Б1.Б.13.1 ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО (часть первая)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Федеральное государственное автономное

образовательное учреждение высшего образования

«Казанский (Приволжский) федеральный университет»

Юридический факультет

Кафедра гражданского права

 

 

УТВЕРЖДАЮ:

декан юридического факультета

 

________________ Л.Т. Бакулина

"_____"________________2017 г.

 

 

Фонд оценочных средств по дисциплине

Б1.Б.13.1 ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО (часть первая)

 

 

Специальность:

Юриспруденция

 

Квалификация (степень) выпускника – бакалавр

Форма обучения – заочная

 

Принято на заседании кафедры гражданского имательского права

(протокол № _______ от «24» мая 2017 г.)

Зав. кафедрой к.ю.н., доц. К.М. Арсланов

 

Утверждено Учебно-методической комиссией юридического факультета

(протокол №____ от «____» ____________ 2017 г.)

Председатель комиссии к.ю.н., доц. О.А. Чепарина

 

Казань – 2017


Составитель фонда оценочных средств:

 

кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права юридического факультета КФУ, доцент Ахметьянова З.А.




Общие положения

 

Фонд оценочных средств является неотъемлемой частью нормативно-методического обеспечения системы оценки результата освоения студентами Юридического факультета основной образовательной программы по дисциплине Б1.Б.13.1 Гражданское право (часть первая).

Фонд оценочных средств представляет собой совокупность контрольно-измерительных материалов, контрольно-оценочных средств и методов их использования, предназначенных для измерения уровня достижения студентом установленных результатов обучения и отраженных в приложении «Структура фонда оценочных средств основной образовательной программы» к учебному плану, разработанному по ФГОС. Фонд оценочных средств используется при проведении текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации студентов. ФОС входит в состав учебно-методического комплекса по дисциплине Б1.Б.13.1 Гражданское право (часть первая). Целью формирования Фонда оценочных средств является создание инструмента, позволяющего установить соответствие уровня подготовки студента на данном этапе обучения требованиям ФГОС ВО по данной дисциплине.

Задачи Фонд оценочных средств:

- контроль процесса освоения студентом уровня сформированной компетенций, определенных в образовательном стандарте по дисциплине;

- контроль и управление достижением студентом целей реализации образовательной программы, определенных в виде набора соответствующих знаний, умений, навыков, компетенций;

- оценка достижений студента в процессе изучения дисциплины.

Фонд оценочных средств по дисциплине включает следующие составляющие: титульный лист, план-график проведения контрольно-оценочных мероприятий на весь срок изучения дисциплины; зачетно-экзаменационные материалы (вопросы к экзамену и/или зачету), комплекты оценочных средств, критерии формирования оценок по каждому оценочному средству.



Паспорт фонда оценочных средств

 

№ п/п Контролируемые компетенции Оценочные средства
1 ОК-1 Задания для контрольной работы, тестирование, экзамен
2 ОПК-1 Задания для контрольной работы, тестирование, экзамен
3 ПК-3 Задания для контрольной работы, тестирование, экзамен
4 ПК-4 Задания для контрольной работы, тестирование, экзамен
5 ПК-5 Задания для контрольной работы, тестирование, экзамен

 

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости,

Промежуточной аттестации

 

Текущая проверка качества усвоения знаний осуществляется в течение двух семестров как в устной (семинарские (практические) аудиторные занятия по расписанию), так и в письменной форме (контрольная работа, тестовые задания). Промежуточный контроль осуществляется в виде тестирования и защиты контрольной работы.

Учебный план предполагает обучение в течение двух семестров с промежуточной формой контроля в виде зачета и итоговой формой контроля в виде экзамена, на которых проверяются знания теоретического материала и знание практических проблем.



Задания контрольной работы

 

Изучение дисциплины «Гражданское право» (часть первая) предполагает самостоятельное написание студентами заочной формы обучения контрольной работы с последующей ее защитой. Выполнение контрольных работ является важным способом контроля за изучением студентами данной дисциплины, степенью освоения соответствующего материала.

Задания для контрольных работ составлены таким образом, что первый вопрос каждого варианта является теоретическим, второй предполагает выполнение задания в виде составления схемы, таблицы, приведения примеров конкретных правовых норм и т.п., а третий – решение конкретной практической задачи[1].

Основой ответов на теоретические вопросы послужат источники рекомендованной учебной и иной специальной литературы, подкрепленные соответствующими положениями нормативных правовых актов. При решении практических заданий следует свой ответ обосновать, опираясь на положения действующего законодательства (ссылка на источник обязательна). При этом должна использоваться и иная учебная и специальная литература.

