Права, обязанности и ответственность сторон по договору          перевозки пассажира                                                                            13
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Права, обязанности и ответственность сторон по договору          перевозки пассажира                                                                            13

4 Содержание договора перевозки пассажира                                      23

5 Защита прав пассажиров                                                                      26

Заключение                                                                                            33

Список использованных нормативных актов                                    34

Список использованных материалов практики                                 35

Список использованной литературы                                                  36

                                                                                         

 

Введение

Перевозка пассажиров занимает значительное место в деятельности транспортных организаций. Для обеспечения все возврастающих потребностей в пассажирских перевозках и повышения качества их организации в последние годы значительно обновлен и пополнен подвижной состав железнодорожного, автомобильного, воздушного, водного транспорта, совершенствуются путевые и другие устройства. На некоторых железнодорожных и судоходных линиях, а также на некоторых видах транспорта в целом (например, на воздушном) объем пассажирских перевозок больше, чем грузовых, и это определяет общий характер эксплуатационной работы.

Отношения потребителей и производителей в современном обществе ризвиваются в условиях бурного роста объема, разнообразия номенклатуры и технической сложности продукции, работ и услуг. Общественное признание и всеобщее понимание первоочередности решения проблем обеспечения различных прав человека стали одним из достижений современной цивилизации. Это привело к возникновению правового института защиты прав потребителя.

Услугополучателями в договоре перевозки пассажира являются лишь граждане. Это обстоятельство обусловило правомерность применения в обязательствах, возникающих из перевозки пассажиров, не только транспортного законодательства, но и Закона о защите прав потребителей, что расширяет возможности пассажира при защите его прав и законных интересов. Положения Закона о защите прав потребителей учитываются и при разработке транспортного законодательства.

В данной работе я постараюсь как можно шире проанализировать договор перевозки пассажира и более подробно остановлюсь на правах пассажира и ответственности перевозчика.

В курсовой работе использованы аналитический и сравнительно-правовой методы исследования.

 

Договор перевозки пассажира

2.1 Правовое содержание понятий перевозка и пассажир

Прежде всего следует выяснить правовое содержание понятий перевозка и пассажир. Для различных правовых ситуаций это содержание не является постоянным.

Термин перевозка используется как в транспортном, так и в правовом контексте. В первом случае перевозка – это техническое и технологическое действие по перемещению в пространстве пассажира (либо груза) с использованием транспортного средства. Во втором случае перевозка – это особые договорные отношения, регулируемые гражданским законодательством. Перевозки пассажиров можно разделить на три типа:

· перевозки пассажиров, выполняемые в порядке предоставления возмездных и безвозмездных услуг. Примерами таких услуг являются коммерческие перевозки пассажиров автобусами, таксомоторами, железнодорожным подвижным составом, судами и воздушными судами. Сюда же следует отнести и бесплатную перевозку ветеранов на организованное для них юбилейное мероприятие, поскольку в данном случае ветераны полячают от организатора или перевозчика услугу в порядке осуществления безвоздмездного договора;

· перевозки пассажиров, выполняемые в процессе деятельности различных организаций и органов управления, но не являющиеся услугами по перевозке в правовом понимании. Такие перевозки называют служебно-технологическими. К ним относятся: перевозки работников организаций и органов управления на служебных автомобилях; перевозки рабочих к месту работы без взимания провозной платы. Если за подобные перевозки взимается плата (например, путем удержания некой суммы из заработной платы работника), то налицо оказание услуг по перевозке пассажиров;

· перевозки пассажиров, осуществляемые гражданами в быту при использовании принадлежащих им, доверенных им или арендованных ими транспортных средств. К таким перевозкам относятся поездки членов семьи и (или) родственников, знакомых и т. д. Главные правовые признаки таких перевозок пассажиров – отсутствие коммерческой основы и удовлетворение личных интересов.

В зависимости от того, какая именно перевозка имела место, будет наступать определенная ответственность перевозчика (водителя) за вред, причиненный пассажиру, его ручной клади и багажу при перевозке.

