БИБЛИОТЕКИ ЕВРОПЫ В ЭПОХУ ПРОСВЕЩЕНИЯ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ
2. БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО В АНГЛИИ
2.1. Университетские библиотеки
2.2. Общественные библиотеки
2.3. Национальная библиотека Англии
2.4. Библиотеки Шотландии
3. БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО В ГЕРМАНИИ
3.1. Университетские библиотеки
3.2. Придворные библиотеки
3.3 Концепция Лейбница. Библиотеки Вольфенбюттеля и Геттингенского университета
3.4. Работа Гете в Веймарской библиотеке
3.5. Библиотека Саксонских курфюрстов. Вклад Иоганна Михаэля Франке в библиотековедение
3.6. Общественные библиотеки
4. БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО ВО ФРАНЦИИ
4.1. Документы Конвента о библиотеках
4.2. Деятельность Комитета народного образования
4.3. Представление о роли библиотекаря в конце XVIII в.
4.4. Нововведения в библиотечном деле Франции конца XVIIIв.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ВВЕДЕНИЕ
“В аду жарко. Вы когда-нибудь интересовались почему?” Этим риторическим вопросом Дж. Рассел Смит из Колумбийского университета начинает ставшую ныне классической работу по географии Северной Америки. “Но,- продолжает он, не во всяком аду жарко. По представлениям жителей Скандинавии дохристианского периода, ад был закован в снега и вечные льды. Посиневшему от холода древнему скандинаву жаркий ад казался слишком приятным, чтобы быть адом вообще”. Выдающийся географ, конечно, несколько утрировал зависимость между мифами и легендами той или иной культуры и природной средой, в которой эта культура развивается. Так же и новые социальные явления не возникают, подобно Афине в полном вооружении, из головы Зевса, а протекают и формируются из совокупности практики и верований, составляющих ту культуру, частью которой они являются. Библиотека была именно таким социальным изобретением, родившимся тогда, когда накопленная масса опыта оказалось настолько большой, что стала превышать возможности человеческой памяти и сохранение этого опыта более не могло обеспечиваться посредством устной традиции.
Из столетия в столетие каждая эпоха формировала и использовала собрания письменных документов, чтобы сохранить и упрочить свои интеллектуальные обычаи и традиционные ценности. Развитие культуры, которое составляет основу истории цивилизации, было определяющим фактором в формировании библиотеки, характере ее фондов, в способах организации и ведения этих фондов и видов обслуживания, предоставляемых библиотекой. Пройдя путь от глиняных табличек Шумера и Ниневии, папирусов Древнего Египта, через скудное оснащение средневековых монастырей к собраниям учебников для первых школ, а от них к бесплатной публичной библиотеке нашего времен, библиотека претерпела длинный ряд преобразований, каждое из которых было обусловлено потребностями современного ей общества. Любая крупная перемена в общественном идеале порождала изменения в библиотеке. И все же, несмотря на все эти изменения, в библиотеке сохраняется также ряд постоянных моментов, которые придали ей институциональную цельность, по существу остающуюся неизменной.
В этой работе мы познакомимся с библиотеками Европы в эпоху Просвещения.
ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ
Эпоха Просвещения продолжалась приблизительно со второй половины XVII до конца XVIII в. В Западной Европе Просвещение открывается общим прогрессом реального знания, необходимого для нужд материального производства, торговли и мореплавания. Творчество Декарта, Лейбница, Ньютона знаменует раскрепощение науки от духовной власти религии, выделение естественных наук, бурный рост математики, механики, астрономии. Просветители были идеалистами в вопросах общественного развития. Они верили в магическую силу воспитания. Отвергнув церковную догму о “первородном грехе”, об исконной испорченности человеческой природы, они создали рационалистическую догму о том, что человек по природе добр. Сталкиваясь с реальным эгоизмом и борьбой частных интересов, просветители относили их за счет противоестественности феодального строя, извратившего лучшие порывы человеческой души и превращавшего любого человека в воинствующего эгоиста. Этот эгоизм, по их мнению, можно было устранить, исправить, смягчить, установив золотую середину между эгоистичным личным интересом и абстрактным всеобщим благом. Они верили, что после разрушения сословного строя наступит эпоха социальной гармонии.
