НАПИСАНИЕ И ПУБЛИЧНАЯ ЗАЩИТА БАКАЛАВРСКОЙ РАБОТЫ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

УДК 378.147:001.817

ББК Ч215.7

 

© А.В.Кузьмина, М.А.Мокосеева, Т.А.Избиенова составление, 2015

© ФГБОУВПО «Марийский государственныйуниверситет», 2015

 

 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 


Методическое пособие предназначено для студентов юридического факультета и представляет собой рекомендации по написанию и оформлению выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы) (далее - бакалаврская работа).

Пособие призвано сформировать у студентов практические навыки организации и проведения самостоятельного научного исследования по юридическим учебным дисциплинам, в том числе навыки теоретического анализа проблемы, сбора и анализа эмпирических данных, правильного оформления результатов проведенного исследования.

Целями написания бакалаврской работы являются:

- систематизация, закрепление и расширение теоретических знаний и практических умений по специальности «Юриспруденция», применение их при решении конкретных научных задач,

- развитие навыков проведения самостоятельного научного исследования по теме, достаточно глубокой разработки конкретной юридической проблемы;

- применение полученных во время обучения теоретических знаний в области юриспруденции при разработке темы выпускной квалификационной работы,

- демонстрация уровня овладения следующими профессиональными компетенциями:

умение пользоваться рациональными приемами поиска, отбора, обработки и систематизации информации,

 умение логично и четко с применением юридической терминологии излагать материал письменно при написании и устно при защите выпускной квалификационной работы,

 умение делать теоретические обобщения и практические выводы в результате анализа юридических норм и правовых отношений, являющихся объектом дипломного исследования, а так же по прикладным темам выпускных квалификационных работ судебной, административной практики, статистических данных,

 умение профессионально аргументировать, доказывать и защищать выводы, сделанные в выпускной квалификационной работе, и/или предложения по совершенствованию правового регулирования общественных отношений.

Основной целью защиты бакалаврской работы является:

- демонстрация выпускником и оценка Государственной аттестационной комиссией уровня овладения теоретическими знаниями и практическими умениями и навыками, позволяющими ему самостоятельно решать профессиональные задачи.

К защите бакалаврской работы допускаются студенты, успешно завершившие в полном объеме освоение образовательной программы по направлению подготовки «Юриспруденция» и успешно прошедшие все другие виды итоговых аттестационных испытаний (государственные экзамены).

В результате подготовки и защиты бакалаврской работы выпускники должны приобрести следующие компетенции:

общекультурные компетенции (ОК):

осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);

способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);

способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);

способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);

профессиональные компетенции (ПК):

в нормотворческой деятельности:

способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);

владеет навыками подготовки юридических документов (ПК-7);

в правоохранительной деятельности:

способен толковать различные правовые акты (ПК-15);

способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16).

Настоящие методические рекомендации разработаны на основе:

– Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

– Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования,

– ГОСТ 7.32-2001 «Отчет о научно-исследовательской работе. Струк­тура и правила оформления»: межгосударственный стандарт Системы стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу,

– ГОСТ 2.105-95 «Общие требования к текстовым документам»: межгосударственный стандарт Единой системы конструкторской документации,

– Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления»,

– ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления»,

– ГОСТ 7.12-93 «Библиографическая запись. Сокращения слов на русском языке. Общие требования и правила»,

– ГОСТ 7.11-2004 «Библиографическая запись. Сокращение слов и словосочетаний на иностранных европейских языках»,

– Положения об итоговой государственной регистрации выпускников, утвержденного ректора МарГУ 3 июня 2009 г. ,

– Методических рекомендаций по оформлению, рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ (проектов), утвержденных приказом ректора МарГУ от 24 апреля 2009 г. № 163 «а»-А.

 





Подготовительная работа

 

Выбор и согласование темы.

Тематика бакалаврских работ ежегодно  разрабатывается и утверждается выпускающими кафедрами.

Студентам предоставляет право выбора темы в соответствии с его интернами. Студент может предложить свою тему бакалаврской работы, предоставив обоснование целесообразности ее разработки.

Закрепление за студентом темы бакалаврской работы и научного руководителя оформляется по личному письменному заявлению студента приказом ректора.

Выбирая тему, студенту, исходя из собственных научных и профессиональных интересов, рекомендуется предварительно определить общее тематическое направление будущей бакалаврской работы. Затем целесообразно изучить соответствующий раздел учебно-методического пособия по дисциплине, рекомендуемые в нем нормативные правовые акты, разделы учебника или учебного пособия по теме, провести просмотр каталогов со специальной литературой по выбранной тематике. Это облегчит не только выбор темы, но и сориентирует в определении основных вопросов, которые следует раскрыть в работе.

 

2.1.2. Подбор и изучение источников. После согласования темы с научным руководителем студент должен самостоятельно подобрать необходимые для выполнения бакалаврской работы нормативно-правовые акты, специальную литературу, также судебную практику (далее – источники и литература), если бакалаврское исследование выполняется по отраслевой дисциплине.

Последовательность работы с источниками информации:

– определение и изучение основных нормативных правовых актов, а также разделов учебников и учебных пособий по теме;

– поиск дополнительной специальной литературы, а также информации по теме в справочно-правовых системах, в сети Интернет;

– подбор обобщенной судебной практики, в том числе судебных
решений по конкретным делам;

– первоначальное изучение и последовательная обработка подобранных источников и литературы (конспектирование, ведение рабочих записей, составление библиографических описаний, подготовка светокопий и пр.);

– исключение ненужных источников и литературы;

– составление заключительного списка источников и литературы, необходимых для написания бакалаврской работы.

