан­ном случае Аt — уже не выражает эффективность затрат труда (как в функции Yt = Аt х Lt), а отражает лишь ту эффективность человечес­кого фактора, которая связана с влиянием других факторов произ­водства.

Применение функции Yt = Аt х Ltb ограничено предположением, что при росте Lt влияние этого фактора на объем и динамику произ­водства остается неизменным. На самом деле воздействие динамики человеческого фактора на рост производства неоднозначно, за данным процессом стоит целый ряд процессов, которые влияют на показатель эффективности. Ведь, например, увеличение затрат труда может про­исходить такими темпами, что в процесс производства будут вовлекаться менее производительные виды труда.

Однофакторные модели экономического роста основываются на предложении, что динамика и объем ВНП определяются только ди­намикой и объемом одного фактора, в нашем случае человеческого фактора.

При многофакторном подходе, имеется в виду, что объем и динамика ВНП связаны непосредственно с двумя или более видами производст­венных ресурсов. В данном случае показатели экономической эффек­тивности могут рассматриваться как частные показатели экономической эффективности фактора производства и совокупной эффективности фак­торов производства.

Например, можно записать многофакторную модель (в нашем слу­чае двухфакторную) как Yt = А х Кta х Ltb, где Kt — основные производ­ственные фонды в момент t.

Параметры a и b характеризуют эластичность объема и динамики физического объема ВНП от физического объема и динамики факторов производства К и L.

Параметр a характеризует прирост Y, приходящийся на единицу при­роста К (при L —> const), b — прирост Y, приходящийся на единицу прироста L (при К —> const). Параметр А, с одной стороны, является коэффициентом масштабности, а с другой — отражает влияние неучтен­ных в модели факторов производства.

При многофакторном подходе показатели эффективности могут оп­ределяться также как средние совокупные и предельные совокупные (предельное отношение ВНП к совокупности факторов производства). В многофакторных моделях уровень и динамика среднего частного показателя эффективности зависит от соотношения факторов производст­ва. Например, для нашего случая:

Производительность Yt/Lt  труда возрастает в результате увеличения фондовооруженности труда Rt / Lt . Предполагается, что а > 0. Таким образом, воздействие одного из главных источников изменения эффектив­ности — соотношения факторов производства и его динамики отражает­ся в рассматриваемой модели.

Как и при однофакторном подходе, на показатели эффективности влияют величины а и b и закономерности их изменения. Если а > 1, то производительность труда становится возрастающей функцией его фон­довооруженности.

Здесь также надо отметить, что всем агрегатным переменным эконо­мического роста, их физическим объемам присущ принцип неоднород­ности. Решение проблемы неоднородности связано с редукцией основ­ных элементов экономического роста.

Структурная неоднородность трудовых затрат вытекает из измене­ний как половозрастного, так и профессионального состава рабочей силы. Приведением к одинаковому уровню квалификации, профессиональной подготовки, образования предполагается решить проблему неоднород­ности трудового потенциала.

Построение динамики трудовых затрат с учетом их неоднород­ности является необходимым моментом для более точного объясне­ния источников роста производительности труда и роста производст­ва. Однако проблема неоднородности присуща и производственным фондам и продукции. Только решение проблемы в отношении всех факторов производства и продукции может дать полностью согласо­ванные результаты.

ВЫВОД.

Производительность труда является важнейшим показателем эконо­мического роста. Она измеряется как общий объем продукции, деленный на количество затраченного на его производство труда. Это сред­ний продукт труда, или выработка одного работника за один час.

На уровень производительности труда непосредственное воздейст­вие оказывают такие факторы, как технический прогресс, фондовооруженность, качество рабочей силы, социально-трудовые отношения, ор­ганизация и условия труда, эффективность распределения, сочетания различных ресурсов.

На практике наиболее широко используются такие методы изме­рения производительности труда, как нормативный и многокритери­альный метод, и многофакторная модель измерения производитель­ности труда.

Всякий рост производительности труда в конечном счете означает экономию труда, сбережение рабочего времени.

Показатели производительности труда могут быть выражены как средние, приростные и предельные. Каждый из показателей имеет свой экономический смысл и характеризует накопленный уровень эффек­тивности, его прирост в пределах определенного периода и в опреде­ленной точке.

В целях повышения уровня производительности труда разрабаты­ваются специальные программы управления производительностью тру­да, которые включают измерение и оценку этого уровня, планирование контроля и повышения производительности на основе информации, ' полученной в процессе измерения и оценки, осуществление конкрет­ных мер по повышению производительности, измерение и оценку воз­действия этих мер.

Управление производительностью неразрывно связано с управлени­ем качеством (процессом обеспечения качества продукции), планирова­нием (процессом, определяющим что должно быть сделано для повыше­ния эффективности), измерением трудозатрат и разработкой смет (про­цессом оценки экономичности), бухгалтерским учетом и финансовым контролем (оценкой прибыльности) и кадровой политикой.

Процесс разработки программы управления производительностью включает такие этапы, как внутренняя и внешняя стратегическая оцен­ка, стратегическое планирование, разработка измерителей результатив­ности, планирование мероприятий, планирование проектов, рассмотре­ние и оценка программы.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

НА УРОВНЕ ОБЩЕСТВА.                           НА УРОВНЕ ВЛАДЕЛЬЦА

                                                                                    ПРЕДПРИЯТИЯ.                                       

Внесение вкладов в благосостояние общества                                                                                          
Распад сплоченности общества
Приятное настроение на работе, перспективность в жизни, прогресс и развитие человеческого труда
Тяжелое настроение на работе и падение перспективности имеющейся квалификации
Низкий уровень заработной платы, увеличение рабочего времени и тяжелые условия работы, рост безработицы и пр.
Стабилизация занятости и рабочих мест, повышение жизненного уровня
Нестабильная занятость, проблемы трудоустройства и снижение жизненного уровня
Достижение высокого уровня благосостояния в обществе
Усиление в обществе напряжения, чувства неуверенности
Стабилизация и укрепление основ предприятия
Ослабление основы предприятия
Стабилизация и развитие экономического положения в обществе
Застойное экономическое положение в обществе
Эффективное использование человеческих ресурсов, продукции и денежных средств
Неэффективное использование экономических ресурсов
Эффективное использование экономических ресурсов
Неэффективное использование человеческих ресурсов, продукции и денежных средств
Высокий уровень производительности труда
Низкий уровень производительности труда
Высокий уровень производительности труда
Низкий уровень производительности труда
                                                                                                                                

