Преподаватель: Демиденко Раиса Николаевна
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

 

ПАВЛОДАРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «Психологическое консультирование»

На тему: Профконсультирование школьников

Студентки группы ЗПиП-41

Карпецкой Оксаны

 

Преподаватель: Демиденко Раиса Николаевна

 

 

Павлодар, 2002

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

I ВВЕДЕНИЕ

 

II ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

 

1. Психологическое консультирование, психологическая коррекция и психотерапия.

2. Основные принципы работы профконсультанта.

3. Схема профконсультирования.

4. Профконсультирование в школе.

 

III ПРОФКОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ

Подготовительный этап.

А.      Знакомство с клиентами

Б.      Описание методик

2. Проведение профориентационных методик.

3. Анализ результатов.

4. Выводы.

5. Рекомендации

 

 

IVПРИЛОЖЕНИЕ

 

VЛИТЕРАТУРА

 

I ВВЕДЕНИЕ

 

Широкое внедрение психологии в практику закономерно при­водит к развитию тех ее областей, которые традиционно обознача­ются как методы психологического воздействия. Среди них одно из важнейших мест несомненно принадлежит психологическому кон­сультированию. Трудно дать четкое определение этому виду деятель­ности или однозначно указать сферы его применения, поскольку слово "консультирование" уже давно представляет родовое понятие для различных видов консультативной практики. Так, фактически в любой сфере, в которой используются психологические знания, в той или иной мере применяется консультирование как одна из форм работы. Консультирование включает в себя и проф. консультирование, и педагогическое, и промышленное консультирование, и консультирование руководителей, и многое, многое другое.

В эпоху социально-экономических катаклизмов и смены общественной системы, проблема престижа выбираемой деятельности приобретает особый смысл. Как известно, в такое время усиливается социальная мобильность населения, а именно, существенно облегчается переход из одной социальной страты в другую. Бывшая «элита» деградирует, теряет свои позиции и превращается в «средние слои» общества или в «простолюдинов». И наоборот, некоторые из «низших» слоев общества обогащаются, набирают общественный вес и влияние.

Перспектива найти место в привелегированных слоях общества согревает души многих подростков и, особенно их честолюбивых родителей. Стоит добавить, что в большинстве случаев молодой человек выбирает профессию не потому, что его привлекает содержание труда (он еще не знает всех прелестей и недостатков выбираемой профессии), он скорее выбирает определенный образ жизни, где профессия лишь одно из средств построения счастья. Этим то и объясняется выбор подростками и молодыми людьми профессий типа юрист или экономист: сами по себе они вряд ли могут заинтересовать очень многих (работа с нормативными актами и финансовыми отчетами – это все-таки на «любителя»), но именно эти профессии сейчас позволяют человеку много зарабатывать и строить определенный образ жизни.

Однако со временем престижность и востребовательность профессий меняется и тогда у самоопределяющегося подростка есть риск ошибиться: при выборе он ориентировался на престиж и элитарность, а оказался в огромной массе невостребованных специалистов, которые еще совсем недавно были «нарасхват».

Задача психолога помочь еще не совсем сформировавшейся личности не ошибиться в выборе будущей профессии.

Проблемой профориентации занимались очень многие, и думаю, нет смысла их всех перечислять. Мне хотелось бы отметить только работы человека, который широко занимается этой проблемой в наше время. Это д.п.н., профессор факультета психологии МГУ имени Ломоносова М.В. – Пряжников Н. Ему принадлежат активизирующие профориентационные методики «За и против», «Будь готов!», а также активизирующий опросник-шутка «формула престижа», и множество публикаций, касающихся этого вопроса.

 

II ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

 

 

1. Психологическое консультирование, психологическая коррекция и психотерапия.

 

Психологическое консультирование (counselling) - это внелечебная психологическая помощь, оказываемая специалистами здоровым людям с целью коррекции отношений и повышения качества жизни.
 Консультирование - широко распространенный сегодня и один из основных инструментов в области интеллектуальных технологий. Консультативная практика применяется в любой сфере, где используются психологические знания: в организациях и управлении, в медицине и психотерапии, в педагогике и образовании, в кадровой и менеджерской работе. В настоящее время в каждой из этих областей накоплен значительный потенциал знаний и опыт практического использования различных техник консультирования, который может быть полезен для специалистов других сфер практики.

