ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Психологическое сопровождение процесса обучения детей с выраженными нарушениями интеллекта включает:

— изучение (диагностику) уровня развития детей;

— организацию индивидуальных и групповых занятий психолога с детьми;

— консультативную психологическую помощь педагогам;

— консультативную помощь родителям.

Важным элементом психологического сопровождения при обучении и воспитании детей с выраженным нарушением интеллекта является диагностика уровня их развития. Даже минимальные изменения в знаниях, характере выполнения действий, в общении и др. следует своевременно выявлять и на их основе строить дальнейшую работу. С результатами наблюдений необходимо знакомить родителей для координации совместных усилий психолога и воспитания в семье.

Выявив уровень сформированности и доступности тех или иных видов деятельности, психолог может судить об уровне развития психических процессов, их обеспечивающих, т. е. критерии доступности и сформированности тех или иных видов деятельности позволяют оценить зону актуального развития ребенка и выбрать содержание индивидуальных программ.

Психологическое обследование позволяет максимально индивидуализировать программы обучения детей, сделать наглядными их детей и четко отразить результаты усилий педагогов.

Работа в этом направлении с данной категорией детей требует оснащения соответствующим психологическим ин-


 


24


25


Глава 1 . Концепция , структура , план корр .- развивающей среды ...

струментарием, дидактическими пособиями, игровым материалом и т. п. Обязательным условием работы с детьми с выраженными интеллектуальными нарушениями является положительный эмоциональный настрой взрослых, адресованный ребенку (группе детей), готовность педагогов терпеливо и грамотно анализировать свою деятельность адекватно оценивать собственные усилия. В сфере деятельности практического психолога невозможно получить быстрый результат, так как развитие детей происходит очень медленно, но ребенка необходимо стимулировать к собственной деятельности, эмоционально реагировать на ситуации успеха.

Целью каждого образовательного этапа является переход от достигнутого ребенком успеха к тому, что ему еще предстоит освоить. При первоначальном психолого-педагогическом обследовании выявляется уровень сформированности простейших и более сложных представлений, умений и навыков к моменту поступления ребенка в школу (Образовательный центр, УВК, ПМС и др.).

Для организации работы с учащимися с выраженной умственной отсталостью целесообразно вести записи о продвижении детей в различных аспектах обучения, что помогает учителю, воспитателю, логопеду и другим специалистам, работающим с данной категорией учащихся, определить задачи и содержание работы в текущий период, оценить адекватность и эффективность проведенных коррекционных мероприятий. Запись достижений в тех или иных видах деятельности позволяет в наглядной форме представить родителям и педагогам реальные успехи детей.

При определении уровня развития ребенка оценивается качественное содержание доступных ему действий. Мы предлагаем оценивать результаты не в условных баллах, имея в виду число удачных попыток относительно общего количества ситуаций, требующих правильного действия, а реально присутствующий опыт деятельности. Как наиболее значимые мы выделяем следующие уровни осуществления деятельности:

— деятельность осуществляется на уровне совместных действий с педагогом;


Психологическое сопровождение процесса обучения детей ...

— деятельность осуществляется по подражанию;

— деятельность осуществляется по образцу;

— деятельность осуществляется по последовательной инструкции;

— деятельность осуществляется с привлечением внимания ребенка взрослым к предмету деятельности;

— самостоятельная деятельность;

— умение исправить допущенные ошибки.

Актуальный уровень выполнения деятельности ребенком отражается психологом в выводах при составлении перспективной индивидуальной программы для ребенка.

Для оценки степени дифференцированности отдельных действий и операций внутри целостной деятельности рекомендуется пользоваться следующей градацией и условными обозначениями:

— действие (операция) сформировано — «ДА»;

— действие осуществляется при сотрудничестве взрослого — «ПОМОЩЬ»;

— действие выполняется частично, даже с помощью взрослого — «ЧАСТИЧНО»;

— действие (операция) пока недоступно для выполнения — «НЕТ».

Примерный бланк регистрации содержания актуального опыта ребенка (образец)

 

Имя и фамилия ребенка





Галя Т.

Действие

Освоение действия

Когнитивные     1) Сенсорно-перцептивные действия     а) сосредоточение и концентрация взгляда на объект     б) перевод взгляда с одного объекта на другой Да  

 


26


27


Глава 1 . Концепция, структура, план корр.-развивающей среды ...