                                                                                                                                                                                                                                  

                                                                                                                                  

                                                                                                                              

                                                                                                                                       

                                                                                                                                                       

                                                                                                                             

                                                                                                                               

                                                                                                                                   

                                                                                                                              

                                                                                                                                     

                                                                                                                                      

                                                                                                                                       

                                                                                                                                                 

                                                                                                                                

                                                                                                                                       

                                                                                                                                   

                                                                                                                               

                                                                                                                                   

                                                                                                                                 

                                                                                                                                  

                                                                                                                                         

                                                                                                                                    

                                                                                                                                       

                                                                                                                                   

 

РИС. 1. ОТНОШЕНИЕ К ПРОЦЕССУ ПОВЫШЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 .

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КВАЛИФИКАЦИЯ РАБОТНИКОВ
СОВЕРШЕНСТ-ВОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
КВАЛИФИКАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕН- НЫХ РАБОТНИКОВ
ПРОЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВА-НИЯ СРЕДСТВ ПРОИЗВОДСТВА
КВАЛИФИКАЦИЯ РАБОТНИКОВ, ВНЕДРЯЮЩИХ ДОСТИЖЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СРЕДСТВ ПРОИЗВОДСТВА И ТЕХНОЛОГИИ
ПРИРОСТ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА
ПРИРОСТ ВНП  
                                                                 

                                                                      

                                                                                         

                                                                                          

                                                                  

                                                                                  

                                                                              

                                                                                          

 

РИС. 2. ВЛИЯНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ НА УВЕЛИЧЕНИЕ ВНП.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

а.

D %   

               F

               

А+         C+                        E

              G+

T

              К+       В+      D +

б.

D %

             C

А

                                                                     t

K      B   D                              

РИС.2. ВЛИЯНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ НА РОСТ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА И ВНП.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

страна Х Х Х Х Х МП
Отрасль Х Х Х Х МП
Фирма Х Х Х МФ МФ МФ МФ
Отделение Х Х МФ МФ МФ МФ
Завод Х МФ МФ МФ МФ
Отдел МК Н МК Н МК Н МК Н МК Н
Рабочая группа МК Н МК Н УПЦЦ МК Н УПЦЦ МК Н УПЦЦ МК Н УПЦЦ
Работник НТ НТ УПЦЦ УПЦЦ УПЦЦ УПЦЦ

       МИН. ЧАСЫ ДНИ НЕДЕЛИ МЕСЯЦЫ КВАРТАЛЫ ПОЛУГОДИЕ ГОДЫ

I . ТЕОРИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

ВВЕДЕНИЕ.

Современная экономическая ситуация побуждает к пересмотру усто­явшихся ранее, методов оценки хозяйственной деятельности, проверке их на соответствие новым реальностям. Адекватность аналитического ап­парата задачам, стоящим перед экономическими субъектами, позволяет последним оперативно реагировать на быстро меняющуюся среду и ус­пешно руководить трудовыми, техническими, финансовыми и другими процессами производственной деятельности. Поэтому особое внимание в данном разделе уделено проблеме применения системы производст­венного (управленческого) учета к проблемам производительности и эффективности труда.

Одна из проблем учета затрат для исчисления производительности труда связана с различными источниками их формирования. Напомним, что было время, когда труд служил главным ресурсом практически во всех областях деятельности и затраты труда рассматривались, как при­ближенная оценка совокупных затрат. Однако, в связи с развитием науч­но-технического прогресса, доля человеческого труда составляет все мень­шую и меньшую часть совокупных издержек. Сейчас значительную роль играют и другие виды источников затрат: физические и финансовые ак­тивы, материалы, энергия, информация.

Действительно, рост производительности труда на предприятии мо­жет быть в значительной мере обусловлен замещением человеческого труда работой автоматических станков. Если учитывать только затраты живого труда, то будет отмечен существенный рост показателя произво­дительности, но при этом будет проигнорирован тот факт, что этот вы­игрыш в большей степени компенсируется затратами, связанными с. авто­матизацией. Выход состоит в объединении различных видов затрат или использовании целостной системы частных факторных показателей, в знаменателе которых присутствует лишь один вид затрат.

       2. ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА.

Определим понятие производительности в узкой технической кон­цепции и в широкой общественной концепции.

Под производительностью в узкой технической концепции понимается отношение выводимой продукции к вводимым ресурсам.

ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ = ВЫХОД / ВВОД

где: Выход — товары, услуги, сервис, количество, качество, стоимость, поставка, добавленная стоимость; Ввод — труд, капитал, материалы, обо­рудование, энергия, земля, технология, информация.

Этот показатель выражает степень эффективности использования ре­сурсов.

Под производительностью в широкой общественной концепции понимается, прежде всего, то, что производительность — это умственная склон­ность человека к постоянному поиску возможности усовершенствова­ния того, что существует. Она основана на уверенности в том, что чело­век может работать сегодня лучше, чем вчера, а завтра еще лучше. Она требует постоянно совершенствовать экономическую деятельность с уче­том меняющихся условий общества.

Следует выделить две группы факторов повышения производитель­ности:                                              1) находящиеся под управлением делового субъекта (менеджмент - стратегические решения, организационные вопросы, трудовые от­ношения, руководящие и контролирующие кадры средних звеньев, технология, средства производства, исследования и разработки, качество продукции, условия труда, информация);

2) не находящиеся под управлением делового субъекта (политичес­кие мероприятия правительства, инфраструктура, рыночный ме­ханизм, законы, конкуренция, обеспечение природными ресурса­ми, трудовые ресурсы, культура и социальные ценности). Повышение производительности в любой организационной системе может происходить различными путями под воздействием вышеназван­ных факторов. Она может повышаться, если наблюдается одна из пяти ситуаций:

1. продукция растет, а затраты снижаются,

2. продукция растет быстрее, чем затраты,

3. продукция остается без изменений, в то время как затраты снижаются,

4. продукция растет при неизменных затратах,

5. продукция снижается более медленными темпами, чем затраты.

