Тайны пустыни Наска: гипотезы вокруг древних изображений
"Самое прекрасное, что мы можем испытать, это – ощущение тайны. Она есть источник всякого подлинного искусства и всей науки"
Альберт ЭЙНШТЕЙН
Во всех странах света мы находим такие места, как Стоунхендж, Тиауанако, Наска и Баальбек, которые не укладываются в парадигмы исторической науки. Наследие окутанной завесой предыстории человечества, очевидно, продолжает существовать в виде камней, карт и мифологии, и только сейчас развитие технологии XXI века дает нам возможность это признать.
Наска – древняя цивилизация индейцев, получившая свое название по имени реки, в долине которой обнаружено множество памятников культуры. Расцвет ее относится к I тыс. нашей эры. Главным чудом, привлекающим сюда любознательных туристов со всего света, стали загадочные гигантские рисунки. Особенно много их на скалах вдоль Рио-Гранде и ее притоков, в чрезвычайно засушливой зоне между долинами Ика и Наска. Здешнее плато покрыто своего рода "татуировкой", которая иногда спускается даже по склонам.
Песчаная равнина Наска длиной 60 км находится в 400 км к югу от перуанской столицы. Большинство рисунков расположено на почти квадратном участке, ограниченном с севера рекой Инхенио и с юга рекой Наска. Здесь без видимой системы разбросаны сотни фигур. Некоторые из них изображают животных, другие – птиц. Но подавляющее большинство – это геометрические композиции из трапеций, прямоугольников, треугольников и прямых линий.
Возраст изображений пустыни Наска определяют, основываясь на керамических черепках, которые втоптаны в линии, и данных радиоуглеродного анализа найденных там органических остатков. Эти данные указывают на период между 350 г. до н. э. и 600 г. н. э. Строго говоря, эти данные ничего не сообщают о линиях. Возможно, что они немного древнее, поскольку предметы, послужившие основой для датировки, могли быть принесены людьми в Наска позднее.
Линии рисунков представляют собой канавки глубиной двадцать пять, и шириной шестьдесят пять сантиметров, обнажающие более светлые (не окисленные) россыпи камешков, покрывающих все плато.
Сама Наска – маленькое селение, раскинувшееся на пустынных плоскогорьях южного побережья Перу, почти посредине между городами Писко и Мольендо. И вот здесь-то, в этом ничем не примечательном месте, можно разглядеть – фрагмент за фрагментом – рисунки гигантских размеров, разбросанные километров на 50 вокруг. Некоторые из них достигают ста метров и более.
Феномен рисунков Наска – это комплекс гигантских по размерам наземных рисунков: около 13 тыс. линий, 100 спиралей, свыше 700 лучеобразных геометрических площадок. Среди них разбросаны около трех десятков фигур, преимущественно птиц. Датированы они методом радиоуглеродного анализа 525 годом. Наблюдать их целиком можно только с большой высоты.
Сколько дерзких теорий родилось в попытках объяснить природу загадочных картин в долине перуанских Анд! Кто и зачем отважился на этот титанический труд, украсив каменный холст десятками фигур и линий, многие из которых трудно охватить целиком даже с высоты птичьего полета? Гипотезы о происхождении рисунков Наска высказывались самые фантастические. В них пытались видеть даже некие доистрические аналоги взлетных полос и даже марсианских каналов.
Бартоломеу ди Гусман
В 1709 г. на аудиенцию к королю Португалии явился его заморский подданный Бартоломеу ди Гусман. Молодой иезуит, уроженец Бразилии, поразил королевский двор, совершив над Лиссабоном полет на аэростате, наполненном горячим воздухом.
Установлено, что Бартоломеу ди Гусман родился в бразильском городе Сантус, учился в католической школе. Его преподавателями были миссионеры, подолгу работавшие в самых отдаленных местах Южной Америки, включая Перу. И весьма вероятно, что им были известны народные предания о летательных аппаратах древних перуанцев. Логично предположить, что и ди Гусман мог услышать о них от своих наставников.
Они и поведали любознательному мальчику о народных преданиях, где описывались летательные аппараты древних перуанцев. Взяв за основу один из описанных вариантов, молодой монах и сумел подняться в воздух. Однако католическая церковь тут же обвинила Гусмана в сношениях с нечистой силой, ему пришлось бежать, и след его затерялся в безвестности...
Камни Ики
Рядом с этим плато Наско обнаружены удивительные камни Ики, хрустальные черепа с симметрично просверленными в них дырами, что говорит о том, что в те далекие эпохи здесь делали сложнейшие операции по нейрохирургии и трепанации черепа. Древние хирурги Анд умели заменять поврежденные части черепа пластинами из золота.
