МИНСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ “МАКРОЭКОНОМИКА”
НА ТЕМУ: “СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ
МОДЕЛЬ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ”
Выполнила:
студентка II курса
факультета экономики
специальности ЭиУП
Гр.1006
Хомко Наталья Николаевна
МИНСК 2003
Содержание :
ВВЕДЕНИЕ_ 3
ГЛАВА 1: “ ОСНОВНЫЕ ТИПЫ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ “_ 4
ГЛАВА 2: “ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ МОДЕЛИ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ И ПРИМЕРЫ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ В ОТДЕЛЬНЫХ СТРАНАХ_ 7
2.1 СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА_ 7
2.2 ШВЕДСКАЯ МОДЕЛЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ РЕФОРМЫ__ 8
2.3. НЕМЕЦКАЯ или КОНТИНЕНТАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ РЕФОРМЫ 13
ГЛАВА 3:” РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ НА ПУТИ К СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ”_ 18
3.1 ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ И ЕГО УРОКИ_ 18
3.2 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ В БЕЛАРУСИ_ 19
3.3 АНАЛИЗ И ТЕНДЕНЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ_ 22
ВЫВОД_ 30
Список используемых источников: 31
ВВЕДЕНИЕ
Тема, которую автор рассмотрел в своей курсовой работе, на сегодняшний день является весьма актуальной для нашей республики, которая стремится к рыночной экономике так, как двенадцать – тринадцать лет назад стремилась к коммунизму.
Целями работы являются:
· описать сущесивующие на сегодняшний день модели рыночной экономики;
· определить, что можно взять для себя из опыта других стран (Швеция, Германия);
· показать состояние нашей экономики на сегодняшний день и изложить некоторые пути ее становления и оздоровления.
Задачами социально ориентированной рыночной экономики являются:
· достижение полной занятости;
· увеличение доли предоставления социальных услуг через государственные, частные учреждения и организации;
· увеличение доли социального страхования в общих бюджетных расходах на социальные цели;
· адресность социальной политики.
ГЛАВА 1: “ ОСНОВНЫЕ ТИПЫ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ “
Нужно отметить, что существующие рыночные системы и направленность их развития зависят:
· от географического положения;
· от наличия природных ресурсов;
· от исторических условий развития;
· от традиций населения и его обычаев;
· от уровня развития производительных сил;
· от социальной направленности общества.
Во всех странах имеются свои подходы, отличительные особенности рыночных условий хозяйствования.
Вместе с тем во всех рыночных моделях есть общие черты, к числу которых относятся:
· наличие многообразных форм собственности;
· преобладание свободных цен на товары и услуги;
· развитая система свободной конкуренции;
· распространение предпринимательской деятельности;
· определенная система государственного регулирования экономики.
Можно выделить несколько характерных моделей рыночной экономики, используемых в современных условиях.
АМЕРИКАНСКАЯ МОДЕЛЬ
Эта модель получила название “либеральная модель капитализма”. Ее характерными особенностями являются:
· малый удельный вес государственной собственности. Такое вмешательство, как правило, инициируется экономическими кризисами или резким подъемом экономики;
· минимальная регулирующая роль государства в экономике;
· всемерное поощрение предпринимательства.
· большое различие в уровне заработной платы, составляющее 110-кратных разрывов между главой фирмы и служащими;
· приемлемый уровень жизни малообеспеченных групп населения.
ЯПОНСКАЯ МОДЕЛЬ
Функционирование этой модели больше основано на исторических традициях Японии, на приоритете интересов нации над личными интересами, высокой трудовой дисциплинированности и ответственности работников, сильно развитой восприимчивости ко всему новому. За счет перечисленных и других факторов достигается значительное снижение себестоимости продукции, ее высокое качество, что обеспечивает высокую конкурентоспособность японских товаров на мировом рынке. Японцы не преувеличивали роль “свободного рынка” с послевоенных лет активно применяют механизмы макроэкономического планирования. К основным чертам японской модели относятся:
· высокий уровень гос. воздействия на основные направления национальной экономики;
· составление пятилетних планов укрепления и развития сил самообороны, которые развиваются с 1957г. Перед тем как произошло “Японское чудо”, был составлен 30-летний стратегический план вывода экономики из кризисного состояния и создания высокоэффективных производств;
· широкое распространение пожизненного найма рабочих на фирмах; объединение их общими интересами; привлечение работников к управлению и принятию решений;
· незначительное различие в уровне заработной платы, которое составляет семнадцатикратный разрыв между главой фирмы и служащими;
· социальная направленность модели. Государство ведет борьбу против социального неравенства, следит за соблюдением социальных прав граждан в случае болезни, безработицы и ухода на пенсию. Обязанности по решению социальных задач работающих во многом возлагаются на корпорации и объединения.
