Понятие, предмет, метод и структура психологии. Отрасли психологии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Ответы по психологии.

Понятие, предмет, метод и структура психологии. Отрасли психологии.

Психология — это об­ласть знаний о внутреннем (психическом) мире челове­ка и животных, то есть наука о психике. Предмет психологии — это происхождение, законо­мерности развития и функционирования психики чело­века и животных. Методы психологии:

методы сбора информации (наблюдение, изучение ре­зультатов деятельности, изучение документов, метод оп­роса, метод тестов, эксперимент, биографический метод).

методы обработки данных (статистический анализ, другие математические методы).

методы психологического воздействия (дискуссия, тре­нинг, формирующий эксперимент, убеждение, внуше­ние, релаксация и другие).

Структура современной психологии:

· общая психология. Носит фундаменталь­ный характер. Она изучает общие фундамен­тальные свойства, качества и состояния пси­хики, формулирует принципы и понятия, которыми руководствуются специальные психологические дисциплины;

· дифференциальная психология. Выявля­ет индивидуальные различия людей и предпо­сылки их развития;

· генетическая психология. Изучает на­следственные механизмы психики поведения человека;

· сравнительная психология. Исследует фило­генетические формы психической жизни людей, сопоставляет психику животных и людей;

· социальная психология. Занимается ис­следованием психических явлений, которые возникают в процессе взаимодействия людей;

· психология аномального развития (пато­психология). Изучает отклонения в развитии психики;

· медицинская психология. Изучает психо­логические особенности деятельности вра­ча и больного, разрабатывает психологиче­ские методы лечения больного;

· юридическая психология. Занимается ис­следованием психологических особенностей поведения участников уголовного процесса;

· военная психология. Изучает поведение человека в условиях военных действий, психо­логические стороны взаимодействия коман­диров и подчиненных, психологические проблемы управления боевой техникой;

· психология спорта. Рассматривает психо­логические аспекты личности и деятельно­сти спортсменов;

· психология торговли. Выясняет психоло­гические особенности воздействия рекламы, индивидуальные восприятия товаров и дру­гие особенности спроса;

· психология научного творчества. Изуча­ет особенности творческой личности и фак­торы, которые стимулируют творческую актив­ность.

 

Воображение. Его виды и механизмы.

Воображение - психический процесс создания новых образов на основе прошлого опыта. Является видом психической деятельности человека, т.е предвосхищая заранее цель своей деятельности, человек тем самым развивал свое воображение.

Виды воображения:

· По наличию цели: непроизвольное – непреднамеренное (отсутствует цель) и без волевых усилий создание новых образов; произвольное – целенаправленное, преднамеренное использование человеком своего опыта и реконструкция их в новые образы.

· По критерию оригинальности создаваемых образов: воссоздающее или репродуктивное – формирование новых образов на основе описания или условного изображения. творческое или продуктивное – создание совершенно новых, оригинальных, не имеющих аналогов образов. Творческое воображение называют фантазией, когда в новом образе отдельные элементы находятся в необычном, часто нереальном сочетании (чудовища). Иногда выделяют: пассивное и активное воображение. Мечта может выступать формой пассивного воображения (как у Манилова), но мечта может относится и к активной форме, если будет воплощаться в жизнь.

Механизмы (операции) процесса В: 1.

· Агглютинация (склеивание)- механическое не реальное объединение частей, свойств различных несовместимых предметов (русалки, кентавр);

· Гиперболизация (преувеличение) – предметов, их качеств, количества элементов и т.д (Буратино, шаржы);

· Аналогия – многие орудия труда были сделаны по аналогии с рукой человека (грабли);

· Типизация – в новом образе фиксируется наиболее существенные, значимые признаки или свойства определенных групп объектов (модели – красивые женщины).

Речь. Ее функции и виды.

Речь – один из видов коммуникативной деятельности, осуществляемой в форме языкового общения. Каждый человек пользуется родным языком для выражения своих мыслей и понимания мыслей, высказанных другими.

В психической жизни человека речь выполняет ряд функций. Прежде всего она является средством общения(коммуникативная функция), т. е. передачи информации, и выступает как внешнее речевое поведение, направленное на контакты с другими людьми. В коммуникативной функции речи выделяются три стороны:

· информационная, которая проявляется в передаче общественного опыта и знаний;

· выразительная, помогающая передать чувства и отношения говорящего к предмету сообщения;

· волеизъявительная, направленная на то, чтобы подчинить слушателя замыслу говорящего. Будучи средством общения, речь служит и средством воздействия одних людей на других (поручение, приказ, убеждение).

Речь также выполняет функцию обобщения и абстрагирования. Эта функция связана с тем, что слово обозначает не только отдельный, конкретный предмет, но и целую группу сходных предметов и всегда является носителем их существенных признаков. Обобщая в слове воспринимаемое явление, мы одновременно абстрагируемся от ряда конкретных признаков.

Различают две формы речи – внешнюю (громкую) и внутреннюю (скрытую) речь (думание).

Внешняя речь включает несколько психологически своеобразных видов речи: устную, или разговорную (монологическую и диалогическую), и письменную, которой человек овладевает, осваивая грамоту – чтение и письмо.

Самым древним видом речи является устная диалогическая речь. Диалог – это непосредственное общение двух или нескольких людей, которое протекает в форме разговора или обмена репликами по поводу происходящих событий.

Монологическая речь – длительное изложение системы мыслей, знаний одним лицом.