В условиях формирования рыночных отношений следует различать отношение к процессам изменения производительности с обществен­ной точки зрения и с точки зрения частного владельца — фирмы, пред­приятия (рис. 1).

Необходимо отметить, что производительность является важнейшим показателем экономического роста, т.е. показателем, обеспечивающим рост реального продукта и дохода.

Экономический рост — одна из основных целей в экономике госу­дарств с рыночной структурой хозяйствования. Увеличение обществен­ного продукта на душу населения означает повышение уровня жизни. Рост реального продукта приводит к возрастанию материальных благ, предоставляемых государством своим работникам. Динамически разви­вающаяся экономика, в отличие от статической, позволяет обществу уве­личивать реальный валовой национальный продукт (ВНП) или чистый национальный продукт (ЧНП).

Увеличение реального продукта и дохода может осуществляться дву­мя основными способами: а) путем вовлечения в производство большо­го объема ресурсов, к примеру, затрат труда, и б) путем более произво­дительного их использования. Таким образом, мы приходим к понятию «трудозатраты». Так, реальный ВНП определяется как трудозатраты (в человеко-часах), умноженные на производительность труда.

ВНП = число отработанных человеко-часов х производительность труда.

Отсюда производительность труда — общий объем продукции, де­ленный на количество затраченного на его производство труда, или ре­альная часовая выработка на одного занятого.

Пример. На фирме занято 30 человек, каждый из которых отрабаты­вает 2 тыс. часов в год (50 недель по 40 рабочих часов в неделю), так что общее число отработанных человеко-часов составляет 60 тыс. Если сред­няя выработка в расчете на человеко-час составляет 2,5 тыс. руб., то общий выпуск продукции, или реальный ВНП, составит 150 млн. руб. (60 тыс. х 2,5 тыс. руб.).

Величина трудозатрат зависит от численности занятых и от продол­жительности средней рабочей недели. В свою очередь численность заня­тых зависит от численности населения в трудоспособном возрасте и уров­ня вовлеченности рабочей силы в производство, то есть от доли трудо­способного населения, которое реально занято производством, а средняя рабочая неделя определяется законодательными нормами и коллектив­ными договорами.

На производительность труда непосредственное воздействие оказы­вают такие факторы, как технический прогресс, фондовооруженность, количество рабочей силы и эффективность распределения различных ресурсов, их сочетание и управление ими. Производительность труда увеличивается по мере улучшения здоровья, профессиональной подго­товки, образования и повышения заинтересованности работников в ре­зультатах деятельности, по мере роста обеспеченности машинами и обо­рудованием, а также природными ресурсами, при лучшей организации производства и управления, при перемещении рабочей силы из менее эффективных отраслей в более эффективные.

Рассмотрим более подробно влияние некоторых перечисленных фак­торов на рост производительности труда, который в конечном итоге обес­печивает рост реального продукта и дохода.

По оценкам российских и зарубежных специалистов две трети при­роста производительности труда обеспечиваются за счет технического прогресса. Технический прогресс включает в себя не только совер­шенно новые методы производства, но и также и новые формы управ­ления и организации производства. То есть под техническим прогрес­сом подразумевается открытие новых знаний, позволяющих по-ново­му комбинировать данные ресурсы с целью увеличения конечного выпуска продукции.

На практике технический прогресс и инвестиции тесно взаимосвяза­ны: технический прогресс влечет за собой инвестиции в новые машины и оборудование. Например, для того, чтобы успешно применять техно­логии по использованию атомной энергии, необходимо строить атом­ные электростанции.

Производительность труда работника повышается, если он будет ис­пользовать больше основного капитала. Но в развитии экономики воз­можна и такая ситуация, когда за определенный период времени увели­чивается совокупный объем капитала, а численность рабочей силы воз­растает быстрее, при этом производительность труда будет падать, так как сокращается фондовооруженность труда каждого работника. Вполне возможно замедление темпов роста производительности труда в связи с недостатком капиталовложений в развитие инфраструктуры (шоссейные дороги, мосты, общественный транспорт, система водоочистки и водо­снабжения, аэропорты и т.д.).

Особое место среди факторов роста производительности труда зани­мают образование и профессиональная подготовка. Инвестиции в чело­веческий капитал — важное средство повышения производительности труда. Важнейшим показателем качества рабочей силы является уровень образования. В предыдущих главах уже рассмотрена эта зависимость.

Влияние квалификации на повышение производительности труда и в результате этого на увеличение ВНП схематически изображено на рис. 2.

Как показано на рис.2, взаимосвязь между повышением уровня квалификации и производительностью труда довольно сложна. Но тем не менее часть роста производительности труда зависит от уровня квалификации. Этому относительному приросту производительности в свою очередь соответствует определенная часть общего прироста ВНП.

Статистические исследования влияния уровня квалификации на по­вышение производительности труда и тем самым на увеличение ВНП впервые начал производить в России еще в 20-х гг. академик С.Г. Струмилин. В последующих исследованиях отдельными экономистами было рассчитано, что за счет повышения профессионально- квалификацион­ного уровня рабочих обеспечивается в среднем около 30% прироста ВНП, свыше 20% прироста производительности труда.

Профессионально- квалификационная структура и уровень квалифи­кации работников в огромной мере зависят от уровня общего образова­ния. Высокая общеобразовательная подготовка создает прочную основу для роста не только производственной квалификации, но и производст­венной и общественной активности работников.

В перспективе с созданием цивилизованных рыночных отношений влияние квалификации на повышение производительности труда и ВНП будет в ускоренном темпе увеличиваться. Для более наглядного представления о влиянии квалификации на повышение производительности труда и ВНП воспользуемся графическим изображением этого процесса (рис. 3).

На рис. 3 (б) изображена ситуация, когда для упрощения при­нято условие, что уровень производительности труда остается неиз­менным, одновременно темп роста населения (прямая АВ), а также темп роста трудовых ресурсов (прямая CD) систематически уменьша­ются. Очевидно, что при неизменной производительности труда и осу­ществлении полной занятости прямая CD изображает также темп роста   ВНП, который уменьшается с той же интенсивностью, что и темп роста             трудовых ресурсов.