Возможно, плато являлось и планеродромом, и космодромом для различных летательных аппаратов. Посадочные полосы здесь мягкие, каменистый грунт пустынь смыт. Треугольники информировали летательные аппараты о возможном боковом ветре, а квадраты – о наилучшем месте приземления.
Представители працивилизации летали по всей Земле и на другие планеты, о чем сообщают найденные на Марсе и Луне мегалиты. Близ Калифорнии, у города Блайнт обнаружена огромная фигура человека, подобно рисункам в Англии, и фигуры животного и змеи в виде спирали. Вероятнее всего, эти гигантские фигуры, как и космодром Наска, были навигационными знаками для космонавтов и летчиков працивилизации.
Космодром на плато Наска
Раскопки близ плато Наска обнаружили пирамиды! Многоступенчатая пирамида 20-метровой высоты стоит на холме, вершина которого срезана, а подножие обнесено стеной из сырцового кирпича. Вокруг пирамиды несколько зданий и площадок, самая большая из них – 45 на 75 метров. Архитектура этого комплекса повторяет астрономические города Анд.
В нескольких точках плато Наска стрелки компаса “сходят с ума”. Летчики увидели здесь многокилометровые ориентиры, дающие сверхточное направление по сторонам света. На краю плато обнаружены следы мощного потопа. В некоторые дни фотосъемка фигур с воздуха не давала результатов – пленка после проявки покрывалась пеленой.
Об энергоинформационном проявлении НЛО (на примерах образования фигур пустыни Наска в Перу и загадочных кругов на злаковых полях) поведала известный специалист по палеокосмонавтике Алла Белоконь (2004 г.). По ее гипотезе, эти рисунки могли быть выполнены потоком энергии неизвестной природы, направленной сверху с определенной высоты. Особенности рисунков подтверждают высказанную гипотезу. Так, на плоскогорье нет ни одной фигуры с замкнутым контуром, зато повсюду рассеяны зигзаги и спирали, а многие контуры обозначены сложным движением "рисующего луча": колебательным, вращательным и поступательным. Создать эти произведения искусства могли пришельцы с помощью "аномальных лучей" НЛО, энергия которых способна разбрасывать гальку и изменять химический состав поверхности земли. Проекционный анализ рисунков объясняет их искажения, которые получаются при рисовании лучом сверху, из одной точки, под углом к поверхности.
Круговые образования на зерновых полях наблюдаются с 1678 г. до настоящих дней. Они появлялись обычно ночью и поражали идеальной формой. Растения обычно уложены по часовой стрелке, колосок к колоску и со сложным переплетением между собой, что исключает попытки фальсификации данного феномена. В последние годы резко увеличилось количество таких круговых орнаментных рисунков, при этом очертания фигур подчиняются сложным математическим законам.
Например, ряд фигур напоминают изображения, получаемые фрактальной геометрией (множества Мандельброта). Гипотеза об изготовлении фигур "силовыми лучами" НЛО подтверждена несколькими свидетельскими показаниями очевидцев и видеосъемкой 1996 г. Самое удивительное наблюдалось 14 августа 2001 г., когда на поле было изображено... лицо.
Лабиринты Наско
Для создания на Земле энергетических вертикальных столбов космосвязи (потоков) человечество во все тысячелетия применяло самые разные технические решения. Например, в горных районах вершины гор обустраивались в виде пирамид, шатров, сфинксов и других сооружений, а под ними – усыпальницы. В равнинных местах создавались искусственные архитектурные наземные или подземные сооружения – курганы, пирамиды, лабиринтные рисунки...
Например, ни одна пирамида на Земле не привлекает к себе такого внимания как пирамида Хеопса. Пирамида построена с ювелирной аккуратностью. Она притягивает к себе рукотворной грандиозностью, сложностью внутренних пустотных лабиринтов, которые в значительной части остаются загадочными.
В 20х годах XIX в. британский археолог сэр Артур Эванс начал раскопки в Кноссе, на острове Крит. В результате этих работ был практически полностью откопан дворец, который дает представление о культуре и религии, которая существовала на территории Крита три тысячи лет назад. Самая главная достопримечательность дворца это лабиринт, в котором, согласно легенде, жил полубык-получеловек Минотавр. Его удалось победить Тезею, который с помощью нити, данной ему Ариадной, не только убил Минотравра, но и сумел выбраться из лабиринта наружу.
И вдруг – сенсация! Невдалеке от плато Наско, в Западных Кордильерах обнаружен еще один удивительный феномен – два лабиринта, спирали которых закручены в разные стороны. Удивительно, что в эти лабиринты от пяти до одного раза в год нисходит космический луч света продолжительностью 20 минут. Те счастливчики, кто попал в луч этого света, навсегда исцелялись от неизлечимых болезней, а женщины, страдающие бесплодием, после этого успешно беременели. Кто посылает этот свет? Иная цивилизация или миры, находящиеся на Земле в иных частотах времени и пространства?