ГЛАВА 2: “ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ МОДЕЛИ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ И ПРИМЕРЫ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ В ОТДЕЛЬНЫХ СТРАНАХ
Одновременно в процесс выработки решений вовлекались союзы работодателей и профсоюзы: в рамках “согласованного действия” представители работодателей, профсоюзов и государства должны были согласовать динамику заработной платы и доходов с общеэкономическими целевыми установками.
"Согласованное действие" вносило в систему социального рыночного хозяйства кейнсианскую политику доходов, предполагавшую принятие хозяйственно-политических решений по вопросам распределения национального дохода (упрощенно говоря, заинтересованным сторонам приходилось договариваться, какая доля национального' дохода образует прибыль и другие доходы на капитал, а какая — заработную плату). Впрочем, на деле она свелась к политике заработной платы.
Для "ориентации" народного хозяйства вводилось среднесрочное (скользящее пятилетнее) финансовое (то есть бюджетное) планирование. Оно опиралось на общеэкономические проектировки, представлявшие собой прогнозы основных экономических показателей.
Новая политика получила наименование "фискальной политики стабилизации". По сути, это конъюнктурная, антициклическая политика, у которой две взаимосвязанные цели: не допускать резких конъюнктурных колебаний экономики и содействовать устойчивому экономическому росту. Был взят курс на "соразмерный" рост и достижение "общеэкономического равновесия" в экономике.
"Закон о стабильности" обязывал федеральные и земельные власти приспосабливать свою бюджетную политику к целям общеэкономического равновесия, выраженным в так называемом магическом четырехугольнике:
· стабильность цен (или – что-то же самое — стабильность ценности денег);
· высокий уровень занятости;
· внешнеэкономическое равновесие (иногда определяемое как равновесие платежного баланса);
· постоянный и сбалансированный ("соразмерный") экономический рост.
Эти цели считались равно значимыми и должны были достигаться одновременно, не в ущерб друг другу.
В основе политики стабилизации финансовыми средствами лежала кейнсианская концепция регулирования совокупного спроса, которую надо было интегрировать в систему социального рыночного хозяйства. Государство должно было осуществлять свои расходы не синхронно с частным сектором, а в противоположном направлении.
Принимаемые меры не носили временного антикризисного характера, они увязывались в единую систему, причем связующим элементом как раз и становилось среднесрочное финансовое планирование и прогнозирование. Система получила название "глобальное регулирование". Лозунгом новой политики стали слова Шиллера: "Конкуренция - насколько возможно, планирование - насколько необходимо". Однако уже в середине 70-х годов "глобальное регулирование" показало свою несостоятельность.
“Глобальное регулирование" нельзя назвать абсолютно негодным средством. Среднесрочное финансовое планирование с большим или меньшим успехом применяется до сих пор.
После 1982 г. произошел частичный возврат к исходной эрхардовской модели, но с учетом опыта неокейнсианского "глобального регулирования" 60—70-х годов, усиления экологической ориентации всей модели, отдельных монетаристских нововведений 80-х и главное - с осознанием проблемы удушающего бремени чрезмерных государственных расходов. Основным новшеством экономической политики после смены власти в 1982 г. стал поворот от стимулирования совокупного спроса к экономике предложения. С 1983 г. кабинет Коля сдерживал рост расходов, не позволяя им увеличиваться быстрее, чем растет производство. В результате медленно, но устойчиво начала снижаться доля государства в перераспределении ВВП - один из важнейших показателей вмешательства государства в экономику.
