Укрупнённый блок «Управление финансовой деятельностью», возглавляемый финансовым директором, выполняет в масштабах всего предприятия следующие функции: экономический анализ и перспективное планирование; технико-экономическое планирование; организацию системы хозяйственного расчёта и экономического стимулирования; калькуляция и ценообразование; организацию труда и заработной платы, финансовое обеспечение; научную организацию труда и управления производством [5].
Финансовый директор осуществляет руководство организаций и совершенствованием экономической деятельности предприятия, направленной на достижение наибольших результатов при наименьших затратах материальных, трудовых и финансовых ресурсов, ускорение темпов роста производительности труда, повышение рентабельности производства и снижение себестоимости продукции, обеспечивая правильное соотношение роста производительности труда и средней заработной платы.
Кроме того, считаю целесообразным финансовому директору подчинить бухгалтерию, осуществляющей функцию бухгалтерского учёта и отчётности, с передачей полномочий по руководству от генерального директора.
Задачи планово-аналитического отдела:
- Руководство работой по экономическому планированию на предприятии, направленному на организацию рациональной хозяйственной деятельности, выявление и использование резервов производства с целью достижения наибольшей экономической эффективности;
- Организация комплексного экономического анализа деятельности предприятия и участия в разработке мероприятий по ускорению темпов роста производительности труда, эффективному использованию производственных мощностей, материальных и трудовых ресурсов, повышению рентабельности производства [2].
Лаборатория экономического анализа осуществляет руководство работой по комплексному экономическому анализу производственно-хозяйственной деятельности предприятия с целью более рационального использования производственных мощностей, материальных и трудовых ресурсов, сокращения объёмов незавершённого производства, повышения экономической эффективности и рентабельности производства [2].
Финансово - аналитический отдел занимается организацией финансовой деятельности предприятия, направленной на обеспечение финансовыми ресурсами заданий плана, сохранности и эффективного использования основных фондов и оборотных средств, трудовых и финансовых ресурсов предприятия, своевременности платежей по обязательствам в государственный бюджет, поставщикам учреждениям банков [2].
Отдел управленческого учета (ОУУ) создаётся для организация и проведения учёта финансово-хозяйственной деятельности, контроля за расходом финансовых и материальных средств. К основным функциям ОУУ относят следующие:
- составление отчётных калькуляций себестоимости продукции, бухгалтерских балансов и других видов бухгалтерской отчётности;
- организация расчётов по заработной плате с работниками предприятия;
- своевременное проведение инвентаризации денежных средств и товарно-материальных ценностей, а также ревизий в подчинённых хозяйствах с самостоятельными бухгалтерскими балансами;
- выявление внутрихозяйственных резервов и непроизводственных расходов [2]
С целью повышения мотивации работников и более эффективному и производительному труду считаю необходимым подчинить отдел управления трудом и заработной платой директору по персоналу и быту, обоснование будет приведено в пункте 1.2.6.
Непосредственно финансовому директору подчиняется информационно-вычислительный центр (ИВЦ). В связи с компьютеризацией и автоматизацией производства это подразделение является жизненно важным на любом предприятии. Т. к. наибольший объём вычислительных работ (огромное количество поступающей и исходящей информации) связан с экономической деятельностью предприятия, целесообразнее всего создание ИВЦ именно в этом блоке, что не исключает связь и обмен информацией с другими подразделениями предприятия и, прежде всего, со службами, находящимися под руководством главного инженера, а также непосредственно с генеральным директором предприятия.
Задачи информационного центра:
- обеспечение наличия данных о потребностях в информации руководителей каждого уровня;
- сбор первичной информации, автоматизированная её обработка и своевременная выдача потребителям результатов вычислений;
- обеспечение максимальной загрузки имеющейся вычислительной техники и получения наибольшего экономического эффекта от её использования;
- разработка и внедрение более современных методов механизации учёта и вычислительных работ, основанных на современной технике [2].
ИВЦ состоит из бюро приёма, контроля и выпуска документов и бюро обработки информации, а также расчётное бюро, занимающееся всеми вычислительными операциями, связанными с финансово-аналитической деятельностью предприятия.
Кроме того, необходимо заметить, что в ИВЦ находится банк данных обо всех работающих на предприятии людях, к которому имеют доступ начальники отдела кадров, отдела подготовки кадров, отдела УТ и ЗП, а также специально-уполномоченные служащие, связанные с психологической и просветительской работой с персоналом.