В Казахстане сегодня не достаточно развита культура обращения за профессиональной психологической помощью. Этот феномен объясняется историческими особенностями нашей страны и особенностями культуры. В течение нескольких десятков лет обращение за психологической помощью к практикующему психологу было весьма сложной, а часто и невозможной процедурой, прежде всего ввиду отсутствия услуги как таковой, а также множеством мифов, существующих в нашей культуре.
Вот некоторые из них:

· "Грош мне цена, если я не справляюсь со всем сам (сама)";

· "Все необходимо выстрадать самому";

· "Пока гром не грянет - мужик не перекрестится";

· "Каждый у нас - сам себе психолог"

и другие.



Что это дает?

В настоящее время ситуация вокруг нас изменилась настолько, что даже самые устойчивые к влиянию среды люди испытывают стресс. У каждого есть выбор: справляться со всеми трудностями самому (или не справляться вообще), либо обратиться за помощью к специалисту-профессионалу.

Психологическое консультирование тесно связано, а во многом непосредственно переплетается с психологической коррекцией и психотерапией. Более того, эти сферы часто смешиваются сами­ми практикующими психологами. Разделение этих сфер деятельно­сти и их точное определение могли бы послужить темой специальной работы. Мы ограничимся здесь весьма условным их делением. Определим психологическое консультирование как непосредствен­ную работу с людьми, направленную на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межлично­стных отношениях, где основным средством воздействия является определенным образом построенная беседа.

Соответствующая форма беседы активно используется и в пси­хокоррекционной работе, и в психотерапии. Но если консульти­рование ориентировано, прежде всего на помощь клиенту в реорга­низации его межличностных отношений, то психокоррекционное или психотерапевтическое воздействие ориентировано в основном на решение глубинных личностных проблем человека, лежащих в основе большинства жизненных трудностей и конфликтов.

Отдельной темой обсуждения является различие терминов "пси­хокоррекция" и "психотерапия". Представляется, что возникшее в отечественной психологии разделение этих понятий связано ско­рее не с особенностями работы, а с укоренившимся и узаконен­ным положением о том, что психотерапией могут заниматься лишь люди, имеющие специальное медицинское образование. Это огра­ничение, с нашей точки зрения, является искусственным, посколь­ку психотерапия подразумевает не медикаментозное, то есть психо­логическое воздействие. К тому же термин "психотерапия" (psychotherapy) является международным и в большинстве стран мира од­нозначно используется по отношению к методам работы, осуще­ствляемым профессиональными психологами. Однако традиция использования термина "психокоррекция" по отношению к психо­логической работе в нашей стране уже сложилась, и нам придется использовать его наряду с термином "психотерапия", который яв­ляется общепринятым в мировом сообществе.

Несомненно, что границы между психотерапией и консульти­рованием весьма условны, что не раз отмечалось различными ав­торами ( Поляков Ю.Ф., Спиваковская А.С., 1985). Но так как данная работа рассчитана на людей, не имеющих спе­циальной подготовки в области психотерапии или, как у нас при­нято говорить, психокоррекции, обозначим эти различия достаточ­но строго, ограничив таким образом область, где могут работать специалисты-консультанты, от тех случаев, где их активное воздей­ствие нежелательно, поскольку только наличия психологического образования и понимания общих принципов работы для достиже­ния положительного эффекта здесь недостаточно.

Каким же образом можно разграничить консультирование и пси­хотерапию? В чем смысл разделения проблем клиентов на межлич­ностные и глубинные личностные, о котором уже упоминалось

выше?

То, с какими проблемами пришел клиент, межличностными или глубинными личностными, часто проявляется уже в формах обращения за помощью, в специфике жалоб и ожиданий от встречи с психологом. Клиенты психолога-консультанта обычно подчер­кивают негативную роль других в возникновении собственных жиз­ненных сложностей; у клиентов, ориентированных на глубинную психокоррекционную работу, локус жалоб обычно иной: их чаще беспокоит собственная неспособность контролировать и регулиро­вать свои внутренние состояния, потребности и желания. Так, для клиента психолога-консультанта будут характерны жалобы типа: "Мы с мужем постоянно ругаемся" или "Жена ревнует меня без всякого повода". Те, кто обращается к психотерапевту, чаще го­ворят о своих проблемах иначе: "Я не могу сдержать себя, очень вспыльчива, постоянно кричу на мужа" или "Все время не уверен в том, как ко мне относится жена, мне кажется, что она меня обманывает, ревную ее и, видимо, без всякого повода". Такое различие в локусе жалоб значит довольно много и, в частности, то, что самим клиентом уже проделана определенная работа по анали­зу собственных проблем и неудач. Тот факт, что ответственным за происходящее с ним человек воспринимает самого себя — шаг, требующий определенного мужества, — гарантия того, что он го­тов к более глубокому и откровенному самопознанию.

