Критерии оценивания выполнения заданий раздела «Письмо»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Письменная речь относится к продуктивным видам речевой деятельности и, в первую очередь, оценивается с точки зрения успешности выполнения коммуникативной задачи. Тем не менее, до недавнего времени успешность работы учащегося определялась в основном по количеству лексико-грамматических ошибок, и отметка выставлялась без учета выполнения коммуникативной задачи. При этом оценивание было чисто субъективным: не было ни критериев оценивания, ни шкал, позволяющих перейти на более объективное оценивание. В настоящее время разработаны критерии и параметры оценивания, позволяющие достаточно адекватно оценивать раздел «Письмо». Сейчас наиболее важными критериями оценивания выполнения задания стали такие критерии, как «Решение коммуникативной задачи» и «Организация текста», так как именно они показывают, насколько успешно решена учащимися коммуникативная задача.

Для оценивания выполнения коммуникативных заданий раздела «Письмо» применяется сочетание двух рейтинговых шкал в системе, специально разработанной для измерения различных сторон коммуникативной компетенции учащихся. Система предусматривает словесное описание критериев оценивания развернутого ответа (личного письма – задание 39 и письменного высказывания с элементами рассуждения – задание 40 и цифровую характеристику нормативов оценки по каждому критерию. Каждый критерий в зависимости от его значимости оценивается рейтинговой шкалой различной длины: 3–0 или 2–0. Максимальное количество баллов, которое можно набрать за личное письмо, – 6, за написание сочинения-рассуждения –14.

Ответы на задание 39 (личное письмо) оцениваются по 3 критериям: «Решение коммуникативной задачи» (РКЗ) (0–2 балла), «Организация текста» (0–2 балла), «Языковое оформление текста» (0–2 балла). Максимальное число баллов за успешное выполнение задания 39 – 6 баллов.

В критерии РКЗ выделяется 6 аспектов: ответы на вопросы (3 аспекта: каждый вопрос –аспект), три вопроса, поставленных автором письма (1 аспект), аспект вежливости (1 аспект, включающий благодарность, ссылки на предыдущие и на последующие контакты) и стиль (1 аспект, причем в случае задания 39 базового уровня сложности требования к соблюдения неофициального стиля включают только правильный выбор обращения, заключительной фразы и подписи).

Максимальный балл 2 за РКЗ выставляется, если содер­жание отражает все 6 аспектов, указанных в задании (даны пол­ные и точные ответы на все вопросы, поставлены правильно три вопроса по указанной теме); указанные выше элементы стилевого оформ­ления речи вы­браны правильно с учётом цели выска­зывания, ситуации общения и адресата; соблюдены принятые в языке нормы веж­ливости (допускается 1 неполный или неточный аспект). 1 балл за РКЗ выставляется, если со­держание отражает не все аспекты, ука­занные в задании ИЛИ 2-4 аспекта раскрыты не пол­ностью или неточно (все случаи, не указанные в оценивании на 2 балла и 0 баллов). 0 (ноль) баллов ставится, если 3 и более аспектов из 6 отсутствуют, ИЛИ 5 аспектов из 6 раскрыты не пол­ностью или неточно, ИЛИ ответ не со­ответствует требу­е­мому объёму.

Полным ответом считается ответ, раскрывающий содержание всех пунктов плана и отвечающий коммуникативной задаче. Полный ответ на пункт плана включает все элементы вопроса: WHERE and WHEN,WHAT and WHY. Если дан ответ только на одну часть вопроса, то такой ответ считается неполным.

Точным считается ответ, соответствующий предложенным пунктам плана и заданным вопросам. Неточным считается ответ, если он содержит фактическую ошибку, отход от темы или элементы топика.

Типичной ошибкой участников ЕГЭ является значительное превышение объема личного письма, указанного в задании, что приводит в подавляющем большинстве случае к нулю за РКЗ, так как часто не засчитываются при этом аспекты вежливости, стиль и постановка вопросов.

В личном письме помимо языковых ошибок могут быть фактические ошибки, когда пишущий/говорящий приводит факты, противоречащие действительности, дает неправильную информацию о реальных личностях и событиях либо искажает факты из прослушанного/прочитанного или увиденного на фото/в фильме и т.п. Такие ошибки относятся к критерию РКЗ. Правомерность оценивания экспертами фактической достоверности ответов участников экзамена основана на требованиях ФК ГОС к уровню иноязычной коммуникативной компетенции выпускников, включающей социокультурную компетенцию, а также наличием в ФК предметного содержания учебной дисциплины «Иностранный язык». С переходом на новый ФГОС метапредметность и межпредметность будет только усиливаться.

По критерию «Организация текста» (ОТ) максимальный балл 2 выставляется, если высказывание ло­гично; средства ло­ги­ческой связи ис­пользованы пра­вильно; текст вер­но раз­делён на абзацы; структур­ное оформление текста соответст­вует нор­мам, при­ня­тым в стране изучае­мого языка (допускается 1 логическая ошибка ИЛИ 1 нарушение деления на абзацы ИЛИ 1 нарушение в средствах логической связи ИЛИ 1 нарушение принятых норм оформления лич­ного письма). 1 балл за ОТ выставляется, если высказывание не всегда логично; име­ются ошибки в использовании средств логиче­ской свя­зи, И/ ИЛИ в де­ле­нии текста на аб­зацы И/ ИЛИ в оформлении лич­ного письма (все случаи, не указанные в оценивании на 2 балла и 0 баллов). 0 (ноль) баллов за ОТ ставится, если имеются 3 и более логические ошибки, ИЛИ имеются 3 и более нарушений в средствах логической связи, ИЛИ деление текста на абзацы отсутствует, ИЛИ имеются 3 и более нарушения принятых норм оформления лич­ного письма.