Итак, организационная структура блока «Управление финансовой деятельностью» предоставлена на рис. 1.5
Рис. 1.5 Организационная структура блока «Управление финансовой деятельностью»
1.2.5 Блок «Управление материальными ресурсами»
Укрупнённый функциональный блок «Управление материальными ресурсами» состоит из следующих обособленных блоков: «Материально-техническое снабжение» (МТС); «Сбыт»; «Транспортное обслуживание», с которыми тесно связана служба маркетинга, юридический отдел и ОТК (отдел технического контроля). В состав МТС входят: отдел МТС предприятия (головной отдел), отдел МТС производств, отдел внешней кооперации, материальные склады. Блок «Сбыт» включает: головной отдел сбыта; отделы сбыта производств; склады готовой продукции. Блок «Транспортное обслуживание» включает: транспортные отделы и бюро, транспортные цехи и участки.
Внутренняя структура подразделений блоков формируется в основном по товарному принципу. Так в отделе МТС организуется специализированные бюро по отдельным видам материальных ресурсов.
Материально-техническое обеспечение – это способы и методы координации отношений предприятия с его поставщиками и клиентами или потребителями в конкурентной среде. В планах МТС отражается потребность в основных видах материальных ресурсов, а также потребность в оборудовании, основных и вспомогательных материалах, топливе, энергии, полуфабрикатах со стороны, комплектующих и пр.
Основной задачей отдела МТС является определение потребности и обеспечение её всеми видами материальных ресурсов.
Отдел МТС работает совместно с другими подразделениями предприятия, входящих в службу МТС, каждое из которых занимается конкретно своей деятельностью:
- отдел внешней кооперации – покупными полуфабрикатами и комплектующими;
- отдел главного механика – запчастями для ремонта оборудования;
- отдел главного энергетика – топливом и энергией;
- инструментальный отдел – инструментом и приспособлениями;
- транспортный отдел – осуществляет управление транспортными операциями по МТС,
а все вместе они призваны способствовать рациональной организации работы снабженческой службы предприятия.
Отделу МТС подчиняется склад сырья и материалов.
Для организации и осуществления сбыта готовой продукции на предприятии создаётся отдел сбыта, проводящий эффективную сбытовую политику.
Задачи отдела сбыта:
- обеспечение реализации продукции;
- обеспечение стопроцентного выполнения заданий и обязательств по поставкам продукции и товаров в соответствии с заключёнными договорами и заказами-нарядами внешнеторговых организаций;
- снижение затрат на сбыт продукции [2]
Отдел внешней кооперации занимается:
- своевременным, равномерным, и комплексным обеспечением потребностей предприятия в полуфабрикатах и комплектующих изделиях, получаемых от кооперации;
- обеспечение наиболее полного и экономного использования на предприятии полуфабрикатов и комплектующих изделий.
Согласно мнению Ли Якокка, нет возможности подчинить производство и сбыт одному человеку, т.к. это две чрезвычайно трудоёмкие и совершенно различные функции на предприятии, но обе эти области на предприятии должны быть тесно связаны друг с другом во избежание рассогласования действий предприятия, возникновения огромных запасов продукции и, следовательно, финансовой неразберихи. Поэтому как и отдел сбыта, мы подчиняем заместителю генерального директора по коммерческим вопросам, но свою деятельность он должен осуществлять в тесной связи с заместителем генерального директора по производству.
Из опыта зарубежных стран нам известно, что на крупных предприятиях, первое лицо после генерального директора (президента) – вице-президент по маркетингу, в отличие от предприятий нашей страны. Возведение на такой высокий ранг службы маркетинга подчёркивает её огромную важность, острую необходимость и актуальность в сложившихся непростых экономических и политических условиях мирового масштаба. Поскольку ответственность вице-президента по маркетингу очень важна, он должен сочетать в себе черты организатора, экономиста, финансиста, сбытовика, конструктор, психолога, а главное – обладать нестандартностью мышления. Служба маркетинга может быть организована на разных основах, но с таким расчётом, чтобы наилучшим образом способствовать успеху предприятия, фирмы, объединения.
Т.к. в нашей стране служба маркетинга получила своё развитие совсем недавно, и организация деятельности её плохо налажена, особенно на промышленных предприятиях, я не вижу необходимых вводить заместителя генерального директора предприятия маркетингу, а все функции этой службы будут осуществляться отделом маркетинга.
