Распределение заданий экзаменационной работы по проверяемым видам деятельности, умениям и навыкам
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В экзаменационной работе проверяется иноязычная коммуникативная компетенция выпускников основной школы, что предполагает проверку речевых умений выпускников в четырёх видах речевой деятельности (аудировании, чтении, письме и говорении), а также некоторых языковых навыков. В частности, в экзаменационную работу включены задания на проверку:

· умения понимать на слух основное содержание прослушанного текста и умения понимать в прослушанном тексте запрашиваемую информацию (раздел 1);

· умения читать текст с пониманием общего содержания и умения понимать в прочитанном тексте запрашиваемую информацию (раздел 2);

· умения писать личное письмо в ответ на письмо-стимул (раздел 3);

· умения устного иноязычного общения в предлагаемых коммуникативных ситуациях (раздел 5);

· навыков использования языковых единиц в коммуникативно-значимом контексте (раздел 4).

Следует отметить, что уровень сформированности иноязычных коммуникативных умений участников ОГЭ во многом определяется уровнем развития их языковой компетенции. Успешное выполнение заданий на контроль рецептивных видов речевой деятельности обеспечивается знанием лексических единиц, морфологических форм и синтаксических конструкций и навыками их распознавания. Выполнение заданий на контроль продуктивных видов речевой деятельности требует от участника ОГЭ, помимо указанных выше знаний, навыки оперирования лексическими единицами и грамматическими структурами в коммуникативно-значимом контексте. Орфографические навыки являются объектом контроля в задании по письменной речи
и заданиях по грамматике и лексике.

 


Таблица 2. Распределение заданий по проверяемым речевым умениям
и языковым навыкам

Задание Проверяемые речевые умения и языковые навыки Уровень сложнос-ти задания Тип задания Максимальный первичный балл
 

Раздел 1 (задания по аудированию)

1 2 Понимание основного содержания прослушанного текста 1 2 КО КО 9
3 4 5 6 7 8 Понимание в прослушанном тексте запрашиваемой информации 1 1 1 1 2 2 КО КО КО КО КО КО 6
      15
 

Раздел 2 (задания по чтению)

9 Понимание основного содержания прочитанного текста 1   КО 7
10 11 12 13 14 15 16 17 Понимание в прочитанном тексте запрашиваемой информации 1 2 2 2 2 2 2 2 КО КО КО КО КО КО КО КО 8
    15

 

 

Раздел 3 (задания по грамматике и лексике)

18 19 20 21 22 23 24 25 26 Грамматические навыки употребления нужной морфологической формы данного слова в коммуникативно-значимом контексте 1 1 1 1 1 1 2 2 2 КО КО КО КО КО КО КО КО КО 9
27 28 29 30 31 32   Лексико-грамматические навыки образования и употребления родственного слова нужной части речи с использованием аффиксации в коммуникативно- значимом контексте 1 1 1 1 2 2   КО КО КО КО КО КО   6
      15
 

Раздел 4 (задание по письму)

33 Письмо личного характера в ответ на письмо-стимул 2 РО 10

 

 

Раздел 5 (задания по говорению)

34 Чтение вслух небольшого текста 1 РО 2
35 Условный диалог-расспрос 2 РО 6
36 Тематическое монологичес­кое высказывание с вербальной опорой в тексте задания 1 РО 7
    15
  Итого: 36   70

КО – задания с кратким ответом, в том числе на установление соответствия; РО – задания с развёрнутым ответом.


Тема 2. Раздел «Письмо» экзаменационной работы: формат задания и технология оценивания

        

Задание 33 экзаменационной работы проверяет умение ученика писать личное письмо. Ученику предлагается прочитать отрывок из полученного письма и написать ответ объемом 100–120 слов, в котором необходимо ответить на три вопроса, заданных другом по переписке. Письмо должно быть оформлено в соответствии с нормами письменного этикета, принятого в англоязычных странах.

    Рекомендуемое время выполнения задания по письму – 30 минут.

