Политика занятости населения является неотъемлемой частью социальной политики государства. Деятельность различных учреждений и организаций по осуществлению политики занятости регламентируется законодательством Российской Федерации.
Разработана программа содействия занятости населения на 1999 г., которая является одним из инструментов активной политики занятости населения и социальной политики в целом, важным механизмом государственного регулирования занятости населения и воздействия на рынок труда на основе программно-целевого подхода. Государство гарантирует в случае утраты заработка или дохода по причине безработицы пособие по безработице.
Пособие по безработице является новым для отечественного законодательства видом социального обеспечения. Его предоставление регулируется следующими нормативными актами: Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 20.04.96 г. № 36-ФЗ; Положением «О порядке регистрации безработных граждан и условиях выплаты пособий по безработице», утвержденным постановлением Правительства РФ от 22.04.97 г. № 458.
Пособие по безработице выплачивается безработным гражданам, зарегистрированным в органах СЗН в целях поиска подходящей работы. Для лиц, признанных безработными, пособие является основным источником средств существования.
С учетом этого пособие по безработице можно определить как выплаты, предоставляемые в течение установленного законом срока лицам, признанным безработными в размере, пропорциональном утраченному заработку. Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным.
Продолжительность выплаты пособия в каждом периоде безработицы не может превышать, как правило, 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев. Гражданам, признанным безработными, пособие по безработице начисляется с первого дня признания их безработными.
В случае не предоставления оплачиваемой подходящей работы по истечении 18 календарных месяцев безработицы безработный приобретает право на повторное получение пособия по безработице в размере минимальной оплаты труда.
Пособие по безработице выплачивается не реже двух раз в месяц при условии прохождения безработным перерегистрации в установленное время, но не реже двух раз в месяц.
Законом о занятости населения органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать и более продолжительные сроки выплаты пособия или предусматривать условия проведения их выплаты за счет средств соответствующих бюджетов.
Гражданам, общий трудовой стаж которых в соответствии с пенсионным законодательством РФ дает право на пенсию по старости (по возрасту), в том числе на досрочную пенсию, но которые не достигли пенсионного возраста, продолжительность периода выплаты пособия по безработице увеличивается сверх установленных 12 месяцев на две календарные недели за каждый год работы, превышающий требуемый стаж. Общий период выплаты пособия по безработице не может превышать 24 календарных месяцев в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев.
Размеры пособий по безработице дифференцируются в зависимости от категорий граждан, признанных безработными:
1-я категория — имеющие стаж работы до наступления безработицы;
2-я категория — не имеющие стажа.
Пособие исчисляется в процентном отношении к среднему заработку за последние 3 месяца работы, если обратившийся за ним гражданин имеет установленный законом (ст. 33 ФЗ о занятости) стаж работы не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (недели) или на условиях неполного рабочего дня (недели) с пересчетом на 26 календарных недель в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы. Гражданам, имеющим указанный стаж работы, а также уволенным с военной службы пособие начисляется:
- в первые 3 месяца безработицы — в размере 75 % от их среднемесячного заработка (денежного довольствия), исчисленного за последние 3 месяца работы (службы);
- в следующие 4 месяца — в размере 60%;
- в дальнейшем — 45%, но во всех случаях не ниже установленного законом минимальной заработной платы и не выше уровня средней заработной платы, сложившейся на территории соответствующего субъекта РФ.
В соответствии с действующим законодательством право на пособие по безработице наряду с гражданами, признанными безработными, имеют также военнослужащие, уволенные без права на пенсию и получающие от Министерства обороны РФ ежемесячно социальное пособие, конечно же, в том случае, если они зарегистрированы органами СЗН населения и признаны безработными. Это право им предоставляется Законом «Об особых гарантиях занятости и социальной поддержки военнослужащих, уволенных без права на пенсию».