Первоначально следует подобрать и ознакомиться с основными нормативными правовыми актами, а также учебниками и учебными пособиями, рекомендованными к этой теме в учебно-методическом пособии по соответствующей дисциплине.

Начинать работу с основными источниками следует с изучения законодательства. Для этого следует обратиться к официальным источникам опубликования нормативно-правовых актов. Оптимизировать и повысить эффективность поиска необходимого нормативного материала помогут справочные правовые системы (например, «Гарант», «Консультант», «Кодекс» и пр.), а также ресурсы Internet свободного доступа (например, библиотека копий официальных публикаций правовых актов http://lib.ksrf.ru/).

Для правильного уяснения существа норм права необходимо обратиться к различным комментариям к кодексам и иным нормативным правовым актам.

В  процессе написания бакалаврской работы, студент обязан руководствоваться действующим законодательством. Утратившее силу законодательство может анализироваться, но лишь с целью демонстрации исторической ретроспективы и развития законодательства.

Изучение учебников и учебных пособий поможет не только сформировать общее представление о теме исследования, но и окажет содействие в подборе дополнительной литературы. Так, авторы учебников и учебных пособий, как правило, рекомендуют дополнительную к изучению литературу к каждой теме. Кроме того, информацию можно получить и из ссылок на работы других авторов, которые имеются в соответствующей главе учебника или учебного пособия.

Работая с основной учебной литературой, не следует ограничиваться одним-двумя учебниками. Необходимо ознакомиться с максимально возможным их количеством. Сопоставление содержания соответствующих глав разных учебников и учебных пособий даст представление о наиболее дискуссионных вопросах науки и практики по избранной для исследования проблематике.

Помимо основной литературы студент должен уметь самостоятельно подобрать дополнительную специальную литературу, к которой относятся монографии, статьи в периодических изданиях юридической направленности, диссертации, авторефераты, сборники материалов конференций и т.п.

Также как и при работе с основными источниками, изучая дополнительную литературу, следует обращать внимание на содержание сносок, что поможет студенту самостоятельно расширить ранее подготовленный библиографический список.

Помимо традиционных печатных источников информации современный уровень развития предполагает использование студентом при выполнении бакалаврской работы различных электронных ресурсов, к которым следует отнести: справочные правовые системы (например, «Гарант», «Консультанта Плюс», «Кодекс» и др.), иные базы данных, CDROM, Internet и т.п. Осуществляя подбор материала в сети Internet, следует определить, относится ли размещенная информация к области юриспруденции, а также критически осмыслить приведенные там данные на предмет соответствия действующему законодательству.

Осуществляя подбор специальной литературы – как основной (учебники, учебные пособия), так и дополнительной (монографии, публикации), необходимо отдать приоритет новейшим источникам. Использование устаревшей литературы может привести к снижению качества выполненной работы.

Посколькубакалаврская работаэто составная часть итоговой государственной аттестации, которая представляет собой самостоятельное, углубленное и законченное исследование на заданную тему, написанное под руководством научного руководителя, то написать ее, основываясь только на содержании учебников и комментариев, невозможно. Подобного рода работы к публичной защите не допускаются и возвращаются научным руководителем студенту для доработки.

Первоначально студентом должно быть подобрано большее количество специальной литературы, т.к. после более детального ознакомления с ее содержанием, часть литературы будет исключена как не соответствующая теме либо как носящая описательный характер и не привносящая нового в раскрытие проблемных вопросов.

Работа по подбору источников и литературы должна сопровождаться ведением рабочих записей – составление кратких конспектов, словаря терминов, подготовка светокопий, выписки, аннотации и пр.

Ведение рабочих записей помогает студенту не только эффективно усвоить новый материал по теме, но и облегчит написание работы в целом, т.к. остается лишь, по сути, скомпоновать ее содержание.

Рекомендуется уже на этом этапе делать запись правильного и полного библиографического описания подобранных источников и литературы, что позволит в последующем быстро и правильно оформить их список (см.: раздел 2 настоящего пособия).

Работу по поиску и отбору судебной практики следует начинать после изучения нормативных правовых актов и специальной литературы. Сначала следует подобрать обобщенную судебную практику, а затем решения различных судебных инстанций по конкретным делам.

Оказать содействие в подборе обобщенной судебной практики могут материалы учебно-методического пособия по дисциплине. Примеры по конкретным делам должны быть подобраны студентом самостоятельно. При необходимости студент может проконсультироваться с научным руководителем о целесообразности включения тех или иных решений судов по конкретным делам в текст бакалаврской работы.

С имеющейся судебной практикой можно ознакомиться в таких периодических печатных изданиях, как: Вестник Конституционного Суда РФ, Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ, Бюллетень Верховного Суда РФ, Бюллетень Европейского Суда по правам человека.

Ввиду многообразия имеющейся судебной практики и с целью оптимизации времени, поиск необходимой судебной практики можно осуществлять при помощи справочных правовых систем «Гарант», «Консультант Плюс», «Кодекс».

Кроме того, судебная практика доступна и через информационные ресурсы Internet:

http://www.ksrf.ru/

На данном сайте можно найти: Решения Конституционного Суда РФ, обобщения практики по решениям Конституционного Суда РФ, статистику по решениям Конституционного Суда РФ

http://www.arbitr.ru/

На данном сайте можно найти: Постановления Пленума ВАС РФ, Информационные письма Президиума ВАС РФ, Постановления Президиума ВАС РФ, проекты документов ВАС РФ, банк решений всех арбитражных судов.

http://www.supcourt.ru/

На данном сайте можно найти: Постановления Пленума Верховного Суда РФ, Бюллетень Верховного Суда РФ, Обзоры судебной практики Верховного Суда РФ, Обзоры судебной статистики Верховного Суда РФ

После того, как студент определился с теми источниками, которые он планирует использовать при написании бакалаврской работы, следует оформить список использованных источников и литературы, который затем представляется научному руководителю для согласования.