Несомненно, рисунки Наска были связаны с ритуалами. Здесь обнаружено около 100 лабиринтообразных фигур, а важная роль лабиринта в ритуале зафиксирована у многих народов. Индейцы изображали лабиринт на стенах построек, на скалах, в вышивке, на культовых предметах. В некоторых традициях лабиринты отмечают входы в подземный мир, часто в лабиринтах и в связанных с ними ритуалах отражалась идея о связи неба (Солнца) и подземного мира.
Трезубцы Наско
Аппарат Гусмана – далеко не единственное возможное повторение древних конструкций. Вспомним хотя бы о "паракасском канделябре" – одном из изображений, обнаруженных в окрестностях того же города Наска.
По мнению специалистов, рисунок напоминает силуэт.. двухкилевого летательного аппарата типа современного планера. Причем расположен знак как раз на том месте пустыни, где практически постоянно возникают мощные восходящие потоки. Стало быть, он, как огонь маяка, мог указывать теряющему высоту пилоту: "Лети сюда, здесь ты снова сможешь взмыть в небо!.."
По одной из новейших версий плато Наска – волнующая загадка исчезнувшей Лемурии. На этот древнейший космодром-карту Земли указывает гигантский трезубец, выбитый на скале у городка Паракас на побережье Тихого океана. Космодром-карту на 520 квадратных километрах в Перу между Андами и Тихим океаном трудно охватить мысленно.
Последнее время археологи стали замечать подобные же изображения и в других местах побережья, там, где существуют хорошие условия для парения планеров и им подобных летательных аппаратов.
Заметить эти изображения чаще всего удается именно так, как увидели рисунки в пустыне Наска – с высоты птичьего полета, из кабины летательного аппарата. На земле они практически не заметны.
Последнее время археологи стали замечать подобные же изображения и в других местах побережья, там, где существуют хорошие условия для парения планеров и им подобных летательных аппаратов.
Заметить эти изображения чаще всего удается именно так, как увидели рисунки в пустыне Наска – с высоты птичьего полета, из кабины летательного аппарата. На земле они практически не заметны.
Первое серьезное научное исследование изображений в пустыне Наска появилось в 1978 г. в журнале "Сайентифик америкэн". Автор публикации Уильям Исбелл пришел к выводу, что рисунки на плато Наска поразительно похожи на стилизованные изображения, украшающие старинные гончарные изделия, которые были обнаружены в тех же местах.
Одновременно выяснилось, что на концах линий, образующих рисунки, в почву были вбиты деревянные сваи. Эти находки относятся примерно к VI веку нашей эры. Для археологов этот период соответствует эпохе цивилизации "Наска". Захоронения древних индейцев и остатки их поселений обнаружены неподалеку от загадочных рисунков.
Пол Косок
Первым исследователем рисунков и "посадочных полос" плато Наска был Пол Косок (Козок), который занялся их систематизацией и изучением еще в 1939 г. Именно он первым обратил внимание на то, что некоторые из линий указывают на отдельные звезды и созвездия, фиксируют разные фазы Луны, а также точки восхода и захода солнца. Совместно с профессором Мазотти из Перуанского военно-географического института П. Козок выдвинул гипотезу, что рисунки и линии Наска – это гигантский астрономический календарь.
Первые непонятные линии на Наска обнаружил в 1927 г. перуанский археолог Мехия Ксесспе, когда случайно бросил взгляд с крутого склона горы на плато.
Таинственные изображения Наски получили широкую известность благодаря фотографиям, сделанным с самолета. Заслуга в этом принадлежит американскому историку Полу Косоку – американскому археологу, доктору исторических наук из Университета Лонг-Айленда.. До этого он занимался изучением Месопотамии и, в частности, той роли, которую играла ирригация в жизни древних народов. В дальнейшем у него возник интерес к системам орошения в Южной Америке, особенно на засушливом тихоокеанском побережье Перу.
К 1940 г. он обнаружил еще несколько невероятных древних знаков и опубликовал первую сенсационную статью. 22 июня 1941 г. (день начала Великой Отечественной войны!) американский историк Пол Косок поднял в воздух легкий самолет и обнаружил гигантскую стилизованную птицу, размах крыльев которой превышал 200 метров, а рядом с ней нечто, напоминающее посадочную полосу. Затем им был обнаружен гигантский паук, обезьяна со странно свернутым кольцом хвостом, кит и наконец на пологом горном склоне 30-метровая фигура человека, с поднятой в приветствии рукой. Так была обнаружена, пожалуй, самая загадочная “книжка с картинками в истории человечества”.
Ему рассказывали, что летчики видели на приморских плоскогорьях какие-то линии, похожие на оросительные каналы. И Косок решил взглянуть на них сам, для чего требовалось обследовать этот район с самолета. Американский ученый увидел Наску с высоты и был потрясен.