Психологическое сопровождение процесса обучения детей ...


 


Продолжение табл.

 

Имя и фамилия ребенка

Галя Т.

Действие






Освоение действия

в) сопровождение взглядом движущегося объекта Частично  
г) сопровождение взглядом передвигаемого самим ребенком объекта Частично  

Выводы психолога; рекомендации

 
2. Сенсорно-двигательные действия    
а) перемещение «косточек» по проволочной рамке Да  
б) переворачивание плоских предметов Да  
в) «адресация» предметов по форме Частично  
г) дифференциация форм по размерам Помощь  
д) использование пишущих предметов (мелок, грифель, карандаш, ручка) Частично  

Выводы психолога; рекомендации

 
3. Графомоторные навыки    
а) захватывание карандаша Да  
б) правильное удерживание карандаша Частично  
в) пространственные передвижения карандаша (вертикально, горизонтально, наклонно, кругообразно) Нет  
г) дифференциация символов в пределах программы (букв, цифр, знаков) Нет  

Выводы психолога; рекомендации

 
4. Навыки невербальной коммуникации    
а) установление визуального контакта с собеседником Да  
б) ориентация на лицо взрослого Да  
в) удерживание позы во время диалога (сидя, стоя) Да  
г) соблюдение коммуникативной и физической дистанции Помощь  
д) адекватное использование мимики и выражения лица Частично  

Продолжение табл.

 

Имя и фамилия ребенка

Галя Т.

Действие

Освоение действия

е) умение выражать желание жестами, мимикой Частично  

Выводы психолога; рекомендации

 
5. Общение и речь    
Восприятие и понимание речи    
— выполнение одного действия по словесной инструкции («Иди сюда») Да  
— выполнение двух действий по словесной инструкции («Иди сюда, посмотри на меня») Да  
— выполнение одного, двух, трех действий по словесной инструкции («Иди сюда, посмотри на меня, сядь») 1- Да 2-Да 3 — Помощь  
— выбрать названный предмет из двух Да  
— выбрать названный предмет из трех Да  
— принести названный предмет, выбрав из ряда объектов Частично  
— указать названную часть тела Частично  
— указать две и более названных частей тела Нет  
— указать названный цвет Помощь  
— указать большой или маленький предмет Помощь  
— показать названный предмет на картинке Да  
— выполнить инструкцию с числительным (Показать, где яблоко, два, три) Нет  
— найти парные предметы Частично  
— найти парные картинки Нет  
— убрать лишние по цвету, размеру, форме, материалу Нет  
— повторить предложение из 3-4 слов Помощь  
— назвать события рассказа в любом порядке Нет  
— назвать ключевые события рассказа в правильном порядке Нет  

 


28


29


Глава 1 . Концепция, структура, план корр.-развивающей среды ...


Психологическое сопровождение процесса обучения детей ...


 


Продолжение табл.


Продолжение табл.


 


             
 
 


Имя и фамилия ребенка

Галя Т.

Действие

Освоение действия

Выводы психолога; рекомендации

 
Хозяйственно-бытовые навыки    
1. Навыки самообслуживания    
а) знание наименований одежды Частично  
б) пространственное различение сторон одежды (лицевая, изнаночная) и умение правильно надевать ее Да  
в) самостоятельное раздевание Помощь  
г) различение обуви по схеме тела (правая, левая) Помощь  
д) самостоятельный прием пищи Да  
е) самостоятельное пользование туалетом Да  
ж) навыки личной гигиены Частично  

Выводы психолога; рекомендации

 
2. Назначение предметов обихода    
Для приготовления напитков — чайник — чай,кофе — молоко — заварной чайник — чашка — блюдце — стакан — сахарница — ложка Нет Да Нет Да Да Нет Да Помощь Да  

Выводы психолога; рекомендации

 
3. Приготовление холодной пищи    
— приготовление бутербродов из нарезан ных продуктов — пользование ножом — приготовление салатов — узнавание среди банок консервированных пищевых продуктов — использование консервного ножа Нет Нет Нет Нет Нет  

 

Имя и фамилия ребенка

Галя Т.