В твердой сумме пособие по безработице может быть начислено в следующих случаях:
- гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим), не имеющим специальности (профессии);
- гражданам, стремящимся возобновить свою трудовую деятельность после длительного перерыва (более одного года);
- гражданам, уволенным из организаций по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, но не имевшим в этот период 26 календарных недель оплачиваемой работы.
При наличии у безработного нетрудоспособных иждивенцев размер пособий увеличивается на 1/2 минимального размера оплаты труда на каждого иждивенца. Максимальный размер выплат на иждивенцев не может быть выше полуторократной величины минимальной оплаты труда. Если оба родителя являются безработными, пособие увеличивается каждому из них.
Выплата пособия не производится в следующие периоды:
- временной нетрудоспособности безработного, а также нетрудоспособности, длящейся свыше 30 календарных дней в течение 12-месячного периода безработицы;
- отпуска по беременности и родам и выезда безработного из места постоянного проживания в связи с обучением в вечерних и профессиональных заочных учебных заведениях;
- призыва безработного на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, с исполнением государственных обязанностей.
Указанные периоды не засчитываются в общий период выплаты пособия по безработице и продлевают его.
Выплата пособия может быть приостановлена на срок до 3 месяцев в следующих случаях:
- отказа в период безработицы от двух вариантов подходящей работы;
- увольнения с последнего места работы за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные трудовым законодательством РФ, а также отчисление гражданина, направленного на обучение органами СЗН с места обучения за виновные действия;
- нарушения безработным условий и сроков перерегистрации в качестве безработного.
Приостановка выплаты пособия производится со дня, следующего за днем последней неявки безработного на перерегистрацию, самовольного прекращения гражданином обучения по направлению органов службы занятости.
Следует иметь в виду, что период, в котором приостанавливается выплата пособия по безработице, засчитывается в общий срок выплаты пособия, но не засчитывается в общий трудовой стаж (ОТС).
Преимущественное право на получение материальной помощи должно предоставляться членам семьи, находящимся на иждивении следующих категорий безработных:
- инвалидов;
- одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей;
- женщин, воспитывающих детей дошкольного возраста, детей — инвалидов;
- вынужденных переселенцев;
- женщин, уволенных в течение 12 месяцев, предшествующих дню официального признания их безработными (за исключением уволенных за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные трудовым законодательством) с предприятий по причине сокращения численности или штата работников. По собственному желанию, женщин, впервые ищущих работу, а также стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более года) перерыва — в период отпуска по беременности и родам;
- граждан, впервые ищущих работу, а также стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более года) перерыва — в период временной нетрудоспособности, длящейся более 30 дней.
В исключительных случаях материальная помощь в виде разовых денежных выплат может оказываться безработному в случае смерти члена семьи, совместно проживавшего с ним, а также одному из членов семьи безработного в случае смерти самого безработного.
При необходимости органы СЗН могут оказывать материальную помощь гражданам, направленным ими на профессиональную подготовку, повышение квалификации или переподготовку.
Материальная помощь может оказываться при обязательном и одновременном соблюдении перечисленных условий:
- если средний совокупный доход (с учетом получаемого пособия по безработице и доплат на иждивенцев) на каждого члена семьи, совместно проживающего с безработным, не превышает величины прожиточного минимума;
- утратившего право на получение пособия по безработице в связи с истечением установленного срока его выплаты;
- обязательной перерегистрации в течение первоначального (12-месячного) периода безработицы (за исключением лиц в период временной нетрудоспособности, в том числе находящихся на излечении в стационарах лечебных учреждений), если членам семьи в этот период оказывается материальная помощь;
- и последнее условие — это готовность приступить к работе по истечении первоначального (12-месячного) периода безработицы, включая работу временного характера.
