Казанские мотивы в творчестве писателя
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Первое выступление Толстого в печати состоялось в 1852 году: в Некрасовском «Современнике» вышла повесть «Детство» под заголовком «История моего детства». Это было началом осуществления творческого замысла писателя о создании романа о четырех эпохах развития: детства, отрочества, юности и молодости. В результате из-под пера Л.Н. Толстого вышла замечательная трилогия «Детство» (1852), «Отрочество» (1854) и «Юность» (1857). Предполагавшаяся четвертая часть, планы которой сохранились в бумагах Толстого, осталась ненаписанной.

Трилогии присущ автобиографизм, а в «Отрочестве» и «Юности» узнаваем казанский период жизни будущего писателя: его близкие, окружение, события, душевные переживания. Присутствуют темы поступления в университет, юношеской дружбы, светского идеала человека «сomme il faut», чтения, составления «Правил жизни» и другие. Более всего важно, что в произведениях раскрывается движущийся внутренний мир Льва Толстого, жизнь его души и ума в прошедшие годы, размышления писателя об эпохах своего развития.

Несмотря на то, что вошедшие в состав трилогии повести при своем появлении, положительно оценивались критикой, их идейная глубина и художественное своеобразие были поняты и оценены далеко не сразу. Эта задача оказалась по плечу только Н.Г. Чернышевскому и была разрешена им в статье, посвященной «Детству», «Отрочеству» и военным рассказам Толстого, напечатанной в декабрьской книжке «Современника» за 1856 год. Чернышевский писал, что одной из отличительных черт дарования молодого автора является «непосредственная, как бы сохранившаяся во всей непорочности от чистой поры юношества, свежесть нравственного чувства», без которой «невозможно было бы не только исполнить эти повести, но и задумать их».

«Никогда, – писал он, – общественная нравственность не достигала такого высокого уровня».

Впервые «Детство», «Отрочество», «Юность» были изданы вместе в первом томе «Собраний гр. Л. Н. Толстого» в 1864 году Ф. Стелловским. Замечательны иллюстрации к трилогии, выполненные художником К.Г. Кащеевым: «Николенька и Карл Иванович», «Николенька и Наталья Савишна», «Утро в гостиной Иртеньевых», «Отъезд от дома Иртеньевых» и др.

Казанские мотивы встречаются повсеместно в творчестве как раннего, так и зрелого Толстого-художника. В романе «Воскресение» Толстой в набросках именует героя (будущего Дмитрия Нехлюдова) Валерьяном Юшкиным, Юшковым, а имение его получает название Паново.

Тема пожара в «Войне и мире» отражает Толстовские воспоминания о сильнейшем в истории Казани пожаре 1842 года, прямым свидетелем которого был молодой Толстой.

Эпизод из казанской жизни брата Толстого Сергея Николаевича был положен в основу рассказа «После бала», работа над которым началась в 1903 году, но окончательной отделки рассказ не получил и был напечатан только после смерти Льва Николаевича. В произведении рассказывается о влюбленности Сергея в Варвару Корейша, дочь начальника казанского гарнизонного батальона Андрея Петровича Корейши. Она считалась одной из признанных красавиц в местном светском обществе. В рассказе за героиней сохранено ее имя – Варенька.

«Варенька была не из богатого семейства, – говорилось в первоначальном варианте рассказа, – она была дочерью полковника, воинского начальника гарнизона. Мать ее была совсем вульгарная женщина. Но их везде приглашали и по положению отца – для губернии и воинский начальник гарнизона лицо, – а, главное, за неоспоримую, признаваемую всеми прелесть дочери, украшавшей всякий бал».

А.П. Корейша действительно ведал широко бытовавшими в николаевское царствование зверскими истязаниями, когда наказуемого прогоняли «сквозь строй». Лев Николаевич не мог не знать о такого рода изуверствах – «сквозь строй» прогоняли на Арском поле, почти под окнами Института благородных девиц, невдалеке от дома Киселевских, в которое Толстые с Юшковыми переехали осенью 1845 года.

Кстати, рядом жил и сам полковник. Его дом находился на том месте, где сейчас главное здание Казанского национального исследовательского технологического университета. Полковник Корейша запомнился Льву Николаевичу на всю жизнь.

