Конкурсный управляющий – основная фигура конкурсного производства. Он осуществляет функции как руководителя, так и органов управления должника. В случае проведения ликвидации крупного производства возможно назначение нескольких конкурсных управляющих, каждый из которых обладает самостоятельным объемом обязанностей и ответственности. Каждый арбитражный управляющий выполняет определенную задачу или группу задач, устанавливаемых арбитражным судом.
Назначение конкурсного управляющего производится судом одновременно с вынесением определения о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства. Кандидатура конкурсного управляющего предлагается арбитражному суду после утверждения собранием кредиторов, причем его утверждение должно происходить одновременно с решением собрания кредиторов о признании должника банкротом. Конкурсный управляющий призван действовать в интересах кредиторов, поэтому кредиторам предоставлены широкие возможности для его избрания.
После назначения конкурсный управляющий принимает все полномочия по осуществлению функций управления должником. Полномочия по управления конкурсному управляющему передает внешний управляющий. Вся документация, включая бухгалтерскую, а также касающуюся предъявления и удовлетворения требований кредиторов, аудиторских проверок деятельности предприятия, инвентаризации имущества, реализации его, если она была произведена, а также печати и штампы, материальные и иные ценности, находящиеся у должника, должна быть передана конкурсному управляющему в течение трех дней.
Полномочия конкурсного управляющего являются весьма широкими, он осуществляет все мероприятия по формированию и распределению конкурсной массы. Функции конкурсного управляющего в основном связаны с распоряжением имуществом, находящимся у должника, и имуществом должника, находящимся у третьих лиц. Прежде всего конкурсный управляющий принимает имущество находящееся у должника, проводит инвентаризацию и оценку этого имущества, в ходе которой выделяет имущество, не принадлежащее должнику.
Конкурсный управляющий имеет следующие полномочия:
Обеспечение сохранности принятого имущества.
Анализ финансового состояния должника. В результате проведения этого анализа управляющий делает вывод о достаточности средств для осуществления конкурсного производства, о ликвидности принадлежащего должнику имущества и возможных сроках его реализации, о целесообразности продолжения функционирования производства, если оно еще функционирует, об общих сроках, в течение которых возможно завершение конкурсного производства.
Ликвидация дебиторской задолженности. Конкурсный управляющий обязан предпринять все возможные меры, направленные на исполнение третьими лицами требований должника.
Уведомление работников должника об увольнении в связи с его ликвидацией.
Работа с требованиями кредиторов, предъявленными на этапе проведения конкурсного производства. Управляющий может заявлять возражения на поступившие к нему требования кредиторов. В случае несогласия кредитора с возражениями спор передается на рассмотрение в арбитражный суд.
Решение вопросов, связанных с исполнением либо отказом от исполнения сделок должника, заключенных до принятия арбитражным судом заявления о признании несостоятельности должника. Эта проблема возникает, если предприятие-должник продолжает функционировать в период конкурсного производства. Если конкурсный управляющий не заявляет отказ от исполнения договора, значит, контрагент обязан исполнить такой договор.
Осуществление дополнений имущества должника в целях формирования конкурсной массы. Конкурсный управляющий выявляет имущество должника, находящееся у третьих лиц, и принимает меры к его истребованию и возврату в конкурсную массу. Это может быть имущество, находящееся на хранении у третьих лиц, переданное по договору комиссии, по договору купли-продажи с условием о переходе права собственности после полной оплаты, если оплата не была произведена.
Передача на хранение документов должника, подлежащих обязательному хранению. С этой целью управляющий должен изучить и выделить соответствующие документы, а также указать срок хранения каждого документа.
Осуществление признания недействительными некоторых сделок должника. Если конкурсное производство открыто после проведения внешнего управления, то конкурсный управляющий имеет право заявлять о недействительности всех перечисленных сделок, если соответствующих заявлений не было сделано внешним управляющим; кроме того, конкурсный управляющий может повторно заявить о признании недействительной какой-либо сделки должника.