Кроме того, материальная помощь безработным и членам их семей, находящимся на их иждивении, при соблюдении вышеизложенных требований может оказываться в виде следующих дотаций за:
- пользование жильем и коммунальными услугами — если размеры занимаемой безработными и членами их семей жилой площади не превышают (в расчете на одного человека) норм жилой площади, предусмотренной Жилищным кодексом РФ (12 кв. м на человека);
- проезд на общественном транспорте — если время нахождения в пути от места жительства безработного до СЗН превышает величину норматива транспортной доступности, установленного местным органом власти на данной территории;
- пользование услугами здравоохранения — если эти услуги не включены в территориальные программы обязательного медицинского страхования;
- пользование услугами общественного питания — если они не пользуются льготами, предоставляемыми органами социальной защиты.
Для выделения финансовых средств на материальную помощь безработный обращается в органы СЗН по месту жительства с заявлением (установленного образца), в котором указываются: паспортные данные; кому предназначена материальная помощь (непосредственно безработному или члену семьи, находящемуся на его иждивении); номер счета в учреждении банка и полные реквизиты учреждения банка (в случае получения пособия по безработице в учреждении банка).
К заявлению об оказании материальной помощи прилагаются:
- справка с места жительства о членах семьи, совместно проживающих с подателем заявления;
- справка о среднемесячном заработке работающих членов семьи, совместно проживающих с заявителем, исчисленном за последние 3 месяца по последнему месту работы;
- листок временной нетрудоспособности (при необходимости);
- копия свидетельства о смерти (при необходимости);
- счета, иные платежные документы в случае оказания материальной помощи соответствующими предприятиями;
- другие документы, подтверждающие (по мнению заявителя) обоснованность обращения за материальной помощью.
Все выплаты материальной помощи в форме денежных средств производятся органам СЗН в порядке, предусмотренном для выплаты пособий по безработице.
Для социальной защиты детей безработных на основании приказа ФСЗ РФ от 30 апреля 1996 г. № 104 действует «Положение о порядке организации отдыха и оздоровления детей безработных граждан». Данное Положение определяет порядок и условия выделения финансовых средств из ГФЗН РФ гражданам, признанным в установленном порядке безработными, а также гражданам, проходящим подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости, на организацию отдыха и оздоровления детей. Финансовые средства выделяются для оплаты детских путевок в оздоровительные учреждения и лагеря и транспортных расходов, связанных с переездом ребенка к месту отдыха (лечения) и обратно.
Если оба родителя являются безработными, то выделение финансовых средств предусмотрено для одного из них. Если в семье безработного более одного ребенка, органы СЗН могут выделять средства на организацию оздоровления каждого ребенка для оплаты одной путевки в год. При наличии медицинских рекомендаций могут выделяться средства для оплаты нескольких путевок.
Преимущественным правом при выделении средств на организацию отдыха и оздоровление детей пользуются безработные граждане, особо нуждающиеся в социальной защите и испытывающие трудности в поиске работы в соответствии с законодательством о занятости.
Выделение финансовых средств на организацию отдыха и оздоровление детей безработных осуществляется на основе заявления безработного и медицинского заключения (справки) о состоянии здоровья ребенка и рекомендации по его лечению, а также приказа о выделении средств на организацию отдыха и оздоровления ребенка, принятого органами СЗН на основании заявления безработного. Решение должно быть принято в течение 7 дней со дня подачи заявления.
При отсутствии финансовых средств органы СЗН могут обращаться с ходатайством о выделении средств на цели оздоровления детей в вышестоящие по подчиненности органы.
Ответственность за правомерность выделения средств на организацию оздоровления детей безработных возлагается на органы СЗН по месту регистрации безработного.
В соответствии с действующим законодательством гарантии для безработных граждан подразделяются на две группы:
- гарантии в области занятости;
- гарантии в области социальной поддержки.
В области занятости государство гарантирует безработным гражданам:
1. профессиональную бесплатную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости;
2. обеспечение социальной поддержки;
3. компенсацию в соответствии с законодательством РФ материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов службы занятости;
4. бесплатное медицинское обслуживание и медицинское освидетельствование при приеме на работу и направлении на обучение;
5. возможность заключения срочных трудовых договоров (контрактов) на участие в оплачиваемых общественных работах, организуемых с учетом возрастных и иных особенностей граждан.
