Методы поиска новых идей и решений
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Методы поиска новых идей и решений

 

Существует большое количество методов поиска новых идей и решений, которые обеспечивают эффективную творческую деятельность. Эти методы служат надежным и эффективным инструментом менеджмента. Знать эти методы или, по крайней мере, иметь о них представление, обязан каждый менеджер.

Приведём краткое описание, особенности и области применения некоторых основных методов управления:

· мозговой штурм и его разновидности;

· конференция идей;

· синектика;

· пул мозговой записи;

· идея Делфи;

· опрос с помощью карточек;

· идейная инженерия;

· метод коллективного блокнота;

· триггерная[1] техника;

Техника созидательного сотрудничества

 

Этот метод характеризуется сменой групповой и индивидуальной работы. После относительно краткого (10—15 мин) группового мозгового штурма участники расходятся, чтобы индивидуально подумать над проблемой еще некоторое время (5—10 мин), записать дополнительные идеи, модифицировать или расширить уже имеющиеся.

Организация созидательного сотрудничества

· Изложение проблемы руководителем (5 мин)

· Высказывание идей и предложений группой (10—15 мин без учета перерыва)

· Выработка и модификация идей и предложений (10 мин)

· Развитие идей и предложений (60 мин)

Конференция идей

Метод конференции идей, как и предыдущие, можно считать модификацией классического мозгового штурма. Он отличается темпом проведения совещания выдвижению идей и допущением доброжелательной критики в форме реплик и комментариев. В данном случае критические замечания могут повысить ценность выдвинутых идей. Все предложенные идеи фиксируют в протоколе без указания их авторства.

Конференция идей Гильде

 

К конференции идей Гильде привлекают руководителей и рядовых сотрудников, постоянно имеющих дело с этой проблемой, а также новичков, поскольку они свободны от стереотипов традиционных решений и часто выдвигают свежие идеи. Не следует приглашать на конференцию лиц, скептически настроенных относительно возможности решения данной проблемы, а также специалистов, которым якобы все известно заранее.

На конференции идей ее руководитель ведет себя как равный среди равных. К дополнительной его функции относится обязанность следить за ходом конференции, поддерживать непринужденную обстановку, помогать выдвижению идей.


"Дискуссия-66" (Сессия "жужжащих голосов"; "Филлипс-66")

 

Крупное собрание подразделяют на группы по 6 чел., которые независимо друг от друга вырабатывают решения относительно поставленной проблемы или позиции по определенному вопросу. Каждая группа назначает собственного ведущего, протоколиста и спикера. Групповое обсуждение длится приблизительно 6 мин. Затем все группы вновь собираются на пленарное заседание, на котором спикеры групп докладывают о выдвинутых идеях, предложениях и решениях. На этом заседании вырабатывают новое решение относительно рассматриваемой проблемы.

Преимущество данного метода заключается прежде всего в том, что путем деления большого количества участников на мелкие группы достигается эффект максимального участия: каждый член группы активно участвует в решении проблемы.

Модель организации конференции идей Гильде

· Организация конференции (1-2 дня);

· Изложение руководителем проблемы, постановка цели и задач (10 мин);

· Выработка предложений участниками (45 мин);

· Отбор идей и предложений руководителем (20 мин);

· Разработка идей и предложений (60 мин).

Модель организации конференции идей методом "Дискуссия-66"

· Подготовка большого собрания участников, изложение проблемы, постановка цели и задач (3-4 дня);

· Формирование групп и выдвижение ими предложений, идей и решений (10 мин);

· Обсуждение и развитие поданных и выработка новых идей и предложений (30-40 мин).




Метод 635

 

Согласно методу 635 группа из шести участников первоначально анализирует и четко формулирует заданную проблему. Каждый участник группы в течение 5 мин заносит в формуляр три предложения по решению проблемы, после чего передает свой формуляр соседу. Последний принимает к сведению предложения своего предшественника, затем под ними записывает три собственных предложения. Эти предложения могут участвовать в дальнейшей (ассоциативной) разработке записанных решений, но могут быть выдвинуты и совершенно новые предложения. Таким образом, в течение 30 мин каждый участник успевает заполнить шесть формуляров. Процесс завершается, когда каждый участник обработает каждый формуляр.

Количество участников может изменяться от 4 до 8. Время, предоставляемое на одну ротационную фазу, также должно регулироваться гибко, т. е. необходимо предусмотреть продолжительные промежутки времени в более поздних ротационных фазах.

С помощью метода 635 за 30 мин можно получить до 108 (6 х 3 х 6) предложений.

