Глава II. Развитие инвестиционных отношений с зарубежными партнерами. Иностранные инвестиции в СССР
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

История инвестиционных отношений между Россией и другими странами насчитывает несколько веков. Пусть не всегда они выражались в той форме, которая принята сейчас, но все равно существовали. Однако столь давние отношения не означают того, что Россия являлась для иностранных инвесторов крупным партнером. Необходимо отметить тот факт, что особого развития до начала ХХ века подобные отношения не получили. Причины этого следует искать в том, что для царской России с ее аграрной спецификой экономики предложения инвестирования не могли иметь особого интереса. Зарубежные страны же, со своей стороны, стремились в первую очередь заключать соглашения с соседними странами - партнерами, вследствие неразвитости транспортных сетей и высокими транспортными издержками.

Направленность отношений имела в основном случайный характер. Крупные соглашения на уровне глав государств в основном отсутствовали. Хотя были и исключения. Так, например, с 1822 года во Франции размещались российские облигации.

Дальнейшее развитие инвестиционных отношений также будем рассматривать на примере Франции. Подобный выбор основан на том, что именно с этой страной у России были отношения на уровне среднестатистических и не особенно бурные, но и не узкие.

В основном приток в Россию иностранного капитала выражался в форме доходов от продажи за рубежом российских ценных бумаг - то есть в форме портфельного инвестирования[8].

Кредитная история России началась в 1769 г., когда Екатерина II сделала первый заем в Голландии. За последующие два с половиной столетия Российская империя заняла на рынке примерно 15 млрд. руб. Большая часть этих средств накануне революции была погашена. К этому моменту старейшими займами в составе русского государственного долга оставались 6%-ные займы 1817-18 гг. Их нарицательный капитал составлял 93 млн. руб., а непогашенная часть к 1 января 1913г. равнялась 38 млн. руб.

На протяжении всего XIX в. и в начале XX в. расходы государства превышали его доходы. Во второй половине XIX в. правительство активно финансировало строительство железных дорог, а также выкупало в казну частные линии. Средства на это активно изыскивались за границей, так как, учитывая объемы строительства, внутренних резервов было недостаточно.

Выпуск новых займов был в непосредственной компетенции царя и министерства финансов. Однако после созыва Государственной Думы она получила право утверждать каждый конкретный заем. Время и условия займа по-прежнему определялись по решению правительства.

Основу инвестиционных средств составляли долгосрочные и бессрочные займы. Долгосрочные займы могли заключаться на достаточно длительные сроки — 50-80 лет. Практиковался выпуск бессрочных обязательств, когда государство обязывалось выплачивать только договорный процент, т.е. для держателя заем становился рентой. Правительство оставляло за собой право принудительной скупки данного инструмента по номинальной стоимости. В этом случае заем погашался тиражами. Иногда государство скупало облигации на бирже.

Также существовало формальное определение внутренних и внешних займов. Первые ориентировались на иностранного покупателя и обращение за границей. Вторые были рассчитаны на российский рынок. Данное деление не имело никакого экономического значения, так как никаких ограничений на покупку иностранных выпусков для российских подданных и внутренних иностранцев не существовало.

Российское правительство в результате длительных и кровопролитных усилий сумело создать репутацию надежного заемщика, который действует на рынке аккуратно, не злоупотребляя своим государственным статусом.

Заимствование финансовых ресурсов использовалось с разными целями, и далеко не всегда целью для реализация какого-либо конкретного проекта. Интересы финансовой стабильности, пусть даже в краткосрочном периоде, имели первостепенное значение. Это позволяло следовать выработанной экономической политике, не меняя ее курса.

Отказавшись платить долги своим и иностранным гражданам, правительство Советской России заложило основу новой финансовой культуры. В результате облигации, выдаваемые как часть заработной платы, оказались просто бумажками.

Послереволюционная интервенция и блокада Советской России не могла способствовать развитию инвестиционных отношений. Правительство Франции не признавало новой власти в России, так как интересы Франции в этот период были равносильны интересам собственников, а французские компании на территории России были национализированы, что подтолкнуло французскую сторону к поддержке белого движения. Этот этап развития отношений характеризуется взаимными претензиями по долгам и общей холодностью.

Основной проблемой, сдерживающей развитие инвестиций в этот период был вопрос о царских долгах. Эта проблема остается актуальной и по наши дни. Соглашение о выплате Россией царских долгов Франции связано не только с необходимостью еврозайма. Правительству России необходимо развязать себе руки для финансовых операций на мировых рынках. Решение долговых проблем поможет вступить в престижные финансовые клубы, урегулировать право на российскую собственность за рубежом и напомнить о застарелых обязательствах ряда стран перед Россией.

