Искусство интерьера, интерьерная живопись
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Не было, пожалуй, в Петербурге, Москве, да и в провинции во времена классицизма ни одного не только богатого и знатного, но даже зажиточного дома, который не имел бы живописного украшения в своих комнатах. Кому не по карману было украсить кистью опытного живописца потолок аллегорическим плафоном или затейливым узором, а стены - пейзажами или мифологическими фигурами, довольствовался скромными цветочными гирляндами, венками, лирами или несложным геометрическим орнаментом, написанным " по трафарету" бойким малярным мастером. Существовал определенный репертуар излюбленных сюжетов и орнаментальных мотивов, была выработана программа и манера росписи парадных и жилых комнат, особняков и павильонов, появились направления и мастерские, чутко откликавшиеся на изменчивую моду. Не преувеличивая, можно назвать классицизм эпохой расцвета декоративной "комнатной" живописи в России, который был вызван, кроме общего подъема русского искусства, специфическими для этой области причинами: усиленным строительством в городах и усадьбах, новым пониманием интерьера и его декорации и деятельностью для широкого круга заказчиков талантливых художников. По " образцовым" фасадам первоклассных зодчих шла интенсивная застройка доходными домами и особняками рядовых улиц. Одним из главных видов доходного дома стал дом с барскими квартирами, анфилада которых в бельэтаже была всегда декорирована живописью. «Искусство интерьера - это не только "человеческие" пропорции жилых комнат, подчеркнутая роскошь парадных, продуманность расстановки мебели, применение предметов прикладного искусства. Интерьер был объединен общим стилем культуры...»[13] "Кабинет Шувалова", выполненный около 1757 года Ф.С. Рокотовым и дошедший до нас в копии его ученика А. Зяблова (1779,ГИМ). Это необычное для середины XVIII века произведение изображает небольшой кабинет с коллекцией картин на стенах. Один из исследователей творчества Рокотова, А.В. Лебедев, говоря о том, что в "картине, бесспорно, чувствуется влияние живописцев Запада - в частности нидерландцев", известных в России еще с петровского времени, отмечает, однако, различие в подходе к задаче интерьера северных старых мастеров и Рокотова: «Картина Рокотова, приближаясь по типу к фламандским образцам, резко отличается от них простотой: там, где фламандец населил бы галерею действующими лицами, изобразил бы "событие", вроде посещения галереи важным лицом, групповой портрет, или, по крайней мере, натурщиков, Рокотов не написал ни одного человека; он дал только портрет комнаты и ничего больше»[14] Сделанное Лебедевым наблюдение содержит существенный момент, который будет характерен для большинства интерьерных изображений конца XVIII и начала XIX веков. Его можно определить как свойственную русской интерьерной живописи простоту и отсутствие тяги к событийности. Но при этом искусство старых северных мастеров влияло и не могло не влиять на русских художников в течение всего XVIII века, и исследователи говорили об этом. «Проблема этих влияний должна была бы стать предметом специальной разработки... В России имелись многочисленные коллекции старых западных мастеров, как в Москве, так и в Петербурге. В них преобладали фламандцы и голландцы, особенно в Москве... Знакомство с северным искусством, несомненно, отразилось на жанре, как на его реалистической концепции, так и на форме. Это влияние могло сказаться и в интерьерности, и в материальности, и в преобладании небольшого формата»[15]

Российская литература, театр, музыка и опера.

В эпоху классицизма в России сложилась новая ху­дожественная литература с характерным для нее сю­жетом на основе вымысла, развитой системой жанров (ода, элегия, басня, трагедия, комедия, повесть, ро­ман). «Новая словесность», по словам Пушкина, была «плодом новообразованного общества». Существенно важными элементами этой литературы стали новая си­стема стихосложения и литературный язык. Впервые принципы силлабо-тонического стихосложения сфор­мулировал В. К. Тредиаковский (1703—1768) в опубли­кованной им в 1735 г. статье «Новый и краткий способ к сложению российских стихов». Эта система, заме­нившая силлабический стих, основана на чередова­нии ударных и безударных слогов в строке. Она лежит в основе русской поэзии до настоящего вре­мени. В области русского стихосложения, художествен­ной прозы работал М. В. Ломоносов («Письмо о пра­вилах российского стихотворства», 1739; «Риторика», 1745).

Основоположником новой русской драматургии был А. П. Сумароков (1717—1777), поэт, автор первых русских трагедий и комедий, директор Российского театра в Петербурге. Общественно-политические взгляды Сумарокова имели дворянскую направлен­ность, но его произведения способствовали воспита­нию человеческого достоинства, гуманизма, высокой морали и чести. Будучи сторонником крепостного пра­ва, он резко критиковал его крайности.

Литература русского клас­сицизма создала образ нового человека — патриота и гражданина. Она способствовала утверждению вне-сословной ценности человека и решительно боролась с жестокостями крепостничества.