Контрольная работа должна быть оформлена в соответствии со следующими требованиями: все страницы работы должны быть пронумерованы и обязательно иметь поля для замечаний; в конце работы необходимо привести список использованных нормативных правовых актов, материалов судебной практики и специальной литературы, состоящий из трех частей:

I. Нормативно-правовые акты (использованные законодательные и иные нормативные правовые акты с указанием даты принятия и источника опубликования);

II. Материалы судебной практики (постановления, определения, решения и иные акты судебных органов с указанием даты и источника);

III. Специальная литература (учебники, учебные пособия, монографии, научные статьи и иные источники специальной литературы с указанием автора, названия работы, места и года издания).

В конце работы следует поставить дату выполнения работы и подпись.

Контрольная работа должна быть представлена для проверки и рецензирования в установленный срок, не позднее первого дня начала очередной сессии.

После рецензирования преподавателем работа возвращается студенту вместе с рецензией для ее последующей защиты (если работа к ней допускается). Если же работа к защите не допускается, ее следует доработать в соответствии с указанными замечаниями, после чего представить на рецензию повторно.

Контрольная работа выполняется по одному из предложенных девяти вариантов, которые распределяются для выполнения студентами в алфавитном порядке. Замена вариантов не допускается (в противном случае работа возвращается без рецензирования).

Студенты, фамилии которых начинаются на буквы:

«А», «Б», «В» – выполняют, соответственно, I вариант задания,

«Г», «Д», «Е» –      II вариант,

«Ж», «З», «И» –     III вариант,

«К», «Л», «М» –              IV вариант,

«Н», «О», «П» –     V вариант,

«Р», «С», «Т» –      VI вариант,

«У», «Ф», «Х» –     VII вариант,

«Ц», «Ч», «Ш» –             VIII вариант,

«Щ», «Э», «Ю», «Я» – IX вариант.

 

Вариант 1

 

Задание 1. Понятие и состав гражданского правоотношения.

1) Понятие гражданского правоотношения, его особенности.

2) Элементы гражданского правоотношения, их общая характеристика.

3) Основания возникновения, изменения и прекращения гражданских правоотношений.

Задание 2.

Составьте схему: «Виды ограниченных вещных прав».

Задание 3.

Решите задачу:

2 июня Елагина приобрела в универмаге зимние сапоги. Спустя не­сколько дней к ней пришла в гости подруга и убедила ее в том, что сапоги такого фасона уже выходят из моды и ей следует купить более подходя­щую пару.

18 июня Елагина пришла в универмаг и попросила обменять купленные сапоги на другую модель. Однако работники универмага отказались это сделать, сославшись на пропуск Елагиной установленного Законом РФ «О защите прав потребителей» 14-дневного срока.

Елагина настаивала на своих требованиях, указывая, что: а) 16 и 17 июня универмаг был закрыт в связи с выходными днями; б) 12 июня был государственный праздник; в) в период с 8 по 15 июня она была больна, что подтверждается больничным листом. Кроме того, по ее мнению, о пропуске срока в данном случае вообще говорить не приходится, так как исчисление соответствующего срока должно начинаться со времени наступления зимнего сезона.

Кто прав в данном споре? Изменится ли решение задачи, если Елагина обратилась бы в универмаг соответственно 15 или 19 июня?

 

Вариант 2

 

Задание 1. Сделки в гражданском праве.

1) Понятие и признаки сделки.

2) Виды сделок, их классификации.

3) Условия действительности сделок. Форма сделки.

Задание 2.

Используя различные основания классификации, составить схему «Виды гражданских правоотношений».

Задание 3.

Решите задачу:

Борисова обратилась в суд с заявлением об объявлении ее бывшего мужа умершим. В заявлении она указала, что сведений о месте пребывания Борисова она не имеет более 5 лет, до этого он уклонялся от уплаты алиментов, в связи с чем был объявлен его розыск.

Суд на основании заявления Борисовой и справки жилищной конторы с места последнего жительства Борисова вынес решение о признании его безвестно отсутствующим и разъяснил заявительнице, что через четыре года после вступления в силу решения о признании Борисова безвестно отсутствующим она может подать заявление в суд об объявлении его умершим.

Правильное ли решение вынес суд?

 

Вариант 3

 

Задание 1. Осуществление гражданских прав и исполнение обязанностей.