Это было время интенсивного изучения физических социальных явлений под руководством Ньютона, Гоббса, Локка и Канта, дорогу которым проложили в числе прочих Галилей, Кеплер, Бэкон и Гарвей. Это было время организации знаний и их систематизации, время интеграции. В этот период были основаны крупнейшие научные общества. В 1600 г. в Риме была учреждена Академия Линчеи (“Академия рысьеглазых”), которая просуществовала до 1650 г.; в 1666 г. в Париже была организована Академия наук; в 1660 г. в Лондоне - Королевское общество, обязанное своим происхождением идеям Фрэнсиса Бэкона о научном сообществе. Этот период дал не только новый импульс к формированию библиотечных фондов, но и породил значительный интерес к их организации.
В Западной Европе наиболее характерны и развиты были просветительские движения в Англии, Франции и Германии. С библиотеками этих стран мы и познакомимся.
БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО В АНГЛИИ
Английская буржуазная революция устранила неограниченную королевскую власть и господство помещиков. К власти пришло новое дворянство и верхушка буржуазии- купцы, банкиры. Буржуазная революция подготовила почву для промышленного переворота.
Новые политические и философские идеи создали необходимые условия для развития библиотек, которое, однако, не было стремительным.
Университетские библиотеки
Со времени революции Оксфордский и Кембриджский университеты подверглись гонениям, так как их руководство сочувствовало королю. Когда в 1642 г. король объявил войну парламенту, королевская армия обосновалась в Оксфорде. Началась первая гражданская война, завершившаяся к 1646 г. победой парламентской партии. Оливер Кромвель, крупнейший деятель английской буржуазной революции, видя общественную пользу университетов, понимая, что их разгром повлечет за собою упадок науки в стране, взял учебные заведения под свое покровительство и установил охрану имущества, в том числе и библиотечного. Так, по его приказу охранялась библиотека Оксфордского университета, ставшая временно государственной собственностью. Заведовал библиотекой видный общественный деятель Уайтлок, его помощником был Дюри, религиозный деятель, автор работы “Реформированный хранитель библиотек”, в которой он проводил мысль о том, что библиотекарь должен не просто хранить книги, а делать их доступными читателям.
По распоряжению Кромвеля университетам был передан ряд церковных библиотек. От него лично библиотека Оксфордского университета получила в подарок коллекцию редких рукописей, большей частью на греческом языке. Кромвель покровительствовал ученым в расчете на поддержку и преданную службу. В 1662 г. библиотеки Оксфордского и Кембриджского университетов получили право на обязательный экземпляр. Большое значение в пополнении фондов имели дары.
Революция привела к развитию библиотек университетов, колледжей. Для некоторых из них возводились специальные здания. Так, в 1647 г. известный английский архитектор Рен был приглашен главой Тринити- колледжа в Кембридже для разработки проекта библиотечного здания. Проект считался образцовым для библиотек этого типа. Книг в библиотеке Тринити- колледжа было еще мало, но зато ими дорожили берегли их “как принцев”.
К концу XVIII в. фонды библиотек Оксфордского и Кембриджского университетов были отражены в печатных каталогах.
Общественные библиотеки
Первая библиотека для общественного пользования была учреждена в Лондоне в 1684 г. Теннисоном, служителем культа в приходе св. Мартина. Теннисон построил специальный дом, верхний этаж которого отвел под библиотеку.
В 20- е гг. XVIII в. книготорговцы стали открывать небольшие платные библиотеки. Но большая часть издательской продукции попадала в частные библиотеки. По величине и характеру частные коллекции были разными: от замечательного собрания Ханса Слоуна, известного врача, ботаника, коллекционера редких книг и рукописей по ботанике, зоологии, минералогии, истории медицины, в его коллекции насчитывалось 3156 рукописей и более 40 тыс. книг, до небольших книжных подборок в деревенских домах иоменов. Библиотека считалась неотъемлемой частью каждого хорошего дома.
В Лондоне и в провинциях, особенно в курортных местностях, открывались подписные библиотеки, которые выдавали книг на дом. Первая из них была открыта в 1740 г. Лучшими среди них были библиотеки Ливерпуля, Бата, Саутгемптона. С течением времени некоторые из них превратилась в бесплатные публичные библиотеки.
О почтительном отношении к книге свидетельствует распространенность книжных клубов, объединявших соседей и друзей.
Библиотеки Шотландии
Аналогичным образом развивалось библиотечное дело в Шотландии. Действовавшая с 1682 г. библиотека юридического факультета Эдинбургского университета с 1710 г. стала получать обязательный экземпляр и превратилась в национальную библиотеку Шотландию.
