В феномене профессиональной деформации находит свое отражение фундаментальный принцип психологии - принцип неразрывного единства сознания, личности, деятельности. Профессиональная деятельность формирует личность и накладывает свой отпечаток на ее особенности.
Существует два вида профессиональной деформации - деформация деятельности и деформация личности. Профессионально-деформированную деятельность (в крайнем ее проявлении) можно рассматривать как деятельность, направленную на получение антирезультата.
Здесь мы сталкиваемся не с профессиональной некомпетентностью и непрофессионализмом человека, а с проявлением антипрофессионализма. Это тот случай, когда человек обладает необходимыми профессиональными знаниями, умениями, навыками и опытом, но ориентируется на искаженную систему ценностей. Им движет "антинаправленность", примерами которой может быть эгоцентризм, стяжательство, нонконформизм и т.п. психологические феномены.
Это и нынешний чиновник, мобилизующий весь свой профессионализм на служение собственной выгоде, а не общественному благу. Это и врач, целью которого порой становится не излечение пациента, а своеобразный "бизнес" по распространению дорогостоящих пищевых добавок под видом лечения. Это и учитель, если его ценностью является не личностное развитие и повышение социальной компетентности учеников, а самоутверждение за счет их, вымогательство из родителей и т.д.
Основным психологическим механизмом, определяющим подобную профессиональную деформации, Е.П. Ермолаева называет утрату профессиональной идентичности. Действие указанного психологического механизма проявляется не только в равнодушии к профессиональным обязанностям и нормам, но и в замещении профессиональных ценностей и морали ценностями и целями другой среды - профессиональной или непрофессиональной.
Для обозначения рассматриваемого вида деформации понятие "профессиональный маргинализм".
Признаки профессионального маргинализма: при внешней формальной причастности к профессии - внутренняя непринадлежность к профессиональной этике и ценностям данной сферы профессионального труда, как в плане идентичности самосознания, так и в сфере реального поведения (действие не в рамках профессиональных функций и этики, а под влиянием иных мотивов или целей).
Если рассматриваемые деструктивные процессы получают широкое распространение, и реально действующей социальной нормой становится антинорма (то есть то, что с точки зрения самой профессии как социального призвания, назначения - неадекватно и аморально), можно говорить уже о социальной опасности.
Заключение
Все мы живем в обществе, а общество - это, прежде всего сообщество "делателей" чего-то полезного. И именно производительный труд выступает как основа жизни здорового общества.
Экономическая свобода - это взаимная ответственность друг перед другом, это верность долгу, это терпимость, порядочность, нацеленность на сотрудничество.
Без соблюдения этих элементарных принципов невозможно обрести свободу - в творчестве, в самореализации себя как личности. Невозможно стать профессионалом в высшем смысле этого слова, не имея профессионального мировоззрения, профессиональных идеалов, профессионального достоинства, уважения к своим коллегам.
Профессионализм выступает не только как психологический, но и как своеобразный культурный феномен. Поэтому особое социокультурное значение имеет система образования и подготовки кадров профессионалов. Именно они являются важнейшими компонентами современного общества и обеспечивают перспективу развития, социальное благополучие населения, общественную стабильность.
В связи с изменением структуры занятости населения повышается значимость психологических проблем профессиональной переподготовки и вторичной профессиональной адаптации человека к новым условиям жизни и деятельности.
Для эффективной деятельности в новых условиях человеку при профессиональной подготовке необходимо усилить внимание на развитие адаптивного потенциала человека, формирование профессиональной Я-концепции, обеспечивающей адекватную профессиональную идентификацию.
Список литературы
1. Андреева Г.М. Психология социального познания. - М.: Аспект Пресс, 1997. - 239с.
2. Безносов С.П. Теоретические основы изучения профессиональной деформации личности. - СПб., 1995. - 167 с.
3. Дворцова Е.В. Эффективность деятельности как индикатор вторичной адаптации // Наука и молодежь: Труды региональной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. - Новокузнецк: СибГИУ, 2001. - С.434-435.
4. Дмитриева М.А., Дружилов С.А. Уровни и критерии профессионализма: проблемы формирования современного профессионала // Сибирь. Философия. Образование. - Альманах: СО РАО, ИПК, Новокузнецк, 2000 (выпуск 4). - С.18-30.
5. Дружилов С.А. Психологические проблемы формирования профессионализма и профессиональной культуры специалиста. - Новокузнецк: Изд-во ИПК, 2000. - 127 с.
6. Дружилов С.А. Психология профессионализма: инженерно-психологические аспекты / Учеб. пособие. - Новокузнецк: Изд-во СибГИУ, 2000. - 157 с.
7. Климов Е.А. Основы психологии: Учебник для вузов. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. - 295 с.
8. Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии, 1997, № 4. - С.28-38.
9. Тощенко Ж.Т. Профессиональная некомпетентность как фактор риска жизнеспособности и устойчивости общества // Образование и социальное развитие региона. - Барнаул, 1995, № 3-4. - С.35-37.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 201.