Учитывая ст.9 Конституции Российской Федерации земля стала предметом гражданского оборота: «Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности». Право частной собственности на землю регулируется Земельным кодексом и Указом Президента Российской Федерации от 27.10.93 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы России».
В статьей 36 Конституции РФ граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Земельные участки и все, что прочно с ними связано, относятся к недвижимости. Совершение сделок с земельными участками регулируется гражданским законодательством с учетом земельного, лесного, природоохранительного, иного специального законодательства Указа Президента Российской Федерации.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации:
«При первичном предоставлении земельного участка свидетельство выдается соответствующим комитетом по земельным ресурсам и землеустройству по решению местной администрации. При купле-продаже земельных участков и в других случаях перехода права собственности на землю свидетельство выдается указанным комитетом на основании договора купли-продажи (купчей) или иных документов, подтверждающих переход права собственности на землю».
Государственные акты и свидетельства о предоставлении земельных участков в собственность, выданные до вступления в действие настоящего Указа, являются документами постоянного действия, удостоверяющими право собственности, и имеют равную законную силу со свидетельством, предусмотренным Указом Президента.
Граждане, получившие участки в пожизненное наследуемое владение или бессрочное (постоянное) пользование либо взявшие их в аренду, кроме аренды у физических лиц, имеют право на предоставление и выкуп этих участков в собственность в соответствии с действующим законодательством.
Документы, подтверждающие права собственности на земельные участки или права пользования земельными участками, выданные после вступления в силу настоящего Указа органами исполнительной власти и местного самоуправления без регистрации в районном (городском) комитете по земельным ресурсам и землеустройству, являются недействительными.
Вопросы касающиеся порядка предоставления и изъятия земель оговорены в Земельном кодексе. При строительстве объекта порядок предоставления земельного участка следующий:
1. Предприятия, учреждения, организации, заинтересованные в строительстве объекта, обращаются в органы местной администрации, с ходатайством о предварительном согласовании места его размещения, обосновав примерные размеры земельных участков, а также сроки пользования землей.
2. Администрация или по ее поручению местный комитет по земельной реформе и земельным ресурсам обеспечивает выбор земельного участка в натуре (на местности). При выборе участка обязательное участие принимают сельская администрация, собственники земли, землевладельцы, землепользователи, арендаторы, представители соответствующих Государственных служб, предприятий, учреждений и организаций, заинтересованных в отводе земель. При этом учитываются экологические и другие последствия предполагаемого занятия земель, перспективы использования данной территории и ее недр. Результаты работы оформляются актом выбора земельного участка для размещения объекта, а в необходимых случаях и его санитарной (охранной) зоны.
К акту должны прилагаются картографические материалы, расчеты убытков собственников земли, землевладельцев, землепользователей, арендаторов и потерь сельскохозяйственного производства, связанных с изъятием земельного участка, материалы других согласований и экспертиз, проведенных с учетом комплексного развития территории, предусмотренных законодательством РФ.
3. Местная администрация информирует население о возможном (предстоящем) предоставлении земель для размещения объектов, деятельность которых затрагивает его интересы, и выясняют мнение граждан через местные референдумы, собрания, сходы граждан, иные формы непосредственной демократии. Граждане, общественные организации, объединения и органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в рассмотрении вопросов, связанных с изъятием и предоставлением земельных участков, затрагивающих интересы населения.
При предоставлении земельных участков в местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп для целей, не связанных с их хозяйственной деятельностью, проводится Референдум о предоставлении земельных участков под объекты, затрагивающие интересы указанных народов. По его итогам местная администрация принимает соответствующее решение.
4. Предварительное согласование места размещения объекта или его расширения проводится в сроки:
· для объектов, имеющих межрегиональное значение и требующих согласования на федеральном уровне, - до шести месяцев;
· для объектов, несвязанных с производством и переработкой продукции сельского хозяйства и требующих согласования на уровне субъектов Федерации - до трех месяцев;
· для объектов местного значения - до одного месяца.
Все споры, связанные с отчуждением и приобретением земельных участков, а также другие земельные споры рассматриваются в судебном порядке. Решение об отказе может быть обжаловано в исковом порядке в 10-дневный срок.
После утверждения проекта и включения объекта в план строительства предприятие, учреждение, организация обращаются в местную администрацию с ходатайством об изъятии предварительно согласованного земельного участка и предоставлении его для строительства объекта.
Работники предприятий, учреждений и организаций, заинтересованные в получении земельных участков для огородничества, сенокошения и выпаса скота, подают соответствующее заявление местной администрации, а также администрации предприятия, учреждения, организации, которые имеют в своем пользовании сельскохозяйственные угодья. Заявления граждан о предоставлении земельных участков рассматриваются в течении месяца.
Основаниями для отказа в выдаче свидетельства на право собственности на землю являются:
· прямой запрет в законодательных актах Российской Федерации на предоставление земельных участков в собственность;
· наличие на момент обращения с заявлением споров о принадлежности данного земельного участка;
· изменение целевого назначения земельного участка.
Перечень оснований для отказа в выдаче свидетельства на право собственности на землю является исчерпывающим.
В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации изъятие земель у собственника проводится в случаях:
1. В случаях если земельный участок не используется по его назначению (ст.284 ГК);
Дата: 2019-05-28, просмотров: 181.