Закон «О занятости населения в РФ» определяет дополнительные гарантии для отдельных категорий населения.
Гражданам, особо нуждающимся в социальной защите и испытывающим трудности в поисках работы (прежде всего речь идет о лицах с ограниченной трудоспособностью), дополнительные гарантии обеспечиваются на основе разработки и реализации целевых программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, предоставления услуг по профессиональной ориентации, а также путем организации обучения по специальным программам.
Квота для приема на работу инвалидов устанавливается в соответствии с ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ».
Гражданам, высвобождаемым из организаций в связи с сокращением численности или штата, в соответствии с заключенными коллективными договорами (соглашениями) гарантируется после увольнения сохранение очереди на получение жилья (улучшение жилищных условий) по прежнему месту работы, а также возможность пользоваться лечебными учреждениями, а их детям — дошкольными детскими учреждениями на равных условиях с гражданами, работающими в данной организации. В качестве дополнительной гарантии для жен (мужей) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, при прочих равных условиях предусмотрено преимущественное право поступления на работу на государственные и муниципальные предприятия.
Под общественными работами понимаются общедоступные виды трудовой деятельности, как правило, не требующие профессиональной предварительной подготовки работников, имеющие социально полезную направленность и организуемые для обеспечения временной, занятости граждан, ищущих работу.
Общественные работы организуются органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления с привлечением заинтересованных организаций по предложению и при участии органов службы занятости в целях поддержки трудоустройством особо нуждающихся в социальной защите граждан. Общественные работы организуются исходя из ситуации на рынке труда и уровня безработицы на каждой территории с учетом количества трудоспособного населения и необходимости и целесообразности организации таких работ.
В целях повышения статуса общественных работ с учетом их социальной значимости в создании временных рабочих мест Правительство РФ разработало «Положение об организации общественных работ» от 14.07.1997 г. № 875. Необходимость разработки и утверждения этого Положения обусловлена вступлением в силу Федерального закона от 20 апреля 1996 г. № 36-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О занятости населения в Российской Федерации"» и постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 г. № 928 «О плане мероприятий по реализации Комплексной программы мер по созданию и сохранению рабочих мест на 1996—2000 годы».
Положение, утвержденное Правительством РФ, определяет общий порядок организации общественных работ для граждан, обращающихся в органы государственной службы занятости населения.
Общественные работы организуются для реализации следующих целей:
- удовлетворение потребностей субъектов территорий и организаций в выполнении работ, носящих временный и сезонный характер и работ по выполнению федеральных целевых и региональных программ социально-экономического развития;
- предоставление гражданам материальной поддержки в виде временного заработка;
- приобщение к трудовой деятельности лиц, впервые ищущих работу и не имеющих профессии (специальности), в том числе молодежи, вступающей в трудоспособный возраст;
- сохранение мотивации к труду у лиц, имеющих длительный перерыв в работе;
- трудовая реабилитация лиц, имеющих длительный (более одного года) перерыв в профессиональной деятельности.
Общественные работы могут быть организованы для выполнения подсобных, вспомогательных и других неквалифицированных работ по следующим направлениям:
- уход за престарелыми и инвалидами, помощь в обслуживании больных и обслуживании детей в период каникул; сезонная помощь при проведении сельскохозяйственных работ и заготовок сельхозпродукции; подсобные работы на предприятиях перерабатывающего комплекса, плодоовощных базах;
- уборка территорий городов, населенных пунктов, промышленных предприятий;
- строительство дорог, прокладка водопроводных, газовых, канализационных и других коммуникаций;
- проведение мелиоративных (ирригационных) работ, работ в лесном хозяйстве;
- участие в строительстве жилья и реконструкции жилищного фонда, а также объектов социально-культурного назначения;
- восстановление историко-архитектурных памятников, комплексов, заповедных зон;
- сезонная помощь в обслуживании пассажирского транспорта и организаций почты и связи;
- помощь организациям жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания населения;
- сезонная помощь местным органам в обслуживании санаторно-культурных зон; озеленение и благоустройство территорий, развитие лесопаркового хозяйства, зон отдыха и туризма;
- экологическое оздоровление регионов, рекультивация земель;
- обслуживание систем вторичного использования отходов;
- подсобные работы в организациях перерабатывающего комплекса промышленности и торговли;
- помощь в организации масштабных мероприятий культурного назначения (спортивных соревнований, фестивалей, сооружение детских спортивных площадок, обслуживание отдыха детей в период каникул и т.д.).