Появились и в Шотландии подписные и публичные библиотеки. К середине XVIII в. здесь, как и по всей Англии, церковные библиотеки постепенно приходят в упадок, их вытесняют светские.
Успехи науки, деятельность школ, библиотек Англии, страны, которая первой вступила на путь капиталистического развития, что дало ее буржуазии огромные преимущества, интересовали многие государства, в том числе и Россию.
Университетские библиотеки
О библиотеке Иенского университета Гете писал: “За три столетия существования этой библиотеки в нее постепенно влилось довольно значительное количество книжных собраний, частью купленных, частью полученных в дар или по завещаниям, и не меньше отдельных книг было собрано различными путями. Все эти книги, словно геологические напластования, лежали и стояли в самом причудливом порядке в очень скверном помещении. Как при этом находить книгу, было тайной не столько библиотекаря, сколько библиотечного служителя”. Позже Гете помог улучшить работу этой библиотеки.
Обязанности библиотекаря в университетской библиотеке обычно поручались профессорам, которые, как правило, уделяли мало внимания библиотечной работе. Они игнорировали профессиональную специфику возглавляемого ими учреждения и долго не задерживались в этой должности, а некоторые, не отличавшиеся усердием, и совсем не появлялись в библиотеке. Один такой работник библиотеки Марбурского университета, ссылаясь на слабость здоровья, с 1779 по 1789 г. никогда не открывал библиотеку зимою. А университетская администрация и читатели покорно терпели подобные беспорядки.
Придворные библиотеки
Распространенные в этот период придворные библиотеки в большинстве своем представляли собою случайные, пополняющиеся нерегулярно собрания, в которых наряду с ценными книгами было много хлама.
Придворные библиотеки считались открытыми для всех желающих, но действительности это не соответствовало. Так, одно из правил Готской герцогской библиотеки гласило: ”Если кто хочет ближе рассмотреть какую-нибудь книгу, то должен испросить разрешение библиотекаря, который ему эту книгу покажет, а может быть, даже разрешит ее почитать”.
Не лучше обстояло дело даже в Берлинской королевской библиотеке, открытой для читателей в 1661 г. И без того скудный бюджет ее тратился на военные нужды. По распоряжению короля библиотекарям даже перестали выплачивать жалованье. В 1723 г. один из ученых справился, когда можно приехать для изучения интересующей его редкой рукописи. На это библиотекарь ответил, что он, не получая никакого вознаграждения за труд, в библиотеке не бывает, поэтому приезжать не следует. В отдельные годы, правда, положение библиотеки улучшалось, она получала дотацию, а в 1784 г. для нее было выстроено специальное здание. Трем сотрудникам библиотеки в связи с переездом в новое помещение пришлось переставлять и перешифровывать восьмидесятитысячный фонд, составлять альбомный рукописный каталог, обслуживать читателей. Внутренний распорядок деятельности библиотеки в целом, однако, не изменился и совсем не соответствовал надписи на фронтоне нового здания: ”Пища духовная”. С переходом в новое здание прекратилась выдача литературы на дом, а в читальном зале было всего восемь столов, восемь стульев и столько же чернильниц. Только через два года по ходатайству Академии наук возобновляется выдача книг на дом, но в основном этот вид обслуживания по-прежнему оставался привилегией высокопоставленных лиц.
3.3 Концепция Лейбница. Библиотеки Вольфенбюттеля и Геттингенского университета
Лишь отдельные библиотеки Германии представляли собою образцово действующие учреждения. К их числу относится придворная библиотека герцога Вольфенбюттельского, которую в последние десятилетия XVII в. возглавлял великий мыслитель, поборник просвещения народных масс Готфрид-Вильгельм Лейбниц (1646-1716 гг.).
Лейбниц считал, что трудно решить грандиозную задачу просвещения народа в раздробленной и раздираемой феодальными распрями Германии. Свои мысли о назначении библиотек, важности создания библиотек учебных заведений Лейбниц неоднократно высказывал в письмах Петру I.
В герцогской библиотеке Вольфенбюттеля Лейбниц стремился к практическому воплощению своих прогрессивных воззрений. Первым в Германии он указал на необходимость регулярного пополнения библиотечных фондов: ”Пополнение так же необходимо библиотеке, как пища живому организму”. Ему удалось добиться постоянной сметы на комплектование, строительство здания. При нем в библиотеке был открыт читальный зал, создан алфавитный каталог, усовершенствована расстановка.