В случае необходимости студент может обратиться к научному родителю за помощью в определении источников, специальной литературы и судебной практики, необходимых для исследования выбранной темы.

 

2.1.3. Разработка содержания (плана) бакалаврской работы. После утверждения темы, подбора и изучения источников и литературы студенту необходимо подготовить ее содержание, поскольку любая научная работа предполагает наличие плана ее осуществления.

Содержание (план) отражает общую структуру бакалаврской работы. Оно должен строго соответствовать теме и способствовать всестороннему раскрытию отдельных ее вопросов.

Содержание (план) бакалаврской работы  представляет собой логически последовательный перечень основных содержательных структурных частей работы – глав (разделов), которые могут делиться на параграфы (подразделы). При этом структурные части должны соответствовать не только теме, но также цели и задачам исследования.

Главы работы должны быть логически связаны между собой. Название главы не должно дословно повторять название темы работы. Включаемые в главу параграфы должны раскрывать ее содержание. С учетом требований к объему бакалаврской работы количество глав не должно быть больше трех-четырех, а количество параграфов в одной главе  – больше трех.

Содержание (план) составляется студентом в произвольном виде и представляется для согласования научному руководителю на этапе оформления Задания по  бакалаврской работе.

Первоначально содержание (план) составляется с целью выработки общего направления проведения исследования и в дальнейшем – в процессе написания работы, может изменяться.

 

2.1.4. Оформление Задания по бакалаврской работе. В сроки, установленные графиком учебного процесса, разработанным в соответствии с ФГОС ВПО, оформляется Задание по бакалаврской работе.Задание оформляется в два этапа. На первом этапе в бланк Задания вносится выбранная и согласованная с научным руководителем тема бакалаврской работы. На втором этапе в бланке Задания отражается согласованный с научным руководителем содержание (план) бакалаврской работы,  который предварительно подготовил студент. Вместе с содержанием (планом) студент представляет научному руководителю список тех источников и литературы, которые он планирует использовать при написании работы.

Сроки написания и передачи бакалаврской работы на проверку определяются в задании согласно утвержденному графику учебного процесса, разработанному в соответствии с ФГОС ВПО.




ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ БАКАЛАВРСКОЙ РАБОТЫ

1. Общие правила оформления

 

Бакалаврская работа должна быть, как правило, набрана в текстовом редакторе Word с соблюдением следующих правил:

− работа должна быть отпечатана на одной стороне листа белой бумаги формата А4 со следующими полями: левое – 30 мм, верхнее – 20 мм, правовое – 20 мм, нижнее – 20 мм;

− размер шрифта – 14; шрифт – TimesNewRoman; выравнивание – по ширине страницы.

− межстрочный интервал – полуторный (1,5);

− нумерация страниц – сквозная, внизу листа (по центру), начиная с содержания (стр. 2).

Титульный лист включают в общую нумерацию страниц работы, но номер на нем не проставляют.

Оформление заголовков

 

Наименование структурных частей работы (такие как «Содержание», «Список сокращений», «Введение», «Заключение», «Список использованных источников и литературы» служат их заголовками. Они, как и заголовки разделов основной части, располагаются с абзацного отступа 1,25 см, но не нумеруются.

Заголовки должны четко и кратко отражать содержание разделов, подразделов, пунктов. Их печатают по левому краю с отступом1,25 см с прописной буквы без точки в конце, не подчеркивая. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Длинныйзаголовок
делится по смыслу на несколько строк,переносы не допускаются.

Следует применять, по крайней мере, три стиля при оформлении работы:

Основной (для всего текста работы), Заголовок 1 (для заголовков структурных частей работы и заголовков разделов, глав), Заголовок 2 (для заголовков подразделов, пунктов).

Полезно также создать стили для текстов таблиц, их заголовков и подписей под рисунками.

Разделы, подразделы и пункты основной части нумеруются арабскими цифрами без точек и начинаются с абзацного отступа. Разделы имеют порядковую нумерацию.

Пример – 1 , 2 , 3 и т.д.

Номер подраздела включает номер раздела и порядковый номер подраздела, разделенные точкой.

Пример – 1.1 , 1.2 , 1.3 и т.д.

Номер пункта включает номер раздела, подраздела и порядковый номер пункта, разделенные точкой.

Пример – 1.1.1 , 1.1.2 , 1.1.3 и т.д.

Если раздел или подраздел имеет только один пункт или пункт
имеет один подпункт, то их не нумеруют.

Пример оформления заголовков:

 



Оформление таблиц

 

Цифровой материал оформляется в виде справочных или аналитических таблиц, которые применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей. В тексте, анализирующем или комментирующем таблицу, не следует пересказывать ее содержание, а уместно формулировать основной вывод, к которому подводят табличные данные.

Таблица должна иметь название и порядковую нумерацию арабскими цифрами, сквозную по всей работе. Название таблицы должно отражать ее содержание, быть точным и кратким. Оно помещается над таблицей слева без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире. Например, следует писать: Таблица 1 – Состав лиц по возрасту во время совершения преступления, лет в Республике Марий Эл.

Таблицу следует располагать сразу после текста, в котором она
упоминается впервые или, в случае нехватки места, на следующей странице.