Оценивая выполненную работу по критерию «Языковое оформление текста», следует помнить, что это задание базового уровня, а значит, мы не должны предъявлять к нему завышенных требований, например, в области пунктуации, которая в школьной программе представлена в крайне ограниченном объеме. Учитываются те знаки препинания, которые характерны для формата личного письма в обращении, подписи, завершающей фразе. При этом отсутствие запятой после обращения ошибкой не является, ошибкой считается только восклицательный знак. Ошибкой в личном письме считается восклицательный знак после обращения и завершающей фразы. Восклицательные знаки в конце предложений Thank you for your letter! Write back soon!- ошибкой не считаются. Точка после подписи считается ошибкой. Точка после завершающей фразы вместо запятой также считается ошибкой. Отсутствие запятых или наличие точек в адресе не считается ошибкой.

В критериях оценивания прямо указывается, при каком числе ошибок какой балл выставляется за языковое оформление личного письма. Максимальный балл (2) не означает, что в работе нет никаких описок или ошибок. При 2 лексико-грамматических ошибках, которые сопровождаются 2 орфографическими и пунктуационными ошибками, работа может быть оценена в 2 балла. Но если в работе 3 лексико-грамматические ошибки, то даже при отсутствии орфографических и пунктуационных ошибок ее следует оценить в 1 балл. Если число лексико-грамматических ошибок и /или орфографических и пунктуационных ошибок превышает 4, то работа оценивается в 0 баллов по данному критерию. Следует обратить внимание на то, что повторяющиеся ошибки считаются как одна. Если слово написано неверно с 2 – 3 орфографическими ошибками, считаем это все равно за 1 орфографическую ошибку – участник не знает написания 1 слова.

 

Таким образом, личное письмо (задание 39) оценивается по трем критериям, а именно, «Решение коммуникативной задачи» (0–2 балла), «Организация текста» (0–2 балла), «Языковое оформление текста» (0–2 балла).

Особенности оценивания задания 39:

– при получении экзаменуемым 0 баллов по критерию «Решение коммуникативной задачи» все задание оценивается 0 баллов;

– допустимое отклонение от заданного объема в задании 39 составляет 10%.

Нарушения в объеме в задании 39 (требуемый объем 100–140 слов):

– если в задании 39 менее 90 слов, то задание проверке не подлежит и оценивается 0 баллов.

– если объем задания превышает допустимый в пределах 10%, т.е. в письме не более 154 слов, то задание проверяется полностью без снижения баллов;

– при превышении объема более чем на 10%, т. е. если в задании 39 более 154 слов, проверке подлежит только та часть работы, которая соответствует требуемому объему, т. е. с начала письма отсчитываются 140 слов, которые и подлежат проверке. 

Необходимо отметить:

  • Если значительно превышен объем и 140 слов приходятся на середину вопроса, то такой вопрос не засчитывается. Если 140 слов практически включают вопрос (не хватает только одного слова), то такой вопрос засчитывается.
  • Если в ответе на вопрос друга автор кратко отвечает «Я не знаю», то такой ответ считается неполным и за ответ ставится +- (плюс-минус), например: Вопрос: Как бороться с загрязнением окружающей среды? Ответ 1: Я не знаю, как бороться с загрязнением окружающей среды +- (плюс-минус). Может быть другая ситуация. Если в ответе на вопрос друга автор отвечает более полно: Ответ 2: Я не знаю, как бороться с загрязнением окружающей среды. Ученые всего мира думают над этим и они пока не нашли достойный ответ. Во втором случае за такой ответ может быть поставлен +(плюс).
  • Выражение благодарности не является одновременно ссылкой на предыдущие контакты. Например, участники экзамена часто пишут: «Thank you for your recent letter», считая, что это предложение выполняет сразу две функции. Это неверно. Рекомендуется давать отдельно в двух предложениях благодарность и ссылку, например: Thanks for your recent letter. It was great to hear from you again.
  • Не являются ссылками на прошлые контакты фразы типа: Great to hear from you./Sorry that I haven’t written to you earlier. Принимаются ссылки: Great to hear from you again./It was nice to hear from you again./I am always glad to receive letters from you/ I always like to read your letters. Упоминание чего-либо, якобы, из содержания прошлого (выдуманного) письма (например, Great that you’ve passed the exam./ I am glad that you’ve visited your grandmother), также не является ссылкой на прошлые контакты. Такое расширение содержания ответного письма неоправданно и может привести к превышению объема при не полностью выполненной коммуникативной задаче.
  • Ссылка «надежда на будущий контакт» может быть дана так: Hope to hear from you soon. Write back soon. Keep in touch. Drop me a line. Желательно, чтобы фраза была написана на отдельной строке, но не считается ошибкой, если она не будет на отдельной строке.
  • Если вопросы даются в начале письма до ответов на вопросы друга без нарушения логики, то оценка не снижается.
  • Если ответы на каждый вопрос даны в отдельных абзацах, но логично выстроены и при этом абзац состоит не из одного простого предложения, то оценка не снижается.
  • Если в ответе на вопрос допущена фактическая ошибка (например, героем 20 века в России назван Иван Грозный; самая длинная река в России-Волга), то такой ответ считается неточным и отмечается в дополнительной схеме как +- (плюс-минус).

· Если в адресе указываются фамилия и имя автора письма (участника экзамена), то адрес не засчитывается.

· Зарубежный адрес принимается.

· Если дата в письме является абсурдной (например, вместо даты написания дается дата рождения или индекс), то такая дата не принимается. Если год указан правильный, то принимаем дату.

 

Письменное высказывание с элементами рассуждения (задание 40) оценивается по пяти критериям: «Решение коммуникативной задачи» (максимально 3 балла), «Организация текста» (максимально3 балла), «Лексика» (максимально3 балла), «Грамматика» (максимально –
3 балла), «Орфография и пунктуация» (максимально 2 балла).