1). Понятие, принципы и способы осуществления субъективных гражданских прав.

2). Пределы осуществления гражданских прав. Злоупотребление правом, его правовые последствия.

3). Понятие, принципы и способы исполнения субъективных гражданских обязанностей.

Задание 2.

Определите, какое имущество может быть отнесено к общей собственности супругов:

- автомобиль, купленный мужем до вступления в брак;

- право на использование компьютерной программы, автором которой является жена;

- право на получение дивидендов по акциям;

- денежный вклад в коммерческом банке;

- золотые кольца, подаренные супругами друг другу;

- ковёр и диван, подаренные родителями мужа после свадьбы и регистрации брака;

- дача и гараж, приобретенные на доходы мужа после вступления в брак;

- шуба жены;

- денежные долги мужа.

Задание 3.

Решите задачу:

Между обществом с ограниченной ответственностью и строительной фирмой заключен договор, по которому строительная фирма обязывалась отремонтировать офис общества, а общество обязано было предоставить все необходимые материалы и оплатить стоимость ремонта. Работы следовало завершить за один месяц, начиная с 1 июня.

Строители своевременно приступили к выполнению работ, однако с 15 июня прекратили все работы, поскольку выяснилось, что у общества нет средств для оплаты выполненных работ.

Кроме того, общество не смогло предоставить необходимые материалы и попросило завершить работы из материалов строительной фирмы в установленный срок. На указанную просьбу фирма ответила отказом. Тогда общество объявило о расторжении договора и пригласило другую организацию для завершения работ, отнеся все расходы на подрядчика.

Правомерны ли действия общества?

 

Вариант 4

 

Задание 1. Ценные бумаги как объекты гражданских прав.

1) Понятие и признаки ценной бумаги.

2) Документарные ценные бумаги: понятие, признаки, виды. Передача прав по ценной бумаге.

3) Бездокументарные ценные бумаги: понятие, признаки, виды.

Задание 2.

В Гражданском кодексе РФ найдите и выпишите нормы, закрепляющие правила о том, когда, в каких случаях конклюдентные действия и молчание могут рассматриваться как форма заключения сделки.

Задание 3.

Решите задачу:

После смерти матери Иванова получила по наследству жилой дом. По­скольку Иванова уже имела жилой дом для проживания, она решила продать полученный по наследству дом.

Считая свою жену недостаточно практичной, муж получил от нее расписку, в которой она обязалась продать дом только с его согласия. Через некоторое время муж уехал в командировку. В его отсутствие Иванова продала дом Ларионову.

Вернувшись из командировки и узнав о продаже дома, Иванов потребовал от Ларионова доплатить 30% стоимости цены, за которую дом продан, либо возвратить дом, отчужденный без его согласия.

Ларионов отказался как от доплаты, так и от возврата дома, пояснив, что цена была определена Ивановой, являющейся собственником дома. Иванов предъявил в суде иск к Ивановой и Ларионову о признании сделки недействительной. В исковом заявлении он ссылался на то, что его жена совершила сделку в нарушение принятых на себя письменных обязательств.

Какое решение должен вынести суд?

 

Вариант 5

 

Задание 1. Публично-правовые образования как субъекты гражданских прав.

1) Понятие, содержание и особенности гражданской правосубъектности публично-правовых образований.

2) Формы участия публично-правовых образований в гражданском обороте. Органы, уполномоченные публично-правовыми образованиями на участие в гражданских правоотношениях от их имени.

3) Особенности гражданско-правовой ответственности публично-правовых образований.

Задание 2.

Составить схему «Классификация вещей», отразив в ней различные основания (критерии) классификации.

Задание 3.

Решите задачу:

Старший научный сотрудник института Васильев подарил институту библиотеку специальной литературы, которую он собирал в течение всей жизни. О своем даре он объявил на заседании ученого совета института, а также в интервью, опубликованном в институтской многотиражке.

Поскольку книг было много и перевезти их сразу было сложно, Ва­сильев осуществлял их перевозку небольшими партиями. Не успев передать все книги, Васильев скончался. Его сын, являясь единственным наследником по закону, в ответ на просьбу директора института передать оставшиеся книги, потребовал возвратить все ранее переданные его отцом книги, ссылаясь на то, что договор между его отцом и институтом не был надлежащим образом оформлен.

В суде, где рассматривался данный спор, институт предъявил акт принятия на баланс книг, переданных Васильевым в дар институту, под­писанный заведующим библиотекой института и утвержденный дирек­тором института.

