Реализация системно-деятельностного подхода в процессе обучения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Реализация системно-деятельностного подхода в процессе обучения

Часть 1.

Часть 2.

Часть 3.

Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода

 Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:

- уроки «открытия» нового знания;

- уроки рефлексии;

- уроки общеметодологической направленности;

- уроки развивающего контроля.

Урок «открытия» нового знания.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Урок рефлексии.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).

Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.

Урок общеметодологической направленности.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.

Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.

Урок развивающего контроля.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.

Образовательная цель:контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Теоретически обоснованный механизм деятельности по контролю предполагает:

1. Предъявление контролируемого варианта.

2. Наличие понятийно обоснованного эталона, а не субъективной версии.

3. Сопоставление проверяемого варианта с эталоном по оговоренному механизму.

4. Оценку результата сопоставления в соответствии с заранее обоснованным критерием.

Таким образом, уроки развивающего контроля предполагают организацию деятельности ученика в соответствии со следующей структурой:

- написание учащимися варианта контрольной работы;

- сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения этой работы;

- оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями.

Структурирование  уроков в рамках деятельностного подхода предполагает следующую последовательность шагов на уроке:

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Этот этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. На данном этапе организуется положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке, а именно:

1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности («надо»);
2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»);

3) устанавливаются тематические рамки («могу»).


Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

Данный этап предполагает подготовку мышления детей к проектированной деятельности, организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия:

- актуализация знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий;

- тренировка соответствующих мыслительных операций. В завершении этапа создается затруднение в индивидуальной деятельности учащимися, которое фиксируется ими самими.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

На данном этапе необходимо о рганизовать усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах).

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

Часть 4.

Ученики:

- Там, где поют.

Учитель обычно получает односложные ответы учеников. Далее учителю необходимо конкретизировать материал, но сделать это не поставив ученикам задачу, а через демонстрацию иллюстрационного материала. После ознакомления с иллюстрационным материалом учащиеся задумываются: в опере не только поют, еще и музыка звучит, и декорации есть. Данный прием подводит нас к следующему этапу.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

После просмотра отрывков учитель вновь обращает внимание на составленную структурно-логическую схему, и ребята делают вывод, все ли было учтено при проектировании постановки оперы.

Включение в систему знаний и повторение  

При включении субъективного опыта учащихся и повторения пройденного материала учитель может поставить детям проблемный вопрос:

- Легко ли быть артистом?

При этом ученики делают вывод, что артисты должны быть универсальными, они должны иметь, красивый оперный голос, и еще, сыграть определенную роль, а для этого нужно очень много работать над собой.  В данном вопросе, учитель просит осмыслить труд артиста и вообще жанр оперного искусства, где ученики проникают в эту сферу и понимают, что это большой огромный труд, отсюда и прививается любовь к МУЗЫКЕ, т.к. учащиеся самостоятельно оценивают происходящее.  Построив данный этап таким образом учитель делает акцент на воспитательном моменте, прослеживается профориентационная работа и развиваются коммуникативные универсальные учебные действия.

Рефлексия учебной деятельности на уроке .

Вся работа на уроке подводит к необходимости организовать рефлексию учебной деятельности. Для этого учащимся предлагается мысленно перенестись в концертный зал и прослушать отрывок. При этом каждый ученик должен выбрать роль, какая бы подошла именно ему по характеру и темпераменту и представить себя на месте артиста. После прослушивания сделать записи в тетради.

Данная структура урока является результативной, т.к. цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику, учитель обучает детей осуществлять рефлексивные действия,  используются разнообразные приемы, формы и методы обучения, повышающие степень активности учащихся, урок построен в форме диалога. Учитель эффективно сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать творчески, происходит осмысление учебного материала всеми учащимися. Проводится самоконтроль и самооценка обучающихся. Ученики свободно высказывают собственную позицию. На уроке атмосфера сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

Литература.

1. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008.

2.  Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – Москва, 2006 г.

3.  Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе http://festival.1september.ru/articles/527236/

 

Часть 5.

ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ

Задачи с «черным ящиком».

Такие задачи развивают мышление, вооружают методом познания, поскольку, исследуя «черный ящик», учащиеся проходят все звенья научного поиска: накопление фактов, их анализ, выдвижение гипотезы, формулирование следствий из нее, проверочный эксперимент, формулировка вывода.

Этот вид задач уместно применять в 8, 11 классах при закреплении темы «Соединение проводников». В черном ящике имеется три резистора с сопротивлением: 5 Ом, 5 Ом, 1 Ом. Как соединены эти резисторы?

Задания на поиск и объяснение народных погодных и бытовых примет.

Учащимся нравится задания, связанные с природой, народным бытом и народными приметами. Это вызывает интерес, позволяет научить ребят применять законы физики к происходящим вокруг них изменениям. Дети находят приметы и пытаются их объяснить самостоятельно, делятся на уроках с классом.

Также следует отметить, что при деятельностном подходе учитель не выбирает метод обучения, а разрабатывает его сам в соответствии с поставленными целями как совокупность приемов работы.

Список используемой литературы

1. Атанов Г.А. С чего начинать внедрение деятельностного подхода в обучении. – Донецк: изд-во ДонГУ, 2004 .

2. Браверманн Э.М. Преподавание физики, развивающее ученика. В 3-х кн.

3. Преподавание физики, развивающее ученика. – М.: Ассоциация учителей физики, 2003.

4. Реализация деятельностного подхода при обучении математике в средней школе. Сборник научно-методических статей под редакцией Г.Н.Васильевой. – Пермь, 2003.

 

 

 

 

 

 

Реализация системно-деятельностного подхода в процессе обучения

Часть 1.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 204.