«Во всякое прошедшее время было то, что люди последующего времени вспоминают не только с ужасом, но и с недоумением, – говорил он в написанной в 1886 году статье «Николай Палкин». – Правежи, сжигание за ереси, пытки, военные поселения, палки и гоняние сквозь строй… Что было в душе тех полковых и ротных командиров: я знал одного такого, который накануне с красавицей дочерью танцевал мазурку на балу и уезжал раньше, чтобы на завтра утром распорядиться прогонянием на смерть сквозь строй бежавшего солдата татарина, засекал этого солдата до смерти и возвращался отобедать в семью».

Связи рода Толстых с Казанью, прослеженные в лекции, дают возможность говорить об их длительности и взаимном обогащении. Несмотря на то, что род Толстых никогда не имел с Казанским краем «коренных» связей в виде земельных владений, Толстые жили здесь в общей сложности в XVIII-XIX веках довольно длительное время, не поселяясь на постоянное жительство. Исключением стала Пелагея Ильинична Толстая (тетка Льва Николаевича), вышедшая замуж за казанского дворянина Владимира Ивановича Юшкова. Но у супругов не было детей, и эта ветвь не получила продолжения. Вследствие отъезда П.И. Юшковой из Казани ее наследие оказалось в семье Толстых.

Казанский период жизни для Льва Николаевича Толстого, который составил около шести лет, стал для будущего писателя временем окончания детства, началом отрочества и юности. Учеба в университете, формирование взглядов, результаты его «вхождения в свет», переоценка нравственных ценностей, увлечение философией стали для Толстого той «школой» жизни, без которой мировая культура не получила бы «великого Толстого»: писателя, философа и мыслителя.

В Казани идея увековечения памяти своего великого студента была поставлена в 1928 году, в год столетия со дня рождения Л. Н. Толстого, когда в замечательном сборнике «Великой памяти Л. Н. Толстого» были обозначены основные темы и проблемы «казанского периода» жизни молодого Толстого. Спустя некоторое время на домах, в которых проживал будущий писатель, появились мемориальные таблички. Его именем были названы одна из улиц Казани и примыкающий к ней сквер с бюстом писателя (1949 г., скульптор В.В. Пинчук, архитектор В.В. Кривошеина).

 

Казанский период жизни писателя нашел свое отражение в экспозиции Музея истории Казанского университета, в которой освещены такие темы, как «Толстой – студент», «Окружение Л. Толстого», «Казанские адреса». Здесь же представлены документы, фото Толстого, его Диплом Почетного Члена Императорского Казанского университета Льва Николаевича Толстого за 1908 год.

Музей истории университета издал буклет «Лев Толстой в Казани», текст к которому написала Стелла Владимировна Писарева. Несколько страниц из него представлены в иллюстрациях к лекции.

А 2000 году ученые Казанского университета обратились к Президенту РТ М. Ш. Шаймиеву с просьбой о создании музея Льва Николаевича Толстого. 27 сентября 2000 года Кабинет Министров Республики Татарстан подписал постановление о создании на базе Национального музея Республики Татарстан музея Л.Н. Толстого. В качестве музейного объекта был определен один из трех толстовских домов – дом №15 по улице Япеева (бывший дом Дедевой-Горталова на Поперечно-Казанской улице). Во-первых, именно сюда в ноябре 1841 года из Ясной Поляны привезла осиротевших Николая, Сергея, Дмитрия, Льва и Марию Толстых их тетка Пелагея Ильинична Юшкова, ставшая опекуншей. Это первый казанский адрес Льва Толстого. Во-вторых, в этом доме прошла большая часть казанской жизни будущего писателя (1841-1845). И, наконец, в-третьих, именно этот дом считается самым «главным» толстовским домом и первым из всех казанских адресов был увековечен мемориальной табличкой. В 1922 году Татнаркомпрос установил мраморную доску с надписью «Мы жили в доме Горталова против острога. Лев Толстой». В 1949 году она была заменена новой с текстом «Великий писатель Лев Николаевич Толстой жил в этом доме в 1841-1845 годах».

