ВЫБОР МЕСТА  И ЗАКРЕПЛЕНИЕ НАУЧНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Европейская бизнес-школа

 

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор Европейской бизнес-школы

___________________

д. п. н., к.э.н., доцент В.В. Алтунина

­­­­­­_______________ 2019 г.

 

 

                                                                                                                        

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ПРОХОЖДЕНИЮ ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ  ПРАКТИКИ, ОФОРМЛЕНИЮ И ЗАЩИТЕ ОТЧЕТА ПО ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ  БАКАЛАВРОВ

для студентов по направлению 38.03.01 «Экономика»

Профиль «Мировая экономика»

 

Калининград 2019 г.



Оглавление

I. ВВЕДЕНИЕ.. 3

II. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОХОЖДЕНИЮ ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ   ПРАКТИКИ БАКАЛАВРА И ОФОРМЛЕНИЮ ОТЧЕТА О ПРОХОЖДЕНИИ ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ  ПРАКТИКИ6

2.1 Общие требования к прохождению преддипломной производственной й практики бакалавра выпускной квалификационной работе бакалавра. 6

2.2 Выбор предприятия и  и закрепление научного руководителя преддипломной производственной практики. 10

2.3 Этапы выполнения и структура выпускной отчета о прохождении преддипломной производственной практики. 12

2.4 Порядок оформления отчета о прохождении преддипломной производственной практики. 15

III. ПОРЯДОК И СРОКИ   ПРОХОЖДЕНИЯ ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ БАКАЛАВРА... 19

IV. ПОДГОТОВКА  ОТЧЕТА О ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ  БАКАЛАВРА К ЗАЩИТЕ.. 20

V. ПРОЦЕДУРА ЗАЩИТЫ ОТЧЕТА О ПРОХОЖДЕНИИ ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ БАКАЛАВРА... 21

VI. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ОТЧЕТА О ПРОХОЖДЕНИИ ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ БАКАЛАВРА... 21

Приложение 1.. 24

Приложение 2.. 25

Приложение 3.. 27

Приложение 4.. 28

 

 



I. ВВЕДЕНИЕ

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования производственная преддипломная практика является обязательным разделом основной образовательной программы бакалавриата , направленным на формирование компетенций обучающихся в процессе выполнения работ, определенных ФГОС ВО видов деятельности. Цель практики-получить закрепить профессиональные навыки и получить опыт профессиональной деятельности по программе бакалавриата по на­правлению 38.03.01 Экономика профиль «Мировая экономика», а также в процессе ее прохождения выпускник должен проявить готовность к расчетно-экономической, аналитической и научно-исследовательской деятельности в таких важнейших областях экономики как:

· экономические, финансовые, маркетинговые, производственно-экономические и аналитические службы организаций различных отраслей, сфер и форм собственности,

· финансовые, кредитные и страховые учреждения,

· органы государственной и муниципальной власти,

· академические и ведомственные научно-исследовательские организации,

· общеобразовательные учреждения, образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и дополнительного профессионального образования.

В результате прохождения преддипломной производственной практики студент-выпускник должен приобрести следующие практические навыки, умения, общекультурные и профессиональные компетенции:

– способность использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности ;

– способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия ;

– способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия ;

– способность использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности ;

– способность осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения профессиональных задач ;

– способность выбирать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, анализировать результаты расчетов и обосновывать полученные выводы ;

– способность находить организационно-управленческие решения в профессиональной деятельности и готовность нести за них ответственность;

– способность собирать и анализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов;

– способность на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитывать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих;

– способность выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации;

– способность на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты ;

– способность анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д., и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений;

– способность анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей;

– способность, используя отечественные и зарубежные источники информации, собирать необходимые данные, анализировать их и готовить информационный обзор и/или аналитический отчет;

– способность использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии.

Выпускная квалификационная работа бакалавра должна свиде­тельствовать о:

‒ наличии системного представления о структурах и тенденциях развития российской и мировой экономики;

‒ понимании многообразия экономических процессов в современ­ном мире;

‒ знании теоретических основ и закономерностей функционирова­ния;

‒ умении выявлять проблемы экономического характера при оцен­ке конкретных ситуаций, предлагать способы их решения и прогнозиро­вать ожидаемые результаты;

‒ наличии навыков систематизации и обобщения информации по вопросам профессиональной деятельности;

‒ использовании основных методов экономического анализа ста­тистической, финансовой и бухгалтерской информации;

‒ умении работы с компьютерными технологиями для решения экономических задач;

‒ владении экономической терминологией специальности на двух иностранных языках.



II. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОХОЖДЕНТИЮ ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРОИЗВОДсТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПОДГОТОВКЕ И ОФОРМЛЕНИЮ ОТЧЕТА О ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОХОЖДЕНИЮ ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ БАКАЛАВРА

Преддипломная производственная практика бакалавра является неотъемлемой частью учебного процесса по стандартам высшего образования. Материал, собранный во время прохождения практики, является основой для написания выпускной квалификационной работы бакалавра. Защита выпуск­ной квалификационной работы входит в государственную итоговую ат­тестацию бакалавра экономики в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования и является заключительным ее этапом.