Организация общественных работ предусматривает применение гибких форм организации труда и режимов неполного рабочего времени, создание на предприятиях специальных видов работ для отдельных категорий населения, особо нуждающихся в социальной защите, организация центров трудовой адаптации молодежи на базе общеобразовательных школ, специальных учебных заведений, межшкольных трудовых комбинатов.
Преимущественным правом на участие в общественных работах пользуются безработные граждане, зарегистрированные в органах службы занятости, не получающие по различным причинам пособия по безработице, состоящие на учете в органах службы занятости свыше 6 месяцев, а также работники, высвобождающиеся в результате реорганизации предприятий, и т.д.
Основанием для приема на работу является направление на участие в общественных работах, выданное органами государственной службы занятости. Выдавая направление на общественные работы, СЗН обязана предоставлять полную информацию об условиях, зарплате, возможности дополнительных льгот и выплат. За полноту и достоверность информации органы СЗН несут ответственность. Услуги по направлению граждан на общественные работы оказываются органами ГСЗН бесплатно.
Участие граждан в общественных работах допускается только с их согласия. По желанию граждан, проходящих обучение по направлению органов ГСЗН, они также могут привлекаться к общественным работам в свободное от учебы время.
Органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления совместно с органами СЗН могут признавать отдельные виды общественных работ, имеющих первоочередное социальное значение для региона, подходящими для лиц, впервые ищущих работу, и лиц, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва.
На граждан, занятых на общественных работах, распространяется законодательство РФ о труде и социальном страховании.
При направлении на определенные виды общественных работ может понадобиться прохождение медицинского осмотра в соответствии с установленным порядком.
Следует помнить, что к общественным работам не относятся виды деятельности, связанные с необходимостью ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с действующим законодательством о занятости безработному гражданину, направленному на оплачиваемые временные общественные работы, прекращается выплата пособий по безработице, и он снимается с учета в качестве безработного со дня заключения срочного трудового договора, т. е. с момента фактического трудоустройства. В случаях, когда безработный гражданин заключил договор с работодателем на участие в общественных работах сроком менее месяца, он не снимается с учета в органах СЗН в качестве безработного.
Гражданин, завершивший участие в общественных работах и вновь обратившийся в органы СЗН для постановки на учет, признается безработным в установленном порядке. При этом общественные работы считаются последним местом работы и включаются в ОТС в соответствии с записью в трудовой книжке, но при подборе подходящей работы не учитываются.
При организации общественных работ органы исполнительной власти и местного самоуправления при участии органов СЗН разрабатывают программы развития временной занятости, в рамках которых формируется система организации временных рабочих мест на базе общественных работ. В программах предусматриваются мероприятия по обеспечению организации общественных работ по приоритетным направлениям, их объемы и виды, включая виды работ для отдельных категорий населения, особо нуждавшихся в социальной защите, использование гибких форм организации труда и режимов неполного рабочего времени. Для подготовки программ временной занятости органы СЗН обязываются выявлять спрос и предложение на участие в общественных работах, собирать информацию о возможности их организации на предприятиях региона, информировать население о порядке и условиях проведения общественных работ.
Основным источником финансирования общественных работ являются средства заинтересованных предприятий. Средства местного бюджета привлекаются для финансирования общественных работ в объемах, определяемых программами и планами социально-экономического развития территорий.
Возможно содействие трудоустройству в другой местности. Для реализации этих задач Министерство труда и социального развития России разработало «Положение о порядке оказания гражданам содействия в трудоустройстве в другой местности».