Направленность локуса жалобы и готовность человека определяют и форму работы с ним. Основная задача психолога-консультанта состоит в том, чтобы помочь клиенту посмотреть на свои пробле­мы и жизненные сложности со стороны, продемонстрировать и обсудить те стороны взаимоотношений, которые, будучи источни­ками трудностей, обычно не осознаются и не контролируются. Основой такой формы воздействия является, прежде всего, измене­ние установок клиента, как на других людей, так и на различные формы взаимодействия с ними. В ходе консультативной беседы клиент получает возможность шире взглянуть на ситуацию, иначе оценить свою роль в ней и в соответствии с этим новым видением изменить свое отношение к происходящему и свое поведение.

Психотерапевтическое воздействие строится иначе. Жалобы как таковые играют незначительную роль, поскольку уже на начальных этапах работы они углубляются и переформулируются. В беседе со специалистом затрагиваются не только актуальные ситуации взаи­моотношений клиента, но также прошлое (события далекого дет­ства, юности), активно используются такие специфические фор­мы психической продукции, как сны и ассоциации. Важная черта психотерапии — особое внимание к взаимоотношениям между че­ловеком, обратившимся за помощью, и профессионалом, анализ которых в терминах переноса и контрпереноса является одним из важнейших средств углубления и расширения возможностей воздей­ствия, тогда как в консультировании подобные вопросы практичес­ки никогда не обсуждаются. Анализ глубинных слоев психики при­водит к пониманию причин патогенных переживаний и поведения и таким образом способствует решению личностных проблем (Урсано Р., Зонненберг С., Лазар С., 1992).

Различна и длительность этих видов психологического воздей­ствия. Так, если психологическое консультирование чаще бывает краткосрочным и редко превышает 5—6 встреч с клиентом, то про­цесс психотерапии длится несравнимо дольше и ориентирован на десятки, а то и сотни встреч в течение ряда лет.

Определенные различия связаны и с типами клиентов. На при­еме у психолога-консультанта можно с равной вероятностью встре­тить практически любого человека независимо от его психического статуса, занятости, материальной обеспеченности, интеллектуаль­ного потенциала и т.д., тогда как круг людей, чьи проблемы могут решаться в рамках глубинной психокоррекционной работы, более ограничен. Идеальный клиент — это нормальный невротик, с высоким уровнем развития рефлексии, способный оплачивать ча­сто дорогой и длительный курс лечения, обладающий достаточным для этого количеством времени и мотивацией. К чести психотера­пии следует сказать, что сужение круга клиентов и увеличение вре­мени воздействия приводит к значительному расширению круга решаемых проблем, который в определенном смысле становится безграничным.

Естественно предположить, что при столь существенных отли­чиях двух этих форм воздействия должна различаться и подготовка соответствующих специалистов. Основные требования к психоло­гу-консультанту, с нашей точки зрения, — это психологический диплом, а также специальная подготовка в области теории и прак­тики психологического консультирования (включающая работу под руководством супервизора), которая может и не быть особенно длительной. Требований к образованию специалистов по психо­терапии значительно больше, и они включают в себя, наряду с те­оретической психологической подготовкой и определенными ме­дицинскими знаниями, также длительный опыт собственной психотерапии и работы под руководством опытного супервизора. Не случайно психотерапия исторически тесно связана с психиат­рией, и среди психотерапевтов наряду с профессионалами-психо­логами не менее часто встречаются и психиатры, но, конечно, также получившие специальную подготовку. Заметим, что человек, обращающийся к психотерапевту, по традиции называется не кли­ентом, а пациентом. Полноценную подготовку специалиста в этой области невозможно представить без опыта собственной психотера­пии, благодаря которому он может лучше ориентироваться в про­блемах пациентов, более полноценно работать, не боясь таких по­мех, как синдром сгорания или коммуникативной перегрузки, а также свободно используя такие средства воздействия, как перенос и контрперенос.