Отчет о преддипломной производственной практике должен показать готовность выпускников квалифицированно решать теоретические и практические задачи по избранной специальности. Он представляет собой законченную аналитическую работу,  в которой отражены актуальные экономические проблемы и задачи для конкретной организации.

Отчет о преддипломной производственной практике  представляет собой  базу для работы исследовательского характера, позволяющую осуществить решение практических задач, содержащую аргументированные выводы и обоснованные предложения.

Повышение качества подготовки бакалавров требует обеспечения высокого уровня выполнения выпускных квалификационных работ, при за­щите которых студенты должны наиболее полно раскрыть свой творческий потенциал, демонстрируя знания, полученные за время обучения и навыки, приобретенные в процессе практической профессиональной деятельности, чему в немалой степени способствует производственная преддипломная практика бакалавра.

Прохождение преддипломной производственной практики  имеет своейцелью:

· систематизацию, закрепление и расширение теоретических знаний и практических навыков выпускника по данному направлению;

· выявление его способности применять полученные знания при решении конкретных научных и практических задач;

· развитие навыков ведения выпускником самостоятельной работы и овладение им методикой научного исследования при ре­шении проблем и задач выпускной квалификационной работы;

· развитие навыков ведения выпускником самостоятельной работы при выполнении выпускной квалификационной работы;

· выявление умений выпускника по обобщению результатов работы, разработке практических рекомендаций в исследуемой об­ласти и применению их для решения конкретных практических за­дач.

Преддипломная производственная практика бакалавра должна дать фактический материал для глубокого анализа проблемы, выбранной студентом темой выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа бакалавра должна свидетельствовать о степени готовности к практической деятель­ности. По результатам защиты выпускной квалификационной работы Государственная экзаменационная комиссия (ГЭК) решает вопрос о при­своении выпускнику квалификации (степени) бакалавра экономики.

Преддипломная производственная практика позволяет, используя полученные теоретические  знания, собрать, проанализировать и резюмировать финансово- экономическое состояние предприятия, изучить его динамику, таким образом заложить практическую основу для написания будущей выпускной квалификационной работы..

Для достижения указанной цели требуется пройти определенные этапы подготовки:

− выбрать и закрепить тему, а также организацию, по материалам которой будет выполняться работа;

− подобрать литературу и практический материал по теме работы;

− составить и согласовать с научным руководителем план и график прохождения практики;

− исследовать теоретические аспекты проблемы;

‒ осуществить сбор, анализ и обобщение эмпирических данных;

− сформулировать выводы и рекомендации;

− оценить в количественном выражении  социально-экономическую эффективность выводов и предложений;

− оформить соответствующим образом отчет о прохождении преддипломной производственной практики;

− пройти защиту работы.

 

Сбор и обработка информации является одним из наиболее ответ­ственных и сложных этапов выполнения преддипломной производственной практики (ППП).

Статистическая, финансовая  и другая информация собирается с учетом задач, поставленных руководителем практики. Основными ее источниками являются:

‒ бухгалтерский баланс ;

‒ отчет о финансовых результатах;

‒ отчет об изменении капитала;

‒ отчет о движении денежных средств;

‒ отчет о целевом использовании полученных средств;

‒ статистическая отчетность;

‒ внутренняя отчетность предприятия.

В работе может использоваться первичная и вторичная информа­ция. Первичная информация собирается путем самостоятельного прове­дения специальных исследований по разработанной программе (с помо­щью анкетирования, опроса, из первичных документов, с привлечением экспертов и т.д.). Вторичная ‒ это информация экономических и статистических органов, других структур. Статистическая информация соби­рается с учетом задач, которые поставлены в выпускной работе. Как пра­вило, наиболее полезной является информация, содержащаяся в специ­альных изданиях.

Собранный материал нужно оценить с точки зрения репрезента­тивности и достоверности.

Основные требования к написанию отчета по преддипломной производственной практике:

− соответствие содержания отчета о преддипломной производственной практике целям последующей работы над ВКР;

− логическая последовательность изложения материала, базирующаяся на прочных теоретических знаниях по избранной теме;

− необходимая глубина исследования и убедительность аргументации;

− конкретность представления практических результатов работы;

− корректное изложение материала и грамотное оформление работы.

В процессе подготовки и защиты работы студенты должны:

− овладеть навыками самостоятельной исследовательской и аналитичес­кой работы, необходимыми для будущей практической деятельности;

− расширить и углубить полученные теоретические и практические зна­ния по специализации;

− уметь систематизировать и обобщать практический материал и делать на основе проведенного анализа аргументированные выводы и предложения;

− уметь вырабатывать свою точку зрения по актуальным экономическим проблемам.

Отчет о преддипломной производственной практике  бакалавра должен  удовлетворять следующим требованиям:

‒ использовать фактические данные предприятий и организаций различных организационно-правовых форм, фактический материал в ви­де отчетных, плановых и прочих документов, таблиц, рисунков, диа­грамм, схем и т.д.;

‒ содержать необходимые аналитические, прогнозные или плано­вые расчеты;

‒ использовать экономико-математические модели и компьютер­ные технологии (электронные таблицы, пакеты прикладных программ, графики, выполненные на компьютере);

‒ предлагать рекомендации по совершенствованию изучаемых процессов;

‒ строго соответствовать требованиям работы по оформлению.