При переносе таблицы на другую страницу ее заголовок помещают только один раз над первой частью таблицы и не проводят нижнюю горизонтальную ограничивающую черту. Над другими частями пишут слова в крайнем правом положении на строке: «Продолжение таблицы» с указанием ее соответствующего номера без точки.

На все таблицы в работе должны быть ссылки. При ссылках следует писать: «…согласно данным таблицы 3 …», а не «см. табл. 3».

Если в работе только одна таблица, то ее обозначают, нумеруют и пишут заголовок.

Заголовки граф и строк таблицы пишут с прописной буквы в единственном числе, а подзаголовки граф – со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков точки не ставят. Разделять заголовки и подзаголовки граф и боковика таблицы диагональными линиями не допускается.

Заголовки граф идут параллельно строкам таблицы, но допускается и перпендикулярное расположение заголовков граф при необходимости.

В таблице разрешается применять размер шрифта меньший, чем в тексте работы.

В каждой таблице следует указывать единицы измерения показателей и период времени, к которому относятся данные. Если единица измерения в таблице является общей для всех числовых табличных данных, то ее приводят в заголовке таблицы после ее названия.

Пример оформления таблицы:

Таблица 1 – Состав лиц по возрасту во время совершения преступления,
лет в Республике Марий Эл, человек ¶

Годы 14–15 16–17 18–29 30–49 50 и старше
1998 312 727 2859 2940 353
1999 313 806 3298 3290 485
2000 387 829 3698 3600 638
2001 380 829 3163 2966 639
2002 273 725 2264 2026 436

 





Ссылки

 

Общие требования к оформлению ссылок:

− ссылки должны быть подстрочными, т.е. вынесенными из текста вниз страницы;

− нумерация ссылок для каждой отдельной страницы;

− библиографическое описание в ссылках оформляется согласно ГОСТу Р 7.0.5-2008;

− в ссылке указывается конкретная страница, на которой расположена заимствованная цитата;

− количество ссылок в тексте работы должно совпадать с количеством источников в списке источников и литературы.

Подстрочные ссылки

Ссылка располагается под текстом на той же странице. Для связи ссылок с текстом используются цифры. Знак ссылки следует располагать в том месте текста, где по смыслу заканчивается мысль автора.

Полное описание источника дается только при первичной подстрочной ссылке. При повторных опускаются выходные данные, указывается конкретная цитируемая страница или страницы. Если книга, на которую ссылаются повторно, имеет более 3-х авторов и длинное заглавие, то при повторных ссылках в заголовке допустимы сокращения (указываются 2–3 слова), опускаются все другие элементы описания, конкретизируются цитируемые страницы.

Пример первичной ссылки:

1 Клеандров М.И. Экономическое правосудие в России: прошлое, настоящее, будущее. – М.: Волтерс Клувер, 2006. – С.360.

2 Вицын А.И. Третейский суд по русскому праву // Третейский суд. –1999. – № 2/3. – С.24.

Пример повторной ссылки на одну работу на одной странице:

1 Клеандров М.И. Экономическое правосудие в России: прошлое,
настоящее, будущее. – М.: Волтерс Клувер, 2006. – С.360.

2 Там же. – С.24.

Пример повторной ссылки на другой странице:

1 Клеандров М.И. Указ.соч. – С.360.

Пример ссылки, если текст цитируется не по первоисточнику:

1 Цит. по: Котельников А.Г. Арбитражное соглашение: правовая природа и последствия заключения // Арбитражный и гражданский процесс. – 2004. – №6. – С.37.

Пример первичной ссылки на нормативный правовой и судебный акт:

1 Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г.
№ 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1997. – № 1. – Ст. 1.

2 Гражданский кодекс Российской Федерации от 21 октября 1994 г. № 51-ФЗ. Часть первая // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1994. – № 32. – Ст. 3301.

3 Обзор кассационной практики Судебной Коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ за 1998 г. // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. – 1999. – № 11.

При первичном упоминании нормативно-правового акта в подстрочной ссылке указывается его полное название, включая номер и дату, и официальный источник его опубликования. При повторном и последующем оформлении ссылок не требуется, но при этом из контекста должно быть понятно, о каком акте идет речь.

Пример первичной ссылки на электронный ресурс:

1 Кассационное определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда РФ от 20 апреля 2005 г. № 72-о05-9 [Электронный ресурс].Доступ из справ.-правовой системы Гарант-Эксперт 2010 (дата обновления: 19.09.10).

2 О возмещении государством вреда, причиненного нарушением права на судопроизводство в разумные сроки и права на исполнение в разумные сроки вступивших в законную силу судебных актов [Электронный ресурс].URL: http://www.supcourt.ru (дата обращения: 19.09.10).

При ссылках на электронный ресурс следует указывать не только название правовой системы, но и версию, которой пользовались при написании работы («Гарант-Мастер», «Гарант-Эксперт 2010» и т.п.).



Примеры описания источников и литературы

Описание нормативно-правовых актов:

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. // Российская газета. – 1995. – 5 апр.

Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. – 1993. – №237. – С. 1–4.

Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г.
№ 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1997. – № 1. – Ст. 1.

Гражданский кодекс Российской Федерации от 21 октября 1994 г. № 51-ФЗ. Часть первая // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1994. – № 32. – Ст. 3301.

Федеральный закон от 26 июля 2004 г. № 78-ФЗ «О внесении изменения в статью 74 Уголовного кодекса Российской Федерации» // Российская газета. – 2004. – 28 июля.

