Что может стать следующей движущей силой?
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Для поддержания нынешнего уровня японской экономики нужно найти новые движущие силы. Несколько заделов уже есть в так называемых товарных нишах: технологии для производства жёстких компьютерных дисков (70% мирового производства), производство жидкокристаллических экранов (100%), измерительная и аналитическая аппаратура для контроля автомобильных выхлопных газов (80%), батареи из лития (100%) и т.д.

Этого, конечно, недостаточно, но на горизонте уже видны более крупные проекты: нанотехнологии (по прогнозу Кэйданрен, объём продаж в 2010 г. – 27 трлн. иен), медицинское оборудование (5 трлн.), компьютеризированные бытовые электроприборы (8 трлн.), программные средства (11 трлн.), роботы (3 трлн.), реконструкция жилья (5 трлн.), биотехнология, которая также будет играть свою роль.

Подводя итоги, о ближайшем будущем японской экономики можно сказать следующее:

1. Крупные предприятия с большими финансовым и технологическим потенциалами должны и могут оставаться двигателем экономики и источником валютных доходов;

2. Промышленность с относительно низким технологическим уровнем будет ещё активнее переводиться за границу. Внутри Японии должны развиваться производства вышеуказанных перспективных направлений;

3. Большая доля населения будет вовлечена в сектор услуг, где уровень доходов и производительность труда будут ниже, чем в проышленности. Дерегулирование в этой отрасли должно проводиться, чтобы сделать создание и расширение частных предприятий в ней возможным и рентабельным;

4. В обозримом будущем может сохраниться практика перекачки денег через правительственные учреждения, ибо сейчас не находится достаточно рентабельных проектов для частных финансовых учреждений. Но система правительственных кредитований должна перестраиваться, с тем чтобы поддержать создание и расширение новых направлений в экономике. Со временем объём денежных накоплений населения должен уменьшаться (меньшие доходы и большие расходы на жильё и медицину и т.д.), и доля пе6рекачки денег через правительственные учреждения будет постепенно снижаться;

5. Нейтралитет Японии в мировой политике и её изоляция в мировой экономике невозможны. С точки зрения экономики она слишком тесно переплетена с другими странами. В политике Япония проявила бы безответственность, если бы не принимала участие в поддержании стабильности в Азиатско-Тихоокеанском регионе, поскольку для процветания японской экономики этот регион имеет определяющее значение.

Взгляд в будущее.

Любопытен очередной прогноз, составленный и опубликованный несколько месяцев назад сотрудниками Национального института изучения политики в сфере науки и технологии, работающего под эгидой Министерства образования, культуры, спорта, науки и технологии Японии. Такие прогнозы институт составляет с 1971 года (раз в 5 лет) на основе изучения новейших достижений учёных всего мира. Нынешний прогноз – уже 7-й по счёту. Многочисленные прогнозы появляются на страницах японской прессы достаточно часто. Конкретные даты в этих «календарях будущего» не всегда совпадают, кто-то ожидает то или иное событие годом раньше, кто-то двумя годами позже, но оценка общих тенденций чаще всего едина.

Итак, по оценкам японских специалистов в ближайшем будущем произойдёт:

2005 – создание искусственных лёгких и искусственной крови;

2006 – разработка методики лечения СПИДа;

2007 – появление методики лечения атеросклероза;

2008 – создание метода устранения озоновых дыр;

2009 – имплантация чужеродных генов в человеческие хромосомы;

2010 – создание надёжных систем защиты хранящихся в памяти компьютеров частных секторов от нежелательного электронного вторжения отдельных хакеров и заинтересованных организаций;

- распространение карманных мультимедийных беспроволочных терминалов, способных работать во всех уголках мира;

2011 – лечение болезни Альцгеймера;

2012 – повсеместное распространение продуктов, изготовленных с учётом возможности их рециклирования, повторного использования;

2013 – формирование всемирного консенсуса (включая и правительства развивающихся стран) относительно введения мер по регулированию выброса в атмосферу двуокиси углерода и других газов, порождающих парниковый эффект;

- практическое использование искусственных плавающих островов для строительства аэропортов с взлётно-посадочными полосами длиной до 3 км, способных эксплуатироваться в течение как минимум 60 лет;