Различия психотерапии и консультирования — широкая и мно­гогранная тема. Конечно же, здесь мы можем наметить только об­щие линии их сравнения. Тем же, кто особенно заинтересовался этим вопросом, можно посоветовать почитать специальную лите­ратуру (Карвасарский Б.Д., 1985; Василюк Ф.Е., 1988).

"Человек с улицы", обращающийся к психологу за помощью, особенно в нашей стране, где далеко не каждый представляет себе, что такое психология в принципе, не всегда понимает, какого именно плана помощь ему нужна и в какой форме она может быть оказана. Часто ожидания клиентов неадекватны, не соответству­ют реальности жизни и логике взаимоотношений (например, как это нередко бывает, клиент начинает требовать сделать так, чтобы кто-то кого-то полюбил или разлюбил в результате воздействия психолога и т.д.). В связи с этим часто первое, что приходится делать с клиентом, — это объяснять, в чем он может ожидать пси­хологической помощи и какой. С этой точки зрения психологичес­кое консультирование, будучи более ориентированным на дости­жение конкретной цели и менее обязывающим типом воздействия, часто служит своеобразной ступенькой, первым шагом к более дли­тельной и глубокой психотерапевтической работе. Бывает, что, придя к консультанту, человек впервые задумывается о собствен­ной роли в своих жизненных неудачах и начинает понимать, что для того, чтобы ему действительно помогли, одной или даже нескольких встреч с психологом недостаточно. Из этого не следует, что он сразу же обратится за более серьезной помощью — это может слу­читься не скоро или не случиться никогда, но даже простое зна­ние о том, что помощь в принципе ему может быть оказана, бы­вает очень важным. Такая взаимосвязь консультирования и психо­терапии — основа широких и многогранных возможностей практи­ческой психологии, гарантия того, что каждый обращающийся может найти для себя то, что является наиболее подходящим для него в данный момент.

 

2. Основные принципы работы профконсультанта.

 

Профконсультирование является специальной деятельностью по оказанию помощи клиенту в решении проблем индивидуальной занятости с учетом его особенностей и реальной ситуации на рынке труда. Эти проблемы связаны с выбором профессии, определением профиля профессионального обучения, трудоустройством, сменой сферы деятельности.

Профконсультант может реально помочь, прежде всего, в решении проблемы выбо­ра профессии и в определении профиля профессионального обучения. Для большинства клиентов службы занятости актуальны также проблемы психологиче­ской и социальной адаптации.

Последствия общения с консультантом имеют большую личност­ную значимость для клиента. Ка­ким будет вмешательство консультанта – развивающим или разрушающим личность клиента – зависит от соблюдения им этических принципов профессиональной деятельности:

1. Ответственность . Консультант несет персо­нальную ответственность за адекватность используемых методов, правильность проведения диагностических проце­дур, обоснованность суждений, выводов, рекомендаций.

2. Компетентность. Профконсультант должен иметь необходимую специальную теоретическую и практическую подготовку, использовать приемы и методы, соответствующие его квалификации и личным возможностям, постоянно повышать свою квалификацию, знакомиться с новыми разработками в области своей профессиональной деятельности, выбирать методы адекватно конкретной ситуации консультирования.

3. Добровольность . Клиент участвует в профконсультации по собственному желанию и имеет право отказаться от какого-либо вида работы с консультантом (тестирования, анкетирования и т.п.) без объяснения причин.

4. Конфиденциальность. Информация, полученная профконсультантом в процессе работы с клиентом, не подлежит разглашению (сознательному или случайному), а передача её другим лицам возможна лишь с согласия консультируемого и если это соответствует его интересам.

5. Активность. Консультируемый самостоя­тельно принимает решение по проблеме, с которой об­ратился к профконсультанту или в службу занятости. Профконсультант оказывает информационную и психологическую по­мощь в ответ на запрос клиента, создает условия и поощряет активность и самостоятельность консуль­тируемого в принятии им решения. Суждения и оценки профконсультанта в процессе работы с клиентом не должны ограничивать свободу последнего в принятии им решения.

6. Позитивный эффект. Профконсультант ин­терпретирует полученные результаты с позиции соот­ветствия индивидуально-психологических особенностей клиента требованиям конкретной профессии с учетом перспектив ее развития и возможностей компенсации. Он акцентирует внимание на возможностях консульти­руемого, поддерживает и стимули­рует его поисковую активность.