Кроме осуществления перечисленных полномочий конкурсный управляющий должен осуществлять необходимые изъятия из конкурсной массы, устанавливать очередность удовлетворения каждого требования и производить их удовлетворение. [2.24]
Конкурсный управляющий обязан использовать в ходе конкурсного производства только один счет должника в банке. Конкурсный управляющий не реже одного раза в месяц представляет комитету кредиторов или собранию кредиторов отчет о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии должника. После завершения расчетов с кредиторами конкурсный управляющий обязан представить в арбитражный суд отчет о результатах проведения конкурсного производства. К отчету прилагаются: документы, подтверждающие продажу имущества должника; реестр требований кредиторов с указанием размера погашенных требований кредиторов; документы, подтверждающие погашение требований кредиторов. Отчет конкурсный управляющий обязан предоставить в арбитражный суд и ознакомить с отчетом любого из кредиторов.
В своей деятельности конкурсный управляющий придерживается мероприятий указанных в Приложении №6.
Конкурсная масса.
В конкурсную массу входит все имущество предприятия, имеющееся на момент признания должника банкротом и открытии конкурсного производства и выявлено в ходе конкурсного производства.
Из конкурсной массы исключается имущество, изъятое из оборота, имущественные права, связанные с личностью должника, в том числе права, основанные на разрешении (лицензии) на осуществление определенных видов деятельности, жилищный фонд социального использования, детские дошкольные учреждения и объекты коммунальной инфраструктуры, жизненно необходимые для региона, подлежат передаче соответствующему муниципальному образованию в лице уполномоченных органов местного самоуправления.
Обязанность по содержанию и обеспечению функционирования указанных объектов в соответствии с их целевым назначением возлагается на уполномоченные органы местного самоуправления по истечении одного месяца с момента получения уведомления от арбитражного управляющего.
Передача вышеперечисленных объектов уполномоченным органам местного самоуправления осуществляется по фактическому состоянию без каких-либо дополнительных условий.
В плане конкурсного управления ОАО «ПСРМЗ» отмечено, что в ходе процедуры внешнего управления были выведены в самостоятельные участки все цеха завода, реализованы высвободившиеся склады. Столовая, часть причальной линии; заключен договор на продажу склада и здания управления с рассрочкой платежа на 6 месяцев. Фактически имущества у предприятия нет. Ориентировочная стоимость конкурентной массы должника суммы по договору за реализацию склада и здания заводоуправления; остатки материалов и оборудования на складах составляет 1.500.000 рублей. Планом конкурсного производства предусмотрена передача объектов жилищного фонда (дом по ул. Ленинградской, 1 и общежития) местным органам самоуправления. (Приложение №6)
Расчеты с кредиторами.
В ходе конкурсного производства выявляется невозможность удовлетворения всех предъявленных должнику требований. С этим связана одна из основных целей конкурсного процесса и конкурсного законодательства – обеспечение соразмерного удовлетворения требований по обязательствам и обязательным платежам. Установление определенной очередности ведет к достижению указанной цели. Расходы конкурсной массы делят на внеочередные и очередные. Внеочередные требования удовлетворяются по мере их поступления из средств должника конкурсным управляющим. К внеочередным относятся судебные расходы; выплаты арбитражным управляющим; текущие коммунальные и эксплуатационные платежи; выплаты по обязательствам должника, возникшим до принятия судом заявления о признании несостоятельности; выплаты по сделкам, по которым не было заявлено отказа от их исполнения внешним или конкурсным управляющим. В случае недостаточности средств должника удовлетворение указанных требований производится по мере поступления средств должника в порядке их предъявления должнику или конкурсному управляющему. Очередные расходы конкурсной массы основываются на принципе соразмерности, т.е. при недостаточности средств должника для удовлетворения всех требований одной очереди эти требования удовлетворяются пропорционально сумме требований каждого кредитора.
Установлена следующая очередность удовлетворения требований кредиторов.
Первая очередь – требования граждан о возмещении вреда жизни и здоровью, причиненного должником, - такие требования удовлетворяются путем капитализации соответствующих повременных платежей.
