В современном русском литературном языке нет полной унификации литературного произношения, однако орфоэпические нормы в целом представляют собой последовательную систему, развивающуюся и совершенствующуюся. В формировании литературного произношения огромную роль играют театр, радио- вещание, телевидение, кинематограф - мощные средства распространения орфоэпических норм и поддержания их единства.
Ударение - одно из средств звуковой организации слов и речи в целом. Основным средством звукового оформления и различения слов являются звуки речи, а ударение лишь дополняет их. Однако это очень важное фонетическое средство, так как слово не существует без ударения. Неправильное ударение, как правило, разрушает слово, например [кОрова] вместо [карОва] и т. п. От ударения зависит и качество гласных звуков, входящих в состав слова (например, в слове вода мы произносим безударный гласный о как [а]).
В зависимости от того, какая произносительная единица выделяется ударением, различают словесное, синтагматическое и фразовое ударения. Наиболее важным с точки зрения орфоэпической правильности речи является словесное ударение - выделение слога в слове. Поскольку носителем ударения является гласный, образующий слог, то обычно говорят об ударных гласных.
Существительные с неподвижным ударением на основе (н). Ударение всегда падает на основу, т. е. не перемещается на окончание при изменении по числам и падежам.
Ед.ч. грУнт, грУнта, грУнту, грУнт, грУнтом, о грУнте
Мн.ч. грУнты, грУнтов, грУнтам, грУнты, грУнтами, о грУнтах
Существительные с неподвижным ударением на окончании (о). Если существительное в именительном (или винительном) падеже единственного числа не имеет окончания (так называемое нулевое окончание), то ударение вынуждено передвинуться на основу.
Ед.ч. багАж, багажА, багажУ, багАж, багажОм, о багажЕ
Мн.ч. багажИ, багажЕй, багажАм, багажИ, багажАми, о багажАх
Существительные с подвижным ударением. В русском языке существуют группы существительных с подвижным ударением, которое перемещается с основы на окончание и с окончания - на основу.
Различают пять типов подвижного ударения в именах существительных.
Тип 1. Ед.ч. Орден - Ордена - Ордену - Орден - Орденом - об Ордене
Мн.ч. орденА - орденОв - орденАм - орденА - орденАми - об орденАх
Тип 2. Ед.ч. гОлубь - гОлубя - гОлубю - гОлубя - гОлубем - о гОлубе
Мн.ч. гОлуби, голубЕй - голубЯм - голубЕй - голубЯми - о голубЯх
Тип 3. Ед.ч. козА - козЫ - козЕ - козУ - козОй - о козЕ
Мн.ч. кОзы - кОз - кОзам - кОз - кОзами - о кОзах
Тип 4. Ед. ч. волнА - волнЫ - волнЕ - волнУ - волнОй - о волнЕ
Мн.ч. вОлны - вОлн - волнАм - вОлн - волнАми - о волнАх
Тип 5. Ед. ч. доскА - доскИ - доскЕ - дОску - доскОй - о доскЕ
Мн. ч. дОски - досОк - доскАм - дОски - доскАми - о доскАх
Наименее устойчиво ударение в кратких формах прилагательных. В краткой форме прилагательных с суффиксами -ив-, -лив-, -чив-, -им-, -н-, -альн-, -ельн-, -ист- ударение падает на тот же слог, что и в прилагательных полной формы:
прАвы - правЫ | мАлы - малЫ | гОдны - годнЫ |
далЁко - далекО | пОлны - полнЫ | крУпны - крупнУ |
высОко - высокО | стАры - старЫ | мИлы - милЫ |
глубОко - глубокО | ширОки - широкИ | нОвы - новЫ |
бЕлы - белЫ | вИдны - виднЫ | нУжны - нужнЫ. |
велИки - великИ | врЕдны - вреднЫ |
Ударение в часто употребляющихся глаголах звонить, включить, растить, нормы литературного произношения которых сплошь и рядом нарушаются. В этих глаголах ударение всегда падает на суффикс -и- во всех личных формах:
звонИть - звонЮ, звонИшь, звонИт, звонИм, звонИте, звонЯт;
включИть - включУ, включИшь, включИт, включИм, включИте, включАт;
растИть - ращУ, растИшь, растИт, растИм, растИте, растЯт.
Укажите, по каким орфоэпическим правилам произносятся данные ниже слова
Произношение согласных звуков
Сочетание сж и зж произносятся как двойной твердый [жж]:
Позже [ ж’];
Дата: 2019-04-23, просмотров: 307.