Под маркетингом (marketing) понимается такая система внутрипроизводственного управления, которая направлена на изучение и учёт спроса и требований рынка для более обоснованной ориентации производственной деятельности предприятий на выпуск конкурентоспособных видов продукции в заранее установленных объёмах и отвечающим определённым технико-экономическим характеристикам. При этом рассчитывается, что реализация намеченной ассортиментной структуры может обеспечить фирме (предприятию) получение наиболее высоких прибылей или прочное положение на рынке.
Философия маркетинга предельно проста: производитель должен выпускать такую продукцию, которой заранее обеспечен сбыт и получение предприятием намеченного уровня рентабельности и массы прибыли [4].
Требование к продукту, диктуемые потребителем, обуславливают необходимость использования наиболее оптимальных структур управления, сочетания в управлении принципов централизации и децентрализации, более полного учёта требований потребителей в производственной программе, обеспечения ускорения НТП в повышении конкурентоспособности, осуществления программно-целевого подхода к выработке и принятию управленческих решений. При этом остро встаёт вопрос задача обеспечения эффективного взаимодействия на разных уровнях таких функций как маркетинг, планирование, контроль, организация, руководство.
Маркетинг как управленческая деятельность включает в себя:
- изучение спроса (текущего и перспективного) на товар на определённом рынке или его сегменте, требований потребителей к товару, его качеству, новизне, технико-экономическим и эстетическим характеристикам, уровню цены и другим ориентирам, включая возможные каналы сбыта;
- установление верхнего предела цены товара и рентабельности его производства;
- разработку на основе программ маркетинга инвестиционной политики предприятия, расчёт полных издержек производства и уровня рентабельности по предприятию в целом;
- определение конечного результата хозяйственной деятельности, валовых доходов и чистой прибыли после вычета материальных затрат, оплаты труда, уплаты всех видов налогов и отчислений, включая проценты за кредит. [4]
В условиях, когда рынок насыщен аналогичной продукцией и происходит сокращение жизненного цикла товаров, чтобы поддержать свою высокую эффективность, предприятие должно прибегнуть к поиску новых идей. На это нацелены технические отделы предприятия. Они организуют выдвижение, оценку и отвечают за поощрение и применение нововведений.
Отдел маркетинга координирует все аспекты производственно-сбытовой деятельности. Он имеет в своём составе следующие службы: лабораторию маркетинговых исследований; группу рекламы и стимулирования сбыта; группу разработки новых товаров; группу, занимающуюся комплексным изучением рынка.
Так как такая функция маркетинговой деятельности, как сбыт играет определяющую роль, целесообразно создание самостоятельного отдела сбыта, но тесно взаимодействующего с отделом маркетинга.
Такой вид деятельности как фирменное обслуживание, техническое обслуживание потребителей целесообразнее возложить на отделы по техническому обслуживанию, находящиеся в подчинении у заместителя главного инженера по техническому обслуживанию.
Отдел маркетинга возглавляется начальником отдела, который несёт ответственность за:
- разработку программ маркетинга по продукту;
- исследование рынка;
- разработку новых видов продукции и товарных знаков;
- определение цен на продукцию;
- осуществление рекламы и стимулирование сбыта;
- выявление новых каналов товародвижения [4].
А если попытаться определить цель службы маркетинга, то она довольно проста – завоевание потребителя.
Т.к. сбытовая и снабженческая деятельность связана с заключением хозяйственных договоров, то в блок «Управление материальными ресурсами» целесообразно включить юридический отдел, в обязанности которого входит обеспечение соблюдения законности деятельности предприятия и защита его правовых интересов [2].
Несмотря на то, что деятельность ОТК тесно связана с производством продукции, его мы также подчиним заместителю генерального директора по коммерческим вопросам, чтобы обеспечить более беспристрастный контроль за качеством выпуска продукции. Отдел возглавляет начальник отдела, в обязанности которого входит предотвращение выпуска и сбыта предприятием продукции, несоответствующей требованиям стандартов и технических условий, утверждённым образцам, проектно-конструкторской и технологической документации или некомплектной продукции путём контроля за её качеством, качеством поступающего на завод сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий, контроль за комплектованием и упаковкой, а также комплектацией готовой продукции и т.д. [2].