 

Проверка задания 33 (личное письмо) осуществляется двумя экспертами, прошедшими обучение по оценке данного вида письменного высказывания. В ходе проверки эксперт может делать пометки на проверяемых листах, отмечая на полях грамматические ошибки, лексические ошибки, ошибки в орфографии и пунктуации, ошибки в логике высказывания и в употреблении средств логической связи.

Результаты оценивания заданий фиксируются в протоколе проверки развернутых ответов.

Рисунок 1. Вариант формата бланка протокола проверки развернутых ответов

      Внимание! При выставлении баллов за выполнение задания в Протокол проверки развернутых ответов следует иметь в виду, что если ответ отсутствует (нет никаких записей, свидетельствующих о том, что экзаменуемый приступал к выполнению задания), то в протокол проставляется «Х», а не «0».

 

Для объективности оценивания задания 33 были разработаны единые критерии оценивания. Написанное личное письмо учащегося оценивается по следующим критериям: решение коммуникативной задачи (К1), организация текста (К2), лексико-грамматическое оформление текста (К3), орфография и пунктуация (К4). Максимальное количество баллов, которое можно набрать за личное письмо – 10 баллов.


Таблица 3. Критерии оценивания выполнения задания 33

Критерии оценива-ния 3 балла 2 балла 1 балл 0 баллов
К1 Решение коммуникативной задачи Задание выполнено полностью: даны полные ответы на три заданных вопроса. Правильно выбрано обращение, завершающая фраза и подпись; есть благодарность, упоминание о предыдущих контактах, выражена надежда на будущие контакты   Задание выполнено: даны ответы на три заданных вопроса, но на один ответ дан неполный ответ. Есть 1-2 нарушения в стилевом оформлении письма И/ИЛИ отсутствует благодарность, упоминание о предыдущих/будущих контактах   Задание выполнено частично: даны ответы на заданные вопросы, НО на два вопроса даны неполные ответы ИЛИ ответ на один вопрос отсутствует. Имеется более 2-х нарушений в стилевом оформлении письма и в соблюдении норм вежливости   Задание не выполнено: отсутствуют ответы на два вопроса ИЛИ текст письма не соответствует требуемому объему  
К2 Организация текста   Текст логично выстроен и разделен на абзацы; правильно использованы язы­ко­вые средства для передачи логической связи; оформление текста соответствует нормам письменного этикета, принятого в стране изучаемого языка Текст в основном логично выстроен, НО имеются недостатки (1-2) при использовании средств логической И/ИЛИ делении на абзацы ИЛИ имеются отдельные нарушения в структурном оформлении текста письма Текст выстроен нелогично; допущены многочисленные ошибки в структурном оформлении письма ИЛИ оформление текста не соответствует нормам письменного этикета

 

К3 Лексико-грамматичес-кое оформление текста Использована разнообразная лексика и различные грамматические структуры, соответствующие поставлен­ной коммуникатив-ной задачей (допускается не более 2-х языковых ошибок, не затрудняющих понимание) Имеются языковые ошибки, не затрудняющие понимание (допускается не более 4-х негрубых языковых ошибок) ИЛИ языковые ошибки отсутствуют, но используются лексические единицы и грамматические структуры только элементарного уровня Имеются языковые ошибки, не затрудняющие понимание (допускается не более 5-х негрубых языковых ошибок) ИЛИ допущены языковые ошибки, которые затрудняют понимание (не более 1-2 грубых ошибок) Допущены многочисленные языковые ошибки, которые затрудняют понимание текста.
К4 Орфография и пунктуация   Орфографические и пунктуационные ошиб­ки практически отсутствуют (допускается не более 2-х, не затрудняющих пони­ма­ние текста) Допущенные орфографические и пунктуационные ошиб­ки не затрудняют пони­ма­ние (допускается не более 3-4 ошибок) Допущены много­чис­ленные орфогра­фи­чес­кие ошибки и пунктуационные ошибки и/или допущены ошибки, которые затрудняют понимание текста

 

Первый критерий (решение коммуникативной задачи) позволяет оценить:

– полноту решения поставленной коммуникативной задачи (в частности, наличие ответов на 3 заданных вопроса);

– использование соответствующего стиля речи в личном письме (неофициального стиля);

– объем письма (его соответствие заданному: 100-120 слов).