Начиная с 1997 г. немецкому правительству удается последовательно уменьшать дефицит государственного бюджета: в 1996 г. он составлял 3.4% ВВП, а уже в 1997 г. снизился до 3% (это соответствовало одному из "маастрихтских критериев", необходимых для вхождения в "зону евро"), в 1999 г. (уже после смены правительства {Коля "красно-зеленой" коалицией Шредера) - до 1.2% ВВП, а в 2000 г. бюджет вообще стал профицитным. Правда, отношение государственного долга к ВВП в 1997-1999 гг. сократилось незначительно - с 62 до 61%, но в 2000 г. уменьшилось до 59% и в ближайшие годы эта тенденция сохранится[7]. Огромный государственный долг связывал правительству руки, и оно не было способно проводить осмысленную и созидательную финансовую политику.
В 2000 г. началась реформа по кардинальному обновлению налогообложения. Реформа не удалась, т. к. высокие налоги сохранялись, и государственный долг постоянно увеличивался. Особенно заметным этот процесс стал после воссоединения Германии, причем финансирование объединения страны за счет заимствований.
Благодаря реформам Л. Эрхарда, в конце 40-х годов, в течение 10-15 лет в послевоенной Германии удалось добиться высокого уровня жизни для подавляющего большинства населения — как за счет постоянно растущей заработной платы, так и с помощью широкой сети социального обеспечения. Эта система социального государства стала показательной для многих стран.
Однако постепенно государство стало слишком щедрым и заботливым. Помимо того, что немецкая зарплата стала одной из самых высоких в мире, дополнительные выплаты (больничные от предприятия, отпускные, 13-я зарплата и др.) достигли не превзойденного в мире уровня (в 1995 г. общие издержки на оплату труда составили 45.52 марки в час, из которых 20.44 марки - дополнительные выплаты; соответствующие показатели составляли для США - 25.18 и 7.42, для Японии - 35.48 и 14.56 для Великобритании -20.96 и 6).[8] Рабочие места стали настолько дорогими, что в условиях мировой конкуренции приносят лишь убытки. Ясно, что предприниматели содержать их не собираются. Ликвидация рабочих мест или нежелание создавать новые в первую очередь обусловлены их не конкурентоспособностью, а последняя стала прямым следствием разбухших социальных благ, размер которых не увязывался с производительностью труда.
Таблица 2
Основные экономические показатели[9]
1999г. | 2000г., оценка | 2001г., прогноз | |
ВВП | 1.6 | 3.0 | 2.0-2.7 |
Производственные инвестиции | 3.3 | 2.4 | 2.7-3.0 |
Инфляция | 0.6 | 1.9 | 1.9-2.1 |
Бюджетный дефицит (%ВВП) | -1.4 | +1.3 | -1.8 |
Экспорт | 5.1 | 13.2 | 7-8 |
Импорт | 8.1 | 10.2 | 8-10 |
Торговый баланс (млрд. евро) | 65 | 56 | 50-54 |
Платежный баланс (млрд. евро) | -16.8 | -23..0 | -30 |
Доля безработных в трудоспособном населении (%) | 10.5 | 9.6 | 8.8-9.0 |
Самая крупная и нерешенная до сих пор социально-экономическая проблема объединенной Германии - высокая и устойчивая безработица. В наиболее неблагоприятном 1997 г. число занятых в Германии уменьшилось более чем на 400 тыс., в том числе в западных землях — на 300 тыс. Только зарегистрированных безработных в среднегодовом исчислении в Германии в целом насчитывалось около 4.4 млн. (более 3 млн. - на Западе), или 11.4% трудоспособного населения (на Западе - 9.9%, на Востоке -17.4%).[10] Еще не менее 2 млн. человек составляли скрытую безработицу. Только в 1998 г. впервые за десятилетие число занятых в Германии немного увеличилось (на 0.4%), доля безработных снизилась еще существеннее, но эти улучшения происходили почти исключительно на западной территории. В 1999 г. число безработных также уменьшилось, но слабее, чем в предшествовавшем году. Лишь в 2000 г. произошло заметное снижение безработицы (среднегодовой показатель составил 3.89 млн. человек, уровень безработицы в начале 2001 г. — 9.3%)[11], но опять-таки только на Западе, а не на Востоке.
