Психологическое сопровождение процесса обучения детей с выраженными нарушениями интеллекта включает:
— изучение (диагностику) уровня развития детей;
— организацию индивидуальных и групповых занятий психолога с детьми;
— консультативную психологическую помощь педагогам;
— консультативную помощь родителям.
Важным элементом психологического сопровождения при обучении и воспитании детей с выраженным нарушением интеллекта является диагностика уровня их развития. Даже минимальные изменения в знаниях, характере выполнения действий, в общении и др. следует своевременно выявлять и на их основе строить дальнейшую работу. С результатами наблюдений необходимо знакомить родителей для координации совместных усилий психолога и воспитания в семье.
Выявив уровень сформированности и доступности тех или иных видов деятельности, психолог может судить об уровне развития психических процессов, их обеспечивающих, т. е. критерии доступности и сформированности тех или иных видов деятельности позволяют оценить зону актуального развития ребенка и выбрать содержание индивидуальных программ.
Психологическое обследование позволяет максимально индивидуализировать программы обучения детей, сделать наглядными их детей и четко отразить результаты усилий педагогов.
Работа в этом направлении с данной категорией детей требует оснащения соответствующим психологическим ин-
24
25
Глава 1 . Концепция , структура , план корр .- развивающей среды ...
струментарием, дидактическими пособиями, игровым материалом и т. п. Обязательным условием работы с детьми с выраженными интеллектуальными нарушениями является положительный эмоциональный настрой взрослых, адресованный ребенку (группе детей), готовность педагогов терпеливо и грамотно анализировать свою деятельность адекватно оценивать собственные усилия. В сфере деятельности практического психолога невозможно получить быстрый результат, так как развитие детей происходит очень медленно, но ребенка необходимо стимулировать к собственной деятельности, эмоционально реагировать на ситуации успеха.
Целью каждого образовательного этапа является переход от достигнутого ребенком успеха к тому, что ему еще предстоит освоить. При первоначальном психолого-педагогическом обследовании выявляется уровень сформированности простейших и более сложных представлений, умений и навыков к моменту поступления ребенка в школу (Образовательный центр, УВК, ПМС и др.).
Для организации работы с учащимися с выраженной умственной отсталостью целесообразно вести записи о продвижении детей в различных аспектах обучения, что помогает учителю, воспитателю, логопеду и другим специалистам, работающим с данной категорией учащихся, определить задачи и содержание работы в текущий период, оценить адекватность и эффективность проведенных коррекционных мероприятий. Запись достижений в тех или иных видах деятельности позволяет в наглядной форме представить родителям и педагогам реальные успехи детей.
При определении уровня развития ребенка оценивается качественное содержание доступных ему действий. Мы предлагаем оценивать результаты не в условных баллах, имея в виду число удачных попыток относительно общего количества ситуаций, требующих правильного действия, а реально присутствующий опыт деятельности. Как наиболее значимые мы выделяем следующие уровни осуществления деятельности:
— деятельность осуществляется на уровне совместных действий с педагогом;
Психологическое сопровождение процесса обучения детей ...
— деятельность осуществляется по подражанию;
— деятельность осуществляется по образцу;
— деятельность осуществляется по последовательной инструкции;
— деятельность осуществляется с привлечением внимания ребенка взрослым к предмету деятельности;
— самостоятельная деятельность;
— умение исправить допущенные ошибки.
Актуальный уровень выполнения деятельности ребенком отражается психологом в выводах при составлении перспективной индивидуальной программы для ребенка.
Для оценки степени дифференцированности отдельных действий и операций внутри целостной деятельности рекомендуется пользоваться следующей градацией и условными обозначениями:
— действие (операция) сформировано — «ДА»;
— действие осуществляется при сотрудничестве взрослого — «ПОМОЩЬ»;
— действие выполняется частично, даже с помощью взрослого — «ЧАСТИЧНО»;
— действие (операция) пока недоступно для выполнения — «НЕТ».
Примерный бланк регистрации содержания актуального опыта ребенка (образец)
Имя и фамилия ребенка |
Галя Т.
Освоение действия
26
27
Глава 1 . Концепция, структура, план корр.-развивающей среды ...
Психологическое сопровождение процесса обучения детей ...
Продолжение табл.