Закон от 7 июня 1993 г. № 5338-1 «О международном коммерческом арбитраже» // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. – 1993. – № 32. – Ст. 1240.

Закон от 30 декабря 2008 г. № 81-З «О физической культуре и спорте в Республике Марий Эл» // Собрание законодательства Республики Марий Эл. – 2009. – № 1(часть IV). – Ст. 21.

Указ Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 г. № 928 «Вопросы Федеральной миграционной службы» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2004. – № 30. – Ст. 3150.

Постановление Правительства Российской Федерации от 24 октября 2009 г. № 842 «О совершенствовании порядка инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2009. – № 44. – Ст. 5239.

Описание книги одного автора:

Благов, Е.В. Назначение наказания. Теория и практика / Е.В. Благов. – Ярославль, 2002. – 367 с.

Баландин, В.Н. Эффективность освобождения от отбывания наказания при условном осуждении и отсрочке исполнения приговора / В.Н. Баландин. – Свердловск: НОРМА, 1998. – 590 с.

Валеев, Р.М. Международное гуманитарное право:учебное пособие / Р.М. Валеев. – Казань: Унипресс, 2000. – 543 с.

Описание книги 2-х авторов:

Агаев, Г.А. Теоретические основы исследования причинного комплекса преступности: монография / Г.А. Агаев, Ф.Ю. Сафин; М-во образования РФ; С.-Петерб. гос. ун-т аэрокосм. Прибростроения; С.-Петреб. ун-т МВД России. – СПб.: СПб ГУАП, 2002. – 560 с.

Рысь, Ю.И. Социология: учеб. пособие для вузов / Ю.И. Рысь, В.Е. Степанов. – М.: Академический проект, 1999. – 244 с.

Описание книги 3-х авторов:

Фаузер, В.В. Республика Коми в ХХ веке: демография, расселение, миграция / В.В. Фаузер, Е.Н. Рожкин, Г.В. Загайнова; отв. ред. И.Л. Жеребцов. – Сыктывкар: Изд-во Сыктывкар. ун-та, 2002. – 124 с.

Описание книги 4-х и более авторов:

Бурлаков, В.Н. Криминология / В.Н. Бурлаков, В.В. Вандышев, И.В. Волгарева [и др.].– М.: Изд-во СПбГУ, 2005. – 450 с.

Описание сборника научных трудов:

Батманов, А.А. Проблемы совершенствования юридической техники и дифференциации ответственности в уголовном праве и процессе: сб. науч. статей / А.А. Батманов; отв. ред. проф. Л.Л. Кругликов; Яросл. гос. ун-т. – Ярославль: ЯрГУ, 2006. – 690 с.

На путях биологических историй человечества: сб. науч. статей: в 2 т. Т.1 / отв. ред. А.А. Зубов, Г.А. Аксянова. – М.: Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН, 2002. – 204 с.

Социально-экономические проблемы формирования рынка рабочей силы в Российской Федерации: сб. науч. тр. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербург. гос. инженерно – эконом. акад., 1994. – 111 с.

Описание многотомного издания в целом:

Зуев, М.Н. История России: учеб. пособие для школьников ст. кл. и абитуриентов: в 2 т. / М.Н. Зуев. – М.: Новая волна, 2002. – Т.1-2.

Описание отдельного тома:

Зуев, М.Н. История России. Т.1. История России с древнейших времен до конца 19 века: учеб. пособие для школьников ст. кл. и абитуриентов / М.Н. Зуев. – М.: Новая волна, 2002. – 448 с.

Описание автореферата диссертации:

Алексеев, И.Н. Условное осуждение в уголовном праве России: автореф. дис. ... канд. юрид. наук / И.Н.Алексеев. – Саратов, 2004. – 19 с.

Описание диссертации:

Бушкова, Е.В. Правовой статус несовершеннолетнего при условном освобождении от отбывания наказания (условном осуждении и отсрочке исполнения приговора): дис....канд.юрид.наук / Е.В. Бушкова. –Ярославль, 1993. – 160 с.

Электронные ресурсы:

Кассационное определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда РФ от 20апреля 2005 г. № 72-о05-9 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: справочно-правовая система Гарант-Эксперт 2010 (дата обновления: 19.09.10).

О возмещении государством вреда, причиненного нарушением права на судопроизводство в разумные сроки и права на исполнение в разумные сроки вступивших в законную силу судебных актов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.supcourt.ru (дата обращения: 19.09.10).

Отчет МВД Республики Марий Эл. Состояние преступности в республике и результаты деятельности органов и подразделений внутренних дел МВД РМЭ за январь-февраль 2006 года. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mvd.gov12.ru/files/116.doc (дата обращения: 19.09.10).

 


Примеры описания статей

Описание статьи из газеты:

Михайлов, М. Ошибки в заполнении платежных документов / М. Михайлов // Финансовая газ. – 2007. – №1. – С.9.

Описание статей из журналов:

Трубецкой, П.С. Какую отчетность нести в Росстат / П.С. Трубецкой // Главбух. – 2007. – №1. – С.78-81.

Карашаев, М. Влияние гемоглобина на функциональную систему дыхания / М. Карашаев, А. Ошхунов, А. Алабов // Международный с.-х. журн. – 2006. – №6. – С.62-63.

Пути и методы роста производства говядины в Республике Башкортостан / Н. Фенченко [и др.] // Международный с.-х. журн. – 2006. – №6. – С.40-41.

Описание статьи из сборника:

Ширяева, А.С. Экология человека и медицинская экология / А.С. Ширяев // Экономические, экологические и демографические проблемы здоровья. – М.: НОРМА, 1990. – Ч.2. – С.27–31.