Действие

Освоение действия

— пользование плитой (газовой или электри ческой) — выбор кухонной посуды, другое... Нет Нет  

Выводы психолога; рекомендации

 
4. Стирка вещей    
— пользование раковиной — водопроводным краном — моющие средства — стиральная машина — одежда и цветные ткани Да Да Нет Нет Нет  
Выводы психолога; рекомендации    
5. Уборка помещения    
— щетки, совок — швабра — пылесос — выключатели, электророзетки — ведро — тряпка — моющие средства Помощь Помощь Помощь Нет Помощь Помощь Нет  

Выводы психолога; рекомендации

 
б. Определение видов пищевых продуктов    
— бакалеи (каши, хлеб) — мясные продукты (колбасы, сосиски) — яйца — молоко и молочные продукты (сыр, тво рог, кефир) — овощи — напитки, другое... Нет Нет Да Частично Помощь Помощь  

Выводы психолога; рекомендации

 
7. Определение видов упаковки продуктов    
— консервные банки — пакеты,коробки — бутылки — замороженные продукты — тюбики, другое... Нет Нет Нет Нет Нет  

 


30


31


Имя и фамилия ребенка















Галя Т.

Действие

Освоение действия

Выводы психолога; рекомендации

 
8. Использование денег    
— узнавание достоинства купюр и монет — ориентировка в стоимости товара — выбор необходимого товара — оплата и получение сдачи Нет Нет Нет Нет  

Выводы психолога; рекомендации

 
Социальные навыки    
1. Пользование телефоном    
— действия при поступлении звонка — умение вести разговор самостоятельно — знание телефонов экстренной помощи Нет Нет Нет  

Выводы психолога; рекомендации

 
2. Ориентация на проезжей части улицы    
— узнавание места перехода — распознавание сигналов светофора — меры предосторожности на улице Нет Нет Нет  

Выводы психолога; рекомендации

 
3. Пользование общественным транспортом    
— нахождение места остановки — чтение и узнавание номера маршрута — целевое ожидание на остановке — оплата проезда — распознавание конечного пункта поездки — соблюдение норм поведения в обществен ном транспорте Нет Нет Нет Нет Нет Нет  

Выводы психолога; рекомендации

 

 

После выявления у учащихся с выраженной умственной отсталостью первоначальных умений и навыков для каждого из них составляется индивидуальная программа обучения. Основой индивидуализации программы являются показатели развития ребенка (см. выше), которые нашли отражение в примерном бланке регистрации содержания актуального опыта ребенка. Результаты можно представить в виде психологического профиля развития ребенка. Обратимся к результатам приведенного примера.

Профиль развития ребенка с выраженной умственной отсталостью

 

Действия Уровень овладения

Когнитивные

Сенсорно-перцептивные По образцу
Сенсорно-двигательные По инструкции
Графомоторные навыки По подражанию
Навыки невербальной коммуникации С привлечением внимания
Общение и речь По образцу

Хозяйственно-бытовые

Навыки самообслуживания По подражанию
Знание назначения предметов обихода Частичное
Приготовление холодной пищи
Стирка вещей По инструкции
Уборка помещения По инструкции
Определение видов пищевых продуктов
Определение видов упаковки продуктов
Использование денег

Социальные

Пользование телефоном
Ориентация на проезжей части улицы
Пользование общественным транспортом

При поступлении в школу детей, ранее не находившихся в условиях систематического коррекционно-воспитательного


32


33


Глава 1 . Концепция, структура, план корр.-развивающей среды ...

воздействия, педагог сталкивается с проблемами поведения у части воспитанников. Для оценки динамики поведения ребенка используется следующая таблица, которая отражает работоспособность и характер активности ребенка в течение учебного дня и недели.

Примерные показатели активности и работоспособности ребенка

 

Время Понеде- льник Втор- ник Среда Чет- верг Пятница Всего
с 9 до 10 часов          
с 10 до 11 часов            
с 11 до 12 часов            
с 12 до 15 часов

Для детей более старшего возраста или посещающих группу продленного дня

Всего            

Условные обозначения:

V — действия по решению поставленной задачи;

х — действия вне задания;

• — аффективная реакция.