Технический контроль на предприятии должен проводиться на всех стадиях производства от контроля качества поступающих на предприятие материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий до выпуска готовой продукции.
Основной задачей технического контроля на предприятии является своевременное получение полной и достоверной информации о качестве продукции и состоянии технологического процесса с целью предупреждения неполадок и отклонений, которые могут привести к нарушениям требований ГОСТов, ТУ и др.
Объектами технического контроля являются поступающие материалы, полуфабрикаты на разных стадиях изготовления, готовая продукция, средства производства (оборудование, инструмент, приборы, приспособления и др.), технологические процессы и режимы, общая культура производства.
Функции технического контроля – это контроль за качеством и комплектностью выпускаемых изделий, учёт и анализ возвратов продукции, дефектов, брака, рекламации и др. наиболее важной функцией контроля является предупреждение брака и дефектов в производстве.
Исполнителями контрольных операций выступают исполнители многих служб завод, цехов, отделов: главного металлурга, главного технолога, главного энергетика, главного механика, а также и ОТК.
Представители ОТК осуществляют контроль изготовленной цехами продукции, окончательный контроль готовых изделий перед предъявлением их потребителю.
Технический контроль на всех участках завода централизуется в едином заводском органе – ОТК.
Продукция предприятия может быть реализована только после приёмке ОТК. При этом должны быть оформлены соответствующие документы, удостоверяющие качество продукции.
Для более эффективного осуществления технического контроля ОТК на заводе может иметь следующие структурные подразделения: бюро (группа) внешней приёмки создаётся для контроля качества поступающих на предприятия материалов, комплектующих и полуфабрикатов производственного назначения; бюро цехового контроля, которые осуществляют контроль качества выпускаемой цехом продукции, своевременное предупреждение и выявление дефектов и брака, его учёт, изоляция, установление причин и виновников; контрольно-проверочные пункты (КПП) создаются в цехах и на складах инструментов и осуществляют контроль за состоянием инструментов и всех видов оснастки; инспекторская группа создаётся при начальнике ОТК для эпизодического, проверочного контроля качества изготавливаемой продукции, а также для целевых проверок соблюдения технологической и контрольной дисциплины (по заданиям начальника ОТК) [9].
Но только ли ОТК и ответственные за технический контроль люди должны создавать условия для обеспечения высокого качества выпускаемых изделий? Конечно нет. Т.к. Рпп = 14790 человек, то согласно японским специалистам по менеджменту, техническим контролем за качеством должны заниматься 14790 человек.
Итак, организационная структура блока «Управление материальными ресурсами» выглядит следующим образом (рис.1.6):
Рис. 1.6. Организационная структура блока «Управление материальными ресурсами»
1.2.6. Блок «Управление персоналом и социальным развитием»
Управление кадрами предприятия осуществляет заместитель генерального директора по кадрам.
В этот блок я считаю необходимым включить все отделы, так или иначе связанные с работой по персоналу предприятия, с кадрами:
- отдел развития персонала;
- отдел управления труда и заработной платы (ОТиЗ);
- отдел охраны труда и техники безопасности;
- бюро активного развития.
Управление людьми для всех организаций имеет огромное значение. Без людей нет организации. Без нужных людей ни одна организация не сможет достичь своих целей и выжить. Несомненно, что управление трудовыми ресурсами является одним из важнейших аспектов теории и практики управления [8].
Конкретную ответственность за общее руководство трудовыми ресурсами возложим на профессионально-подготовленных работников отдела развития персонала. Для того, чтобы такие специалисты могли активно содействовать реализации целей организации, им нужны не только знания и компетенция в своей конкретной области, но и осведомлённость о нуждах руководителей низшего звена. Вместе с тем, если руководители низшего звена не понимают специфики управления трудовыми ресурсами, его механизма, возможностей и недостатков, то они не могут в полной мере воспользоваться услугами специалистов-кадровиков. Поэтому важно, чтобы все руководители знали и понимали способы и методы управления людьми.