В критерии РКЗ выделяется 6 аспектов: введение, высказывание своего мнения с приведением аргументации, высказывание чужого мнения с аргументацией, объяснение, почему не согласен с чужим мнением, заключение и стиль. Выделены 4 типа стилистических ошибок:

1) риторические вопросы

2) разговорные выражения и конструкции типа Let's … (Let us и Let me - нейтральный стиль);

3) сниженная лексика типа folks (people) …

4) 3 варианта стяженных форм:

- типа I’m, he’s …

- отрицательные формы типа don’t, aren’t …

- формы модальных глаголов типа can’t, mustn’t… (Исключение: needn’t)

То есть получаем 4 типа стилистических ошибок. Если допущено 1 нарушение нейтрального стиля любого типа, ставится + (плюс) по данному аспекту, если больше, но не во всех типах, то ставится +- (плюс - минус), если есть нарушения во всех 4 типах, то считаем данный аспект 6 по РКЗ не состоявшимся и ставим – (минус) в дополнительной схеме оценивания.

Максимальный балл 3 за РКЗ ставится, если содержание отражает полно и точно все аспекты, указанные в задании; стилевое оформление речи выбрано правильно (допускается 1 нарушение нейтрального стиля). 2 балла за РКЗ ставится в случае, когда 1-2 аспекта содержания, указанные в задании, раскрыты не пол­ностью или неточно; стилевое оформление речи в основном правильно (допускается 2-3 нарушения нейтрального стиля). 1 балл за РКЗ выставляется, если в содержании не раскрыты 1-2 аспекта, ИЛИ 3-4 аспекта содержания раскрыты неполно или неточно; ИЛИ 1 аспект не раскрыт и 1-2 аспекта содержания раскрыты неполно или неточно; имеются ошибки в стилевом оформлении речи (допускается 4 нарушения нейтрального стиля).  0 (ноль) баллов ставится во всех случаях, не указанных в оценивании на 1, 2 и 3 балла, ИЛИ ответ не соответствует требуемо­му объёму, ИЛИ более 30% ответа имеет непродуктивный характер (т.е. текстуально совпадает с опуб­ликованным источником).

По критерию «Организация текста» (ОТ) максимальный балл 3 выставляется, если высказывание логично; средства логической связи использованы правильно; структура текста соответствует предложен­ному плану; текст правильно разделён на абзацы. 2 балла ставится, если высказывание в основном логично (имеются 1-2 логические ошибки), И/ ИЛИ имеются 1-2 недос­татка при использовании средств логической связи, И/ ИЛИ имеются 1-2 отклоне­ния от плана в структуре выска­зывания, И/ ИЛИ имеются 1-2 недостатка при деле­нии текста на абзацы. 1 балл выставляется, если в высказывании имеются 3-4 логические ошибки, И/ ИЛИ имеются 3-4 ошибки в ис­пользовании средств логи­ческой связи, И/ ИЛИ имеются 3-4 отклонения от предложенного плана; имеются 3-4 недостатка в делении текста на абзацы.
0 (ноль) баллов ставится, если в высказывании имеются 5 и более логических ошибок, И/ ИЛИ имеются 5 и более ошибок в использовании средств логической связи, И/ ИЛИ предложенный план ответа полностью не соблюдается, И/ ИЛИ деление текста на абзацы отсутствует.

Оценивая выполненную работу по критерию «Лексика», следует помнить, что это задание высокого уровня, а значит, к нему предъявляются более высокие требования. Максимальный балл 3 ставится, если используемый словар­ный запас соответст­вует уровню сложности за­дания; практически нет нарушений в исполь­зовании лек­сики (допускается 1 лексическая ошибка). 2 балла ставится, если используемый словар­ный запас соответст­вует уровню сложности за­дания, однако встре­чаются 2-3 лексические ошибки, ИЛИ сло­вар­ный запас огра­ни­чен, но лексика ис­поль­зована правильно. 1 балл выставляется, если используемый словар­ный запас не вполне соответст­вует уровню сложности за­дания, в тексте имеются 4 лексические ошибки. 0 (ноль) баллов ставится, если используемый словар­ный запас не соответст­вует уровню сложности за­дания, в тексте имеются 5 и более лексических ошибок.

Выделяем следующие типы ошибок.

К лексическим ошибкам отнесем:

• ошибки в неправильном употреблении слова в контексте;

• ошибки в сочетаемости;

• пропуск слова, когда это не влияет на грамматическую структуру предложения;

• ошибки в словообразовании (если не меняется часть речи: regular-unregular вместо irregular);

• послелоги во фразовых глаголах;

• ошибки в написании слов, которые меняют их значение (think – thing, lose – loose).

 

В задании 40 лексический запас должен соответствовать высокому уровню. Ограниченность словарного запаса показывают:

  • повторы одних и тех же слов, отсутствие синонимов;
  • отсутствие антонимов;
  • некорректное употребление слова;
  • нарушение сочетаемости.

По критерию «Грамматика» ставится максимальный балл 3, если используемые грам­матические средства соответст­вуют уровню сложности за­дания, нарушений практически нет (допускаются 1-2 не повторяющиеся грамматические ошибки). Балл 2 ставится, если используемые грамматические средства соответст­вуют уровню сложности за­дания, однако в тексте имеются 3-4 грамма­тические ошибки. Балл 1 ставится, если используемые грамматические средства не вполне соответст­вуют уровню сложности за­дания, в тексте имеются 5-7 грамматических оши­бок. Балл 0 выставляется, если используемые граммати-ческие средства не соответст­вуют уровню сложности за­дания, имеются 8 и более грамматических ошибок.

К грамматическим ошибкам отнесем:

• ошибки в употреблении видовременных форм глаголов, неличных форм глаголов, модальных глаголов; форм множественного числа и притяжательного падежа существительных; форм степеней сравнения прилагательных и наречий; артиклей, предлогов, местоимений и т.д. (см. Кодификатор);

• ошибки в порядке слов в предложении;

• пропуск слова (подлежащего и сказуемого), влияющий на грамматическую структуру предложения;

• ошибки в словообразовании, если меняется часть речи, например, от прилагательного active вместо существительного activity образуют наречие actively.