Рис. 3 (а) изображает ситуацию, при которой изменено исходное поло-           жение о неизменности уровня производительности труда, в то же время мы            исходим из условия, что динамика роста произво­дительности труда зависит   лишь от повышения уровня квалификации. Прямая GE является линией, изображающей темп роста производительности труда, который зависит исключительно от повышения уровня квалификации. Разумеется, в полном смысле слова это не эмпирическая кривая, поскольку она отражает только тенден­цию фактического экономического процесса. Направление этой линии показывает, что отрицательное влияние снижения темпа роста трудо­вых ресурсов на темп роста ВНП частично нейтрализуется путем уве­личивающегося темпа роста производительности труда. В результате пря­мая, воспроизводящая относительный прирост ВНП, перемещается вверх из положения CD в положение FE, а поле, заключенное между точками F, С, D и Е, изображает влияние повышения квалификации и прирост ВНП в течение всего периода.

Среди факторов роста производительности труда особое место зани­мают условия труда. Это — совокупность факторов производственной сре­ды, влияющих на работоспособность, здоровье человека, развитие его как личности, на результаты его труда. Условия труда оказывают огромное влияние на отношение человека к труду, морально-психологический кли­мат коллектива и его стабильность. Со временем условия труда претер­певают принципиальные изменения, что связано с сокращением доли тяжелого ручного и физического труда и работ, выполняемых в не­благоприятных условиях. По мере освобождения рабочего от непо­средственного воздействия на предмет труда обеспечивается большая безопасность работы, но появляющиеся новые производства, техно­логические процессы, виды энергии, вещества, материалы, увеличи­вающиеся мощности и скорости рабочих машин и оборудования мо­гут оказать неблагоприятное влияние на человека. Глубокое изучение влияния новых технологий, химических, биологических и иных ве­ществ и видов энергии на организм человека и обеспечение его пол­ной безопасности становится одной из важнейших задач науки и прак­тики. Новые, более высокие требования предъявляются и к работни­кам, занятым на этих производствах. От них требуются повышенное внимание, оперативное мышление, быстрота и точность реакции. Дру­гими словами, вместо физического, возрастает нервно-эмоциональ­ное напряжение. Наряду с этим при неполной механизации и авто­матизации производства еще сохраняется много операций и работ малосодержательных и монотонных, отрицательно влияющих на ра­ботоспособность человека.

Приоритетным направлением в работе по дальнейшему улучшению условий труда должно стать создание безопасных технологических про­цессов, машин и оборудования, эффективных форм организации тру­да и производства, исключающих вредные воздействия на организм человека. Главными должны стать профилактические меры техноло­гического характера, поскольку они влияют на причины неблагопри­ятных условий труда.

Переход к рыночным отношениям требует все больших средств на создание безопасной техники и на этой основе сокращения затрат на компенсацию неблагоприятных условий труда. Очевидно необхо­дима единая научно-методическая основа установления льгот и ком­пенсаций и объективная оценка реального воздействия условий тру­да на работоспособность и здоровье человека. Однако главным при решении этих задач должен быть не столько экономический эффект, сколько социальный.

Наряду с улучшением условий труда огромное значение для по­вышения его эффективности имеет улучшение бытовых условий ра­ботников. Установить непосредственную зависимость улучшения бы­товых условий и результатов производства довольно трудно, поскольку ее проявления весьма разнообразны: здесь и сокращение потерь ра­бочего времени, вызванных простудными заболеваниями, и улучше­ние морально-психологического климата в трудовых коллективах, и укрепление дисциплины, и повышение стабильности. Повышение со­держательности труда, создание здорового морально-психологичес­кого климата в трудовом коллективе, рост квалификационного уров­ня и профессионального мастерства работников имеют огромное зна­чение для роста производства.

3. ПОКАЗАТЕЛИ И МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА.

Производительность труда, как было сказано выше, представляет со­бой отношение между количеством продукции, произведенной данной организационной системой, и количеством затрат, использованных в той же организационной системе для выпуска этой продукции. Чтобы изме­рить производительность, требуется дать количественное выражение про­дукции и затратам и сопоставить их.

На первый взгляд, это выглядит достаточно просто, и по отноше­нию к некоторым организационным системам это действительно так. Большинство же организаций выпускает многообразные виды продук­ции. В некоторых случаях продукция — это товары, которые легко вы­разить количественно; в других случаях продукция — это услуги, и найти для них количественное выражение очень трудно. Во многих организа­циях затраты в высшей степени разнообразны даже в пределах одного вида ресурсов.

На процесс измерения производительности труда оказывают влия­ние такие факторы, как изменение ассортимента, продолжительность производственного цикла, отнесение конкретной продукции к конкрет­ным затратам, метод агрегирования данных, вероятность отсутствия дан­ных и выбор меры производительности. Другими словами, приступая к проектированию и разработке систем измерения и оценки производи­тельности труда, следует с самого начала учитывать ряд обстоятельств. Например, для измерения необходимы информация (данные о продук­ции и затратах) и возможности ее сопоставления, при этом данные о затратах должны отражать все ресурсы, израсходованные при выпуске данной продукции. Диапазон системы измерения, или период, кото­рый подлежит анализу, определяет количество собираемой информа­ции. Периодом может быть год, квартал, месяц и т.д. На рис.4 наглядно представлена взаимосвязь между «единицей анализа» и диа­пазоном измерения».

В практике наиболее разработанными и широко используемыми яв­ляются три метода измерения производительности: нормативный метод, многофакторная модель измерения производительности и многокритериаль­ный метод.

Нормативный метод — это организационный метод измерения про­изводительности, ориентированный на развитие системы измерения и основанный на активном участии персонала.