Однако сенсацией его наблюдения не стали. Когда Косок в канун 1940-х годов впервые рассказал о своем открытии, его сообщение не вызвало большого резонанса: началась Вторая мировая война, и землянам хватало других забот. Однако и после окончания войны к успевшей подзабыться загадке Наски долго никто не возвращался.
Мария Райхе
Но никому из них не сравниться по упорству и мужеству с Марией Райхе. Когда в 1946 г. она впервые пересекла границу загадочной долины, весь ее научный инструментарий состоял из четырех... метел.
С их помощью она с немецким упорством начала работу, которую иначе, как безумием, назвать было нельзя. Оставшись один на один с безжизненной пустыней, она упорно ее "подметала" – искала заметенные песком древние рисунки.
Немецкую исследовательницу, занимавшуюся математическими методами в астрономии, интересовали сооружения, которые у древних перуанцев выполняли роль солнечных часов. Одной из первых узнав об открытии Пола Косока, она стала его спутницей и помощницей. А потом и вовсе пересилилась в Наску. Перед рассветом и на закате, когда канавки на щебне лучше видны, она уходила в пустыню и занималась измерениями и съемкой. Многие годы ушли на составление карт и схем.
К концу 1980-х гг. Мария Райхе стала такой же достопримечательностью Наски, как и знаменитые рисунки. Многие из них были открыты и впервые описаны именно ею. Мария исследовала территорию площадью 50 квадратных километров, обнаружив более 60 фигур и линий.
Посвятив всю жизнь Наске, она упорно боролась за то, чтобы сохранить эту жемчужину древности в первозданном виде. На собственные деньги она наняла шестерых охранников, приобрела для них мотоциклы и поручила следить за тем, чтобы туристы не наносили непоправимого ущерба циклопическим композициям. Ее тревога была обоснованной. Колеса грузовиков и легковых автомашин могли оставить на почве Наски следы не менее заметные, чем древние чертежи. Приходилось остерегаться и вторжения строителей. Так, в ходе сооружения Панамериканского шоссе дорожники просто разрезали пополам 188-метровое изображение рептилии, безвозвратно уничтожив часть рисунка.
В 1986 г. "первая дама Наски", которой шел уже 84-й год, отметила 40-летие своей исследовательской деятельности. По этому случаю над пустынной долиной поднялся воздушный шар, на котором Мария Райхе облетела свои владения. К юбилею она получила своеобразный подарок. Перуанский летчик Эдуардо Гомес де ла Торре открыл новые наземные рисунки и предложил музею в Лиме 87 фотографий ранее неизвестных гигантских изображений. Эти снимки он сделал с самолета в малоисследованной зоне –- так называемой "пампе Сан-Хосе". Изображения зверей, растений и людей были нанесены на поверхность пустыни глубокими бороздами, как и все ранее обнаруженные.
Скончалась Мария Райхе в 1998 г. в 95-летнем возрасте. Дом в городке Ика, где она провела лучшие годы своей жизни, ныне превращен в музей. Одна из улиц Ики названа ее именем, здесь же установлен ее бронзовый бюст. Кроме того, в ее честь названа одна из школ в Наске.
В Ике живет и продолжательница дела немецкой исследовательницы – Виктория Никитцки, переселившаяся сюда из Австрии. В течение 10-ти последних лет жизни Марии Райхе она была ее самой близкой подругой и единомышленницей.
"За многие века до инков на южном побережье Перу был создан исторический памятник, не имеющий себе равных в мире и предназначенный для потомков. По масштабам и точности выполнения он не уступает египетским пирамидам. Но если там мы смотрим, задирая головы, на монументальные трехмерные сооружения простой геометрической формы, то здесь приходится смотреть с большой высоты на широкие просторы, покрытые таинственными линиями и изображениями, которые словно вычерчены на равнине гигантской рукой", – такими словами начинает Мария Райхе свою книгу "Тайна пустыни"...
Мария Райхе, дальнейшая исследовательница загадок Пампа Колорада, стоящая в одном ряду с такими исследователями, как Лоренс Доусон, Ганс Винкель, Золтан Зелке и другие, придерживалась версии, согласно которой рисунки Наска имеют ритуальный характер и использовались в древности для оккультных церемоний, факельных шествий гуськом вдоль контура животного-предка. Но дело в том, что сами гигантские рисунки представляют собой канавки глубиной двадцать пять, а шириной шестьдесят пять сантиметров, обнажающие более светлые (не окисленные) россыпи камешков, покрывающих все плато, за исключением "посадочных полос".