Как следует разрешить возникший спор?

 

Вариант 6

 

Задание 1. Право собственности юридических лиц.

1) Понятие, субъекты и содержание права собственности юридических лиц.

2) Право собственности коммерческих организаций.

3) Право собственности некоммерческих организаций.

Задание 2.

В Гражданском кодексе РФ найдите и выпишите нормы, предусматривающие применение субсидиарной, долевой и совместной ответственности (по три примера).

Задание 3.

Решите задачу:

Автор-исполнитель Беренбаум, находясь в гостях у своего друга Кула­гина, исполнил новую песню, ранее еще нигде не исполнявшуюся. Сын Кулагина, занимавшийся в музыкальной школе, запомнив текст, на слух подобрал музыку и исполнил песню на конкурсе молодых исполнителей. Песня была записана и в дальнейшем неоднократно воспроизводилась на кассетах. При составлении альбома молодых исполнителей студия звукозаписи решила включить ее в сборник, однако Беренбаум, узнав об этом, потребовал заключить с ним договор об использовании его произведения.

Представитель студии заявил, что никаких сведений, подтверждающих авторство Беренбаума, у них не имеется, первым же исполнителем является сын Кулагина. Если Беренбаум сможет подтвердить, что именно он является автором песни, то студия, может быть, заключит с ним договор об использовании произведения.

Кто прав в данном споре?

 

Вариант 7

 

Задание 1. Нематериальные блага как объекты гражданских прав.

1) Понятие и признаки нематериальных благ.

2) Осуществление и защита личных неимущественных прав.

3) Честь, достоинство и деловая репутация как объекты гражданских прав.

Задание 2.

В Гражданском кодексе РФ найдите и выпишите нормы, в которых предусматривается случаи безвиновной ответственности.

Задание 3.

Решите задачу:

Члены крестьянских хозяйств, расположенных в соседних деревнях, –Максутова и Мыльникова – заключили договор о продаже коровы. Деньги за корову Максутова получила сполна. Поскольку Мыльникова не заготовила для коровы кормов, женщины договорились, что корова останется у Максутовой и в мае, не позднее 20-го числа, будет доставлена продавцом покупателю.

В мае Максутова тяжело заболела и смогла отправиться с коровой в соседнюю деревню лишь в первых числах июня. Перегоняя корову через мостик, Максутова поскользнулась и упала вместе с коровой в реку. Максутова и корова погибли.

Мыльникова потребовала от членов крестьянского хозяйства, в который входила Максутова, возврата денег, уплаченных за корову. Члены крестьянского хозяйства с этим не согласились и, в свою очередь, стали требовать от Мыльниковой возмещения расходов на прокорм коровы.

Решите дело.

Вариант 8

Задание 1. Прекращение гражданско-правовых обязательств.

Задание 2.

На основе положений Раздела VII Гражданского кодекса РФ составить две схемы:

1) «Объекты интеллектуальной собственности»,

2) «Средства индивидуализации».

Задание 3.

Решите задачу:

Лебедев предъявил иск к гостинице «Юбилейная» о взыскании сто­имости пальто, костюма и электробритвы, которые были похищены у не­го во время проживания в гостинице.

Гостиница возражала против иска, ссылаясь на то, что Лебедев находился в общем номере и в соответствии с распоряжением администрации гостиницы должен был сдать свои вещи в камеру хранения, работающую в гостинице круглосуточно. В указанном распоряжении говорится также, что администрация не несет ответственности за пропажу из номеров гостиницы вещей, не сданных в камеру хранения. Это распоряжение вывешено в гостинице на видном месте, и Лебедев не мог не знать об установленных в гостинице правилах.

Адвокат Лебедева обратил внимание суда на то, что распоряжение ад­министрации гостиницы не является нормативным актом и противоречит ст. 925 ГК РФ, в соответствии с которой гостиница отвечает как хранитель и без особого о том соглашения с проживающим в ней лицом (постояльцем) за утрату, недостачу или повреждение его вещей, внесенных в гостиницу.

Представитель гостиницы, в свою очередь, сослался на п. 31 Правил проживания в гостиницах города, утвержденных главой администрации города, в котором сказано, что гостиница не отвечает за утрату вещей, не сданных на хранение.

Какое решение должен вынести суд?

 

Вариант 9

 

Задание 1. Гражданско-правовой договор.

1) Понятие и значение гражданско-правового договора. Свобода договора.