В свою очередь, пассажир также может рассматриваться в технологическом и правовом аспектах. В первом случае пассажир является объектом перевозки, «живым предметом». Во втором случае пассажир будет участником многообразных правоотношений, возникающих у него с перевозчиком. Такие отношения могут иметь различные последствия и регулируются гражданским, административным, уголовным, трудовым и транспортным законодательством. В частности, достаточно сложные отношения возникают в случае муниципальных перевозок на городском транспорте. Участниками таких отношений становятся три стороны: пассажир; перевозчик; орган местного самоуправления или орган государственного управления субъекта федерации, как заказчик муниципальных перевозок.

При оказании услуг под пассажиром понимают физическое лицо, являющееся непосредственным получателем данной услуги по перевозке. Находящиеся в транспортном средстве члены экипажа, кондукторы и лица, осуществляющие линейный контроль за перевозками, к пассажирам в этом случае не относятся. Они, как говорится, «при исполнении».

Для возникновения некоторых прав у получателя услуги важно, чтобы он выполнил свои обязательства перед перевозчиком. Например, в городском автобусном сообщении действует правило, согласно которому пассажир обязан оплатить свой проезд до следующего после посадки в автобус остановочного пункта. Воспользовавшийся городским автобусом человек получает права пассажира авансом в момент посадки в автобус и располагает такими авансированными правами до прибытия на очередной остановочный пункт. После оплаты проезда получатель услуги утверждается в правах пассажира. Если же получатель услуги несвоевременно оплатит свой проезд, то до момента исправления этого нарушения он утратит права пассажира как получателя услуг. Такой нарушитель сможет при возникновении спорных ситуаций требовать только возмещения вреда, причиненного ему транспортным средством, как источником повышенной опасности. Не оплативший проезд человек по сути своих действий совершает неправомерное пользование оказываемой услугой. Отметим, что нарушители ни в каком случае не освобождаются от установленных обязанностей пассажира.

Иная ситуация возникает при транспортных происшествиях, когда к пассажирам относят всех лиц, которые в момент происшествия находились в транспортном средстве, но не осуществляли функций по управлению этим транспортным средством. Поэтому в данном случае подменный водитель, кондуктор и контролеры имеют статус пассажира.

При выполнении перевозок пассажиров без оказания услуг все лица, кроме водителя, находившиеся в транспортном средстве, рассматриваются как пассажиры в смысле законодательства по безопасности дорожного движения. Меры по защите прав потребителя в отношении таких пассажиров не действуют, поскольку нет факта оказания услуг в смысле гражданского законодательства и соответствующие пассажиры не могут быть отнесены к числу потребителей в соответствии с федеральным законом «О защите прав потребителей». Однако в отношении таких пассажиров действуют нормы главы 59 ГК «Обязательства вследствие причинения вреда».

К перевозкам пассажиров условно относят также перевозку ручной клади (вещей при пассажире), багажа и грузобагажа. Правила отнесения вещей к указанным категориям установленны дифференцированно по видам транспорта[3]

 

 

Содержание договора перевозки пассажиров

Условия, на которых достигнуто соглашение сторон, составляют содержание договора. Существенными условиями любого договора являются его предмет; те условия, которые являются обязательными в силу закона, а так же те условия, которые признаны обязательными по соглашению сторон. Существенными признаются условия, которые необходимы и достаточны для заключения договора. Для того чтобы договор считался заключенным, необходимо согласовать все его существенные условия. Договор не будет заключен до тех пор, пока не будет согласованно хотя бы одно из его существенных условий. Поэтому важно четко определить, какие условия для данного договора являются существенными.[13]

Существенными условиями договора перевозки пассажира являются: провозная плата; провоз багажа (если он перевозится); пункт отправления и назначения; время начала и окончания поездки; льготы при поездке; иные условия, предусмотренные транспортными кодексами.[14]

Документом, оформляющим договор пассажирской перевозки, является проездной билет. Билет удостоверяет заключение договора и внесение пассажиром проездной платы.

В проездном билете перечислены все основные условия договора перевозки пассажира: цена, время отправления, срок годности и т. п. Билеты на всех видах транспорта, кроме воздушного и железнодорожного, выдаются без указания имени пассажира. Однако это обстоятельство не дает права считать билет ценной бумагой на предъявителя, т. е. бумагой, обладание которой дает право требования того, что составляет ее содержание.

Предмет договора перевозки – перевозка пассажира, его багажа и ручной клади туда, куда хочет пассажир и куда есть возможность доставить его у перевозчика.