С этого времени начинается отсчет новой вехи памяти о Толстом в Казани...

http://history-kazan.ru/17220-shest-let-iz-zhizni-lva-tolstogo

 

 

Сквер Баки Урманче

Как отмечал Баки Урманче, народный художник РСФСР и Татарстана, он не служит народу, а живет вместе с ним. И тем приятнее ныне живущим осознавать, что память об этом замечательном человеке, поэте, знатоке арабских книг и защитнике культурного наследия татар, осталась не только в виде постамента и посвященного ему музея, но и сквер в Казани назван именем Баки Идрисовича.

Небольшой и уютный парк Баки Урманче, открытый для доступа всем желающим, расположен на улице Большой Красной, в историческом центре столицы Татарстана. На площади в 2,5 тыс. кв.м. легко мечтается под тихой сенью раскинувшихся деревьев, есть удобные скамейки и заасфальтированные дорожки для неспешной прогулки.

Сквер имени выдающегося живописца придется по нраву всем любителям спокойного отдыха, тем, кто хочет отрешиться от мирской суеты и помечтать или чуточку пожить прошлым, окунувшись в свои воспоминания. Ощутить незримое присутствие великого творческого начала, которое заложено в каждом человеке, оно способно создавать, творить и одновременно разрушать.

Принадлежность к миру искусства в этом парке подчеркнута и памятником Баки Урманче. Пожалуй, уже ради того, чтобы посмотреть на великолепную бронзовую фигуру работы известного скульптора Махмута Гасимова стоит прийти в сквер. Согласно авторской задумке, художника изобразили в фартуке скульптура, сидящим на скамейке. Живым обрамлением для монумента стали березы с белой корой, органично вписавшиеся в общую панораму сквера.

Это место обладает особенной притягательностью. Не случайно в последние дни лета именно здесь был оформлен «Парк искусств», в рамках которого сквер Баки Урманче был украшен многочисленными свитками и пожеланиями благополучия, добра и мира. Разрисовывали 100-метровый рулон белого полотна все желающие горожане, участие принял даже Рустам Минниханов, Президент Республики Татарстан.

Отметим, что памятник Баки Урманче в Казани был открыт в 1997 году не случайно. В свое время художник учился в местных художественных мастерских, а затем уже в пожилом возрасте вернулся в родные места, что дало мощный стимул к дальнейшему творчеству и созданию портретов и скульптур выдающихся культурных представителей Татарстана.

http://www.photokzn.ru/kzngo/209

Сквер Баки Урманче - это небольшой общественный парк, расположенный в историческом центре Казани, на Большой Красной улице. Сквер получил своё название в честь знаменитого живописца, скульптора и фотографа Баки Урманче.

Этот казанский сквер не может похвастаться внушительными размерами - его площадь составляет чуть больше 2500 квадратных метров. В сквере высажены деревья, установлены скамейки и проложены асфальтированные дорожки. Ну а главным украшением парка является прекрасная бронзовая статуя, изображающая самого Баки Урманче. Памятник расположен на некотором возвышении, окруженный берёзами и цветочными клумбами.

В целом, сквер Баки Урманче - это очень скромная, но приятная достопримечательность Казани. Сюда приятно зайти летом и отдохнуть в тени деревьев, наслаждаясь свежим воздухом и умиротворяющей атмосферой этого места.
Читать полностью на : https://www.rutraveller.ru/place/73841

Сквер Баки Урманче - это небольшой общественный парк, расположенный в историческом центре Казани, на Большой Красной улице. Сквер получил своё название в честь знаменитого живописца, скульптора и фотографа Баки Урманче.

Этот казанский сквер не может похвастаться внушительными размерами - его площадь составляет чуть больше 2500 квадратных метров. В сквере высажены деревья, установлены скамейки и проложены асфальтированные дорожки. Ну а главным украшением парка является прекрасная бронзовая статуя, изображающая самого Баки Урманче. Памятник расположен на некотором возвышении, окруженный берёзами и цветочными клумбами.

В целом, сквер Баки Урманче - это очень скромная, но приятная достопримечательность Казани. Сюда приятно зайти летом и отдохнуть в тени деревьев, наслаждаясь свежим воздухом и умиротворяющей атмосферой этого места. http://kzn.holme.ru/sight/59819eac99ff32a934ceaca1/

Сквер Баки Урманче - это небольшой общественный парк, расположенный в историческом центре Казани, на Большой Красной улице. Сквер получил свое название в честь знаменитого живописца, скульптора и фотографа Баки Урманче.