Сила германской экономики - высокая конкурентоспособность товаров на мировом рынке и высокая экспортная доля в ВВП (почти 30%) -вновь обернулась слабостью, точнее, ненадежностью. Ведь только высокие темпы роста экспорта (а в 2000 г. они достигли рекордных 13-14%, причем и
в 2001г. ожидается дальнейшее увеличение экспорта более чем на 10%) обеспечивают высокие темпы роста экономики в целом. Надежды на то, что внутренний спрос будет играть все большую роль как фактор роста, пока не оправдываются: вклад внутренних факторов в темпы прироста ВВП в прошлом году составил 1.9 пункта и таким же ожидается в следующие два года. Так что и в ближайшие годы только существенный зарубежный спрос обеспечит взятие национальной экономикой планки в 2%.
Снижение безработицы стало одним из самых видимых проявлений успехов экономической политики: в апреле2001г. число безработных, наконец, снизилось до уровня менее 4 млн., в мае — до 3.8 млн. (доля безработных в среднем за 2000 г. составила 9.6% против 10.5% годом ранее, но в конце года, установившись на уровне 9.3%, перестала снижаться).
Заметно перестраивается вся государственная финансовая (бюджетная) система. Снижение налогов неизбежно влечет за собой снижение государственных расходов. Доля государства в перераспределении ВВП через бюджет и социальные фонды уменьшается.
Отличительной особеностью Германской модели от Шведской является то, что в Германии Центральному Банку предоставлена полная автономия.
ГЛАВА 3:” РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ НА ПУТИ К СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ”
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ И ЕГО УРОКИ
Изучение мирового опыта имеет безусловное значение и для Республики Беларусь. За последние годы страна значительно продвинулась по пути перехода к рыночным отношениям. Однако имеющиеся элементы рынка не представляют системы, так как нет еще надлежащей институционально-законодательной среды, позволяющей иметь социальную и устойчивую экономику. Поэтому экономике страны предстоит еще глубокая трансформация, в ходе которой должны сформироваться современные институты и связи, характерные для социальной рыночной экономики.
Первым уроком, который можно извлечь из функционирования западной социальной рыночной экономики для Беларуси, является опыт формирования отношений между государством и рынком. В стране за годы реформ еще не возникло эффективных механизмов взаимодействия и разграничения функций между рынком и государством.
Второй урок из опыта социальной рыночной системы для переходной экономики Беларуси состоит в необходимости развития конкуренции. Конкуренция делает потребителя хозяином на рынке товаров и услуг. Создание условий для конкурентной среды - одно из проявлений усиления роли государства в экономике. Это усиление не только не входит в противоречие с рыночными принципами, но и прямо вытекает из них.
Наконец, третий урок социального рыночного хозяйства - это механизм социального саморегулирования через институты социального партнерства. Хотя идея социального партнерства довольно необычна для воплощения в жизнь благодаря глубоко укоренившимся в социальной практике и сознании патерналистским стереотипам. Формально государственный патернализм на деле оборачивается сотрудничеством на уровне хозяйственных единиц между работниками и администрацией предприятий, то есть несет в себе зародыш партнерских отношений между работниками и работодателями.
Вместе с тем западноевропейский опыт развития социального рыночного хозяйства не должен стать предметом идеологического увлечения. Есть две крайности, от которых нужно уберечься в процессе формирования социально ориентированной рыночной экономики в Беларуси: во-первых, изобретения «своей» модели, полагая, что в мире нет ничего подобного, во-вторых, попыток слепого заимствования западных моделей экономики.
МИНСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ “МАКРОЭКОНОМИКА”
НА ТЕМУ: “СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ
МОДЕЛЬ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ”
Выполнила:
студентка II курса
факультета экономики
специальности ЭиУП
Гр.1006
Хомко Наталья Николаевна
МИНСК 2003
Содержание :
ВВЕДЕНИЕ_ 3
ГЛАВА 1: “ ОСНОВНЫЕ ТИПЫ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ “_ 4
ГЛАВА 2: “ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ МОДЕЛИ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ И ПРИМЕРЫ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ В ОТДЕЛЬНЫХ СТРАНАХ_ 7
2.1 СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА_ 7
2.2 ШВЕДСКАЯ МОДЕЛЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ РЕФОРМЫ__ 8
2.3. НЕМЕЦКАЯ или КОНТИНЕНТАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ РЕФОРМЫ 13
ГЛАВА 3:” РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ НА ПУТИ К СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ”_ 18
3.1 ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ И ЕГО УРОКИ_ 18
3.2 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ В БЕЛАРУСИ_ 19
3.3 АНАЛИЗ И ТЕНДЕНЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ_ 22
ВЫВОД_ 30
Список используемых источников: 31
ВВЕДЕНИЕ
Тема, которую автор рассмотрел в своей курсовой работе, на сегодняшний день является весьма актуальной для нашей республики, которая стремится к рыночной экономике так, как двенадцать – тринадцать лет назад стремилась к коммунизму.
Целями работы являются:
· описать сущесивующие на сегодняшний день модели рыночной экономики;
· определить, что можно взять для себя из опыта других стран (Швеция, Германия);
· показать состояние нашей экономики на сегодняшний день и изложить некоторые пути ее становления и оздоровления.
Задачами социально ориентированной рыночной экономики являются:
· достижение полной занятости;
· увеличение доли предоставления социальных услуг через государственные, частные учреждения и организации;
· увеличение доли социального страхования в общих бюджетных расходах на социальные цели;
· адресность социальной политики.
ГЛАВА 1: “ ОСНОВНЫЕ ТИПЫ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ “
Нужно отметить, что существующие рыночные системы и направленность их развития зависят:
· от географического положения;
· от наличия природных ресурсов;
· от исторических условий развития;
· от традиций населения и его обычаев;
· от уровня развития производительных сил;
· от социальной направленности общества.
Во всех странах имеются свои подходы, отличительные особенности рыночных условий хозяйствования.
Вместе с тем во всех рыночных моделях есть общие черты, к числу которых относятся:
· наличие многообразных форм собственности;
· преобладание свободных цен на товары и услуги;
· развитая система свободной конкуренции;
· распространение предпринимательской деятельности;
· определенная система государственного регулирования экономики.
Можно выделить несколько характерных моделей рыночной экономики, используемых в современных условиях.
АМЕРИКАНСКАЯ МОДЕЛЬ
Эта модель получила название “либеральная модель капитализма”. Ее характерными особенностями являются:
· малый удельный вес государственной собственности. Такое вмешательство, как правило, инициируется экономическими кризисами или резким подъемом экономики;
· минимальная регулирующая роль государства в экономике;
· всемерное поощрение предпринимательства.
· большое различие в уровне заработной платы, составляющее 110-кратных разрывов между главой фирмы и служащими;
· приемлемый уровень жизни малообеспеченных групп населения.
ЯПОНСКАЯ МОДЕЛЬ
Функционирование этой модели больше основано на исторических традициях Японии, на приоритете интересов нации над личными интересами, высокой трудовой дисциплинированности и ответственности работников, сильно развитой восприимчивости ко всему новому. За счет перечисленных и других факторов достигается значительное снижение себестоимости продукции, ее высокое качество, что обеспечивает высокую конкурентоспособность японских товаров на мировом рынке. Японцы не преувеличивали роль “свободного рынка” с послевоенных лет активно применяют механизмы макроэкономического планирования. К основным чертам японской модели относятся:
· высокий уровень гос. воздействия на основные направления национальной экономики;
· составление пятилетних планов укрепления и развития сил самообороны, которые развиваются с 1957г. Перед тем как произошло “Японское чудо”, был составлен 30-летний стратегический план вывода экономики из кризисного состояния и создания высокоэффективных производств;
· широкое распространение пожизненного найма рабочих на фирмах; объединение их общими интересами; привлечение работников к управлению и принятию решений;
· незначительное различие в уровне заработной платы, которое составляет семнадцатикратный разрыв между главой фирмы и служащими;
· социальная направленность модели. Государство ведет борьбу против социального неравенства, следит за соблюдением социальных прав граждан в случае болезни, безработицы и ухода на пенсию. Обязанности по решению социальных задач работающих во многом возлагаются на корпорации и объединения.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 203.