Неисполнение заповеди о радости
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Все мы знаем о том, что нам заповедано непрестанно радоваться: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение...» (Гал. 5:22), «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Фес. 5:16-18). Но большинство из нас не только не имеет в себе этой радости, но даже и не представляет себе, как эту заповедь исполнить. Нет, мы, конечно, верим, что если мы когда-то приблизимся к святости, то в нас будет много любви и радости. И еще мы знаем, что если мы живем активной духовной жизнью, то воспоминание о небесной награде, о вечной жизни, приносит утешение и радость. Но так как мы люди грешные — ненадолго. И еще многие из нас испытали ту радость, которая приходит, когда делаем добрые дела. Но делать добрые дела с утра до вечера никак не получается. Понятно, что к каждому своему делу по-хорошему нужно относиться как к творимому во славу Божию — и тогда почти всякое дело может стать добрым. Но такое возможно при определенной высоте духовной жизни, до которой доходят очень не многие.

Еще один рецепт радости, о котором стоит рассказать, вовсе не является достоянием психологии. И более того, этим рецептом очень многие из нас, того не осознавая, владеют. Просто лично мне беседа с одним психологом помогла понять, что духовные проблемы некоторых очень несчастных людей тесно связаны с тем, что они грубо нарушают этот рецепт. Повторюсь, тут нет ничего нового, просто некоторым людям нужно обратить на этот момент особое внимание.

Психолог Александр Колмановский так сказал об этом: «Как это ни банально прозвучит, надо стараться практиковать, упражнять свою доброжелательность по отношению к любому, кто шевельнулся в поле зрения. Не считаясь с накопленными баллами в отношениях. Не фокус — очень щедро поздравить того, кто тебя хорошо поздравил с днем рождения. От этого ты себя лучше чувствовать не будешь. Нет, ты поздравь того, кто тебя вызывающе проигнорировал».

Есть прекрасная русская пословица, которая подводит нас к пониманию этого принципа: «Что другому пожелаешь, то себе получишь». А значит, чего нам нужно желать другим людям, что бы быть счастливыми? Конечно, желать счастья!

Вот и весь рецепт. Любой читающий это церковный человек можем привести много других цитат на эту тему и сказать, что это так очевидно, что даже глупо.

Но давайте спросим себя: сколько раз я сегодня желал счастья другим людям? И насколько вы сами сейчас счастливы?

Каждый из внимательно живущих людей наблюдал, как коварно порой обманывает нас враг. Мы молимся о людях, стараемся не делать им зла, порой даже даем, чего у нас просят, — и все это прекрасно уживается в нас со злопамятностью, злорадством, зложеланием, завистью. И естественно, все эти страсти погружают нашу душу во мрак и лишают нас радости. И мы не можем понять: как же так — я по всем параметрам вроде христианин, христианка, а радости не имею!

Выше мы уже говорили о том, как молитва «Господи помилуй его!» может сочетаться с осуждением. Так же и другие наши духовные практики, без достаточной осознанности и направленности, могут позволять существовать в нас злу по отношению к другим людям.

И вот тут простая до примитивности формула «Желаю ему счастья!» оказывается очень действенной. Как говорят святые отцы, «зависть — это печаль о благополучии ближнего». То есть счастье ближнего нас огорчает. Злорадство — проявление той же самой страсти: тут мы наслаждаемся тем, что ближний несчастен. Значит, если мы желаем нашему ближнему счастья, этой страсти места не остается. Мы освобождаемся от зависти и злорадства, от зла по отношению к другим людям.

Психология здесь ничего нового не добавляет к тому, что сказал Христос: «любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф, 5:44). Лучше сказать невозможно. Но исполняем ли мы эту заповедь или находим оправдания для своей злопамятности?

Психология лишь помогает нам осознать, что именно поэтому у нас так мало радости, что мы бережно носим в себе этот яд, который разъедает нас изнутри, и нет другого способа избавиться от него как поступать наперекор себе, желая и творя добро тем, к кому мы испытываем недобрые чувства.

Таким образом, людям, страдающим от зависти, злорадства и вызванного ими безрадостного, а порой и унылого состояния, поможет сознательная практика пожелания радости и счастья всем людям, особенно тех, с кем у нас есть какие-то счеты, а также делания добрых дел для них.