 

Примеры описания иностранной литературы

 

Psykiskstörning, brottochansvarBetänkandeavPsykansvarskomm. Законодательное регулирование правового положения лиц с психическими заболеваниями в Швеции. – Stockholm: Fritzes, 2002. – 450 p.

Levin, Jack, OverkillMassmurderaserialkillingexposed (Изучение личности преступника и расследование массовых убийств в США) / JamesAlan Fox, Jack Levin. –NewYork; London: Plenumpress, Cop., 1994. – 580 p.

Примеры описания судебной практики

Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 1997 г. (по уголовным делам) (утв. постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 14 мая 1997 г.) // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. – 1997. –№ 8.

Обзор кассационной практики Судебной Коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ за 1998 г. // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. – 1999. – № 11.

Приговор Йошкар-Олинского городского суда от 27 августа 2004 г.(Н. Журавлев и В.Попов) // Архив Йошкар-Олинского городского суда. – Дело № А-38 11/26-2004.

Общее количество источников и литературы для бакалаврской работы не менее 50–55.


Приложение 1


УДК 378.147:001.817

ББК Ч215.7

 

© А.В.Кузьмина, М.А.Мокосеева, Т.А.Избиенова составление, 2015

© ФГБОУВПО «Марийский государственныйуниверситет», 2015

 

 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 


Методическое пособие предназначено для студентов юридического факультета и представляет собой рекомендации по написанию и оформлению выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы) (далее - бакалаврская работа).

Пособие призвано сформировать у студентов практические навыки организации и проведения самостоятельного научного исследования по юридическим учебным дисциплинам, в том числе навыки теоретического анализа проблемы, сбора и анализа эмпирических данных, правильного оформления результатов проведенного исследования.

Целями написания бакалаврской работы являются:

- систематизация, закрепление и расширение теоретических знаний и практических умений по специальности «Юриспруденция», применение их при решении конкретных научных задач,

- развитие навыков проведения самостоятельного научного исследования по теме, достаточно глубокой разработки конкретной юридической проблемы;

- применение полученных во время обучения теоретических знаний в области юриспруденции при разработке темы выпускной квалификационной работы,

- демонстрация уровня овладения следующими профессиональными компетенциями:

умение пользоваться рациональными приемами поиска, отбора, обработки и систематизации информации,

 умение логично и четко с применением юридической терминологии излагать материал письменно при написании и устно при защите выпускной квалификационной работы,

 умение делать теоретические обобщения и практические выводы в результате анализа юридических норм и правовых отношений, являющихся объектом дипломного исследования, а так же по прикладным темам выпускных квалификационных работ судебной, административной практики, статистических данных,

 умение профессионально аргументировать, доказывать и защищать выводы, сделанные в выпускной квалификационной работе, и/или предложения по совершенствованию правового регулирования общественных отношений.

Основной целью защиты бакалаврской работы является:

- демонстрация выпускником и оценка Государственной аттестационной комиссией уровня овладения теоретическими знаниями и практическими умениями и навыками, позволяющими ему самостоятельно решать профессиональные задачи.

К защите бакалаврской работы допускаются студенты, успешно завершившие в полном объеме освоение образовательной программы по направлению подготовки «Юриспруденция» и успешно прошедшие все другие виды итоговых аттестационных испытаний (государственные экзамены).

В результате подготовки и защиты бакалаврской работы выпускники должны приобрести следующие компетенции:

общекультурные компетенции (ОК):

осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);

способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);

способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);

способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);

профессиональные компетенции (ПК):

в нормотворческой деятельности:

способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);

владеет навыками подготовки юридических документов (ПК-7);

в правоохранительной деятельности:

способен толковать различные правовые акты (ПК-15);

способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16).

Настоящие методические рекомендации разработаны на основе:

– Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

– Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования,

– ГОСТ 7.32-2001 «Отчет о научно-исследовательской работе. Струк­тура и правила оформления»: межгосударственный стандарт Системы стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу,

– ГОСТ 2.105-95 «Общие требования к текстовым документам»: межгосударственный стандарт Единой системы конструкторской документации,

– Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления»,

– ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления»,

– ГОСТ 7.12-93 «Библиографическая запись. Сокращения слов на русском языке. Общие требования и правила»,

– ГОСТ 7.11-2004 «Библиографическая запись. Сокращение слов и словосочетаний на иностранных европейских языках»,

– Положения об итоговой государственной регистрации выпускников, утвержденного ректора МарГУ 3 июня 2009 г. ,

– Методических рекомендаций по оформлению, рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ (проектов), утвержденных приказом ректора МарГУ от 24 апреля 2009 г. № 163 «а»-А.

 





НАПИСАНИЕ И ПУБЛИЧНАЯ ЗАЩИТА БАКАЛАВРСКОЙ РАБОТЫ

1. Бакалаврская работа как научно-практическое исследование
и форма учебной работы

 

Бакалаврская работа представляет собой самостоятельное законченное исследование на заданную (выбранную) тему, написанное студентом-выпускником под руководством научного руководителя, свидетельствующее об умении выпускника работать с литературой, обобщать и анализировать фактический материал, используя теоретические знания и практические навыки, полученные при освоении профессиональной образовательной программы бакалавра.

Бакалаврская работа может основываться на обобщении выполненных курсовых работ и содержать материалы, собранные практики.

Бакалаврская работа показывает уровень освоения выпускником методов научного анализа сложных социальных явлений, умение делать теоретические обобщения и практические выводы, обоснованные предложения и рекомендации по совершенствованию правового регулирования общественных отношений в изучаемой области.