В отчете по преддипломной производственной практике бакалавра студент должен показать:

‒ достаточную теоретическую подготовку и способность использовать его в практической деятельности;

‒ умение изучать и обобщать нормативные акты и литературные источники;

‒ способность решать практические организационно-экономические задачи;

‒ навыки комплексного анализа ситуаций, моделирования и расче­тов, владения современной вычислительной техникой;

‒ умение грамотно применять методы оценки экономической и социальной эффективности предлагаемых решений;

‒ умение логически строить текст, формулировки выводов и пред­ложений.

Профессиональная готовность студента определяется умением отобрать необходимую информацию, обработать ее, сделать обоснование обобщения, выводы, предвидеть последствия и аргументировать целесо­образность реализации предлагаемых решений.

Работа оформляется в виде, который может позволить судить о полноте и обосновании содержащихся в ней результатов, выводов и предложений. Ей должны быть присуши целевая направленность и четкость построения, логическая последовательность изложения материала, точность формулировок, конкретность в представлении результатов, до­казательность выводов и обоснованность рекомендаций, грамотное оформление.

Подготовительный

Установочное собрание. Информация руководителя о целях практики. порядке ее прохождения, формах отчетной документации, Знакомство с руководителем практики от организации( предприятия).инструктаж по технике безопасности. Заполнение дневника практики.

Производственный

Сбор, обработка и систематизация практического материала, включающие макроэкономические показатели состояния и тенденций мировой экономики а также микроэкономические показатели, характеризующие работу конкретного предприятия. Эффективность сбора практического материала в значительной степени зависит от понимания студен­том предмета своего исследования. В процессе отбора материала, у студента вырабатывается научно-исследовательский подход к изучаемой проблеме.

Сбор практического материала зависит, прежде всего, от выбранной студентом темы выпускной квалификационной работы.

Например, по темам, связанным с анализом финансового состояния коммерческих организаций, требуется подобрать финансовую (бухгалтерскую) отчетность конкретного хозяйствующего субъекта.

 

 Наблюдение за работой структурного подразделения , в котором проходит практика. Выполнение отдельных видов работ и поручений руководителя практики от предприятия. Заполнение дневника практики.

Аналитический

Анализ полученной информации. Выполнение необходимых для анализа расчетов, изучение динамики экономических процессов.

При обработке практического материала используются такие взаимосвязанные научные методы исследования, как анализ и синтез. (Справочно: анализ − это логический прием разделения целого на отдельные эле­менты и изучение каждого из них в отдельности во взаимосвязи с целым; синтез − это объединение результатов для формирования целого).

Кроме того, используются современные методы экономического анализа: метод сравнения, группировки, средние величины, индексы, динамические ряды, аналитические таблицы, корреляция, факторный ана­лиз, экономико-математическое моделирование и др. Такой всесторон­ний анализ позволяет студенту выявить закономерности, положительные и отрицательные тенденции (моменты) финансовой деятельности государства и хозяйствующих субъектов. Это позволит глубже исследовать вопросы темы выпускной квалификационной работы, поднять ее научный уровень, весомость и обоснованность сделанных в ней выводов и предложений. Аналитические расчеты нужно проводить с помощью вычислительной техники, а сложные аналитические задачи решать с применением прикладных программных продуктов.

 Подготовка отчета по практике. Получение отзыва – характеристики. Заполнение дневника практики.

4.Отчетный

 Подготовка и сдача отчета по практике, дневника практики и отзыва- характеристики руководителю практики от Университета. Устранение замечаний руководителя практики от Университета. Защита отчета по практике.

Теоретическая часть, в которой студент должен показать знания имеющейся научной, учебной и нормативной литературы, в том числе. на иностранном языке по выбранной тематике;

· Практическая часть, в которой студент должен продемонстрировать умение использовать для решения поставленных им в работе задач теоретических знаний. Студент должен провести обобщение и анализ собранного фактического материала, результаты которого должны найти свое отражение в тексте выпускной квалификационной работы;

· Заключительная часть должна содержать выводы по проведенной работе, а также предложения или рекомендации по использованию полученных результатов;

· Список использованных источников;

· Доклад на русском и иностранном языках.

Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений. В каждой главе выделяются 2-3 пункта. В некоторых случаях пункты включают в себя подпункты.

В процессе работы возможно уточнение плана (расширение отдель­ных глав, пунктов или, наоборот, их сокращение).

Все изменения в плане согласовываются с научным руководителем.

 Подбор, анализ и обобщение законодательных и иных норма­тивных правовых актов, литературных источников.

Поскольку непосредственное руководство выпускной квалификационной работы осуществляет научный руководитель, то он контролирует все стадии исследования: сбор материалов, их обобщение и анализ, написание и оформление работы – вплоть до ее защиты.

Достаточные представления об основных проблемах и вопросах темы студент получает в ходе изучения и подбора необходимого материала для написания работы, который должен быть осмыслен и критически оценен.