Нормативный метод стал широко использоваться с созданием и раз­витием компьютерно- информационных служб. Он базируется на методе номинальных групп (МНГ) и дельфийском методе (МД). Этот метод при­годен для более мелких единиц анализа, например для рабочих групп или отделов. Поэтому его применение можно считать децентрализован­ным подходом к измерению производительности. Вместе с тем норма­тивный метод можно использовать и для более крупных единиц анализа (завод, служба или фирма), при этом применяют: 1) выборочное представительство, 2) дельфийский метод, 3) объединение различных систем измерения. Нормативный метод используется не только при разработке систем измерения производительности труда, но и в стратегическом пла­нировании, перспективном решении проблем и т.д.

Многофакторная модель измерения производительности в меньшей сте­пени рассчитана на участие работников; она базируется преимущест­венно на отчетных данных, а не на информации со стороны работни­ков. Процедура работ направлена «сверху вниз», а не «снизу вверх», более последовательно опирается на определение производительности и использует только коэффициенты и индексы для измерения произ­водительности.

Модель можно использовать с целью: 1) получить общий, интегри­рованный измеритель производительности для фирмы; 2) обеспечить аналитическую ревизию динамики показателей продуктивности; 4) под­готовить финансовые отчеты; 5) оценить и измерить влияние сдвигов в производительности на прибыльность; 6) оценить эффективность от­дельных мероприятий (например, таких, как кружки качества, внедре­ние систем контроля качества, стимулирования или технологических нововведений); 7) измерить первоначальное распределение выгод от изменения производительности в фирме; 8) оказать помощь при опре­делении целей в области производительности и при стратегическом пла­нировании, в частности использования мощностей, организации сбы­та, регулирования издержек и штатов, управления качеством, ценооб­разования и т.д.

Многокритериальный метод измерения производительности труда (его именуют также матрицей целей) позволяет измерить и оценить резуль­тативность и производительность, и что самое главное — обеспечить получение агрегированного индекса этих показателей. Данный метод тесно связан с предыдущими двумя методами и базируется на их мето­дических расчетах. Опираясь на полученный с помощью нормативного метода перечень измерителей результативности, процедура использо­вания многокритериального метода включает следующие стадии работ:

1) определение и ранжирование критериев, по которым следует оцени­вать производительность; 2) оценку относительной значимости крите­риев результативности; 3) объединение графиков результативности (шкал, кривых) с весами критериев.

Многокритериальный метод позволяет разработать наглядную и эф­фективную систему измерения и оценки производительности и резуль­тативности. Она является эффективным инструментом увязки плана по­вышения и измерения производительности.

Далее рассмотрим практическую строну использования производи­тельности труда в качестве контрольного показателя при расчете про­изводительности добавленной стоимости (рис.5—6). Заметим, что эффекты бывают взаимно противоречащими: 1) инвестиции в обору­дование в целях повышения вооруженности труда могут снижать произ­водительность и оборачиваемость капитала; 2) повышение цен может привести к падению объема выручки.

Всякий рост производительности труда в конечном счете означает экономию труда, сбережение рабочего времени, т.е. экономия труда про­является в росте производительности.

Экономию численности работников следует рассчитывать по следую­щей формуле:

L= Yn / Po - Ln

где: L — сэкономленная численность; Уn — объем продукции в n-году;

Po — производительность труда в 0 году; Ln — численность занятых в n-году.

Измерение эффективности производства с позиций живого труда предполагает использование показателя производительности труда. Вмес­те с тем более адекватный реальной действительности подход требует рассмотрения динамики валового национального продукта с позиций и живого, и овеществленного труда. Многофакторный подход к динами­ке ВНП предполагает использование макроэкономических производ­ственных функций.

Показатели производительности труда могут быть средними, прирост­ными и предельными. Если Yt = f[Lt), где Yt — физический объем ВНП, а Lt — физический объем затрат труда,         Yt /   Lt – приростная производительность труда, dYt / dLt – предельная производительность труда. Каждый из показателей имеет свой экономический смысл и характеризует накопленный уровень эффективности. Очевидно, что интегрирование предельных величин и суммирование приростных позволяет получить средние величины.

Предельные показатели эффективности соответствуют непрерывним факторным моделям, а при дискретных формах данных моделей предельные показатели становятся приростными.

Средняя производительность труда, как средний частный показатель эффективности соответствует однофакторному подходу, когда Yt = f ( Lt ) . Взаимосвязь между Yt и Lt можно выразить : Yt = A * Lt , где А – эффективность человеческого фактора и A = Y/L является неизменной для каждого момента t.

Геометрически А – это угловой коэффициент прямой Yt= A * Lt , проходящей через начало координат с неизменным угловым коэффициентом Q Yt / Q Lt = A , т.е. предельная эффективность стабильна и равна средней.

Но А не остается постоянной величиной ( Yt = At * Lt или  Yt = At * Lt b , где b – степень однородности факторной модели). Увеличение Lt в n  раз дает увеличение Yt в nb раз. В случае, если b =1, функция является однородной первой степени. При b = 1 и предельной эффективности

d Yt / d Lt = b ( Yt / Lt) возможны два случая.

1. b> 1 , dYt / d Lt > Yt / Lt. Эффективность человеческого фактора возрастает.

2. ®®® b<1, d Yt / d Lt < Yt / Lt. Средняя эффективность Y/L – снижается. Если же в данном случае А – const , то d Y / d L = b( A / L 1-b) ® 0 при  Lt ® ¥ .

Эффективность человеческого фактора и его прироста выражает­ся параметром b (при рассмотрении функции Yt = Аt х Ltb). В дан­ном случае Аt — уже не выражает эффективность затрат труда (как в функции Yt = Аt х Lt), а отражает лишь ту эффективность человечес­кого фактора, которая связана с влиянием других факторов произ­водства.

Применение функции Yt = Аt х Ltb ограничено предположением, что при росте Lt влияние этого фактора на объем и динамику произ­водства остается неизменным. На самом деле воздействие динамики человеческого фактора на рост производства неоднозначно, за данным процессом стоит целый ряд процессов, которые влияют на показатель эффективности. Ведь, например, увеличение затрат труда может про­исходить такими темпами, что в процесс производства будут вовлекаться менее производительные виды труда.

Однофакторные модели экономического роста основываются на предложении, что динамика и объем ВНП определяются только ди­намикой и объемом одного фактора, в нашем случае человеческого фактора.