Однако кто мог наблюдать эти церемонии на безлюдном плато? Да и. каким образом можно было создать все эти 13 тыс. полос и линий, 100 спиралей, 788 рисунков, среди которых – 4-5-метровый паук, 80-метровая обезьяна, 50-метровый попугай и, наконец, 250-метровая птица!
Все рисунки на территории пустыни выполнялись одним и чем же способом: поверхностный слой красноватой породы непрерывной линией процарапанной до появления лежащей под ним бледно-желтой породы. Судя по всему, делалось это вручную. Мария Райхе утверждает, что создатели рисунков сначала делали небольшие эскизы, а затем воспроизводили их в нужных больших размерах. В качестве доказательства Мария Райхе показывает эскизы, обнаруженные ею в этом районе. Кроме того, на концах линий, образующих рисунки, были найдены деревянные сваи, вбитые в почву, которые играли роль координатных точек при нанесении рисунка. Установлено, что сваи относятся к VI в. н.э. К этому же периоду относятся и остатки поселений “Наска”, обнаруженные недалеко от таинственных рисунков.
Для современных специалистов – архитекторов, конструкторов-авиационщиков, разметчиков и других профессионалов – не представляет труда нанести на поверхность земли рисунки большого размера с малого чертежа-эскиза. Для этого им тоже потребовались бы координатные точки с применением свай. Подобной ювелирной работой они занимаются профессионально, ежедневно, с миллиметровой точностью исполнения.
Линии же настолько прямы, что возникает предположение, что для их проведения применялись шесты, которые укладывались "на глазок". Даже если это так, все равно остается загадкой, как удалось рисовальщикам так точно придерживаться замысла и достичь эффекта ровных линии на столь больших расстояниях.
По мнению Марии Райхе прямые и спиралевидные фигуры символизируют положение планет, а рисунки животных – созвездия.
Джеральд Хокинс
Десятки лет эта гипотеза разделялась большинством ученых во всем мире, пока ее проверкой не занялся известный американский астроном Джеральд Хокинс, автор монографии "Разгадка тайны Стоунхенджа". С помощью ЭВМ он блестяще доказал, что знаменитый Стоунхендж, загадочное циклопическое сооружение на равнине Солсбери (Англия) – не что иное, как... астрономическая обсерватория".
Применив ту же компьютерную программу, с поправкой на широту плато Наска, Дж. Хокинс убедился, что лишь неполных 20 процентов линий на плато Наска указывают на Солнце или Луну. Что же касается звезд, то здесь точность направлений вообще не превышает случайного распределения чисел... "Компьютер вдребезги разбил теорию звездно-солнечного календаря, – вынужден был признать Дж. Хокинс. – С горечью мы отказались от теории астрономического календаря".
Применив ту же компьютерную программу, которая была использована при исследовании Стоунхенджа, с поправкой на широту плато Наска, Дж. Хокинс убедился, что лишь неполных 20 процентов линий на плато Наска указывают на Солнце или Луну. Что же касается звезд, то здесь точность направлений вообще не превышает случайного распределения чисел.
"Компьютер вдребезги разбил теорию звездно-солнечного календаря, – вынужден был признать Дж. Хокинс. – С горечью мы отказались от теории астрономического календаря".
Желание увидеть в рисунках Наска древнюю обсерваторию и тем самым получить возможность систематизировать, упорядочить то, что сегодня представляется хаотично разбросанными изображениями, – понятно. Непонятно столь сильное огорчение Дж. Хокинса. Гипотеза не подтвердилась, однако культура Наска не стала от этого менее культурной, как не могла она стать и более культурной при положительном результате исследования. Таких словосочетаний сегодня в истории культуры не существует. Культура Наска была, есть и будет культурой Наска – индивидуальной и неповторимой, как и любая другая древняя культура.
Наиболее опасным заблуждением К.Леви-Строс считает формулу ложного эволюционизма, когда различные существующие состояния человеческих обществ толкуются как разные стадии, или шаги, единого процесса развития цивилизации, движущейся к одной цели. Мы не можем, например, сравнивать Стоунхендж и рисунки Наска, исходя из посылок "получилось" и "не получилось". Это будут ложные, посторонние идеям обеих культур, посылки. И люди эпохи энеолита, и индейцы Наска не были знакомы с идеей прогресса. Их принципиальное отличие от технически развитых цивилизаций не в том, что они не развивались, а в том, что история их развития не сопровождалась накоплением изобретений, но ориентировалась на сохранение изначальных способов установления связи с природой.
Однако исследования Хокинса дали и положительный результат, т.к. именно он первым обратил внимание на странную особенность рисунков Наска – все они были выполнены одной линией, которая нигде не пересекается...