Управление трудовыми ресурсами включает в себя следующие этапы:
1. планирование ресурсов: разработка плана удовлетворения будущих потребностей в людских ресурсах;
2. набор персонала: создание резерва потенциальных кандидатов по всем должностям;
3. отбор: оценка кандидатов на рабочие места и отбор лучших из резерва, созданного в ходе набора;
4. определение заработной платы и льгот: разработка структуры заработной платы и льгот в целях привлечения, найма и сохранения служащих;
5. профориентация и адаптация: введение нанятых работников в организацию и её подразделения, развитие у работников понимания того, что ожидает от него организация и какой труд в ней получает заслуженную оценку;
6. обучение: разработка программ для обучения трудовыми навыками, требующимся для эффективного выполнения работы;
7. оценка трудовой деятельности: разработка методик оценки трудовой деятельности и доведение её до работника;
8. повышение, понижение, перевод, увольнение: разработка методов перемещения работников на должности с большей или с меньшей ответственностью, развития их профессионального опыта путём перемещения на другие должности или участки работы, а также процедур прекращения договора найма;
9. подготовка руководящих кадров, управление продвижением по службе: разработка программ, направленных на развитие способностей и повышения эффективности труда руководящих кадров [8].
При определении целей своей организации руководство должно также определить необходимые для их достижения ресурсы. Необходимость в деньгах, оборудовании и материалах является вполне очевидной. Редко кто из руководителей упустит эти моменты при планировании. Потребность в людях – тоже кажется вполне очевидной. К сожалению, зачастую планирование людских ресурсов ведётся ненадлежащим образом или же ему не уделяется того внимания, которого оно заслуживает.
Именно отдел развития персонала осуществляет планирование людских ресурсов, которое состоит из трёх этапов:
- оценки наличных ресурсов;
- оценки будущих потребностей;
- разработки программы удовлетворения будущих потребностей.
Отдел развития персонала также осуществляет набор кадров, который может быть внешним (привлечение со стороны через публикации объявлений в газетах и профессиональных журналах, обращение к агентствам по трудоустройству и т.п.) и внутренним (когда набор идёт внутри своей организации). Хочется отметить преимущество последнего. Во-первых, продвижение по службе своих работников обходится дешевле; во-вторых, это повышает заинтересованность, улучшает моральный климат и усиливает привязанность работников к предприятию. Согласно теории ожиданий в отношении мотивации можно полагать, что если работники верят в существование зависимости их служебного роста от степени эффективности работы, то они будут заинтересованы в более производительном труде. Возможным недостатком такого решения проблемы (исключительно за счёт внутренних резервов) является то, что в организацию не приходят новые люди со свежими взглядами, что может привести к застою.
Ещё одной функцией отдела развития персонала является отбор кадров. На этом этапе при управлении планированием кадров руководство отбирает наиболее подходящих кандидатов из резерва, созданного в ходе набора. Объективное решение о выборе, в зависимости от обстоятельств, может основываться на образовании кандидата, уровня его профессиональных навыков, опыте предшествующей работы, а также на личных качествах. Эффективный отбор кадров представляет собой одну из форм предварительного контроля качества человеческих ресурсов. Поэтому на предприятии широко применяемыми методами сбора информации, требующейся для принятия решений при отборе, являются испытания и собеседования. В штат отдела развития персонала вводим должность инженера-психолога.
Необходимость введения ОУТ и ЗП в этот блок обосновывается тем, что именно этот отдел занимается организацией труда и заработной платой, обеспечением повышения производительности труда и правильного расходования ЗП, соблюдения установленных соотношений между ростом производительности труда и средней ЗП [2]. Этот отдел занимается не только определением ЗП, но и дополнительных льгот. Вид и количество вознаграждений, предлагаемых организацией, имеют важное значение для оценки качества трудовой жизни. Исследования показывают, что вознаграждение влияют на решения людей о поступлении на работу, на прогулы, на решение о том, сколько они должны производить, когда и стоит ли вообще уйти из организации. Многими исследованиями установлено, что количество прогулов и текучесть кадров прямым образом связаны с удовлетворённостью получаемым вознаграждением [8].
Структура ЗП на предприятии должна определяться с помощью анализ обследования уровня ЗП, условий на рынке труда, а также производительности и прибыльности организации.
Помимо ЗП предприятие предоставляет своим работникам различные дополнительные льготы, которые для некоторых работников имеют даже большее мотивирующее значение чем сама ЗП.