 

Если при проверке письма ставится «0» за содержание, то письмо дальше не проверяется, за каждый критерий ставится «0» баллов.

Если объем письма менее 90 слов, то задание оценивается в 0 баллов. Если объем более 132 слов, то проверке подлежат только 120 слов с соответствующей оценкой по решению коммуникативной задачи.

При определении соответствия объема представленной работы требованиям считаются все слова, начиная с первого слова по последнее, включая вспомогательные глаголы, предлоги, артикли, частицы. В личном письме адрес, дата, подпись также подлежат подсчету.

При этом:

– стяженные (краткие) формы (например, I’ve, it’s, doesn’t, wasn’t) считаются как одно слово;

– числительные, выраженные цифрами (например, 5, 29, 2011, 123204), считаются как одно слово;

– числительные, выраженные словами (например, twenty-one), считаются как одно слово;

– сложные слова (например, pop-singer, English-speaking, ill-mannered) считаются как одно слово;

– сокращения (например, UK, e-mail, sms, TV) считаются как одно слово.

Под организацией текста понимается:

– логичность текста письма;

– связность текста, которая обеспечивается использованием языковых средств логической связи (вводных слов, союзов, союзных слов и т. д.);

– структурирование текста (деление на абзацы, наличие вступления и заключения);

– оформление текста в соответствии с нормами этикета, принятыми в англоязычных странах (наличие обращения, завершающей фразы, имени автора на отдельной строке; адреса и даты в правом верхнем углу).


Лексико-грамматическое оформление речи учитывает:

– соответствие использованных лексических единиц и грамматических структур поставленной коммуникативной задаче;

– разнообразие используемой лексики (в частности, ее соответствие уровню А2);

– наличие простых и сложных грамматических структур.

- правильность использования лексических словосочетаний и грамматических структур;

- наличие простых и сложных предложений.

При оценивании правильности орфографии и пунктуации учитывается:

– наличие орфографических ошибок;

– правильное оформление начала и конца предложений (заглавная буква, точка, запятая, вопросительный и восклицательный знаки).

Помимо общих критериев оценивания личного письма для каждого задания разрабатываются дополнительные схемы оценивания каждого задания. Например, для задания

You have received a letter from your English-speaking pen friend Martin.

… My best friend had a birthday party last weekend. We went on a picnic. There were lots of people and it was great. And when is your birthday? How do you usually celebrate it? What present would you like to get for your next birthday? …

 Write him a letter and answer his 3 questions.

 Write 100-120 words. Remember the rules of letter writing.

дополнительная схема оценивания выглядит следующим образом: см. приложение 1. В дополнительной схеме в кратком виде представлены критерии оценивания и их основные параметры, на которые следует обратить внимание при анализе личного письма. Данная схема помогает эксперту объективно оценить работу и выставить соответствующую оценку.


 

Вопросы для самоконтроля. 1. С какой целью проводится ОГЭ по иностранным языкам? 2. Какова продолжительность экзамена? Сколько времени рекомендуется учащимся отвести на написание личного письма? 3. Какое максимальное количество баллов может набрать учащийся за выполнение всей работы? Каково максимальное количество за выполнение задания по письменной речи? 4. По каким критериям оценивается личное письмо учащихся? 5. За какой критерий выставляется максимальное/минимальное количество баллов? 6. Получение «0» баллов за какой критерий оценивания означает получение «0» баллов за личное письмо? 7. Каким образом считается объем письма? 8. Для чего дается дополнительная схема оценивания задания по письменной речи?












Дата: 2019-04-23, просмотров: 249.