Этот казанский сквер не может похвастаться большими размерами - его площадь составляет чуть более 2500 квадратных метров. В сквере высажены деревья, установлены скамейки и проложены асфальтированные дорожки. Ну а главным украшением парка является прекрасная бронзовая статуя, изображающая самого Баки Урманче. Памятник расположен на некотором возвышении, окруженный березами и цветочными клумбами.

В целом, сквер Баки Урманче - это очень скромная, но приятная достопримечательность Казани. Сюда приятно зайти летом и отдохнуть в тени деревьев, наслаждаясь свежим воздухом и умиротворяющий атмосферой этого места. http://ru.keeptravel.com/skver-baki-urmanche

Баки Идрисович Урманче (тат. Бакый Идрис улы Урманче; 23 февраля 1897 года — 6 августа 1990 года) — советский татарский живописец, скульптор, график, фотограф. Народный художник РСФСР, народный художник ТАССР, заслуженный художник Казахской ССР, лауреат премии имени Габдуллы Тукая.

Биография[править | править код]

Баки родился 23 февраля 1897 года в деревне Куль-Черкен (Черки-Гришино) Тетюшского уезда Казанской губернии (ныне Буинский район Татарстана) в татарской семье имама Идриса Урманче и вышивальщицы Махджубы Урманче. На момент рождения стал четвёртым ребёнком в семье и первым сыном (всего в семье Урманче было шесть дочерей и два сына).

Семейная обстановка сказалась на становлении маленького Урманче как художника, так как вышивание, ткачество, народные промыслы, рисование узоров были частью жизни семьи. Его дед зарабатывал на жизнь тем, что работал красителем.

В десять лет Баки приезжает в Казань, чтобы научиться хорошо рисовать, но в медресе рисованию не учили, а двери художественной школы для татар в то время были практически закрыты. Баки Урманче много ездил по стране и примерил на себя множество профессий — был шахтёром Донбасса, учителем на Тамбовщине, рабочим Надеждинских заводов на Урале, во время первой мировой войны служил в Средней Азии.

Художник[править | править код]

Только после Октябрьской революции, в 1918 году, Урманче получает первые уроки рисования, работая школьным инспектором в Глазове, он посещал местную художественную студию.

Баки Урманче стал первым татарским художником, который получил высшее профессиональное образование, он окончил казанские художественные мастерские (1919 год), а затем ВХУТЕМАС в 1926 году. Окончив институт, возвращается в Казань. Становится завучем и преподавателем Художественной школы, затем — её руководителем. Пишет собственные картины, организует художественно-керамические мастерские, иллюстрирует книги, пишет статьи и читает лекции.

В 1929 году Баки Урманче попадает под первую волну сталинских репрессий и со своим младшим братом отправляется в ссылку в Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН). Вернулся он оттуда один через пять лет.

Из Казани переезжает в Москву, где его принимают в Союз художников СССР, участвует в первой выставке молодых художников России.

В 1937 году становится членом Московского отделения Союза художников.

Работа в Казахской ССР[править | править код]

В 1941—1956 годах Баки Урманче работал в Казахстане, где им были созданы: портретная галерея деятелей истории и культуры республики (Дины Нурпеисовой, М. О. Ауэзова, 1941; С. Муканова, С. И. Жандарбековой, К. И. Сатпаева, 1943; М. Габдуллина, 1945; С. Д. Луганского, 1946); исторические полотна «Штаб Амангельды» (1944), «Абай за работой» (1945), «Великий переход Джангильдина» (1948); многочисленные пейзажи Алма-Аты, Балхаша, Гурьева; скульптурные работы — бюст П. М. Виноградова (1957), проекты памятников Абаю (1944), ибн-Сине (1956); монументально-декоративные — барельефы, фигуры («Забойщик», «Матрос»), композиция «Мир» (1954, Дворец культуры, город Балхаш), майоликовое паннои скульптура (1954, Балхашский медеплавильный завод); графические — иллюстрации к роману М. О. Ауэзова «Абай» (1946), к казахским сказкам (1950) и другие[1].

Работает над оформлением Декады татарского искусства и литературы в Москве (1958 год). Заложил начало новому факультету скульптуры в Ташкентском художественном институте.