Студент совместно с научным руководителем должен выбрать рекомендуемую специальную литературу (учебники и учебные пособия, монографии, статьи в журналах и сборниках научных трудов, справочные издания), законодательные и нормативные акты, ведомственные положения и инструкции. А также данные бухгалтерской, статистической, налоговой и оперативной отчетности, плановые показатели.

 Сбор и анализ практического материала.

Эффективность сбора практического материала для выполнения квалификационной работы в значительной степени зависит от понимания студен­том предмета своего исследования. В процессе отбора материала, у студента вырабатывается научно-исследовательский подход к изучаемой проблеме.

Сбор практического материала зависит, прежде всего, от выбранной студентом темы выпускной квалификационной работы.

Например, по темам, связанным с анализом финансового состояния коммерческих организаций, требуется подобрать финансовую (бухгалтерскую) отчетность конкретного хозяйствующего субъекта.

При обработке практического материала используются такие взаимосвязанные научные методы исследования, как анализ и синтез. (Справочно: анализ − это логический прием разделения целого на отдельные эле­менты и изучение каждого из них в отдельности во взаимосвязи с целым; синтез − это объединение результатов для формирования целого).

Кроме того, используются современные методы экономического анализа: метод сравнения, группировки, средние величины, индексы, динамические ряды, аналитические таблицы, корреляция, факторный ана­лиз, экономико-математическое моделирование и др. Такой всесторон­ний анализ позволяет студенту выявить закономерности, положительные и отрицательные тенденции (моменты) финансовой деятельности государства и хозяйствующих субъектов. Это позволит глубже исследовать вопросы темы выпускной квалификационной работы, поднять ее научный уровень, весомость и обоснованность сделанных в ней выводов и предложений. Аналитические расчеты нужно проводить с помощью вычислительной техники, а сложные аналитические задачи решать с применением прикладных программных продуктов.

 

 

Оформление отчета по преддипломной производственной практике

Отчет должен быть отпечатан машинописным способом на одной стороне стандартного листа формата А4 (210x297 мм) и сброшюрован.

Плотность машинописного текста - полуторный интервал, шрифт Times New Roman, кегль - 14 пт. Размеры полей на печатных листах: левое поле -3 ,0 см; правое - 2,0 см; сверху 1,5 см, снизу - 2,0 см.

Объем текстовой части отчета не должен превышать 30-35 страниц.

Нумерация страниц - сквозная, арабскими цифрами, начинается со страницы «2» (первая страница - это титульный лист), номер страницы проставляется в нижнем колонтитуле справа.

Текст отчета при необходимости разделяют на разделы и подразделы.

Разделы должны иметь порядковые номера в пределах всего документа, обозначенные арабскими цифрами без точки. Подразделы должны иметь нумерацию в пределах каждого раздела. В конце номера подраздела точка не ставится.

Разделы, подразделы должны иметь заголовки. Заголовки должны четко и кратко отражать содержание разделов, подразделов. Заголовки следует печатать с прописной буквы без точки в конце, не подчеркивая.

Переносы слов в заголовках не допускаются. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей цифровой материал следует оформлять в виде таблиц. Таблицы, за исключением таблиц приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Таблицы каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения.

Таблице предшествует название, выровненное по левому краю и начинающиеся со слова «Таблица» », за которым следует порядковый номер таблицы и, через тире, ее наименование с маленькой буквы (например, Таблица 1 - перечень аппаратных средств). Название таблицы должно отражать ее содержание, быть точным, кратким.

Таблицы должны размещаться на одной странице непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице. Поэтому, в том случае, если таблицу можно разместить на одном листе, то переносить ее не следует. Если таблица, расположенная в тексте не умещается на одной странице, ее части, расположенной на следующей странице предшествует слово «Продолжение таблицы ...» и повторяется шапка таблицы. Например: «Продолжение таблицы 1».Большие таблицы рекомендуется выносить в приложения.

Формулы, за исключением формул, помещаемых в приложении, должны нумероваться сквозной нумерацией арабскими цифрами, которые записывают на уровне формулы справа в круглых скобках. Ссылки в тексте на порядковые номера формул дают в скобках. Формулы, помещаемые в приложениях, должны нумероваться отдельной нумерацией арабскими цифрами в пределах каждого приложения.

Все иллюстрации, не относящиеся к таблицам (схемы, графики, диаграммы, формулы и т.д.), именуются рисунками. Иллюстрации, за исключением иллюстраций приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией.

Все рисунки должны иметь наименование, начинающееся со слова «Рисунок», за которым следует порядковый номер рисунка и, через тире, его наименование с маленькой буквы (например, Рис. 3 - алгоритм решения задачи). Рисунок должен располагаться на одной странице после ссылки на него по тексту.

Приложения оформляются как продолжение текстовой части со сквозной нумерацией страниц.

Каждое приложение должно иметь содержательное название и порядковый номер, например: «Приложение 1. Примеры входных документов».

Каждое приложение следует начинать с новой страницы и располагать в порядке ссылок на них в тексте документа.

Приложения брошюруются вместе с отчетом по производственной практике.

Если в отчете используются заимствованные тексты, формулы и т.д., то должны быть указаны ссылки на источник, из которого они заимствованы.