Имя и фамилия ребенка | Галя Т. | |
Действие |
Освоение действия | |
в) сопровождение взглядом движущегося объекта | Частично | |
г) сопровождение взглядом передвигаемого самим ребенком объекта | Частично | |
Выводы психолога; рекомендации | ||
2. Сенсорно-двигательные действия | ||
а) перемещение «косточек» по проволочной рамке | Да | |
б) переворачивание плоских предметов | Да | |
в) «адресация» предметов по форме | Частично | |
г) дифференциация форм по размерам | Помощь | |
д) использование пишущих предметов (мелок, грифель, карандаш, ручка) | Частично | |
Выводы психолога; рекомендации | ||
3. Графомоторные навыки | ||
а) захватывание карандаша | Да | |
б) правильное удерживание карандаша | Частично | |
в) пространственные передвижения карандаша (вертикально, горизонтально, наклонно, кругообразно) | Нет | |
г) дифференциация символов в пределах программы (букв, цифр, знаков) | Нет | |
Выводы психолога; рекомендации | ||
4. Навыки невербальной коммуникации | ||
а) установление визуального контакта с собеседником | Да | |
б) ориентация на лицо взрослого | Да | |
в) удерживание позы во время диалога (сидя, стоя) | Да | |
г) соблюдение коммуникативной и физической дистанции | Помощь | |
д) адекватное использование мимики и выражения лица | Частично |
Продолжение табл.
Имя и фамилия ребенка | Галя Т. | |
Действие |
Освоение действия | |
е) умение выражать желание жестами, мимикой | Частично | |
Выводы психолога; рекомендации | ||
5. Общение и речь | ||
Восприятие и понимание речи | ||
— выполнение одного действия по словесной инструкции («Иди сюда») | Да | |
— выполнение двух действий по словесной инструкции («Иди сюда, посмотри на меня») | Да | |
— выполнение одного, двух, трех действий по словесной инструкции («Иди сюда, посмотри на меня, сядь») | 1- Да 2-Да 3 — Помощь | |
— выбрать названный предмет из двух | Да | |
— выбрать названный предмет из трех | Да | |
— принести названный предмет, выбрав из ряда объектов | Частично | |
— указать названную часть тела | Частично | |
— указать две и более названных частей тела | Нет | |
— указать названный цвет | Помощь | |
— указать большой или маленький предмет | Помощь | |
— показать названный предмет на картинке | Да | |
— выполнить инструкцию с числительным (Показать, где яблоко, два, три) | Нет | |
— найти парные предметы | Частично | |
— найти парные картинки | Нет | |
— убрать лишние по цвету, размеру, форме, материалу | Нет | |
— повторить предложение из 3-4 слов | Помощь | |
— назвать события рассказа в любом порядке | Нет | |
— назвать ключевые события рассказа в правильном порядке | Нет |
28
29
Глава 1 . Концепция, структура, план корр.-развивающей среды ...
Психологическое сопровождение процесса обучения детей ...
Продолжение табл.
Продолжение табл.
Имя и фамилия ребенка | Галя Т. | |
Действие | Освоение действия | |
Выводы психолога; рекомендации | ||
Хозяйственно-бытовые навыки | ||
1. Навыки самообслуживания | ||
а) знание наименований одежды | Частично | |
б) пространственное различение сторон одежды (лицевая, изнаночная) и умение правильно надевать ее | Да | |
в) самостоятельное раздевание | Помощь | |
г) различение обуви по схеме тела (правая, левая) | Помощь | |
д) самостоятельный прием пищи | Да | |
е) самостоятельное пользование туалетом | Да | |
ж) навыки личной гигиены | Частично | |
Выводы психолога; рекомендации | ||
2. Назначение предметов обихода | ||
Для приготовления напитков — чайник — чай,кофе — молоко — заварной чайник — чашка — блюдце — стакан — сахарница — ложка | Нет Да Нет Да Да Нет Да Помощь Да | |
Выводы психолога; рекомендации | ||
3. Приготовление холодной пищи | ||
— приготовление бутербродов из нарезан ных продуктов — пользование ножом — приготовление салатов — узнавание среди банок консервированных пищевых продуктов — использование консервного ножа | Нет Нет Нет Нет Нет |
Имя и фамилия ребенка | Галя Т. | |
Действие | Освоение действия | |
— пользование плитой (газовой или электри ческой) — выбор кухонной посуды, другое... | Нет Нет | |