С целью обеспечения проведения исследований в области организации труда и управления производством, подготовки научно-обоснованных мероприятий, направленных на повышение производительности труда и эффективности производства создаётся лаборатория НОТ и УП, которая подчиняется ОУТ и ЗП. ОУТ и ЗП также руководит лабораторией психологических исследований. В этой лаборатории работают высококвалифицированные специалисты-психологи, которые используя новейшие приёмы, рекомендации и опыт других специалистов в этой области, проводят исследования в целях улучшения организации деятельности коллектива и повышения производительности труда. На основе результатов этих исследований совершенствуется система стимулирования работников, улучшается внутренняя психологическая атмосфера в коллективе, что является очень важным фактором в условиях настоящей экономической и жизненной действительности. Лаборатория оснащена компьютерной техникой и имеет прямую связь с ИВЦ предприятия.
Современные организации, в которых хорошо поставлено дело управления, считают, что набор подходящих людей является лишь началом. В то время как большая часть ресурсов организации представлена материальными объектами, стоимость которых со временем снижается посредством амортизации, ценность людских ресурсов с годами может и должна возрастать. Т.о., как для блага самой организации, так и для личного благ служащих своей организации, руководство должно постоянно работать над всемерным повышением потенциала кадров. Успешная программа по развитию кадров способствует созданию рабочей силы, обладающей более высокими способностями и сильной мотивацией в выполнению задач, стоящих перед организацией. Естественно, что это должно вести к росту производительности, а значит, и к увеличению ценности людских ресурсов организации.
Для развития потенциала рабочей силы используется ряд методов: профессиональная ориентация, адаптация в коллективе, оценка производственной деятельности, система вознаграждений, профессиональная подготовка и обучение, продвижение по службе.
Бюро активного развития осуществляет организацию и учебно – методическое руководство производственного обучения рабочих, повышения квалификации работников предприятия, организацию производственной практики студентов высших и средних специальных учебных заведений учащихся системы профессионального технического обучения общеобразовательных школ.
Данное бюро вводится вместо отдела активного развития исходя из соблюдения норм численности.
Реализацией всех этих установок и призваны заниматься подразделения блока «Управление кадрами».
Организацией работы по созданию безопасных условий труда на предприятии, контролем за соблюдением на предприятии действующего законодательства, инструкций, правил и норм по охране труда, технике безопасности и промышленной санитарии, за предоставлением работникам установленных льгот по условиям труда занимается бюро ОТиТБ [2].
Для выполнения социальных функций организуются такие подразделения как жилищно-комунальный отдел (ЖКО), отдел социально-бытового и хозяйственного обслуживания, которые помимо организации хозяйственного обслуживания аппарата управления, административных помещений, производственных подразделений и территории предприятия призваны заниматься вопросами организации социально-бытового обслуживания работников.
ЖКО обеспечивает содержание в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии закреплённых за отделом зданий и помещений: жилых домов, общежитий, гостиниц, столовых, дворца культуры, ДДУ, пионерских лагерей, спортивных сооружений и других объектов социально-бытового обслуживания, закреплённых за отделом социально-бытового и хозяйственного обслуживания.
Директору по персоналу и быту также подчиняется военизированная охрана (ВОХР), призванная обеспечить нормальную жизнедеятельность предприятия, путём охраны порядка и соблюдения правомерных действий на территории предприятия и принадлежащих ему объектах.
На крупных предприятиях необходим отдел охраны окружающей среды. Он вводится при условии, что суммарный коэффициент по выбросам в стоках и атмосферу равен или больше 12 баллов, определяемом по формуле
К = К1 + К2 (1.2)
где К1 = 1 баллу за каждые 2000 м3/сут. объёма загрязнённых сточных вод (Озв = 16000 м3/сут)
К2 = 1баллу за каждые 200000 Нм3/ч объёма технологических газовых выбросов, загрязнённых вредными примесями (Огв = 96 Нм3*10-3 / сут/ч)
К = 1* 16000/2000 + 1* 96000/200000 = 8,48 балла < 12
Так как мы получили значение меньшее, чем 12 баллов, то вводим бюро охраны окружающей среды.
В целях повышения мотивации трудящихся целесообразно разместить это бюро в ведении директора по персоналу и быту. Рабочий должен при необходимости обладать всей необходимой информацией об экологической обстановке на предприятии и конкретно на своём рабочем месте.
Функцией бюро охраны окружающей среды является контроль работы производства с тем, чтобы свести к минимуму вред, наносимый деятельностью производства окружающей среде, выбор таких технологий, которые были бы наиболее безопасны как для работающих людей, так и для природы. Бюро должно следить за тем, чтобы на предприятии использовалось безопасное сырьё и материалы, организовать работы по своевременному уничтожению или переработке отходов производства, проводить мероприятия по охране окружающей среды.