Указанное Положение дает людям возможность трудоустроиться на новом месте жительства. Службам занятости для этого предстоит расширить информационное поле относительно числа и качественной структуры вакансий, наладить контакты с работодателями различных форм собственности, а также с негосударственными службами содействия трудоустройству, создать общероссийский банк вакансий. Если службе занятости удастся решить эту проблему, то разработанное Положение об оказании содействия в трудоустройстве в другой местности поможет осуществлению структурных сдвигов в экономике.
Работодатели должны сообщать в службу занятости о вакансиях, в действительности они предпочитают заполнять их самостоятельно, не прибегая к услугам центров занятости. Исключение составляет лишь информация о не престижных и мало оплачиваемых рабочих местах. Руководители преуспевающих, в основном негосударственных, предприятий вообще не обращаются в службы занятости. Более того, даже если предприятие сообщает о вакансиях, это вовсе не означает, что они будут заполнены теми, кто направлен службой занятости. Многим безработным, обратившимся на предприятия по рекомендации служб занятости, было отказано в трудоустройстве в связи с тем, что вакансии на момент обращения уже были заняты.
Многие квалифицированные работники предпочитают самостоятельно заниматься поиском работы, чем обращаться в центр занятости. Хотя при этом в ряде мест при наличии вакансий отмечалась нехватка людей.
В целях ознакомления граждан с информацией о возможности трудоустройства в другой местности, ЦЗН должен быть организован свободный доступ к информации о наличии вакансий и свободных рабочих мест в организациях, расположенных в другой местности, а также о характере, режиме, условиях труда и льготах, предоставляемых работникам этих организаций: сведения о возможности обеспечения граждан жильем по месту работы в другой местности, адреса и телефоны агентств по найму жилья и других организаций, которые могут оказать содействие по данному вопросу.
Граждане, получив информацию, могут самостоятельно решать вопросы трудоустройства путем прямого обращения к работодателям или через работников ЦЗН.
Безработным гражданам может быть предложено трудоустройство в другой местности в следующих случаях:
- для трудоустройства на условиях срочного трудового договора (контракта) на срок не более 5 лет или на время выполнения определенной работы (временные, сезонные работы, работы вахтовым методом) при отсутствии предложений подходящей работы по месту жительства;
- для трудоустройства на условиях трудового договора, заключаемого на неопределенный срок (постоянная работа);
- в рамках реализации федеральных и региональных программ по переселению граждан из данной местности в другие регионы (например, в связи с закрытием градообразующих предприятий);
- при отсутствии предложений подходящей работы после окончания первоначального (12-месячного) периода безработицы.
Преимущественным правом для направления на работу в другую местность пользуются безработные, уволенные из организаций в связи с их ликвидацией, осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата, и безработные, состоящие на учете более 18 месяцев. Трудоустройство в другой местности осуществляется только по согласию безработного на переезд. Для решения вопросов прохождения собеседования и ознакомления с условиями труда безработные граждане направляются за счет средств ЦЗН. Это делается в том случае, если гражданин приглашается на собеседование в организацию, располагающуюся в другой местности. ЦЗН оплачивает расходы, связанные с прохождением медицинского осмотра, необходимого при приеме на работу.
Период, необходимый для переезда и обустройства на новом месте, входит в трудовой стаж, но он не должен превышать одного месяца с учетом удаленности нового места жительства, его транспортной доступности, сроков отъезда к новому месту жительства и времени нахождения в пути.
Материальные затраты на переезд безработного, компенсируемые СЗН, включают расходы на транспорт, суточные расходы и стоимость перевозки личного имущества (до 1000 кг). Могут быть возмещены и расходы на переезд членов семьи безработного, находящихся на его иждивении.
Региональные службы занятости должны осуществлять контроль реализации мероприятий по содействию граждан в трудоустройстве в другой местности и анализ результатов реализации программ и их эффективности.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 202.