Существенным условием договора перевозки пассажиров и багажа является так же его срок, поскольку проездной билет, на основании которого удостоверяются права пассажира является срочным документом. Пассажир, предъявивший в поезде проездной документ (билет), срок действия которого истек или в котором указаны фамилия или номер документа, удостоверяющего личность, не соответствующие фамилии или номеру, указанным в документе, удостоверяющем личность пассажира, считается безбилетным.

Цена договора так же будет являться существенным условием, поскольку без уплаты проездной цены договор не будет считаться заключенным.

Провозная плата, будучи ценой договора, на транспорте общего пользо­вания определяется тарифами, а в остальных случаях — соглашением сто­рон (ст. 790 ГК). Тарифы на перевозки устанавливаются федеральными и ме­стными (для городского и пригородного транспорта) органами исполнитель­ной власти. Тарифы зависят от вида перевозки, ее расстояния, рода (типа) перевозочных средств и категории (класса) занимаемого в них места. Суще­ствуют общие и льготные тарифы для некоторых пассажиров. В установлен­ных законом случаях пассажир вообще может быть освобожден от внесения провозной платы (пенсионеры в городском транспорте и др.). Понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета. Провозная плата вносится при заклю­чении договора. Исключение составляют перевозки в немаршрутных таксо­моторах, расчеты за перевозку в которых производятся после ее завершения.

В соответствии с договором перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в определенное место, а пассажир обязуется уплатить перевозчику провозную плату. Это два основных условия заключаемого договора. Вместе с тем следует отметить, что есть еще одно важное условие, которое следовало бы включить в определение понятия договора перевозки пассажира. Это срок доставки пассажира к месту назначения.

Срок доставки пассажира к месту назначения (а также своевременная отправка пассажира) является одним из основных условий договора перевозки пассажира. Если раньше перевозочная техника не была достаточно совершенна и в связи с этим претензии подобного рода к перевозчику были бы не уместны, то сейчас, когда транспорт постоянно пополняется современной перевозочной техникой , сроки доставки пассажиров должны соблюдаться. И это нашло отражение в законодательстве, регулирующем транспортные отношения.[15]

Защита прав пассажиров

В отличие от перевозки груза ГК не установил новых правил, касающихся претензий и исков по перевозкам пассажира и багажа. В новых уставах и кодексах предъяв­ление претензии перевозчику рассматривается как право, а не как обязан­ность пассажира (ст. 136 ТУЖД, ст. 124 ВК). Соответственно независимо от предъявления претензии (но не ранее сроков, установленных для ее рассмотрения) пассажир вправе заявить перевозчику иск. В этом случае срок исковой давности по всем требованиям участников обязательства по перевозке пас­сажира и багажа также составляет один год с момента наступления события послужившего основанием для предъявления иска (в договоре морской пе­ревозки пассажира в заграничном сообщении – два года).

В ранее принятых транспортных уставах и кодексах обязательный претензионный порядок распространяется и на перевозку пассажира и багажа. Претензионные сроки те же, что и в отношении претензий по грузам: 45 дней для требований, связанных с уплатой штрафов, и 6 месяцев во всех осталь­ных случаях (ст. 224 УВВТ, ст. 163 УАТ). Если претензия отклонена пере­возчиком или ответ на нее в установленные сроки не получен, пассажир вправе обратиться в суд. В сохраняющих силу уставах Союза ССР и РСФСР предусмотрен двухмесячный срок исковой давности по требованиям пассажира к перевозчику, в то время как для ис­ков перевозчика к пассажиру отведен шестимесячный срок. Эти правила воспроизводят отмененную ст. 384 ГК РСФСР 1964 г. Неадекватность такого подхода тем более оче­видна, что в ТУЖД и КТМ срок исковой давности для всех требований из договора пере­возки (и грузовой, и пассажирско-багажной) составляет один год. По всей видимости она будет устраняться по мере обновления транспортного законодательства.

