Тема 1. ОСНОВЫ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Принятие нормативных актов органами местного самоуправления;
3. Принятие нормативных актов непринужденно народом путем референдума (Решения, принятые всероссийским референдумом, обладают высшей юридической силой, в каком-либо утверждении не нуждаются и обязательны для применения на всей территории Российской Федерации. На всенародное голосование может быть поставлен текст законопроекта, по которому гражданам предлагается высказать свое мнение);
4. Заключение различного рода соглашений, содержащих нормы права (между Российской Федерацией и субъектами, входящими в ее состав, между субъектами Федерации, между государственными органами и общественными объединениями, между работодателями и работниками предприятий, учреждений, объединений и т.д.).
Действие нормативных актов во времени
Действие нормативного акта ограничивается временным периодом, который начинается с момента его вступления в силу и заканчивается моментом утраты юридической силы.
Момент начала и окончания действия нормативного акта определяется различными способами. Так, в самом нормативном акте может быть указан момент, с которого он вступает в силу (утрачивает силу), а, кроме того, действие нормативного акта может быть связано с вступлением в силу других правовых актов или норм.
Если в нормативном акте не указан момент вступления в силу, то он вступает в срок, установленный законодательством для данного вида правовых актов.
Например, федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания РФ вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.
Акты Президента РФ, акты Правительства РФ вступают в силу по истечении семи дней с момента их официального опубликования (исключение составляют акты, содержащие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступающие в силу со дня их подписания).
Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу по истечении десяти дней с момента их опубликования.
Нормативные правовые акты прекращают свое действие в следующих случаях:
- прямой отмены;
- истечения срока действия, на который акт был принят;
- фактической отмены, т.е. принятия по тому же вопросу другого нормативного правового акта.
В контексте вопроса о действии правового акта во времени необходимо разъяснить принцип «закон обратной силы не имеет». Данное правило означает, что закон не распространяется на отношения, возникшие до момента вступления его в юридическую силу. Закон может иметь обратную силу, только если он отменяет или смягчает юридическую ответственность, либо если в самом законе прямо сказано об этом.
Верховенство права
Верховенство права – один из главных признаков правового государства. Этот принцип предусматривает то, что ни один орган государственной власти, должностное лицо, коллектив, организации и гражданин не имеют права не соблюдать законы и не подчинятся им.
Также принцип верховенства права предусматривает, что государство не имеет права издавать нормативно-правовые акты, которые противоречат естественному праву. Закон имеет высшую юридическую силу.
Взаимная ответственность государства и гражданина. Они в равной степени несут ответственность за свои действия перед законом. Их действия охватываются формулой: «Все, что не запрещено индивиду, ему разрешено; все, что не разрешено органам власти, им запрещено».
Разделение властей
Суть теории разделения властей заключается в том, что для нормального правового функционирования государства в нем должны действовать независимые друг от друга власти – исполнительная, судовая и законодательная.
Таким образом, при разделении властей, сосредоточение власти в одних руках невозможно. Каждая ветка власти исполняет определенную функцию, которую другие ветки выполнять не могут.
Органы законодательной власти разрабатывают и принимают законы, органы исполнительной власти – их выполняют, органы судебной власти – следят за их выполнением согласно правовым нормам.
Контроль над осуществлением законов со стороны прокуратуры, суда, арбитража, налоговых служб, правозащитных организаций, средств массовой информации и других субъектов политики.
Эффективность принципа разделения властей усиливает механизм сдержек и противовесов (Система взаимоотношения органов власти, в соответствие с которой каждая ветвь власти не только уравновешивает, но и ограничивает другую (другие)).
Этот принцип исключает возможность монополизации политической власти в стране.
http://www.ido.rudn.ru
http://www.bibliotekar.ru
http://yurist-online.com
Учебное пособие «Обществознание» под редакцией М.Н. Марченко;
«Правоведение» Учебник для вузов под редакцией М.И. Абдулаева;
«Уголовное право РФ» Учебник под редакцией Л.В. Иногамовой-Хегай;
Учебник «Теория государства и права». А. В. Мелехин;
Учебное пособие «Теория государства и права. Основы науки». С.И. Митина.
Тема 1. ОСНОВЫ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Дата: 2019-04-23, просмотров: 236.