Если бы Джеральд Хокинс заметил также, что линия, образующая рисунки, еще и не прерывается, а также обратил внимание на странные дополнительные линии, которые, будучи абсолютно чуждыми самому изображению, однако соединены с началом и окончанием контура (канавки), как бы подключая рисунок к некоей метасистеме Наска, то он, возможно, пришел бы к тому же выводу, который сделал Киевский исследователь Валерий Иосифович Кратохвиль в конце семидесятых годов прошлого века.
Приглядимся к самим рисункам, напоминающим электрические схемы, выполненные одним проводником, который не может ни пересекаться (короткое замыкание), ни прерываться (разрыв цепи); обратим внимание на линии подключения, где можно ясно увидеть параллельное и последовательное подсоединение рисунков, – и нам станет ясно, что линии-канавки плато Наска, по-видимому, были заполнены в древности неким электролюминофором, т.е. веществом, способным ярко светиться под воздействием электрического тока наподобие надписей и рисунков нынешней газосветной рекламы...
Таким образом, "взлетно-посадочные полосы" выполняли свою работу, а светящиеся рисунки, видимые с воздуха за десятки километров...
Впервые эта гипотеза была обнародована В. Кратахвилем еще в 1972 г., когда вышла в свет наша совместная с ныне покойным канд. философских наук Алексеем Андреевичем Братко-Кутинским статья "Загадка плато Наска" (журнал "Знания та праця", № 7, 1972г.).
Неприветливая Пампа Колорада хранит еще немало тайн, хотя в пользу аэрокосмического назначения всего комплекса могут свидетельствовать как спутниковые снимки Анд, на которых хорошо различимы рисунки Наска, так и заявление известного английского астронома Морриса Джессепа, где он сообщает, что сделанный "рисунок окрестностей кратера Аристарх на Луне напоминает гигантские странные геометрические рисунки у пустыне Наска в Перу...".
Эрих фон Деникен
Положение изменилось лишь после того, как к этой проблеме обратился швейцарец Эрих фон Деникен. Талантиливый популяризатор написал книгу и снял фильм "Воспоминания о будущем", рассчитанные на широкую аудиторию публики, и Наска сразу же оказалась в центре мирового внимания.
Эрих фон Деникен считает, что Наска могла служить местом заправки межпланетных кораблей, поскольку здесь зафиксирован выход неведомых энергий, когда засвечивается фотопленка и стрелка компаса “сходит с ума”. Исследователь исходил из гипотезы, что загадочные изображения Наски связаны с внеземными цивилизациями.
Если исходить из теории "пришельцев", которые могли бы с помощью совершенных летательных аппаратов сверху оценить дело своих рук, то им рисунки вроде бы ни к чему. Но равно непонятно, какую службу они могли бы сослужить древним жителям Анд.
Космическая теория вызывает немало возражений уже только потому, самым убедительным контраргументом является сам характер рисунков. Имея циклопические, неземные размеры, они, тем не менее, явно земные по происхождению –- выполнены людьми, а не пришельцами с других планет.
Но и в этом случае возникает множество вопросов. Кто же эти неизвестные мастера, создавшие посреди пустыни гигантские изображения, которыми можно любоваться лишь поднявшись высоко над землей? С какой целью они это делали? Какие технические приемы должны были применять, чтобы не нарушить пропорций гигантской модели, охватить которую взглядом не могли? Короче – кто? зачем? как?
Многие считают, что, подобно большинству памятников старины, линии и рисунки Наска имели культовое значение. Однако любые ритуальные объекты по определению должны прежде всего воздействовать на чувства людей. А ведь загадочные изображения Наска с земли не воспринимаются.
Джим Вудмэн
В 1977 г. американец Джим Вудмэн выдвинул собственную оригинальную гипотезу. Версию об инопланетянах он решительно отбросил. По мнению Вудмэна, изображения создали древние жители этой страны. А поскольку увидеть их можно только с определенной высоты, значит, индейцы умели строить... воздушные шары. Они поднимались на них в воздух во время религиозных обрядов, и это позволяло им в полном объеме оценить магический смысл рисунков.
При поддержке международного общества исследователей Вудмэн основал и возглавил проект "Наска", объединивший большую группу энтузиастов. Их исторические изыскания выявили примечательный факт. Оказалось, что первыми в мире воздухоплавателями были отнюдь не братья Монгольфье. У французов, совершивших в 1783 г. знаменитый полет на воздушном шаре, был предшественник. Причем не откуда-нибудь, а именно из Южной Америки.
Воодушевленный тем, что один из первых воздухоплавателей был уроженцем Южной Америки, Джим Вудмэн соорудил такой же воздушный шар, на каком летал Бартоломеу. Американец, твердо уверовав в собственную теорию, решил проверить ее на практике. Принять участие в рискованном эксперименте согласился английский аэронавт Джулиан Нотт. Используя примитивную технику, сродни той, которой располагали местные индейцы, партнеры соорудили воздушный шар с корзиной. Наполнив свой аппарат горячим воздухом, Вудмэн и Нотт без помех поднялись на высоту в сотню метров и пролетели над плато Наска, постепенно сбрасывая балласт.