2) Содержание гражданско-правового договора: существенные и иные условия.

3) Форма и порядок заключения договора.

Задание 2.

В Гражданском кодексе РФ найдите и выпишите нормы, указывающие на возможность применения обычая в качестве источника гражданского права.

Задание 3.

Решите задачу:

Гражданин Гусев подал заявление в жилищный орган на приватизацию занимаемой им по договору жилищного найма двухкомнатной квартиры. Оформление документов затянулось, а вскоре Гусев скончался. Все свое имущество Гусев завещал своей ученице Мельниковой.

Вступив в права наследования, Мельникова обратилась в жилищный орган для переоформления прав на квартиру. Мельниковой ответили, что, поскольку документы на приватизацию не были оформлены, право собст­венности у Гусева на квартиру не возникло. Претендовать же на получение квартиры в пользование по договору найма Мельникова не вправе.

Мельникова предъявила в суде иск об обязании жилищного органа ис­полнить обязанности по договору приватизации, заключенному с гражда­нином Гусевым, обосновывая свое требование тем, что, будучи единственной наследницей, она является правопреемником Гусева по всем заключенным им договорам.

Представитель жилищного органа утверждал, что договор приватиза­ции жилого помещения не относится к числу гражданско-правовых дого­воров, поскольку он основан не на равенстве сторон, а на административ­ном подчинении одной стороны другой. К административным же право­отношениям правила о наследственном правопреемстве не применяются.

Кто прав в данном споре?

 

Экзамен

 

Рейтинговым показателем на экзамене является оценка за ответ на экзамене, который может быть оценен на «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно», с выставлением в зачетную книжку и экзаменационную ведомость.

В случае неудовлетворительной оценки на экзамене студент имеет право пересдать экзамен в течение дополнительной сессии.

 

Федеральное государственное автономное

образовательное учреждение высшего образования

«Казанский (Приволжский) федеральный университет»

Юридический факультет

Кафедра гражданского права

 

 

УТВЕРЖДАЮ:

декан юридического факультета

 

________________ Л.Т. Бакулина

"_____"________________2017 г.

 

 

Фонд оценочных средств по дисциплине

Б1.Б.13.1 ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО (часть первая)

 

 

Специальность:

Юриспруденция

 

Квалификация (степень) выпускника – бакалавр

Форма обучения – заочная

 

Принято на заседании кафедры гражданского имательского права

(протокол № _______ от «24» мая 2017 г.)

Зав. кафедрой к.ю.н., доц. К.М. Арсланов

 

Утверждено Учебно-методической комиссией юридического факультета

(протокол №____ от «____» ____________ 2017 г.)

Председатель комиссии к.ю.н., доц. О.А. Чепарина

 

Казань – 2017


Составитель фонда оценочных средств:

 

кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права юридического факультета КФУ, доцент Ахметьянова З.А.




Общие положения

 

Фонд оценочных средств является неотъемлемой частью нормативно-методического обеспечения системы оценки результата освоения студентами Юридического факультета основной образовательной программы по дисциплине Б1.Б.13.1 Гражданское право (часть первая).

Фонд оценочных средств представляет собой совокупность контрольно-измерительных материалов, контрольно-оценочных средств и методов их использования, предназначенных для измерения уровня достижения студентом установленных результатов обучения и отраженных в приложении «Структура фонда оценочных средств основной образовательной программы» к учебному плану, разработанному по ФГОС. Фонд оценочных средств используется при проведении текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации студентов. ФОС входит в состав учебно-методического комплекса по дисциплине Б1.Б.13.1 Гражданское право (часть первая). Целью формирования Фонда оценочных средств является создание инструмента, позволяющего установить соответствие уровня подготовки студента на данном этапе обучения требованиям ФГОС ВО по данной дисциплине.

Задачи Фонд оценочных средств:

- контроль процесса освоения студентом уровня сформированной компетенций, определенных в образовательном стандарте по дисциплине;

- контроль и управление достижением студентом целей реализации образовательной программы, определенных в виде набора соответствующих знаний, умений, навыков, компетенций;

- оценка достижений студента в процессе изучения дисциплины.

Фонд оценочных средств по дисциплине включает следующие составляющие: титульный лист, план-график проведения контрольно-оценочных мероприятий на весь срок изучения дисциплины; зачетно-экзаменационные материалы (вопросы к экзамену и/или зачету), комплекты оценочных средств, критерии формирования оценок по каждому оценочному средству.



Дата: 2019-04-23, просмотров: 264.