Середина XVIII в.— важный рубеж в театральной культуре, успехи которой были связаны с развитием отечественной драматургии. Во второй половине XVIII в. театральные труппы существовали в столи­цах, некоторых провинциальных городах; в дворян­ских поместьях имелись крепостные театры.

В 1756 г. в Петербурге был учрежден первый в Рос­сии государственный театр «для представления траге­дий и комедий». Основу его составила труппа ярослав­ских актеров во главе с Ф. Г. Волковым (1729—1763), замечательным русским актером из ярославских куп­цов. В Петербурге в это время действовал школьный театр при Сухопутном Шляхетском корпусе, а в 1779 г. Возник частный театр на Царицыном лугу (Марсово поле), которым руководил известный русский актер И. А. Дмитревский (1734—1821). На сцене этого теа­тра впервые были поставлены пьесы Д. И. Фонвизина, а в комедии «Недоросль» Дмитревский сыграл роль Стародума. Но театр просуществовал недолго: в 1783 г. он был закрыт по указу Екатерины II.

В Москве театральные представления разыгрыва­лись в университете итальянской труппой Д. Локателли. В 1780 г. был открыт Петровский театр, в репер­туаре которого, как это было принято, имелись драматические, оперные и балетные спектакли. Повы­шению уровня сценического искусства во многом спо­собствовал провинциальный и крепостной театр. Из его среды вышло немало талантливых русских акте­ров.

Театральный репертуар становился предметом обсуждения в печати, высказывались настойчивые пожелания создавать на­циональную драматургию, которая отражала бы рус­скую народную жизнь и историю. В 1792 г. актер и драматург П. А. Плавильщиков в журнале «Зри­тель» писал, что «отечественность в театральном сочи­нении должна быть первым предметом».

Музыка приобретала характер более сложный и разнообразный; распространялось любительское музицирование, устраивались публичные концерты с уча­стием зарубежных и русских исполнителей, о чем со­общалось в столичных газетах. В 1802 г. в Петербурге было создано Филармоническое общество, которое ставило целью «возбуждать в публике интерес к древ­ней и классической музыке». Светская музыкальная культура была представлена несложными, бытовыми формами военной, застоль­ной, танцевальной музыки, широкое распространение получили канты — вид многоголосной бытовой песни, заимствованный из Литвы и Польши еще в предше­ствующее столетие. Канты были разнообразными по содержанию, но в основном носили торжественный ха­рактер и исполнялись на празднествах в честь военных побед России.

Выдающимися мастерами русской национальной музыкальной школы конца столетия были Е. И. Фо­мин (1761-1800) и В. А. Пашкевич (1742-1797). Для творчества этих композиторов характерны демокра­тизм, интерес к народному мелосу. Мелодрама Фо­мина «Орфей» (1792), написанная на текст Я. Б. Княжнина (1742—1791), стала крупнейшим достиже­нием музыкальной культуры XVIII в. Возрожденная в советское время, эта опера с успехом исполняется на концертной эстраде у нас и за рубежом.

В середине XVIII в. ши­рокую популярность в России получили итальянская и французская придворная опера, творчество итальян­ских композиторов. В последней трети XVIII в. формируется отече­ственная композиторская школа, появляются первые русские композиторы, сложные жанры оперной, хоро­вой, инструментальной, камерной музыки.

В XVIII  веке опера в нашей стране становится очень популярной. Начиная с 30-х годов XVIII века Москву и Петербург часто посещают труппы из Франции и Италии. Деятельность иностранных музыкантов во многом определяла культурную жизнь России. В открытом при Екатерине II «Эрмитажном театре» капельмейстерами были Сарти, Паизиелло, Чимароза, Галуппи. В оркестре играли Диц, Лолли, Виотти, Буньяни, Роде и дрю; пели примадонны Габриелли, Маркези, Тоди, Можорлети, Шевалье, Мандини; танцевали Ле Пик, Дюпор, Росси, Сантини, Канциани. Декорации для театра писали Гонзаго и Губерти. За техническую часть отвечал Бригонци. Один перечень фамилий говорит о вкусах и интересах аристократии, нашедших выражение в организации императорского театра. Русских артистов было гораздо меньше, а их труд оплачивался значительно скромнее. В музыкальных классах Академии художеств преподавали Г. Раупах и А. Сартори. При русском дворе с 1788 года работал испанский композитор и органист Мартин-и-Солер, оперы которого («редкая вещь», «Дианино дерево») были чрезвычайно популярны. Профессиональной русской труппы пока в Петербурге не было, хотя уже в 20-е годы давались спектакли французскими, а затем итальянскими оперными труппами. Сначала был построен деревянный театр. В его труппу вошли музыканты, певцы и артисты балета: французский балетмейстер Ж. Ланде, итальянский – А. Ринальди и неаполитанский композитор Ф. Арайя. В то же время открылся Петербургский театр (Каменный), в нем ставились оперы и спектакли, давались представления и маскарады. В театре по пятницам давались итальянские оперы и балеты, по субботам – французские комедии и трагедии, по вторникам и воскресеньям – российские комические оперы. С самого начала русской опере была свойственна критическая, обличительная направленность. Так, ей были близки идеи сентиментализма, связанные с французской культурой и с творчеством родоначальника этого направления Ж. Ж. Руссо. Первая русская опера была поставлена в 1772 году («Анюта» М. Попова). Следом появляется плеяда русских композиторов: М. Соколовский («Мельник – колдун, обманщик и сват»), Ф. Пашкевич («Санкт – Петербургский гостиный двор», «Скупой»), Е. Фомина («Ямщики на подставе», «Орфей»), Д. Бортнянский («Сын – соперник»). Достижения композиторов XVIII века подготовили расцвет русской оперной школы, последовавшем в золотом для отечественной культуры XIX столетии.