При многофакторном подходе, имеется в виду, что объем и динамика ВНП связаны непосредственно с двумя или более видами производст­венных ресурсов. В данном случае показатели экономической эффек­тивности могут рассматриваться как частные показатели экономической эффективности фактора производства и совокупной эффективности фак­торов производства.

Например, можно записать многофакторную модель (в нашем слу­чае двухфакторную) как Yt = А х Кta х Ltb, где Kt — основные производ­ственные фонды в момент t.

Параметры a и b характеризуют эластичность объема и динамики физического объема ВНП от физического объема и динамики факторов производства К и L.

Параметр a характеризует прирост Y, приходящийся на единицу при­роста К (при L —> const), b — прирост Y, приходящийся на единицу прироста L (при К —> const). Параметр А, с одной стороны, является коэффициентом масштабности, а с другой — отражает влияние неучтен­ных в модели факторов производства.

При многофакторном подходе показатели эффективности могут оп­ределяться также как средние совокупные и предельные совокупные (предельное отношение ВНП к совокупности факторов производства). В многофакторных моделях уровень и динамика среднего частного показателя эффективности зависит от соотношения факторов производст­ва. Например, для нашего случая:

Производительность Yt/Lt  труда возрастает в результате увеличения фондовооруженности труда Rt / Lt . Предполагается, что а > 0. Таким образом, воздействие одного из главных источников изменения эффектив­ности — соотношения факторов производства и его динамики отражает­ся в рассматриваемой модели.

Как и при однофакторном подходе, на показатели эффективности влияют величины а и b и закономерности их изменения. Если а > 1, то производительность труда становится возрастающей функцией его фон­довооруженности.

Здесь также надо отметить, что всем агрегатным переменным эконо­мического роста, их физическим объемам присущ принцип неоднород­ности. Решение проблемы неоднородности связано с редукцией основ­ных элементов экономического роста.

Структурная неоднородность трудовых затрат вытекает из измене­ний как половозрастного, так и профессионального состава рабочей силы. Приведением к одинаковому уровню квалификации, профессиональной подготовки, образования предполагается решить проблему неоднород­ности трудового потенциала.

Построение динамики трудовых затрат с учетом их неоднород­ности является необходимым моментом для более точного объясне­ния источников роста производительности труда и роста производст­ва. Однако проблема неоднородности присуща и производственным фондам и продукции. Только решение проблемы в отношении всех факторов производства и продукции может дать полностью согласо­ванные результаты.

ПРОГРАММЫ УПРАВЛЕНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬЮ ТРУДА.

Управление производительностью — это процесс, предполагающий стратегическое и оперативное планирование и постоянный контроль за эффективным внедрением систем повышения производительности.

Программы управления производительностью труда включают:

1 ) измерение и оценку производительности, 2) планирование контроля и повышение производительности на основе информации, полученной в процессе измерения и оценки, 3) осуществление мер контроля и повышения производительности, 4) измерение и оценку воздейст­вия этих мер.

Управление производительностью труда — это фактически часть более широкого процесса управления. Он включает планирование, организа­цию, руководство, контроль и регулирование, основанное на соотноше­нии количества продукции, выпущенной производственной системой, и затрат на эту продукцию. Этот процесс столь же важен, как и другие контрольные функции и процессы.

Процесс управления производительностью труда неизбежно включа­ет ее измерение.

Управление производительностью требует эффективных контактов и понимания роли различных служб в создании товаров или услуг. Оно также требует рассматривать систему с позиций крупных, страте­гических и более мелких, тактических и даже текущих задач, умения обосновать перемены и оценить их последствия и, что, пожалуй, важ­нее всего, способности увязать повышение производительности с ее измерением.

Наглядным примером умелого использования в реальной практике процесса управления производительностью является Япония. В службы управления производительностью японских фирм в обязательном по­рядке включают представителей различных специальностей, обладаю­щих широтой взглядов и ясно видящих перспективу.

Управление производительностью неразрывно связано с управлени­ем качеством (процессом обеспечения качества), планированием (про­цессом, определяющим, что должно быть сделано для повышения эф­фективности), измерением трудозатрат и разработкой смет (процессом оценки экономичности), бухгалтерским учетом и финансовым контро­лем (службами, ведающими оценкой прибыльности) и кадровой служ­бой. Управляют производительностью менеджеры. Процесс управления можно представить в виде следующей схемы (рис.7).

Менеджерам следует разрабатывать свой план стратегических меро­приятий в области управления производительностью труда. Применяе­мые ими методы ее измерения, оценки, контроля и повышения могут быть идентичны тем, которые используются в других организациях. Од­нако характер использования этих методов и их объединения в систему уникален в каждой организации.

Планирование мероприятий в области управления производитель­ностью труда — это сложная задача, не зависящая от величины и струк­туры организационной системы. Для рыночной экономики характерно, что все большее число работников аппарата, отделов кадров и менедже­ров разного уровня сталкиваются с необходимостью разработки и внед­рения программ в области производительности труда.

Качество процесса планирования на ранних стадиях разработки про­грамм управления производительностью имеет существенное значение для успеха долгосрочных программ управления.

Приведем восемь последовательных этапов процесса стратегического планирования применительно к проектированию и разработке программ управления производительностью труда.

Этап 1. Внутренняя стратегическая оценка.

На данном этапе стратегического планирования внимание должно быть сконцентрировано на внутренних аспектах организационной системы, для которой разрабатывается программа. При этом следует ответить на вопрос : какие внутренние факторы ( слабые и сильные стороны, проблемы, возможности и наличие других программ) следует учитывать при проектировании, разработке и осуществлении мероприятий в области управления производительностью труда ?

Этап 2. Внешняя стратегическая оценка.

Внимание должно быть уделено внешним условиям деятельности организационной системы, которые способы повлиять на проектирование и разработку программы. Следует ответить на вопрос: какие внеш­ние факторы (тенденции, другие организационные системы, пробле­мы, ограничения, возможности, поставщики, технологии, конкуренты, люди и т.д.) следует учитывать или включать в процесс в ходе проекти­рования и разработки мероприятий в области управления производи­тельностью труда?

Этап 3. Формулирование предпосылок плана.