 

В задании 40 грамматические средства также должны соответствовать высокому уровню. Ограниченность грамматических средств показывают:

• повторы одних и тех же конструкций;

• использование только простых коротких предложений;

• отсутствие распространенных предложений;

• некорректное использование грамматических средств.

 

По критерию «Орфография и пунктуация» ставится максимальный балл 2, если орфографические ошибки практиче­ски отсутствуют. Текст разделён на предложения с правиль­ным пунктуа­ци­онным оформ­ле­нием (допускаются 1 орфографическая И/ ИЛИ 1 пунктуационная ошибка). 1 балл ставится, если в тексте имеются 2-4 орфо­графические И/ ИЛИ пунктуационные ошибки. 0 (ноль) баллов ставится, если тексте имеются 5 и более орфографических И/ ИЛИ пунктуационных ошибок. Отсутствие запятой после всех типов вводных слов считается одной повторяющейся ошибкой.

К орфографическим ошибкам отнесем все ошибки в написании слова, если они не меняют значение слова. Если ошибка в написании слова меняет его значение, то такая ошибка переходит в разряд лексических (think – thing, lose – loose). Если слово написано правильно, а затем зачеркнуто и дан неправильный вариант либо наоборот, принимается последний, не зачеркнутый вариант. Если слово, повторяющееся в работе несколько раз, один раз написано правильно, а второй (третий и т.п.) – неправильно, это считается ошибкой. Если слово написано неразборчиво и какая-то буква либо буквы непонятны, то это считается ошибкой.

К пунктуационным ошибкам в задании 40 отнесем точку, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения, отсутствие запятой после всех типов вводных слов, перечислении, нарушения при оформлении прямой речи.

Особенности оценивания ответов на задания 40:

– при получении экзаменуемым 0 баллов по критерию «Решение коммуникативной задачи» все задание оценивается 0 баллов;

– При оценивании задания 40 особое внимание уделяется способности экзаменуемого продуцировать развёрнутое письменное высказывание. Если более 30% ответа имеет непродуктивный характер (т.е. текстуально совпадает с опубликованным источником), то выставляется 0 баллов по критерию «Решение коммуникативной задачи», и, соответственно, всё задание оценивается в 0 баллов. Текстуальным совпадением считается дословное совпадение отрезка письменной речи длиной 10 слов и более. Выявленные текстуальные совпадения суммируются, и при превышении ими 30% от общего числа слов в ответе, работа оценивается в 0 баллов. (см. Приложение 5 в конце пособия, оно же Приложение 5 в демоверсии);

– допустимое отклонение от заданного объема в задании 40 составляет 10%.

Нарушения в объеме в задании 40 (требуемый объем 200–250 слов):

– если в задании 40 менее 180 слов, то задание проверке не подлежит и оценивается
в 0 баллов;

– Если объем задания превышает допустимый в пределах 10%, т. е. в письме не более 275 слов, то задание проверяется полностью без снижения баллов;

– при превышении объема более чем на 10%, т. е. если в задании 40 более 275 слов, проверке подлежит только та часть работы, которая соответствует требуемому объему, т. е. с начала письменного высказывания отсчитываются 250 слов, которые и подлежат проверке. 

Требование к учащимся соблюдать заданный объем не является чисто формальным, оно прямо связано с содержанием письменного высказывания и в конечном итоге с выполнением коммуникативной задачи. Апробационные исследования, анализ выполненных участниками ЕГЭ работ показали, что при объеме личного письма менее 90 слов, письменного высказывания – менее 180 слов, коммуникативная задача не может быть выполнена. Недостаточный объем письменной работы – это показатель низкого уровня владения языком, ограниченности лексического запаса и несформированности языковых навыков.

Превышение объема, с другой стороны, показывает неумение участника ЕГЭ вдуматься в поставленную перед ним коммуникативную задачу, отобрать действительно важный для ее выполнения содержательный материал и четко сформулировать свои мысли. Часто превышение объема работы вызвано тем, что экзаменуемый старается вставить в свою работу выученные наизусть отрывки из пресловутых «топиков», что ведет к отходу от темы, а иногда –
к ее полной подмене.

Следует обратить внимание, что допустимые границы объема выполнения заданий 39 и 40 очень широки даже в том виде, как они прописаны в КИМах: 39 – от 100 до 140 слов, 40 – от 200 до 250 слов. При подготовке обучающихся к ЕГЭ их следует ориентировать именно на эти требования. Введение пункта о допустимости 10% отклонений от предписанного объема продиктовано заботой об учащихся и экзаменаторах, желанием избежать лишнего стресса, пониманием возможности ошибки при подсчете в стрессовой ситуации.

В ряде случаев отмечена тенденция повтора подряд отдельных слов для увеличения объема выполненного задания, например, «Scientists think think think that …». В этом случае неоправданные повторы не засчитываются в объем. Эксперт зачеркивает повтор, оставляя одно слово и пишет на полях «повтор слова». Если подобный повтор слова обнаружен в ходе содержательной проверки после подсчета слов, то эксперт зачеркивает проставленное ранее количество слов, пишет новую цифру и указывает – «повтор слова». При объеме письменного высказывания менее требуемого, эксперт выставляет 0 за недостаточный объем, ответ далее не проверяется. Если значительно превышен объем в задании 40 и 250 слов приходятся на середину предложения, то такое предложение и текст, следующий за ним, не засчитываются. Если 250 слов практически включают предложение (не хватает только одного-двух слов), то такое предложение засчитывается, а текст, следующий за этим предложением, не засчитывается.

Правила подсчета слов изложены в Приложении 5, которое приводится в конце данного пособия (оно же Приложение 5 к демоверсии).