Идеи Лейбница об общественной роли библиотеки претворялись в жизнь и в библиотеке Геттингенского университета, которая первая среди всех университетских в Германии сбросила груз средневековых традиций.
В 1787 г., в год своего 50- летия, фонд библиотеки Геттингенского университета насчитывал 120 тыс. томов и по тщательности подбора книг, умелой постановке дела она не имела себе равных. Фонд создавался обдуманно, пополнялся систематически. Библиотека была открыта ежедневно. Книги выдавались на дом. Под руководством библиотекарей- швейцарца Конрада Геснера и немца Хейне в библиотеке была введена систематическая расстановка, с большой тщательностью составлены алфавитный и систематический каталоги. Библиотека способствовала расцвету Геттингенского университета, ею восторгались Лессинг, Гете.
Общественные библиотеки
Кроме довольно хорошо организованных научных библиотек, других библиотек общественного пользования в Германии почти не было. Жалкие библиотеки магистратов (городские управления) были доступны только богатым бюргерам. Самые робкие буржуазные проекты создания массовых культурно- просветительских учреждений встречали отпор феодалов. Прусский министр народного просвещения считал, что библиотеки нужны только ученым. Возражая против обязанности государства заботиться о послешкольном образовании народа путем создания в крупных городах общественных библиотек с филиалами в сельской местности, он писал: “Откуда простолюдин, работающий с утра до ночи, возьмет время для чтения?” Цинично признавая тем самым, что знания, их использование- привилегия господствующих классов, что государство обездоливает в культурном отношении эксплуатируемые им трудящиеся массы.
Но все же к концу XVIII в. и в Германии возникают читательские общества с читальнями, содержащими популярную литературу по различным отраслям знаний.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Становление капитализма сопровождалось резким разрывом в уровнях развития государств и народов, в том и числе и в области культуры. Заметные изменения произошли в книгоиздательском, книготорговом, библиотечном деле. Менялась роль и назначение библиотек, появлялись новые их виды. Процесс формирования национальных языков отражался на составе библиотечных фондов.
Начало новой истории- время возникновения национальных библиотек, основу которых во многих странах составили королевские библиотеки. Почти повсеместно росло значение университетских библиотек, обладательниц богатых книжных фондов. Небывалый до того времени рост фондов библиотек- некоторые насчитывали по 150 и более тыс. томов - стимулировал интерес к практическим проблемам организации фондов и каталогов.
Широкое распространение в новую эпоху получили публичные библиотеки. В связи с развитием национальных систем образования возникают в ряде стран массовые библиотеки, являющиеся прообразом современных. Под контролем церкви в конце XVIII - начале XIX столетий в различных странах возникают школьные библиотеки.
Примечательным событием развивающегося библиотечного дела явилось основание в 1740 г. в Европе учреждения, называемого “Commercium literarium”, для обмена изданиями между библиотеками Европы и Северной Америки. Связи между библиотеками разных стран развивались и по другим линиям. Так, в 1853 г. когда в Лондоне задумали строительство нового читального зала библиотеки Британского музея, назначенная для этого комиссия наладила контакты с лучшими библиотекарями Европы.
В этот период появилось значительное число работ по библиотечному делу. В преддверии Великой французской буржуазной революции французские энциклопедисты определили новые качества библиотеки как учреждения, нужного обществу, подчеркнули роль книги. Они выступали за “открытые двери” библиотек, за пополнение их книгами, нужными для решения конкретных жизненных задач. Ценным вкладом в развитие библиотечного дела явилась книга “Основы библиографии” И.М. Дениса, известного немецкого поэта и ученого.
Такова в самых общих чертах история библиотечного дела эпохи Просвещения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Библиотечное дело в зарубежных странах/ Ред. Ю.В. Григорьев.- М.: Книга, 1965.- 351 с.
2. Скрипкина Т.И. Библиотечное дело в капиталистических странах: Учеб. пособие.- Л., 1977.- 109 с.
3. Талалакина О.И. Болгарский учебник по истории библиотек// Библиотековедение и библиогр. за рубежом.- 1977.- Вып. 63.- С.18-43.
4. Талалакина О.И. История библиотечного дела за рубежом: Учебник для библ. фак.- М.: Книга, 1982.- 272 с.