 

 

Заключение:

Не только внешняя устремленность к диалогу характеризует традиции художественной культуры Просвещения. Не менее ха­рактерным был диалог внутренний, который вели между собой разные виды искусств. Союз русской словесности и музыки, давший в XVIII веке столь высокие художественные результаты, в XIX столетии окреп еще более. Как известно, основой европейского романтизма была идея общности искусств, их взаимовлияния и взаимопроникнове­ния. Вот, например, что писал об этом немецкий романтик Роберт Щуман: «Образованный музыкант может с такой же пользой учиться на рафаэлевской Мадонне, как художник — на симфониях Моцарта... Для художника стихотворение превращается в картину, музыкант же перекладывает картину в звуки». Самым наглядным примером синтеза искусств в культуре XVIII века, может служить столица империи, регулярный город Санкт – Петербург или театральные постановки, в которых были задействованы художники, декораторы, композиторы, артисты, танцоры и использовались технические новинки. Идея взаимодействия «разных художеств», характерная для русского искусства XIX века, вытекала из всей художественной практики Предшествующей эпохи. Есть нечто символическое в том историческом факте, что именно на грани двух столетий, в майский день 1799 года родился Александр Сергеевич Пушкин. Его поэтической музе суждено было вдохнуть жизнь в вершинные достижения русской классиче­ской музыки. Эти вершины сияют и сегодня: «Руслан и Людмила» М.И. Глинки, «Русалка» А.С. Даргомыжского, «Борис Годунов М.П. Мусоргского, «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» П.И.Чайковского... Изменился не только быт человека, изменилось его мироощущение, изменились его социокультурные приоритеты. При Петре I произошло «изменение всей знаковой системы Древней Руси» (Д. С. Лихачев); вво­дились новая одежда, новая иерархия чинов, закреп­ленная «Табелью о рангах», была учреждена новая си­стема орденов, в том числе высший военный орден Андрея Первозванного. В XIX веке, после поражения в Крыму, видный общественный деятель Ю.Ф. Самарин писал, - " Мы сдались не перед внешними силами западного союза, а перед нашим внутренним бессилием. Мы слишком долго, слишком исключительно жили для Европы, для внешней славы и внешнего блеска, и за свое пренебрежение к России мы поплатились утратою именно того, чему мы поклонялись, - утратой нашего политического и военного первенства". Даже сегодня, на рубеже XX и XXI столетий, еще нельзя утверждать, что найден ответ на все вопросы, возникшие в ходе дискуссий о влиянии Запада на русскую культуру, о месте России между Востоком и Западом. Современное человеческое общество не стало более гармоничным, гуманным и безопасным. На смену старым противоречиям пришли новые и будущее человечества вряд ли представляется более ясным и безмятежным, чем 100 или 200 лет назад. И именно в этом тревожном мире Россия продолжает мучительно искать пути своего дальнейшего развития. Можно провести параллель между дискуссиями конца XVIII и XIX столетий о влиянии Запада на Россию и необходимости сохранения самобытной русской культуры и современными дискуссиями о месте России в мировом сообществе. Современное идеализирование Америки и Запада и незнание отечественных культурных традиций, очень во многом напоминает ситуацию, сложившуюся в XVIII веке в России (тогда лишь говорили о повальном "офранцуживании" русской аристократии). Перекосы во взаимоотношениях с иными культурами можно было бы отнести к влиянию пресловутого "русского менталитета" ("гулять, так гулять, любить, так любить..."), но об этом лучше рассуждать, находясь вне рамок данной культуры. Серьезную помощь в этом поиске может оказать осмысление богатейшего опыта, накопленного российской общественной мыслью.

Список используемой литературы:

1. История Русской архитектуры. Стройиздат. 1984 г. В.И.Пилявский, А.А.Тиц, Ю.С.Ушаков.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 159.