Обращаем внимание экспертов на то, что подмен формата сочинения «Мое мнение» на формат «За и против» оценивается в 0 (ноль) баллов, так как личное мнение пишущего не высказано, как правило, отсутствуют 1-3 аспекта, а также есть неполные аспекты (см. Критерии оценивания задания 40). Отметим, что в сочинении «За и против» не нужно выражать свое или чужое мнение, здесь рассматриваются преимущества и недостатки одного и того же явления, не требуются контраргументы, в заключении обычно говорится о том, что каждый вправе делать свой выбор. В сочинении «Мое мнение» согласно плану необходимо выразить свое мнение во втором абзаце и подтвердить его в заключении. В данном типе сочинения также нужно объяснить, что существует другая точка зрения на данную проблему и объяснить, почему автор не согласен с ней и с аргументами оппонента. В ЕГЭ используется только формат «Мое мнение».

Часто задают вопрос, что считается перефразированием во введении? Перефразированием считается изменение утверждения (предлагаемая тема) с помощью синонимов, антонимов, толкования или изменения грамматической структуры предложения, при этом смысл утверждения не должен меняться. Замена одного слова: существительного на местоимение, travel на it, one на a person не является перефразированием. Необходима замена хотя бы 2 слов либо замена грамматической конструкции. Например, тема: “Friendship is the greatest gift in life”. Перифразы, которые будут приняты: 1.”The question whether friendship is the most valuable present one gets in life is highly debatable”(введены синонимы, заменена грамматическая конструкция). 2. “ Friendship is believed to be the greatest gift in life” (введена грамматическая конструкция «Сложное подлежащее»). Перифраз: “Friendship is the greatest present in life” не будет засчитана. Формулировка: “ Many people think that f riendship is the greatest present in life” также не будет засчитана, так как здесь налицо дополнение к утверждению, а сама формулировка утверждения практически не изменена.

Для успешного оценивания выполнения заданий данного раздела эксперту необходимо ознакомиться с заданием для учащегося, критериями оценивания задания и с дополнительной схемой оценивания конкретного задания. Максимальный балл за выполнение заданий раздела «Письмо» – 20 баллов.

 





Требования к оцениванию заданий раздела «Письмо» ЕГЭ

 

Критерии оценивания выполнения задания 39

(максимум 6 баллов)

 

Баллы Решение коммуникативной задачи Организация текста Языковое оформление текста
  К1 К2 К3
2 Задание выполнено полностью: содер­жание отражает все аспекты, указанные в задании (даны пол­ные и точные ответы на все вопросы, заданы правильно три вопроса по указанной теме); стилевое оформ­ление речи вы­брано правильно с учётом цели выска­зывания и адресата; соблюдены принятые в языке нормы веж­ливости (допускается 1 неполный или неточный аспект) Высказывание ло­гично; средства ло­ги­ческой связи ис­пользованы пра­вильно; текст вер­но раз­делён на абзацы; структур­ное оформление текста соответст­вует нор­мам, при­ня­тым в стране изучае­мого языка (допускается 1 логическая ошибка ИЛИ 1 нарушение деления на абзацы ИЛИ 1 нарушение в средствах логической связи ИЛИ 1 нарушение принятых норм оформления лич­ного письма) Используемый словар­ный запас и граммати­ческие структуры соот­ветствуют уровню сложности задания; орфо­гра­фические и пунк­туаци­онные ошибки практи­чески отсутству-ют (допускаются 1-2 лексико-грам­матиче­с­кие ошибки И/ ИЛИ 1-2 орфографиче­ские и пунктуационные оши­бки)
1 Задание выполнено не полностью: со­держание отражает не все аспекты, ука­занные в задании ИЛИ 2-4 аспекта раскрыты не пол­ностью или неточно (все случаи, не указанные в оценивании на 2 балла и 0 баллов) Высказывание не всегда логично; име­ются ошибки в использовании средств логиче­ской свя­зи, И/ ИЛИ в де­ле­нии текста на аб­зацы И/ ИЛИ в оформлении лич­ного письма (все случаи, не указанные в оценивании на 2 балла и 0 баллов) Используемый словар­ный запас и граммати­ческие структуры не полностью соот­ветствуют уровню сложности задания: имеются 3-4 лексико- грамматические ошиб­ки И/ ИЛИ име­ются 3-4 орфографические и пунктуационные ошиб­ки
0 Задание не выпол­нено: 3 и более аспектов содержания отсутствуют, ИЛИ 5 аспектов раскрыты не пол­ностью или неточно, ИЛИ ответ не со­ответствует требу­е­мому объёму   Имеются 3 и более логические ошибки, ИЛИ имеются 3 и более нарушений в средствах логической связи, ИЛИ деление текста на абзацы отсутствует, ИЛИ имеются 3 и более нарушения принятых норм оформления лич­ного письма Используемый словар­ный запас и граммати­ческие структуры не соответству­ют уровню сложности задания: имеются 5 и более лексико-грам­матических ошибок И/ ИЛИ 5 и более орфографических и пунктуационных ошибок

 

Примечание. Критерий «Орфография и пунктуация» в разделе «Письмо» оценивается в 2 балла. При получении экзаменуемым 0 баллов по критерию «Решение коммуникативной задачи» все задание оценивается в 0 баллов.

