Весь процесс реабилитации больного ребенка можно разделить на три этапа: клинический, санаторный и адаптационный
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Первый этапклинический (стационарный). На этом этапе обеспечивается не только восстановление функции пораженных систем, но и подготовка организма ребенка к следующему этапу реабилитации. Для решения этих задач используются фармакология, диета, ЛФK (см. Лечебная физкультура), массаж (см. Массаж и лечебная гимнастика в педиатрии), физиотерапия. Большое значение, в зависимости от степени и характера заболевания, имеет диета (см. Лечебные диеты). Разгрузочная — в остром периоде, витаминная, калорийная и легко усвояемая — в период выздоровления. Первый этап реабилитации оценивается по биохимических показателям, ЭKГ, функциональным показателям.

Второй этап реабилитации — санаторный. Он имеет решающее значение для нормализации функции пораженной системы наряду с восстановлением функций других органов и систем. Особое внимание уделяется расширению физической и психической деятельности ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями. Этот этап реабилитации больного ребенка проводится в специализированном санатории. Основное внимание уделяется диете, закаливающим процедурам, физиотерапии, ЛФK.

После санаторного лечения функциональные показатели нормализуются. Успешность реабилитации определяется положительной динамикой роста и развития ребенка. Существенную роль в оценке результатов санаторного лечения играет наличие у ребенка положительных эмоций, хорошего самочувствия, нормального сна и аппетита. Показателем завершения санаторного этапа реабилитации надо считать отсутствие клинических, рентгенологических и иных признаков патологического процесса.

Третий этап реабилитации — адаптивный. На этом этапе достигается нормализация функциональных показателей, характерных для данного возраста, обеспечивающих возврат ребенка к обычным для него условиям жизни и учебы. Адаптационный этап реабилитации может проводиться и в специализированном центре. Содержание реабилитационных мероприятий определяется состоянием здоровья ребенка и степенью адаптации функциональных систем. Завершается третий этап реабилитации полным восстановлением здоровья. Однако это не так, при хронических заболеваниях (пороки сердца, бронхиальная астма, полиомиелит и др.), задача реабилитации состоит не только в достижении состояния максимальной компенсаций функций больного органа, но и в поддержании состояния этой компенсации. Такие дети продолжают оставаться на диспансерном учете в поликлинике, врачи которой наблюдают за состоянием здоровья ребенка (осмотр, анализы, функциональные пробы и т.д.). У таких детей реабилитация затягивается на определенный срок, перемещаясь с возвращением к первому и второму этапам в периоды обострения. Реабилитационная программа в сжатом виде фиксируется в специальной карте.

 

Основной целью медицинской реабилитации при нарушении мозгового кровообращения является восстановление нарушенных функций и утраченных двигательных навыков больного для его физической и социальной адаптации.

Цели и задачи медицинской реабилитации зависят от тяжести и характера повреждения нервных структур, ибо одни очаги находятся в стадии разрушения, другие — в состоянии пониженной активности или торможения (так называемые «спящие нейроны», «ишемическая полутень»). Реабилитационные мероприятия должны быть направлены на восстановление сложных неврологических синдромов: двигательных, чувствительных, речевых, когнитивных, и др.

Нейрофизиологической основой реабилитации является пластичность ЦНС, которая может быть достаточно высокой. Она может реализоваться на:

· молекулярно-генетическом уровне, когда в процессе реабилитационных мероприятий, под влиянием постоянной стимуляции изменяется фенотип нервных клеток;

· функциональном уровне, когда под влиянием внешних раздражителей в процессе Р, происходит функциональная перестройка коры за счет образования новых межнейрональных связей.

Различают три возможных уровня двигательного восстановления (Л.Г. Столярова и Г.Р. Ткачева, 1978):

3. Уровень восстановления, который достигается в ранние сроки (первые 3-6 мес) после инсульта за счет восстановления поврежденных нервных структур в области очага повреждения. Это происходит в результате ликвидации отека, воспаления, метаболических нарушений, после чего начинается ремиелинизация, регенерация нервных волокон либо реорганизация межнейрональных связей. Указанные механизмы восстановления происходят у каждого больного.

4. Уровень компенсации с включением в выполнение нарушенных функций тех образований и систем мозга, которые раньше не принимали участия в их выполнении, в том числе и за счет контралатеральной моторной коры и кортико-спинальных систем.

5. Уровень реадаптации, т. е. приспособления к дефекту, если он неустраним. Восстановление в данном случае происходит за счет использования сохранившихся нервных структур, принимающих участие в регуляции движений (подкорковых структур, мозжечка, ствола и спинальных структур). По такому пути самопроизвольно восстанавливается большинство больных инсультом. Однако этот механизм восстановления всегда реализуется с образованием патологических синкинезий, патологических поз и тонических рефлексов.

В целях проведения успешной реабилитации следует, как можно раньше начинать реабилитационные мероприятия,

 соблюдая этапность, преемственность и непрерывность проведения лечебных мероприятий; использовать комплексность, т.е. применять все средства медицинской и социально-трудовой реабилитации, учитывая в каждом случае реабилитационный потенциал больного.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 155.