Список использованных источников составляется в алфавитном порядке (сначала издания на русском языке, затем - на иностранных языках). У каждого источника указываются: ФИО автора(ов), полное наименование издания, название издательства (журнала), год издания, номер издания (для журналов), количество страниц в издании. При обращении к электронным версиям работ, помимо перечисленных характеристик, указывается адрес и дата обращения к электронному ресурсу.

 

 

IV. ПОДГОТОВКА отчета о  преддипломной производственной практике БАКАЛАВРА К ЗАЩИТЕ

К защите допускаются только те отчеты о прохождении практики, которые соответствуют всем предъявляемым к ним требованиям.

Полностью оформленный отчет студент передает научному руководителю для проверки и   последующей защиты.

Текст отчета является основой для написания второй главы выпускной квалификационной работы бакалавра.

К докладу прилагаются копии документов, другой  иллюстративный материал (таблицы, графики и т.п.). В иллюстративном материале целесообразно привести логическую схему исследования.

Защита отчета о преддипломной производственной практике бакалавра может сопровождаться электронной презентацией. Структура слайдов и их содержание согласовывается с научным руководителем. Длительность выступления с использованием доклада максимум 10 минут.

Основными принципами при составлении презентации отчета о преддипломной производственной практике являются: лаконичность, ясность, уместность, наглядность, запоминаемость.

Подготовку компьютерной презентации необходимо начать с заголовочного слайда и завершить итоговым слайдом. Важное требование – каждый слайд должен иметь заголовок, а количество слов в слайде не должно превышать 40.

Желательно, чтобы информация на слайде была контрастна фону, который не должен затенять содержимое слайда, если яркость проецирующего оборудования будет недостаточной. С этой целью желательно подобрать 2-3 различных фоновых оформления, для того чтобы иметь возможность варьировать фоновым полем при плохой проекции..

Презентация легко  позволяет должным образом представить отчет о прохождении практики, но она не должна его заменить. Если студент будет лишь читать текст слайдов, но не ориентируется в аналитических данных, плохо представляет себе исследуемую им в ходе прохождения практики проблему, не отвечает на вопросы, возникающие в ходе защиты  это является сигналом  руководителю практики о нецелесообразности допуска студента к написанию выпускной квалификационной работы.

Приложение 1

 

Директору Европейской бизнес-школы

В.В. Алтуниной

студента 4 курса очной формы

на платной основе направления «Экономика»

профиль «Мировая экономика»

_____________________________________

(Ф.И.О.)

 

З А Я В Л Е Н И Е

 

 

           

Прошу закрепить за мной тему выпускной квалификационной работы:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________(на базе материалов _______________________________________________________________ ________

(наименование организации, учреждения, предприятия)

______________________________________________________________________.

 

_________________________2019                __________________________________

(подпись студента)

Согласовано:

_________________________2019                _________________________________

(подпись научного руководителя)



Приложение 2

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования

«Балтийский федеральный университет имени И. Канта»

(ФГАОУ ВО «БФУ им. И. Канта»)

Европейская бизнес-школа

 

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор Европейской бизнес-школы

___________________

д. п. н., к.э.н., доцент В.В. Алтунина

­­­­­­_______________ 2019 г.

 

 

ЗАДАНИЕ И КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН

по выполнению выпускной квалификационной работы

 

студента 4 курса очной формы обучения

направления 38.03.01 «Экономика» профиль «Мировая экономика»

 

«                                                                                                       «

(ФИО)

Тема выпускной квалификационной работы: «______________________________________________                                                    »

 

 

1. Срок сдачи студентом законченной работы                                  .

В разделах выпускной квалификационной работы изложить:

В введении –                                                                                                                                                                                                                                                          ___________.

 

Раздел 1.                                                                                                                                                                                                                         ______________________________.

 

Раздел 2.                                                                                                                                                                                                                             _____________________________ .

 

Раздел 3.                                                                                                                                                                                                                                                __________________.

 

В заключении -                                                                                                                                                                                                                                                      ____________.     

 

Перечень прилагаемого материала: (таблицы, рисунки, приложения)    .        

Основная рекомендованная литература:                                                                      .



КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН

выполнения выпускной квалификационной работы

 

Наименование этапа работ Срок выполнения
Написание введения 22.04.2019 г.
Написание раздела 1  
Написание раздела 2  
Написание раздела 3  
Написание заключения  
Оформление выпускной квалификационной работы 11.06. - 15.06.2019 г.
Подготовка доклада, таблиц, схем 16.06. – 18.06.2019 г.
Защита выпускной квалификационной работы 20.06.- 26.06.2019 г.

 

Руководитель                                                                  Задание принял к исполнению

 

 «                                                    «                                                                            .

((должность, звание, ФИО)                                                                                                    ((ФИО)

 

«                                                      »                     «                                              »

     (подпись)                                                                          (подпись)

 

 



Приложение 3

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования

«Балтийский федеральный университет имени И. Канта»

(ФГАОУ ВО «БФУ им. И. Канта»)

Европейская бизнес-школа

 

 

 «УТВЕРЖДАЮ»

Директор Европейской бизнес-школы

___________________

д. п. н., к.э.н., доцент В.В. Алтунина

­­­­­­_______________ 2019 г.