Итак, окончательная структура укрупнённого блока «Управление персоналом и социальным развитием» будет выглядеть следующим образом (рис. 1.7):
1.2.7. Блок «Управление капитальным строительством»
В условиях ПО функции планирования и организации капитального строительства и подразделения, занятые их осуществлением, централизуются только в аппарате управления головного предприятия. Основными факторами, определяющими состав структурных подразделений блока управления капитальным строительством, являются: объем капитальных вложений; объем работ, проводимых хозяйственным и подрядным способами соотношение промышленного и гражданского строительства и т. д.
Руководство отделом осуществляет начальник отдела, на которого возложена задача по обеспечению выполнения работ по капитальному строительству и реконструкции предприятия, рациональное использование капитальных вложений и повышение их эффективности.
Задачи отдела капитального строительства:
- организация, строительство и реконструкция объектов производственного назначения в соответствии с утверждёнными планами, титульными списками и проектно-сметной документацией, обеспечение своевременного ввода в действие новых производственных мощностей;
- организация и строительство жилых домов, больниц, ДДУ, объектов социально-бытового назначения, а также содействие кооперативному и индивидуальному жилищному строительству [2]
Отделу капитального строительства подчиняется ремонтно-строительный цех, отдел технического надзора, отдел кап. строительства и отдел комплексного проектирования.
Организационная структура блока «Управление капитальным строительством» изображена на рисунке 1.8.
1.2.8. Блок «Управление транспортом»
Транспортный отдел возглавляет директор по транспорту.
Транспортный отдел занимается организацией бесперебойного транспортного обслуживания подразделений предприятия и предприятия в целом для обеспечения ритмичной работы по выполнению планов производства и поставки при наименьших затратах [2]. Транспортный парк предприятия постоянно обновляется и исключает возможность простоев в транспортном обслуживании, способствует более эффективному функционированию сбытовой сети предприятия. Транспортному отделу подчиняется транспортный цех и цех железо-дорожного транспорта.
Организационная структура блока «Управление транспортом» изображена на рисунке 1.9.
1.3 Определение численности ИТР и служащих по функциям управления
Произведём расчёт численности ИТР и служащих по функциям управления и распределение работающих по подразделениям предприятия.
Таблица 1.1
Расчёт численности ИТР и служащих и распределение их по подразделениям
Функции управления | Расчёт | Распределение По подразделениям |
Общее (линейное) руководство основным производством | Нл = 0,099*Рп0,677Ф0,21 = 0,099*103410,677*1272000,21 = 610 | Генеральный директор, заместители генерального директора, директора заводов, входящих в АО, начальники и их замы линейных отделов (финансовый и маркетинга), начальники цехов и их замы, начальники производства, старшие мастера, мастера |
Разработка и совершенствование конструкции изделий | Нк = 0,155*Кс*а = 0,155*0,58*2800 = 252 | ОГК, ОГМет и ОГсварщика, отдел механизации и автоматизации |
Технологическая подготовка производства | М = Ро / Ку = 11490/1,43 =8035 Нт = 0,155*М0,908Т0,06 = 0,155*80350,908*68400,06 = 925 | ОГТ, ОГМет, ОГСварщика, главный инженер, заместитель главного инженера по подготовке производства, БТПП, технические бюро в цехах, технологии в проектных подразделениях |
Обеспечение производства технологической оснастки | Но = 0,2*Нт = 0,2*925 =185 | Проектные группы ОГТ, инструментальный отдел, инженеры по инструменту и оснастке |
Стандартизация и нормализация | Нст = 0,05*(Нк+Нт) = 0,05*(252+925) = 59 | Отдел стандартизации, группы и специалисты в технологических службах |
Организация труда и заработной платы | Но.т. = 0,0087*Рпп 0,965 = 0,0087*147900,965 = 92 | ОТиЗ, БТиЗ, лаборатория НОТиУП, отдел ОТиТБ, нормировщики |
Ремонтное и энергетическое обслуживание | Нр.о. = 0,02*Ф0,884 = 0,02*1272000,884 = 651 | ОГМ, ОГЭ, механики и электрики в цехах, отдел пуско-наладочных работ, отдел техобслуживания, эксплуатации и гарант. надзора |
Контроль качества продукции | Нк.п= 0,044*М0,853Т0,041 = 0,044*80350,853*68400,041 = 135 | ОТК, БТК в цехах, ОГМетролога, ЦЗЛ |