Вторая очередь – требования по выплате выходных пособий и по оплате труда лицам, работающим по трудовому договору; по выплате вознаграждений по авторским договорам.
Конкурсное производство было назначено после проведения внешнего управления, часть требований кредиторов первой и второй очереди может оказаться удовлетворенной.
Третья очередь – требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника.
Четвертая очередь – требования субъектов, не являющихся кредиторами, - налоговых и иных уполномоченных органов по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды.
Пятая очередь – все остальные требования. При этом некоторые требования в рамках пятой очереди удовлетворяются по соразмерности, но только после удовлетворения других требований.
Расчеты с кредиторами – одна из наиболее важных стадий конкурсного производства. Конкурсный управляющий приступает к расчетам с кредиторами, после реализации всего имущества, включая права требования должника, и после завершения работы со всеми предъявленными ему требованиями. После завершения работы с требованиями кредиторами конкурсный управляющий закрывает реестр требований. Реестр может быть закрыт только после вынесения арбитражным судом решения по требованиям кредиторов, заявивших возражения против решения конкурсного управляющего о размере, составе или очередности удовлетворения. Если возражений не заявлено, то реестр закрывается через месяц после направления конкурсным управляющим уведомления последнему кредитору о рассмотрении его требований. Конкурсный управляющий последовательно проводит удовлетворение требований кредиторов каждой очереди. При наличии некоторых обстоятельств управляющий обязан приостановить удовлетворение требований несмотря на то, что реестр требований был закрыт. До окончания всех расчетов могут возникнуть следующие обстоятельства:
Заявление требования кредитором первой или второй очереди.
Вступление в законную силу определения арбитражного суда о признании требования кредиторов третьей-пятой очередей.
Поступление в конкурсную массу какого-либо имущества должника.
Таким образом, наличие трех вышеперечисленных обстоятельств ведет к приостановлению удовлетворения требований кредиторов и к осуществлению конкурсным управляющим перерасчетов. В случае, если после закрытия реестра требований к конкурсному управляющему поступают требования кредиторов, не относящиеся к первой или второй очереди и не основанные на вступившем в законную силу определении арбитражного суда, приостановление расчетов не производится.
Результатом удовлетворения требований является их погашение, причем погашаются требования, удовлетворенные как полностью, так и частично в случае нехватки средств для полного удовлетворения. Погашенными считаются требования, по которым в ходе конкурсного производства: осуществлен полный расчет; осуществлен частичный расчет пропорционально сумме требования; конкурсным управляющим принято решение об их необоснованности, если кредитор не обратился в арбитражный суд с требованием о признании требования; арбитражным судом принято определение об их необоснованности. Сведения о погашении каждого требования вносятся конкурсным управляющим в реестр требований кредиторов. [2.5]
В плане конкурсного управления ОАО «ПСРМЗ» отмечено, что в ходе внешнего управления полностью произведена капитализация и выплата гражданам сумм по возмещению вреда жизни и здоровью (первая очередь); произведены расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лицам, работающим по трудовому договору, в том числе по контракту, и выплата вознаграждения по авторским договорам (вторая очередь); задолженности ОАО «ПСРМЗ» перед кредиторами третьей очереди нет.
Подлежат удовлетворению требования по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды. Список кредиторов четвертой очереди на момент введения конкурсного производства приведен в Приложении №6.
Необходимо отметить, что согласно ст. 110 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» суммы штрафов (пеней) и иных финансовых (экономических) санкций подлежат удовлетворению в составе требований кредиторов пятой очереди. Общая задолженность ОАО «ПСРМЗ» перед кредиторами этой очереди составляет 32550419 руб. (без штрафов и пеней).
А также подлежат удовлетворению требования других кредиторов (пятая очередь). Список кредиторов приведен в Приложении 6. Общая кредиторская задолженность этой очереди составляет 1239950 рублей (без штрафов и пеней).
После завершения расчетов с кредиторами составляется ликвидационный бланк, который утверждается судом.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 195.