5. Шира Дж. Х. Введение в библиотековедение: Основные элементы библиотечного обслуживания/ Пер. с англ. В.В. Скворцова, Э.Г. Азгальдова; Под ред. Н.С. Карташова.- М.: Высш. шк., 1983 г.- 256 с.
БИБЛИОТЕКИ ЕВРОПЫ В ЭПОХУ ПРОСВЕЩЕНИЯ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ
2. БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО В АНГЛИИ
2.1. Университетские библиотеки
2.2. Общественные библиотеки
2.3. Национальная библиотека Англии
2.4. Библиотеки Шотландии
3. БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО В ГЕРМАНИИ
3.1. Университетские библиотеки
3.2. Придворные библиотеки
3.3 Концепция Лейбница. Библиотеки Вольфенбюттеля и Геттингенского университета
3.4. Работа Гете в Веймарской библиотеке
3.5. Библиотека Саксонских курфюрстов. Вклад Иоганна Михаэля Франке в библиотековедение
3.6. Общественные библиотеки
4. БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО ВО ФРАНЦИИ
4.1. Документы Конвента о библиотеках
4.2. Деятельность Комитета народного образования
4.3. Представление о роли библиотекаря в конце XVIII в.
4.4. Нововведения в библиотечном деле Франции конца XVIIIв.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ВВЕДЕНИЕ
“В аду жарко. Вы когда-нибудь интересовались почему?” Этим риторическим вопросом Дж. Рассел Смит из Колумбийского университета начинает ставшую ныне классической работу по географии Северной Америки. “Но,- продолжает он, не во всяком аду жарко. По представлениям жителей Скандинавии дохристианского периода, ад был закован в снега и вечные льды. Посиневшему от холода древнему скандинаву жаркий ад казался слишком приятным, чтобы быть адом вообще”. Выдающийся географ, конечно, несколько утрировал зависимость между мифами и легендами той или иной культуры и природной средой, в которой эта культура развивается. Так же и новые социальные явления не возникают, подобно Афине в полном вооружении, из головы Зевса, а протекают и формируются из совокупности практики и верований, составляющих ту культуру, частью которой они являются. Библиотека была именно таким социальным изобретением, родившимся тогда, когда накопленная масса опыта оказалось настолько большой, что стала превышать возможности человеческой памяти и сохранение этого опыта более не могло обеспечиваться посредством устной традиции.
Из столетия в столетие каждая эпоха формировала и использовала собрания письменных документов, чтобы сохранить и упрочить свои интеллектуальные обычаи и традиционные ценности. Развитие культуры, которое составляет основу истории цивилизации, было определяющим фактором в формировании библиотеки, характере ее фондов, в способах организации и ведения этих фондов и видов обслуживания, предоставляемых библиотекой. Пройдя путь от глиняных табличек Шумера и Ниневии, папирусов Древнего Египта, через скудное оснащение средневековых монастырей к собраниям учебников для первых школ, а от них к бесплатной публичной библиотеке нашего времен, библиотека претерпела длинный ряд преобразований, каждое из которых было обусловлено потребностями современного ей общества. Любая крупная перемена в общественном идеале порождала изменения в библиотеке. И все же, несмотря на все эти изменения, в библиотеке сохраняется также ряд постоянных моментов, которые придали ей институциональную цельность, по существу остающуюся неизменной.
В этой работе мы познакомимся с библиотеками Европы в эпоху Просвещения.
ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ
Эпоха Просвещения продолжалась приблизительно со второй половины XVII до конца XVIII в. В Западной Европе Просвещение открывается общим прогрессом реального знания, необходимого для нужд материального производства, торговли и мореплавания. Творчество Декарта, Лейбница, Ньютона знаменует раскрепощение науки от духовной власти религии, выделение естественных наук, бурный рост математики, механики, астрономии. Просветители были идеалистами в вопросах общественного развития. Они верили в магическую силу воспитания. Отвергнув церковную догму о “первородном грехе”, об исконной испорченности человеческой природы, они создали рационалистическую догму о том, что человек по природе добр. Сталкиваясь с реальным эгоизмом и борьбой частных интересов, просветители относили их за счет противоестественности феодального строя, извратившего лучшие порывы человеческой души и превращавшего любого человека в воинствующего эгоиста. Этот эгоизм, по их мнению, можно было устранить, исправить, смягчить, установив золотую середину между эгоистичным личным интересом и абстрактным всеобщим благом. Они верили, что после разрушения сословного строя наступит эпоха социальной гармонии.