Однако воздух в шаре быстро охладился, и аэронавты спаслись чудом. Им удалось выпрыгнуть из стремительно опускавшегося "летательного аппарата", когда он был на трехметровой высоте.
Тетраэрд над землей инков – как это было…
Воздушный шар, который и шаром-то назвать нельзя, гигантский тетраэдр, который смахивал на пакет молока для Гулливера, с подвешенной к нему гондолой в форме тростниковой лодки стремительно пошел вверх.
В начале 80-х годов в Перу начался эксперимент, главной целью которого была проверка, мог ли человек летать над Землей более двух тысяч лет тому назад? Скажем, над пустыней Наска, местом расположения загадочных наземных линий и узоров, которые из-за их громадности можно рассмотреть лишь с высоты птичьего полета?
Достигнув высоты 200 метров, шар вдруг пошел на снижение. Не помогли и выброшенные опытными воздухоплавателями – англичанином Дж. Нотгом и американцем Д. Вудмэном – два стокилограммовых мешка с балластом. Гондола-лодка ткнулась в песок с такой силой, что воздухоплавателей буквально "выстрелило" из нее. Облегченный шар снова взмыл в поднебесье и благополучно приземлился лишь через 12 минут, пролетев за это время еще около трех километров.
Как оценить результаты эксперимента? По счастливой случайности, никто не пострадал. Аэростат, построенный по рисункам, обнаруженным на стенах древней гробницы индейцев, все-таки взлетел. Нотт – далеко не новичок в мире воздухоплавания (ему, например, принадлежит рекорд высоты подъема на воздушном шаре и многие другие достижения) – со свойственным англичанам юмором назвал этот полет действительно фантастическим. Однако не преминул добавить, что только из-под облаков воздухоплаватели смогли насладиться зрелищем причудливых фигур и линий пустыни Наска.
Приготовления к полету начались за несколько месяцев до его осуществления. По замыслу экспериментаторов, аэростат должен был стать точной копией конструкции, изображение которой было обнаружено на стене одной из гробниц Наски, построенной более двух тысяч лет тому назад. Именно этим и объясняется его странная форма – тетраэдр-четырехгранник имел высоту 10 м и сторону основания около 30 м. Сделан он был из материала, схожего с тканью, образцы которой опять-таки были извлечены из древних захоронений. Наконец, гондола в форме лодки была сплетена из тростника тоторы, которым и по сей день пользуются обитатели озера Титикака, индейцы племени урос.
При запуске аэростата экспериментаторы тоже постарались следовать той технологии, которая, по их мнению, могла использоваться в древности. Подъемную силу воздушному шару придали горячий воздух и дым, поступавшие от костра, разожженного в четырехметровом подземном туннеле.
Шар поднялся в воздух, но пробыл в полете недолго. Из этого факта можно сделать вывод, что древние жители Перу могли совершать подобные путешествия лишь в исключительных случаях, например во время больших празднеств, церемониальных процессий, религиозных обрядов... Уж слишком сложна процедура взлета для каждодневного пользования.
Но есть тогда доля правды в легенде о некоем человеке по имени Антакри, который летал над различными районами Туантинсуйо. Он поднимался в воздух для определения маршрута, которым должен был проследовать Тупак Инка Юпаманки – знаменитость того времени – во время своего путешествия в Полинезию.
В 1977 г. воздухоплаватель Дж. Вудмэн, размышляя о загадке изображений, обнаруженных в пустыне Наска, выдвинул такую гипотезу. Он предположил, что вся территория, где обнаружены загадочные изображения, некогда служила... аэродромом древних жителей этой страны. Они овладели искусством полетов значительно раньше, чем это можно было предположить.
Чтобы проверить свою догадку, Вудмэн объединил в рамках проекта "Наска" большую группу энтузиастов и, заручившись поддержкой международного общества исследователей, принялся отыскивать в библиотеках и прочих хранилищах древностей свидетельства в пользу данной гипотезы. И кое-что ему и его коллегам удалось обнаружить.
В частности, исследователи выяснили, что у родоначальников воздухоплавания, братьев Монгольфе, действительно были предшественники. Причем по крайней мере один из них был родом из Южной Америки! Это ранее упомянутый Бартоломеу ди Гусман.