Выводы психолога; рекомендации | ||
4. Стирка вещей | ||
— пользование раковиной — водопроводным краном — моющие средства — стиральная машина — одежда и цветные ткани | Да Да Нет Нет Нет | |
Выводы психолога; рекомендации | ||
5. Уборка помещения | ||
— щетки, совок — швабра — пылесос — выключатели, электророзетки — ведро — тряпка — моющие средства | Помощь Помощь Помощь Нет Помощь Помощь Нет | |
Выводы психолога; рекомендации | ||
б. Определение видов пищевых продуктов | ||
— бакалеи (каши, хлеб) — мясные продукты (колбасы, сосиски) — яйца — молоко и молочные продукты (сыр, тво рог, кефир) — овощи — напитки, другое... | Нет Нет Да Частично Помощь Помощь | |
Выводы психолога; рекомендации | ||
7. Определение видов упаковки продуктов | ||
— консервные банки — пакеты,коробки — бутылки — замороженные продукты — тюбики, другое... | Нет Нет Нет Нет Нет |
30
31
Имя и фамилия ребенка |
Галя Т. | |
Действие |
Освоение действия | |
Выводы психолога; рекомендации | ||
8. Использование денег | ||
— узнавание достоинства купюр и монет — ориентировка в стоимости товара — выбор необходимого товара — оплата и получение сдачи | Нет Нет Нет Нет | |
Выводы психолога; рекомендации | ||
Социальные навыки | ||
1. Пользование телефоном | ||
— действия при поступлении звонка — умение вести разговор самостоятельно — знание телефонов экстренной помощи | Нет Нет Нет | |
Выводы психолога; рекомендации | ||
2. Ориентация на проезжей части улицы | ||
— узнавание места перехода — распознавание сигналов светофора — меры предосторожности на улице | Нет Нет Нет | |
Выводы психолога; рекомендации | ||
3. Пользование общественным транспортом | ||
— нахождение места остановки — чтение и узнавание номера маршрута — целевое ожидание на остановке — оплата проезда — распознавание конечного пункта поездки — соблюдение норм поведения в обществен ном транспорте | Нет Нет Нет Нет Нет Нет | |
Выводы психолога; рекомендации |
После выявления у учащихся с выраженной умственной отсталостью первоначальных умений и навыков для каждого из них составляется индивидуальная программа обучения. Основой индивидуализации программы являются показатели развития ребенка (см. выше), которые нашли отражение в примерном бланке регистрации содержания актуального опыта ребенка. Результаты можно представить в виде психологического профиля развития ребенка. Обратимся к результатам приведенного примера.
Профиль развития ребенка с выраженной умственной отсталостью
Действия | Уровень овладения |
Когнитивные | |
Сенсорно-перцептивные | По образцу |
Сенсорно-двигательные | По инструкции |
Графомоторные навыки | По подражанию |
Навыки невербальной коммуникации | С привлечением внимания |
Общение и речь | По образцу |
Хозяйственно-бытовые | |
Навыки самообслуживания | По подражанию |
Знание назначения предметов обихода | Частичное |
Приготовление холодной пищи | — |
Стирка вещей | По инструкции |
Уборка помещения | По инструкции |
Определение видов пищевых продуктов | — |
Определение видов упаковки продуктов | — |
Использование денег | — |
Социальные | |
Пользование телефоном | — |
Ориентация на проезжей части улицы | — |
Пользование общественным транспортом | — |
При поступлении в школу детей, ранее не находившихся в условиях систематического коррекционно-воспитательного
32
33
Глава 1 . Концепция, структура, план корр.-развивающей среды ...
воздействия, педагог сталкивается с проблемами поведения у части воспитанников. Для оценки динамики поведения ребенка используется следующая таблица, которая отражает работоспособность и характер активности ребенка в течение учебного дня и недели.
Примерные показатели активности и работоспособности ребенка
Время | Понеде- льник | Втор- ник | Среда | Чет- верг | Пятница | Всего |
с 9 до 10 часов | ||||||
с 10 до 11 часов | ||||||
с 11 до 12 часов | ||||||
с 12 до 15 часов | Для детей более старшего возраста или посещающих группу продленного дня | |||||
Всего |
Условные обозначения:
V — действия по решению поставленной задачи;
х — действия вне задания;
• — аффективная реакция.