 

Приложение 4

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования

«Балтийский федеральный университет имени И. Канта»

(ФГАОУ ВО «БФУ им. И. Канта»)

Европейская бизнес-школа

 

ОТЗЫВ НАУЧНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

на выпускную квалификационную работу студента 4 курса

направления 38.03.01 «Экономика» профиль «Мировая экономика»

______________________________________________________________

Научный руководитель _____________________________________

Тема выпускной квалификационной работы: ____________________________________ ___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Актуальность исследуемой темы обусловлена                       

В рамках написания ВКР студентом были изучены

 

Европейская бизнес-школа

 

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор Европейской бизнес-школы

___________________

д. п. н., к.э.н., доцент В.В. Алтунина

­­­­­­_______________ 2019 г.

 

 

                                                                                                                        

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ПРОХОЖДЕНИЮ ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ  ПРАКТИКИ, ОФОРМЛЕНИЮ И ЗАЩИТЕ ОТЧЕТА ПО ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ  БАКАЛАВРОВ

для студентов по направлению 38.03.01 «Экономика»

Профиль «Мировая экономика»

 

Калининград 2019 г.



Оглавление

I. ВВЕДЕНИЕ.. 3

II. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОХОЖДЕНИЮ ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ   ПРАКТИКИ БАКАЛАВРА И ОФОРМЛЕНИЮ ОТЧЕТА О ПРОХОЖДЕНИИ ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ  ПРАКТИКИ6

2.1 Общие требования к прохождению преддипломной производственной й практики бакалавра выпускной квалификационной работе бакалавра. 6

2.2 Выбор предприятия и  и закрепление научного руководителя преддипломной производственной практики. 10

2.3 Этапы выполнения и структура выпускной отчета о прохождении преддипломной производственной практики. 12

2.4 Порядок оформления отчета о прохождении преддипломной производственной практики. 15

III. ПОРЯДОК И СРОКИ   ПРОХОЖДЕНИЯ ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ БАКАЛАВРА... 19

IV. ПОДГОТОВКА  ОТЧЕТА О ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ  БАКАЛАВРА К ЗАЩИТЕ.. 20

V. ПРОЦЕДУРА ЗАЩИТЫ ОТЧЕТА О ПРОХОЖДЕНИИ ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ БАКАЛАВРА... 21

VI. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ОТЧЕТА О ПРОХОЖДЕНИИ ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ БАКАЛАВРА... 21

Приложение 1.. 24

Приложение 2.. 25

Приложение 3.. 27

Приложение 4.. 28

 

 



I. ВВЕДЕНИЕ

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования производственная преддипломная практика является обязательным разделом основной образовательной программы бакалавриата , направленным на формирование компетенций обучающихся в процессе выполнения работ, определенных ФГОС ВО видов деятельности. Цель практики-получить закрепить профессиональные навыки и получить опыт профессиональной деятельности по программе бакалавриата по на­правлению 38.03.01 Экономика профиль «Мировая экономика», а также в процессе ее прохождения выпускник должен проявить готовность к расчетно-экономической, аналитической и научно-исследовательской деятельности в таких важнейших областях экономики как:

· экономические, финансовые, маркетинговые, производственно-экономические и аналитические службы организаций различных отраслей, сфер и форм собственности,

· финансовые, кредитные и страховые учреждения,

· органы государственной и муниципальной власти,

· академические и ведомственные научно-исследовательские организации,

· общеобразовательные учреждения, образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и дополнительного профессионального образования.

В результате прохождения преддипломной производственной практики студент-выпускник должен приобрести следующие практические навыки, умения, общекультурные и профессиональные компетенции:

– способность использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности ;

– способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия ;

– способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия ;

– способность использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности ;

– способность осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения профессиональных задач ;

– способность выбирать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, анализировать результаты расчетов и обосновывать полученные выводы ;

– способность находить организационно-управленческие решения в профессиональной деятельности и готовность нести за них ответственность;

– способность собирать и анализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов;

– способность на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитывать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих;

– способность выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации;

– способность на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты ;

– способность анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д., и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений;

– способность анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей;

– способность, используя отечественные и зарубежные источники информации, собирать необходимые данные, анализировать их и готовить информационный обзор и/или аналитический отчет;

– способность использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии.

Выпускная квалификационная работа бакалавра должна свиде­тельствовать о:

‒ наличии системного представления о структурах и тенденциях развития российской и мировой экономики;

‒ понимании многообразия экономических процессов в современ­ном мире;

‒ знании теоретических основ и закономерностей функционирова­ния;

‒ умении выявлять проблемы экономического характера при оцен­ке конкретных ситуаций, предлагать способы их решения и прогнозиро­вать ожидаемые результаты;

‒ наличии навыков систематизации и обобщения информации по вопросам профессиональной деятельности;

‒ использовании основных методов экономического анализа ста­тистической, финансовой и бухгалтерской информации;

‒ умении работы с компьютерными технологиями для решения экономических задач;

‒ владении экономической терминологией специальности на двух иностранных языках.



II. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОХОЖДЕНТИЮ ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРОИЗВОДсТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПОДГОТОВКЕ И ОФОРМЛЕНИЮ ОТЧЕТА О ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОХОЖДЕНИЮ ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ БАКАЛАВРА

Преддипломная производственная практика бакалавра является неотъемлемой частью учебного процесса по стандартам высшего образования. Материал, собранный во время прохождения практики, является основой для написания выпускной квалификационной работы бакалавра. Защита выпуск­ной квалификационной работы входит в государственную итоговую ат­тестацию бакалавра экономики в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования и является заключительным ее этапом.

Отчет о преддипломной производственной практике должен показать готовность выпускников квалифицированно решать теоретические и практические задачи по избранной специальности. Он представляет собой законченную аналитическую работу,  в которой отражены актуальные экономические проблемы и задачи для конкретной организации.

Отчет о преддипломной производственной практике  представляет собой  базу для работы исследовательского характера, позволяющую осуществить решение практических задач, содержащую аргументированные выводы и обоснованные предложения.

Повышение качества подготовки бакалавров требует обеспечения высокого уровня выполнения выпускных квалификационных работ, при за­щите которых студенты должны наиболее полно раскрыть свой творческий потенциал, демонстрируя знания, полученные за время обучения и навыки, приобретенные в процессе практической профессиональной деятельности, чему в немалой степени способствует производственная преддипломная практика бакалавра.

Прохождение преддипломной производственной практики  имеет своейцелью:

· систематизацию, закрепление и расширение теоретических знаний и практических навыков выпускника по данному направлению;

· выявление его способности применять полученные знания при решении конкретных научных и практических задач;

· развитие навыков ведения выпускником самостоятельной работы и овладение им методикой научного исследования при ре­шении проблем и задач выпускной квалификационной работы;

· развитие навыков ведения выпускником самостоятельной работы при выполнении выпускной квалификационной работы;

· выявление умений выпускника по обобщению результатов работы, разработке практических рекомендаций в исследуемой об­ласти и применению их для решения конкретных практических за­дач.

Преддипломная производственная практика бакалавра должна дать фактический материал для глубокого анализа проблемы, выбранной студентом темой выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа бакалавра должна свидетельствовать о степени готовности к практической деятель­ности. По результатам защиты выпускной квалификационной работы Государственная экзаменационная комиссия (ГЭК) решает вопрос о при­своении выпускнику квалификации (степени) бакалавра экономики.

Преддипломная производственная практика позволяет, используя полученные теоретические  знания, собрать, проанализировать и резюмировать финансово- экономическое состояние предприятия, изучить его динамику, таким образом заложить практическую основу для написания будущей выпускной квалификационной работы..

Для достижения указанной цели требуется пройти определенные этапы подготовки:

− выбрать и закрепить тему, а также организацию, по материалам которой будет выполняться работа;

− подобрать литературу и практический материал по теме работы;

− составить и согласовать с научным руководителем план и график прохождения практики;

− исследовать теоретические аспекты проблемы;

‒ осуществить сбор, анализ и обобщение эмпирических данных;

− сформулировать выводы и рекомендации;

− оценить в количественном выражении  социально-экономическую эффективность выводов и предложений;

− оформить соответствующим образом отчет о прохождении преддипломной производственной практики;

− пройти защиту работы.

 

Сбор и обработка информации является одним из наиболее ответ­ственных и сложных этапов выполнения преддипломной производственной практики (ППП).

Статистическая, финансовая  и другая информация собирается с учетом задач, поставленных руководителем практики. Основными ее источниками являются:

‒ бухгалтерский баланс ;

‒ отчет о финансовых результатах;

‒ отчет об изменении капитала;

‒ отчет о движении денежных средств;

‒ отчет о целевом использовании полученных средств;

‒ статистическая отчетность;

‒ внутренняя отчетность предприятия.

В работе может использоваться первичная и вторичная информа­ция. Первичная информация собирается путем самостоятельного прове­дения специальных исследований по разработанной программе (с помо­щью анкетирования, опроса, из первичных документов, с привлечением экспертов и т.д.). Вторичная ‒ это информация экономических и статистических органов, других структур. Статистическая информация соби­рается с учетом задач, которые поставлены в выпускной работе. Как пра­вило, наиболее полезной является информация, содержащаяся в специ­альных изданиях.

Собранный материал нужно оценить с точки зрения репрезента­тивности и достоверности.

Основные требования к написанию отчета по преддипломной производственной практике:

− соответствие содержания отчета о преддипломной производственной практике целям последующей работы над ВКР;

− логическая последовательность изложения материала, базирующаяся на прочных теоретических знаниях по избранной теме;

− необходимая глубина исследования и убедительность аргументации;

− конкретность представления практических результатов работы;

− корректное изложение материала и грамотное оформление работы.

В процессе подготовки и защиты работы студенты должны:

− овладеть навыками самостоятельной исследовательской и аналитичес­кой работы, необходимыми для будущей практической деятельности;

− расширить и углубить полученные теоретические и практические зна­ния по специализации;

− уметь систематизировать и обобщать практический материал и делать на основе проведенного анализа аргументированные выводы и предложения;

− уметь вырабатывать свою точку зрения по актуальным экономическим проблемам.