2014 – широкое распространение электромобилей, работающих от топливных ячеек;

- создание автоматического карманного (размером в визитную карточку) переводчика, способного воспринимать текст с голоса и так же давать его перевод;

2015 – выведение на орбиту обитаемой лунной станции;

- практическое применение роботов для исследования подземных ресурсов на глубине до 10 км;

2016 – создание солнечных батарей плёночного типа с КПД выше 20%;

2017 – практическое применение системы управления автомобилем, способной автоматически доставить пассажира по соответственно оборудованным магистралям в указанную точку;

- широкое распространение в Японии домов, оборудованных по индивидуальному заказу роботами, способными оказать помощь в приготовлении еды, кормлении, купании и прочих бытовых нуждах больных и престарелых;

2018 – появление роботов-«домработниц», способных осуществлять уборку дома, стирку, приготовление пищи;

- внедрение технологии фиксации двуокиси углерода микроорганизмами типа водорослей;

2019 – создание искусственного глаза;

2020 – широкое распространение регенеративных медицинских технологий для выращивания утраченных органов тела из эмбриональных стволовых клеток;

- создание в Японии космического корабля многоразового использования, запускаемого с высотного самолёта;

2021 – создание технологии безопасной утилизации твёрдых высокотоксичных радиоактивных отходов;

2023 – практическое использование компьютерной технологии, позволяющей управлять искусственными конечностями с помощью прямых мозговых импульсов, минуя спинной мозг и периферическую нервную систему;

- выявление механизмов человеческого мозга, обеспечивающих логическое мышление;

2024 – создание технологии предсказывания за несколько дней крупных (выше 6 баллов) землетрясений;

2025 – высадка космической экспедиции на Марс с последующим её возвращением (некоторые оптимисты считают, что это станет возможным ещё в 2018 г.);

2027 – создание «интеллигентных» роботов, способных мыслить «по-человечески», самостоятельно принимать решения и претворять их в жизнь;

2029 – создание энергетических сетей с кабелями, обладающими способностью сверхпроводимости.

По мнению японских футурологов, с течением времени необходимость создания новых компьютерных технологий будет уменьшаться. Интерес учёных сместиться к робототехнике, в которой Япония и ныне держит мировое лидерство и с развитием которой в этой стране связывают перспективы решения ряда острых трудовых проблем. Сохранятся определённые стимулы освоения космического пространства. С некоторым опозданием по сравнению с США и Россией Япония готова присоединиться и к космической гонке. Но гораздо более насущными и востребованными станут новые достижения в медицине (в частности, геронтологии), биологии, генетической инженерии. Неуклонное старение населения Японии требует кардинальных и принципиально новых решений по обеспечению благосостояния пожилой части общества. Огромные усилия и средства будут сосредоточены на проблемах излечения недугов, особенно старческих, обеспечения надлежащего ухода за прикованными к постели больными, пусть даже с помощью роботов- санитаров, роботов-сиделок.

 

Глава 2. Экологическая интеграция.

На протяжении десятилетий в Японии планомерно и целеустремлённо проводятся крупномасштабные природоохранные мероприятия, которые вполне можно назвать политикой особого рода – «экологической политикой». Решение каждой из экологических проблем в этой стране можно условно поделить на несколько этапов. Первый – ознакомление населения с конкретными задачами в данной сфере, проведение разъяснительных кампаний, для чего широко используются возможности телевидения, радио, печати, компьютерной сети.

Далее определяются источники финансирования. Ими могут быть гогсбюджет, средства общественных организаций и фондов, частные пожертвования. В 1997 финансовом году доля бюджетных средств в общих расходах на решение комплекса экологических проблем составила 18,1%. Важно отметить, что на протяжении последних лет этот показатель неуклонно рос: в 1985 году он составил 15,6%, в 1990 – 16,4, в 1995 – 17,0 и в 1996 году – 17,9 процента.

Ещё один этап – целевое распределение «экологических» средств. Прежде всего деньги направляются на научно-исследовательские работы. Наиболее дорогостоящие – фундаментальные – исследования проводятся в более, чем пятидесяти государственных НИИ, где прорабатываются свыше 130 тем по 15 экологическим направлениям.