Приемы педагогического сотрудничества
Эффективность психологического сопровождения учебно- воспитательного процесса поднимается на качественно более высокий уровень в результате взаимодействия с родителями учащихся. Для оценки результатов обучения детей в школе и удовлетворенности этими результатами родителям учащихся можно предложить заполнить анкету.
Психологическое сопровождение процесса обучения детей ..._____
Анкета для родителей
Уважаемые родители!
Ваш ребенок__________________________________________ учится в
_______ классе школы №_____________
Для индивидуализации учебных программ мы просим вас ответить на ряд вопросов:
1. Оцените важность овладения вашим ребенком следующими умениями (см. в таблице). Используйте для оценки: / — очень важно; 2 — важно; 3 — второстепенно.
2. Оцените доступность этих умений для вашего ребенка по следующей шкале: + — уже умеет; 1 — может освоить, доступно; 2 — доступно частично или не в полном объеме; 3 — недоступно.
Умения | Оценка | |
Важность | Доступность | ||
Социокультурные умения | ||
1. Пользоваться туалетом | ||
2. Умываться, мыть тело под душем | ||
3. Готовить себе еду на завтрак (ужин) | ||
4. Стирать мелкие вещи | ||
5. Отвечать на телефонный звонок или звонить самостоятельно | ||
6. Переходить проезжую часть улицы | ||
7. Делать уборку в доме | ||
8. Покупать продукты в магазине | ||
9. Пользоваться общественным транспортом | ||
Учебные умения | ||
11. Считать | ||
12. Читать | ||
13. Писать | ||
14. Повторять за взрослым предложения | ||
15. Выполнять действия по просьбе | ||
16. Пересказывать основное содержание рассказа, мультфильма | ||
17. Самостоятельно надевать и снимать одежду и обувь |
Какие еще умения, кроме перечисленных выше, необходимы вашему ребенку в будущем?
Спасибо!
34
35
Глава 1 . Концепция , структура , план корр .- развивающей среды ...
Оценки в графе «Важность» можно расценивать как наиболее желаемые умения, ожидаемые от ребенка в будущем. Оценки в графе «Доступность», особенно «уже умеет», отражают степень удовлетворенности родителей результатами обучения детей в школе. Кроме того, результаты анкетирования дают основание для определения этапов и конкретного содержания коррекционной работы с каждым ребенком в отдельности с учетом пожелания родителей относительно воспитания и обучения своих детей.
Глава 2, Примерные программы обучения детей ...-
Элементарные математические представления
ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
■ Пояснительная записка
Одни из самых сложных знаний, умений и навыков, включенных в содержание общественного опыта, которым овладевают дети, являются математические. Они носят отвлеченный характер, и оперирование ими требует выполнения системы сложных умственных действий. В повседневной жизни, в быту и в играх ребенок рано начинает встречаться с такими ситуациями, которые требуют применения элементарного, но все же математического, решения (приготовить угощения для друзей, накрыть стол для кукол, разделить конфеты поровну и т. п.). Ему необходимо понимать, что значит много, мало, больше, меньше, поровну; уметь определять количество предметов в множестве.
В процессе систематического обучения уже имеющиеся у детей знания, умения и навыки совершенствуются, приобретая новое качество.
Под математическим развитием мы понимаем количественные и качественные изменения в познавательных процессах ребенка, происходящие под влиянием специально организованного обучения, обеспечивающие овладение математическим содержанием, умением использовать его в различных ситуациях.
Дети с выраженной умственной отсталостью обнаруживают большие трудности в освоении математических представлений в связи с глубоким недоразвитием познавательной деятельности. Без специального обучения они не могут овладеть даже элементарными математическими представлениями. Но при длительной, целенаправленной, специальным образом организованной коррекционной работе формирование математических представлений происходит очень медленно, с большими сложностями.
Трудности особенно ярко проявляются в имеющих математическое содержание действиях с предметами, игрушками. Возникновение этих трудностей в значительной мере связано с особенностями психофизического развития данной категории детей. В частности, недоразвитие сенсорно-перцептивных процессов и двигательных функций влияет на выполнение практических действий по перемещению, наложению и приложению предметов, объемных и плоскостных моделей.