Модель организации конференции идей с помощью метода 635

· Организация собрания и формирование групп из 6 человек каждая (10-15 мин)

· Выработка предложений участниками группы (гибкое регулирование времени для заполнения формуляров)

· Изучение и отбор идей и предложений руководителем (30-40 мин)

Синектика

 

Одним из наиболее эффективных методов стимулирования творческой деятельности является синектика. В ее основу положен принцип классического мозгового штурма, но этот штурм осуществляет профессиональная или полупрофессиональная группа, которая от одного штурма к другому накапливает опыт решения задач.

При синектическом штурме допустимы элементы критики, но главное − предусмотрено обязательное использование четырех специальных приемов, основанных на аналогии: прямой аналогии (как решаются задачи, похожие на данную); личной (попробуйте войти в образ данного в задаче объекта, и попытайтесь рассуждать с его точки зрения); символической (сформулируйте в двух словах образное определение сути задачи); фантастической аналогии (как эту задачу решили бы сказочные персонажи).

Автор метода синектики У. Гордон создал в 1960 г. фирму "Синектикс" (США). Эта фирма сотрудничает с крупнейшими промышленными фирмами, корпорациями и высшими учебными заведениями, обучая синектической атаке инженеров и студентов.

Классическая синектика

 

Метод классической синектики применяется в небольшой группе (5−7 участников). Другие условия применения метода (правила ведения дискуссии, профессиональный и социальный состав группы и т.д.) соответствуют условиям, существующим при организации классического мозгового штурма.

Синектический процесс включает в себя три фазы:

1. Объявляется проблема. Выясняются содержание проблемы, эффективные взаимосвязи, возможно, новое формирование проблемы,

2. Производится отчуждение содержания проблемы. С помощью определенной техники отчуждения (прямые, личные и символические аналогии) группа удаляется от проблемы, т. е. сознательно абстрагируется от обстоятельств дела.

3. Формируются подходы к решению проблемы. Понятия, проявляющиеся в конце процесса отчуждения, сопоставляются с постановкой проблемы; из этого вырабатываются идеи для решения проблемы.

Модель организации мозгового штурма методом классической синектики

· Формирование группы и ознакомление ее участников с проблемой ведущим руководителем;

· Синектическое заседание группы;

· Рассмотрение и отбор идей и предложений ведущим руководителем;

· Повторное синектическое заседание;

· Повторное рассмотрение идей и предложений руководителем.

Во время синектических заседании ведущий должен полностью контролировать ход процесса, постоянно вмешиваясь в дискуссию. Этой функцией можно овладеть лишь благодаря определенной профессиональной подготовке. Другие участники синектического заседания также могут эффективно работать лишь после нескольких тренировочных заседаний.

Синектическая конференция

 

Синектическая конференция содержит много существенных элементов классической синектики. В данном случае конференция не имеет строгого, многоступенчатого характера. Для синектической конференции характерно, когда в ходе обсуждения решение находят с помощью аналогий. В ходе синектической конференции произвольно формируются аналоги, из которых затем вырабатываются идеи для решения какой-либо проблемы. В этом методе четко выраженная фаза отчуждения отсутствует.

Участники синектической конференции должны в совершенстве владеть классической синектикой.



Визуальная синектика

 

При визуальной синектике отчуждение и стимулирование достигается с помощью рассматриваемых изображений. Группе участников, рассматривающих определенную проблему, демонстрируют, различные диапозитивы. Первое изображение участники описывают совместно, после чего анализируют ситуацию (отчуждение). Из элементов или отношений рассмотренного изображения выводят идеи для решения проблемы. Если поток идей иссякает, то переходят к следующему диапозитиву.

В методе визуальной синектики можно использовать крупные изображения на календарях, рекламных проспектах и т.д.

Пул мозговой записи

 

Согласно методу пула мозговой записи на заседании 4-8 участников записывают предложения по решению выявленной проблемы в специальные формуляры, куда можно внести около десяти предложений.

Модель организации мозгового штурма методом "пула" — мозговой записи

· Подготовка ведущим руководителем пула и формирование группы (2-3 дня);

· Заседание участников в "пуле" (до 40 мин);

· Изучение и отбор идей и предложений руководителем (30-40 мин).

В начале заседания на середину стола ("пула" − бассейна) кладут формуляр, уже содержащий несколько предложений по решению проблемы, которые были сформулированы заранее постановщиком проблемы в виде проекта. Каждый участник записывает в один из формуляров, лежащих перед ним, свои идеи по проблеме, причем количество идей не ограничено.

Если кто-то из участников замечает, что поток его идей относительно данной проблемы иссякает, он заменяет свой формуляр другим, лежащим в центре стола. Теперь он может вдохновиться новыми для него идеями, может их расширить или дополнить. Точно так же любой участник в любое время может заменить свой уже обработанный формуляр на формуляр из "пула".

