Классификация цветов по их психологическому воздействию на человека
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Стимулирующие (теплые) цвета, способствующие возбуждению и действующие как раздражители:

- красный: волевой, жизнеутверждающий;

- кармин: повелевающий, требующий;

- киноварь: подавляющий;

- оранжевый: теплый, уютный;

- желтый: контактирующий, лучезарный.

2. Дезинтегрирующие (холодные) цвета, приглушающие раздражение:

- фиолетовый: углубленный, тяжелый;

- синий: подчеркивает дистанцию;

- светло-синий: уводит в пространство, направляющий;

- сине-зеленый: подчеркивает движение, изменчивость.

3. Пастельные цвета, приглушающие чистые цвета:

- розовый: нежный, производящий впечатление некоторой таинственности;

- лиловый: замкнутый, изолированный;

- пастельно-зеленый: ласковый, мягкий;

- серовато-голубой: сдержанный.

4. Статичные цвета, способные уравновесить, успокоить, отвлечь от других возбуждающих цветов:

- чисто зеленый: требовательный, освежающий;

- оливковый: успокаивающий, смягчающий;

- желто-зеленый: обновляющий, раскрепощающий;

- пурпурный: изысканный, претенциозный.

5. Цвета глухих тонов, которые не вызывают раздражение (серые); гасят его (белый); помогают сосредоточиться (черный).

К ним относят две группы смешанных цветов.

6. Теплые темные тона (коричневые), стабилизирующие раздражение, действующие вяло, инертно:

- охра: смягчает рост раздражения;

- коричневый, землистый: стабилизирующий;

- темно-коричневый: смягчающий возбудимость.

7. Холодные темные цвета, изолирующие и подавляющие раздражение: темно-серые, черно-синие, темные – зелено-синие.

 

Полярные цветовые пары при первом рассмотрении обнаруживают следующие признаки:

- желтый – ультрамариново-синий: сильная напряженность, благодаря которой создается эффект движения. Воздействие активное, но требующее выравнивания, уравновешивания;

- оранжевый – синий (зелено-синий): ритмическая полярность между излучением и глубокой замкнутостью в себе, отчего создается сильное впечатление;

- красный – зеленый (сине-зеленый): сильный контраст между энергией и спокойствием, отсюда впечатление жизнеутверждения, импульсивности;

- пурпурный – цвет зеленых листьев: повышает ощущение жизнеутверждения;

- фиолетовый – лимонно-желтый: создает впечатление тяжести и легкости.

 

Неполярные цветовые пары.

Для неполярных цветовых пар наиболее характерны следующие признаки:

А) группа 1:

- желтый – красный: насыщенная лучезарность, радостная теплота;

- золотой – красный: пышность, роскошь, теплота;

- оранжевый – красный: резко кричащий.

Б) группы 1 и 4:

- желтый – пурпурный: некоторый диссонанс, неблагозвучность, подвижность;

- золотой – пурпурный: мощь, достоинство, праздничность;

- красный – пурпурный: диссонанс, праздничность;

- желтый – цвет зеленого липового листа: веселье, радость;

- желтый – оливковый: некоторый диссонанс (успокаивающая подвижность);

- желто-оранжевый – цвет зеленого липового листа: умеренное возбуждение (обволакивающая теплота);

- оранжево-красный – зеленый: импульсивность.

В) группы 1 и 2:

- оранжевый – фиолетовый: опьянение, оглушение;

- красный – синий: динамика отталкивания, волнение;

- красный – ультрамариновый: резкая сила;

- оранжевый – ультрамариновый: претенциозность, резкость.

Г) группы 1-4:

- синий – розовый: робость, застенчивость, разобщенность;

- пастельно-зеленый – красный: неуверенность, мерцание;

- пастельно-зеленый – синий: односторонность, пассивность, неясность;

- пастельно-зеленый – розовый: слабость, нежность, радушие;

- пастельно-зеленый – лиловый: диссонанс, сумерки;

- желто-зеленый – красновато-серый: легкий диссонанс, связанность.

Д) сопоставление с цветами группы 6:

- бежевый – красный: легкий диссонанс (внутренняя раздвоенность);

- бежевый – цвет зеленого липового листа: ассоциации с природой, успокаивающая теплота;

- коричневый – зеленый (оливковый): заземленность;

- коричневый – ультрамариновый: укрепление, разрешение;

- темно-коричневый – синий: бескомпромиссность;

- темно-коричневый – охра: оцепенение, жесткость, заземленность.

Е) сопоставление с цветами группы 5:

зеленый – серый: родственность, пассивность;

- синий – серый: нейтральность, холодность;

- красный – черный: подавление жизненности, опасность;

- оранжевый – черный: насилие;

- желтый – черный: разрыв, подавление лучезарности, фиксация внимания;

- синий – черный: подчеркивание удаленности синего, ночь;

- желтый – белый: прояснение, просветление;

- красный – белый: ослабление яркости красного;

- синий – белый: чистота, холодность;

- зеленый – белый: усиление зеленого цвета, чистота, ясность;

- розовый – белый: слабость, бледность.


 


Иллюзии и ожидания.

В зависимости от обстоятельств тот или иной цвет психологически вызывает у нас определенные чувства. Желтый и светлый желто-зеленый цвета вызывают ощущение чего-то легкого и, наоборот, темные тона фиолетово-синего цвета – чего-то тяжелого. При взгляде на желтый цвет леденцов выделяется больше слюны, чем при взгляде на красные леденцы. Желтый цвет конфет настраивает на ожидание кислого, красный – на сладкое. Мебель синего цвета создает впечатление холодного. Подсознательно возникает ощущение, что на синем стуле сидеть не так «тепло», как на красно-коричневом. В помещении, окрашенном в оранжевый цвет, температура кажется выше, чем в помещении сине-зеленого цвета, хотя в том и другом случае температура фактически одна и та же.

В практике необходимо учитывать психологическую реакцию человека на цвет. Цвет, воспринимаемый человеком, чисто зрительно влияет и на другие его чувства. Так, например, резкие акустические раздражители могут быть приглушены соответствующими цветовыми раздражителями. Резкие, кричащие шумы будут восприниматься более спокойно в помещении, окрашенном в оливково-зеленый, серо-зеленый, болотно-зеленый или темно-коричневый цвета. Глухие громыхающие шумы в помещении могут быть выровнены желтоватой его окраской. На кондитерской фабрике, где атмосфера насыщена запахом сладкого, можно приглушить его окраской всего помещения в «горький» цвет, прежде всего в синий. Само собой разумеется, что в литейном или кузнечном цехах, где рабочий имеет дело с огнем или расплавленным металлом, не рекомендуется красить стены в огненно-красный цвет. По-видимому, здесь рационально использовать противоположные цвету расплавленного металла синие или зеленые тона с тем, чтобы помещение казалось более холодным.



Дата: 2019-05-28, просмотров: 198.