Бакалаврская работа должна:

- носить творческий характер с использованием актуальных статистических данных и действующих нормативных правовых актов,

- отвечать требованиям логичного и четкого изложения материала, доказательности и достоверности фактов,

- отражать умения студента пользоваться рациональными приемами поиска, отбора, обработки и систематизации информации, способности работать с нормативно-правовыми актами,

- быть правильно оформлена (четкая структура, завершенность, правильное оформление библиографических ссылок, списка литературы и нормативно-правовых актов, аккуратность исполнения).

Рекомендуемый объем бакалаврской работы - от 45до 55 страниц печатного.

С учетом выбранной студентом темы и с предварительного согласия научного руководителя объем бакалаврской работы может быть увеличен до 60 страниц. В объем бакалаврской работы не включаются титульный лист, содержание (план работы), список принятых в работе сокращений, список использованных источников и литературы, приложения.

Оформление работы должно соответствовать требованиям, изложенным в соответствующих разделах настоящих методических рекомендаций.Бакалаврская работа подлежит обязательному рецензированию.

 

 

2. Последовательность организации работы
над бакалаврской работой



Подготовительная работа

 

Выбор и согласование темы.

Тематика бакалаврских работ ежегодно  разрабатывается и утверждается выпускающими кафедрами.

Студентам предоставляет право выбора темы в соответствии с его интернами. Студент может предложить свою тему бакалаврской работы, предоставив обоснование целесообразности ее разработки.

Закрепление за студентом темы бакалаврской работы и научного руководителя оформляется по личному письменному заявлению студента приказом ректора.

Выбирая тему, студенту, исходя из собственных научных и профессиональных интересов, рекомендуется предварительно определить общее тематическое направление будущей бакалаврской работы. Затем целесообразно изучить соответствующий раздел учебно-методического пособия по дисциплине, рекомендуемые в нем нормативные правовые акты, разделы учебника или учебного пособия по теме, провести просмотр каталогов со специальной литературой по выбранной тематике. Это облегчит не только выбор темы, но и сориентирует в определении основных вопросов, которые следует раскрыть в работе.

 

2.1.2. Подбор и изучение источников. После согласования темы с научным руководителем студент должен самостоятельно подобрать необходимые для выполнения бакалаврской работы нормативно-правовые акты, специальную литературу, также судебную практику (далее – источники и литература), если бакалаврское исследование выполняется по отраслевой дисциплине.

Последовательность работы с источниками информации:

– определение и изучение основных нормативных правовых актов, а также разделов учебников и учебных пособий по теме;

– поиск дополнительной специальной литературы, а также информации по теме в справочно-правовых системах, в сети Интернет;

– подбор обобщенной судебной практики, в том числе судебных
решений по конкретным делам;

– первоначальное изучение и последовательная обработка подобранных источников и литературы (конспектирование, ведение рабочих записей, составление библиографических описаний, подготовка светокопий и пр.);

– исключение ненужных источников и литературы;

– составление заключительного списка источников и литературы, необходимых для написания бакалаврской работы.

Первоначально следует подобрать и ознакомиться с основными нормативными правовыми актами, а также учебниками и учебными пособиями, рекомендованными к этой теме в учебно-методическом пособии по соответствующей дисциплине.

Начинать работу с основными источниками следует с изучения законодательства. Для этого следует обратиться к официальным источникам опубликования нормативно-правовых актов. Оптимизировать и повысить эффективность поиска необходимого нормативного материала помогут справочные правовые системы (например, «Гарант», «Консультант», «Кодекс» и пр.), а также ресурсы Internet свободного доступа (например, библиотека копий официальных публикаций правовых актов http://lib.ksrf.ru/).

Для правильного уяснения существа норм права необходимо обратиться к различным комментариям к кодексам и иным нормативным правовым актам.

В  процессе написания бакалаврской работы, студент обязан руководствоваться действующим законодательством. Утратившее силу законодательство может анализироваться, но лишь с целью демонстрации исторической ретроспективы и развития законодательства.

Изучение учебников и учебных пособий поможет не только сформировать общее представление о теме исследования, но и окажет содействие в подборе дополнительной литературы. Так, авторы учебников и учебных пособий, как правило, рекомендуют дополнительную к изучению литературу к каждой теме. Кроме того, информацию можно получить и из ссылок на работы других авторов, которые имеются в соответствующей главе учебника или учебного пособия.

Работая с основной учебной литературой, не следует ограничиваться одним-двумя учебниками. Необходимо ознакомиться с максимально возможным их количеством. Сопоставление содержания соответствующих глав разных учебников и учебных пособий даст представление о наиболее дискуссионных вопросах науки и практики по избранной для исследования проблематике.

Помимо основной литературы студент должен уметь самостоятельно подобрать дополнительную специальную литературу, к которой относятся монографии, статьи в периодических изданиях юридической направленности, диссертации, авторефераты, сборники материалов конференций и т.п.

Также как и при работе с основными источниками, изучая дополнительную литературу, следует обращать внимание на содержание сносок, что поможет студенту самостоятельно расширить ранее подготовленный библиографический список.

Помимо традиционных печатных источников информации современный уровень развития предполагает использование студентом при выполнении бакалаврской работы различных электронных ресурсов, к которым следует отнести: справочные правовые системы (например, «Гарант», «Консультанта Плюс», «Кодекс» и др.), иные базы данных, CDROM, Internet и т.п. Осуществляя подбор материала в сети Internet, следует определить, относится ли размещенная информация к области юриспруденции, а также критически осмыслить приведенные там данные на предмет соответствия действующему законодательству.