Примечательны проявления крайних степеней этой страсти в лице людей, страдающих глубокой депрессией, людей с другими психиатрическими диагнозами. Когда им предлагается этот рецепт улучшения своего состояния, порой это им помогало, но часто они вообще не способны произнести фразу: «Желаю всем счастья!» Порабощение злом, порабощение бесами оказывается настолько велико, что бесы просто не дают человеку произнести эту фразу — видимо, как опасную для них, способную уменьшить их власть над душой человека.

Как это можно использовать практически?

Прежде всего, можно несколько дней во время молитвенного правила и поминовения на молитве других людей попробовать пожелать всем счастья. Обратить при этом внимание на две вещи. Во-первых, есть ли люди, которым вы не можете искреннее пожелать счастья. Если есть, вам нужно озаботиться тем, чтобы простить этих людей, освободиться от зла по отношению к ним, которое вы носите в себе. Во-вторых, ощущаете ли вы радость при этой молитве. Если таких людей нет, и радости не прибавляется — наверно, вам нет необходимости практиковать этот метод. Если же радости прибавляется — значит, эта глава – для вас.

Если у вас уже появилось желание практиковать этот метод, можно предложить три вещи. Во-первых, это самое важное, молиться за тех, к кому мы испытываем недоброе, и делать для них добро. Во-вторых, на молитвенном правиле напоминать себе, что, молясь о людях, желаем им не только спасения, но и земного благополучия. Например, можно молиться словами «Всех прощаю, пусть все будут счастливы!», и сила этих слов очень ощущается, снимая с сердца тяжесть зла по отношению к людям. Во-третьих, просто несколько раз пожелать всем счастья.

Также пожелание счастья можно использовать наряду с молитвой «Господи, благослови его» в те минуты, когда вы ощущаете какие-либо злые чувства в адрес какого-либо человека.

Рецепт из области психологии очень прост и касается нашего обращения со всеми людьми: доброжелательность и приветливость. Это, по сути, дела внешнего проявления нашего пожелания счастья всем людям. Кроме того, это прекрасное средство для наблюдения за собственным состоянием. Если мы унылы, отягощены какой-либо злобой по отношению хотя бы к одному человеку, при попытке быть приветливыми с другими людьми мы заметим, как трудно нам это дается. Вообще угрюмое состояние способствует самообману. Нам кажется, что мы скорбим о собственных грехах или болеем о погибели всего мира, а на самом деле нам тошно от собственной зависти или другого вида злобы.

Все приведенные нами советы психологов вполне соответствуют советам святых отцов. Святые отцы Церкви тоже предостерегали от угрюмости: «Человеку надлежит быть существом общительным и дружелюбным, а не одиноким и необщительным». (Преподобный Нил Синайский).

«Угрюмый, хотя бы имел тысячи добрых дел, отнимает у них всю красоту». (Святитель Иоанн Златоуст).

«Угрюмая, отталкивающая жизнь не есть Божия жизнь… Когда Спаситель сказал постящимся, чтобы умывались, голову помазывали и причёсывали, то разумел именно, чтобы не угрюмничали». (Святитель Феофан, затворник Вышенский).

«Возделыватель худых помышлений мрачным и печальным делает внешний вид лица своего, язык — неспособным к пению божественных песней и себя — для всех неприятным и нежеланным встречником и собеседником. Возделыватель же благих и бессмертных произрастаний в сердце имеет лицо, радующееся и улыбающееся, сладкозвучный в молитвах язык и для всех всегда бывает приятным собеседником». (Преподобный Никита Стифат).

Столь дружный и настойчивый призыв учителей нашей Церкви говорит о безусловной важности дружелюбия и приветливости именно как духовной практики, необходимой для достижения совершенства души.

В заключение напомним слова святителя Игнатия Брянчанинова: «Любить — блаженство; ненавидеть — мука» и пожелаем всем постоянного блаженства как свидетельства о нашем трезвом, здоровом душевном состоянии и правильно проводимой духовной работе.

Рекомендуем книгу: "Наполни жизнь любовью" Дмитрий Семеник

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 153.