Возвращение в Казань[править | править код]

В 1957 году Урманче возвращается на родину, в Казань. В Казани он ощущает новую волну вдохновения и создаёт художественные произведения нового качества. Темой его творчества становится создание скульптурных портретов деятелей татарской культуры. В 1976 году он создает Тукаевский комплекс, посвященный поэту Габдулле Тукаю.

Умер Баки Идрисович Урманче в возрасте 93 лет 6 августа 1990 года. Похоронен на Татарском кладбище в Казани[2] рядом с могилой Тукая.

Уже при жизни Урманче стал классиком татарского изобразительного искусства.

Память[править | править код]

Памятник Баки Урманче в Казани

В 1997 году, к столетию со дня рождения, в Казани, у здания Союза художников Республики Татарстан, был открыт памятник Баки Урманче[3].

В 1998 году в Казани был создан Музей Баки Урманче[4].

Именем Урманче названы улицы в Нижнекамске, Казани, Елабуге и Зеленодольске.

Премия имени Баки Урманче[править | править код]

В 1998 году Министерством культуры Республики Татарстан учреждена Премия имени Баки Урманче. Премия в области изобразительного искусства и искусствоведения присуждается «за наиболее выдающиеся произведения, внесшие значительный вклад в развитие национальной культуры, а также за исследования в области теории и истории искусств, художественной критики, выставочные проекты и акции»[5][6][7][8].

https://ru.wikipedia.org/wiki/Урманче,_Баки_Идрисович

Дом И.Н.Аристова по Б.Красной, 60/35 (Большинство иллюстраций кликабельно)
 
Угловой г-образный в плане трехэтажный дом И.Н.Аристова, представляет собой архитектуру конца XIX. столетия. Фасады здания отделаны в духе стилизаторского направления эклектики. Балконы частью сохранили чебаксинскую ковку. Минкультовский справочник 1993 года утверждает, что в 1913 году здесь был организова первый в Казани детский сад. На деле это не так. Во-первых, располагавшийся здесь детсад Самойловой имел статус частного начального училища, это был детский сад с учебным заведением III разряда.Во-вторых, что более существенно, в Казани гораздо раньше, ещё в1905 году имелся детский сад располагавшийся в здании Кирки на Покровской улице (ул.К.Маркса, рядом с ДК им.Менжинского). Заведовала тем детским садом Гоэйзель Юлия Карловна. Заведение Юлии Карловны имело статус частной школы, но предназначалось для детей возрастом от 4 до 7 лет. Они проводили здесь не весь день. И что наиболее важно в функциональном значении детского сада, детей собирали сюда на 2 часа для игр по системе Фребеля. Той самой системе, на основе которой в Европе и были созданы первые детские сады с развивающими играми. Детсад Ю.К.Гоэйзель ориентировался на немецкое население Казани. Дети получали здесь и первоначальную практику немецкого языка. К моменту появления детсада Самойловой в доме Аристова, может чуть позже - к 1914 г., «немецкий» детсад на Покровской улице уже не функционировал. Еще казанское справочное издание за 1910 год, указывает по этому адресу расположение Окружного Артиллерийского Управление, которым на тот момент заведывал генерал-майор Грибунин Ил.Пер. Но уже в адрес-календаре и справочной книжке на 1915 год, адрес этого управления значится уже по адресу в доме Ширшова на Малой Лядской ул. (участок нынешней ул.Горького от ул.Жуковского до ул.Пушкина). И заведовал управлением уже другой начальник – генерал-лейтенант Михаил Ильич Токмеев, проживавший в Европейских номерах. Но в 1910 году, здесь было не только окружное артиллерийское управление. Сейчас на фасаде дома И.Н.Аристова укреплена доска уведомляющая, что в 1910-1930 гг. в этом доме жил видный физиолог, Александр Филиппович Самойлов (1867-1930). Кроме проживания в этом доме учёного-физиолога, можно отметить, что в 1899 г. здесь проживал военный врач, коллежский советник Андрей Александрович Попов.  

http://rustik68.narod.ru/kazan/dom_aristova_b-krasnaya-60.html

КАИ с пам.доской Кожевникову.

Литература почти всегда связана с образованием и перед вами сейчас находится Общеобразовательная школа-интернат "Лицей имени Н.И. Лобачевского" Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Казанский (Приволжский) федеральный университет". Он был открыт с целью выявления, отбора, поддержки и развития одаренных детей.

