Глава 1. Педагогика как наука.............................................................9
1.1. Объект и предмет педагогической науки..........................................9
1.2. Задачи педагогической науки...........................................................15
1.3. Структура педагогической науки....................................................23
1.4. Связь педагогической науки с другими науками............................28
Вопросы и задания для самоконтроля...................................................31
Литература для самостоятельной работы.............................................31
Глава 2. Методология и методы педагогических исследований.................................................................................................32
2.1. Понятие "методология" педагогической науки...............................32
2.2. Научное исследование в педагогике, его методологические характеристики................................................................................................35
2.3. Логика педагогического исследования...............................................38
2.4. Методы исследования......................................................................42
2.5. Методологическое обеспечение преобразований в педагогике.......................................................................................................50
Вопросы и задания для самоконтроля.................'..................................55
Литература для самостоятельной работы.............................................55
Глава 3. Целеполагание в педагогике................................................57
3.1. Понятие цели воспитания................................................................57
3.2. Цель воспитания и задачи воспитания............................................62
3.3. Цель воспитания и мотив профессиональной деятельности воспитателя.....................................................................................................65
3.4. Педагогические цели и образовательные стандарты …………….69
Вопросы и задания для самоконтроля...................................................72
Литература для самостоятельной работы.............................................72
Глава 4. Развитие, воспитание и социализация личности..............73
4.1. Условия развития личности.............................................................73
4.2. Взаимосвязь развития и воспитания учащихся..............................76
4.3. Взаимосвязь развития и обучения...................................................79
4.4. Становление личности в процессе социализации...........................82
Вопросы и задания для самоконтроля...................................................86
Литература для самостоятельной работы.............................................86
РАЗДЕЛ П. ДИДАКТИКА
Глава 5. Дидактика как педагогическая теория обучения...............87
5.1. Общее понятие о дидактике................................................................87
5.2. Объект и предмет дидактики...........................................................88
5.3. Задачи и функции дидактики, ее понятийный состав................................................................................................................93
5.4. Основные дидактические концепции..............................................96
5.5. Становление современной дидактической системы………………99
Вопросы и задания для самоконтроля....................................................108
Литература для самостоятельной работы............................................109
Глава 6. Процесс обучения как целостная система........................109
6.1. Понятие и сущность обучения......................................................109
6.2. Характеристика процесса обучения как целостной системы..........................................................................................................114
6.3. Цикличность процесса обучения...................................................117
6.4. Функции обучения..............................................................................123
6.5. Сущностная характеристика преподавания как деятельности..................................................................................................131
6.6. Учение как познавательная деятельность школьника в целостном процессе обучения.........................................................................................136
6.7. Деятельность учителя и ученика в различных видах обучения............................................................................................................145
6.8. Формирование самостоятельности учащихся в процессе обучения..........................................................................................................148
6.9. Технология обучения........................................................................154
6.10. Информатизация образования......................................................157
Вопросы и задания для самоконтроля..................................................158
Литература для самостоятельной работы..............................................159
Глава 7. Принципы обучения...................................,............................159
7.1. Принципы обучения как категории дидактики..............................159
7.2. Законы и закономерности обучения...............................................162
7.3. Характеристика принципов обучения............................................165
Вопросы и задания для самоконтроля...................................................170
Литература для самостоятельной работы.............................................171
Глава 8. Содержание общего образования.......................................171
8.1. Понятие и сущность содержания образования..............................171
8.2. Источники и факторы формирования содержания школьного образования....................................................................................................176
8.3. Проблема введения образовательных стандартов
в общеобразовательной школе...............................................................180
8.4. Учебный план средней общеобразовательной школы.............................................................................................................182
8.5. Характеристика учебных программ, учебников
и учебных пособий.................................................................................185
8.6. Стратегия развития вариативного образования
в России.....................................................................................................188
Вопросы и задания для самоконтроля..................................................190
Литература для самостоятельной работы............................................190
Глава 9. Методы обучения в школе...................................................191
9.1. Понятие и сущность метода и приема обучения………………….191
9.2. Из истории развития методов обучения........................................193
9.3. Классификация методов обучения.................................................195
9.4. Выбор методов обучения................................................................212
Вопросы и задания для самоконтроля..................................................213
Литература для самостоятельной работы............................................214
Глава 10. Средства обучения................................................................215
10.1. Понятие о средствах обучения.....................................................215
10.2. Средства общения.........................................................................219
10.3. Средства учебной деятельности...................................................223
10.4. Оборудование учебного кабинета................................................226
10.5. Технические средства обучения (ТСО).......................................229
Вопросы и задания для самоконтроля....................................................232
Литература для самостоятельной работы.............................................232
Глава 11. Формы организации учебного процесса в школе..........233
11.1. Понятие о формах организации обучении и основания их классификации...............................................................................................233
11.2. Формы организации обучения и их развитие в дидактике.......................................................................................................235
Вопросы и задания для самоконтроля..................................................245
Литература для самостоятельной работы..............................................245
Глава 12. Урок — основная форма организации обучения в современной школе.....................................................................................245
12.1. Урок как целостная система...........................................................245
12.2 Типология и структура уроков.......................................................248
12.3. Организация учебной деятельности учащихся на уроке................................................................................................................257
12.4. Система уроков по теме................................................................264
12.5. Другие формы организации обучения..........................................273
12.6. Подготовка учителя к уроку..........................................................277
12.7. Анализ и самооценка урока.............................................................282
Вопросы и задания для самоконтроля...................................................285
Литература для самостоятельной работы..............................................286
Глава 13. Проверка и оценка результатов обучения.........................286
13.1. Сущность контроля обучения как дидактического понятия..........................................................................................................286
13.2. Методы и формы контроля..........................................................288
13.3. Оценка знаний учащихся ................................................................292
13.4. Неуспеваемость учащихся............................................................296
Вопросы и задания для самоконтроля..................................................297
Литература для самостоятельной работы............................................298
Дата: 2019-04-23, просмотров: 195.