Критерии оценивания выполнения задания 40 высокого уровня сложности                         (максимум 14 баллов)

Баллы Решение коммуникативной задачи Организация текста
  К1 К2
3 Задание выполнено пол­ностью: содержание отражает полно и точно все аспекты, указанные в задании; стилевое оформление речи выбрано правильно (допускается 1 нарушение нейтрального стиля) Высказывание логично; средства логической связи использованы правильно; структура текста соответствует предложен­ному плану; текст правильно разделён на абзацы
2 Задание выполнено в основном: но 1-2 аспекта содержания, указанные в задании, раскрыты не пол­ностью или неточно; стилевое оформление речи в основном правильно (допускается 2-3 нарушения нейтрального стиля) Высказывание в основном логично (имеются 1-2 логические ошибки), И/ИЛИ имеются 1-2 недос­татка при использовании средств логической связи, И/ИЛИ имеются 1-2 отклоне­ния от плана в структуре выска­зывания, И/ИЛИ имеются 1-2 недостатка при деле­нии текста на абзацы
1 Задание выполнено не пол­ностью: в содержании не раскрыты 1-2 аспекта, ИЛИ 3-4 аспекта содержания раскрыты неполно или неточно, ИЛИ 1 аспект не раскрыт и 1-2 аспекта содержания раскрыты неполно или неточно;  имеются ошибки в стилевом оформлении речи (допускается 4 нарушения нейтрального стиля) В высказывании имеются 3-4 логические ошибки, И/ИЛИ имеются 3-4 ошибки в ис­пользовании средств логи­ческой связи, И/ИЛИ имеются 3-4 отклонения от предложенного плана; имеются 3-4 недостатка в делении текста на абзацы
0 Задание не выполнено: все случаи, не указанные в оценивании на 1, 2 и 3 балла, ИЛИ ответ не соответствует требуемо­му объёму, ИЛИ более 30% ответа имеет непродуктивный характер (т.е. текстуально совпадает с опуб­ликованным источником) В высказывании имеются 5 и более логических ошибок, И/ИЛИ имеются 5 и более ошибок в использовании средств логической связи, И/ИЛИ предложенный план ответа полностью не соблюдается, И/ИЛИ деление текста на абзацы отсутствует

 

Баллы Лексика Грамматика Орфография и пунктуация
  К3 К4 К5
3 Используемый словар­ный запас соответст­вует высокому уровню сложности за­дания; практически нет нарушений в исполь­зовании лек­сики (допускается 1 лексическая ошибка) Используемые грам­матические средства соответст­вуют высокому уровню сложности за­дания, нарушений практически нет (допускаются 1-2 не повторяющиеся грамматические ошибки)  
2 Используемый словар­ный запас соответст­вует высокому уровню слож-ности за­дания, однако встре­чаются 2-3 лексические ошибки, ИЛИ словарный запас ограничен, но лексика использована правильно Используемые грамматические средства соответст­вуют высокому уровню сложности за­дания, однако в тексте имеются 3-4 грамма­тические ошибки Орфографические ошибки практиче­ски отсутствуют. Текст разделён на предложения с правиль­ным пунктуа­ци­онным оформ­ле­нием (допускаются 1 орфо-графическая И/ИЛИ 1 пунктуационная ошибка)
1 Используемый словар­ный запас не вполне соответст­вует высокому уровню сложности за­дания, в тексте имеются 4 лексические ошибки Используемые грамматические средства не вполне соответст­вуют высокому уровню сложности за­дания, в тексте имеются 5-7 грамматических ошибок В тексте имеются 2-4 орфографические И/ИЛИ пунктуационные ошибки

 

0 Используемый словар­ный запас не соответст­вует высокому уровню сложности за­дания, в тексте имеются 5 и более лексических ошибок Используемые грамматические средства не соответст­вуют высокому уровню сложности за­дания, имеются 8 и более грамматических ошибок В тексте имеются 5 и более орфогра-фических И/ИЛИ пунктуационных ошибок

Примечание. Критерий «Орфография и пунктуация» в разделе «Письмо» оценивается
в 2 балла. При получении экзаменуемым 0 баллов по критерию «Решение коммуникативной задачи» всё задание оценивается в 0 баллов.

 

Таким образом, при оценивании ответов на задание 39 (личное письмо) применяются следующие критерии:

· решение коммуникативной задачи;

· организация текста;

· правильность языкового оформления текста.

При оценивании ответов на задание 40 (письменное высказывание с элементами рассуждения) применяются следующие критерии:

· решение коммуникативной задачи;

· организация текста;

· лексическая грамотность;

· грамматическая правильность речи;

· правильность орфографии и пунктуации.

 

Под решением коммуникативной задачи понимается:

· соответствие теме и ситуации общения, указанной в коммуникативном задании и полнота раскрытия темы;

· использование определенного стиля речи (официального, неофициального, нейтрального) в соответствии с указанной в коммуникативном задании ситуацией;

· объем, т.е. соответствие высказывания заданному объему.

 

Под организацией текста понимается:

· логичность в изложении материала;

· связность текста, которая обеспечивается правильным использованием языковых средств передачи логической связи между отдельными частями текста (союзы, вводные слова, местоимения и т. п.);

· структурирование текста, т. е. логичное деление текста на абзацы, наличие вступления и заключения.

Основная трудность в оценке данного аспекта состоит в том, что нужно одновременно оценить замысел, смысловую цельность высказывания и композиционную стройность, логику и связность изложения. Однако, как правило, эксперты удачно справляются с оцениванием этого критерия.

 

При оценивании лексической грамотности учитываются:

· точность в выборе слов и выражений и их соответствие теме и ситуации общения; правильность их употребления в контексте;

· правильность формирования лексических словосочетаний; соблюдение узуальной (общепринятой) сочетаемости английского языка;

· запас слов и разнообразие используемой лексики (синонимы, антонимы, фразеологизмы) и их соответствие высокому уровню (В2 по общеевропейской шкале).

Практика проведения экзамена показала, что некоторые эксперты затрудняются при квалификации ошибок и иногда снижают баллы у учащихся за одни и те же ошибки как в разделе лексика, так и в разделе грамматика. Не всегда учитывается такой фактор, как типичность ошибки.

 

При оценивании грамматической правильности речи учитывается:

· точность в выборе грамматической конструкции в соответствии с целью высказывания;

· разнообразие и корректность используемых грамматических средств;

· сложность используемых конструкций.

 

При оценивании правильности орфографии и пунктуации учитывается:

· соблюдение норм орфографии иностранного языка;

· правильное оформление начала и конца предложений (заглавная буква, точка, восклицательный и вопросительный знаки).