Письменная речь является разновидностью монологической речи, но она еще более развернута, чем устная монологическая речь. Это обусловлено тем, что письменная речь не предполагает обратной связи с собеседником и не имеет никаких дополнительных средств воздействия на него, кроме самих слов, их порядка и организующих предложение знаков препинания.

Внутренняя речь не является средством общения. Это особый вид речевой деятельности, формирующийся на основе внешней. Во внутренней речи формируется и существует мысль, она выступает как фаза планирования деятельности.

 

Мотивация деятельности.

Мотивация - это совокупность побуждающих факторов, определяющих активность личности; к ним относятся мотивы, потребности, стимулы, ситуативные факторы, которые детерминируют поведение человека.

В мотивационной сфере выделяются:

§ мотивационная система личности — общая (целостная) организация всех побудительных сил деятельности, лежащих в основе поведения человека, которая включает в себя такие компоненты, как потребности, собственно мотивы, интересы, влечения, убеждения, цели, установки, стереотипы, нормы, ценности и др.;

§ мотивация достижения — потребность в достижении высоких результатов поведения и удовлетворении всех других потребностей;

§ мотивация самоактуализации — высший уровень в иерархии мотивов личности, состоящий в потребности личности к наиболее полной реализации своего потенциала, в потребности самореализации себя.

В психологии принято выделять следующие виды мотивации человека:

· Внешняя мотивация – это мотивация, которая не связана с содержанием какой-то деятельности, а обусловлена внешними для человека обстоятельствами (участие в соревнованиях, чтобы получить награду и т.п.).

· Внутренняя мотивация – это мотивация, связанная с содержанием деятельности, но не с внешними обстоятельствами (занятия спортом, потому что это доставляет положительные эмоции т.п.)

· Отрицательная мотивация – это мотивация, основанная на отрицательных стимулах (если я не буду капризничать, то родители не будут меня ругать и т.п.)

· Положительная мотивация – это мотивация, основанная на положительных стимулах (если я не буду капризничать, то родители дадут мне поиграть в компьютерную игру и т.п.)

 

Чувства. Виды чувств.

Чувства – высший продукт культурно-эмоционального развития человека. По силе стремления к объекту выделяются страсти и увлечения.

Особую группу чувств составляют высшие чувства: нравственные, эстетические и интеллектуальные.

Моральным (нравственным) чувством называется эмоциональное отношение личности к поведению людей и своему собственному.

Среди моральных чувств особо следует выделить чувство товарищества и дружбы, чувство долга и совести.

Переживания, возникающие в процессе умственной деятельности, называют интеллектуальными чувствами. Любопытство, любознательность, удивление, уверенность в правильности решения задачи и сомнение при неудаче , чувство нового, побуждающее к поискам более глубоких знаний – вот примеры такого чувства.

Интеллектуальные чувства выражают отношение человека к своим мыслям, процессу и результатам интеллектуальной деятельности. Интеллектуальные чувства связаны с умственной, познавательной деятельностью человека и постоянно сопровождают ее.

К интеллектуальным чувствам относятся и чувства юмора и иронии, в которых выступает отношение человека к познанному и оцененному им объекту.

Эстетические чувства возникают и развиваются при восприятии и создании человеком прекрасного.

 

Ответы по психологии.

Понятие, предмет, метод и структура психологии. Отрасли психологии.

Психология — это об­ласть знаний о внутреннем (психическом) мире челове­ка и животных, то есть наука о психике. Предмет психологии — это происхождение, законо­мерности развития и функционирования психики чело­века и животных. Методы психологии:

методы сбора информации (наблюдение, изучение ре­зультатов деятельности, изучение документов, метод оп­роса, метод тестов, эксперимент, биографический метод).

методы обработки данных (статистический анализ, другие математические методы).

методы психологического воздействия (дискуссия, тре­нинг, формирующий эксперимент, убеждение, внуше­ние, релаксация и другие).

Структура современной психологии:

· общая психология. Носит фундаменталь­ный характер. Она изучает общие фундамен­тальные свойства, качества и состояния пси­хики, формулирует принципы и понятия, которыми руководствуются специальные психологические дисциплины;

· дифференциальная психология. Выявля­ет индивидуальные различия людей и предпо­сылки их развития;

· генетическая психология. Изучает на­следственные механизмы психики поведения человека;

· сравнительная психология. Исследует фило­генетические формы психической жизни людей, сопоставляет психику животных и людей;

· социальная психология. Занимается ис­следованием психических явлений, которые возникают в процессе взаимодействия людей;

· психология аномального развития (пато­психология). Изучает отклонения в развитии психики;

· медицинская психология. Изучает психо­логические особенности деятельности вра­ча и больного, разрабатывает психологиче­ские методы лечения больного;

· юридическая психология. Занимается ис­следованием психологических особенностей поведения участников уголовного процесса;

· военная психология. Изучает поведение человека в условиях военных действий, психо­логические стороны взаимодействия коман­диров и подчиненных, психологические проблемы управления боевой техникой;

· психология спорта. Рассматривает психо­логические аспекты личности и деятельно­сти спортсменов;

· психология торговли. Выясняет психоло­гические особенности воздействия рекламы, индивидуальные восприятия товаров и дру­гие особенности спроса;

· психология научного творчества. Изуча­ет особенности творческой личности и фак­торы, которые стимулируют творческую актив­ность.

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 174.