7. Лояльность. Профконсультант уважает личность клиента и защищает его право на свободу в профессиональном самоопределении. Интересы кон­сультируемого, даже не соответствующие интере­сам службы занятости, являются приоритетными. В общении с любым клиентом профконсультант должен проявлять доброжелательность, тактичность независимо от своего эмоционального и физического состояния и субъективного отношения к нему.

 

 

Схема профконсультирования

 

Схема процесса профконсультирования может быть следующей:

Подготовительный этап. Основная задача консультанта на данном этапе – составить общее представление о проблеме клиента. Консультант анализирует имеющиеся у него данные и готовится к консультации: подбирает справочно-информационный материал, необходимые диагностические методики, продумывает стратегию.

Первый этап. Задача консультанта – помочь клиенту сформулировать свою профконсультационную проблему, то есть увидеть эту проблему глазами клиента. Данный этап начинается со знакомства и во многом определяет успешность всей консультации. В самом начале встречи консультант должен представиться. С самого начала консультации необходимо позаботиться о дружеской, доверительной атмосфере. Успешность установления контакта с клиентом зависит от уровня коммуникативной культуры профконсультанта, которая предполагает контроль за собственным невербальным поведением (визуальным контактом, эмоциональным тоном речи, позами и жестами, межличностным пространством), диагностику состояния клиента по посылаемым им невербальным сигналам, а также вербальную культуру.

 

Далее консультант оценивает исходную ситуацию по следующим позициям:

· Клиент: в чем заключается его проблема, как он отно­сится к консультации и профконсультанту, в каком со­стоянии находится, каков может быть внутренний мотив обращения к консультанту.

· Условия: организационные, временные, информацион­ная и методическая оснащенность.

· Профконсультант: осознание профессиональной ква­лификации и компетентности относительно данной си­туации, функциональная готовность к ней, статус в глазах клиента.

 

Если контакт с консультируемым не получается, можно исполь­зовать несложные методики, например ДДО, "Карту интересов", конструктивный рисунок человека из геометрических фигур. Для неуверенных клиентов рекомендуется создать условия, способству­ющие переживанию успеха, с помощью заданий на сообразитель­ность, внимание.

Второй этап. Основная задача – выдвижение профконсультационной гипотезы, то есть рассмотрение проблемы клиента глаза­ми специалиста и уточнение либо изменение предварительной гипотезы, определение пути совместного решения проблемы, раз­работка общего плана дальнейшей консультации, коррекция усло­вий ее проведения. При этом он может удлинить время беседы, перенести ее на другое время, а в промежутке между встречами уточнить или получить необходимую информацию.

Третий этап. Консультант и клиент совместно определяют конкретную цель данной консультации (информационно-справочная, диагностико-рекомендательная, диагностико-корректирующая, формирующая). Этот этап предполагает равную степень активности. Консультант помогает клиенту взглянуть на себя глазами специалиста. Для этого нужно на доступном уровне объяснить ему необходимые понятия.

Четвертый этап. Консультант и консультируемый совместно стремятся достичь определенной ими на предыдущем этапе цели (информационной, диагностической или формирующей). Важно показать клиенту, что он и сам немало знает. Применяются не только психодиагностические методики, но и наблюдения за клиентом, за его высказываниями о себе, самооценка. Формирующая цель достигается с помощью профориентационных задач, совместного обсуждения различных ситуаций, а так же профориентационных игр.

Пятый этап. На этом этапе происходит совместное подведение итогов консультации (окончательных или промежуточных). Консультируемого спрашивают, что дала ему консультация, достигнуты ли ее цели, какие выводы он сделал. Далее, если консультация многоразовая, определяются пути дальнейшей работы, а если одноразовая – составляется более совершенный вариант профессионального плана. В том случае, если обратная связь с консультируемым в чем-то неожиданна для профконсультанта, значит, на каком-то этапе он совершил ошибку. При выходе из контакта желательно отметить положительные стороны клиента, отметить его интересные мысли, выразить надежду на удачное профессиональное будущее клиента.

Завершается консультация протоколированием следующих сведений: анкетные данные; общие выводы по предварительным данным; первоначальное понимание клиентом своей проблемы; гипотеза профконсультанта; совместно конкретизированная цель и шаги, предпринятые для её достижения; итоги консультации, сформулированные клиентом и консультантом; примечание.

Конечно, эта схема носит общий характер, и должна “настраиваться” согласно ситуации.