Свою историю лицей ведет от основанной в 1989 г. Эксперементальной школы-лицея № 1.Через три года от неё отделился Центр внешкольной работы, переименованный позднее в «Очно-заочную школу наук при КГУ», на базе, которого затем возник Академический колледж при КГУ.

В результате этого в 1995 году при Казанском Университете было три школы: Эксперементальная школа-лицей № 1, Очно-заочная школа наук при КГУ и Академический колледж. В конце XX – начале XXI в. были закрыты Эксперементальная школа и Академического лицея и а на их базе был создан лицей № 33,который в 2004 г. был переименован в Лицей им. Н. И. Лобачевского при КГУ.

На базе аэродинамического отделения КГУ был основан Казанский авиационный институт, который впоследствии стал именоваться Казанский национальный исследовательский технический университет имени А. Н. Туполева. Его вы видите по диагонали слева.

Казанскому авиационному институту было передано здание бывшей первой Казанской гимназии. В первое время в институте было два отделения: самолётостроительное и аэродинамическое, причем первое создавалось за счет перевода в институт всего контингента студентов, аспирантов и преподавателей аэродинамического отделения КГУ, а второе должно было быть сформировано за счет перевода студентов из других вузов Казани.

6 марта 1932 г. было решено выделить новому институту помещение АО КГУ в бывшем механическом кабинете.

В мае 1932 года был издан приказ об организации первых кафедр института: аэродинамики, строительной механики, математики, теоретической механики, объединенной кафедры общественных дисциплин и кафедры языков.

Через два года на основе самолетостроительного и аэродинамического отделений был открыт самолётостроительный факультет, затем моторостроительный факультет, факультет авиационного приборостроения и факультет авиационной радиотехники, который вскоре стал крупнейшим в институте.

Развитие информационных технологий сподвигло к открытию факультета вычислительных и управляющих систем. В 1973 году институт получил имя выдающегося советского авиаконструктора А. Н. Туполева.

В 80-х годах XX в. начался процесс реорганизации института. В 1992 году Казанский авиационный институт преобразован в Казанский государственный технический университет (КГТУ). Став техническим университетом, КАИ начал расширять направления и специальности высшего образования.

 В конце XX – начале XXI в.  в университете появились новые факультеты: гуманитарный, физико-математической подготовки, экономической теории и права и факультет психологии и делового администрирования.

В 1999 году на базе факультетов летательных аппаратов и двигателей летательных аппаратов образован институт авиации, наземного транспорта и энергетики (ИАНТЭ). Позже появились институт радиоэлектроники и телекоммуникаций (ИРЭТ), институт автоматики и электронного приборостроения, технической кибернетики и информатики, инженерно-экономический, социальных технологий, бизнеса и инновационных технологий.

Справа вы видите здание в котором в 1979 – 2001 гг. работал член-корресподент АК РТ, заслуженный деятель науки и техники РФ, ректор КАИ, профессор Кожевников Юрий Васильевич.

 