 К  железным дорогам в 2000 г. было предъявлено 147 исков о защите прав потребителей, вытекающих из перевозки пассажиров и багажа, на сумму 6,4 тыс. руб., из которых было рассмотрено 58 исков на сумму более 4 млн. руб., из них удовлетворено 28 на сумму 599,1 тыс. руб., отказано и прекращено 30 исков на сумму 3,5 млн. рублей.
МПС России в 2000 г. было привлечено в качестве ответчика по 15 искам о защите прав потребителей, вытекающим из перевозки пассажиров и багажа. Однако в исках к МПС России было отказано, так как МПС России является федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта и не оказывает услуги по договору перевозки.
В целях защиты прав потребителей большое внимание уделяется вопросам повышения безопасности движения на железных дорогах.
На протяжении ряда лет МПС России и МВД России на постоянной основе осуществляют комплекс совместных мер по обеспечению безопасного функционирования железнодорожного транспорта, регламентируемых приказом от 03.08.98 № 17Ц/431. Сопровождение пассажирских поездов нарядами транспортной милиции, патрулирование на железнодорожных станциях и вокзалах способствовали сокращению преступлений против жизни, здоровья и собственности пассажиров.
Все претензии, возникшие в связи с осуществлением перевозок пассажиров и багажа, в соответствии со ст. 137 Транспортного устава железных дорог Российской Федерации могут быть предъявлены к железным дорогам отправления или назначения поезда по усмотрению заявителя. Со своей стороны МПС России принимает все необходимые меры по рассмотрению и удовлетворению претензий потребителей услуг железнодорожного, воздушного, водного транспорта, если они являются обоснованными.
Для обеспечения безопасности движения пассажирских и грузовых поездов и предупреждения аварийности, а также предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте МПС России взаимодействует с МЧС России, а также с подразделениями других федеральных органов исполнительской власти.[16]

Одной из главных проблем, с которыми сталкивается авиапассажир, является возможная задержка рейса или изменение маршрута полета (вы летите в Москву, а самолет сажают в Санкт-Петербурге).

Если рейс задержали на несколько часов или суток, вам следует навести справки о причине невылета. Перевозчик имеет право без предупреждения отменить, задержать или перенести вылет самолета, изменить маршрут или пункт посадки в следующих случаях:

· стихийные бедствия, неблагоприятные погодные условия в аэропортах отправления, назначения или по маршруту следования;

· требования гос.органов, которые преследуют цель обеспечить безопасность пассажиров (например, если вы оказались в одном самолете с террористом);

· других причин, могущих повлиять на безопасность полетов.

Но если причиной невылета послужила нерасторопность службы снабжения авиакомпании, которая вовремя не закупила топливо; если компания ждет в течение суток, когда же соберется народ, чтобы полностью загрузить салон самолета, то вы имеете права требовать очень многого. В соответствии с договором авиаперевозки пассажир имеет право на своевременную доставку в пункт назначения, а отношения пассажира и авиапредприятия подпадают под действие Закона «О защите прав потребителя».

Итак, в случае задержки рейса вы можете требовать:

· предоставления гостиницы на время ожидания рейса;

· бесплатного транспорта до гостиницы и обратно;

· компенсации разумных расходов за время ожидания вылета (затрат на питание, телефонных переговоров с домом и т.п.).

Вы можете либо требовать всего перечисленного выше от представителя компании, либо пойти более простым путем. Узнав причину невылета и признав ее неуважительной, спокойно садитесь в автобус и поезжайте в гостиницу (не забудьте сохранить билет автобусный билет). Размещайтесь в гостинице, ужинайте с ресторане, говорите с домом по телефону, но не забудьте сохранить счета за проживание, за ужин и за телефонные разговор.

По прилете в аэропорт назначения сделайте на билете отметку, что приземлились во столько-то такого-то числа. После этого обращайтесь в авиакомпанию с письменной претензией, в которой требуйте на основании закона "О защите прав потребителей" возместить ваши расходы (которые в данном случае можно рассматривать как ваши прямые убытки), а также по желанию потребовать уплату неустойки за нарушение сроков предоставления услуги и возмещения морального вреда, если, по вашему мнению, такой был вам причинен .

Первые дела против Аэрофлота и других авиакомпаний, задержавших рейс, были выиграны еще в 1994 г. В настоящее время существует довольно большая судебная практика по подобным делам.