Приемы педагогического сотрудничества

Эффективность психологического сопровождения учебно- воспитательного процесса поднимается на качественно более высокий уровень в результате взаимодействия с родителями учащихся. Для оценки результатов обучения детей в школе и удовлетворенности этими результатами родителям учащихся можно предложить заполнить анкету.


Психологическое сопровождение процесса обучения детей ..._____


Анкета для родителей

Уважаемые родители!

Ваш ребенок__________________________________________ учится в

_______ классе школы №_____________

Для индивидуализации учебных программ мы просим вас ответить на ряд вопросов:

1. Оцените важность овладения вашим ребенком следующими умениями (см. в таблице). Используйте для оценки: / — очень важно; 2 — важно; 3 второстепенно.

2. Оцените доступность этих умений для вашего ребенка по следующей шкале: + — уже умеет; 1 может освоить, доступно; 2 — доступно частично или не в полном объеме; 3 недоступно.

 

 

Умения

Оценка

Важность | Доступность

Социокультурные умения

1. Пользоваться туалетом    
2. Умываться, мыть тело под душем    
3. Готовить себе еду на завтрак (ужин)    
4. Стирать мелкие вещи    
5. Отвечать на телефонный звонок или звонить самостоятельно    
6. Переходить проезжую часть улицы    
7. Делать уборку в доме    
8. Покупать продукты в магазине    
9. Пользоваться общественным транспортом    

Учебные умения

11. Считать    
12. Читать    
13. Писать    
14. Повторять за взрослым предложения    
15. Выполнять действия по просьбе    
16. Пересказывать основное содержание рассказа, мультфильма    
17. Самостоятельно надевать и снимать одежду и обувь    

Какие еще умения, кроме перечисленных выше, необходимы вашему ребенку в будущем?

Спасибо!


 


34


35



Глава 1 . Концепция , структура , план корр .- развивающей среды ...

Оценки в графе «Важность» можно расценивать как наиболее желаемые умения, ожидаемые от ребенка в будущем. Оценки в графе «Доступность», особенно «уже умеет», отражают степень удовлетворенности родителей результатами обучения детей в школе. Кроме того, результаты анкетирования дают основание для определения этапов и конкретного содержания коррекционной работы с каждым ребенком в отдельности с учетом пожелания родителей относительно воспитания и обучения своих детей.


Глава 2, Примерные программы обучения детей ...-


Элементарные математические представления


 











ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

■ Пояснительная записка

Одни из самых сложных знаний, умений и навыков, включенных в содержание общественного опыта, которым овладевают дети, являются математические. Они носят отвлеченный характер, и оперирование ими требует выполнения системы сложных умственных действий. В повседневной жизни, в быту и в играх ребенок рано начинает встречаться с такими ситуациями, которые требуют применения элементарного, но все же математического, решения (приготовить угощения для друзей, накрыть стол для кукол, разделить конфеты поровну и т. п.). Ему необходимо понимать, что значит много, мало, больше, меньше, поровну; уметь определять количество предметов в множестве.

В процессе систематического обучения уже имеющиеся у детей знания, умения и навыки совершенствуются, приобретая новое качество.

Под математическим развитием мы понимаем количественные и качественные изменения в познавательных процессах ребенка, происходящие под влиянием специально организованного обучения, обеспечивающие овладение математическим содержанием, умением использовать его в различных ситуациях.

Дети с выраженной умственной отсталостью обнаруживают большие трудности в освоении математических представлений в связи с глубоким недоразвитием познавательной деятельности. Без специального обучения они не могут овладеть даже элементарными математическими представлениями. Но при длительной, целенаправленной, специальным образом организованной коррекционной работе формирование математических представлений происходит очень медленно, с большими сложностями.

Трудности особенно ярко проявляются в имеющих математическое содержание действиях с предметами, игрушками. Возникновение этих трудностей в значительной мере связано с особенностями психофизического развития данной категории детей. В частности, недоразвитие сенсорно-перцептивных процессов и двигательных функций влияет на выполнение практических действий по перемещению, наложению и приложению предметов, объемных и плоскостных моделей.

Нарушения общей моторики значительно сковывают действия учащихся в процессе овладения ими пространственной ориентировки. Они испытывают сложности при перемещении в пространстве класса, игровой комнаты и т. п., выполнении двигательных упражнений, в подвижных играх, определении направлений движения, нахождении частей собственного тела, ориентировке на плоскости стола и листа бумаги (в двухмерном пространстве).