Роддом КФУ

В гости к сестрам милосердия Этот роддом не случайно называют Красным Крестом В период Великой Отечественной войны здесь располагался эвакогоспиталь. Казанский роддом на улице Большой Красной – одно из самых популярных родильных отделений в столице Татарстана. В годы Великой Отечественной войны здесь располагался эвакогоспиталь. Ныне это медучреждение является подразделением университетской клиники «Казань», входящей в структуру КФУ на правах акушерского отделения вузовской медико-санитарной части. Как нам сообщили в администрации, здесь принимают по направлениям преимущественно рожениц не с казанской, а с татарстанской пропиской. Сюда в основном поступают женщины, беременность которых протекает с осложнениями. В краеведческой литературе имеются сведения, что это здание связано с историей труппы казанского театра. В 1823 году его старое здание сгорело, и спектакли стали давать именно здесь. Однажды на спектакле «Ревизор», который шел именно в доме ныне №51 по улице Большой Красной, побывал студент Лев Толстой. Однако более известен другой факт – здание роддома некогда принадлежало городскому обществу Красного Креста, имевшему в своем распоряжении наиболее совершенное для тех времен медоборудование. В доме, который мы видим на снимках, располагалась поликлиника, а во дворе был построен лазарет, или, выражаясь современным языком, стационар. Ныне это дом №51а. Оба здания являются памятниками истории муниципального значения. Ныне роддом на улице Б.Красной является подразделением университетской клиники «Казань», входящей в структуру КФУ. Здесь принимают по направлениям преимущественно рожениц не с казанской, а с татарстанской пропиской Общество Красного Креста создано в Западной Европе в 1863 году и действовало на основе Женевских соглашений. Его деятельность была направлена на оказание помощи военнослужащим и населению в период войн и стихийных бедствий. Средства этой международной гуманитарной структуры складывались из пожертвований, процентов с банковских вкладов и членских взносов. Российское подразделение организации было открыто в 1867 году (находилось под покровительством русских императриц), в Казани – 22 октября 1886-го. Как уточняет газета «Камско-Волжская речь», в день праздника во имя чудотворной Казанской иконы Божией Матери. Городское общество внесло немалый вклад в борьбу с эпидемией чумы (ее вспышка в Казанской губернии была зафиксирована в 1878 году), дифтерией (1880-е), в помощь голодающим (1911-й). В военное время персонал Красного Креста организовывал эвакуацию, лечение и последующую реабилитацию раненых и больных, вел борьбу с эпидемиями, оказывал помощь военнослужащим и беженцам. Для осуществления этой деятельности формировались передовые отряды, госпитали, санитарные поезда и транспорт, пункты различного назначения. Есть сведения, что в годы Первой мировой войны именно под эгидой Красного Креста Федор Шаляпин открыл и содержал в Казани два лазарета для солдат. Казанское общество Красного Креста было основано в октябре 1886 года. Казанское отделение Красного Креста вело обширную благотворительную деятельность. Например, в уездах оказывало помощь пострадавшим от неурожаев (раздачей продуктов и одежды, выплатой пособий), открывало бесплатные столовые, обеспечивало отпуск денег для хлебопекарен, строило богоугодные заведения. Например, в Лаишеве, Свияжске и Чистополе были открыты ночлежки для бедных или сбившихся с пути. К 1917 году штат казанского Красного Креста состоял из 25 врачей, также действовала многочисленная община сестер милосердия. Их штаб-квартирой в Казани являлся особняк на ул.Б.Красной. После Октябрьской революции деятельность общества была направлена на борьбу с туберкулезом, трахомой, малярией и голодом. Благотворители открывали амбулатории, лечебно-профилактические санатории, родильные дома. Были созданы санитарные дружины, кадры готовились на курсах «красных сестер». Как писала «Красная Татария», была также создана специальная «Служба здоровья юных пионеров», а в селах Шеланга, Ключищи, Моркваши открыты санаторные пионерские лагеря. Двухэтажный жилой дом с антресольным этажом возведен в первой половине XIX века. Гладко оштукатуренный фасад ритмично разделен на первом этаже прямоугольными оконными проемами с профилированным каменным наличником, на втором – высокими арочными окнами с верхней полочкой-сандриком. С правой стороны здания сооружен двухэтажный входной пристрой, гармонично сливающийся с основной постройкой В период индустриализации казанский Красный Крест выдвинул лозунг: «От борьбы с эпидемиями – к оздоровлению труда и быта». В Татарстане строились прачечные, бани, санитарные пропускники, был введен санитарный контроль в общественных столовых, общежитиях. Работали курсы по подготовке медицинских техников, санитаров, дезинфекторов, фармацевтов, парикмахеров, начальников бань и прачечных, а также сандружин. В ведение созданного медицинско-санитарного управления переданы сеть парикмахерских, дезбюро, магазины и ларьки санитарной гигиены. Свидетельством о тех событиях стал нагрудный знак «Будь готов к санитарной обороне СССР!», который был введен в оборот в 1934 году. Образцы значков сохранились в фондах Национального музея Татарстана. После войны казанские благотворители из Красного Креста оказывали помощь в строительстве и оснащении домов престарелых. На средства общества построены дома-интернаты для пожилых в Аксубаеве, Апастове, Билярске, Буинске, Черемшане, а также в селах Конь (Пестречинский район) и Шемякино (Тетюшский).

Источник: http://rt-online.ru/v-gosti-k-sestram-miloserdiya/
© Газета Республика Татарстан


Дата: 2019-04-23, просмотров: 156.