Однако помните о главном: вы не специалист, и если вы почувствуете, что сами не сможете справиться с авиакомпанией, обратитесь к юристу. Это тем более надо сделать, если вы летели международным авиарейсом. дело в том, что права пассажиров международных авиарейсов регулируются не только российским законодательством, но и международными договорами. Так что помощь юриста в случае конфликта с международными рейсами понадобится обязательно.[17]

Защита прав некурящих пассажиров поддержана законодательством.
ОАО "Аэрофлот" приветствует принятие Федерального закона "Об ограничении курения табака". Теперь меры авиакомпании, направленные на запрет курения на борту и защиту прав некурящих пассажиров поддержаны соответствующим законодательным актом. Аэрофлот еще в прошлом году объявил полный запрет на курение на большинстве своих рейсов, а на дальних маршрутах установил жесткое выполнение правил курения в строго отведенных местах. Подавляющее большинство пассажиров с одобрением отнеслись к инициативам Аэрофлота, оберегающим их здоровье и улучшающим условия полетов. Однако до настоящего времени не существовало нормативных актов, на основании которых можно было привлекать к ответственности пассажиров, грубо нарушающих правила полетов и общепринятые стандарты поведения пассажиров на борту во время полета. Примером этому может служить инцидент, произошедший 11 января на борту самолета Ил-96-300, следовавшего рейсом Бангкок - Москва (SU 552). Четверо пассажиров - граждан России в состоянии сильного алкогольного опьянения курили в неположенном месте, нарушали нормы поведения на борту воздушного судна и оскорбляли своими действиями окружающих их пассажиров, не реагируя на замечания бортпроводников и командира экипажа. Более того, один из нарушителей, потеряв над собой контроль, сломал дверь туалетной комнаты. На борту воздушного судна сложилась ситуация, неприемлемая для других пассажиров. Командир воздушного судна был поставлен перед выбором: продолжить полет до Москвы или совершить вынужденную посадку в одном из промежуточных иностранных аэропортов для передачи правонарушителей местным властям. В этом случае всем четырем "разбушевавшимся" пассажирам неминуемо грозили бы значительные сроки заключения и денежные штрафы. Командир принял решение, используя возможности экипажа, нормализовать обстановку и лететь по маршруту, предупредив о нарушителях наземные службы Шереметьево. Об этом говорится в пресс-релизе авиакомпании.

Полет был завершен в Москве, самолет встречен сотрудниками ЛУВД сразу по прилету, хулиганы переданы в руки правоохранительных органов. Им грозит наказание по статье 158 УК РФ.[18]

Пока нет утвержденных на федеральном уровне правил междугородных автобусных перевозок, защита пассажиров остается проблематичной.

Первое и самое очевидное – обилие безбилетников в салоне. И раньше водители подбирали их на трассе – двух-трех, максимум пятерых за рейс. Теперь из-за резкого сокращения рейсов уже в начальном пункте таких набивается в автобусе до 20, а в предпраздничные дни – и до 40 человек. Они напрочь "забивают" проходы между креслами и едут стоя до конечной остановки.

"Загрузка" безбилетников в салон происходит следующим образом. После проверки контролером билетов у пассажиров на автовокзале автобус отъезжает на 200 -300 метров и останавливается. Здесь его уже поджидает толпа безбилетников.

Почему при этом "нормально" оплатившие поездку пассажиры должны терпеть тесноту и прочие неудобства? Как быть с элементарными требованиями безопасности? Эти вопросы, похоже, никого не волнуют.

Отдельный разговор о багаже. Есть норма по весу, которую пассажир может провезти бесплатно. На практике все иначе. Багаж никто не взвешивает, и его можно пронести в салон сколько угодно. Но если пожелаешь поместить вещи в багажный отсек, то с тебя, как правило, требуют доплаты (можно через кассу, а можно и в руки водителю). Причем независимо от того, укладывается твой багаж в бесплатную норму или нет. В результате все предпочитают свои сумки и баулы пронести в салон. Их накапливается в проходе столько, что выйти из автобуса спокойно просто невозможно. Опять и дискомфорт, и нарушение требований безопасности. Впрочем, в таких условиях мечтать о комфорте даже как-то неудобно. Многие кресла в наших автобусах уже давным-давно не откидываются или не фиксируются. Про индивидуальную подсветку, воздушный обдув мы уже давно забыли. Летом в автобусе душно, зимой - холодно.