По подсчётам японских экспертов невозобновляемых источников энергии, в частности нефти, газа и угля, человечеству хватит ещё от силы на 100 лет

Японские инженеры серьёзно занимаются проблемой предотвращения экологических катастроф на море. Уже построены 2 спецсудна, способных собирать нефть с поверхности моря; на их постройку государство затратило около 15 миллиардов иен. В настоящее время сооружается 3-е такое многоцелевое судно.

Решается проблема утилизации жидких неочищенных промышленных отходов, которые пока ещё сбрасываются Японией в океан. И хотя никакого документа, который ограничивал бы подобную практику нет, с будущего года сброс таких отходов в море будет в стране законодательно запрещён.

Ещё одна проблема, это сокращение выбросов в атмосферу двуокиси углерода, которая содержится в автомобильных выхлопах и промышленных дымах, что приводит к так называемому «парниковому эффекту». По данным специальной рабочей группы по этой проблеме, созданной при японском правительстве, в следующем столетии из-за «парникового эффекта» человечество будет терять 500 миллиардов долларов ежегодно. Не может не тревожить учёных и «утончение» озонового слоя в атмосфере над архипелагом. Так, в 1996 году было отмечено тридцатикратное уменьшение количества озона в атмосфере над островом Хоккайдо.

С учётом вклада общественных организаций и частных фирм в это дело можно с уверенностью говорить о том, что общие затраты на природоохранные мероприятия в стране весьма и весьма велики. Японцы идут на такие затраты, потому что знают: эти средства окупятся с лихвой. И дело не только в денежной выгоде – страна ныне вплотную подошла к созданию подлинно высококомфортной среды обитания, отвечающей самым высоким международным стандартам, о которой другие государства могут только мечтать. Кроме того, Япония превратилась в крупнейшего производителя и экспортёра экотехники и экотехнологий – от их продажи на внутреннем и мировом рынках страна получает доход в размере нескольких сотен миллиардов долларов ежегодно. 

 

 

Глава 3. Японо-американские планы создания региональной системы ПВО.

Неудача с испытанием в США ракеты-перехватчика для национальной ПРО не повлияет на японо-американские планы создания региональной системы противоракетной обороны театра военных действий (ПРО ТВД). Об этом заявил на пресс-конференции в Токио генеральный секретарь кабинета министров Японии Микио Аоки.

«Те исследовательские работы, которые ведёт Япония в рамках программы ПРО ТВД, непосредственно никак не связаны с испытаниями в США, - сказал он. – Поэтому я не думаю, что результаты этих испытаний могут как-то сказаться на наших планах».

После долгих переговоров Япония и США в августе минувшего года подписали пакет документов о начале совместных исследований по программе создания региональной системы противоракетной обороны театра военных действий. По сути она представляет собой усечённый вариант знаменитой «стратегической оборонной инициативы» (СОИ), от которой Вашингтон вынужден был в своё время отказаться из-за её высокой стоимости. В отличие от неё ПРО ТВД предполагает обнаружение и уничтожение баллистических ракет противника с радиусом действия не более 3 тысяч километров. С этой целью планируется использовать уже имеющиеся спутники. А также самолёты, оснащённые системой раннего предупреждения и контроля АВАКС, которые будут затем передавать сигналы системам перехвата наземного и морского базирования.

Вся программа совместных исследований рассчитана на 5-6 лет, на её реализацию Японии придётся затратить примерно 260 млн. долларов. Однако пока стороны договорились о порядке совместных работ только в течение первых трёх лет, когда предстоит разработать основные технические средства ПРО ТВД. Что же касается второго этапа, когда необходимо будет приступить к созданию опытных образцов и их испытаниям, то Токио намерен принять решение о своём участии в нём отдельно.

Это объясняется сохраняющимися здесь сомнениями относительно целесообразности развёртывания в будущем всей системы в целом. На это, согласно имеющимся данным, потребуется 1-2 трлн. иен (9-18 млрд. долларов). Невозможно также пока предсказать насколько система будет эффективна вообще, и это ещё раз показала нынешняя неудача в США. Кроме того, остаётся множество спорных моментов с точки зрения японского законодательства, которое, в частности, запрещает использовать космическое пространство в военных целях. 

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 221.