Подготовительный этап

А. Знакомство с клиентами.

Методика «За и против» была проведена в СШ № 41 г.Павлодара. Работала я с учащимися 8-го «Б» класса Шайхиевой Галей, Пархоменко Надей и Павленко Таней.

Выяснилось, что Галя после окончания школы собирается пойти учиться на бухгалтера или экономиста. Надя, еще не знает какую профессию ей выбрать, но желает, чтоб у неё был свой магазин по продаже косметических товаров. Таня хочет стать военным врачом или ветеринаром.

Причины, побудившие девочек сделать такой выбор разные: Галя ориентируется на престиж и плохо себе представляет трудовые обязанности бухгалтера и экономиста, она совсем не задумывалась о своих способностях и возможностях работать в данной сфере; Наде тяжело определиться в силу возрастных особенностей, как она сама говорит, что сегодня она хочет быть юристом, завтра учителем, послезавтра медиком и т.д.; Таня выбрала профессию врача потому, что у неё мама врач и её нравится её работа, а профессию ветеринара потому, что любит животных. Девочка довольно хорошо ознакомлена с трудовыми обязанностями, как врача, так и ветеринара, знает неприятные стороны профессии (например, что ветеринар лечит не только милых кошечек и собачек, а работает и с коровами, и овцами, и свиньями).

Методика «Будь готов!» была проведена с ученицей 11 «А» класса – Завражных Лидой. Она увлекается современными танцами и с удовольствием продолжила бы эти занятия, а вообще хочет стать бухгалтером или юристом – «как все».

  Б. Описание методик.

Для работы я подобрала две активизирующих профориентационных методики. Авторами обеих методик является доктор педагогических наук, профессор факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова Николай Пряжников, который очень широко занимается данным вопросом.

Выводы.

 

На основе полученных результатов и в ходе проведенных в конце каждого тестирования бесед можно сделать следующие выводы:

1. Консультирование оказало большую помощь девочкам в выборе своей профессии;

2. Мне как будущему консультанту удалось расположить к себе клиентов и соответственно настроить на проведение методик;

3. Достигнуты основные цели активизирующих профориентационных методик, а именно:

ü Повышение уровня осознания своей готовности к различным видам профессионального труда;

ü Активизировать учащихся для ценностно-нравственных размышлений, связанных с выбором профессий;

ü Выявить интересы, склонности и способности к различным видам трудовой деятельности;

ü Выявить наиболее предпочтительные для учащегося группы профессий;

 

В целом результаты тестирования не совсем меня удовлетворяют. Проводя методику «За и против» ранее в 10-11 классах, я получала результаты несколько лучше. Думаю это связано с тем, что методика рассчитана на детей более старших классов нежели 8 класс.

А для себя я сделала следующие выводы: для получения более успешных результатов, следует проводить методики с учетом возрастных ограничений, указанных в ней; четко придерживаться инструкции и стараться не комментировать вопросы;

 

5. Рекомендации.

 

Общие рекомендации:

При выборе профессии

ü Учитывать не её престижность, а востребованность

ü Учитывать наличие способностей к тому или иному виду деятельности

ü Помнить, что по выбранной специальности, возможно придется работать всю жизнь и учитывать наличие интереса к выбираемой профессии

ü Ознакомиться с перечнем обязанностей

ü Проанализировать перечень трудовых обязанностей и попытаться дать ответ на вопрос: «А смогу ли я все это делать?»

ü Выяснить ограничения по состоянию здоровья

ü Выяснить требования предъявляемые профессией к личности

Специальные рекомендации:

Девочкам из восьмого класса я не давала никаких специальных рекомендаций. Мы договорились с ними поработать в следующем году, когда они станут немного постарше.

Завражных Лидии я порекомендовала попытаться найти себя в экономической сфере, попросила еще раз все хорошо обдумать, ознакомиться со списком экономических специальностей и подумать где она сможет применять свои знания на практике.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

V ЛИТЕРАТУРА

Алешина Ю.Е.

Индивидуальное и семейное психологическое консультирова­ние. М. 1999.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

 

ПАВЛОДАРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «Психологическое консультирование»

На тему: Профконсультирование школьников

Студентки группы ЗПиП-41

Карпецкой Оксаны

 

Преподаватель: Демиденко Раиса Николаевна

 

 

Павлодар, 2002

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

I ВВЕДЕНИЕ

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 182.