В случае исправлений оценивается последний, не зачёркнутый вариант. Если слово, повторяющееся в работе несколько раз, один раз написано правильно, а второй (третий и т.п.) – неправильно, это считается за одну ошибку. Если слово написано неразборчиво и какая-то буква либо буквы непонятны, то это считается ошибкой.

Повторяющиеся ошибки, т.е. ошибки на одно и то же правило грамматики, лексики, орфографии, пунктуации, считаются как одна ошибка.

 

Довольно часто у учителей, обучающихся, экспертов возникают вопросы о том, как следует графически разделить текст на абзацы. В настоящее время такая графическая норма стала в английском языке очень размытой, поэтому от учащихся в рамках ЕГЭ требуется только одно – чтобы это деление на абзацы четко воспринималось глазом. Таким образом, возможны 3 варианта:

1) участник ЕГЭ использует «красную строку», отступая от края страницы (полей) на несколько знаков в начале каждого абзаца;

2) участник ЕГЭ не использует «красную строку», не отступает от края страницы (полей) на несколько знаков в начале каждого абзаца, левый край текста ровный, но при этом экзаменуемый пропускает между абзацами «лишнюю строку», делает больший пробел между последней строкой предшествующего абзаца и первой строкой последующего абзаца;

3) участник ЕГЭ одновременно и использует «красную строку», и делает больший пробел между последней строкой предшествующего абзаца и первой строкой последующего абзаца.

Если говорить о логике деления на абзацы, то здесь законы едины для всех языков, это скорее законы логики, а не языка. Поэтому в задании 39 в основной части письма минимальное число абзацев включает:

 

1) благодарность ..., ссылку на предыдущие контакты;

2) ответы на вопросы, содержащиеся в письме-стимуле (3 аспекта содержания);

3) 3 вопроса (1 аспект содержания).

Подчеркнем, что это минимальное число абзацев. На самом деле п. 2 из перечисленных (ответы на вопросы друга по переписке) может содержать даже 3 абзаца и т. д. Однако абзац не может состоять из одного простого предложения, он может состоять из одного сложноподчиненного или сложносочиненного предложения, которое занимает не одну строчку.

В задании 40 минимальное число абзацев соответствует числу пунктов плана.

 

Задания для подготовки к оцениванию раздела «Письмо»

ЗАДАНИЕ 1. Подготовьте краткое сообщение на тему «Требования Федерального компонента ГОС к уровню подготовки выпускников, обучавшихся на базовом и профильном уровнях, в области письменной речи».

 

ЗАДАНИЕ 2. Обсудите в парах, чем отличаются: а) письменная речь от устной; б) требования базового уровня от требований профильного уровня согласно Федеральному компоненту ГОС и примерным программам; в) задание базового уровня от задания высокого уровня раздела «Письмо» в КИМ ЕГЭ.

 

ЗАДАНИЕ 3. Обсудите в парах или группах, чем отличается написание личного письма от написания: а) открытки; б) делового письма; в) сочинения.

ЗАДАНИЕ 4. Какие из перечисленных ниже умений необходимы для успешного выполнения:

а) и задания 39 и задания 40

б) только 39 (личное письмо)

в) только 40 (письменное высказывание с элементами рассуждения)

г) других письменных продуктов

 

1) выписывание из текста ключевых слов;

2) нахождение ошибок в словах и предложениях;

3) оформление адреса отправителя;

4) деление на абзацы;

5) приведение примеров;

6) передача/запрос информации;

7) описание/повествование;

8) рассуждение, аргументирование;

9) выражение благодарности; ссылка на предыдущий контакт;

10) варьирование лексических и грамматических структур;

11) использование различных приемов логической организации и связи в тексте;

12) аннотирование;

13) соответствие содержания коммуникативной задаче;

14) адекватность языковых средств коммуникативной задаче;

15) подпись;

16) разворачивание тезиса/проблемы;

17) обобщение и изложение выводов;

18) высказывание своего мнения;

19) написание даты;

20) реферирование.

 

а)________________; б)_______________; в)_______________; г)______________.

 

ЗАДАНИЕ 5. Определите, в начале или в конце письма будет использоваться каждая из нижеприведенных фраз, и какую функцию она выполняет. Заполните колонки соответствующими фразами (или их номерами).

 

В начале письма

 

стоит обращение (по­с­ле обращения ста­вится запятая) автор благодарит адресата за ранее полученное письмо автор упоминает о прошлых контактах  
     

 

В конце письма

объясняется причи­на, почему автор за­кан­чивает письмо упоминается о дальнейших контактах завершающая фраза письма зависит от степени близости автора и адресата, после нее всегда ставится запятая
     

 

1. Dear Ann,

2. Write back soon.

3. Much love,

4. I guess it’s time I got on with that studying I’ve been avoiding

5. My darling,

6. Take care,

7. It was great to hear from you again.

8. Dear Ms Miller,

9. Keep in touch.

10. Best wishes,

11. Lots of love,

12. Hope to hear from you soon.

13. All the best,

14. Anyway, I must go and get on with my work.

15. I was very glad to get your letter again.

16. Sorry, my mum is calling me.

17. Thanks for your recent letter.

18. Dear Uncle Jerry,

19. Yours,

20. Drop me a line.

ЗАДАНИЕ 6. Выберите обращения, которые могут быть использованы в личном письме.

Dear Richard,

Dear Madam,

Dear Aunt Mary,

Dear Mr Fountain,

Dear Alice,

To whom it may concern

Dear Sir,

Dear Editor.

 

 

ЗАДАНИЕ 7. Выберите завершающие фразы, которые могут быть использованы в личном письме.