Царские долги, как известно, образовались в результате размещения российских облигаций во Франции, еще с 1822 года. Этот процесс продолжался с подъемами и спадами до начала первой мировой войны. Интересы французских вкладчиков были решающими для правительства Франции, которое не признавало новой власти в России. Во Франции были конфискованы все российские счета, а деньги пошли на поддержку белого движения. На Генуэзской конференции впервые обсуждался вопрос по взаимным долгам. При этом игнорировалось, что эти деньги, особенно в военные годы расходовались на войну против общего 57 врага.

Россия выходит на международные валютные рынки, получает займы, привлекает иностранные инвестиции. Именно по этой причине России нужна добропорядочная репутация, и она выплачивает старые долги. Неактивная позиция Парижа, особенно при решении вопроса о нашем членстве в Парижском клубе, могла бы ударить по нашим интересам.

Налаживание дипломатических отношений относится к периоду 20-х гг. Удовлетворение взаимных претензий отошло на второй план вследствие негативного для Франции усиления влияния Германии в Европе и связанного с этим стремления заручиться поддержкой крупнейшего соседа - России. Как следствие начали развиваться и экономические связи. Начало развития взаимоотношений связано с признанием Россией царских долгов. Этот шаг со стороны России имел как положительное, так и негативное значение. С одной стороны на Россию ложилось бремя царских долгов, которые, в конце концов, должны были быть уплачены, с другой - Россия получила возможность участвовать в международной торговле и в международном разделении труда. Следует признать, что данное решение было наиболее предпочтительным на рассматриваемый период. Как результат было объявлено о допуске России на мировые рынки и установлении с ней финансовых отношений, то есть снятии торгово-экономической блокады, в которой Франция участвовала наравне с другими странами Европы.

 Новый толчок развития отношений связан с подписанием пакта о ненападении. Во время второй мировой войны были заложены основы торгово-экономического сотрудничества. Союзные отношения, в сочетании с отложенными на неопределенный срок претензиями по взаимным долгам, подготовили почву для заключения соглашений о торговых взаимоотношениях.

За последующий послевоенный период двусторонние связи развивались довольно быстро. Заключался ряд соглашений о взаимовыгодном сотрудничестве, как на короткое время, так и долгосрочного характера. Это, обуславливая создание договорно-правовой базы, позволило углубить экономическое, научно- техническое и промышленное сотрудничество.

Как следствие можно выделить установление прочной основы для взаимовыгодного сотрудничества.

Основные направления сотрудничества:

· энергетика,

· нефтехимия,

· аграрный сектор,

· железно- и автодорожный транспорт,

· электроника,

· информатика,

· коммуникации,

· телевидение.

К сожалению, инвестиционные отношения между Францией и Россией носили преимущественно односторонний характер и относились не к отраслям обрабатывающей, а отраслям сырьевой промышленности. Ряд соглашений был продиктованы политико-дипломатическими соображениями.

Эго не может не влиять отрицательно на состояние внешнеэкономических связей России.

К началу 90-х гг. договорно-правовая база исчерпала себя. Практически все соглашения или уже были реализованы, или не соответствовали переменам, назревающим в Советском Союзе. Это было связано с истечением срока заключенных соглашений, изменением в структуре двусторонних связей, обусловленных развитием НТП и тенденцией к изменению состояния российской экономики. В связи с этим были достигнуты договоренности по вопросам взаимодействия и сотрудничества в области совершенствования деловых связей. В частности соглашения изменили свою тематическую направленность. Были подняты такие вопросы, как: взаимная защита и взаимное поощрение капиталовложений, программы сотрудничества в области обучения кадров для экономической деятельности, сотрудничество в области научно-технических исследований, цифровых технологий и технологий вычислительной техники, трудовых отношений, занятости и профсоюзной поддержке[9].

Определенное развитие со второй половины 70-х гг. получило сотрудничество с французскими фирмами на компенсационной основе, то есть привлечение их к поставкам в СССР оборудования, техники, документации и лицензий для строительства промышленных предприятий на условиях кредитования с последующим его погашением полностью или частично путем реализации продукции этих предприятий. На подобной основе во Франции были закуплены заводы по производству аммиака, пара- и ортоксилола, бензола, стирола и полистирола, глинозема. Однако подобное сотрудничество сталкивается с рядом серьезных проблем. В рамках двустороннего экономического сотрудничества ведутся поиски решения данной проблемы.

В 1990 году начался процесс реформирования советско-французских отношений в соответствии с изменившимися экономическими, политическими и социальными условиями. Этот процесс носил во многом однобокий характер, но все же, в какой- то мере соответствовал необходимому уровню.



Дата: 2019-05-28, просмотров: 168.