Как показывают исследования, у детей с выраженной умственной отсталостью практически не наблюдается ориентировочный этап при решении различных математических заданий. Стереотипные действия с одними предметами механически переносятся на действия с другими. Учащиеся испытывают значительные трудности в понимании обращенной речи и формулировании собственных высказываний. Бедность словаря, непонимание значений слов и выражений значительно осложняет формирование математических представлений, а в некоторых случаях делает это практически невозможным.

Недоразвитие всех психических функций у ребенка с выраженной умственной отсталостью приводит к тому, что без специально разработанной системы работы он не может обучаться даже элементарным основам математики. В связи с этим мы предлагаем следующее название всех разделов программы на всех этапах обучения — «Формирование элементарных математических представлений», считая, что это оно больше соответствует тому содержанию, которое предлагается для изучения детьми с выраженной умственной отсталостью.

Процесс формирования элементарных математических представлений у учащихся с выраженной умственной отсталостью неразрывно связан с решением наиболее важной коррекцион-


39




Глава 2 . Примерные программы обучения детей ...


Элементарные математические представления


 


ной задачи — социально-бытовой адаптацией этой категории аномальных детей. В связи с этим обучение элементарным математическим представлениям должно носить прежде всего ярко выраженную практическую направленность.

Занятия по развитию элементарных математических представлений проводятся 3 раза в неделю. На них ведущая роль принадлежит педагогу. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учитель подбирает материал по объему и компонует по степени сложности, исходя из особенностей элементарного математического развития каждого ребенка.

Занятия по формированию элементарных математических представлений необходимо строить на комплексной основе с обеспечением самых широких возможностей использования разных видов деятельности. В процессе урока-занятия учитель может использовать различные виды деятельности: игровую (сюжетно-ролевую, дидактическую, театрализованную, подвижную игру), элементарную трудовую (хозяйственно-бытовой и ручной труд), конструктивную, изобразительную (лепка, рисование, аппликация), которые будут способствовать расширению, повторению и закреплению элементарных математических представлений.

Индивидуальные формы работы на занятиях по формированию элементарных математических представлений необходимо органически сочетать с фронтальными и групповыми.

Дидактический материал должен подбираться в соответствии с содержанием и задачами урока-занятия, с учетом уровня развития математических представлений и речи детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью.

В процессе обучения элементарным математическим представлениям детей с выраженной умственной отсталостью используются следующие методы и приемы:

— совместные действия детей и взрослого;

— действия по подражанию действиям учителя;

40


 

— действия по образцу, по словесной инструкции;

— приемы наложения и приложения, обводки шаблонов, трафаретов для закрепления представлений о форме, величине и количестве предметов;

— элементарные счетные действия с множествами предметов на основе слухового, тактильного и зрительного восприятия;

— воспроизведение величины, формы предметов, цифры с помощью пантомимических средств (показ руками), на основе предварительного тактильного и зрительного обследования предметов и изображений цифр;

— предварительное рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции педагога форму, величины, количества предметов в окружающей действительности, в игровой ситуации, на картинке;

— соотнесение натуральных предметов с объемными и плоскостными изображениями;

— подготовительные наблюдения на прогулках и экскурсиях за явлениями в природе в разное время года, изменениями, происходящими в течение дня, и т. п., с целью формирования временных представлений;

— обыгрывание предметов, определение их функционального назначения, свойств и качеств для последующего более точного использования в процессе математической деятельности.

Формирование элементарных математических представлений ведется в игровой форме, с активным использованием дидактических игр и разнообразных игровых упражнений.

Учителям, работающим с учащимися с выраженной умственной отсталостью, необходимо учитывать, что динамика овладения ими математическими представлениями и умениями крайне низка. Поэтому программа составлена таким образом, что расширение объема изучаемого содержания и увеличение степени его сложности происходит очень медленно. Изучаемый материал в течение всех лет обучения постоянно повторяется в различных предметно-практических и игровых ситуациях.

41


Гл а в а 2. Примерные программы обучения детей ...


Примерная программа по математике


 














ПРИМЕРНАЯ

ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ

Дата: 2019-04-23, просмотров: 252.