Yours faithfully

Love

Yours sincerely

Best wishes

Yours

Much love

All the best

Yours truly

Sincerely

Best regards

 

 


ЗАДАНИЕ 8. а) Соотнесите названия частей личного письма с их расположением на схеме:

 

    I
     
    II
     
III    
     
IV    
     

V

     

VI

     

VII

 
     

VIII

 

 

1. благодарность за полученное письмо;

2. ссылка на предыдущие контакты;

3. подпись;

  1. ссылка/упоминание о дальнейших контактах;
  2. завершающая фраза;
  3. обращение;
  4. адрес;
  5. дата;
  6. ответы на вопросы
  7. вопросы

 

 

б) Нарисуйте схему делового письма. Напишите названия каждого элемента схемы (такого задания на данный момент нет в ЕГЭ по иностранным языкам, но программа профильного уровня включает его, что означает возможность его использования в ЕГЭ в дальнейшем).

                                               

ЗАДАНИЕ 9. Определите, какой из приведенных ниже планов относится к:

1) письменному высказыванию с элементами рассуждения «За и против»;

2) письменному высказыванию с элементами рассуждения «Мое мнение».

Объясните на основе предложенных планов, в чем специфика этого типа письменного высказывания. (Несмотря на то, что в КИМ ЕГЭ последних лет используется только тип задания «Мое мнение», учащиеся часто неверно строят свое высказывание, так как свое мнение формулируют невнятно и фактически следуют плану высказывания формата «За и против», хотя этот формат в ЕГЭ 2010–2019 гг. не используется. В результате выполненная работа не решает поставленной в задании коммуникативной задачи – высказать личное мнение.)

 

A.   1. Make an introduction (state the problem paraphrasing the given statement)

2. Express your personal opinion and give 2–3 reasons for your opinion

3. Express an opposing opinion and give 1–2 reasons for this opposing

opinion

4. Explain why you don’t agree with the opposing opinion

5. Make a conclusion restating your position

 

B.   1. Introduction (State the problem)

2. Arguments “for”

3. Arguments “against”

4. Conclusion

А._____,    В.______.

ЗАДАНИЕ 10. Какие из нижеприведенных слов и выражений вводят сравнение/контраст, результат/вывод, аргумент в поддержку высказанной мысли. Заполните таблицу (в списке есть лишние слова):

what’s more, firstly; in summary; in spite of; thus, lastly, however, in addition, apart from that, in consequence, moreover, despite; on the other hand, in contrast to this; as a result, because of that, although, whatever, as, and so; nevertheless; in conclusion, besides, while, even if, and yet, equally, to put it briefly.

 

Introducing comparison/contrast Introducing result/conclusion   Introducing  supporting argument
     
     
     
     
     
     

ЗАДАНИЕ 11. В каждой строке связующих слов и выражений есть одно лишнее. Найдите его:

1) when, whenever, moreover, before, until, while, as soon as, after; 

2) finally, lastly, all in all, in conclusion, in addition, to sum up;     

3) and, also, too, moreover, what is more, in addition, furthermore, therefore;

4) although, because, but, however, on the other hand.

 

1) __________, 2)______________, 3)______________, 4)_____________

 

ЗАДАНИЕ 12. Какие из нижеприведенных слов и выражений могут быть использованы (характерны) для введения, основной части, заключения письменного высказывания с элементами рассуждения? Заполните таблицу.

Firstly, to begin with, furthermore, moreover, also, In my opinion, I believe, I think, As I see it, In today’s world it is important…, many people believe… but to my mind, However, on the other hand, though, in conclusion, all in all, to sum up, All things considered I believe…, In conclusion it is important to remind/add/point out that…the issue is far from solving/resolving yet but I think…, there is no doubt, there is a dispute, discussion/no agreement…, the problem/issue/phenomenon of…is/appears to be/has always been… many people think that… , on the one hand, on the other hand, To begin with, Firstly, secondly, finally, in addition, Besides, Moreover, in spite of this, in fact, As a result, consequently. One major advantage is, As advocates of… claim/argue, as critics point out, There are a number of disadvantages/drawbacks, To sum it up, one can come to the conclusion that…., To conclude, it appears that… .

Introduction Main part Conclusion
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

ЗАДАНИЕ 13. Согласитесь либо не согласитесь со следующими высказываниями. Подумайте, какие аргументы могут привести учащиеся. Назовите не менее 3 аргументов «за» и 3 аргументов «против» и сформулируйте собственное мнение. Исходя из этого мнения, дайте контраргументы против аргументов оппонента.

1) Having a pet is good for a family.

2) Living in a big city is better than in a village.

3) Being famous is wonderful.

4) It’s better to travel with friends than alone.

5) Internet makes people lazy.

ЗАДАНИЕ 14. Сформулируйте 5 вопросов по проблеме критериев оценивания письма и письменного высказывания с элементами рассуждения и задайте их своему коллеге.



КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

 

  1. Что является объектами контроля в письменной части ЕГЭ?
  2. Какие продукты письменной речи вы знаете?
  3. Какие продукты письменной речи проверяются в разделе «Письмо»?
  4. Какие требования предъявляются к продуктам письменной речи в ЕГЭ?
  5. Отличается ли система оценивания объективных тестовых заданий от субъективных? Чем?
  6. По каким критериям оцениваются письменные продукты в разделе «Письмо»?
  7. Какой максимальный балл может получить учащийся за задание 39?
  8. Какой максимальный балл может получить учащийся за задание 40?
  9. Какой критерий оценивается меньшим количеством баллов в письме? Почему?
  10. Какой объем предусмотрен для написания а) личного письма (задание 39); б) письменного высказывания с элементами рассуждения (задание 40)?
  11. Сколько времени отводится на написание а) личного письма (задание 39); б) письменного высказывания с элементами рассуждения (задание 40)?
  12. Какое из заданий в разделе «Письмо» труднее оценить? Почему?

 

РЕФЛЕКСИЯ

  1. Помог ли вам представленный в данной теме материал лучше понять содержание и структуру экзамена?
  2. Что было легко/трудно в усвоении темы?
  3. Что было полезным?
  4. Какие задания вы бы добавили в ЕГЭ/в данный раздел и почему?


Дата: 2019-04-23, просмотров: 245.