Это было время интенсивного изучения физических социальных явлений под руководством Ньютона, Гоббса, Локка и Канта, дорогу которым проложили в числе прочих Галилей, Кеплер, Бэкон и Гарвей. Это было время организации знаний и их систематизации, время интеграции. В этот период были основаны крупнейшие научные общества. В 1600 г. в Риме была учреждена Академия Линчеи (“Академия рысьеглазых”), которая просуществовала до 1650 г.; в 1666 г. в Париже была организована Академия наук; в 1660 г. в Лондоне - Королевское общество, обязанное своим происхождением идеям Фрэнсиса Бэкона о научном сообществе. Этот период дал не только новый импульс к формированию библиотечных фондов, но и породил значительный интерес к их организации.
В Западной Европе наиболее характерны и развиты были просветительские движения в Англии, Франции и Германии. С библиотеками этих стран мы и познакомимся.
БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО В АНГЛИИ
Английская буржуазная революция устранила неограниченную королевскую власть и господство помещиков. К власти пришло новое дворянство и верхушка буржуазии- купцы, банкиры. Буржуазная революция подготовила почву для промышленного переворота.
Новые политические и философские идеи создали необходимые условия для развития библиотек, которое, однако, не было стремительным.
Университетские библиотеки
Со времени революции Оксфордский и Кембриджский университеты подверглись гонениям, так как их руководство сочувствовало королю. Когда в 1642 г. король объявил войну парламенту, королевская армия обосновалась в Оксфорде. Началась первая гражданская война, завершившаяся к 1646 г. победой парламентской партии. Оливер Кромвель, крупнейший деятель английской буржуазной революции, видя общественную пользу университетов, понимая, что их разгром повлечет за собою упадок науки в стране, взял учебные заведения под свое покровительство и установил охрану имущества, в том числе и библиотечного. Так, по его приказу охранялась библиотека Оксфордского университета, ставшая временно государственной собственностью. Заведовал библиотекой видный общественный деятель Уайтлок, его помощником был Дюри, религиозный деятель, автор работы “Реформированный хранитель библиотек”, в которой он проводил мысль о том, что библиотекарь должен не просто хранить книги, а делать их доступными читателям.
По распоряжению Кромвеля университетам был передан ряд церковных библиотек. От него лично библиотека Оксфордского университета получила в подарок коллекцию редких рукописей, большей частью на греческом языке. Кромвель покровительствовал ученым в расчете на поддержку и преданную службу. В 1662 г. библиотеки Оксфордского и Кембриджского университетов получили право на обязательный экземпляр. Большое значение в пополнении фондов имели дары.
Революция привела к развитию библиотек университетов, колледжей. Для некоторых из них возводились специальные здания. Так, в 1647 г. известный английский архитектор Рен был приглашен главой Тринити- колледжа в Кембридже для разработки проекта библиотечного здания. Проект считался образцовым для библиотек этого типа. Книг в библиотеке Тринити- колледжа было еще мало, но зато ими дорожили берегли их “как принцев”.
К концу XVIII в. фонды библиотек Оксфордского и Кембриджского университетов были отражены в печатных каталогах.
Общественные библиотеки
Первая библиотека для общественного пользования была учреждена в Лондоне в 1684 г. Теннисоном, служителем культа в приходе св. Мартина. Теннисон построил специальный дом, верхний этаж которого отвел под библиотеку.
В 20- е гг. XVIII в. книготорговцы стали открывать небольшие платные библиотеки. Но большая часть издательской продукции попадала в частные библиотеки. По величине и характеру частные коллекции были разными: от замечательного собрания Ханса Слоуна, известного врача, ботаника, коллекционера редких книг и рукописей по ботанике, зоологии, минералогии, истории медицины, в его коллекции насчитывалось 3156 рукописей и более 40 тыс. книг, до небольших книжных подборок в деревенских домах иоменов. Библиотека считалась неотъемлемой частью каждого хорошего дома.
В Лондоне и в провинциях, особенно в курортных местностях, открывались подписные библиотеки, которые выдавали книг на дом. Первая из них была открыта в 1740 г. Лучшими среди них были библиотеки Ливерпуля, Бата, Саутгемптона. С течением времени некоторые из них превратилась в бесплатные публичные библиотеки.
О почтительном отношении к книге свидетельствует распространенность книжных клубов, объединявших соседей и друзей.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 297.