Особое мнение или сон накануне верстки обзора:
Мне, как исследователю технологий древности, показалось знаменательгным, что древние жители тех или иных мест уже знали: иголку, нитку, домотканную ткань, древесную смолу и смогли бы сшить и просмолить некую емкость, – мне приснился черный воздушный шар. Вот что ещё удивительно, плести вервия, бичевые стропы они тоже умели. А как они надували шар? Думаю, что кузнечный мех мог вполне им помочь.. Иное дело брали ли они с собой дополнительный источник тепла и небольшой кузнечный мех в гондолу… Здесь я имею сомнения, но с чем только не шутит муза Истории, вечно беременная Истинной госпожа Калипсо? Трудно сказать, трудно поверить, но всегда можно проверить… – Веле Штылвелд
Тайны пустыни Наска: гипотезы вокруг древних изображений
"Самое прекрасное, что мы можем испытать, это – ощущение тайны. Она есть источник всякого подлинного искусства и всей науки"
Альберт ЭЙНШТЕЙН
Во всех странах света мы находим такие места, как Стоунхендж, Тиауанако, Наска и Баальбек, которые не укладываются в парадигмы исторической науки. Наследие окутанной завесой предыстории человечества, очевидно, продолжает существовать в виде камней, карт и мифологии, и только сейчас развитие технологии XXI века дает нам возможность это признать.
Наска – древняя цивилизация индейцев, получившая свое название по имени реки, в долине которой обнаружено множество памятников культуры. Расцвет ее относится к I тыс. нашей эры. Главным чудом, привлекающим сюда любознательных туристов со всего света, стали загадочные гигантские рисунки. Особенно много их на скалах вдоль Рио-Гранде и ее притоков, в чрезвычайно засушливой зоне между долинами Ика и Наска. Здешнее плато покрыто своего рода "татуировкой", которая иногда спускается даже по склонам.
Песчаная равнина Наска длиной 60 км находится в 400 км к югу от перуанской столицы. Большинство рисунков расположено на почти квадратном участке, ограниченном с севера рекой Инхенио и с юга рекой Наска. Здесь без видимой системы разбросаны сотни фигур. Некоторые из них изображают животных, другие – птиц. Но подавляющее большинство – это геометрические композиции из трапеций, прямоугольников, треугольников и прямых линий.
Возраст изображений пустыни Наска определяют, основываясь на керамических черепках, которые втоптаны в линии, и данных радиоуглеродного анализа найденных там органических остатков. Эти данные указывают на период между 350 г. до н. э. и 600 г. н. э. Строго говоря, эти данные ничего не сообщают о линиях. Возможно, что они немного древнее, поскольку предметы, послужившие основой для датировки, могли быть принесены людьми в Наска позднее.
Линии рисунков представляют собой канавки глубиной двадцать пять, и шириной шестьдесят пять сантиметров, обнажающие более светлые (не окисленные) россыпи камешков, покрывающих все плато.
Сама Наска – маленькое селение, раскинувшееся на пустынных плоскогорьях южного побережья Перу, почти посредине между городами Писко и Мольендо. И вот здесь-то, в этом ничем не примечательном месте, можно разглядеть – фрагмент за фрагментом – рисунки гигантских размеров, разбросанные километров на 50 вокруг. Некоторые из них достигают ста метров и более.
Феномен рисунков Наска – это комплекс гигантских по размерам наземных рисунков: около 13 тыс. линий, 100 спиралей, свыше 700 лучеобразных геометрических площадок. Среди них разбросаны около трех десятков фигур, преимущественно птиц. Датированы они методом радиоуглеродного анализа 525 годом. Наблюдать их целиком можно только с большой высоты.
Сколько дерзких теорий родилось в попытках объяснить природу загадочных картин в долине перуанских Анд! Кто и зачем отважился на этот титанический труд, украсив каменный холст десятками фигур и линий, многие из которых трудно охватить целиком даже с высоты птичьего полета? Гипотезы о происхождении рисунков Наска высказывались самые фантастические. В них пытались видеть даже некие доистрические аналоги взлетных полос и даже марсианских каналов.
Бартоломеу ди Гусман
В 1709 г. на аудиенцию к королю Португалии явился его заморский подданный Бартоломеу ди Гусман. Молодой иезуит, уроженец Бразилии, поразил королевский двор, совершив над Лиссабоном полет на аэростате, наполненном горячим воздухом.
Установлено, что Бартоломеу ди Гусман родился в бразильском городе Сантус, учился в католической школе. Его преподавателями были миссионеры, подолгу работавшие в самых отдаленных местах Южной Америки, включая Перу. И весьма вероятно, что им были известны народные предания о летательных аппаратах древних перуанцев. Логично предположить, что и ди Гусман мог услышать о них от своих наставников.
Они и поведали любознательному мальчику о народных преданиях, где описывались летательные аппараты древних перуанцев. Взяв за основу один из описанных вариантов, молодой монах и сумел подняться в воздух. Однако католическая церковь тут же обвинила Гусмана в сношениях с нечистой силой, ему пришлось бежать, и след его затерялся в безвестности...
Дата: 2019-05-28, просмотров: 219.