Нарушения общей моторики значительно сковывают действия учащихся в процессе овладения ими пространственной ориентировки. Они испытывают сложности при перемещении в пространстве класса, игровой комнаты и т. п., выполнении двигательных упражнений, в подвижных играх, определении направлений движения, нахождении частей собственного тела, ориентировке на плоскости стола и листа бумаги (в двухмерном пространстве).
Как показывают исследования, у детей с выраженной умственной отсталостью практически не наблюдается ориентировочный этап при решении различных математических заданий. Стереотипные действия с одними предметами механически переносятся на действия с другими. Учащиеся испытывают значительные трудности в понимании обращенной речи и формулировании собственных высказываний. Бедность словаря, непонимание значений слов и выражений значительно осложняет формирование математических представлений, а в некоторых случаях делает это практически невозможным.
Недоразвитие всех психических функций у ребенка с выраженной умственной отсталостью приводит к тому, что без специально разработанной системы работы он не может обучаться даже элементарным основам математики. В связи с этим мы предлагаем следующее название всех разделов программы на всех этапах обучения — «Формирование элементарных математических представлений», считая, что это оно больше соответствует тому содержанию, которое предлагается для изучения детьми с выраженной умственной отсталостью.
Процесс формирования элементарных математических представлений у учащихся с выраженной умственной отсталостью неразрывно связан с решением наиболее важной коррекцион-
39
Глава 2 . Примерные программы обучения детей ...
Элементарные математические представления
ной задачи — социально-бытовой адаптацией этой категории аномальных детей. В связи с этим обучение элементарным математическим представлениям должно носить прежде всего ярко выраженную практическую направленность.
Занятия по развитию элементарных математических представлений проводятся 3 раза в неделю. На них ведущая роль принадлежит педагогу. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учитель подбирает материал по объему и компонует по степени сложности, исходя из особенностей элементарного математического развития каждого ребенка.
Занятия по формированию элементарных математических представлений необходимо строить на комплексной основе с обеспечением самых широких возможностей использования разных видов деятельности. В процессе урока-занятия учитель может использовать различные виды деятельности: игровую (сюжетно-ролевую, дидактическую, театрализованную, подвижную игру), элементарную трудовую (хозяйственно-бытовой и ручной труд), конструктивную, изобразительную (лепка, рисование, аппликация), которые будут способствовать расширению, повторению и закреплению элементарных математических представлений.
Индивидуальные формы работы на занятиях по формированию элементарных математических представлений необходимо органически сочетать с фронтальными и групповыми.
Дидактический материал должен подбираться в соответствии с содержанием и задачами урока-занятия, с учетом уровня развития математических представлений и речи детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью.
В процессе обучения элементарным математическим представлениям детей с выраженной умственной отсталостью используются следующие методы и приемы:
— совместные действия детей и взрослого;
— действия по подражанию действиям учителя;
40
— действия по образцу, по словесной инструкции;
— приемы наложения и приложения, обводки шаблонов, трафаретов для закрепления представлений о форме, величине и количестве предметов;
— элементарные счетные действия с множествами предметов на основе слухового, тактильного и зрительного восприятия;
— воспроизведение величины, формы предметов, цифры с помощью пантомимических средств (показ руками), на основе предварительного тактильного и зрительного обследования предметов и изображений цифр;
— предварительное рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции педагога форму, величины, количества предметов в окружающей действительности, в игровой ситуации, на картинке;
— соотнесение натуральных предметов с объемными и плоскостными изображениями;
— подготовительные наблюдения на прогулках и экскурсиях за явлениями в природе в разное время года, изменениями, происходящими в течение дня, и т. п., с целью формирования временных представлений;
— обыгрывание предметов, определение их функционального назначения, свойств и качеств для последующего более точного использования в процессе математической деятельности.
Формирование элементарных математических представлений ведется в игровой форме, с активным использованием дидактических игр и разнообразных игровых упражнений.
Учителям, работающим с учащимися с выраженной умственной отсталостью, необходимо учитывать, что динамика овладения ими математическими представлениями и умениями крайне низка. Поэтому программа составлена таким образом, что расширение объема изучаемого содержания и увеличение степени его сложности происходит очень медленно. Изучаемый материал в течение всех лет обучения постоянно повторяется в различных предметно-практических и игровых ситуациях.
41
Гл а в а 2. Примерные программы обучения детей ...
Примерная программа по математике
ПРИМЕРНАЯ
ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ
Дата: 2019-04-23, просмотров: 252.