В общем, у пассажиров, пользующихся услугами междугородных автобусов, постоянно возникает множество трудноразрешимых проблем, которые они выносят с достойной уважения терпеливостью. А что делать? Конечно, можно предъявить претензии к организаторам таких маршрутов "на выносливость и непритязательность". Ведь существует основной Закон "О защите прав потребителей" – закон прямого действия. Но из-за отсутствия специальных правил, нормативно регулирующих требования к качеству пассажирских услуг и обслуживания, разрешение такого конфликта в суде усложнится. Да и определенный судом размер возмещения морального ущерба вряд ли оправдает затраченные усилия.

Но вот если появятся соответствующие правила в развитие и дополнение основного потребительского закона, пассажир будет чувствовать себя куда увереннее. Да и организаторы маршрутов, и водители автобусов, уверен, сто раз подумают, прежде чем их нарушить.[19]

 







Заключение

 

Таким образом, на основании изложенного материала в курсовой работе можно сделать следующие вывовы:

1. Перевозки пассажиров на различных видах транспорта регулируются ГК РФ, соответствующими кодексами и уставами, а также целым рядом Правил перевозок пассажиров и багажа, которые действуют на всех видах транспорта.

2. Пассажиры не всегда понимают, что вступают именно в «договор», так что по большей части ответственность для перевозчика наступает очень редко.

3. По своей сути договор перевозки пассажира является консенсуальным, взаимным, срочным и возмездным.

4. В проездном билете перечислены все основные условия договора перевозки пассажира: цена, время отправления, срок годности и т. п.

5. Основанием для возникновения прав и обязанностей сторон является покупка гражданином билета.

6. Защита прав пассажиров осуществляется на основе закона о защите прав потребителей

Закон о защите прав потребителей подробно регламентирует права потребителя, устанавливает нормы их реализации и ответственность исполнителя. Этот закон является одним из наиболее действенных российских нормативно-правовых актов. Ежегодно потребителями в судах выигрываются тысячи дел по искам, предъявленным к бракоделам. Значительная часть таких дел имеет отношение к работе транспортных организаций.

 Поэтому, можно сказать, что закон о защите прав потребителей является главной опорой защиты прав пассажира, но многие граждане-потребители транспортных услуг пока не знают своих прав и вследствие этого многие неправомерные действия перевозчиков остаются без наказанными.

 

Список использованной литературы

Права, обязанности и ответственность сторон по договору          перевозки пассажира                                                                            13

4 Содержание договора перевозки пассажира                                      23

5 Защита прав пассажиров                                                                      26

Заключение                                                                                            33

Список использованных нормативных актов                                    34

Список использованных материалов практики                                 35

Список использованной литературы                                                  36

                                                                                         

 

Введение

Перевозка пассажиров занимает значительное место в деятельности транспортных организаций. Для обеспечения все возврастающих потребностей в пассажирских перевозках и повышения качества их организации в последние годы значительно обновлен и пополнен подвижной состав железнодорожного, автомобильного, воздушного, водного транспорта, совершенствуются путевые и другие устройства. На некоторых железнодорожных и судоходных линиях, а также на некоторых видах транспорта в целом (например, на воздушном) объем пассажирских перевозок больше, чем грузовых, и это определяет общий характер эксплуатационной работы.

Отношения потребителей и производителей в современном обществе ризвиваются в условиях бурного роста объема, разнообразия номенклатуры и технической сложности продукции, работ и услуг. Общественное признание и всеобщее понимание первоочередности решения проблем обеспечения различных прав человека стали одним из достижений современной цивилизации. Это привело к возникновению правового института защиты прав потребителя.

Услугополучателями в договоре перевозки пассажира являются лишь граждане. Это обстоятельство обусловило правомерность применения в обязательствах, возникающих из перевозки пассажиров, не только транспортного законодательства, но и Закона о защите прав потребителей, что расширяет возможности пассажира при защите его прав и законных интересов. Положения Закона о защите прав потребителей учитываются и при разработке транспортного законодательства.

В данной работе я постараюсь как можно шире проанализировать договор перевозки пассажира и более подробно остановлюсь на правах пассажира и ответственности перевозчика.

В курсовой работе использованы аналитический и сравнительно-правовой методы исследования.

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 152.