Отчет о преддипломной производственной практике  бакалавра должен  удовлетворять следующим требованиям:

‒ использовать фактические данные предприятий и организаций различных организационно-правовых форм, фактический материал в ви­де отчетных, плановых и прочих документов, таблиц, рисунков, диа­грамм, схем и т.д.;

‒ содержать необходимые аналитические, прогнозные или плано­вые расчеты;

‒ использовать экономико-математические модели и компьютер­ные технологии (электронные таблицы, пакеты прикладных программ, графики, выполненные на компьютере);

‒ предлагать рекомендации по совершенствованию изучаемых процессов;

‒ строго соответствовать требованиям работы по оформлению.

В отчете по преддипломной производственной практике бакалавра студент должен показать:

‒ достаточную теоретическую подготовку и способность использовать его в практической деятельности;

‒ умение изучать и обобщать нормативные акты и литературные источники;

‒ способность решать практические организационно-экономические задачи;

‒ навыки комплексного анализа ситуаций, моделирования и расче­тов, владения современной вычислительной техникой;

‒ умение грамотно применять методы оценки экономической и социальной эффективности предлагаемых решений;

‒ умение логически строить текст, формулировки выводов и пред­ложений.

Профессиональная готовность студента определяется умением отобрать необходимую информацию, обработать ее, сделать обоснование обобщения, выводы, предвидеть последствия и аргументировать целесо­образность реализации предлагаемых решений.

Работа оформляется в виде, который может позволить судить о полноте и обосновании содержащихся в ней результатов, выводов и предложений. Ей должны быть присуши целевая направленность и четкость построения, логическая последовательность изложения материала, точность формулировок, конкретность в представлении результатов, до­казательность выводов и обоснованность рекомендаций, грамотное оформление.

ВЫБОР МЕСТА  И ЗАКРЕПЛЕНИЕ НАУЧНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

 

При выборе базы практики необходимо учитывать возможность решения студентом задач производственной преддипломной практики, поставленных темой выпускной квалификационной работы. При прохождении практики студенты должны выполнять функциональные обязанности, предусмотренные должностями, связанными с аналитической поддержкой принятия решений; разработкой, внедрением и сопровождением информационных систем или технологий, а также управлением данными процессами; моделированием архитектуры или бизнес-процессов предприятия (организации, учреждения).

С целью выбора базы практики из числа организаций, предлагаемых БФУ им. И. Канта, студент обязан не позднее, чем за 2 месяца до начала практики подать письменное заявление о предоставлении ему места для прохождения практики.

Студенты могут самостоятельно осуществлять поиск места практики или проходить практику по месту жительства или работы. В этом случае не позднее, чем за 1,5 месяца до начала практики студент должен представить в учебное заведение гарантийное письмо с места прохождения практики, подтверждающее предоставление студенту места практики и материалов для выполнения программы практики и выписку из приказа (заверенную копию приказа) «об организации практики в компании», с указанием руководителя практики. Гарантийное письмо должно быть выполнено на фирменном бланке организации, зарегистрировано (т.е. иметь исходящий номер и дату регистрации) и заверено печатью организации.

Распределение студентов по местам прохождения практики, закрепление их за руководителями практики от организации и университета утверждается приказом ректора БФУ им. И. Канта не позднее, чем за месяц до начала практики. Непосредственное руководство производственной практикой студентов направления 38.03.01 «Экономика» и контроль за качеством ее прохождения осуществляет, как правило, руководитель ВКР.

До начала практики руководитель практики разрабатывает тематику индивидуальных заданий на преддипломную производственную практику. Индивидуальное задание на преддипломную производственную практику оформляется в соответствии с установленной формой, составляется в одном экземпляре, подписывается руководителем практики от Университета, практикантом, согласовывается с руководителем практики от предприятия (организации, учреждения) и утверждается директором ЕБШ. Этот экземпляр задания подшивается в отчет по практике.

Руководство практикой обучающихся в организациях-базах практик осуществляет руководитель практики от организации, назначаемый руководителем организации из числа высококвалифицированных специалистов структурных подразделений, соответствующих профилю программы практики на основании приказа, изданного руководителем учреждения.

В период практики на студентов распространяются правила охраны труда и правила внутреннего распорядка, действующие в организации-базе практики. По результатам производственной практики каждый студент составляет письменный отчет, состоящий из текстовых и графических материалов, который визируется руководителем практики по месту ее прохождения, а затем представляется руководителю практики от Университета не позднее, чем через день после её окончания.

В период прохождения практики студенты должны ознакомиться с производственно-хозяйственной деятельностью и организационной структурой предприятия (организации) по следующим направлениям:

-история развития предприятия,

-организационно-правовая форма предприятия, форма собственности,

-организационная структура управления предприятием,

-производственная структура предприятия,

-экономические и технические условия деятельности предприятия,

-материально-техническая база предприятия,

-структурные подразделения предприятия: функции, права, обязанности отдельных служб и отделов,

-кадровый состав предприятия, численность и квалификационный состав персонала,

-основные направления и характер деятельности предприятия в соответствии с уставом,

-ассортимент выпускаемой продукции и оказываемых предприятием услуг,

-основные экономические показатели деятельности предприятия (организации) и их динамика за ряд лет.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 151.