На данном этапе необходимо сосредоточить внимание на главных предпосылках плана. Из множества внешних и внутренних предпосылок следует отобрать наиболее существенные и конкретные, которым необ­ходимо присвоить свой номер. Затем предпосылки в соответствии с их номером следует разместить в матрицу важности факторов (рис. 8).

Этап 4. Стратегическое планирование.

На этом этапе обеспечивается согласование целей или задач про­граммы управления производительностью труда. Предполагается задача в следующей постановке: выделить стратегические (рассчитанные на 2—5 лет) цели и задачи, которые призваны реализовать поставленную про­грамму управления производительностью. Следует сосредоточить вни­мание на том, чтобы получить краткие, но четкие формулировки целей. На данном этапе полезно отделить первоочередные, или «обязательные», цели (задачи) от «желательных».

Этап 5. Разработка критериев результативности программы.

Следует сосредоточить внимание на разработке конкретных крите­риев, по которым в дальнейшем будут оценивать программу управле­ния производительностью труда. Предлагается указать конкретные измерители, критерии, нормативы, по которым следует оценивать резуль­тативность (действенность, экономичность, качество, новаторство, вы­годы, затраты) мероприятии в области управления производительнос­тью. Результаты используются на более поздней стадии разработки программы.

Этап 6. Планирование мероприятий.

На этом этапе внимание концентрируется на разработке конкретных мероприятий, под которые следует выделить ресурсы в следующем году для проектирования и разработки программы управления производитель­ностью. Нужно заметить, что речь идет не обязательно о шагах, которые следует осуществить в течение года. Это могут быть мероприятия стра­тегического характера, на выполнение которых уйдет 2—5 лет, но при­ступить к ним следует в будущем году. Выдвигается задача: сформулиро­вать и перечислить конкретные программы, мероприятия и планы, под которые следует выделить ресурсы на следующий год, для того чтобы успешно начать осуществление программы.

Этап 7. Планирование проектов.

На данном этапе перечень первоначальных (на первый год) меро­приятий в области управления производительностью, сформулирован­ных и согласованных на этапе 6, классифицируется и детализируется на конкретные мероприятия. Затем разрабатывается проект, включаю­щий последовательность выполнения работ, оценку затрат, функции исполнителей, вопросы управления проектом, анализ издержек и вы­год. Значительную часть программы на данном этапе можно считать завершенной. Остается лишь свести воедино все результаты планиро­вания, проанализировать их, объединить в один общий план и при­влечь соответствующих работников к конкретным вопросам внедрения.

Этап 8. Рассмотрение и оценка программы.

По сути дела, данный этап представляет собой продолжение работы на этапе 5. Цель заключается в том, чтобы свести воедино результаты, полученные от различных групп менеджеров.

Приведем несколько конкретных примеров анализа управления про­изводительностью труда.

1. Бригада из пяти человек произвела за месяц 500 единиц продук­ции, затратив 880 трудовых единиц, в данном случае часов (5 человек х 22 дня х 8 ч = 880 человеко-часов за месяц). На основе этого про­стого примера можно исчислить несколько показателей производи­тельности труда:

а)  P = Y(500) / V(880) = 0.57

б) P = Y(500) / L(5) = 100

где: Р — производительность труда, V — затраты труда (единиц), Y— количество продукции (единиц), L — численность работников (человек).

2. Предположим, что в следующем месяце продукция составила 600 единиц при затратах 800 трудовых единиц (5 человек х 20 дней х 8 ч = = 800 человеко-часов в месяц). Можно исчислить два показателя:

а) P = Y(600) / V(800) = 0.75

б) P = Y(600) / V(5) = 120

где: Р — производительность труда, V — затраты труда (единиц), Y— количество продукции (единиц), L — численность работников (человек).

В обоих случаях производительность труда возросла. Но заметим, что речь идет лишь о статистических коэффициентах производитель­ности труда (т.е. одного фактора). Индексы динамики производитель­ности труда равны:

а) Р = 600/800 / 500/880 = 1,32

б) Р = 600/5 /500/5 = 1,20

Лишь исследовав индексы динамики, получим представление о тем­пе роста производительности труда за этот период.

3. Предположим, что, кроме труда, для выпуска продукции исполь­зуются материалы. В табл. 1.1 представлены месяцы 1 и 2. Хотя добав­ляется еще один вид затрат (материалы), исчисление производительнос­ти не представляет труда. Существенные проблемы возникают лишь при исчислении многофакторных коэффициентов и индексов.

Когда затраты либо продукция бывают различных видов, возни­кают трудности, связанные с объединением разнородных единиц. Чтобы решить указанную проблему, необходимо найти наименьший общий знаменатель для различных видов затрат и продукции. Для определенных видов могут существовать физические общие знаме­натели, например, в машиностроении, энергетике — условная еди­ница мощности. Но для других видов затрат труда и продукции об­щего физического знаменателя не существует. Поэтому в качестве общего знаменателя принято использовать финансовые измерители в неизменных ценах.

4. Далее к каждому виду затрат и продукции добавим индекс цен. В табл. 2.1 представлены данные за оба месяца. Следует обратить внима­ние, что за исключением многофакторного варианта коэффициенты исчислены без учета сопоставимых цен и издержек в качестве весов. Сделано это потому, что не были выделены различные виды труда и материалов. Если бы имелось несколько видов трудовых затрат, тогда при исчислении коэффициентов для агрегированных трудовых затрат потребовалось бы взвешивание по издержкам.

Интерпретируя приведенные выше коэффициенты и индексы, можно сделать вывод, что рабочая группа в месяце 2 произвела про­дукции на 20% больше, чем в месяце 1, затратив на нее примерно на 9% меньше оплаченных человеко-часов, но на 25% больше материалов. Продукция в расчете на одного работника возросла на 20%, на один человеко-час на 31,5%, на единицу затрат материалов она сократилась на 4%. Таким образом, рабочие потребили в месяце 2 в расчете на единицу продукции на 4% больше материалов, чем в предыдущем месяце (500/1000)/(600/1250) = 0,96. Без процедуры взве­шивания по издержкам и неизменным ценам нельзя интерпретировать многофакторный вариант позиции 3. Но относительно позиции 4 мы видим, что многофакторный коэффициент для месяца 1 равен 3,06, а для месяца 2 — 3,01. Не имея норматива для сравнения, нельзя судить о том, хорош или плох этот показатель. Однако при простом сопостав­лении коэффициентов за оба месяца и исчислении индекса производи­тельности мы видим, что рабочая группа функционировала в месяце 2 на 2% менее производительно, чем в месяце 1.