Осуществляя подбор специальной литературы – как основной (учебники, учебные пособия), так и дополнительной (монографии, публикации), необходимо отдать приоритет новейшим источникам. Использование устаревшей литературы может привести к снижению качества выполненной работы.

Посколькубакалаврская работаэто составная часть итоговой государственной аттестации, которая представляет собой самостоятельное, углубленное и законченное исследование на заданную тему, написанное под руководством научного руководителя, то написать ее, основываясь только на содержании учебников и комментариев, невозможно. Подобного рода работы к публичной защите не допускаются и возвращаются научным руководителем студенту для доработки.

Первоначально студентом должно быть подобрано большее количество специальной литературы, т.к. после более детального ознакомления с ее содержанием, часть литературы будет исключена как не соответствующая теме либо как носящая описательный характер и не привносящая нового в раскрытие проблемных вопросов.

Работа по подбору источников и литературы должна сопровождаться ведением рабочих записей – составление кратких конспектов, словаря терминов, подготовка светокопий, выписки, аннотации и пр.

Ведение рабочих записей помогает студенту не только эффективно усвоить новый материал по теме, но и облегчит написание работы в целом, т.к. остается лишь, по сути, скомпоновать ее содержание.

Рекомендуется уже на этом этапе делать запись правильного и полного библиографического описания подобранных источников и литературы, что позволит в последующем быстро и правильно оформить их список (см.: раздел 2 настоящего пособия).

Работу по поиску и отбору судебной практики следует начинать после изучения нормативных правовых актов и специальной литературы. Сначала следует подобрать обобщенную судебную практику, а затем решения различных судебных инстанций по конкретным делам.

Оказать содействие в подборе обобщенной судебной практики могут материалы учебно-методического пособия по дисциплине. Примеры по конкретным делам должны быть подобраны студентом самостоятельно. При необходимости студент может проконсультироваться с научным руководителем о целесообразности включения тех или иных решений судов по конкретным делам в текст бакалаврской работы.

С имеющейся судебной практикой можно ознакомиться в таких периодических печатных изданиях, как: Вестник Конституционного Суда РФ, Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ, Бюллетень Верховного Суда РФ, Бюллетень Европейского Суда по правам человека.

Ввиду многообразия имеющейся судебной практики и с целью оптимизации времени, поиск необходимой судебной практики можно осуществлять при помощи справочных правовых систем «Гарант», «Консультант Плюс», «Кодекс».

Кроме того, судебная практика доступна и через информационные ресурсы Internet:

http://www.ksrf.ru/

На данном сайте можно найти: Решения Конституционного Суда РФ, обобщения практики по решениям Конституционного Суда РФ, статистику по решениям Конституционного Суда РФ

http://www.arbitr.ru/

На данном сайте можно найти: Постановления Пленума ВАС РФ, Информационные письма Президиума ВАС РФ, Постановления Президиума ВАС РФ, проекты документов ВАС РФ, банк решений всех арбитражных судов.

http://www.supcourt.ru/

На данном сайте можно найти: Постановления Пленума Верховного Суда РФ, Бюллетень Верховного Суда РФ, Обзоры судебной практики Верховного Суда РФ, Обзоры судебной статистики Верховного Суда РФ

После того, как студент определился с теми источниками, которые он планирует использовать при написании бакалаврской работы, следует оформить список использованных источников и литературы, который затем представляется научному руководителю для согласования.

В случае необходимости студент может обратиться к научному родителю за помощью в определении источников, специальной литературы и судебной практики, необходимых для исследования выбранной темы.

 

2.1.3. Разработка содержания (плана) бакалаврской работы. После утверждения темы, подбора и изучения источников и литературы студенту необходимо подготовить ее содержание, поскольку любая научная работа предполагает наличие плана ее осуществления.

Содержание (план) отражает общую структуру бакалаврской работы. Оно должен строго соответствовать теме и способствовать всестороннему раскрытию отдельных ее вопросов.

Содержание (план) бакалаврской работы  представляет собой логически последовательный перечень основных содержательных структурных частей работы – глав (разделов), которые могут делиться на параграфы (подразделы). При этом структурные части должны соответствовать не только теме, но также цели и задачам исследования.

Главы работы должны быть логически связаны между собой. Название главы не должно дословно повторять название темы работы. Включаемые в главу параграфы должны раскрывать ее содержание. С учетом требований к объему бакалаврской работы количество глав не должно быть больше трех-четырех, а количество параграфов в одной главе  – больше трех.

Содержание (план) составляется студентом в произвольном виде и представляется для согласования научному руководителю на этапе оформления Задания по  бакалаврской работе.

Первоначально содержание (план) составляется с целью выработки общего направления проведения исследования и в дальнейшем – в процессе написания работы, может изменяться.

 

2.1.4. Оформление Задания по бакалаврской работе. В сроки, установленные графиком учебного процесса, разработанным в соответствии с ФГОС ВПО, оформляется Задание по бакалаврской работе.Задание оформляется в два этапа. На первом этапе в бланк Задания вносится выбранная и согласованная с научным руководителем тема бакалаврской работы. На втором этапе в бланке Задания отражается согласованный с научным руководителем содержание (план) бакалаврской работы,  который предварительно подготовил студент. Вместе с содержанием (планом) студент представляет научному руководителю список тех источников и литературы, которые он планирует использовать при написании работы.

Сроки написания и передачи бакалаврской работы на проверку определяются в задании согласно утвержденному графику учебного процесса, разработанному в соответствии с ФГОС ВПО.




Дата: 2019-04-23, просмотров: 158.