Оперативное управление основным производством | Нп = 0,119*Рп 0,587С0,732 = 0,119* 103410,587* 160,732 =206 | ПДО, ПДБ в цехах |
Технико-экономическое планирование | Нэ = 0,043*Ф0,427М0,302 = 0,043*1272000,427*80350,302 = 98 | ПЭО, экономисты и планировщики в цехах |
Бухгалтерский учёт и финансовая деятельность | Нф = 0,037*Рпп0,79М0,064 = 0,037*147900,79*34300,064 = 123 | Бухгалтерия, финансовый отдел, юридический отдел, бухгалтера в цехах |
Материально-техническое снабжение и сбыт продукции | Нс = 0,078*Ро0,542М0,085П0,096 = 0,078*114900,54234300,08546800,096 = 56 | ОМТС, отдел сбыта, отдел внешней кооперации, отдел маркетинга |
Комплектование и подготовка кадров | Нп.к.= 0,099*Рпп0,608 = 0,099*147900,640 = 34 | Отдел развития персонала, отдел подготовки кадров |
Хозяйственное обслуживание | Нд = 0,004*Рпп0,95 = 0,004*147900,95 = 37 | Отдел социально-бытового и хозяйственного обслуживания, ЖКО |
Норматив численности работников аппарата управления Нау на машиностроительных предприятиях определяется по формуле:
Нау = 0,213 * Рпп0,79 * Ф0,16*Ксм-0,34 (1.3)
Где Ксм – коэффициент сменности работы предприятия
Нау = 0,213 * 147900,79 * 1272000,16*1,4-0,34 = 2453 чел.
Поскольку в отделах сосредоточено 75 % всех ИТР и служащих, то минимальная численность любого из них должна составлять 10 чел. Для конструкторских и технологических отделов установлена минимальная численность – 21 чел., для прочих бюро – 7 чел., для технических отделов – 16 чел.
1.4 Разработка окончательной организационной структуры системы управления АО “Юнив”
Использовав типовую структуру производственного предприятия первой группы и разработав типовые блочные решения, соединим полученные блоки в единую организационную структуру управления АО «Юнив».
Сначала был построен линейный аппарат управления, определено количество линейных уровней с низшего к высшему:
1) уровень начальников производственных подразделений;
2) уровень начальников отделов;
3) уровень заместителей главного инженера;
4) уровень заместителей генерального директора АО;
5) уровень коллегиального органа управления –
Совета директоров, который принимает крупные по значимости и масштабам действия управленческие решения по всей структуре управления предприятия.
Затем по линейным уровням, но уже сверху вниз была установлена функциональная структура управления предприятием. Начиная с высшего уровня было рассмотрено введение каждого подразделения, исходя из объёмов, работ по функциям, масштабов управляемости и нормативов численности. Учитывались также такие исходные данные как тип производства, вид выпускаемой продукции, объёмы потребления ресурсов и выпуска продукции и многие другие.
Рационализация проектируемой структуры заключается в том, чтобы повысить эффективность линейно-функциональной системы управления АО путём сокращения дублирования функций в аппарате управления. Необходимо отметить, что при определении наиболее рациональной степени централизации и децентрализации аппарата управления по каждой функции была выявлена необходимость в цеховых бухгалтерских службах, ПДБ, БТК, тех. бюро, т.к. велики размеры производства и численность рабочих в производственных цехах предприятия.
Также была посчитана численность ИТР и служащих, необходимой для эффективного управления предприятием по каждой функции, уточнение должностных функций работников.
И, наконец, в соответствии с этими разработками и типовой структурой была построена конкретная схема управления АО «Юнив», которая представлена на плакате.
В АО “Юнив” было введено собрание акционеров, которое является высшим органом управления, к исключительной компетенции которого относятся такие вопросы, как изменение устава или уставного капитала, избрание членов совета директоров, ревизионной комиссии или прекращение их полномочий, утверждение годовых отчетов и бухгалтерских балансов; образование и досрочное прекращение полномочий исполнительных органов и т. п.
В качестве усовершенствования структуры управления АО я ввожу стратегический центр, который подчиняется непосредственно генеральному директору. Он занимается стратегическим планированием, управлением инноваций, системным анализом и программированием.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 202.