ВЫВОД.

Производительность труда является важнейшим показателем эконо­мического роста. Она измеряется как общий объем продукции, деленный на количество затраченного на его производство труда. Это сред­ний продукт труда, или выработка одного работника за один час.

На уровень производительности труда непосредственное воздейст­вие оказывают такие факторы, как технический прогресс, фондовооруженность, качество рабочей силы, социально-трудовые отношения, ор­ганизация и условия труда, эффективность распределения, сочетания различных ресурсов.

На практике наиболее широко используются такие методы изме­рения производительности труда, как нормативный и многокритери­альный метод, и многофакторная модель измерения производитель­ности труда.

Всякий рост производительности труда в конечном счете означает экономию труда, сбережение рабочего времени.

Показатели производительности труда могут быть выражены как средние, приростные и предельные. Каждый из показателей имеет свой экономический смысл и характеризует накопленный уровень эффек­тивности, его прирост в пределах определенного периода и в опреде­ленной точке.

В целях повышения уровня производительности труда разрабаты­ваются специальные программы управления производительностью тру­да, которые включают измерение и оценку этого уровня, планирование контроля и повышения производительности на основе информации, ' полученной в процессе измерения и оценки, осуществление конкрет­ных мер по повышению производительности, измерение и оценку воз­действия этих мер.

Управление производительностью неразрывно связано с управлени­ем качеством (процессом обеспечения качества продукции), планирова­нием (процессом, определяющим что должно быть сделано для повыше­ния эффективности), измерением трудозатрат и разработкой смет (про­цессом оценки экономичности), бухгалтерским учетом и финансовым контролем (оценкой прибыльности) и кадровой политикой.

Процесс разработки программы управления производительностью включает такие этапы, как внутренняя и внешняя стратегическая оцен­ка, стратегическое планирование, разработка измерителей результатив­ности, планирование мероприятий, планирование проектов, рассмотре­ние и оценка программы.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

НА УРОВНЕ ОБЩЕСТВА.                           НА УРОВНЕ ВЛАДЕЛЬЦА

                                                                                    ПРЕДПРИЯТИЯ.                                       

Внесение вкладов в благосостояние общества                                                                                          
Распад сплоченности общества
Приятное настроение на работе, перспективность в жизни, прогресс и развитие человеческого труда
Тяжелое настроение на работе и падение перспективности имеющейся квалификации
Низкий уровень заработной платы, увеличение рабочего времени и тяжелые условия работы, рост безработицы и пр.
Стабилизация занятости и рабочих мест, повышение жизненного уровня
Нестабильная занятость, проблемы трудоустройства и снижение жизненного уровня
Достижение высокого уровня благосостояния в обществе
Усиление в обществе напряжения, чувства неуверенности
Стабилизация и укрепление основ предприятия
Ослабление основы предприятия
Стабилизация и развитие экономического положения в обществе
Застойное экономическое положение в обществе
Эффективное использование человеческих ресурсов, продукции и денежных средств
Неэффективное использование экономических ресурсов
Эффективное использование экономических ресурсов
Неэффективное использование человеческих ресурсов, продукции и денежных средств
Высокий уровень производительности труда
Низкий уровень производительности труда
Высокий уровень производительности труда
Низкий уровень производительности труда
                                                                                                                                

                                                                                                                                                                                                                                  

                                                                                                                                  

                                                                                                                              

                                                                                                                                       

                                                                                                                                                       

                                                                                                                             

                                                                                                                               

                                                                                                                                   

                                                                                                                              

                                                                                                                                     

                                                                                                                                      

                                                                                                                                       

                                                                                                                                                 

                                                                                                                                

                                                                                                                                       

                                                                                                                                   

                                                                                                                               

                                                                                                                                   

                                                                                                                                 

                                                                                                                                  

                                                                                                                                         

                                                                                                                                    

                                                                                                                                       

                                                                                                                                   

 

РИС. 1. ОТНОШЕНИЕ К ПРОЦЕССУ ПОВЫШЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 .

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КВАЛИФИКАЦИЯ РАБОТНИКОВ
СОВЕРШЕНСТ-ВОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
КВАЛИФИКАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕН- НЫХ РАБОТНИКОВ
ПРОЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВА-НИЯ СРЕДСТВ ПРОИЗВОДСТВА
КВАЛИФИКАЦИЯ РАБОТНИКОВ, ВНЕДРЯЮЩИХ ДОСТИЖЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СРЕДСТВ ПРОИЗВОДСТВА И ТЕХНОЛОГИИ
ПРИРОСТ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА
ПРИРОСТ ВНП  
                                                                 

                                                                      

                                                                                         

                                                                                          

                                                                  

                                                                                  

                                                                              

                                                                                          

 

РИС. 2. ВЛИЯНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ НА УВЕЛИЧЕНИЕ ВНП.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

а.

D %   

               F

               

А+         C+                        E

              G+

T

              К+       В+      D +

б.

D %

             C

А

                                                                     t

K      B   D                              

РИС.2. ВЛИЯНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ НА РОСТ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА И ВНП.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

страна Х Х Х Х Х МП
Отрасль Х Х Х Х МП
Фирма Х Х Х МФ МФ МФ МФ
Отделение Х Х МФ МФ МФ МФ
Завод Х МФ МФ МФ МФ
Отдел МК Н МК Н МК Н МК Н МК Н
Рабочая группа МК Н МК Н УПЦЦ МК Н УПЦЦ МК Н УПЦЦ МК Н УПЦЦ
Работник НТ НТ УПЦЦ УПЦЦ УПЦЦ УПЦЦ

       МИН. ЧАСЫ ДНИ НЕДЕЛИ МЕСЯЦЫ КВАРТАЛЫ ПОЛУГОДИЕ ГОДЫ

Дата: 2019-05-28, просмотров: 176.