Необходимо держать наготове чистые формуляры на случай, если все ранее выданные формуляры будут полностью заполнены. Как свидетельствует опыт, в ходе заседания в "пуле" собирается все больше заполненных формуляров, в результате чего появляется возможность обмена мнениями и стимулирования каждого участника через все более короткие промежутки времени.

Для того чтобы каждый участник мог распознать, обработан ли им формуляр, находящийся в данный момент на столе, все формуляры должны различаться окраской или крупными цифровыми надписями.

Опрос с помощью карточек

 

При опросе с помощью карточек участники встречаются в спокойной обстановке, где им ничто не должно мешать. Здесь участникам сообщают о проблеме, суть которой записывают на доске или на карточке. При этом появляется возможность путем встречных вопросов и выступлений в дискуссии еще больше прояснить проблему.

Затем в течение ограниченного времени (10-45 мин) участники записывают идеи или критические замечания на одну карточку. Записи остаются анонимными, опасность критики в чей-либо адрес отсутствует.

Карточки после опроса могут быть сгруппированы сначала в отдельные группы, по систематическому принципу или по предметному содержанию.

Идейная инженерия

 

Идейная инженерия — это метод, который учитывает и обрабатывает в письменной форме идеи сотрудников какого-либо предприятия. Процесс применения метода подразделяется на пять этапов.

1. Определение целеустановки. Руководитель предприятия или, например, начальник какого-либо функционального отдела выдвигает цель.

2. Выбор участников. Отбор производится по тем же критериям, что и при классической мозговой атаке, т. е. приглашаются сотрудники, которые "могут что-то сказать" по рассматриваемой проблеме, а также те, кто еще не был ознакомлен с обсуждаемым вопросом.

3. Анализ трудностей и причин возникновения проблемы. Собирается рабочая команда, чтобы проанализировать трудности и причины возникновения проблемы. При этом аргументы и гипотезы записывают на карточки.

4. Сбор предложений по решению проблемы. Все существенные данные, собранные на предыдущем этапе, формируются в виде вопросов и предлагаются команде для решения. Предложения по решению проблемы опять-таки фиксируются на карточках.

5. Составление программы мероприятий. Предложения по решению проблемы проверяют и оценивают специалисты. Результаты сводятся в согласованную программу действий.

Запись предложений и идей (на этапах 3 и 4) осуществляется таким образом, чтобы в ходе коротких дискуссий в составе 4-6 чел. попеременно проходили фазы дискуссии и записи (например, фаза записи − 10 мин, дискуссии − 10 мин; фаза записи −- 5 мин, дискуссии −5 мин; фаза записи − 5 мин и т. д.).

Модель организации опроса с помощью карточек

· Сбор участников и формирование группы (1 день)

· Выработка идей и предложений, критические замечания участников (до 45 мин)

· Изучение и отбор идей и предложений руководителем (40-60 мин)

· Заключительный этап (время устанавливает руководитель)

Триггерная техника

 

При использовании метода триггерной техники на 1 этапе каждый член группы в течение нескольких минут кратко в виде тезисов записывает свое решение по рассматриваемой проблеме. Затем участники по очереди излагают свои идеи. При этом одинаковые идеи не должны предлагаться дважды. Если в ходе докладов у участников возникают новые идеи, то их они также записывают. II этап с объявлением новых идей начинается после того, как были названы все предложения I этапа. Опытные группы способны на таких заседаниях проводить обсуждение в несколько этапов для выявления новых идей.

Метод фокальных объектов

 

Метод фокальных объектов, как и ряд других, предполагает активизацию в первую очередь ассоциативного мышления человека.

Сущность метода фокальных объектов состоит в перенесении признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект, который находится как бы в фокусе переноса, а потому называется фокальным.

В результате могут появиться неожиданные варианты решения. Метод фокальных объектов дает хорошие результаты при поиске новых модификаций известных устройств и способов.

Методы поиска новых идей и решений

 

Существует большое количество методов поиска новых идей и решений, которые обеспечивают эффективную творческую деятельность. Эти методы служат надежным и эффективным инструментом менеджмента. Знать эти методы или, по крайней мере, иметь о них представление, обязан каждый менеджер.

Приведём краткое описание, особенности и области применения некоторых основных методов управления:

· мозговой штурм и его разновидности;

· конференция идей;

· синектика;

· пул мозговой записи;

· идея Делфи;

· опрос с помощью карточек;

· идейная инженерия;

· метод коллективного блокнота;

· триггерная[1] техника;

Дата: 2019-05-28, просмотров: 155.